Научная статья на тему 'Методика планирования, анализа и контроля процесса заготовления в системе управленческого учета'

Методика планирования, анализа и контроля процесса заготовления в системе управленческого учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1997
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГОТОВЛЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / АНАЛИЗ / КОНТРОЛЬ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / БЮДЖЕТ / ЗАТРАТЫ / ВНУТРЕННЯЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянова Т. В., Тарновская Ю. С.

В системе управления компанией с процесса заготовления начинается первая фаза кругооборота хозяйственных средств. Данная фаза предшествует процессу производства, в ней осуществляются такие важные хозяйственные операции, как приобретение сырья и материалов, оплата транспортных расходов по их доставке. В данной статье рассматривается методика осуществления процесса заготовления через реализацию таких функций управления, как планирование, учет, анализ и контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика планирования, анализа и контроля процесса заготовления в системе управленческого учета»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 338.242.2

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ЗАГОТОВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Т. В. ЗЫРЯНОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: tatyana. zyrianova@uapa. ru Ю. С. ТАРНОВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: sewerina@mail. ru Уральский институт — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В системе управления компанией с процесса заготовления начинается первая фаза кругооборота хозяйственных средств. Данная фаза предшествует процессу производства, в ней осуществляются такие важные хозяйственные операции, как приобретение сырья и материалов, оплата транспортных расходов по их доставке. В данной статье рассматривается методика осуществления процесса заготовления через реализацию таких функций управления, как планирование, учет, анализ и контроль.

Ключевые слова: заготовление, планирование, управленческий учет, анализ, контроль, автоматизация, бизнес-процесс, бюджет, затраты, внутренняя отчетность.

Концептуальным подходом к управлению бизнесом в современных условиях является процессный подход, который предполагает выделение совокупности процессов, протекающих в компании и их дальнейшее совершенствование.

В статье «Моделирование процессного подхода для целей управленческого учета» [1] авторами были рассмотрены методические подходы к рациональной организации бизнес-процессов. Особый акцент был сделан на важности роли управленческого учета в системе управления

компанией, так как он является связующим звеном между учетным процессом и принятием управленческих решений.

Процессный подход к управлению организацией направлен на процессы хозяйственной деятельности, основным результатом выполнения которых является производство продукции (товаров, услуг) для удовлетворения нужд потребителей. Только обладая полной информацией о составе и структуре своих процессов, предприятие может своевременно их адаптировать к постоянно меняющимся условиям деятельности [1].

Необходимость использования понятия «процесс» диктуется потребностью в изучении объекта комплексно, с разных сторон и напрямую связана с методологией системного анализа. Компоненты, входящие в процесс и требующиеся для функционирования всей системы в целом, в данном случае определяются как подсистемы, которые в свою очередь также могут содержать как бесконечное разнообразие, так и ограниченное число процессов.

Применение системного анализа на практике позволяет рассматривать предприятие как деятельность по реализации процессов. Однако, по мнению специалистов, раздел стандарта ISO 9001:2008, посвященный процессному подходу, является слишком общим, не вносит ясности в вопрос, как переходить к управлению на основе системы процессов. Естественная реакция руководителей и специалистов во многих компаниях на слишком общие рекомендации ISO — это упрощенный подход к разработке системы процессов компании, достаточный для того, чтобы получить сертификат на систему менеджмента качества. В предельно формальном варианте система процессов приравнивается к перечню элементов оглавления стандарта ISO 9001:2008 и очень скоро оказывается востребованной лишь специалистами по качеству компании. Но в

Внутренние факторы (потоки ресурсов):

- материальные;

- финансовые;

- информационные

то же время универсальном методики внедрения процессного управления не существует, точно так же, как нет и рецептов гарантированного получения эффекта от внедрения технологий процессного управления [6].

По нашему мнению, в совокупность процессов, протекающих на предприятии, следует включать только те процессы, которые принимают участие в создании продукта или услуги для потребителя, а также процессы, обеспечивающие работу компании, которые обязательны для обеспечения соответствия деятельности компании требованиям как внешних регулирующих органов, так и законодательства.

Понятию «процесс» присущи такие обязательные характеристики, как вход, выход и обратная связь (рис. 1).

Все процессы на предприятии взаимодействуют друг с другом на основе входов и выходов, так как выходы одного процесса являются входом в другой или ряд других процессов. Процессная модель включает в себя совокупность процессов, каждый из которых оказывает влияние на функционирование как других процессов, так и всей системы в целом.

