Научная статья на тему 'Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев'

Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / TRANSPORT SERVICE QUALITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТВ / ECONOMIC RESPONSIBILITY / ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRANSPORTATION PROCESS / ВЛАДЕЛЕЦ ИНФРАСТРУКТУРЫ / OWNER OF INFRASTRUCTURE / ПЕРЕВОЗЧИК / CARRIER / ОПЕРАТОР / OPERATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавров Илья Михайлович

Представлена методика для оценки полноты соблюдения качества транспортного обслуживания каждым участником перевозочного процесса. Рассмотрены потенциалы обеспечения качества для участников перевозочного процесса с расчитанными среднесетевыми значениями коэффициентов долей ответственности каждого участника. Приведены примеры наиболее частых значений коэффициентов долей ответственности за соблюдение качества транспортного обслуживания для каждого участника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров Илья Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT TECHNIQUE FOR THE INFLUENCE POSSIBILITIES OF TRANSPORTATION PROCESS PARTICIPANTS ON THE CARGO OWNERS TRANSPORT SERVICE QUALITY IMPROVEMENT

An assessment technique for the observance completeness of transport service quality by each of transportation process participant is presented. Ensuring quality potentials for the transportation process participants with calculated average values of each participant responsibility shares factors are considered. Examples of the most frequent values of the responsibility shares for a participant of the transport service quality observance are given.

Текст научной работы на тему «Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев»

ЭКОНОМИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

УДК 656.073.52

Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев

Представлена методика для оценки полноты соблюдения качества транспортного обслуживания каждым участником перевозочного процесса. Рассмотрены потенциалы обеспечения качества для участников перевозочного процесса с рассчитанными среднесетевыми значениями коэффициентов долей ответственности каждого участника. Приведены примеры наиболее частых значений коэффициентов долей ответственности за соблюдение качества транспортного обслуживания |/| |^| Лавров

для каждого участника.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; качество транспортного обслуживания; экономическая ответственность; перевозочный процесс; владелец инфраструктуры; перевозчик; оператор.

В настоящее время вопросы ответственности участников перевозочного процесса в обеспечении качества транспортного обслуживания грузовладельцев находятся в фокусе пристального внимания заинтересованных сторон и широко обсуждаются [3].

Показателями качества транспортного обслуживания принято считать показатели качества, которые непосредственно характеризуют заинтересованность грузовладельцев в их выполнении и повышении [1].

Они могут характеризовать степень удовлетворения грузовладельца услугой по перевозке груза, поскольку учитывают основные характеристики, которые так важны для каждого владельца какой-либо ценности в процессе ее перемещения: соблюдение скоростей и сроков доставки грузов, сохранность груза, полнота удовлетворения спроса на перевозки (например, характеризуется достаточным количеством подвижного состава для обеспечения полноценной перевозки), регулярность и ритмичность доставки, комплексность транспортного обслуживания, транспортная доступность и обеспеченность, безопасность и экологичность транспорта [2, 4].

Чтобы поддерживать уровень каждого показателя качества на должном уровне, необходимо вкладывать

© Лавров И.М., 2014

51

Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса...

денежные средства в мероприятия по повышению качества транспортного обслуживания. Но существуют также неинвестиционные резервы повышения качества. На повышение качества транспортного обслуживания также влияет такой фактор как правомерность и добросовестность выполнения работ по перевозке грузов отдельными участниками перевозочного процесса (оператор, перевозчик и владелец инфраструктуры) [5].

При этом возникает ряд вопросов. Каким образом можно определить, насколько полно конкретный участник со своей стороны обеспечил соблюдение качественной работы по перевозке груза? Какое максимальное значение уровня качества может быть обеспечено конкретным участником при выполненной перевозке? И какая доля полученных доходов от перевозок полагается каждому участнику перевозочного процесса в зависимости от его степени ответственности? Постараемся дать ответы на эти вопросы.

