Научная статья на тему 'Методика оценки уровня координационных способностей студенток, занимающихся мини-футболом'

Методика оценки уровня координационных способностей студенток, занимающихся мини-футболом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МИНИ-ФУТБОЛ / МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыбиков Д. В., Шаргаев А. Г., Атутов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня координационных способностей студенток, занимающихся мини-футболом»

УДК 796.332.6

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ

Д.В. Цыбиков, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

А.Г. Шаргаев, кандидат педагогических наук, доцент,

А.П. Атутов, старший преподаватель,

С.В. Эрхеев, старший преподаватель,

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ.

Контактная информация для переписки: 670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, +7983-333-94-84, [email protected].

Целью данного исследования является экспериментальное обоснование методики оценки уровня координационных способностей студенток, занимающихся мини-футболом. Известно, что достижение спортивных результатов в игровых видах спорта зависит не только от технико-тактической подготовленности и волевых качеств игроков, но и от определенного уровня развития физических качеств, где координационные способности занимают одно из ведущих мест. Поэтому возникает необходимость в разработке эффективных методик, позволяющих выявлять двигательные возможности будущих игроков. При этом они должны быть просты и доступны для использования в широкой практике.

В работе представлен тест, состоящий из шести вариантов, моделирующий двигательную задачу, где присутствует эффект неожиданности. Решение двигательной задачи происходит посредством доступного и известного упражнения - прыжок в длину с места. Исследование проводилось на базе Бурятского государственного университета со сборной командой девушек по мини-футболу. В качестве основной идеи выдвинута концепция Н.А. Бернштейна, где отражением уровня координационных способностей является степень соответствия двигательных действий окружающей обстановке. Авторы считают, что способность человека решать неожиданно возникающие двигательные задачи в минимальный отрезок времени является основным критерием координационных способ-

ностей. На основе данного положения предлагается методика оценки уровня координационных способностей. Данная методика может быть использована не только для определения предрасположенности к сложно-координационным видам спорта, но и в практике физического воспитания студентов. Полученные результаты дают возможность разделить координационные способности на различные уровни; высокий, средний и низкий.

Ключевые слова: координационные способности; мини-футбол; методика тестирования; тестирование двигательной координации.

Для цитирования: Цыбиков Д.В., Шаргаев А.Г., Атутов А.П., Эрхеев С.В. Методика оценки уровня координационных способностей студенток, занимающихся мини-футболом / Д.В. Цыбиков, А.Г. Шаргаев, А.П. Атутов, С.В. Эрхеев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 1. - С. 16-21.

For citation: Tsybikov D., Shargaev A., Atutov A., Erkheev S. Assessment methodology of the coordination abilities level of female students engaged in mini-football. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 1, pp. 16-21 (in Russian).

Введение. Как известно, достижение высоких результатов в двигательной деятельности возможно при условии владения определенным уровнем координационных способностей (КС). При этом успех в технически сложных видах спорта во многом определяют КС

занимающихся. Именно поэтому специалисты, ученые и спортивные педагоги уделяют особое внимание решению вопросов оценки развития КС [11]. Следовательно, возможность ее объективного измерения и оценки приобретает принципиальное значение.

Соревновательная деятельность в мини-футболе значительно отличается от классического футбола не только количеством игроков, но и размером игровой площадки. При этом любой игрок участвует как в атаке, так и в обороне, и все это, безусловно, предъявляет высокие требования к КС игроков [4, с. 31; 9, с. 9; 10, с. 6].

Цель работы - экспериментально обосновать эффективность методики оценки уровня координационных способностей студенток, занимающихся мини-футболом.

Для определения КС студенток мы использовали разработанный нами тест на основе разнонаправленных прыжков, который достаточно широко предста в-лен в научных изданиях [13, 14, 15]. В отличие от предыдущих публикаций увеличено количество вариантов прыжков: с трех до шести. Благодаря такому нововведению преподаватель имеет возможность получить дополнительные сведения о психоэмоциональном состоянии игрока в момент решения неожиданно возникающих двигательных задач и внести определенные коррективы в подготовку спортсмена.

