Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ'

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / HUMANITARIAN DISCIPLINES / TRAINING OF FOREIGN STUDENTS / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азитов Рустам Шарипович, Азитова Гульсина Шариповна

Статья посвящена педагогике обучения иностранных студентов гуманитарным дисциплинам в образовательной среде вузов принимающей страны. Уделено внимание проблемам межкультурных различий, как в особенностях межкультурного взаимодействия, так и в организации, формах и методах обучения иностранных студентов в вузах принимающей страны. Высказано положение о необходимости реализации принципов поликультурности в образовательной среде, в педагогическом взаимодействии, в содержании и в выборе форм и методов обучения. Педагогика обучения иностранных студентов предметам гуманитарного цикла в условиях поликультурной образовательной среды вузов принимающей страны предполагает реализацию поликультурного содержания образования, которое направлено на формирование у иностранных студентов знаний и представлений о многокультурности современного мира. Поликультурный характер преподавания гуманитарных дисциплин иностранным студентам предполагает педагогическое взаимодействие на ценностях толерантного отношения к студентам как представителям иных культур. Раскрыто содержание и сущность педагогических технологий, оптимальных для обучения иностранных студентов в поликультурной образовательной среде вуза. Целесообразным является использование компетентностно-ориентированных педагогических технологий, построенных на принципах активного и интерактивного обучения, использование электронно-цифровых образовательных ресурсов, учитывающих определенные культурные различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азитов Рустам Шарипович, Азитова Гульсина Шариповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES TO FOREIGN STUDENTS

The article is devoted to the pedagogy of teaching foreign students Humanities in the educational environment of universities in the host country. Attention is paid to the problems of cross-cultural differences, both in the features of cross-cultural interaction, and in the organization, forms and methods of teaching foreign students in higher education institutions of the host country. It is stated that it is necessary to implement the principles of multiculturalism in the educational environment, in pedagogical interaction, in the content and in the choice of forms and methods of teaching. The pedagogy of teaching foreign students subjects of the Humanities cycle in the multicultural educational environment of the host country's universities involves the implementation of the multicultural content of education, which is aimed at forming foreign students ‘ knowledge and ideas about the multiculturalism of the modern world. The multicultural nature of teaching Humanities to foreign students implies pedagogical interaction based on the values of a tolerant attitude towards students as representatives of other cultures. The article reveals the content and essence of pedagogical technologies that are optimal for teaching foreign students in a multicultural educational environment of the University. It is advisable to use competence-oriented pedagogical technologies based on the principles of active and interactive learning, and use electronic and digital educational resources that take 2. into account certain cultural differences.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Методика преподавания гуманитарных дисциплин иностранным студентам

Азитов Рустам Шарипович,

к.э.н., доцент, кафедра гуманитарных наук, Казанский федеральный университет, Подготовительный факультет для иностранных учащихся КФУ E-mail: [email protected]

Азитова Гульсина Шариповна,

к.п.н., доцент, кафедра гуманитарных наук, Казанский федеральный университет, Подготовительный факультет для иностранных учащихся КФУ e-mail: [email protected]

Азитова Гульсум Шариповна,;

к.п.н., доцент; кафедра гуманитарных наук, Казанский федеральный университет, Подготовительный факультет для иностранных учащихся КФУ E-mail: [email protected]

Статья посвящена педагогике обучения иностранных студентов гуманитарным дисциплинам в образовательной среде вузов принимающей страны. Уделено внимание проблемам межкультурных различий, как в особенностях межкультурного взаимодействия, так и в организации, формах и методах обучения иностранных студентов в вузах принимающей страны. Высказано положение о необходимости реализации принципов поликультурности в образовательной среде, в педагогическом взаимодействии, в содержании и в выборе форм и методов обучения. Педагогика обучения иностранных студентов предметам гуманитарного цикла в условиях поликультурной образовательной среды вузов принимающей страны предполагает реализацию поликультурного содержания образования, которое направлено на формирование у иностранных студентов знаний и представлений о многокультурности современного мира. Поликультурный характер преподавания гуманитарных дисциплин иностранным студентам предполагает педагогическое взаимодействие на ценностях толерантного отношения к студентам как представителям иных культур. Раскрыто содержание и сущность педагогических технологий, оптимальных для обучения иностранных студентов в поликультурной образовательной среде вуза. Целесообразным является использование компетентностно-ориентированных педагогических технологий, построенных на принципах активного и интерактивного обучения, использование электронно-цифровых образовательных ресурсов, учитывающих определенные культурные различия.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, обучение иностранных студентов, поликультурная образовательная среда, компетентностный подход.