В данной статье степень ответственности рассматривается не с точки зрения ответственности за невыполнение показателей качества (как описано в Уставе железнодорожного транспорта, Гражданском кодексе Российской Федерации и т.д.), а с точки зрения возможности влияния на повышение качества. Если данных участников расставить по степени ответственности за обеспечение перевозки нужного качества в порядке убывания, то получится взаимосвязь, представленная на рисунке 1.

Получается, что за соблюдение большего числа показателей качества несет ответственность владелец инфраструктуры, но это не означает, что весь полученный доход и себестоимость от перевозочной деятельности должны учитываться исходя лишь из результатов работы данного участника. В каждом конкретном случае для каждого участника перевозочного процесса доходная ставка по грузовым перевозкам должна рассчитываться отдельно. Это вытекает из утверждения, что у каждого участника при выполнении перевозочной деятельности имеются свои виды работ, а соответственно, и статьи доходов и затрат.

Зная все значения статей, составляющих доходы и затраты, которые образуют каждый показатель качества транспортного обслуживания, можно количественно определить доли удельных доходов и затрат, ответственность за которые несет определенный участник перевозочного процесса. В общем варианте определение данных долей (или потенциала обеспечения качества каждым участником руч) можно рассчитать путем отношения суммы показателей качества транспортного обслуживания, за выполнение которых несет ответственность данный участник, к сумме всех показателей качества транспортного обслуживания.

При грузовых перевозках на железнодорожном транспорте выделяют девять основных показателей качества транспортного обслуживания [6].

52

Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса...

ния возможностей по обеспечению качества транспортнопо обслуживания

у К — общее количество показателей качества транспортного обслуживания грузовладельцев;

^а:ялм— количество показателей качества транспортного обслуживания грузовладельцев, за выполнение которых несет ответственность определенный участник перевозочного процесса.

Как показано на рисунке 1, владелец инфраструктуры отвечает за выполнение всех девяти либо восьми показателей (в зависимости от конкретных условий перевозки). Поэтому потенциал обеспечения качества

53

Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса...

транспортного обслуживания со стороны владельца инфраструктуры (ри) может быть рассчитан в двух вариантах следующим образом:

В целом потенциал обеспечения качества у владельца инфраструктуры варьируется в пределах от 0,89 до 1. Следовательно, для среднесетевых условий перевозки его потенциал, выраженный в коэффициентном выражении, будет составлять 0,94.

Перевозчик при осуществлении перевозочной деятельности несет постоянную ответственность за выполнение пяти показателей качества. В некоторых ситуациях он отвечает за выполнение шести либо семи показателей качества транспортного обслуживания. Поэтому в случае определения потенциала перевозчика (рп) должны быть рассмотрены три варианта:

Вариант 1: рт = ^*100 = 55,6%; Вариаш 2: рпг =^*100 = 66,7%,

7

ВариантЗ: рт = -*100 = 77,8%;

„ „ 55.6 + 66.7 + 77,8

Среднесетево и вариант: рП =—:----:-----= 66.7%

Если представить потенциал обеспечения качества транспортного обслуживания со стороны перевозчика в коэффициентном выражении, то получается, что он колеблется в пределах от 0,56 до 0,78. Среднесетевое значение данного коэффициента будет составлять 0,67.

Что касается оператора, то он, как правило, несет постоянную ответственность за соблюдение пяти показателей качества. Но в определенных случаях оператор отвечает за выполнение шести показателей. Соответственно в ситуации с оператором, его потенциал обеспечения качества транспортного обслуживания грузовладельцев (ро) будет рассчитываться в двух вариантах:

54

Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса...

Следовательно, потенциал оператора в коэффициентном выражении будет изменяться в пределах от 0,56 до 0,67. В целом для среднесетевых условий коэффициент потенциала оператора будет иметь значение 0,61.

Но поскольку ответственность за выполнение некоторых показателей качества транспортного обслуживания несут сразу несколько участников (например, за соблюдение безопасности перевозок отвечает и перевозчик, и оператор, и владелец инфраструктуры), то данные потенциалы нельзя охарактеризовать как доли относительно общего соблюдения качества (в сумме они не могут дать 100% или 1), но в совокупности они отражают полное (стопроцентное) обеспечение качества транспортного обслуживания грузовладельцев.

