Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПОДВОДНЫХ ПЛОВЦОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ, ИСПЫТЫВАЕМОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПОДВОДНЫХ ПЛОВЦОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ, ИСПЫТЫВАЕМОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВОДНЫЕ ПЛОВЦЫ / СТРЕЛЬБА ПОД ВОДОЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / UNDERWATER SWIMMERS / SHOOTING UNDERWATER / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новосельцев Олег Викторович, Лобжа Михаил Тимофеевич, Грачев Кирилл Андреевич, Селькин Филипп Евгеньевич

С целью формирования устойчивости навыков стрельбы под водой разработана методика подготовки подводных пловцов с применением высокой физической нагрузки, близкой по объему, интенсивности и направленности к нагрузкам реальной профессиональной деятельности. В основу модели деятельности подводных пловцов в ходе учений была заложена логическая последовательность их действий при подходе к объекту диверсии и возвращении на базу. Получен новый научный результат - выявлена возможность и высокая эффективность обучения стрельбе под водой с использованием высокой физической нагрузки профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новосельцев Олег Викторович, Лобжа Михаил Тимофеевич, Грачев Кирилл Андреевич, Селькин Филипп Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE FOR TRAINING UNDERWATER SWIMMERS WITH THE APPLICATION OF PHYSICAL LOAD TESTED IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

In order to form the stability of shooting skills under water, the methodology for training underwater swimmers with the use of high physical activity, similar in volume, intensity and orientation to the loads of real professional activity, has been developed. The model of the activity of underwater swimmers during the exercise was based on the logical sequence of their actions when approaching the object of sabotage and returning to the base. A new scientific result has been obtained - the possibility and high efficiency of training in shooting underwater with the use of high physical activity of professional activity has been revealed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПОДВОДНЫХ ПЛОВЦОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ, ИСПЫТЫВАЕМОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Контактная информация: slavasporty@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.08.2020

УДК 796.07

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПОДВОДНЫХ ПЛОВЦОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ, ИСПЫТЫВАЕМОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Олег Викторович Новосельцев, доктор педагогических наук, профессор, Михаил Тимофеевич Лобжа, доктор педагогических наук, профессор, Кирилл Андреевич Грачев, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-

Петербург; Филипп Евгеньевич Селькин, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

С целью формирования устойчивости навыков стрельбы под водой разработана методика подготовки подводных пловцов с применением высокой физической нагрузки, близкой по объему, интенсивности и направленности к нагрузкам реальной профессиональной деятельности. В основу модели деятельности подводных пловцов в ходе учений была заложена логическая последовательность их действий при подходе к объекту диверсии и возвращении на базу. Получен новый научный результат - выявлена возможность и высокая эффективность обучения стрельбе под водой с использованием высокой физической нагрузки профессиональной деятельности.

Ключевые слова: подводные пловцы, стрельба под водой, физическая нагрузка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p234-237

TECHNIQUE FOR TRAINING UNDERWATER SWIMMERS WITH THE APPLICATION OF PHYSICAL LOAD TESTED IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

Oleg Viktorovich Novoseltsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Mikhail Timo-feevich Lobzha, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kirill Andreevich Grachev, the candidate ofpedagogical sciences, Military Institute of Physical Culture, Philip Evgenievich Selkin, the senior teacher, St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service of Russia

Abstract

In order to form the stability of shooting skills under water, the methodology for training underwater swimmers with the use of high physical activity, similar in volume, intensity and orientation to the loads of real professional activity, has been developed. The model of the activity of underwater swimmers during the exercise was based on the logical sequence of their actions when approaching the object of sabotage and returning to the base. A new scientific result has been obtained - the possibility and high efficiency of training in shooting underwater with the use of high physical activity of professional activity has been revealed.

Keywords: underwater swimmers, shooting underwater, physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Подводные боевые пловцы выполняют задачи в чрезвычайно широком диапазоне деятельности - от уничтожения крупных надводных и подводных военных объектов до вывода из строя стратегических наземных объектов, проводят разведку акваторий и побережья для высадки десанта и проведения диверсионных операций в глубине территории противника [1].

