УДК 338.5
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИБЫЛЬ (НА ПРИМЕРЕ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИМОРЬЯ)
С.Г. Володина (Дальрыбвтуз)
Предлагается методика, которая обеспечит предприятие аппаратом планирования, управления ценой и прибылью в условиях рынка. Приведена апробация рекомендуемой методики на примере рыбопромышленного предприятия Приморья, что доказывает возможность ее применения для обоснования цен и гибкой ценовой политики по сбыту рыбной продукции, ориентированной на удовлетворение покупательского спроса и экономического интереса производителей.
The article considers the method, which will provide an enterprise with the apparatus of planning, price regulation and profit in the market conditions. This work shows the approbation of the recommended method on the example of fish industry enterprise in Primorsky krai. It proves the possibility of its using for price motivation and flexible price policy at the fish product promotion, which is directed to the satisfaction of the customer's demand and producer's economic interest.
В российской экономике идут глубокие преобразования, ориентированные на формирование рыночного механизма. Но для предприятий рыбной промышленности они проходят болезненно. Многие из компаний оказались в тяжелом финансовом положении, имеют низкий уровень прибыльности либо несут убытки от реализации продукции. Поиск возможностей увеличения прибы-
ли имеет для них жизненно важное значение. В этот момент необходимо использовать наиболее эффективные инструменты рыночного механизма, к числу которых относится ценовая политика.
Экономическая среда ставит рыбохозяйственные предприятия в такие условия, при которых определение уровня цен не может носить случайный, необоснованный характер. Цены должны быть оптимальными, причем необходимо прогнозировать, варьировать ими в зависимости от рыночной ситуации. Но незначительный опыт использования инструментов ценовой политики, позволяющих проводить обоснование и реализовать принцип гибкости цен, приводит к низкой эффективности их воздействия на прибыль. Для решения данной проблемы на рыбопромышленных предприятиях предлагается к использованию методика оценки влияния ценовой политики на прибыль, которая базируется на принципах обеспечения оптимальности цены и оценки чувствительности прибыли к ее изменению.
Изучение экономической литературы показало, что отсутствует системный подход к методам оценки влияния цены на прибыль. Например, в некоторых источниках освещается методика использования моделей зависимости цены и затрат от объема выпуска товара при проведении предельного анализа для определения соотношения цена - затраты - объем сбыта, при котором прибыль максимальна [1, 24; 4, 32]. В других источниках литературы для оценки чувствительности прибыли к изменению цен, затрат и объемов продукции используют традиционную методику, которая позволяет выявить воздействие на прибыль каждого фактора в отдельности при фиксированном значении других [8, 225-227; 9, 211].
Учитывая имеющиеся в экономической литературе подходы, разработанная нами методика оценки представляет собой совокупность методов изучения взаимосвязи показателей, их оптимизации и диагностики. В частности, модели зависимости цены и затрат от объема выпуска товара предлагается использовать не только в предельном анализе, как это показано в литературе, но и для оценки влияния цены на прибыль, их регулирования, прогнозирования цен, объемов выпуска продукции и прибыли. Для комплексной оценки чувствительности прибыли к изменению основных факторов предлагается проводить экспресс-прогноз.
Предлагаемая методика состоит из пяти этапов:
1) моделирование зависимости цены и затрат от объема продукции;
2) предельный анализ выручки, затрат и прибыли;
3) оценка влияния цены на прибыль и их регулирование;
4) экспресс-прогноз прибыли;
5) экспресс-анализ прибыли.
Для подтверждения практической значимости методика апробирована на данных пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности рыболовецкого предприятия (цены, объемы выпуска и затраты минтая б/г) по месяцам 2003 г.
Наращивание прибыли от реализации продукции возможно только тогда, когда предельная выручка превышает предельные затраты. Увеличению выручки способствует рост объема товара. Вместе с тем эффект от его наращивания может быть негативным с точки зрения затрат. Все
это определяет необходимость выявления тенденций изменения цены и затрат по отношению
к количеству. Поэтому в основу методики положено моделирование данных взаимосвязей, что сделано на первом этапе.
Корреляционно-регрессионный анализ зависимости между ценой минтая и его количеством в динамике за 2003 г. позволил построить следующую функцию цены:
У1(х) = 18 888,65 - 21,72 • X, (1)
где У\(х) - цена, руб/т;
X - объем выпуска, т.