Тенденции развития современного высшего образования в условиях глобализации современного мира характеризуются его открытостью и расширением международного сотрудничества в области реализации программ обмена студентами. Поэтому актуализируются проблемы, связанные с педагогическими особенностями обучения иностранных студентов, в том числе в области преподавания гуманитарных дисциплин.

Преподавание иностранным студентам гуманитарных дисциплин должно учитывать, во-первых, общие проблемы обучения иностранных студентов в новых образовательных условиях вузов принимающей страны, которые связаны с межкультурными отличиями и отличиями в методах, приемах обучения, в специфике педагогического взаимодействия. Во-вторых, получение качественного образования иностранными студентами в выбранной стране связано с уровнем образованности студента, то есть качеством знаний, умений, навыков и компетенций, обусловленных спецификой учебного заведения родной страны, его теоретической или практической направленностью, социогуманитарной или естественнонаучной специализацией. В-третьих, важную роль играет форма организации образовательного процесса в вузах принимающей страны, ее отличия от привычных для иностранного студента, которые заключаются в длительности занятий, в расписание занятий и каникул, в форме контроля и проверки знаний и др. [4, с. 93]. В-четвертых, в овладении гуманитарными дисциплинами иностранными студентами в вузах принимающей страны важную роль играет знание языка, наличие языкового барьера, оказывающего влияние на затруднения в общении с преподавателями и студентами. Данные особенности обучения иностранных студентов обуславливают необходимость реализации педагогических принципов, подходов и технологий в преподавании гуманитарных дисциплин иностранным студентам, обеспечивающих высокое качество образования.

Прежде всего, отметим поликультурный характер преподавания гуманитарных дисциплин. Образование на принципах поликультурности предполагает свободу выбора студентами «своих культурных идентичностей; уважение культурных различий; толерантность, понимание и принятие другой культуры; утверждение, позитивное проявление культурного многообразия; равные права, обязанности и возможности для всех членов сооб-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

щества» [3, с. 50-51]. Педагогическое взаимодействие в преподавании гуманитарных дисциплин иностранным студентам, независимо от их специфики, в условиях культурного многообразия и диалога культур строится на ценностях толерантного взаимодействия. Педагогическая толерантность отражает терпимое и уважительное отношение педагога к студенту, независимо от его этнической принадлежности, вероисповедания, культурного уровня и успешности в учебе. Педагогическое взаимодействие субъектов образовательной деятельности вуза должно осуществляться в направлении «осознания объективно существующего многообразия культур в поликультурном образовательном пространстве и необходимости сосуществования в нем; осознанного усвоения системы знаний теоретического и прикладного характера о ценности, значимости и способах толерантного взаимодействия» [2, с. 2].

С этих позиций содержание дисциплин гуманитарного цикла должно носить поликультурный характер. Предполагается «расширение использования учебных программ, раскрывающих взаимодополняющие ценности разных религий, национальных культур в истории цивилизаций и в многонациональном современном обществе» [1, с. 105]. Отбор содержания учебных программ гуманитарных дисциплин должен носить поликультурный характер, в рамках которых у иностранных студентов формируется представление о многокультур-ности современного мира.

Педагогика обучения иностранных студентов предметам гуманитарного цикла предполагают также и выбор используемых педагогических форм, средств, методов, приемов и технологий обучения. Педагогические технологии как система принципов и способов, применяемых в обучении, форм организации процесса обучения, предполагают педагогическое проектирование оптимальных для иностранных студентов обучающих систем, учебных процессов, программ учебных дисциплин, учебных модулей, учебников и учебных пособий.

