Научная статья на тему 'Методика построения занятий в процессе прохождения элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в вузе'

Методика построения занятий в процессе прохождения элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ВЕЛИЧИНА ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ / МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыгина Людмила Валентиновна, Кортава Жанна Георгиевна

В статье рассматриваются особенности построения занятий физической культурой в вузе. Анализируются основные факторы, оказывающие влияние на эффективность занятий. В качестве основного параметра, влияющего на эффективность занятий, рассматривается величина тренировочной нагрузки. Обращено внимание на важность контроля за уровнем физической подготовленности студентов. Предлагается методика использования средств физической культуры и методические приемы, позволяющие оптимизировать величину нагрузки в соответствие с уровнем физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малыгина Людмила Валентиновна, Кортава Жанна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика построения занятий в процессе прохождения элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в вузе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х

- инструктивная: изображения - это закодированные пиктограммы изучаемых материалов;

- эстетическая: рассмотрение изображения как визуального и эстетического текста.

Главная и основная функция изображений, иллюстративная, имеет особенную важность на начальном этапе изучения языка. При данной функции изображаемый объект представлен как отражение реальности, он поясняет конкретную ситуацию, действие или же содержание текста. Таким образом, некий «кусочек реальности» становится проиллюстрированным.

Учитывая многообразие указанных выше функций изображений, методическая структура урока иностранного языка может иметь множество вариантов. По этой причине так важно обдуманно и ответственно подходить к выбору изображений, которые будут использоваться на уроке иностранного языка. Приведенная выше категоризация Вольфганга Галлета может быть дополнена функцией личностного развития. При более подробном рассмотрении данного аспекта, следует отметить, что изображения несут не только эстетическую или же иллюстративную функцию, но и способствуют развитию личности обучающегося. Часто изображения предлагают ситуацию, в которой учащийся может рефлексировать по поводу самого себя, своих чувств, мотивов, ценностей.

Таким образом, изучение особенностей процесса визуального восприятия окружающего мира позволяет обосновать актуальность и эффективность использования приема визуализации в преподавании иностранного языка. На сегодняшний день учителя сталкиваются с серьёзной проблемой: как повысить мотивацию школьников и студентов при изучении иностранного языка? Возможно, более активное использование визуализации как педагогической технологии и как методического приема является наилучшим решением - ведь весь окружающий нас мир мы воспринимаем прежде всего через зрительный канал посредством визуальных образов.

Список использованной литературы:

1. Hallet W. Viewing Cultures: Kulturelles Sehen und Bildverstehen im Fremdsprachenunterricht, in Hecke, Carola und Surkamp, Carola (Hrsg) Bilder im Fremdsprachenunterricht. Neue Ansätze, Kompetenzen und Metoden. (Giessener Beiträge zur Fremdsprachendidaktik) Tübingen, 2010: Gunter Narr Verlag. - 376 S.

2. Kouyoumdjian H. Learning Through Visuals, Psychology Today [Электронный ресурс]-2012.

Режим доступа: https://www.psychologytoday.com/blog/get-psyched/201207/learning-through-visuals (дата обращения: 17.04.2017)

3. Reinfried M. Das Bild im Fremdsprachenunterricht. Eine Geschichte visueller Medien am Beispiel des Französischunterrichts. - Tübingen, 1922: Narr Francke Attempto. - 360 S.

© Маденова М. Д., 2017

УДК 796.015

Малыгина Людмила Валентиновна

канд. пед. наук, доцент, СГУ, г. Сочи, РФ Кортава Жанна Георгиевна канд. пед. наук, доцент, СГУ, г. Сочи, РФ E-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ) ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности построения занятий физической культурой в вузе.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

Анализируются основные факторы, оказывающие влияние на эффективность занятий. В качестве основного параметра, влияющего на эффективность занятий, рассматривается величина тренировочной нагрузки. Обращено внимание на важность контроля за уровнем физической подготовленности студентов. Предлагается методика использования средств физической культуры и методические приемы, позволяющие оптимизировать величину нагрузки в соответствие с уровнем физической подготовленности.

Ключевые слова

Студенты, средства физической культуры, величина тренировочной нагрузки, методика, физическое воспитание.