Тест отвечает следующим требованиям:

- простота и доступность использования в широкой практике;

- оперативность получения и переработки информации;

- информативное и объективное отображение исследуемого явления;

- информация, полученная в процессе тестирования, должна быть доступной для пользователя и иметь значения, удобные для ее обработки [3].

Организация и содержание теста. С учетом вышеизложенных условий предложен тест, характеризующий КС человека. В качестве основной идеи теста выдвинута концепция Н.А. Бернштейна [1], где отражением уровня КС является степень соответствия двигательных действий окружающей обстановке.

Для получения информации о двигательной координации студенток нами использовалось наиболее доступное упражнение - прыжок в длину с места, которое в практике физического воспитания является индикатором скоростно-силовых возможностей человека.

Одно из преимуществ данного способа тестирования - его простота и доступность, т. к. преподавателю достаточно иметь: мел, метроном, секундомер, калькулятор и протокол для внесения данных. Мел - для разметки на полу, как показано на рисунке 1.

Данный квадрат (состоящий из цифр) мы дополнили буквами и расположили их соответствующим образом (как показано на рисунке 1): слева «S», вверху «K» и справа «Z». Метроном понадобится для измерения расстояния. Итак, расстояние по горизонтали: от центра буквы «S» до центра буквы «Z» должно составлять 40-60 %

от максимального результата испытуемого в упражнении «прыжок в длину с места». Вертикальное расстояние от исходного положения «И. П.» испытуемого до центра букиы «К» имеет такие же параметры, как и по горизонтали. Секундомером определяется время, затрачиваемое на выполнение тестовых заданий.

К

Z

И.П.

Рисунок 1. Схема расположения номеров и букв

Для проведения теста на земляной поверхности необходимы 12 фишек (15-15 см) с номерами от 1 до 9 и три фишки с вышеуказанными буквами. В качестве материала для фишек можно использовать фанеру, ДВП или другой достаточно тонкий материал.

Методика тестирования. Нами предлагается динамическая связка 9-ти тестовых прыжков в различных направлениях, которые называет преподаватель. Для повышения информативности результатов мы увеличили количество упражнений с трех до шести. Первые три варианта - преимущественно правосторонние прыжки (рис. 2), а последующие три - левосторонние (рис. 3). При этом каждый вариант имеет определенную схему и возрастающую сложность в связи с увеличением длины прыжков.

Последовательность номеров и букв правосторонних прыжков: первый вариант - 4; 9; 5; 1; 8; 3; Z; S; K; второй вариант - 5; 9; Z; S; K; 1; 3; 6; 8; третий вариант - Z; 9; K; 4; S; 3; 7; 8; 5. Последовательность левосторонних прыжков: четвертый вариант - 9; 4; 1; 5; 3; 8; S; Z; K; пятый вариант: 1; 4; S; Z; K; 5; 8; 6; 3; шестой вариант - S; 4; K; 9; Z; 8; 7; 3; 1.

Для повышения валидности результатов тестирования рекомендуется сочетать правосторонние прыжки с левосторонними, т. к. у них одинаковая длина прыжков: первый вариант (правый) и четвертый вариант (левый); соответственно второй и пятый вариант; третий и шестой. Следует отметить, что преподавателю необходимо расписать на карточке последовательность прыжков в предлагаемом выше порядке.

Порядок номеров и букв, показанный выше, можно менять как удобно исследователю. Однако схему прыжков, которые представлены на рисунках 2 и 3, рекомендуем сохранить, т. к. предлагаемая схема от варианта к варианту увеличивает длину прыжков и тем самым по-

8

2

3

S

1

6

5

9

4

степенно усложняет двигательную задачу, а также способствует проявлению специфических адаптационных реакций в организме человека на неожиданно возникающую ситуацию. Ведь способность переработки информации, которая поступает извне за минимальный отрезок времени, имеет непосредственное отношение к оценке уровня двигательной координации.