В настоящее время в международном образовательном пространстве в системе высшего профессионального образования приоритетной является реализация компетентностной парадигмы образования, которая предполагает усиление практической направленности высшего образования, акцент на развитии личностных качеств студентов, что соотносится с личностно-деятель-ностным подходом и активным характером обучения. В преподавании дисциплин гуманитарного цикла интерес представляют современные педагогические технологии, построенные на принципах активного и интерактивного обучения - технологии проблемного и модульного обучения, ° технологии проектного обучения, активные и ин-" терактивные групповые формы обучения. Про-^ дуктивным является использование электрон-^ но-цифровых образовательных ресурсов в виде Ц компьютерных программ, которые спроектирова-

ны с учетом определенных культурных различий [5, с. 75]. Создание электронных образовательных ресурсов, содержащих учебную информацию, посвященную культурному многообразию, предоставляет студентам возможность взаимодействовать с образовательным ресурсом как во время образовательного процесса в вузе, так и во внеаудиторные часы в ходе самообразовательной деятельности.

Таким образом, педагогика преподавания гуманитарных дисциплин иностранным студентам, предполагает реализацию принципов поликультурного образования, как в содержании учебных дисциплин, так и в формах педагогического взаимодействия, в организации педагогического процесса, в используемых педагогических технологиях, формах и методах обучения.

Литература

1. Асмолов А.Г. Социальные эффекты образовательной политики // Национальный психологический журнал.- 2010.- № 2 (4). - С. 100-106.

2. Богданова А.И. Толерантность в структуре личности современного студента: методические рекомендации. - Красноярск, 2014.- 46 с.

3. Попов Е.Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика: Из серии «Педагогика и гуманизм» /Учебное пособие, книга вторая. -Оренбург: ИПК ОГУ, 2003.- 156 с.

4. Степанова Б.Б. Социальная адаптация иностранных студентов в полиэтническом регионе (на материале Республики Бурятия): дис. ... кандидата социологических наук. - Улан-Удэ, 2015.- 186 с.

5. Green S., Green B. The effects of culturally-based computer software on the motivation and academic engagement of African American English speakers. VDM Verlag, 2010.- 216 p.

METHODS OF TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES TO FOREIGN STUDENTS

Azitov R.S., Azitova G. Sh., Azitova G. Sh.

Kazan Federal University

The article is devoted to the pedagogy of teaching foreign students Humanities in the educational environment of universities in the host country. Attention is paid to the problems of cross-cultural differences, both in the features of cross-cultural interaction, and in the organization, forms and methods of teaching foreign students in higher education institutions of the host country. It is stated that it is necessary to implement the principles of multiculturalism in the educational environment, in pedagogical interaction, in the content and in the choice of forms and methods of teaching. The pedagogy of teaching foreign students subjects of the Humanities cycle in the multicultural educational environment of the host country's universities involves the implementation of the multicultural content of education, which is aimed at forming foreign students ' knowledge and ideas about the multiculturalism of the modern world. The multicultural nature of teaching Humanities to foreign students implies pedagogical interaction based on the values of a tolerant attitude towards students as representatives of other cultures. The article reveals the content and essence of pedagogical technologies that are optimal for teaching foreign students in a multicultural educational environment of the University. It is advisable to use competence-oriented pedagogical technologies based on the principles of active and interactive learn-

ing, and use electronic and digital educational resources that take into account certain cultural differences.

Keywords: humanitarian disciplines, training of foreign students, multicultural educational environment, competence-based approach.

References

1. Asmolov A.G. Social effects of educational policy // National psychological journal.- 2010.- № 2 (4). - P. 100-106.

2. Bogdanova A. I. tolerance in the structure of a modern student's Personality: methodological recommendations. - Krasnoyarsk,

2014.- 46 p.

3. Popov E.B. Humanistic pedagogy: ideas, concepts, practice: From the series „Pedagogy and humanism" /Textbook, book two. - Orenburg: IPK OSU, 2003.- 156 p.

4. Stepanova B.B. Social adaptation of foreign students in a multi-ethnic region (based on the material of the Republic of Bury-atia): dis. ... candidate of sociological Sciences. - Ulan-Ude,

2015.- 186 p.

5. Green S., Green B. The effects of culturally-based computer software on the motivation and academic engagement of African American English speakers. VDM Verlag, 2010.- 216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.