Научная статья на тему 'Методика построения мотивационного профиля потенциальных абитуриентов вузов'

Методика построения мотивационного профиля потенциальных абитуриентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ АБИТУРИЕНТЫ / POTENTIAL ENTRANTS / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / MOTIVATIONAL PROFILE / МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / METHODICAL TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миляева Л. Г., Бавыкина Е. Н.

In article the technique of construction of a motivational profile of potential entrants of the higher education institutions offered by authors, interfaced to ranging of motives of receiving higher education and a choice of educational institution is described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF CONSTRUCTING THE MOTIVATIONAL PROFILE OF POTENTIAL UNIVERSITY ENTRANTS

In article the technique of construction of a motivational profile of potential entrants of the higher education institutions offered by authors, interfaced to ranging of motives of receiving higher education and a choice of educational institution is described.

Текст научной работы на тему «Методика построения мотивационного профиля потенциальных абитуриентов вузов»

ISNN 1029-3388

Презентация научных работ - Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования

Миляева Л.Г., Бавыкина Е.Н.

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ

В условиях усугубления в стране демографической ситуации и резкого обострения конкуренции учебных заведений на рынке образовательных услуг особую актуальность приобретает мониторинг мотивов получения потенциальными абитуриентами высшего профессионального образования и выбора ВУЗа, результаты которого правомерно позиционировать как целевой ориентир стратегии развития образовательного учреждения, повышения его имиджа и конкурентоспособности.

Для реализации отмеченного, возможно использовать методику (таблица 1), подтвердившую в процессе апробации адекватность своему предназначению.

Таблица 1. Визитная карточка методики построения мотивационного профиля потенциальных абитуриентов высших учебных заведений

Параметры Характеристика

Концептуальная основа Идея принципа Ш. Ричи и П. Мартина [1]

Вид методики Количественно-качественная

Тип методики Универсальная

Информационная база Результаты целевого анкетного опроса респондентов

Апробация Диверсифицированная (февраль - май 2013 гг.)

Алгоритм построения мотивационного профиля потенциальных абитуриентов высших учебных заведений предполагает последовательное выполнение следующих этапов:

1. Обоснование структуры и выборки респондентов (потенциальных абитуриентов).

2. Разработка опросной анкеты.

3. Анкетный опрос респондентов.

4. Обработка материалов опросной статистики.

5. Построение мотивационного профиля потенциальных абитуриентов, отражающего обобщенную приоритетность мотивов получения ими высшего профессионального образования и выбора ВУЗа.

Представляется, что наиболее важный этап связан с разработкой опросной анкеты, аккумулирующей вопросы трех блоков: 1) первого, предназначенного для идентификации респондентов - выявления их параметрических характеристик (пол, возраст, успеваемость и т.д.); 2) второго блока, нацеленного на диагностику относительной значимости мотивов получения высшего профессионального образования; 3) третьего блока, нацеленного на выявление приоритетности мотивов выбора ВУЗа. Безусловно, наи-

48

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

больший интерес с методической и практической точек зрения представляют целевые (соответственно, второй и третий) части Анкеты, каждая из которых включает 12 вопросов-утверждений.

Анкета потенциального абитуриента ВУЗа (фрагмент)

Инструкция к заполнению части 2 и части 3: Ответьте на приведенные ниже вопросы текста быстро, не раздумывая подолгу. В каждом вопросе-утверждении вам необходимо распределить 6 баллов между пятью вариантами ответа (а, б, в, г, д). Если для вас значим только один фактор, то он будет оценен в 6 баллов, а остальные - по нулю. Главное, чтобы оценки важности каждого варианта вопроса-утверждения в сумме составляли 6 баллов.

Часть 2 - анализ мотивов получения высшего образования:

1. Я хочу получить высшее образование, потому что:

а) мне нужен диплом____;

б) настаивают родители____;

в) просто хочу учиться_;

г) хочу заниматься наукой_;

д) хочу зарабатывать достаточно денег_.

2. Высшее образование даст мне возможность:

а) успешно трудоустроиться___;

б) познакомиться с интересными людьми___;

в) занять высокое социальное положение__;

г) сделать успешную карьеру__;

д) стать профессионалом___.

3. Окончив высшее учебное заведение, я смогу:

а) стать материально обеспеченным__;

б) связать свою жизнь с наукой_;

в) найти работу__;

г) стать хорошим специалистом__;

д) добиться на работе высокой должности_.