Для определения доли ответственности каждого участника от общего соблюдения качества транспортного обслуживания (d ), необходимо произвести следующие расчеты:

Коэффициент Pmax характеризует максимальный потенциал обеспечения качества участниками перевозочного процесса. Чем выше его значение, тем больший вклад в обеспечение качества транспортного обслуживания вносит каждый участник, но тем самым последний несет, как правило, большую ответственность за его соблюдение. Изменения в определении уровней ответственности при таких ситуациях могут быть учтены в рамках разработки нового Устава железнодорожного транспорта.

Таким образом, для среднесетевых условий коэффициент доли ответственности за соблюдение качества транспортного обслуживания грузовладельцев у владельца инфраструктуры составляет 0,425; у перевозчика — 0,3; у оператора — 0,275.

Все варианты влияния участников на соблюдение выполнения показателей качества транспортного обслуживания можно представить в табличной форме. Для этого необходимо рассмотреть и рассчитать каждую комбинацию показателей качества, которые обеспечил каждый участник.

55

Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса...

Например, в одной состоявшейся перевозке владелец инфраструктуры обеспечил все девять показателей (поскольку на протяжении всего пути не произошло никаких отклонений по уровню качества по его вине), перевозчик обеспечил шесть показателей (довез груз не до склада грузополучателя, а лишь до станции выгрузки), а оператор обеспечил пять показателей (не предоставил вовремя готовые к погрузке вагоны, чем вызвал временную задержку осуществления перевозки для грузовладельца). Соответственно при заданных условиях обозначим сформированную комбинацию обеспечиваемых участниками показателей качества в виде «9—6—5», в порядке убывания их общей степени ответственности согласно рисунку 1.

Всевозможные варианты распределения ответственности участников, указанных в комбинациях выполняемых показателей, и рассчитанные по приведенной ранее методике коэффициенты доли ответственности для каждого участника представлены в таблице 1. Согласно приведенным в данной таблице результатам, в описанном выше примере доли ответственности у участников выглядят следующим образом: владелец инфраструктуры — 45%, перевозчик — 30%, оператор — 25%.

Таблица 1

Коэффициенты долей ответственности участников перевозочного процесса при разных комбинациях соблюдаемых показателей качества транспортного обслуживания

Комбинация обеспечиваемых участниками показателей качества /^п iax Владелец инфраструктуры ) Перевозчик (du) Оператор К,)

9-7-6 2,44 0,41 0,32 0,27

9-7-5 2,33 0,43 0,33 0,24

9-6-6 2,33 0,43 0,29 0,29

8-7-6 2,33 0,38 0,33 0,29

9-6-5 2,22 0,45 0,30 0,25

9-5-6 2,22 0,45 0,25 0,30

8-7-5 2,22 0,40 0,35 0,25

8-6-6 2,22 0,40 0,30 0,30

9-5-5 2,11 0,47 0,26 0,26

8-6-5 2,11 0,42 0,32 0,26

8-5-6 2,11 0,42 0,26 0,32

8-5-5 2,00 0,44 0,28 0,28

Данные коэффициенты должны включаться в расчет доходной ставки и себестоимости перевозок, зависящих от повышения качества транспортного обслуживания. Само значение данной доходной ставки и себестоимости

56

Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса...

от повышения качества определяется исходя из конкретных условий перевозок и договоренностей сторон.

В данной таблице представлены только наиболее частые случаи соблюдения уровня качества перевозочного процесса его участниками. На практике возникают также ситуации в процессе перевозки, при которых определенный участник (по техническим или иным причинам) не смог обеспечить должным образом даже те показатели качества, которые он обязан контролировать при любых условиях. Подобные случаи могут привести к неполному соблюдению комплексного показателя качества в части невыполнения одного или нескольких составляющих его показателей либо даже к аварийным ситуациям в процессе перевозки. В первом случае при состоявшейся перевозке виновный участник получает вознаграждение в размере минимальной доли ответственности за соблюдение качества транспортного обслуживания. Во втором случае возмещение причиненных убытков грузовладельцу выплачивает участник перевозочного процесса, из-за которого произошла авария по причине несоблюдения обязательных условий по качеству.