В структуре профессиональной деятельности подводных пловцов ведущее место занимают навыки меткой стрельбы на суше и под водой. Это обусловлено тем, что высо-

коточная стрельба обеспечивает сохранение жизни при встрече с вооруженным противником и является определяющим фактором выполнения профессиональных задач в условиях высокой физической нагрузки [3].

Большие физические нагрузки, являясь стрессовым фактором, приводят к нарушению тонкой мышечной координации и значительно снижают результаты стрельбы [2].

В процессе профессиональной деятельности подводные пловцы подвергаются воздействию физической нагрузки различной направленности: общей физической направленности, специальной направленности в плавании и стрельбе под водой [4].

Предварительная общая физическая нагрузка в виде бега на 3-10 км снижает стабильность стрельбы под водой. Повторяющаяся по объему нагрузка в виде плавания в комплекте № 1 на 1000 и более метров также приводит к ухудшению результатов стрельбы на 25-30%. Длительная стрельба под водой связана с высокой психологической нагрузкой. Психологическая усталость наступает к 25-30 выстрелу. К этому моменту подводный пловец с трудом может сосредоточиться на качестве выполнении выстрела.

Достижение опережающей адаптации подводных пловцов к предстоящей физической нагрузке является актуальной педагогической задачей.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью формирования устойчивости навыков стрельбы под водой разработана методика подготовки подводных пловцов с применением высокой физической нагрузки, близкой по объему, интенсивности и направленности к нагрузкам реальной профессиональной деятельности. В основу модели деятельности подводных пловцов в ходе учений была заложена логическая последовательность их действий при подходе к объекту диверсии и возвращении на базу.

Проводимые в течение двух суток локальные учения были направлены на формирование устойчивости двигательного навыка подводной стрельбы к отдельным видам стрелковой, беговой, плавательной и комплексной физической нагрузки, а также ее совокупного воздействия на организм человека в условиях, приближенных к боевым.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При проведении первоначального тестирования уровень физической подготовленности испытуемых экспериментальной и контрольной групп статистически достоверных различий не имел.

Тестирование в процессе учений позволило выявить динамику показателей уровня подготовленности в стрельбе под водой и оценить эффективность использования физической нагрузки, сопоставимой с нагрузками реальной профессиональной деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Технические показатели результатов стрельбы под водой, (х±т)

Показатель Группа г

ЭГ КГ

Процент поражения мишеней, % 48,6±0,8 40,2±0,3 2,3

Время выполнения прицельного выстрела, с 8,6±0,4 10,8±0,5 3,6

Отклонение средней точки попадания от центра мишени, см 24,4±2,7 27,8±2,2 1,8

Время выполнения огневой задачи, с 92,7±2,8 114,4±3,6 2,1

Расход боеприпасов, кол-во на пораженную мишень 3,8±0,2 4,4±0,4 1,5

Двухдневные учения, проводимые для проверки устойчивости навыков стрельбы, показали, высокий уровень тренированности по общефизическим и специальным упражнениям в беге, плавании и стрельбе под водой, моделирующим условия профессиональной деятельности, в значительной степени снижает негативное воздействие высокой физической нагрузки при выполнении действий подводного пловца. Преимущество испытуемых ЭГ проявляется в высоком показателе процента поражения мишеней.

Меньшее время, требуемое участникам эксперимента на выполнение прицельного выстрела, свидетельствует о лучшей переключаемости испытуемых ЭГ и способности сконцентрироваться на технике выполнения отдельного выстрела.

Освоенный объем физических и психических нагрузок адекватно сказывается времени выполнения огневой задачи в целом без снижения качества стрельбы. Высокая физическая нагрузка, испытываемая в процессе учений, не привела к существенному снижению надежности нервных процессов и работы зрительного анализатора, что подтверждает меньший показатель отклонения средней точки попадания от центра мишени. Сдвиги показателей мышечной силы, выносливости и координации движений под воздействием проведенных испытаний находятся в физиологических пределах и способствуют снижению общего времени выполнения огневой задачи в целом. Адекватное реагирование на воздействие экстремальных факторов и сохранение стабильного уровня боеспособности стало возможным благодаря адаптивным изменениям нервно-мышечного аппарата подводных пловцов.

