Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА'

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания / информатика / формирование качеств личности / наука / развитие / образование / результат / teaching methods / computer science / formation of personality qualities / science / development / education / result

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Г. Азарян, И.А. Погодина

B данной статье рассматривается определение методики преподавания информатики как педагогической науки, ее объект, предмет, и ее специфика. Статья направлена на формирование понимания методики преподавания информатики как науки. Методика преподавания – это отрасль педагогической науки, исследующая образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Она включает в себя набор методов, правил и средств обучения. Также определены основные компоненты связи между методикой преподавания информатики как науки и базовыми концепциями образовательного процесса. Многие профессиональные знания и методы работы (включая использование средств ИКТ), которыми овладевают учащиеся начальной школы, связаны с информатикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Г. Азарян, И.А. Погодина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE AS A PEDAGOGICAL SCIENCE

This article discusses the definition of the methodology of teaching computer science as a pedagogical science, its object, subject, and its specifics. The article is aimed at forming an understanding of the methodology of teaching computer science as a science. Teaching methodology is a branch of pedagogical science that explores the educational process in order to increase its effectiveness. It includes a set of methods, rules, and learning tools. The main components of the relationship between the methodology of teaching computer science as a science and the basic concepts of the educational process are also identified. Many of the professional knowledge and working methods (including the use of ICT tools) that primary school students acquire are related to computer science.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

НАУКА

А.Г. Азарян1, учитель

И.А. Погодина2, канд. пед. наук, доцент

1МБОУ СОШ №14 п. Пятигосркий

2Ставропольский государственный педагогический институт 1(Россия, Ставропольский край, пос. Пятигорский) 2(Россия, г. Ставрополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-27-30

Аннотация. B данной статье рассматривается определение методики преподавания информатики как педагогической науки, ее объект, предмет, и ее специфика. Статья направлена на формирование понимания методики преподавания информатики как науки. Методика преподавания - это отрасль педагогической науки, исследующая образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Она включает в себя набор методов, правил и средств обучения. Также определены основные компоненты связи между методикой преподавания информатики как науки и базовыми концепциями образовательного процесса. Многие профессиональные знания и методы работы (включая использование средств ИКТ), которыми овладевают учащиеся начальной школы, связаны с информатикой.

Ключевые слова: методика преподавания, информатика, формирование качеств личности, наука, развитие, образование, результат.

Методика преподавания информатики -это отрасль педагогики, которая исследует приемы и методы обучения студентов информатике. Эта отрасль науки о педагогике занимается разработкой эффективных педагогических техник, и изучением процессов воспитания и обучения в области информатики.

Методика обучения информатике содержит различные аспекты обучения: использование информационных современных технологий, создание и реализацию образовательных программ и учебных пособий, отбор способов и методов обучения, оценку умений и знаний студентов и многие другие.

Основополагающими принципами методики обучения информатике являются:

- Индивидуальный подход к студентам, учитывая их специфические потребности и интересы.

- Использование информационных современных технологий в образовательном процессе.

- Активное внедрение интерактивных приемов и способов обучения, таких как

проектная деятельность, проблемное обучение, и групповая работа учащихся.

- Развитие знаний и навыков синтеза, анализа и оценки информации.

- Постоянное обновление образовательных программ и методических материалов согласно требованиям нынешнего уровня информатики в мире.

Как педагогическая наука методика обучения информатике постоянно совершенствуется и развивается, учитывая изменения в современном мире информационных технологий и потребности студентов. Важно поддерживать обновление умений и знаний педагогов в этой отрасли, и обмениваться опытом и предложениями с коллегами для эффективного преподавания информатики учащимся.

Долгие годы методика обучения рассматривалась как часть педагогики, изучающая только методы обучения. Но уже в первой половине 19-го века методология стала отдельной наукой. Термин «методология» берет начало из древней Греции и означает путь исследования, теории и обучения.

«Основы информатики и вычислительной техники» - новый школьный предмет, который появился в 1985 г. это и послужило отправной точкой для развития новой области педагогической науки - методики преподавания информатики. Её целью является определение целей, содержания, средств, методов и форм организации обучения информатике как науке.

Объектом методики обучения является взаимодействие между преподавателем и учащимся, в ходе которого передаются знания, формируются навыки и умения. Он включает программы, учебники, методические пособия, внеклассные мероприятия и так далее.

Предмет метода обучения - это процесс обучения и закономерности этого процесса, а также систематизированные знания об объекте. Методика обучения информатике изучает понятия, содержание, принципы, методы и техники, на основании которых разрабатываются научно обоснованные решения проблем.

В конце 60-х и начале 70-х годов 20-го века французские ученые ввели термин «информатика», происходящий от слов «информация» и «автоматизация». А.П. Ершов утверждал, что этот термин вошел в русский язык как «информатика». Он был введен в качестве названия фундаментальной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. Информатика изучает общую характеристику различных типов информационных процессов и технологий, являясь объектом самой информатики. Предмет информатики определяется многообразием её применений. Различные информационные технологии, которые используются в различных сферах деятельности, обладают общими чертами, но, в то же время, существенно отличаются друг от друга. Вместе с введением предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в школьном курсе начали формироваться новые области педагогической науки - методики преподавания информатики, предметом которых стало «информатическое» образование. Курс методики преподавания информатики появился в университетах в 1985 году, а в 1986 году началось издание

методического журнала «Информатика и образование». Метод обучения информатике делится на две основные части: общую методику, учитывающую общие принципы преподавания, и частную методику, учитывающую индивидуальный подход к преподаванию предмета. Основной задачей методики преподавания информатики является определение закономерностей обучения, на основе которых устанавливаются нормативные требования к учебной деятельности преподавателя и учебной деятельности учащихся.