После каждого варианта фиксируется время, выраженное в секундах, и заносится в протокол (для определения средней величины). Пробных попыток нет, т. к. в этом случае исключается момент неожиданности, который является одним из основных критериев оценки КС. К тому же, для создания момента неожиданности преподаватель подает сигнал (называет порядковую цифру или букву) о следующем действии испытуемого до того, как он приземлится на оглашенный номер.

Результаты исследования. Исследование проводилось на базе Бурятского госуниверситета с участием игроков сборной команды университета по женскому мини-футболу (п = 17), которые являются чемпионами, призерами Республики Бурятия и бронзовыми призерами соревнований, проводимых в Сибирском федеральном округе среди студентов в 2016-2017 учебном году.

Полученные данные (средние величины) по формуле Стерджесса были распределены на различные координационные уровни, которые представлены в таблице.

Таблица

Уровни координационных способностей студенток специализации «Мини-футбол»

Оценка уровня КС Средние показатели тестовых прыжков (с)

высокий до 12,77

средний от 12,78 до 13,79

низкий свыше 13,80

В итоге игроки команды показали следующий результат: 4 игрока (23,5 %) - «высокий», 10 членов (58,8 %) команды - «средний» и три человека (17,6 %) - «низкий» уровень КС.

Методом экспертной оценки установлено, что игроки с высоким уровнем КС за короткий промежуток времени осваивают стандартные технические действия. Также не на много отстают от них игроки со средним

И. П.

И. П.

И. П.

1 вариант

2 вариант Рисунок 2. Схемы правосторонних прыжков

3 вариант

N. V

\

V

И. П.

4 вариант

к г 3

'3: V

И. П.

5 вариант Рисунок 3. Схемы левосторонних прыжков

И. П.

6 вариант

уровнем КС, а игроки с низким уровнем затрачивают значительно больше времени. Данный вопрос нами рассмотрен в предыдущих исследованиях с участием группы девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой [6, 7], где двигательные действия осуществляются в условиях строго заданной программы движений. Следует отметить, что в роли экспертов выступили тренеры женских команд по мини-футболу: ВСГТУ и ФК «Локомотив», а также тренер мужской команды БГУ.

Обсуждение. Наблюдения показывают, что игроки с высоким уровнем КС не только быстро овладевают широким арсеналом технико-тактических действий, но и способны принимать нестандартные решения в условиях соревновательного противоборства.

Игроки, показавшие средний уровень КС, составляют основной костяк команды, и именно на них ложится вся ответственность за решение тактической задачи, а также за реализацию «домашних заготовок» в соревновательной обстановке.

Игрокам с низким уровнем КС очень сложно занять место в основном составе команды. Однако этот недостаток они могут компенсировать другими психофизическими качествами и выступать в основном составе. В первую очередь это выносливость и быстрота [9, с. 9], а также психологическая устойчивость при единоборстве за мяч.

Заключение. Эффективность учебно-тренировочных занятий обусловлена соответствием физических нагрузок двигательным возможностям занимающихся. Поэтому оценка КС является одним из основных факторов повышения технико-тактической подготовленности спортсменов. Также результаты исследования могут быть использованы в качестве критериев оценки КС в женском мини-футболе.

Предлагаемая методика оценки КС проста в исполнении, т. к. не требует выполнения сложных двигательных действий и технологий и доступна для использования в широкой практике.

Таким образом, полученные результаты могут быть использованы для оценки уровня КС будущих игроков, повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности в целом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бернштейн А.Н. О построении движений / Н.А. Берн-штейн. - М. : Медгиз, 1947. - 254 с.

2. Ботяев В.Л. Научно-методическое обеспечение отбора в спорте на основе оценки координационных способностей: дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.04 / В.Л. Ботяев. - Сургут, 2015. - 308 с.

3. Булкин В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности / В.А. Булкин, Е.В. Попова, Е.В. Сабурова // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 3. - С. 44 - 46.

4. Выприков Д. В. Учебно-тренировочный процесс квалифицированных спортсменок в мини-футболе / Д. В. Выприков. - Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017. - 80 с.

