Научная статья на тему 'Методика оценки уровня развития предпринимательства в регионе'

Методика оценки уровня развития предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2347
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппов Дмитрий Васильевич

Анализ экономических показателей развития малого и среднего бизнеса показал, что существующая система наблюдения и мониторинга деятельности субъектов предпринимательства не позволяет дать комплексную оценку уровня его развития на региональном уровне. В статье предлагается методика комплексной оценки уровня развития предпринимательства, отличающаяся двухуровневой рейтинговой оценкой (регион / муниципалитет), позволяющей определить современное положение и направление развития малого и среднего бизнеса в регионе. Проанализированы существующие подходы по оценке уровня развития малого и среднего бизнеса в муниципалитетах и сделаны выводы о качестве исходной информационной базы и особенностях действующей системы оценки. В статье приводятся алгоритм этапов оценки, критериальные переменные, порядок их нормализации, расчетные формулы. В динамике определены сводные индексы по одиннадцати критериям по каждому из тридцати пяти районов (городов) конкретного субъекта Федерации, составлен рейтинг муниципалитетов по уровню развития малого и среднего предпринимательства и показано направление вектора развития предпринимательства региона в целом. Методика может применяться для определения общего динамического тренда развития малого и среднего предпринимательства в регионе, проведения сравнительного анализа между регионами, а также для мониторинга, анализа и принятия управленческих решений в целях повышения эффективности и совершенствования системы государственной и муниципальной поддержки предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филиппов Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня развития предпринимательства в регионе»

Филиппов Д.В.

Методика оценки уровня развития предпринимательства в регионе

В статье впервые представлены основные научно-теоретические и практические результаты исследования, посвященного разработке рейтинговой системы по оценке уровня развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия).

Существующая система мониторинга и анализа деятельности субъектов малого и среднего бизнеса не учитывает полный круг индикаторов и не дает комплексной оценки1. При анализе экономических показателей становится очевидным, что определение места района (города) в экономической системе региона, основанное на существующих подходах, не представляется возможным.

Предлагаемая методика способствует повышению научной обоснованности государственных управленческих решений и эффективности региональной и муниципальной политики в области малого и среднего предпринимательства2.

В ходе работы проведены сбор и анализ большого объема информации, разработаны новые критерии, расширены методические подходы на базе рейтинга, и предложена комплексная система оценки. По результатам исследования были сделаны следующие промежуточные выводы:

- круг показателей оценки малого и среднего предпринимательства подвергался изменениям и стабилизировался с 2008 года после принятия соответствующего федерального закона3. Проведение региональной оценки с учетом наличия необходимой стабильной базы данных возможно с 2007 года, а рейтинга муниципалитетов - с 2008;

- система показателей статистического наблюдения построена на использовании различных экономических критериев, по которым трудно определить конкретное место района, занимаемое по уровню развития малого и среднего бизнеса;

1 Буев В.В., Сайдуллаев Ф.С., Шамрай А.А. Малое предпринимательство в регионах России в 2009 году. Индекс развития малого предпринимательства (уточненная версия). Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. М., 2010.

2 Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 октября 2009 года № 415 «Об утверждении порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и порядка оценки эффективности республиканских целевых программ». URL: http://sakha.gov.ru/node/64211.

3 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №31. Ст. 4006.

- комплексная оценка уровня развития предпринимательства в практике работы органов и структур, ответственных за развитие малого и среднего предпринимательства, в Республике Саха (Якутия) до последнего времени не проводилась.

В Табл. 1 показан пример рейтинга районов и городов республики по некоторым показателям развития малых предприятий, публикуемый в ежегодном специализированном статистическом бюллетене «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутии)». Для сравнения приведены значения по шести территориям (из тридцати пяти по всей республике): Абыйскому, Вилюйскому, Томпонскому, Усть-Алданскому районам, городам Нерюнгри и Якутск.

Таблица 1. Место, занимаемое районом (городом) в республике по некоторым показателям развития малых предприятий (МП) за 2010 год4

Район (город) По числу МП на 1 тысячу населения По отношению числа МП к числу крупных и средних предприятий По среднему обороту одного предприятия

Абыйский 24 33 31

Вилюйский 17 16 9

Томпонский 21 22 29

Усть-Алданский 22 12 25

г. Нерюнгри 5 2 2

г. Якутск 3 1 3

Как видно из таблицы, определить общереспубликанское место района (города) не представляется возможным. Сопоставление и анализ итогов развития малого бизнеса в республике и ее административных районах показывают, что современное информационно-аналитическое обеспечение5 по-прежнему использует механизмы, внедренные в девяностых годах прошлого века, не удовлетворяющие современным требованиям информационного общества, потребностям государства и субъектов рынка.