Итак, методика обучения информатике, изучающая цели, содержание, методы и средства обучения, стала самостоятельной наукой. Она занимается выявлением закономерностей обучения по конкретному предмету. Предмет информатики, как и кибернетики, формируется, по мнению М.П. Лапчика, на основе широких областей применения, а сам предмет базируется на общих закономерностях, присущих всем информационным процессам в природе и обществе. Информатика изучает общую характеристику всех многочисленных типов специфических информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии являются объектом информатики [2].

Методика преподавания информатики является отраслью педагогической науки:

1. Объектом является процесс преподавания информатики в школе;

2. Темой является проектирование, конструирование, внедрение, анализ и развитие методических систем преподавания информатики в школе;

3. одним из основных методов преподавания информатики является педагогический эксперимент.

Исходя из этого, можно дать следующее определение методики преподавания информатики: наука, которая исследует информатику как учебный предмет, учитывая корректность образовательного процесса по информатике среди учащихся разных возрастных групп. Метод преподавания информатики в своих исследованиях и выводах делает акцент на философии, логике, педагогике, математике, информа-

тике, психологии, а также на обобщенном опыте учителей информатики.

Методика преподавания информатики разрабатывается и исследуется в соответствии с целями и содержанием технического, программного, педагогического, психолого-педагогического и организационного обеспечения использования компьютерных технологий в школьном процессе и является учебной дисциплиной [3].

Анализируя методологию преподавания информатики как научной дисциплины, становится очевидной ее связь с основными компонентами концепции образовательного процесса, объединяющими объекты обучения и исследований:

1. Образовательная деятельность преподавателя;

2. Образовательная деятельность учащихся;

3. Организация обучения.

Учебный процесс представляет собой сотрудничество между преподавателем и студентом. Все компоненты образовательного процесса должны тесно взаимодействовать, иначе образование может оказаться неэффективным и, в некоторых случаях, даже невозможным.

Методика преподавания информатики связана с методологией преподавания математики, поскольку понятие "алгоритм" было заимствовано из математики. Множество выводов из различных математических утверждений обладает алгоритмической структурой, и методика преподавания математики включает ряд заданий, направленных на обучение определению алгоритмической составляющей вывода.

Общая дидактика предмета предполагает тройную образовательную цель - обучение, развитие и воспитание - и находит свое отражение в учебных материалах информатики. Методика преподавания информатики базируется на системе дидактических принципов общей дидактики, требующей пересмотра и конкретизации учебного материала по информатике.

Одной из особенностей методики преподавания информатики является ее связь с быстро развивающейся наукой и предметом обучения. В связи с этим возникает необходимость постоянного обновления содержания образования с учетом достижений науки и техники [4].

Можно смело утверждать, что методика преподавания информатики связана практически со всеми науками, на что указывает глобальная информатизация всех отраслей человеческой деятельности и проникновение информатики во все другие науки. С переходом российской системы общего среднего образования к специализированному эта взаимосвязь значительно укрепилась. Это не только концепции и методы информатики, содержание, структура и специфика которых учитываются «по определению», но и те науки, которые определенным образом интегрированы в информатику.

Таким образом, методика преподавания информатики играет большую роль в формировании и развитии информационной культуры и компетенций учащихся, а также в подготовке квалифицированных кадров в области информационных технологий. Она постоянно развивается и совершенствуется, чтобы соответствовать современным требованиям образования и науки.

Методика преподавания информатики начала формироваться как наука с тех пор, как в средних школах был введен предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Создателями учебной программы, учебников и методик преподавания были ученые А.П. Ершова,

В.М. Монахова. Методика преподавания информатики - это учебная дисциплина, которая разрабатывает и изучает педагогическое техническое, программное, психологическое и организационное обеспечение использования компьютерных технологий в педагогической деятельности и тесно связана с философией, логикой, педагогикой, психологией и математикой.

Библиографический список

1. Методика преподавания как педагогическая наука. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://studme.org/41881/sotsiologiya/metodika_prepodavaniya_sotsiologii_kak_nauchnaya_dist siplina.

2. Общая методика преподавания информатики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hosting.vspu.ac.ru/~mvv/mpi/mpi_1.pdf.

3. Кузнецов А.А. Общая методика обучения информатике. I часть: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова, А.С. Захаров. - М.: Прометей, 2016. - 300 c.

4. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.

METHODS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE AS A PEDAGOGICAL SCIENCE A.G. Azaryan1, teacher

I.A. Pogodina2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

1Secondary school No. 14 Piatigorsky village

2Stavropol State Pedagogical Institute

1(Russia, Stavropol Territory, village Pyatigorsk)

2(Russia, Stavropol)

Abstract. This article discusses the definition of the methodology of teaching computer science as a pedagogical science, its object, subject, and its specifics. The article is aimed at forming an understanding of the methodology of teaching computer science as a science. Teaching methodology is a branch of pedagogical science that explores the educational process in order to increase its effectiveness. It includes a set of methods, rules, and learning tools. The main components of the relationship between the methodology of teaching computer science as a science and the basic concepts of the educational process are also identified. Many of the professional knowledge and working methods (including the use of ICT tools) that primary school students acquire are related to computer science.

Keywords: teaching methods, computer science, formation of personality qualities, science, development, education, result.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.