Научная статья на тему 'Методика оценки значимости влияния факторов на результативность бросков юных баскетболистов'

Методика оценки значимости влияния факторов на результативность бросков юных баскетболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
516
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БРОСКА / УСЛОВИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЙ ЗАЩИТНИКА / ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРОВ / SCORE THROW / A CONDITION OF COUNTERACTIONS OF THE DEFENDER / THE IMPORTANCE OF FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козин Вадим Витальевич, Гераськин Анатолий Александрович, Плясов Дмитрий Александрович, Лойко Александр Анатольевич

На основании проведенных исследований разработана методика, позволяющая оценить степень значимости влияния факторов, возникающих в условиях противодействий соперника, на результативность броска юных баскетболистов. Результаты исследований значимы для тренеров спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 9 города Омска, так как при переходе в команды Высшей лиги у юных баскетболистов снижается результативность. Своевременное устранение недостатков в бросковой подготовке с учетом выявления значимых факторов позволит повысить результативность броска мяча в кольцо путем целенаправленного моделирования особо значимых факторов на тренировочных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козин Вадим Витальевич, Гераськин Анатолий Александрович, Плясов Дмитрий Александрович, Лойко Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of key factor analysis influencing score throws of young basketball players

On the basis of the research the technique is developed, allowing to estimate the degree of the importance of influence of the factors arising in the conditions of counteractions of the contender, on productivity of a throw of young basketball players. The results of research are significant for trainers of sports youthful school of an Olympic reserve of № 9 cities of Omsk as at transition in commands of the Higher league at young basketball players productivity decreases. Timely elimination of lacks in throw to preparation taking into account revealing of significant factors, will allow to raise productivity of a throw of a ball in a ring by purposeful modeling of especially significant factors on training employment.

Текст научной работы на тему «Методика оценки значимости влияния факторов на результативность бросков юных баскетболистов»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

УДК 612.821-053.7-071.3+796.32 р. р. КОЗИН

Л. Л. ГЕРАСЬКИН Д. Л. ПЛЯСОВ А. А. ЛОЙКО

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК), г. Омск

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БРОСКОВ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ___________________________________

На основании проведенных исследований разработана методика, позволяющая оценить степень значимости влияния факторов, возникающих в условиях противодействий соперника, на результативность броска юных баскетболистов. Результаты исследований значимы для тренеров спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 9 города Омска, так как при переходе в команды Высшей лиги у юных баскетболистов снижается результативность. Своевременное устранение недостатков в бросковой подготовке с учетом выявления значимых факторов позволит повысить результативность броска мяча в кольцо путем целенаправленного моделирования особо значимых факторов на тренировочных занятиях.

Ключевые слова: результативность броска, условия противодействий защитника, значимость факторов.

Актуальность. Современный баскетбол характеризуется высоким уровнем защитных действий со стороны соперника [2, 3]. Это проявляется не только в тактических действиях защищающейся команды, применяющей «прессинг» практически на протяжении всей игры, но и в индивидуальных технических действиях защитников, использующих плотную опеку атакующих игроков.

Отмечается, что высокий уровень защитных действий отрицательно сказывается на результативности баскетболистов [1, 4, 5].

Особенно остро проблема повышения результативности проявляется в юношеском баскетболе, при переходе юных баскетболистов в команды мастеров и студенческую лигу. Однако в научно-методической литературе не освещены вопросы, отражающие возможности решения данной проблемы, касающиеся разработки методов определения особенностей влияния защитных действий на результативность баскетболистов и поиска научно обоснованных путей совершенствования бросковой подготовки юных баскетболистов.

Проблема исследования заключается в выявлении причин низкой результативности юных баскетболистов при выполнении бросков с сопротивлением соперников.

Цель исследования — определить факторы, возникающие в условиях противодействий соперника и оказывающие отрицательное влияние на результативность броска.

Задачи исследования:

1. Разработать методику оценки значимости влияния факторов на результативность броска юных баскетболистов.

2. Выявить группы факторов, оказывающих негативное влияние на результативность броска юных баскетболистов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование, опрос баскетболистов; педагогическое наблюдение; математикостатистические методы.