Достижение выраженного оздоровительно-тренировочного эффекта от занятий физической культурой в вузе в значительной степени обусловлено:

- направленностью тренировочного воздействия. В связи со значительным снижением уровня физической подготовленности студентов в последние годы [7], учебное занятие должно способствовать увеличению количества миофибрилл или митохондрий в работающих мышцах, что позволяет развивать отстающие двигательные способности. Это находится в тесной взаимосвязи с используемыми средствами и методами физической культуры в процессе занятий;

- контроль и соответствие величины тренировочной нагрузки на занятиях физической культурой уровню подготовленности каждого студента, что находится в тесной взаимосвязи с интенсивностью и длительностью тренировочной нагрузки [4, 5, 6 и др.].

Материалы и методы. Были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогические тестирования, педагогический эксперимент, а так же, результаты собственных многолетних исследований авторов, обосновывающих эффективность методики выполнения локальных силовых упражнений в квазиизотоническом режиме с весом собственного тела фронтальным методом в процессе физического воспитания студентов. При разработке методики были проанализированы и учтены мнения авторов о важности развития различных силовых способностей студентов [2], а так же результаты положительного использования силовых упражнений в процессе оздоровительных занятий [1, 5, 6 и др.].

Результаты и обсуждение. Методика выполнения локальных силовых упражнений на основные мышечные группы с весом собственного тела в ходе регламентированного занятия со студентами это:

1) локальные силовые упражнения на основные мышечные группы, выполняемые квазиизотоническом режиме с весом собственного тела и использованием дополнительных отягощений (утяжелители, гантели, «блины» от штанги и т.д.). Упражнения выполняются методом «строго регламентированного упражнения». Регламентируется время выполнения каждого упражнения, время отдыха между повторениями. Примеры силовых упражнений:

И.П. - упор на предплечье, лежа на боку (спине, животе), различные виды «планки», медленные покачивания тазом;

И.П. - лежа на спине с согнутыми ногами, руки к коленям. Сгибание - разгибание туловища, «поглаживание ладонью коленей». Во время выполнения этого упражнения должна изменяться длина прямой мышцы живота (мечевидный отросток приближается и удаляется от «таза»);

И.П. - лежа на животе, руки вверху не касаются опоры. Выполняются сгибания и разгибания туловища («покачивания»). Во время выполнения упражнения нельзя касаться опоры грудью и руками). Управление величиной нагрузки осуществляется при помощи изменения положения рук и использования дополнительного отягощения;

И.П. - полуприсед, ноги согнуты, примерно, до угла 140°. Выполняются пружинящие приседания с амплитудой 30-40°, ноги полностью не разгибаются. В зависимости от уровня физической подготовленности студентов, возможно, выполнение упражнения на одной ноге;

И.П. - упор лежа на коленях с слегка согнутыми руками. Разгибание - сгибание рук. Во время выполнения упражнения руки полностью не разгибаются. Управление величиной нагрузки осуществляется при помощи изменения И.П. (упор лежа на гимнастической скамейке, упор лежа, упор лежа ноги на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

гимнастической скамейке и т.д.) и т.д.

2) Силовые упражнения выполняются фронтальным методом на пенополиуретановых ковриках. Силовые упражнения выполняются в квазиизотоническом режиме, без фазы расслабления тренируемых мышц во время его выполнения. В зависимости от уровня физической подготовленности студента подбирается интенсивность выполнения упражнения, длительность для всех студентов одинакова. Упражнение выполняется до «отказа» (чувства «жжения», тяжести в мышцах, на которые направлено тренировочное воздействие). Длительность выполнения упражнения варьируется от 25 до 45 секунд. Выполнение упражнений начинается и заканчивается по команде преподавателя. Интервал отдыха меду выполнением упражнений составляет одну - три минуты.

3) Используются следующие методические приемы, создающие оптимальные условия для повышения эффективности учебного процесса:

а) интенсивность выполнения упражнения регулируется использованием дополнительного отягощения во время выполнения упражнения, изменением исходных положений, установкой зрительных ориентиров для определения амплитуды выполнения каждого упражнения;

б) оптимальную величину нагрузки (интенсивность) определяли на основе мышечных ощущений у студентов в работающих мышечных группах (ощущения чувства тепла, тяжести, «жжения»);

в) чередовать выполнение силовых упражнений с участием мелких и крупных мышечных групп. Заключение. Предполагается, что выполнение локальных силовых упражнений на основные

мышечные группы с весом собственного тела позволит улучшить силовые способности студентов. Определение исходного функционального состояния «мышечного корсета» [3] и динамики его в процессе занятий, характеризует уровень силовых способностей студентов. Динамика функционального состояния «мышечного корсета» в процессе физического воспитания студентов будет свидетельствовать об эффективности предлагаемой методики, которая, в настоящее время проходит экспериментальную проверку.