Результаты учений показали, что навыки прицельного выстрела под водой, сформированные под воздействием заблаговременной комплексной нагрузки, позволяют значительно повысить эффективность стрельбы в боевых условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные проведенного исследования доказывают возможность и достаточную эффективность обучения боевых пловцов стрельбе под водой с использованием высокой физической нагрузки, близкой по объему, интенсивности и направленности к нагрузкам реальной профессиональной деятельности. Несмотря на некоторое снижение показателей стрельбы на промежуточном этапе учений, общие целевые установки в овладении техникой прицельного выстрела были достигнуты. По всем показателям стрельбы обучение с высокой физической нагрузкой общей и специальной направленности является более предпочтительным, чем стрельба в стационарных условиях тира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование успешности военно-профессиональной деятельности в зависимости от уровня физической подготовленности военнослужащих отрядов по борьбе с подводно-диверсионными силами и средствами противника / А.С. Иванов, К.А. Грачев, А.М. Сильчук, С.М. Сильчук // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 107-111.

2. Карпов, Д.А. Факторы, определяющие необходимость использования гидродинамической тренировки в длительном плавании корабельных специалистов ВМФ России / Д.А. Карпов, О.Е. По-нимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 136-139.

3. Обучение стрельбе подо льдом военнослужащих отрядов по борьбе с подводно-диверсионными силами и средствами противника / О.В. Новосельцев, К.А. Грачев, А.И. Новиков, А.В. Тараненко// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 222-226.

4. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.

REFERENCES

1. Ivanov, A.S., Grachev, K.A., Silchuk, A.M. and Silchuk, S.M. (2018), "Investigation of success of military-professional activity depending on level of physical preparedness of military service men of detachments combatting with underwater-diversative forces and armament of enemy", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 107-111.

2. Karpov, D.A. and Ponimasov, O.E. (2018), "Factors determining need in application of the hydrodynamic training in long swimming of ship specialists of the Navy of Russia", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 136-139.

3. Novoseltsev, O.V., Grachev, K.A., Novikov, A.I. and Taranenko, A.V. (2018), "Training to under ice shooting of military service detachments to combat with underwater-diversative forces and ar-

mament of the enemy", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 222-226.

4. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological parameters of underwater swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.

Контактная информация: kirill.grachev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2020

УДК 376.6

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ

СЕМЕЙ

Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Степченко, доктор педагогических наук, профессор, Елена Владимировна Елисеева, кандидат педагогических наук, профессор, Галина Владимировна Серая, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Владимировна Тасоева, старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Аннотация

Целью данного исследования является обобщение теоретических основ и определение содержания сопровождения личностного самоопределения подростков из социально неблагополучных семей. Разработана и апробирована программа сопровождения личностного самоопределения подростков из социально неблагополучных семей. В качестве составляющих личностного самоопределения рассматриваются ценностные ориентации, самоотношение, самооценка, смысложиз-ненные ориентации. Полученные в ходе исследования данные показали, что программа сопровождения оказала эффективное воздействие на выбор терминальных и инструментальных ценностей, смысложизненных ориентаций, самоотношение и уровень самооценки подростков из социально неблагополучных семей.

Ключевые слова: личностное самоопределение, подростки, социально неблагополучные семьи, смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, самооценка, психолого-педагогическое сопровождение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p237-242

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS FROM SOCIALLY DISADVANTAGED

FAMILIES

Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Alexandrovna Stepchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Vladimirovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Galina Vladimirovna Seraya, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Ekaterina Vladimirovna Tasoeva, the senior teacher, Bryansk State University Academician I. G. Petrovsky

Abstract

The purpose of this study is to generalize the theoretical foundations and determine the content of support for personal self-determination of adolescents from socially disadvantaged families. A program for supporting the personal self-determination of adolescents from socially disadvantaged families has been developed and tested. Value orientations; self-relation; self-esteem; life-sense orientations are considered as components of personal self-determination. The data obtained during the research showed that the support program had an effective impact on the choice of terminal and instrumental values, life orientations, self-attitudes and self-esteem of adolescents from socially disadvantaged families.

Keywords: personal self-determination, teenagers, socially dysfunctional families, life orienta-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.