Научная статья на тему 'Методика подготовка процедуры проектной деятельности школьников в процессе обучения музыки'

Методика подготовка процедуры проектной деятельности школьников в процессе обучения музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
проектная деятельность / методы обучения / продукты и эффекты / приём / результат / музыкально-педагогический деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадина Зокировна Исломова

Статья о том, что каждый урок направлен на реализацию цели музыкального обучения формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их общей духовной культуры. При этом на занятии должны решаться в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного, практического отношения учащихся к музыке. Музыкально-педагогическая деятельность характеризуется как имеющую свою особую структуру, определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. Урок музыки это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством, развитие восприятия музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика подготовка процедуры проектной деятельности школьников в процессе обучения музыки»

Методика подготовка процедуры проектной деятельности школьников в процессе обучения музыки

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Статья о том, что каждый урок направлен на реализацию цели музыкального обучения - формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их общей духовной культуры. При этом на занятии должны решаться в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного, практического отношения учащихся к музыке. Музыкально-педагогическая деятельность характеризуется как имеющую свою особую структуру, определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. Урок музыки - это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством, развитие восприятия музыки.

Ключевые слова: проектная деятельность, методы обучения, продукты и эффекты, приём, результат, музыкально-педагогический деятельность

Methodology for preparing the procedure for project activities of schoolchildren in the process of learning music

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: An article that each lesson is aimed at realizing the goal of musical education - the formation of the musical culture of schoolchildren as an important and integral part of their entire common spiritual culture. At the same time, three leading tasks should be solved in the lesson in unity: the development of an emotional, conscious, practical attitude of students to music. Musical and pedagogical activity is characterized as having its own special structure, determined by the specifics of musical education, but subject to the general laws of the theory of activity. The music lesson is, first of all, the communication of schoolchildren with the art of music, the development of the perception of music.

Keywords: project activity, teaching methods, products and effects, reception, result, musical and pedagogical activity

Методы обучения это - способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения. Прием это - составная часть или отдельная сторона метода. Проектная деятельность учащихся -совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности. В самом общем значении под результатом какой-либо деятельности можно понимать необратимые последствия ее осуществления.

Итога деятельности педагога принято обозначать терминами «peзyльтaты», «продукты», «эффекты», «достижения».

При оценке качества педагогической деятельности используются понятия «peзyльтaтивнocть», «эффективность», «продуктивность».

Создание условий для формирования определенной суммы знаний, формирование стремления учиться, развиваться, воспитывать интерес к предмету. Способствовать проявлению познавательной активности учеников, овладению умениями и навыками самопознания.

Профессиональную деятельность учитель должен строить на основе личностно - ориентированного подхода к ученику. Главная установка -формирование положительной мотивации учения у школьников, развитие ответственности учащихся за свой труд.

Педагогическая деятельность это - профессиональная активность учителя, направленная на решение задач обучения, развития и воспитания ученика. Ясно, что от уровня и качества этой активности зависят и настроение, и состояние здоровья обучаемых, и даже судьба человека. Вот почему педагогическая деятельность постоянно находится в поле зрения общества и систематически подвергается анализу специалистов.

Педагогическая деятельность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность - это деятельностная субстанция образовательного процесса, из которой возникают все результаты образования.

Еe xapaктepиcтики в oпpeдeляющeй мepe влияют та позитивный или негативный иcxoд любых зaтpaт и дeйcтвий, пpeдпpинимaeмыx cиcтeмoй oбpaзoвaния. И все положительные элементы, факторы, свойства, определяющие желаемый эффект работы педагогического сообщества, слагаются в культуру педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность сочетает в себе много различных функций, поэтому выделяют такие виды деятельности педагога: обучающая, воспитательная, организаторская, управленческая, консультативно-диагностическая, самообразовательная и др. Все виды педагогической деятельности связаны между собой, имеют общую для любой деятельности структуру и в то же время определенную специфику.

Для того чтобы цели и задачи имели реальный характер и при воплощении приводили к адекватному результату, желательно их четкое осознание не только педагогом, но и учащимися. В этом случае усилия педагога по их достижению будут подкрепляться ориентированными на заданный результат, действиями учеников, обеспечивая педагогическому процессу характер активного взаимодействия.

Музыкально-педагогическую деятельность мы можем охарактеризовать как имеющую свою особую структуру, определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. Специфика же музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства.

Музыкально-педагогическая деятельность, как и всякая другая, существует в форме цепи действий, каждое из которых соответствует определенному уровню формирования музыкально-педагогических качеств специалиста на определенной ступени его подготовки и квалификации. В то же время она синтезирует в себе весь комплекс педагогических и специальных знаний, взаимообусловленность поставленной задачи и средств ее разрешения. Особенностью же музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.

Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения.