Организация исследования: анализ научно-методической литературы позволил выяснить изученность проблемы бросковой подготовки юных баскетболистов; педагогические наблюдения проводились за командами баскетболистов 16—17 лет с использованием видеосъемки цифровой камерой на IX традиционном международном турнире памяти заслуженного тренера России В. Н. Промина (проанализировано 28 игр, 4592 видеоэпизода); анкетирование спортсменов позволило определить основные факторы, оказывающие негативное влияние на результативность броска.

Результаты исследований.

При помощи опроса баскетболистов и педагогических наблюдений были выявлены основные факторы, возникающие в условиях противодействий соперника.

Весь комплекс факторов был скомплектован в следующие блоки: дистанция; антропометрические данные соперника; цветовой раздражитель; уровень активности противодействий соперника; нарушение правил соперником при броске; нарушение правил атакующим игроком при броске; временной отрезок игры (рис.1).

На основании изучения данных факторов и анализа специальной литературы была разработана методика оценки степени значимости влияния факторов,

Рис.1. Состав факторов, влияющих на результативность броска в условиях противодействия соперника

возникающих в условиях противодействий соперника, на результативность броска баскетболистов.

Методика включает в себя следующие рабочие моменты:

— спортсменам предлагается опросник «Значимый фактор», позволяющий оценить негативное влияние факторов на результативность броска (рис. 2);

— подсчитывается отдельно влияние каждого фактора на результативность броска и определяется степень значимости влияния факторов;

— целью методики является выявление негативных факторов, возникающих в условиях противодействий соперника, влияющих на результативность броска баскетболистов разного амплуа.

Инструкция испытуемым содержит следующие указания: внимательно ознакомьтесь с краткой характеристикой факторов, возникающих в условиях противодействий соперника. Заполните основные данные. Вам предлагается опросник, содержащий состав факторов. Оцените каждый фактор (зачеркивая напротив фактора цифру) по 10-балльной шкале в зависимости от силы его влияния на выполнение и результативность броска мяча в кольцо. После оценки всех факторов подсчитайте общее количество баллов и впишите их в основные клетки, затем определите степень значимости влияния каждого фактора путем ранжирования (т.е. от большего к меньшему).

В добавление дается характеристика каждого фактора, с учетом особенностей его проявления в соревновательной деятельности:

• Дистанция. Определите, какое из расстояний более всего сказывается на выполнении и результативности броска. Данный фактор включает в себя выполнение броска:

— на расстоянии от нападающего до защитника (в пределах до 1 метра);

— на расстоянии от защитника до кольца (в пределах до 3 метров) с учетом плотной опеки защищающегося игрока и возможности использования нападающим свободного пространства между защитником и кольцом при выполнении прохода и последующего броска;

— на расстоянии от нападающего до кольца (свыше 5 метров).

• Временной отрезок игры. Определите, в каком из отрезков каждой четверти (начало, середина, конец четверти) у вас самая низкая результативность.

• Антропометрические данные соперника. Определите влияние роста защитника, длины рук и ног на выполнение и результативность броска.

• Уровень активности соперника. Определите, как каждый из уровней защитных действий соперника влияет на вашу результативность и выполнение броска.

• Нарушение правил соперником, при броске. Определите влияние нарушения правил защитником на результативность броска с учетом характера передвижений (с места, в движении, в прыжке) при его выполнении.

• Нарушение правил атакующим, игроком, при броске. Определите влияние «фола в нападении» на результативность броска с учетом характера передвижений (с места, в движении, в прыжке) при его выполнении.

• Цветовой раздражитель. Определите, какое влияние оказывают на вас перечисленные ниже цветовые раздражители со стороны соперника (цвет формы, цвет налокотника, наколенника, цвет кроссовок).

В графе «основные данные» отмечаются: фамилия, имя, отчество игрока; пол; возраст; стаж занятия баскетболом; разряд или квалификация; игровое амплуа.

При помощи приведенной методики проведено анкетирование юных баскетболистов 16—17 лет, участвующих в турнире Промина. Было опрошено 83 баскетболиста.

В результате внедрения методики выявлена степень значимости влияния каждого фактора на результативность броска баскетболистов разного амплуа.

Далее, упомянутые факторы расположены по степени значимости.

