Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ'

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2002
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
выручка от реализации / планирование / метод прямого счета / расчетный метод / пофакторный метод / метод суммарного счета

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонова Наталья Сергеевна, Блажевич Олег Георгиевич, Мурашова Елена Анатольевна

В статье рассматривается сущность и значение выручки от реализации для предприятия. Дается характеристика методов планирования выручки, определяется алгоритм планирования с использованием каждого метода. Дается сравнительная характеристика методов планирования с указанием преимущества и недостатка каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ»



SCIENCE TIME

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Сафонова Наталья Сергеевна, Блажевич Олег Георгиевич, Мурашова Елена Анатольевна, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

E-mail: blolge@rambler.ru

Аннотация: в статье рассматривается сущность и значение выручки от реализации для предприятия. Дается характеристика методов планирования выручки, определяется алгоритм планирования с использованием каждого метода. Дается сравнительная характеристика методов планирования с указанием преимущества и недостатка каждого из них.

Ключевые слова: выручка от реализации, планирование, метод прямого счета, расчетный метод, пофакторный метод, метод суммарного счета.

Для успешного функционирования в условиях рыночной экономики предприятиям необходимо получать прибыль. Однако нельзя утверждать, что прибыль - это основной параметр, характеризующий эффективность функционирования субъекта хозяйствования. Существует более важная и значимая категория, наличие или отсутствие которой определяет дальнейшую деятельность любого предприятия. Такой категорией является выручка от реализации.

Для снижения неопределенности и рисков, которые неизменно сопровождают деятельность любого предприятия, необходимо осуществлять планирование всех основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта. Особенно важным с точки зрения оценки эффективности производственной деятельности предприятия, а также оценки результатов его функционирования в целом является планирование выручки от реализации, поскольку именно этот показатель является ключевым моментом, служащим основой для составления иных планов предприятия (плана прибыли, оперативного или кассового плана, платежного календаря, плана платежей в

| SCIENCE TIME Щ

бюджет). Чем более обоснованной будет плановая выручка от реализации, тем боле реальными будут другие финансовые показатели, рассчитываемые на основе выручки.

Планирование выручки от реализации - это процесс прогнозирования объемов денежных средств, которые в течение определенного периода времени должны поступить на расчетные счета предприятия в качестве платы покупателей за приобретенные у него товары, работы или услуги. Данный процесс подразумевает под собой осуществление расчетов объема ожидаемой выручки одним из методов планирования, наиболее подходящим для конкретного предприятия и отражающим специфику его деятельности.

Изучению методики планирования выручки от реализации посвящено множество работ отечественных ученых. Среди них можно выделить Трошина А.Н., Мазурину Т.Ю. [1], Шуляка П.Н. [2], Славюка Р.А. [3], Воробьева Ю.Н. [4], Ставерскую Т.А. [5], Степуру В.В. [6], Поддерегина А.Н. и др. Однако, несмотря на достаточную изученность данного вопроса, в литературе нет четко определенного алгоритма осуществления планирования по тому или иному методу, что несколько усложняет понимание расчетов. Кроме того в работах нет критического анализа каждого из приведенных методов, не указаны их преимущества и недостатки. В связи с этим можно утверждать, что изучение методики планирования выручки от реализации является актуальным и необходимым.

Анализ литературы показал, что в российской практике существует 4 метода планирования выручки от реализации. Выбор метода во многом определяется спецификой производства, реальной рыночной ситуацией, а также уровнем стабильности экономики государства. Рассмотрим каждый из методов планирования.

Метод прямого счета. Данный мет од применяет ся при небольшом ассортименте выпускаемой продукции, поскольку планируемая выручка рассчитывается по каждой номенклатурной позиции отдельно, а затем суммируется. Кроме того предприятие должно иметь заранее заключенные договоры со своими покупателями, в которых по каждому виду реализуемой продукции указывается количество поставляемой продукции и цена ее реализации. В противном случае применение этого метода невозможно.

Алгоритм планирования выручки методом прямого счета достаточно прост:

1. Необходимо изучить документацию, содержащую данные об объемах реализуемой продукции в плановом году, а также о ценах ее реализации.

