Научная статья на тему 'Методика построения обобщающего показателя социально-экономического положения муниципальных образований'

Методика построения обобщающего показателя социально-экономического положения муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / AGGREGATE INDICATOR / КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЕСОМОСТИ / МОНИТОРИНГ / MONITORING / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITIES / РЕГИОН / REGION / WEIGHTING FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Алена Владимировна

В статье обосновывается важность и целесообразность оперативного наблюдения за экономикой муниципальных образований, анализа их состояния с использованием статистической методологии, внедрения в практику деятельности органов местного самоуправления оперативного мониторинга за состоянием и развитием экономики. Рассматриваются проблемы построения обобщающих показателей на муниципальном уровне. Разработана и апробирована методика комплексной оценки социально-экономического положения муниципальных образований Саратовской области. Полученные результаты развивают методологию муниципальной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назарова Алена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR BUILDING AGGREGATE INDICATORS OF SOCIO-ECONOMIC STATE OF MUNICIPALITIES

The paper stresses the importance and necessity of operational monitoring of municipal economies, their analysis with the help of statistical methodology, and highlights the relevance of introducing real-time operational monitoring of the state and development of economy into the practice of local self-government. The author considers the problem of building aggregate indicators at the municipal level; suggests and tests the methodology of complex assessment of the socio-economic situation of municipalities in the Saratov region. The results of the research contribute to the methodology of municipal statistics.

Текст научной работы на тему «Методика построения обобщающего показателя социально-экономического положения муниципальных образований»

УДК 338.2

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

METHODOLOGY FOR BUILDING AGGREGATE INDICATORS OF SOCIO-ECONOMIC STATE OF MUNICIPALITIES

Назарова Алена Владимировна

Nazarova Alena Vladimirovna

аспирантка кафедры статистики, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

postgraduate student of the department of statistics, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

e-mail: lenya_alena@mail.ru

В статье обосновывается важность и целесообразность оперативного наблюдения за экономикой муниципальных образований, анализа их состояния с использованием статистической методологии, внедрения в практику деятельности органов местного самоуправления оперативного мониторинга за состоянием и развитием экономики. Рассматриваются проблемы построения обобщающих показателей на муниципальном уровне. Разработана и апробирована методика комплексной оценки социально-экономического положения муниципальных образований Саратовской области. Полученные результаты развивают методологию муниципальной статистики.

Ключевые слова: обобщающий показатель, коэффициенты весомости, мониторинг, муниципальные образования, регион.

The paper stresses the importance and necessity of operational monitoring of municipal economies, their analysis with the help of statistical methodology, and highlights the relevance of introducing real-time operational monitoring of the state and development of economy into the practice of local self-government. The author considers the problem of building aggregate indicators at the municipal level; suggests and tests the methodology of complex assessment of the socio-economic situation of municipalities in the Saratov region. The results of the research contribute to the methodology of municipal statistics.

Keywords: aggregate indicator, weighting factor, monitoring, municipalities, region.

Эффективное управление муниципальными образованиями предъявляет новые требования к формированию информационных ресурсов, неразрывно связанных с процессом выработки, принятия и контроля выполнения решений. Очевидно, что по мере дальнейшего экономического развития и усложнения процесса управления экономикой разница в информационных потребностях для оперативного и проблемного мониторинга не только не уменьшится, а, наоборот, заметно увеличится.

Целесообразность оперативного мониторинга социально-экономического положения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях обусловлена потребностями модернизации системы планирования и предотвращения кризисных ситуаций на всех уровнях экономики, а также практической значимостью

своевременной оценки этих явлений. Если на федеральном и региональном уровнях алгоритм оперативного мониторинга отлажен, то на муниципальном требуются значительные усилия по его разработке и внедрению.

Под оперативным мониторингом муниципальных образований следует понимать специально организованную и постоянно действующую систему необходимой статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.), оценки и анализа состояния, развития конкретных проблем.

Система оперативного мониторинга предназначена для решения таких задач, как:

- обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами местного

самоуправления решений, связанных с планированием их деятельности за короткий временной период, например месяц или квартал;

- осуществление анализа и контроля за исполнением принятых органами местного самоуправления решений и выполнения приоритетных национальных проектов;

- обеспечение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Решение этих задач возможно при проведении оперативного и проблемного анализа. Оперативный анализ позволяет акцентировать внимание на общей динамике основных социально-экономических показателей развития муниципальных образований, выявить причины их динамики и объяснить причины, приводящие к существующему положению. Проблемный анализ позволяет сделать фундаментальные выводы о положении дел в муниципальных образованиях, трансформации отраслевой структуры их экономики, финансовой сфере, влиянии инвестиционных потоков на их развитие и т.д.

Мониторинг социально-экономического положения муниципальных образований позволяет местным органам власти использовать достоверную статистическую информацию для решения как оперативных, так и стратегических задач. Данные мониторинга необходимы и региональным властям, так как с их помощью оценивают не только степень и уровень развития и функционирования тех или иных муниципальных образований, находящихся в регионе, но и определяют их рейтинг по отдельным показателям и направлениям развития, оценивают их вклад в общее развитие региона.