Стоит также отметить, что в случае если какой-либо показатель качества транспортного обслуживания грузовладельцев в процессе перевозки не будет обеспечен и выполнен ни одним из участников перевозочного процесса, то данная ситуация, скорее всего, неизбежно приведет к невыполнению перевозки.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Приведенная в данной статье методика позволяет оценить полноту соблюдения качества транспортного обслуживания каждым участником перевозочного процесса с помощью значений потенциалов обеспечения качества, рассчитанных для каждого наиболее часто возникающего случая.

На основе анализа влияния каждого участника перевозочного процесса на обеспечение качества транспортного обслуживания были определены зоны их влияния на выполнение каждого показателя и на их основе были рассчитаны среднесетевые значения коэффициентов долей ответственности каждого участника.

С помощью данных коэффициентов можно оценивать величину вклада в работу каждого участника перевозочного процесса и использовать их, включив в расчет доходной ставки и себестоимости перевозок, при определении размера вознаграждений для данных участников.

Литература

1. Галабурда В.Г., Бубнова Г.В., Иванова Е.А. и др. Транспортный маркетинг: учебник. М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. С. 452.

57

Методика оценки возможностей влияния участников перевозочного процесса...

2. Лавров И.М. Методика и результаты расчетов эластичности спроса относительно качества транспортного обслуживания. Мир транспорта. 2014. № 1. С. 86-95.

3. Можаровская А. Ответственность участников перевозочного процесса

должна быть равной — РЖД. Новости сайта журнала «РЖД-Партнер». Раздел: железнодорожные грузоперевозки. 17 апреля 2014. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/news/zheleznodorozhnye-gruzoperevozki/

otvetstvennost-uchastnikov-perevozochnogo-protsessa-dolzhna-byt-ravnoi-rzhd/

4. Соколов Ю.И. Проблемы и методы формирования спроса на грузовые перевозки: Монография. М.: Маршрут, 2005. С. 127.

5. Соколов Ю.И., Лавров И.М. Анализ влияния участников перевозочного процесса на обеспечение качества транспортного обслуживания грузовладельцев. ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2012. № 6. С. 134—142.

6. Соколов Ю.И, Нестеров В.Н. Процессный подход и качество услуг. // Мир транспорта. 2011. № 2. С. 104—107.

References

1. Galaburda V.G., Bubnova G.V., Ivanova E.A. et. al. Transportnyj marketing: uchebnik [Transportation marketing: manual]. Moscow. FGOU Training centre for railway transportation, 2011, p. 452 (in Russian).

2. Lavrov I.M. Applied methods and results of computation of elasticity of demand relative to transportation quality. Mir transporta journal (MT) [World of Transport and Transportation Journal], 2014, no. 1, pp. 86—95 (in Russian).

3. Mozharovskaja A. Otvetstvennost’ uchastnikov perevozochnogo processa dolzhna byt’ ravnoj — RZhD (Responsibility of participants of transportation process should be equal — the Russian Railway) Available at: http://www. rzd-partner.ru/news/zheleznodorozhnye-gruzoperevozki/otvetstvennost-uchastnikov-perevozochnogo-protsessa-dolzhna-byt-ravnoi-rzhd/ (accessed 17 April 2014).

4. Sokolov Yu.I. Problemy i metody formirovanija sprosa na gruzovye perevozki: Monografija [Problems and methods of formation of demand for freight transportation: Monograph]. Moscow. Marshrut, 2005, p. 127 (in Russian).

5. Sokolov Yu.I., Lavrov I.M. The analysis of influence of participants of the transportation process on ensuring transport service quality of cargo owners. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2012, no. 6, pp. 134—142 (in Russian).

6. Sokolov Yu.I., Nesterov V.N. Process approach and quality of services. Mir transporta journal (MT) [World of Transport and Transportation Journal], 2011, no. 2, pp. 104-107 (in Russian).

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.