На следующем этапе была разработана рейтинговая система оценки, основанная на оперировании доступными исходными данными официальной

4 Статистический бюллетень №76/135 «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутии) за январь-декабрь 2010 года» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2011.

5 Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы». URL: http://sakha.gov.ru/node/8297.

статистики6, специальной обработке критериев для приведения их в сопоставимый вид, применении экономико-статистических методов.

Концепция оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании построена на базе рейтинга, определяющего место района в экономической системе региона. В качестве базового было принято исходное положение

о расчете сводного индекса по совокупности ряда основных показателей развития малого

бизнеса. Была составлена принципиальная схема этапов оценки (Рис. 1).

Рис. 1. Этапы оценки уровня развития предпринимательства

Определен круг из одиннадцати критериальных переменных для составления муниципального рейтинга и из пяти - для региональной оценки. Они отвечают

6 Статистический бюллетень №74/76 «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутии) за январь-декабрь 2008 года» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2009; Статистический бюллетень №64/67 «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутии) за январь-декабрь 2009 года» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2010; Статистический бюллетень №76/135 «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутии) за январь-декабрь 2010 года».

требованиям информационной доступности и представительности. Однако главная трудность применения выбранного подхода состоит в разнородности по своей природе и экономической сути показателей, то есть их взаимной несопоставимости. Кроме того, простое использование усредненного рейтинга в решении данной задачи является недопустимым, поскольку оно не будет давать объективной оценки уровню развития предпринимательства и высокие результаты будут заведомо принадлежать районам и городам с большей долей какого-либо показателя в общей сумме по экономике региона. Поэтому наиболее важной задачей всей оценки становится корректное приведение показателей в сопоставимый, или «нормализованный», вид.

Предлагаемая формула для определения сводного индекса уровня развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании имеет следующий вид:

1

N

РМБ N 1 п п

п = 1 , (1)

где 1рмб - сводный индекс развития малого и среднего предпринимательства, п - номер

показателя, N - общее количество показателей, Хп - локальный расчетный критерий, Жп -

удельный вес локального расчетного критерия.

Порядок трансформации базовых критериальных переменных в локальные

расчетные «нормализованные» параметры показан в Табл. 2.

Таблица 2. Трансформация критериальных переменных муниципального уровня

Базовый показатель «Нормализованный» показатель

Число малых предприятий Число малых предприятий на тысячу населения

Оборот средних предприятий Оборот средних предприятий на душу населения

Оборот малых предприятий Оборот малых предприятий на душу населения

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами средних предприятий Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг средних предприятий на душу населения

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малых предприятий Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг малых предприятий на душу населения

Оборот розничной торговли малых предприятий Оборот розничной торговли малых предприятий на душу населения

Оборот общественного питания малых предприятий Оборот общественного питания малых предприятий на душу населения

Инвестиции в основной капитал малых Инвестиции в основной капитал на одно

предприятий малое предприятие

Численность работников малых предприятий Доля занятых в малых предприятиях в общей численности занятых в экономике

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий

Количество индивидуальных предпринимателей Доля индивидуальных предпринимателей в общей численности занятых в экономике

Концептуальный подход к оценке развития малого и среднего

предпринимательства на уровне региона аналогичен предыдущему. При этом составление перечня критериальных переменных и их дальнейшее приведение в сопоставимый вид должны удовлетворять следующим условиям:

- представительность, то есть показатели должны обеспечивать характеристику состояния развития предпринимательской деятельности и иметь ярко выраженное макроэкономическое значение на региональном уровне;

- показатели должны иметь идентичные единицы измерения и быть релевантными по экономической и логической сути для их дальнейшего использования в расчетах сводного индекса;

- информационная доступность.

В Табл.3 показана трансформация критериальных переменных регионального порядка в «нормализованный» сопоставимый вид, пригодный для дальнейшей оценки.