В результате корреляционно-регрессионного анализа зависимости между затратами и количеством минтая построена модель затрат:
У2(х) = 13 373,58 - 0,65 • X, (2)
где У2(х) - затраты, руб/т;
X - объем выпуска, т.
Модели показывают, на какую величину должны измениться цена и затраты, если изменится количество продукта. Так, например, с ростом выпуска на 1 т затраты будут уменьшаться в среднем на 0,65 руб., цена - на 21,72 руб. Следовательно, прибыль на 1 т уменьшится на 21,07 руб/т (-21,72 - (-0,65)).
Проведенный на втором этапе предельный анализ моделей позволил установить эффективность наращивания выпуска минтая б/г и соотношение цена - затраты - количество, обеспечивающее получение максимальной прибыли.
При проведении предельного анализа мы базировались на принципе, в соответствии с которым предел наращивания прибыли, ее максимальная величина достигается тогда, когда предельная выручка равна предельным затратам. Следуя данному принципу, построенные модели умножили и дифференцировали по объему выпуска. В результате получили:
Уі(х) • X = 18 888,65 • X - 21,72 • X2, (3)
д(У‘(х) ‘Х) - 18 888,65 43,44 • X, дХ (4)
У2(х) • Х- 13 373,58 • Х- 0,65 • Х2, (5)
д(У2( х)'Х)- 13 373,58 1,3 • Х. дХ (6)
Так как равенство (4) представляет собой предельную выручку, а равенство (6) - предельные затраты, то в соответствии с принципом максимизации прибыли мы составили следующее тождество:
18 888,65 - 43,44 • X = 13 373,58 - 1,3 • X.
Следовательно, X (количество) = 131 т.
Подставив рассчитанное значение объема выпуска в формулы (1) и (2), получим:
У(х) = 18 888,65 - 21,72 • 131 = 16 043 руб/т,
Уг(х) =13 373,58 - 0,65 • 131 = 13 288 руб/т.
Другими словами, оптимальное соотношение, при котором достигается максимальная величина прибыли от реализации минтая б/г, следующее: цена равна 16 043 руб/т, полная себестоимость - 13 288 руб/т, количество - 131 т.
Определенный в результате расчета оптимальный объем представляет собой тот предел эффективности наращивания выпуска минтая, превышение которого приведет к снижению прибыли от реализации. Превышение или уменьшение цены также приведет к снижению прибыли: в первом случае - за счет увеличения риска неполной реализации продукции, во втором - за счет снижения рентабельности реализации. Уменьшение затрат по сравнению с оптимальным уровнем будет способствовать увеличению прибыли, в то время как их рост обеспечит ее снижение, если величины объема и цены сохраняются.
Сравнение прибыли при оптимальном соотношении цена - затраты - количество с прибылью, фактически полученной в 2003 г. при минимальном (34 т) и максимальном (181 т) объемах выпуска минтая б/г, подтверждает правильность вывода: любое изменение цены и количества по сравнению с оптимальными уровнями приведет к снижению прибыли, так как изменятся соотношения между выручкой и затратами. Данный вывод подтверждается диаграммой, приведенной на рисунке.
3000
2500
^ 2000
^ 1500
Н 1000
500
0
При цене и При оптимальном При цене и
затратах для соотношении цена затратах для минимального - затраты - объем максимального объема выпуска выпуска объема выпуска
Сравнение выручки, затрат и прибыли, рассчитанных при оптимальном соотношении цена - затраты - количество, с выручкой, затратами и прибылью, фактически полученными при минимальном (34 т) и максимальном (181 т)
объемах выпуска минтая б/г
~2Ш~
615 454
162
1741
361
2400
333
□ выручка
□ затраты
□ прибыль
Как видно из рисунка, прибыль при оптимальном соотношении цена - затраты - количество превышает фактически полученную при минимальном и максимальном объемах выпуска: в первом случае - в 2,2 раза, во втором - на 8,4%.
Построенные модели цены и затрат использованы на третьем этапе для оценки влияния цен минтая б/г на прибыль. Оценка производилась путем сравнения фактически полученной в течение 2003 г. прибыли по каждому объему выпуска с теоретически возможной, что отражено в таблице.
Отклонение фактических показателей производства и реализации минтая б/г от теоретически возможных в 2003 г.