При протекании процесса вход претерпевает изменения, связанные с взаимодействием как внутренних факторов (материальных, финансо-

входы

Влияние факторов

Внешние факторы:

- находящиеся в распоряжении системы (законы, нормативные правовые акты, целевые установки);

- случайные (форс-мажорные)

V

Влияние факторов

Обратная связь

—► Процесс «Заготовление» *-

Ц— —► Процесс «Производство»

4- Процесс «Реализация»

Обратная связь

V

выходы

Рис. 1. Модель влияния факторов на процессы управления компанией

вых и информационных потоков ресурсов), так и внешних, которые не поддаются непосредственному управлению со стороны руководства (факторы, находящиеся в распоряжении системы, и случайные факторы). Выход определяет конечное состояние процесса, по которому судят о степени достижения целей, поставленных перед системой. Взаимодействие входов и выходов проявляется в том, что результат выполнения одного процесса влияет на издержки и эффективность других. Обратная связь обеспечивает постоянную адаптацию системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

В качестве особого процесса в экономической литературе выделяется бизнес-процесс, дефиниции которого с позиции разных авторов нами были представлены в предыдущей статье [1].

Однако термины «процесс» и «бизнес-процесс» неравнозначны. Под процессом обычно подразумевается определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели на основе преобразования входов в выходы, тогда как бизнес-процесс — это такой процесс, в результате которого достигается конкретная коммерческая (предпринимательская) цель деятельности компании, а связанное множество бизнес-процессов направлено на выпуск продукции. Далеко не каждый процесс может называться бизнес-процессом [3].

Бизнес-процесс как самостоятельная единица имеет внешнего и внутреннего потребителя.

Укрупненные бизнес-процессы

Заготовление

внеоборотных и оборотных активов

Производство

продукции (работ, услуг)

Реализация

продукции (работ, услуг), товаров

Прочий бизнес

Движение материальных и денежных потоков

Рис. 2. Система управления бизнес-процессами предприятия

Для внешнего потребителя значимость процесса (процессов) заключается в выпуске продукции, удовлетворяющей его по цене, качеству и сервису, а для внутреннего — в информации, которую он получает для управления и контролирования затрат.

Деятельность предприятия как объекта управления можно разложить на отдельные бизнес-процессы, относящиеся к основному бизнесу (заготовление, производство, реализация) и прочему бизнесу (рис. 2).

В процессе деятельности компании происходит кругооборот хозяйственных средств, в котором выделяются процессы, связанные с основным и прочими видами деятельности [3].

Процесс заготовления является первой стадией кругооборота хозяйственных средств, в которой предприятие покупает средства производства (предметы труда и средства труда), расплачиваясь за них денежными средствами и иными активами. В процесс заготовления включаются такие хозяйственные операции, как:

1) поступление от поставщиков основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, необходимых для производственных и управленческих нужд;

2) оплата транспортных расходов по их доставке.

В процессе производства реализуются первостепенные задачи, связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, учитывается начисление заработной платы, начисление амортизации (износа) основных средств и т. д.

В процессе реализации:

1) выполняются договорные обязательства перед покупателями и заказчиками по продаже готовой продукции, товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

2) учитываются поступления на расчетный счет выручки от продаж, списание производственной себестоимости продукции, расчет прибыли (убытка).

Функции управления предприятием

ПЛАНИРОВАНИЕ

КОНТРОЛЬ УЧЕТ

АНАЛИЗ

В процессе функционирования прочих видов деятельности осуществляется контроль за эффективностью работы сопутствующего и дополнительного видов бизнеса.

Все эти процессы в рамках предприятия представлены отдельными хозяйственными операциями, результатом осуществления которых являются движение денежных средств, смена одной формы имущества на другую (например, при продаже готовой продукции или товаров имущество компании преобразует товарную форму в денежную).

Каждый процесс в свою очередь состоит из таких функций управления, как планирование, учет, анализ и контроль. Только при условии выполнения этих функций в комплексе процесс может называться «бизнес-процессом», и достигается в конечном счете главная цель работы компании — получение экономических выгод.

В рамках данной статьи рассмотрена снаб-женческо-заготовительная деятельность предприятия, которая представляет собой совокупность хозяйственных процессов и операций по обеспечению организации средствами и предметами труда, необходимыми для производства продукции (или приобретения товаров для перепродажи) во взаимосвязи с процессами планирования, учета, анализа и контроля.