1. Фактор «нарушение правил соперником при броске». В большей степени данный фактор оказывает влияние на нападающих игроков, так как им приходится в соревновательной деятельности выполнять броски с различных дистанций, особенно с места со средней дистанции, и в движении при проходе под кольцо (указало 93 % опрошенных). На центровых игроков данный фактор также оказывает значительное влияние (89 %), особенно при бросках с места, так как часто игроки данного амплуа выполняют броски в непосредственной близости от кольца. Из группы защитников на влияние данного фактора указало 77%, что объясняется спецификой их игровой

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Степень значимости влияния фактора Состав факторов, оказывающих влияние на результативность ороска Оценка влияния факторов на результативность броска Общая сумма

Не влияет Низкое влияние Среднее влияние Высокое влияние

Дпстанпня

расстояние от нападающего до защитника (до 1-го метра) 0 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10

расстояние от защитника до кольца (до 3-х метров) 0 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10

расстояние от нападающего до кольца (свыше 5-ти метров) 0 1,2,3 4,5,6,7 8.9.10

Временной отрезок нгры

начало четверти 0 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10

середина четверти 0 1,2,3 4;5Д7 8:9Л0

конец четверти 0 1,2,3 4,5,6,7 8.9.10

Антропометрические данные соперника

высокий рост 0 1=2.3 4.5Д7 8=9=10

длинные руки 0 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10

длинные ноги 0 1,2,3 4,5,6,7 8.9.10

Уровень активности соперника

низкий уровень 0 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10

средний уровень 0 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10

высокий уровень 0 1=2=3 4.5.6.7 8=9=10

Нарушение правил соперником при броске

с места 0 1.2.3 4,5Д7 8:9Л0

в движении 0 1.2.3 4:5Д7 8:9Д0

в прыжке 0 1=2,3 4,5,6,7 8.9.10

Нарушение правил атакующим игроком при броске

с места 0 1.2.3 4.5.6.7 оо у? о

в движении 0 1,2,3 4,5,6,7 8,9,10

в прыжке 0 1,2,3 4,5,6,7 8.9.10

Цветовой раздражитель

цвет формы соперника 0 1.2.3 4;5Д7 8:9Л0

цвет налокотника, наколенника соперника 0 1.2.3 4,5Д7 8:9Д0

цвет кроссовок соперника 0 1.2.3 4:5Д7 8:9Л0

Рис. 2. Опросник «Значимый фактор»

деятельности — организация игры в нападении, а не преимущественное выполнение бросков по кольцу.

2. «Уровень активности противодействий соперника» игроками всех амплуа отмечается как значимый фактор, влияющий на результативность броска (защитники —91 %, центровые — 87 %, нападающие — 75 %). Высокий уровень защитных действий побуждает игроков совершать ошибки и вносит изменения в технику выполнения броска.

3. Фактор «дистанция» оказывает большее влияние на защитников, так как им приходится выполнять броски преимущественно с дальней дистанции при высоком уровне противодействий соперника (88 %). Для нападающих данный фактор менее значим (79 %) из-за возможности обыгрывания соперника на различных дистанциях в условиях плотной опеки с учетом свободного пространства от защищающегося игрока до кольца. На центровых игроков данный фактор оказывает меньшее влияние (67%), но его значимость повышается с увеличением дистанции выполнения броска.

4. Фактор «антропометрические данные соперника» в большей степени влияет на защитников (84 %), так как обычно игроки данного амплуа не отличаются высоким ростом и для них более сложным является преодоление сопротивления высокорослых соперников. Из групп нападающих и центровых на влияние данного фактора указало 70 %.

5. Фактор «нарушение правил атакующим игроком при броске». Действие данного фактора на

спортсменов различного амплуа особенно ярко проявляется в условиях быстрого развития атаки и в равной степени оказывает влияние на результативность юных баскетболистов (69 — 71 %).

6. Фактор «временной отрезок игры». Его действие на игроков различного амплуа проявляется в конце каждой четверти и в ситуациях последних секунд игры (63 — 65 %). Это объясняется тем, что в данных временных отрезках наблюдается повышение активности защитных действий.

7. Фактор «цветовой раздражитель» воспринимается незначительным числом опрошенных баскетболистов. В то же время отмечается, что наличие темных и слишком контрастных цветов на форме и экипировке соперников отрицательно сказывается на состоянии игроков (12—18 %).