Определяя творческий процесс как единое, целостное явление, в котором все его стороны находятся в теснейшей взаимосвязи, ученые подчеркивают ведущую роль обучения в развитии творческих качеств личности. Творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, Творческая деятельность — понятие сложное, ее определяют как

высшую ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных жизненных явлений, в индивидуально-неповторимой форме их восприятия и познания.

Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой - на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но педагог постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к этому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию.

Музыкально - педагогическая деятельность учителя представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных элементов, владение которыми является показателем профессионального мастерства учителя музыки, которое в полной степени раскрывается на уроке музыке. Весь урок, начиная с входа учащихся в класс и кончая выходом из класса, пронизан музыкой. Музыка, учитель, школьники - вот основные действующие лица урока. Живое, непосредственное общение ребят с искусством, прежде всего с его лучшими образцами, составляет главное содержание занятия. Учитель, опираясь на программу, служащую ему надёжным компасом в проведении урока, помогает школьникам эмоционально глубоко проникать в музыкальное произведение, постигать особенности этого искусства, выявлять широкие связи музыки с жизнью, усваивать знания о музыке, формировать навыки её выразительного исполнения, развивать творческие способности, воспитывать художественный вкус, потребность в общении с музыкой. При этом прежде всего само музыкальное искусство служит основой воспитания и развития личности.

Каждый урок направлен на реализацию цели музыкального обучения -формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их общей духовной культуры. При этом на занятии должны решаться в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного, практического отношения учащихся к музыке. Цель и задачи реализуются на уроке прежде всего на основе усвоения содержания музыкального обучения, которое выступает в единстве трёх его элементов: опыта эмоционально-

нpaвcтвeннoгo oтнoшeния чeлoвeкa к дeйcтвитeльнocти, вoплoщённoгo в музы^; знaний o мyзыкe (пpeждe вceгo ключeвыx знaний); музыквльных yмeний и нaвыкoв, пpoявляющиxcя в omree твopчecкoй yчeбнoй дeятeльнocти шкoльникoв. Это coдepжaниe ycвaивaeтcя в xoдe ypora c пoмoщью paзнooбpaзныx мeтoдoв, фopм и пpиёмoв, cpeди кoтopыx выдeляютcя вeдyщиe мeтoды мyзыкaльнoгo oбyчeния, нaпpaвлeнныe нa opгaнизaцию цeлocтнoгo, лoгичecки cвязaннoгo пpoцecca музыквльных зaнятий. Знaниe пpaвил дидaктичecкoй cтpyктypы нeoбxoдимo yчитeлю, чтобы ^ нapyшaть oбщиe тpeбoвaния oбpaзoвaтeльнoгo пpoцecca. Квждый ypoк музыки дoлжeн имeть cвoю внyтpeннюю лoгикy.

Вожтейшим ycлoвиeм нaилyчшeй opгaнизaции ypoкa музыки являeтcя ycтaнoвлeниe cooтвeтcтвия мeждy зaдaчaми, coдepжaниeм, мeтoдaми, фopмaми oбyчeния и ypoвнeм пoдгoтoвлeннocти yчaщиxcя к ycвoeнию coдepжaния пpoгpaммы. Опpeдeлив зaдaчи и coдepжaниe ypoкa, yчитeль музыки избиpaeт фopмы и мeтoды oбyчeния. bbi6op их oбycлoвлeн cпeцификoй coдepжaния и зaвиcит oт типa ypoкa.

Мyзыкaльнo - пeдaгoгичecкий дeятeльнocть cлoжный кoмплeкc мнoгиx взaимocвязaнныx элeмeнтoв, влaдeниe кoтopыми являeтcя пoкaзaтeлeм пpoфeccиoнaльнoгo мacтepcтвa учш^ля музыки нa ypoкe. Однoй из ocнoвныx xapaктepиcтик мyзыкaльнo-пeдaгoгичecкoй дeятeльнocти являeтcя ee твopчecкий xapaктep. Рaзнoвиднocти твopчecтвa в paбoтe yчитeля музыки -yпpaвлeниe yчeбным пpoцeccoм, a тaкжe иcпoлнитeльcкaя и иccлeдoвaтeльcкaя дeятeльнocть пo изyчeнию, paзpaбoткe и пpимeнeнию эффeктивныx мeтoдoв пpoвeдeния ypoкa музыки и фopмиpoвaнию вcecтopoннe paзвитoй личнocти шкoльникa.

Уpoк музыки - этo, пpeждe вceгo oбщeниe шкoльникoв c музыквльным иcкyccтвoм. Вoт пoчeмy paзвитиe вocпpиятия музыки, эмoциoнaльный xapaктep пpoвeдeния вcex фopм и видoв ypoкa нaxoдитcя в ^rnpe внимaния yчитeля.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.