4. Моей целью получения высшего образования является:

а) процесс обучения, получение знаний___;

б) знакомство с новыми людьми__;

в) диплом о высшем образовании_;

г) стать востребованным на рынке труда__;

д) занять высокое социальное положение__.

5. У тех людей, которые учатся в высшем учебном заведении, есть желание:

а) учиться__;

б) работать в сфере науки_;

в) стать хорошим специалистом__;

г) добиться вершин в карьере_;

д) достичь материальной независимости___.

6. Высшее образование мне необходимо, потому что:

а) в настоящее время важен диплом о высшем образовании_;

б) так считают родители___;

в) оно повышает вероятность трудоустройства_;

49

ISNN 1029-3388

г) хочу достаточно зарабатывать_;

д) оно дает возможность занять высокую должность___.

7. Не получив высшее образование, у меня не будет возможности:

а) успешно трудоустроиться__;

б) хорошо зарабатывать___;

в) завести новых друзей__;

г) занять высокое социальное положение_;

д) сделать успешную карьеру_.

8. Мне нужно поступить в высшее учебное заведение, если хочу:

а) получить знания__;

б) чтобы родители мною гордились__;

в) познакомиться с интересными людьми__;

г) стать профессионалом_;

д) в дальнейшем заниматься наукой_.

9. После окончания вуза у меня будет:

а) много хороших друзей_;

б) диплом о высшем образовании____;

в) выгодное предложение о трудоустройстве_;

г) возможность поступить в аспирантуру_;

д) «багаж» знаний, связанных с моей специальностью_.

10. Главный мотив получения высшего образования - это:

а) занять высокое социальное положение_;

б) желание родителей__;

в) желание учиться, получать знания_;

г) знакомство с новыми людьми___;

д) стать квалифицированным специалистом___.

11. Для высокого качества жизни, мне необходимо:

а) получить диплом о высшем образовании___;

б) занимать высокое социальное положение__;

в) стать материально обеспеченным_;

г) добиться уважения окружающих___;

д) сделать успешную карьеру_.

12. Высшее образование нужно, для того чтобы:

а) получить знания__;

б) получить диплом__;

в) оправдать надежды родителей__;

г) занять высокое социальное положение_;

д) поступить в аспирантуру__.

Часть 3 - анализ мотивов выбора ВУЗа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. При выборе вуза для меня важно, чтобы он:

а) был недалеко от дома_;

б) имел хорошую репутацию___;

в) оказал содействие в трудоустройстве выпускников_;

г) имел развитую инфраструктуру___;

д) оказывал образовательные услуги на высоком уровне_.

50

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

2. На мое мнение при выборе вуза может повлиять:

а) возможность получить второе высшее образование, причем параллельно

б) наличие в нем интересующей специальности___;

в) выбор высшего образовательного учреждения друзьями__;

г) возможность бесплатного обучения_;

д) советы выпускников__.

3. Вуз будет мне не интересен, если:

а) он находится в другом городе;

б) полученное в нем образование не востребовано на рынке труда;

в) в нем работает слабый преподавательский состав;

г) отсутствует современное оснащение;

д) возможность поступить только на коммерческую основу.

4. Я хочу получить образование в данном вузе, потому что:

а) есть возможность получить второе высшее образование_;

б) многие одноклассники собираются обучаться здесь_;

в) это престижный вуз__;

г) здесь обучают престижной профессии_;

д) здесь готовят специалистов, востребованных на рынке труда_.

5. Важно, чтобы вуз имел:

а) современное учебное оборудование_;

б) связи с работодателями__;

в) значительное количество бюджетных мест_;

г) удобное местоположение__;

д) положительный имидж_____.

6. При выборе вуза буду ориентироваться:

а) на информацию о вузе в СМИ__;

б) на наличие дополнительных образовательных услуг_;

в) на рекомендации выпускников_;

г) на мнение родителей_;

д) на наличие интересующей специальности__.

7. Престижность вуза ассоциируется у меня:

а) с высокой стоимостью образовательных услуг_;

б) с качеством преподавания_;

в) с востребованностью выпускников__;

г) с известностью_;

д) с определенным местом расположением (крупный город, центр города) _

8. Важными критериями выбора вуза, считаю:

а) положительные отзывы студентов___;

б) высокий уровень обеспечения местами в общежитии_;

в) мнение авторитетных для меня людей_;

г) широкий спектр дополнительных образовательных услуг_;

д) интересные направления подготовки специалистов__.