Необходимо подчеркнуть значимость данных исследований для тренеров спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 9 города Омска, так как при переходе в команды Высшей лиги у юных баскетболистов значительно снижается результативность. Своевременное устранение недостатков в бросковой подготовке с учетом выявления значимых факторов позволит повысить результативность броска мяча в кольцо путем целенаправленного моделирования особо значимых факторов на тренировочных занятиях.

Выводы

1. Разработанная методика позволила выявить характерные группы факторов, оказывающих негатив-

ное влияние на результативность броска юных баскетболистов с учетом их игрового амплуа.

2. В результате проведенного анализа определена степень значимости факторов, возникающих в условиях противодействий соперника. Так, самым значимым фактором является «нарушение правил соперником при броске»; затем следует «уровень активности противодействий соперника»; на третьем месте фактор «дистанция»; четвертый по значимости фактор — «антропометрические данные соперника»; пятый — «нарушение правил атакующим игроком при броске»; затем фактор «временной отрезок игры» и фактор «цветовой раздражитель».

Библиографический список

1. Голомазов, С.В. Исследование механизмов управления точности движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения (на примере баскетбольных бросков) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Голомазов. — М., 1973. — 30 с.

2. Краузе, Джерри В. Баскетбол — навыки и упражнения / Джерри В. Краузе, Д. Мейер. — М., 2006. — 211 с.

3. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения / Д.И. Нестеровский. — М., 2007. — 336 с.

4. Островский, Г.Л. Результативность бросков с игры в баскетболе в зависимости от противодействия соперника и дистан-

ции / Г.Л. Островский // Проблемы спортивной тренировки. Материалы научно-методической конференции Республики Беларусь, Прибалтики и Беларуси. — Минск, 1982. — С. 127.

5. Пельменев, В.К. Исследование эффективности сопряженного метода совершенствования точности бросков мяча в кольцо у баскетболистов старших разрядов : автореф. дис. . канд. пед. наук / В.К. Пельменев. — Л., 1976. — 21 с.

КОЗИН Вадим Витальевич, аспирант кафедры теории и методики спортивных игр СибГУФК. ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. профессора кафедры теории и методики спортивных игр СибГУФК. ПЛЯСОВ Дмитрий Александрович, директор спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 9 им. заслуженного тренера России В. Н. Промина.

ЛОЙКО Александр Анатольевич, тренер детско-юношеской спортивной школы по баскетболу, г. Красноярск.

Статья поступила в редакцию 26.01.2009 г.

© В. В. Козин, А. А. Гераськин, Д. А. Плясов, А. А. Лойко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книжная полка

Галустова, О. В. Конфликтология в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / О. В. Галустова. — М. : Проспект, 2008. — 212, [1] с. : табл. — Библиогр. в середине кн. — ISBN 978-5-392-00076-0.

В учебном пособии рассмотрены основные вопросы курса «Конфликтология». Изложены предпосылки, идеи и теоретические основы конфликтологии, даны практические примеры разрешения конфликтов. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего образования РФ. Изложение материала в виде вопросов и ответов позволит быстро и эффективно подготовиться к экзамену или зачету. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для пед. вузов : в 3 кн. / Р. С. Немов. — 5-е изд. — М. : ВЛАДОС, 2008. — ISBN 978-5-691-00552-7. Кн. 1 : Общие основы психологии. — 2008. — 687 с. : рис., табл. — Библиогр. в конце глав. — ISBN 978-5-691-01346-1.

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение четырех семестров. Книга 1 содержит общие основы психологических знаний, а также знания из области психофизиологии, психологии личности, межличностных отношений, социальной психологии, истории психологии.

Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для пед. вузов : в 3 кн. / Р. С. Немов. — 4-е изд. — М. : ВЛАДОС, 2008 . — ISBN 978-5-691-00552-7 Кн. 3 : Психодиагностика : введ. в науч. психол. исслед. с элементами мат. статистики. — 2008. — 630, [1] с. : рис., табл. — Библиогр. в конце глав. — 200000 экз. — ISBN 978-5-691-01134-4.

Третья книга учебника состоит из двух частей. Первая часть содержит основы психодиагностики и включает описание более 120 стандартизированных и проверенных психодиагностических методик, предназначенных для исследования детей от 2 — 3 до 16—17 лет, а также учителей, родителей. Во второй части имеются сведения по организации и проведению научного психологического исследования и дается описание методов математической статистики.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.