Отклонения
объема выпуска, т цены, руб/т затрат, руб/т выручки, руб затрат, руб прибыли, руб
34 -50 -1 -1700 -34 -1666
51 -80 -2 -4080 -102 -3978
78 206 7 16068 546 15522
80 149 5 11920 400 11520
92 10 1 920 92 828
93 -68 -2 -6324 -186 -6138
96 -103 -3 -9888 -288 -9600
112 44 2 4928 224 4704
139 -69 -1 -9591 -139 -9452
153 -65 -2 -9945 -306 -9639
155 -122 -3 -18910 -465 -18445
181 143 5 25883 905 24978
Итого - - -719 647 -1366
Примечания:
1. Для расчета отклонений использовались фактические месячные данные о ценах, объемах выпуска и затратах минтая б/г за год.
2. Знак «-» означает превышение теоретически возможных уровней над фактическими.
3. Для сравнения фактических показателей и теоретически возможных теоретические уровни цены и затрат рассчитаны путем подстановки в модели цены и затрат соответствующих фактических значений объема выпуска. Остальные расчетные показатели (выручка, затраты, прибыль) получены для расчетных цен и затрат.
Проанализировав взаимосвязь цены и объема продаж, затрат и объема продаж минтая б/г, мы выявили, что имеются нерациональные фактические соотношения цена - затраты - количество, при которых, как видно из таблицы, фактически полученная прибыль ниже по сравнению с теоретически возможной. Но другие фактические соотношения привели к получению более высокой прибыли по сравнению с теоретической.
Оптимальные и неоптимальные соотношения определяются тенденциями изменения затрат и цены при изменении объема выпуска. Эти соотношения влияют на прибыль. Следовательно, для того чтобы выявить возможность увеличения прибыли на перспективу, необходимо на основе тенденций развития затрат и цены по отношению к количеству изменить нерациональные соотношения.
Построенные по фактическим данным модель зависимости цены от количества и модель зависимости затрат от объема выпуска для минтая б/г позволили выявить тенденции изменения одного показателя от другого. Поэтому они могут быть использованы для определения оптимальных соотношений цена - затраты - количество, которые обеспечат рост прибыли. В соответствии с таблицей расчетная прибыль от реализации в целом выше фактической.
Современные условия деятельности рыбохозяйственных предприятий, когда постоянно изменяются цены, затраты, нестабилен выпуск продукции, часто негативно сказываются на прибыли. В этой связи возникает необходимость в оценке чувствительности прибыли к изменениям цен, затрат и объемов выпуска. Для того чтобы выявить комплексное влияние данных факторов, на четвертом этапе осуществлен экспресс-прогноз прибыли.
Изменение количества приводит к изменению цены и затрат. Поэтому для оценки чувствительности прибыли к изменению выпуска продукта экспресс-прогноз предполагает использование модели цены и модели затрат. Например, при выпуске минтая б/г в объеме 92 т цена на него
составляла 16 900 руб/т, затраты - 13 314 руб/т. Прибыль от реализации при данном соотношении равна 329 912 руб.
Если количество увеличится на 5%, то цена уменьшится до 16 790 руб/т (18 888,65 - 21,72 (92 + + 92 • 5%)), затраты снизятся до 13 310 руб./т (13 373,58 - 0,65 (92 + 92 • 5%)). Это обеспечит увеличение прибыли до 336 168 руб., или на 2%.
При снижении объема выпуска на 5% цена возрастет до 16 990 руб/т (18 888,65 - 21,72 (92 -- 92 • 5%)), затраты увеличатся до 13 316 руб/т (13 373,58 - 0,65(92 - 92 • 5%)). Тогда прибыль от реализации минтая снизится до 321 108 руб., или на 3%.
Изменение цены сказывается на объемах продукции и, как следствие, на затратах. Поэтому для оценки чувствительности прибыли к изменению цены экспресс-прогноз предполагает использование коэффициента эластичности спроса по цене и модели зависимости затрат от количества товара. После того как с помощью коэффициента эластичности определено изменение объема выпуска под воздействием цены, дается оценка изменению себестоимости путем подставления прогнозируемого объема выпуска в модель затрат.
Так, коэффициент эластичности спроса по цене на минтай б/г равен (-7,16). Это означает, что изменение цены на 5% приведет к изменению количества на 36% [5% (-7,16)].
Прогнозируемый объем рыботовара при увеличении цены на 5% составит 59 т (92 - 92 • 36%). Тогда затраты увеличатся до 13 335 руб/т (13 373,58 - 0,65 • 59), что приведет к снижению прибыли до 260 190 руб. [(16 900 + 16 900 • 5% - 13 335) • 59], или на 22%.
