Научная статья на тему 'Методика преподавания информатики как педагогическая наука'

Методика преподавания информатики как педагогическая наука Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3076
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ / ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тухтаров Суюн Буриевич

В данной статье раскрывается методика преподавания информатики как педагогическая наука. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания информатики как педагогическая наука»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА Тухтаров С.Б.

Тухтаров Суюн Буриевич - учитель информатики, школа № 30, Кибрайский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрывается методика преподавания информатики как педагогическая наука. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Ключевые слова: методика преподавания информатики, формирования качеств личности, образования, результат.

В 1985 году в школе появился предмет «Основы информатики и вычислительной техники».

Изучением методики преподавания информатики занимались следующие ученые: Бочкин А.И., Семакин И.Г., Лапчик М.П., Малев В.В. и др.

В конце 60-х - начале 70-х гг. XX века французские ученые ввели термин «informatique» (информатика), образованный как производное от двух французских слов - «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика).

А.П. Ершов утверждал, что этот термин вводится в русский язык «...как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических научных дисциплин».

Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объект информатики.

Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности, имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой.

Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки - методики преподавания информатики, объектом которой является обучение информатике. Курс методики преподавания информатики появился в вузах страны в 1985 году. В 1986 году начался выпуск методического журнала «Информатика и образование».

Важную роль в развитии методики преподавания информатики сыграли дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики и т.д. [1].

Учитывая, что первые опыты преподавания кибернетики-информатики велись уже в середине 50-х гг. прошлого века, разработка общеобразовательного подхода к обучению информатике имеет в общей сложности почти полувековую историю.

Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже почти два десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи:

определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы;

разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Методика преподавания информатики - молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Являясь самостоятельной научной дисциплиной, в процессе формирования она вобрала в себя знания других наук, а в своем развитии опирается на полученные ими результаты. Эти науки - философия, педагогика, психология, возрастная физиология, информатика, а также обобщенный практический опыт методик других общеобразовательных предметов средней школы.

Как отмечает Н.В. Софронова, «преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания:

биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм),

истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации)» [2].

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Учителю информатики необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира), филологии и языкознания (системы программирования, текстовые редакторы, системы распознавания текста, средства компьютерного перевода, системы искусственного интеллекта), математики, физики и экономики (компьютерное моделирование), живописи и графики (графические редакторы, дизайн, системы мультимедиа) и т.д.

Учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний.

Список литературы

1. Малева А.А. Общая методика преподавания информатики. Воронеж: ВГПУ, 2005. 271 с.

2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: ЛБЗ, 2000. 496 с.

3. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. М.: Высшая школа, 2004. 223 с.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Усмонова Э.И.

Усмонова Эркиной Исмоиловна - учитель географии, школа № 12, Ташкентский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается творческая деятельность учащихся общеобразовательных школ в процессе изучения географии. Показана роль данной учебной дисциплины в формировании гармонично развитого поколения, которое является условием стабильного развития нашего общества. Развитию творческих способностей учащихся общеобразовательных школ на уроках географии способствуют уроки-КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная, что даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки. Ключевые слова: ученик, учитель, школа, предмет, педагог, психолог, творчество, деятельность, развитие.

Изучение одного из важнейших учебных предметов школьной программы -географии является важным в становлении каждой личности. На сегодняшний день в обучении школьников данному учебному предмету одной из главных педагогических задач является развитие творческих способностей у учащихся, что влияет на:

* обеспечение значительного повышения качества учебно-воспитательного процесса;

* воспитание интереса к повышению знаний;

* постоянное обращение учеников к ранее усвоенным знаниям и его обогащение;

* формирование навыков самостоятельной работы у школьников;

* организацию систематического контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся [1].

Известно, что все способности ученика развиваются в процессе образования, поэтому необходимо чаще использовать активные методы обучения. Однако при применении тех или иных методов активизации педагогу необходимо учитывать уровень развития творческих способностей учащихся. Поскольку задачи, не соотнесённые с уровнем развития названных способностей учащегося, не могут сыграть положительную роль в обучении, так как они могут подорвать веру в свои силы и способности учащегося. Поэтому сложные познавательные задачи можно предъявлять ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Такой процесс занимает длительное время.

Кроме того, уже со школьных лет дети должны усвоить то, что творческая работа - это всегда поиск, догадка и воображение. Отрадно то, что ученики любят сам процесс творчества, который приносит им удовлетворение и радость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.