Научная статья на тему 'Методика подготовки и проведения велосипедной экскурсии'

Методика подготовки и проведения велосипедной экскурсии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛОСПОРТ / ВЕЛОТУРИЗМ / ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ЭКСКУРСИИ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Данил Петрович

В данной статье рассматриваются отличительные особенности, которыми необходимо руководствоваться при мероприятиях, предшествующих проведению велосипедной экскурсии: отмечается некая промежуточность между автобусными и пешими экскурсиями, что, в свою очередь, частично наделяет данное направление чертами каждой из них. Отмечается необходимость предельной концентрации во время движения и наличия специальной подготовки всех участников экскурсии, где в качестве рекомендательных источников выступают материалы по методике преподавания основ велоспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки и проведения велосипедной экскурсии»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЛОСИПЕДНОЙ

ЭКСКУРСИИ Егоров Д.П.

Егоров Данил Петрович - магистрант, направление: рекреационное природопользование и международный туризм,

кафедра страноведения и международного туризма, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассматриваются отличительные особенности, которыми необходимо руководствоваться при мероприятиях, предшествующих проведению велосипедной экскурсии: отмечается некая промежуточность между автобусными и пешими экскурсиями, что, в свою очередь, частично наделяет данное направление чертами каждой из них. Отмечается необходимость предельной концентрации во время движения и наличия специальной подготовки всех участников экскурсии, где в качестве рекомендательных источников выступают материалы по методике преподавания основ велоспорта.

Ключевые слова: велоспорт, велотуризм, велосипедные экскурсии, методика проведения, рекомендации по подготовке.

При подготовке велосипедной экскурсии важно учитывать ряд отличительных особенностей, которые определяются её спецификой. В первую очередь, необходимо помнить о том, что у велосипедиста способность воспринимать пейзажное разнообразие проявляется иначе, чем у пешехода, ввиду более высокой скорости передвижения, и иначе, чем у автомобилиста. Велосипедная экскурсия занимает промежуточное положение между автобусной и пешей экскурсиями. Участники автобусной экскурсии для перемещений между экскурсионными объектами, которые, как правило, расположены на значительном расстоянии друг от друга, используют транспортное средство (автобус). Во время пешей экскурсии участники перемещаются самостоятельно (пешком), что в значительной степени ограничивает площадь осматриваемой ими территории. Скорость движения велосипедиста выше, чем пешехода, в связи с этим увеличивается длина маршрута, преодолеваемого самостоятельно. В то же время, велосипедист успевает рассмотреть и в какой-то мере насладиться пейзажами, недоступными автомобилисту. Данные выводы были получены в результате анализа работы по различиям в восприятии пейзажей [3].

Формируя экскурсионный маршрут, необходимо учитывать методику преподавания основ велоспорта, согласно которой длина единовременно пройденной дистанции не должна превышать 25 км. В связи с этим при подборе и компоновке материала необходимо руководствоваться географическими принципами: учитывать не только экскурсионную часть маршрута, но и ту часть дистанции, которую экскурсанты преодолевают, добираясь от места выдачи до места сдачи оборудования (велосипедов). Следовательно, путь между экскурсионными точками должен быть рационализирован: строиться по принципу кратчайшего расстояния, витиеватость маршрута должна быть обоснованной (пренебрежение принципом кратчайшего расстояния допускается только в случае высокой пейзажной привлекательности в месте прохождения альтернативного маршрута). Ввиду того, что процесс управления велосипедом требует от экскурсантов повышенной внимательности и осторожности, то повествовательная часть дается экскурсоводом только в специально запланированных местах остановок, когда все члены группы находятся в статичном состоянии. В связи с этим, все остановки, которые группа совершает в процессе экскурсии, должны быть тщательно и заранее спланированы. Как правило, в качестве мест остановки используется свободное пространство за пределами «велосипедной тропы» (условного участка маршрута по которому происходит непосредственно процесс

движения). Место остановки должны быть просторным: способным уместить всю экскурсионную группу и оборудование. Объект показа должен быть хорошо виден со стоянки и его обзор должен быть доступен всем членам группы [1].

Подготовка материальной базы может осуществляться несколькими способами:

1) Оборудование и экскурсанты доставляются к месту начала экскурсии;

2) Прокат оборудования осуществляется на стационарном объекте;

3) Экскурсанты используют личное оборудование и снаряжение.

Что касается материально-технической базы для разрабатываемой экскурсии, то прокат оборудования может быть осуществлен у СДЮСШОР «Петергоф» [4] либо в точках общественного проката, которые появятся в Петергофе уже этим летом [5].

В остальном, процесс организации велосипедной экскурсии строится по базовым принципам экскурсоведения: велосипедная экскурсия являет собой целенаправленный, заранее подготовленный процесс, который основан на восприятии зрительных и слуховых образов, которые, в конечном счете, формируют у экскурсантов впечатления. Экскурсия сочетает в себе элементы показа и рассказа, причем в количественном и качественном отношении первый преобладает над вторым.

Особенности проведения велосипедной экскурсии определяются ее спецификой: набором навыков поведения и управления транспортным средством, способностью передвижения в группе, знанием и пониманием условных обозначений, используемых членами группы при езде. Непосредственно перед началом экскурсии экскурсовод обязан провести мероприятия по подготовке членов экскурсионной группы к маршруту, которые состоят из: оценки нарушений работоспособности и необходимой регулировки оборудования и снаряжения, вводного инструктажа и рассказа о технике безопасности, пробного проката. Обеспечение безопасности в ходе экскурсии осуществляется путем использования защитных средств, прежде всего шлема, и соблюдением дистанции между экскурсантами. Экскурсовод едет во главе велоколонны и путем языка жестов, объяснение которых входит в содержание предварительного инструктажа, и звуковых сигналов осуществляет предупреждение неординарных ситуаций. Широко распространена практика, когда в состав велогруппы, помимо туристов и экскурсовода, входит велоинструктор, который замыкает колонну, решает возникающие у экскурсантов проблемы по ходу движения и обеспечивает дополнительную безопасность группы [2].

Список литературы

1. Белоусова В.В. Воспитание в спорте. М: ФПС, 1974.

2. Крылатых Ю.Г., Минаков С.М. Подготовка юных велосипедистов. М.: «Физкультура и спорт», 1982.

3. Преображенский В.С., Веденин Ю.А. География и отдых. М.: Знаменка, 1971.

4. Егоров Д.П., Притулюк Ю.Л. Специфика и анализ востребованности велосипедных экскурсий в Санкт-Петербургском регионе // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 89.

5. Интернет-портал «BLOG Fiesta». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fiesta.tity/spb/news/v-petergofe-poyavitsya-byudzhetnyy-obschestvennyy-veloprokat/ (дата обращения: 23.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.