5. Крыласова Е.А. Построение процесса физического воспитания по оздоровительной аэробике с учетом

координационных способностей студенток вуза / Е.А. Крыласова, Т.В. Чебунина, Д.В. Цыбиков // Вестн. Бурят. ун-та. Педагогика. - Улан-Удэ. - 2017. Вып. 4. -С. 75 - 80.

6. Крыласова Е.А. Оптимизация учебного процесса по оздоровительной аэробике с учетом координационных способностей занимающихся / Е.А. Крыласова, Д.В. Цыбиков // Образование и педагогические науки в XXI веке: Актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей междунар. науч.-практ. конф; Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза, 2017. - С. 110 - 112.

7. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 129 с.

8. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ «Дивизион», 2006. - 290 с.

9. Лях В. Координационная тренировка в футболе / В. Лях, З. Витковски. - М. : Советский спорт, 2010. - 216 с.

10. Мини-футбол в вузе: тактическая подготовка женской команды : методические указания к тренировочным занятиям для девушек, занимающихся в секции мини-футбола в вузе / сост. М. Б. Галкин. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 36 с.

11. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М. : ФиС, 1986. - 286 с.

12. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

13. Цыбиков Д.В. Методика тестирования двигательной координации юных борцов // Деятельность человека в экстремальных условиях: сб. ст. вып. 2. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2004. - С. 107-113.

14. Цыбиков Д.В. Определение координационных способностей студентов вуза на основе разнонаправленных прыжков / Д.В. Цыбиков, С.В. Эрхеев, Л.Г. До-ржиева, И.В. Орлова // Здоровье, образование, спорт, туризм: Актуальные проблемы на современном этапе развития общества: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию БГПИ-БГУ (Улан-Удэ, 27-28 апреля 2007 г.). -Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2007. - С. 151 - 152.

15. Цыбиков Д.В. Методика определения координационных способностей на основе разнонаправленных прыжков / Д.В. Цыбиков, С.В. Эрхеев, Л.Г. Доржи-ева, И.В. Орлова // Современные инновационные технологии физической культуры и спорта в вузе: материалы международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. - С. 15 - 19.

ASSESSMENT METHODOLOGY OF THE COORDINATION ABILITIES LEVEL OF FEMALE STUDENTS ENGAGED IN MINI-FOOTBALL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D. Tsybikov, Candidate of Pedagogical Science, Senior Lecturer, A. Shargaev, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, A. Atutov, Senior Lecturer, S. Erkheev, Senior lecturer, Buryat State University, Ulan-Ude.

Contact information for correspondence: 670000, Russia, Ulan-Ude, Smolina str., 24a, +7983-333-94-84, [email protected].

The purpose of this study is an experimental reasoning of the effectiveness of the assessment methodology of the coordination abilities level of female students engaged in mini-football. It is known that high achievements in team sports depend not only on technical and tactical preparedness and strong will of players, but also on a development of certain level of physical qualities. Among these physical qualities coordination abilities take one of the leading positions. Therefore, there is a need in the development of effective methods to assess motor capabilities of future players. At the same time, these methods should be simple and accessible for the use in a wide range of practices. This paper presents the tests consisting of six versions which model the motor task with an effect of suddenness. The participant solves motor task through an accessible and a well-known exercise - a long jump. The study was conducted on the basis of the Buryat State University. Students of the university mini-football women's team were participants of our experiment. The main idea of the present study is based on the concept of N. A. Bernstein (1947). According to it the reflection of the coordination abilities level is the degree of matching of motor actions to the surrounding situation. The authors believe that the ability of a person to solve unexpectedly occurring motor problems in a minimum period of time is the main criterion of coordination abilities. Based on this theory, the present study proposes an assessment method of the coordination abilities level.

This method can be used not only in determination of a person's proclivity for difficult-coordination types of sports, but also in a general practice of students' physical education. The results of the study allow to assess coordination abilities and divide them into different levels such as high, medium and low ones.

Keywords: coordination abilities; mini-football;, testing methodology; motor coordination testing.