Проблемы устойчивости социально-экономического развития требуют новых подходов к управлению муниципальными образованиями, повышения эффективности организационно-экономического механизма управленческой деятельности органов местного самоуправления с широким привлечением статистических методов к мониторингу социально-экономического положения административных территорий. Это обусловливает необходимость оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и их способности принимать оперативные решения в результате полученных данных мониторинга, который должен проводиться с использованием более результативных по сравнению с существующими инструментов [1, с. 41-42].

Для этого может использоваться оценка социально-экономического положения муниципальных образований, основанная на статистических методах расчета обобщающих пока-

зателей. Такой комплексный показатель может заменить собой целую систему частных показателей, характеризующих социально-экономическое положение административных территорий. Более того, он имеет определенные преимущества. Его можно непосредственно сопоставлять как в пространстве, так и во времени, что позволяет получить сравнительную характеристику сложного явления или процесса, судить о его динамике, делает более наглядными и однозначными конечные выводы [2, с. 46].

Исходным информационным ресурсом осуществления оперативного мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований Саратовской области являются статистические бюллетени Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Саратовской области «Отдельные экономические показатели муниципальных районов Саратовской области», «Основные показатели социально-экономического положения муниципальных районов Саратовской области», выходящие ежемесячно и ежеквартально соответственно.

В основе расчета обобщающего показателя социально-экономического положения муниципальных образований лежит следующая методика:

1. Обобщающая оценка социально-экономического положения муниципального образования определяется по формуле:

/.=0,4 х 1с. +0,6 х1р., где Iс. - сводный индекс текущего состояния социально-экономического положения г-го муниципального образования;

Iрi - сводный индекс развития социально-экономического положения г-го муниципального образования.

Выбор весов 0,4 и 0,6 объясняется широким использованием Министерством регионального развития РФ именно этих значений при мониторинге и оценке эффективности деятельности органов власти: исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и др. [4].

2. Сводный индекс текущего состояния социально-экономического положения муниципального образования рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной из частных показателей [3, с. 118]:

т

X ^

1с. = ^- ,

}=1

Информационная безопасность регионов. 2014. № 4(17)

где х.. - стандартизированное значение.-го показателя для г-го муниципального образования;

ш. - коэффициент весомости (иерархии) .-го показателя.

Стандартизированные значения определяются по формуле:

Zf =

х - Xm 1Г

Xmax — x"1

где X.. - значение .-го показателя для г-го муниципального образования;

ХШ1П

. - минимальное значение .-го показателя;

Хшах

. - максимальное значение .-го показателя;

Для определения коэффициентов весомости (ш.) рассчитывается интегральный показатель по формуле средней арифметической простой из частных показателей социально-экономического положения муниципальных образований:

Z = ■

L Z

j=1

m

где - интегральная оценка г-го муниципального образования.

Коэффициенты весомости определяются на основе коэффициентов корреляции между стандартизированными значениями частных показателей Ц.) и интегральным показателем социально-экономического положения муниципальных районов (2 ) [3, с. 118]:

r

1 zzj

w. =

j

.=1

где - коэффициент корреляции между интегральным показателем (*) и .-м стандартизированным показателем социально-экономического положения муниципальных образований Ц).

В качестве частных показателей социально-экономического положения муниципальных образований используются:

Х1 - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на одного жителя муниципального образования, руб.;

Х2 - введено в действие жилых домов на 1000 жителей муниципального образования, кв.м;

Х3 - производство мяса в хозяйствах всех категорий на одного жителя муниципального образования, кг;

Х4 - валовой надой молока в хозяйствах всех категорий на одного жителя муниципального образования, кг;

Х5 - получено яиц в хозяйствах всех категорий на одного жителя муниципального образования, шт.;

Х6 - оборот розничной торговли на одного жителя, руб.;

Х7 - объем платных услуг населению на одного жителя, руб.;

Х8 - среднемесячная заработная плата, руб.

Их выбор объясняется ограниченностью показателей, разрабатываемых и публикуемых ежемесячно территориальными органами Росстата. Это обстоятельство является одним из сложностей проведения оперативного мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований, результаты которого должны быть получены с достаточно коротким лагом. Заметим, что по итогам года разрабатывается более полный массив данных о социально-экономическом положении муниципальных образований, но он выходит не ранее чем через 10 месяцев после отчетного периода, в связи с чем не может быть использован для оперативного мониторинга.

3. Сводный индекс развития социально-экономического положения муниципального образования рассчитывается по формуле средней геометрической простой из трех индексов, его составляющих:

/рг = фчг • ¡зг • ¡эг ,

где /чг. - индекс среднесписочной численности работающих в экономике г-го муниципального образования;

1з1 - индекс среднемесячной заработной платы г-го муниципального образования;

1э1 - сводный индекс развития экономики г-го муниципального образования.