2. Рассчитать плановую выручку от реализации путем суммирования произведений объема реализуемой продукции конкретного вида на ее отпускную цену:

| SCIENCE TIME Щ

Выручка = xUi

¿=i

где

п - всего видов продукции;

Рi - объем реализации i-го вида продукции в натуральном выражении;

Ц - отпускная цена единицы ьго вида продукции.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе на весь объем произведенной продукции. Однако реальная рыночная ситуация свидетельствует о том, что спрос потребителей зависит от множества как внешних, так и внутренних факторов, и, следовательно, он постоянно изменяется. Таким образом, метод прямого счета нельзя считать универсальным. Поэтому при планировании выручки от реализации применяются и другие методы.

Расчетный метод. В лит ерат уре данный мет од т акж е вст речает ся под названием «укрупненный метод на основе товарной продукции». Он применяется на предприятиях, не имеющих заранее сформированных заказов на весь прогнозируемый период. Кроме того он применим для предприятий, которые имеют большой ассортимент товарной продукции и на момент планирования не располагают информацией относительно ожидаемых цен реализации. Сущность укрупненного метода состоит в планировании общего объема производства товарной продукции в плановом периоде, который впоследствии корректируется на остатки нереализованной продукции на начало и конец периода. На основании вышесказанного можно сформулировать алгоритм, которого следует придерживаться при планировании выручки.

1. Первоначально необходимо определить объем производства в планируемом периоде. Его можно осуществлять одним из способов:

1 способ. Рассчитать объем производства с учетом прогнозирования темпов его роста или снижения. Для этого необходимо проанализировать объемы производства за предыдущие периоды и выявить общую тенденцию его изменения (коэффициент изменения). Нужно подчеркнуть, что данный способ применим в условиях стабильной экономической ситуации в стране.

Коэффициент изменения можно найти с помощью среднего арифметического темпов изменения объемов производства за анализируемый период:

Темп изменения1 + Темп изменения2 -+- —Ь Темп изменения^

п

При этом темп изменения за конкретный период может быть рассчитан по формуле:

Темп изменения» =

Объем производства п п Объем производства

Таким образом, объем производства товарной продукции в плановом периоде будет равняться:

Объем пр - еатш = Объем пр - еафакт х К

изменения'

где

Объем пр-ва план - плановый объем производства в плановом году;

Объем пр-ва факт - фактический объем производства в базисном году;

К изменения - средний темп изменения объема производства.

2 способ. Планирование объема производства также можно осуществлять на основании проведенных маркетинговых исследований относительно объема и характера спроса потребителей на производимую продукцию. Помимо этого также исследуется производственная мощность предприятия - т.е. его способность производить максимально возможное количество продукции с учетом имеющегося оборудования, степени его изношенности и иных технических характеристик. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность с учетом выявленного спроса спланировать объемы выпуска продукции, которые предприятие реально сможет произвести.

2. Следующим этапом в планировании выручки от реализации расчетным методом является определение остатков нереализованной продукции на начало периода. Эту информацию можно найти в Приложении к бухгалтерскому балансу в разделе «Запасы». Затем определяется коэффициент пересчета для перевода переходящих остатков на начало планового года из производственной себестоимости в отпускные цены:

Коэффициент.

Объем выпуска

отпуск.цвна

пересчета Объем вЫЩЮШ щсв6^

где

Объем выпуска отпуск. цена - объем производства товарной продукции за 4

I

SCIENCE TIME

I

квартал анализируемого года в отпускных ценах;

Объем выпуска пр. себ-ть - объем производства товарной продукции за 4 квартал анализируемого года, выраженный в производственной себестоимости.

После этого определяются остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода:

Остатки н п = Объем выпускащ св6_тъ > Коэффициент первсчвта

3. Третьим этапом планирования выручки от реализации расчетным методом является определение остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода. Для этого необходимо провести расчеты по следующей формуле:

Остатки кл = Однодневный выпуск х Норма запаса

где

Остатки к. п. - остатки нереализованной продукции на конец планового периода в отпускных ценах;

Однодневный выпуск - однодневный выпуск готовой продукции в IV квартале планового года;

Норма запаса - норма запаса готовой продукции на складе и в отгрузке, установленная предприятием.

4. Последний этап - определение плановой выручки от реализации готовой продукции в планируемом году. Ее можно рассчитать по формуле:

Выручка от реализации = Остатки н п + Ооъ&м пр — ва}иан — Остаткик п

Данный метод широко применяется на практике, однако чаще всего российскими предприятиями используется комбинированный метод: выручку от реализации основных видов продукции определяют методом прямого счета, а для подсчета выручки от реализации изделий другого ассортимента пользуются расчетным методом.

В литературе кроме вышеперечисленных методов планирования встречаются и другие, менее популярные в российской практике методы.