Основными задачами процесса снабжения являются:

1) выявление всех затрат, связанных с заготовлением и приобретением материальных ценностей и нематериальных активов;

2) исчисление фактической себестоимости заготовленного имущества;

3) выявление результатов снабженческой деятельности.

Материальные затраты являются одним из основных экономических элементов расходов предприятия на производство и продажу продукции, они включают в себя стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг).

Интеграция производства и заготовительной деятельности начинается задолго до самого процесса производства. При этом инициативной

стороной является именно система производства, основой которой являются данные о продажах продукции. Однако процесс производства не может протекать нормально, если ему не предшествует четко отлаженный процесс заготовления производственных запасов.

Запасы относятся к числу объектов, требующих достаточно больших вложений средств, и представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень обслуживания в целом. Эффективное управление материально-производственными запасами зависит от правильного понимания их сущности, значения, роли, а также рационального использования в экономике предприятия, что в конечном счете определяет доходность коммерческой организации.

Материальные ценности, необходимые для деятельности организации, приобретаются в основном у контрагентов, которыми являются поставщики. Предприятие дополнительно несет расходы, связанные с транспортировкой, погру-зочно-разгрузочными и иными работами, которые осуществляются собственными силами организации, а также силами сторонних предприятий. Эти расходы называются транспортно-заготови-тельными.

В практической деятельности компаний принято выделять две формы снабжения: транзитную и складскую (рис. 3).

При использовании транзитной формы снабжения компания приобретает сырье, материалы и товары для перепродажи непосредственно от предприятий, их производящих, обрабатывающих или добывающих, минуя базы и склады посреднических структур. Эту форму снабжения экономически выгодно использовать в случаях, когда потребность в количестве сырья и материалов на данный момент равна транзитной норме или больше ее. Она позволяет значительно сократить время пребывания материальных потоков в сфере обращения, а также сократить издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции, складское хранение у посредников и пр. Применение транзитной формы снабжения целесообразно для больших партий поставок постоянного ассортимента крупным пот-

Рис. 3. Формы и методы обеспечения предприятия материальными ресурсами

ребителям, когда не требуются дополнительные логистические работы и операции по подготовке к производственному потреблению, а также в некоторых других случаях.

Складская форма снабжения применяется в том случае, если необходимые материальные ресурсы предприятие получает со складов или баз снабженческо-сбытовых предприятий. Необходимость в посредниках при этом обосновывается тем, что при необходимости отпуска разовой партии требуемых материальных ресурсов со склада обеспечивается поступление к потребителю материальных потоков с заранее заданной периодичностью. Кроме того, посредник по желанию потребителей может предложить ряд услуг по подготовке материальных ресурсов к производственному потреблению, либо выполнить послепродажное обслуживание, либо осуществлять пакет других услуг.

Складскую форму снабжения целесообразно применять при потреблении сырья, материалов (товаров) в небольших количествах. Особенно результативной она является для малых форм предприятий при формировании для них системы материального обеспечения, в случаях нестабильности рынка конечной продукции, а также при освоении новой продукции. Недостатком складской формы снабжения является более высокая цена приобретаемых ресурсов, что обусловлено включением в нее дополнительных расходов на складскую обработку, хранение и продвижение материальных ресурсов со складов посреднических организаций.

Выбор использования той или иной формы снабжения каждое предприятие осуществляет

самостоятельно, принимая во внимание необходимый перечень ресурсов, их особенность, качество, цену, длительность получения и ряд других факторов.

Эффективность процесса заготовления отражается в показателях объема снабжения и фактической себестоимости приобретенных ценностей. В основе анализа затрат по процессам деятельности компании должны лежать следующие принципы:

1) системный подход, в соответствии с которым деятельность предприятия рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов;

2) принцип комплексного анализа всех составляющих деятельности предприятия;

3) принцип динамизма;

4) принцип учета специфики экономической деятельности предприятия.

Модель бизнес-процесса «Заготовление» включает совокупность взаимоувязанных процессов, оказывающих влияние не только на протекание других процессов, но и на функционирование модели в целом:

1) приобретение у поставщиков материалов, топлива (и других ценностей), а также заготовление товаров для продажи;

2) собственные заготовки сырья и материалов;

3) провоз, погрузку и выгрузку приобретенных и заготовленных запасов;

4) организацию хранения, подсортировки и контроля качества сырья, материалов, товаров и т. д.