4. Сводный индекс развития экономики определяется по формуле:

= I005 • 10:3 • I

0,3 сх i

где 4

г0,2 ту i :

индекс промышленного производ-

ства г-го муниципального образования;

/СХг, - сводный индекс развития сельского хозяйства г-го муниципального образования;

11У1 - сводный индекс развития розничной торговли и услуг населению г-го муниципального района.

Выбор весов определяется долей продукции промышленности, сельского хозяйства, оборота розничной торговли и объема платных услуг населения региона в их общем объеме.

Ш положение хуже среднеобластного I I положение соответствует среднеобластному I I положение лучше среднеобластного

Социально-экономическое положение муниципальных районов Саратовской области за январь-декабрь 2013 г.

5. Сводный индекс развития сельского хозяйства рассчитывается так:

j _ J 0,5 J0,2 сх i м i нм i

10

где 1М - индекс производства мяса в хозяйствах всех категорий .-го муниципального образования;

1НМ - индекс валового надоя молока в хозяйствах всех категорий г-го муниципального образования;

!ж - индекс производства яиц в хозяйствах всех категорий г-го муниципального образования.

6. Сводный индекс развития розничной торговли и услуг населению определяется по формуле:

т — то,8 то,2

ту I т I у

где 1Тг. - индекс оборота розничной торговли г-го муниципального образования;

1У - индекс объема платных услуг населению г-го муниципального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке приведены результаты оценки социально-экономического положения муниципальных районов Саратовской области по обобщающему показателю, построенному по приведенной методике.

Построение и расчет обобщающего показателя по предложенной методике позволит охарактеризовать комплексное социально-экономическое положение муниципальных образований, определить их рейтинг в регионе и динамику развития. Данная методика может быть применена не только к муниципальным образованиям Саратовской области, но и к другим регионам Российской Федерации.

Библиографический список

1. Герасимова В.В., Титаев В.Н., Мендель А.В., Фадеева Н.П. Способ расчета устойчивости социально-экономического развития муниципальных образований // Вестник СГСЭУ. 2014. № 3 (52).

2. Толмачев М.Н. Обобщающая оценка концентрации сельскохозяйственного производства // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. № 1.

1. Gerasimova V.V., Titayev V.N., Mendel' A.V., Fadeyeva N.P. (2014) Sposob rascheta ustoychivosti sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy [Method for assessing sustainability of socio-economic development of municipalities] // Vestnik SGSEU. № 3 (52).

2. Tolmachev M.N. (2011) Obobshchayush-chaya otsenka kontsentratsii sel' skokhozyayst-vennogo proizvodstva [Aggregate assessment of concentration of agricultural production] // Vest-nik NGU. Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskiye nauki. № 1.

Информационная безопасность регионов. 2014. № 4(17)

3. Толмачев М.Н. Построение обобщающих показателей с учетом динамического фактора // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 2.

4. URL: http://www.minregion.ru/moni-toring-evaluation?locale=en

3. Tolmachev M.N. (2010) Postroyeniye obobshchayushchikh pokazateley s uchetom din-amicheskogo faktora [Building a system of general indicators taking into account the dynamic factor] // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. № 2.

4. URL: http://www.minregion.ru/monitor-ing-evaluation?locale=en

УДК 336.221

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРИЧИНА РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

IMPACT OF THE TAX BURDEN ON THE FINANCIAL STATE OF BUSINESS ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A REASON FOR GROWING SHADOW ECONOMY

Простоквашин Сергей Викторович

Prostokvashin Sergey Viktorovich

аспирант кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

postgraduate student of the department of taxes and taxation, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

e-mail: mrsergeyvictorovich@gmail.com

Настоящая статья посвящена исследованию проблематики влияния налоговой нагрузки на предприятия Российской Федерации и, как следствие, оттока капитала из страны. Своевременное выявление слабых сторон системы налогообложения РФ, в частности неравномерной налоговой нагрузки, позволяет решить проблему с минимизацией развития и устранения теневого сектора экономики. Правильное перераспределение налоговой нагрузки различных секторов экономики является наиболее актуальным вопросом в настоящее время.

Ключевые слова: налогообложение, налоговая нагрузка, теневой сектор экономики.

Достижение финансовой стабилизации экономики и устойчивости денежного обращения страны предполагает реализацию двух взаимосвязанных задач: оздоровление финан-

The paper studies the impact of the tax burden on enterprises in the Russian Federation and how it leads to the outflow of capital from the country. The author states that timely detection of weaknesses in the taxation system of the Russian Federation, especially uneven tax treatment, can help solve the problem of minimizing and eliminating shadow economy. The paper argues that proper redistribution of the tax burden among different sectors of the economy is the most pressing issue at the moment.

Keywords: taxation, tax burden, shadow sector of the economy.

сов предприятий и стабилизации общеэкономической ситуации, а также денежного обращения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.