Таблица 3. Трансформация критериальных переменных регионального уровня

Базовый показатель «Нормализованный» показатель

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малых и средних предприятий Доля произведенных товаров, работ и услуг малых и средних предприятий в валовом региональном продукте

Инвестиции в основной капитал Доля чистых инвестиций в общем объеме валовых инвестиций малых предприятий

Численность занятых в малом бизнесе (численность занятых в малых и средних предприятиях + количество индивидуальных предпринимателей) Доля занятых в малом бизнесе в общем числе занятых в экономике

Среднемесячная заработная плата работника малого предприятия Отношение среднемесячной заработной платы работника малого предприятия к средней по региону

Количество субъектов малого предпринимательства (число малых и средних предприятий) Отношение числа малых предприятий к числу крупных и средних предприятий

В качестве одной из переменных автор предлагает ввести новый показатель объема чистых инвестиций, представляющий собой чистое увеличение объема основного капитала и определяющийся вычитанием амортизации из суммы валовых инвестиций.

ЧИ = ВИ - АО, (2)

где ЧИ - чистые инвестиции, ВИ - валовые инвестиции, АО - амортизационные отчисления.

Формула для расчета сводного индекса развития предпринимательства региона примет следующий вид.

1 N

тт,Г =— I х ж

РМБ N 1 п п

п = 1 , (3)

где 1Ярыв - сводный индекс развития малого и среднего предпринимательства, п - номер показателя, N - общее количество показателей, Хп - локальный расчетный критерий, Жп -удельный вес локального расчетного критерия.

В Табл. 4 показан рейтинг по пятнадцати первым районам (городам) за 2010 год.

Чтобы проследить динамику и направление векторов развития малого и среднего предпринимательства в муниципалитетах, приведем рейтинг пяти районов-лидеров 2010 года в динамике за три последних года.

Таблица 4. Рейтинг районов (городов) по уровню развития малого и среднего

предпринимательства за 2010 год

Район (город) Место

Оймяконский 1

г. Якутск 2

Верхнеколымский 3

Алданский 4

г. Нерюнгри 5

Усть-Майский 6

Мирнинский 7

Томпонский 8

Хангаласский 9

Верхоянский 10

Чурапчинский 11

Ленский 12

Таттинский 13

Намский 14

Анабарский 15

Рис. 2. Рейтинг пяти районов (городов) - лидеров за 2010 год в динамике

Как видно из рейтинга районов (городов) - лидеров (Рис. 2), пятерка представлена городами и промышленными районами. Наибольшее значение сводного индекса и, соответственно, первое место по итогам 2010 года принадлежит Оймяконскому району. Причем первое место не является следствием резкого колебания (роста) тех или иных локальных расчетных критериев, поскольку по итогам 2008 и 2009 годов район стабильно входит в пятерку районов-лидеров, что позволяет говорить об объективности результатов. Стабильно высокие места в рейтинге принадлежат Якутску, находящемуся второй год подряд на второй позиции. Также достойным внимания представляется динамичный рост рейтинга Верхнеколымского района, что объясняется высокими показателями оборота организаций; объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий, в частности, по средним предприятиям; заработной платы работников малых предприятий; доли индивидуальных предпринимателей (ИП) в общей численности занятых в экономике района. Интересная динамика рейтинга наблюдается по Алданскому и Нерюнгринскому районам: в обоих районах по итогам 2009 года рейтинговые позиции значительно ухудшились, в 2010 году падение прекратилось и возобновился рост показателей. На взгляд автора исследования это не что иное, как проявление последствий мирового финансового кризиса на социально-экономическом положении промышленных районов, на территории которых функционируют градообразующие предприятия, испытывавшие серьезные трудности в 2009 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5. Уровень развития малого и среднего предпринимательства по

дифференцированным группам

Район (город) 2008 2009 2010

I группа

Оймяконский 4 3 1

Верхнеколымский 8 4 3

Верхоянский 9 8 10

Анабарский 25 25 15

Усть-Янский 13 11 16

II группа

Усть-Майский 21 14 6

Томпонский 1 6 8

Хангаласский 14 1 9

Чурапчинский 6 10 11

Таттинский 22 15 13

III группа

г. Якутск 3 2 2

Алданский 2 5 4

г. Нерюнгри 5 7 5

Мирнинский 7 9 7

Ленский 12 12 12

Однако возникают вопросы объективности предлагаемого методического подхода и возможности занижения сводных индексов по слабым, дотационным районам, особенно арктическим. Для объективности сравнения совершенно разных по уровню социально-экономического развития муниципалитетов применимо ранжирование с учетом дифференциации районов по географическому признаку, экономической специализации, транспортной доступности и т.д. В работе используется условное территориальное деление республики, предложенное Министерством по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия)7.