Эффективное управление затратами на разных уровнях обеспечивается использованием методического единства, предполагающего единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу и контролю затрат на предприятии. Выполнение этого требования обеспечивает интегрированная автоматизированная учетная система, включающая все виды бухгалтерского учета: финансовый, управленческий, в том числе учет производства, отдельную систему по учету реализации, а также налоговый учет. Такая система соединяет все вышеназ-

ванные элементы в едином методологическом и методическом пространстве и выступает как комплексное, системное исследование затрат по бизнес-процессам [2, 5].

Авторами статьи разработана модель управления процессом заготовления, являющаяся одновременно инструментом для исследования затрат по функциям управления (рис. 4). Ранее авторами была разработана и представлена мо-

дель 1Т-архитектуры систем планирования, учета и отчетности в компании, позволяющая связать воедино все функции управления комплексом бизнес-процессов, входящих в процессную модель «Заготовление» [2].

Автоматизированная система по планированию и бюджетированию (АСПБ) предназначена для автоматизации бюджетного управления компании на основе использования инструментариев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление процессом «Заготовление»

м

<

м о

Бюджет затрат на сырье, материалы н товары. Производственная программа

Бюджет транспортно-заготовительных расходов

Бюджет затрат на хранение, контроль качества

Бюджет инвестиций

Бюджет кредиторской задолженности

я «

« я и

ш

н о п я

и

я ц

и ш

я

Учет затрат на сырье, материалы (товары)

Учет транспортно-заготовительных расходов

Учет затрат на хранение, контроль качества

Учет внеоборотных активов (ВНОА): основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА)

Учет кредиторской задолженности

Анализ эффективности затрат на сырье, материалы (товары)

Анализ транспортно-заготовительных расходов

Анализ затрат на хранение, контроль качества

Анализ эффективности использования ВНОА: ОС и НМА

Анализ кредиторской задолженности (КЗ), дебиторской задолженности (ДЗ)

Контроль эффективности затрат на сырье, материалы (товары)

Контроль транспортно-заготовительных расходов

Контроль затрат на хранение, контроль качества

Контроль размеров инвестиций в целом

по предприятию и в разрезе проектов

Контроль за снижением КЗ (ДЗ) за период

Процесс «Производство»

Рис. 4. Модель управления процессом «Заготовление»: KPI — Key Performance Indicator — ключевые показатели эффективности

Уровни данных

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

Рис. 5. Место бизнес-процесса «Заготовление» в системе АСПБ

процессов планирования, мониторинга, контроля, анализа исполнения бюджетов, формирования аналитической отчетности. Эта система является информационным хранилищем не только для данных, поступающих из автоматизированных систем: по финансовому и налоговому учету (АСФНУ), учету производства (АСУПр) и реализации (АСУР) для сценария «Факт», но и планируемых показателей работы компании для сценариев «Бизнес-план (год в целом и помесячная разбивка)», «Годовое скользящее планирование», «Первичный месячный бюджет» и «Уточненный месячный бюджет». Консолидация данных в одной учетной системе АСПБ обусловлена необходимостью проведения план-фактного, комплексного и факторного анализа деятельности предприятия посредством формирования аналитических отчетов.

Активное и эффективное развитие бизнеса с возможностью привлечения дополнительных инвестиций и кредитов увеличивает значимость роли планирования работы предприятия. Многолетний опыт отечественных и зарубежных компаний показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка приводит к большим экономическим потерям. В условиях рынка и конкуренции повышаются требования к качеству планирования, к взаимной увязке сложных хозяйственных процессов. При грамотной организации процесса планирования можно изначально задавать значение прибыли и других показателей и, исходя из них, выстраивать все остальные бюджеты, т. е. планировать «от желаемого». Это достигается не сразу и возможно

только тогда, когда процесс составления бюджетов полностью автоматизирован.

Основным инструментом планирования и контроля за деятельностью компании является бюджет. Бюджет фирмы представляет собой план, охватывающий все хозяйственные операции на определенный срок и содержащий цели и политику фирмы, утвержденные руководством как для организации в целом, так и для каждого подразделения, выраженный в натуральных и денежных единицах. Использование бюджетов в организациях помогает контролировать сложившуюся ситуацию. Без наличия на предприятии бюджетов управляющее звено, как правило, лишь реагирует на обстановку вместо того, чтобы ее контролировать. Бюджет содействует четкой и целенаправленной деятельности организации, служит основой оценки достигнутых результатов и средством координации деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений, а также основой для оценки выполнения плана центрами ответственности [4].