Список использованной литературы

1. Кортава Ж.Г., Е.В. Кувалдина Срочный тренировочный эффект от выполнения силовых упражнений в различных режимах / Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.2 - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕ^ СAЙНС, 2015. -С. 91-94.

2. Немцев О.Б., Козлов Р.С. Формирование физической культуры личности студентов на занятиях в секции общей физической подготовки // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. №3. С. 145-160.

3. Федякин A.A, Кортава Ж.Г. Методика определения функционального состояния «мышечного корсета» у занимающихся оздоровительной физической культурой // Sochi Journal of Economy. 2014. №3(31). С. 267269.

4. Федякин A.A, Кортава Ж.Г., Федякина Л.К. Методика применения силовых тренажеров в процессе оздоровительных занятий с мужчинами зрелого возраста // Вестник Лдыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология - 2012. - №4. - С. 176-183.

5. Федякин A.A, Кувалдина Е.В Средства физической культуры, используемые в физическом воспитании студентов // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕ^ СAЙНС, 2015. - С. 101106

6. Федякина Л.К., Федякин A.A, Кувалдина Е.В. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 186-189.

7. Fedyakin A.A., Kuvaldina E.V. Analysis of dissertation research on physical education of students // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - Vol.(7), No 1. - p.17-23

© Малыгина Л.В., Кортава Ж.Г., 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 378.146

М.А. Нуреева

магистрант НГПУ имени Козьмы Минина г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected]

А.В. Трутанова магистрант НГПУ имени Козьмы Минина г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected]

В.А. Исаева

магистрант НГПУ имени Козьмы Минина г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected]

А.М. Хамидулин магистрант НГПУ имени Козьмы Минина г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected]

САМОКОНТРОЛЬ И САМОКОРРЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация

Цель статьи состоит в анализе явления самоконтроля и самокоррекции в системе профессионального образования в высших учебных заведениях. Рассмотрение данного вопроса актуально, так как современный выпускник должен обладать умением к самостоятельному регулированию своей образовательной и профессиональной деятельности. В ходе наших рассуждений рассмотрена связь между применением самоконтроля в обучении и саморазвитием личности студента. Методы, используемые в изучении данной темы - анализ и синтез.

Ключевые слова

Самоконтроль, самокоррекция, качество профессионального образования, саморазвитие.

Современная система профессионального обучения в высших учебных заведениях построена на таких принципах как: непрерывное образование, контроль качества образования, расширение мобильности учащихся, и т.д.

В данной статье мы рассмотрим один из таких принципов в более широком аспекте. Качество профессионального образования, которое получают современные учащиеся, контролируется на различных этапах обучения, зачастую проводится непрерывно и повсеместно включено в образовательные программы [1, с. 341]. Контроль профессионального обучения, помимо того что осуществляется педагогом, так же должен быть сформирован у самого учащегося. Таким образом, самоконтроль и соответственно самокоррекция в ходе образовательной деятельности - важная часть всего педагогического процесса.

Важным движущим фактором в обучении является наличие контроля результатов деятельности учащихся, а также объективное выделение в ней недостатков и пробелов. Это позволяет учащемуся уделить внимание устранению данных упущений и коррекции выявленных - коррекционной информации. Педагогу нужно установить обратную связь в процессе обучения, т.е. направить результаты проведенной проверки качества обучения на учащегося. Это дает возможность вовлечь образовательный процесс обучающегося на этапе рефлексии и оценки качества своих результатов. Такой подход как раз и приучает обучающегося к самоконтролю и самокоррекции своих результатов в будущем. Таким образом, контроль и коррекция в профессиональном обучении могут быть осуществлены как самим субъектом учения - самоконтроль, так и кем-либо извне - внешний контроль.

Внутренний самоконтроль и самокоррекция обучающегося запускает также важные механизмы внутреннего саморазвития. В результате у учащегося появляется потенциал к саморазвитию, самовоспитанию и, в конечном итоге - самообразованию. Таким образом, учащийся формируется в разностороннеразвитую личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.