В Табл. 5 представлено распределение на три группы районов (арктические, сельскохозяйственные, промышленные), в каждой из которых выделено по пять районов (городов) с наилучшими показателями по базе 2010 года. Расчеты свидетельствуют о равномерности зафиксированных результатов и дают основание считать разработанную методику достаточно объективной.

В Табл. 6 приводится расчет сводного индекса развития малого и среднего предпринимательства региона.

7 Стратегия поддержки развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу, утвержденная на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия). URL: http://sakha.gov.ru/node/5753.

Таблица 6. Расчет индекса развития малого и среднего предпринимательства

региона за 2007-2010 годы

Пере- менная Удельный вес, % 2GG7 2GGS 2GG9 2G1G

Хп Xn*Wn Хп Xn*Wn Хп Xn*Wn Хп Xn*Wn

Х1 24% 11,2 2,7 12,3 2,9 12,2 2,9 16,8 4,0

Х2 17% 96,0 16,0 93,5 15,6 92,8 15,5 87,9 14,7

Хэ 23% 15,2 3,6 17,7 4,1 18,6 4,4 19,5 4,6

Х4 19% 64,0 12,4 60,6 11,7 60,8 11,8 65,4 12,7

Х5 17% 89,1 14,9 115,6 19,3 80,8 13,5 85,5 14,3

Сумма 49,6 53,8 48,0 50,2

Сводный индекс, ед. 9,9 1G,S 9,6 1G,G

Полученные значения сводного индекса наглядно свидетельствуют о наличии кризисных процессов в 2009 году, когда наблюдалось резкое падение индекса (Рис. 3). Экономический рост в секторе малого и среднего предпринимательства возобновился в 2010 году, когда улучшились показатели и значение сводного индекса уровня развития выросло на 0,4 пункта и достигло уровня первой половины 2008 года8. То есть экономические индикаторы, характеризующие деятельность субъектов малого бизнеса, не позволяют говорить о значительных позитивных изменениях за четырехлетний период9. Поэтому ожидаемые социально-экономические параметры развития региона по итогам 2011 года представляют большой научно-практический интерес, поскольку дадут ответ на вопрос о направлении вектора развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия).

11,0 10,8

10,5 $ 10,0 9,5 9,0

2007 2008 2009 2010

Рис. 3. Динамика сводного индекса развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)

8 Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат.сб. / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2010.

9 Генералов В.В., Лычагин М.В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / под ред. Г.М. Мкртчян. Новосибирск, 2004.

Основные результаты расчетов показали, что разработанная двухуровневая рейтинговая система оценки уровня развития малого и среднего бизнеса способна стать значимым элементом системы информационно-аналитического обеспечения предпринимательства в регионе и позволит повысить научную обоснованность принимаемых государственных решений в данном секторе экономики на муниципальном и региональном уровнях.

Список литературы:

1. Буев В.В., Сайдуллаев Ф.С., Шамрай А.А. Малое предпринимательство в регионах России в 2009 году. Индекс развития малого предпринимательства (уточненная версия). Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. М., 2010.

2. Генералов В.В., Лычагин М.В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / под ред. Г.М. Мкртчян. Новосибирск, 2004.

3. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 октября 2009 года № 415 «Об утверждении порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и порядка оценки эффективности республиканских целевых программ». ЦКЬ: http://sakha.gov.ru/node/64211.

4. Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы». ЦКЬ: http://sakha.gov.ru/node/8297.

5. Статистический бюллетень №74/76 «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутии) за январь-декабрь

2008 года» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2009.

6. Статистический бюллетень №64/67 «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутии) за январь-декабрь

2009 года» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2010.

7. Статистический бюллетень №76/135 «Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутии) за январь-декабрь 2010 года» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2011.

8. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2010.

9. Стратегия поддержки развития малого и среднего предпринимательства в

Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу, утвержденная на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) (протокол №1 от 9 июня 2008 г.). ИКЬ:

http://sakha.gov.ru/node/5753.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.