Планирование бизнес-процесса «Заготовление» в системе АСПБ, по нашему мнению, можно представить на рис. 5, где для прогнозных сценариев, обозначенных выше, необходимо заполнить первый уровень форм — блоки «Общие формы» и «Бюджетные задания» в части объема производства продукции и (или) планируемой стоимости закупки товаров для продажи. Далее последовательно заполняются блоки «Закупки» и «Расходы» второго уровня [1].

Блок «Закупки» логически делится на три составные части:

1) бюджеты закупок сырья, материалов для собственного производства и товаров для продажи. В первом случае рассчитываются объемы и затраты на приобретение сырья (материалов), во втором — рассчитываются объем закупок товаров и движение покупной стоимости товаров. Формируется производственная программа;

2) бюджеты закупок, сопутствующих основному бизнесу товаров;

3) сводные бюджеты закупок/запасов (формируются на основании пп. 1 и 2).

В блоке «Расходы» планируется использование денежных средств на сопровождение и обеспечение функционирования бизнес-процесса «Заготовление» с формированием себестоимости по этому процессу.

Планирование бюджета инвестиций является неотъемлемой частью рассматриваемого бизнес-процесса. Инвестиционные предложения должны оцениваться с точки зрения суммарного объема капитальных расходов (приобретение земельных участков, строительство новых объектов, реконструкция существующих объектов, приобретение нематериальных активов и т. д.), так как это решения, влекущие за собой значительные расходы, изменение положения работников и предприятия в целом.

Завершающей точкой при планировании этого процесса является бюджет (график) погашения кредиторской задолженности, данные по которому в дальнейшем поступают в бюджет движения денежных средств.

Приступая к реализации бюджетов, необходимо найти пути удовлетворения потребностей предприятия с наименьшими затратами, напри-

мер за счет внешних и внутренних источников. К внешним источникам относится поступление материальных ресурсов от поставщиков, к внутренним — сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономия материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса [4].

В таблице представлена разработанная авторами группировка основных затрат по бизнес-процессу «Заготовление» с целью планирования, анализа и контроля затрат для выявления «узких» мест процессов, лимитирующих хозяйственную деятельность предприятия в текущем и прогнозном периоде.

Фактическая себестоимость производственных запасов формируется путем суммирования покупной стоимости и транспортно-заготови-тельных расходов, которые включают в себя: расходы на транспортировку, хранение и доставку материалов на склад предприятия; расходы на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов; таможенные пошлины; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретаются материалы, и другие аналогичные

Группировка затрат по операциям бизнес-процесса «Заготовление»

Операция бизнес-процесса «Заготовление» Бюджет для всех сценариев Статья затрат Ответственный центр финансовой ответственности

1. Приобретение у поставщиков материалов, топлива и др. 2. Собственная заготовка сырья и материалов Бюджет затрат на сырье, материалы (товары для продажи). Производственная программа Затраты на сырье, материалы Закупки

3. Заготовление товаров для продажи Покупная стоимость товаров Закупки

4. Провоз, погрузка и выгрузка приобретенных и заготовленных предметов Бюджет транспор-тно-заготовитель-ных расходов 1. Транспортные расходы (железнодорожный, водный транспорт, трубопровод, автотранспорт) Закупки, сопутствующий бизнес

2. Аренда автотранспорта. 3. Дополнительное оборудование для автотранспорта. 4. Материалы для капитального и текущего ремонта автотранспорта. 5. Расходы на автошины и аккумуляторы. 6. Транспортный налог. 7. Мойка и парковка. 8. Сервисное обслуживание автотранспорта. 9. Горюче-смазочные материалы на транспорт. 10. Разрешение на провоз тяжеловесного груза Транспорт

Окончание таблицы

Операция бизнес-процесса «Заготовление» Бюджет для всех сценариев Статья затрат Ответственный центр финансовой ответственности

5. Организация хранения и контроля качества сырья, материалов и товаров Бюджет транспор-тно-заготовитель-ных расходов 1. Аккредитация лаборатории. 2. Калибровка и градуировка Контроль качества

3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду Промышленная безопасность и охрана труда

4. Потери товаров и технологические отходы в пределах норм естественной убыли. 5. Хранение сырья, материалов и товаров для продажи основного бизнеса. 6. Хранение продукции и товаров сопутствующего бизнеса Закупки, сопутствующий бизнес

6. Планирование и анализ капитальных вложений Бюджет инвестиций Покупная стоимость основных средств, нематериальных активов Капитальное строительство

7. Планирование и анализ кредиторской задолженности Бюджет погашения кредиторской задолженности Кредиторская задолженность по видам и срокам погашения Финансы

расходы. В фактическую себестоимость материалов не включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, транспортным и другим организациям [4].