Снижение цены минтая на 5% обеспечит увеличение количества до 125 т (92 + 92 • 36%), что приведет к снижению затрат до 13 292 руб/т (13 373,58 - 0,65 • 125). В результате прибыль увеличится до 345 375 руб. [(16 900 - 16 900 • 5% - 13 292) • 125], или на 5%.
Использование в экспресс-прогнозе прибыли коэффициента эластичности цены от затрат и коэффициента эластичности спроса по цене позволит учесть комплексное влияние основных факторов на прибыль при изменении себестоимости. Применение первого коэффициента обеспечит оценку чувствительности цены к изменению затрат, второго - объема товара к изменению цены.
Коэффициент эластичности цены от затрат по минтаю б/г равен 0,95. Это означает, что изменение затрат на 5% приведет к изменению цены на 4,75% (5% • 0,95).
Если по минтаю произойдет рост затрат на 5%, то цена увеличится до 17 703 руб/т (16 900 + + 16 900 • 4,75%). Тогда количество снизится на 34% [4,75% • (-7,16)], т. е. до 61 т (92 - 92 • 34%). Следовательно, прибыль уменьшится до 227 121 руб. [(17 703 - 13 314 + 13 314 • 5%) • 61], или на 32%.
Снижение затрат на 5% приведет к уменьшению цены до 16 097 руб/т (16 900 - 16 900 • 4,75%) и, как следствие, к росту выпуска минтая до 123 т (92 + 92 • 34%), что обеспечит увеличение прибыли до 424 190 руб. [(16 097 - 13 314 - 13 314 • 5%) • 123], или на 29%.
Экспресс-прогноз показал, что прибыль от реализации минтая б/г наиболее чувствительна к изменению затрат и увеличению цены. Предприятию важно предотвращать увеличение затрат и цены, поскольку это повлечет снижение прибыли соответственно на 32 и 22%.
На основе данных, полученных в результате экспресс-прогноза, на пятом этапе проводится экспресс-анализ прибыли. Он позволит проследить ее изменения при различных вариантах цен и объемов выпуска с тем, чтобы установить целесообразность их корректировки.
Экспресс-анализ прибыли необходим для ограничения негативного влияния на прибыль изменений рыночной конъюнктуры, т. е. когда для увеличения либо сохранения прибыли требуется пересмотр цен и объемов продаж. Он может быть использован также при заключении договоров с покупателями, поскольку даст возможность быстро оценить предлагаемые цены и объемы продаж с точки зрения наиболее прибыльного их соотношения.
Таким образом, использование предлагаемой методики оценки влияния цены на прибыль на предприятиях рыбной промышленности расширит инструментарий факторного анализа и планирования важнейших показателей: цены, затрат, объема выпуска и прибыли, а также даст возможность осуществлять обоснование системно связанных цены и прибыли.
Литература
1. Дудов А.С. К вопросу о ценообразовании в рыночной экономике // Финансы. - 1991. -№ 11. - С. 22-28.
2. Ефимов В.В., Барт Т.В. Расчет цены и конкурентоспособности продукции // Методы менеджмента качества. - 2000. - № 8. - С. 15-18.
3. Коммерческое ценообразование: Учебник / Под ред. И.В. Липсица. - М.: БЕК, 2000. -С.3-178.
4. Липсиц И.В. Управление ценообразованием в фирме: мировой опыт и российская практика: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / ВШ экономики М-ва экономики и М-ва образования РФ. - М., 2000. - 49 с.
5. Эластичность и ее использование в ценообразовании, анализе спроса и предложения / В.П. Одинец, В.М. Тарасевич, А.Н. Цацулин, Т.А. Ахмедова. - Л.: ЛФЭИ, 1990. - 75 с.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. -4-е изд., перераб. и доп. - Минск: Новое знание, 2000. - 688 с.
7. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности / Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 294 с.
8. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2000. - С. 182-235, 264-307.
9. Ценообразование и рынок / Под ред. Е.И. Пунина, С.Б. Рычкова. - М.: Прогресс, 1992. -317 с.
10. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2000. - 459 с.
11. ШулякП.Н. Ценообразование: Учеб.-практ. пособие. - М.: Дашков и Ко, 1999. - 170 с.