Пофакторный метод. Сущност ь мет ода заключает ся в определении ожидаемой выручки от реализации с учетом влияния на нее таких факторов, как

| SCIENCE TIME Щ

объем и структура реализованной продукции, а также уровня цен на нее.

Алгоритм осуществления планирования выручки от реализации пофакторным методом:

1.Определить изменения основных факторов, которые планируются в предстоящем периоде. Найти индексы изменений, используя формулы:

^■структ. измен-й. — у ц ^ >

I об. реализ. - индекс изменения объема реализации продукции;

I структ. измен-й - индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции;

I цен - индекс изменения цен на реализуемую продукцию;

Ц1, Ц0 - уровень цен на реализуемую продукцию в плановом и базисном периодах соответственно;

К1, КО - количество реализуемой продукции в плановом и базисном периодах соответственно.

2. Рассчитать плановую выручку от реализации, беря за основу фактическую выручку, полученную в предыдущем периоде, и корректируя ее на индексы изменений основных факторов:

Выручкапшн = Выручка факт х 10б х 1Сщ-,уКт изшн—й х

Сложность применения данного метода заключается в том, что предприятия не всегда владеют информацией относительно объемов реализации продукции в предстоящем периоде. Кроме того на момент планирования может отсутствовать информация относительно отпускных цен, что делает применение данного метода планирования невозможным.

Метод суммарного счета. Согласно данному мет оду выручка от реализации определяется на основе фактической выручки за предыдущий период с ее корректировкой на коэффициент изменения (методика расчета

| SCIENCE TIME Щ

коэффициента изменения описана выше). Чтобы результат был более достоверным, при определении коэффициента изменений необходимо использовать экспертную оценку.

Как было сказано ранее, каждый из перечисленных методов имеет как преимущества, так и недостатки (табл. 1). При выборе того или иного метода их необходимо учитывать.

Таблица 1

Преимущества и недостатки методов планирования выручки от реализации

Метод Преимущества Недостатки

1. Метод прямого счета Наиболее достоверный метод при заранее определенном объеме продаж и ценах. Простота расчетов. Подходит только для предприятий с небольшим ассортиментом продукции и коротким циклом производства. Не учитывает непостоянство спроса на продукцию.

2. Расчетный метод Позволяет рассчитать выручку на предприятиях с большим ассортиментом товарной продукции. Требует дополнительных затрат на проведение маркетинговых исследований и на привлечение экспертов. Трудоемкий метод.

3. Пофактор-ный метод Учитывает изменения основных факторов, влияющих на выручку от реализации, которые ожидаются в плановом периоде. На момент планирования предприятие не всегда располагает необходимой для расчетов информацией.

4. Метод суммарного счета В условиях стабильной экономики наиболее простой метод планирования. Требует проведения экспертной оценки; применим только в условиях стабильной экономики.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что каждый метод планирования выручки от реализации имеет свои преимущества и недостатки. Выбор того или иного метода должен быть основан на специфике предприятия, на имеющейся в момент планирования информации, а также на состоянии экономики в стране. Обоснованное применение методов планирования даст возможность максимально точно спрогнозировать выручку от реализации, что, в свою очередь, позволит предприятию избежать непредвиденных ситуаций, которые могут оказать негативное воздействие его платежеспособность, финансовую устойчивость и результаты деятельности в целом.

Литература:

1. Трошин А.Н. Финансы и кредит / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. - М.: Инфра-М, 2009. - 408 с.

2. Шуляк П.Н. Финансы предприятия / П.Н. Шуляк. - 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Дашков и К, 2006. - 712 с.

3. Славюк Р. А. Финансы предприятия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.А. Славюк. - 3-е изд., перераб. и доп. - Киев: Изд-во

I

SCIENCE TIME

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центр учебной литературы, 2014. - 458 с.

4. Воробьев Ю.Н. Планирование операционных затрат предприятия / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2013. - №5 (24). -С. 108-112.

5. Ставерская Т. А. Концепции финансового планирования: макро- и микроуровни / Т.А. Ставерская // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2010. - №4 (9). - С. 35-39.

6. Степура В.В. Концептуальные основы интегрированного финансового планирования / В.В. Степура // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. -2013. - №3 (22). - С. 32-37.

7. Воробьева Е.И. Методы финансового анализа для оценки состояния предприятий / Е.И. Воробьева, О.Г. Блажевич, Н.А. Кирильчук, Н.С. Сафонова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2016. - №2 (35). - С. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.