9. Не думаю, что стал(а) бы поступать в вуз:

а) который не отслеживает статистику трудоустройства выпускников_;

б) которым не довольны студенты и выпускники__;

в) малоизвестный__;

51

ISNN 1029-3388

г) который не имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности_;

д) который не устраивает моих родителей_.

10. Не привлекательным для меня является вуз, в котором:

а) слабая материально-техническая база__;

б) высокая стоимость обучения__;

в) отсутствуют интересующая специальность_;

г) слабая профессиональная подготовка специалиста_;

д) отсутствуют дополнительные программы обучения__.

11. Не думаю, что при выборе вуза не приму во внимание:

а) величину дохода в семье_;

б) мнение родственников____;

в) советы студентов старших курсов_;

г) отсутствие второго высшего образования_;

д) местоположение___.

12. Вуз, который мне интересен:

а) даст мне хорошую профессиональную подготовку___;

б) имеет современное учебное оборудование_;

в) проводит набор на интересующую для меня специальность_;

г) рекомендуют студенты старших курсов__;

д) находится в удобном местоположении___.

Данные анкетного опроса заносят в специальную матрицу (таблица 2), аккумулирующую средние балльные оценки анализируемых мотивов. Представляется, что совокупное количество баллов по всем 10 мотивам составит 72 (12 вопросов утверждений, сумма баллов по каждому 6).

Таблица 2. Формат матрицы балльных оценок мотивов получения высшего профессионального образования (фрагмент)

Мотивы получения высшего профессионального образования № вопроса

1 6 12 итого

1. Профильное трудоустройство в

2. Желание учиться, получать знания в а

3. Диплом о высшем образовании а а б

4. Совет / мнение родителей б б в

5. Знакомства с интересными людьми

6. Высокое социальное положение г

7. Стать хорошим специалистом

8. Желание работать в науке г д

9. Хороший материальный достаток д г

10. Успешная профессиональная карьера д

Необходимо подчеркнуть, что весной 2013 года предложенный методический инструментарий успешно прошел апробацию на примере учащихся выпускных классов пяти проанализированных общеобразовательных школ г. Бийска, потенциально изъявивших желание поступать в ВУЗы города (N=157). Сводные результаты исследования, позицио-

52

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

нируемые как обобщенные мотивационные профили (таблицы 3 - 4), позволили выявить мотивы-лидеры (выделены жирным курсивом), на которые ВУЗам города следует ориентироваться в первую очередь при разработке конкурентоспособной стратегии развития.

Таблица 3. Обобщенный профиль мотивов получения высшего профессионального образования потенциальными абитуриентами ВУЗов г. Бийска

Мотивы получения высшего профессионального образования Мотивационный профиль

средний балл ранг значимости

1. Профильное трудоустройство 8,62 4

2. Желание учиться, получать знания 7,69 6

3. Диплом о высшем образовании 7,05 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Совет / мнение родителей 3,71 9

5. Знакомства с интересными людьми 4,46 8

6. Высокое социальное положение 8,33 5

7. Стать хорошим специалистом 9,20 3

8. Желание работать в науке 2,95 10

9. Хороший материальный достаток 10,71 1

10. Успешная профессиональная карьера 9,28 2

Таблица 4. Обобщенный профиль мотивов выбора ВУЗа потенциальными абитуриентами г. Бийска

Мотивы выбора ВУЗа Мотивационный профиль

средний балл ранг значимости

1. Развитая инфраструктура 4,30 7

2. Местоположение 4,22 8

3. Известность, высокая репутация 7,08 5

4. Качество образования 12,19 2

5. Интересующая специальность 13,89 1

6. Доступность по финансовой компоненте 7,83 4

7. Влияние мнение родителей / друзей 3,86 9

8. Рекомендации выпускников 5,35 6

9. Содействие в трудоустройстве 9,10 3

10. Дополнительные программы обучения 4,18 9

В заключение необходимо подчеркнуть, что представленный методический подход рекомендовано внедрить в систему менеджмента качества БТИ АлтГТУ им. Ползунова.

Библиографический список

1. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 16-26.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.