Оценка эффективности работы компании — это сравнение достигнутых результатов ее деятельности в целом и в разрезе структурных подразделений с поставленными целями и плановыми показателями. Основным критерием результативности работы организации в конкурентной среде является соотношение ряда показателей, характеризующих эффективность ее функционирования как системы. В связи с этим принципиальное значение для оценки имеет корректный отбор показателей для сравнительного экономического анализа, учитывающих эффективность и особенности финансово-хозяйственной деятельности компании.

Материальные ресурсы являются одним из важнейших элементов, необходимых для функционирования организации, поэтому контроль за их наличием и движением имеет большое значение. Наличие внутрихозяйственной отчетности является одним из условий, способствующих эффективной деятельности организации. Управление снабженческо-заготовительной деятельностью основывается на информации, получаемой из регистров оперативного, финансового, управленческого и статистического учета. Организация может создавать собственную систему внутренней

отчетности, способную дать необходимую информацию для принятия оперативных и стратегических решений по снабженческо-заготовительной деятельности. К такому роду информации можно отнести сведения о качестве сырья и материалов, поставщиках, транспортно-заготовительных расходах и т. д. Данная информация может предоставляться как в стоимостном, так и в натуральном измерении [4].

В зависимости от преследуемых целей вышеназванные отчеты могут быть составлены:

1) в разрезе поставщиков;

2) по каждому виду потребляемых ресурсов;

3) по каналам доставки (розница, опт, мелкий опт);

4) по формам оплаты (безналичный и (или) наличный расчет, бартер) и т. д.

Отчеты могут составляться по одному или нескольким признакам. Выбор варианта и частоты составления отчетов зависит от потребностей конкретной организации.

Составленные отчеты позволяют [4]:

— оперативно и своевременно получать достоверную информацию о запасах материальных ресурсов;

— планировать уровень запасов;

— не допускать простоев или сбоев в процессе производства из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов;

— выявлять места возникновения материальных потерь (порчи, хищений и т. д.);

— снизить себестоимость выпускаемых изделий за счет более рационального использования сырья и материалов в процессе производства;

— оптимизировать размер облагаемой прибыли за счет обоснованного выбора в учетной политике того или иного метода списания материальных ресурсов на себестоимость продукции;

— повысить оборачиваемость денежных средств за счет снижения уровня сверхнормативных запасов и пр.

Функция «Анализ и контроль» в бизнес-процессе «Заготовление» реализована как в сценарии «План», так и в сценарии «Факт» АСПБ в блоке «Аналитика». После планирования или фактического учета показателей всех бизнес-процессов предприятия (заготовление, производство, реализация, прочий бизнес) в данном блоке можно сформировать аналитические формы любой конфигурации в зависимости от цели, стоящей перед аналитиком. Например, в плановых сценариях можно сравнить запланированные показатели с фактическими данными или планами прошлых периодов, а в сценарии «Факт» провести план-фактный анализ достигнутых показателей в сравнении с плановыми показателями этого периода или в сравнении с фактическими данными прошлых периодов.

Но функции бюджета как средства контроля и оценки производственной деятельности предприятия (в том числе и снабженческо-заготовительной деятельности) и его структурных подразделений раскрываются только тогда, когда планируемые показатели сравниваются с фактическими показателями. По мере накопления статистических данных за ряд прошедших лет в системе АСПБ

можно сравнить показатели за любые временные периоды.

Для своевременного обнаружения отклонений от намеченных показателей выполнения бюджетов и интерпретации причин их возникновения необходимо производить постоянный контроль за достигнутыми показателями и предпринимать меры по оперативному устранению выявленных отклонений.

Список литературы

1. Зырянова Т. В., Тарновская Ю. С. Моделирование процессного подхода для целей управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 34 (232).

2. Зырянова Т. В., Тарновская Ю. С. Интеграция автоматизированных систем управления бизнес-процессами компании как составляющая унифицированного стандарта управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 35 (233).

3. Керимов В. Э., Сухов Р. А. Организация управленческого учета снабженческо-заготови-тельной деятельности // Аудит и финансовый анализ. 2003. № 1.

4. Попова Л. В., Головина Т. А. Основные концепции управленческого анализа затрат на промышленном предприятии // Управленческий учет. 2005. № 1.

5. Скрипко Л. Е. Процессный подход в управлении качеством: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

6. Сооляттэ А. Ю. Как получить эффект от внедрения процессного подхода в компании? // Методы менеджмента качества. 2009. № 11.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.