References:

1. Bernshtein A.N. Opostroenii dvizhenii [On the construction of movements]. Moscow, Medgiz, 1947, 254 p. (in Russian).

2. Botiaev V.L. Scientific and methodological reasoning for selection in sports on the basis of assessment of coordination abilities. Extended abstract of Doctor's thesis. Surgut, 2015, 308 p. (in Russian)

3. Bulkin V.A., Popova E.V., Saburova E.V. Test for assessment of the ballistic coordination of motor activity. Teo-riia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], 1997, no 3, pp. 44-46 (in Russian)

4. Vyprikov D.V. Uchebno-trenirovochnyi protsess kvalifit-sirovannykh sportsme- nok v mini-futbole [The training process of qualified female players of mini-football]. Moskow, FGBOU VO «REU im. G. V. Plekhanova», 2017, 80 p.

5. Krylasova E.A., Chebunina T.V., Tsybikov D.V. The construction of physical education process for recreational aerobics, taking into account the coordination abilities of female college students. VestnikBGUPedagogika [Bulletin of BSU Pedagogy], 2017, no 4, pp. 75-80. (in Russian)

6. Krylasova E.A., Tsybikov D.V. Optimization of the educational process for recreational aerobics, taking into account the coordination abilities of the students. Ob-razovanie i pedagogicheskie nauki v XXI veke: Aktual'nye voprosy, dostizheniia i innovatsii: sbornik statei pobeditelei mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Education and Pedagogical Sciences in the 21st Century: Current Issues, Achievements and Innovations: A Compilation of Articles by Winners of the International Scientific Conf.]. Penza, 2017, pp. 110-112 (in Russian).

7. Liakh V.I. Dvigatel'nye sposobnosti shkol'nikov: osnovy teorii i metodiki razvitiia [The motor abilities of schoolchildren: the fundaments of the theory and development methods]. Moscow, Tera-Sport, 2000, 129 p.

8. Liakh V.I. Koordinatsionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnostics and development]. Moscow, TVT Divizion, 2006, 290 p.

9. Liakh V.I., Vitkovski Z. Koordinatsionnaia trenirovka v futbole [Coordination training in football]. Moscow, Sovetskii sport, 2010, 216 p.

10. Galkin M.B. Mini-futbol v vuze: takticheskaia podgotovka zhenskoi komandy : metodicheskie ukazaniia k treniro-vochnym zaniatiiam dlia devushek, zanimaiushchikhsia v sektsiimini-futbola vvuze [Mini-football in the university: tactical training of the female team: methodical instructions for training sessions for girls involved in the minifootball section in the university]. Ul'ianovsk, UlGTU, 2012, 36 p.

11. Platonov V.N. Podgotovka kvalifitsirovannykh sports-menov [Training of qualified athletes], Moscow, FiS, 1986, 286 p.

12. Kholodov Zh.K. Teoriia i metodika fizicheskogo vospita-niia isporta. [Theory and Methods of Physical Education and Sports]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiia»,

2003, 480 p. (in Russian).

13. Tsybikov D.V. The method of testing the motor coordination of young wrestlers. Deiatel'nost' cheloveka v ekstremal'nykh usloviiakh. [Human activities in extreme conditions: collection of papers], Ulan-Ude, Izd-vo BGU,

2004, no 2, pp. 107-113.

14. Tsybikov D.V., Erkheev S.V., Dorzhieva L.G., Orlova I.V. Determination of coordination abilities of university students on the basis of multidirectional jumps. [Health, education, sports, tourism: Current problems at the

modern stage of the development of society: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 75th anniversary of BGPI-BSU]. Ulan-Ude, Izdatel'stvo Buriatskogo gosuniversiteta, 2007, pp. 151-152 (in Russian).

15. Tsybikov D.V., Erkheev S.V., Dorzhieva L.G., Orlova I.V. Method for determining coordination abilities based on multidirectional jumps. [Modern innovative technologies of physical education and sports in the university. Proccedings of the international Scientific and Practical Conference]. Ulan-Ude, Izdatel'stvo Buriatskogo gosuni-versiteta, 2008, pp. 15-19 (in Russian).

Поступила / Received 15.01.2018 Принята в печать / Accepted 21.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.