Научная статья на тему 'Методика оценки уровня готовности студентов к проектной деятельности'

Методика оценки уровня готовности студентов к проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулохонова И. С.

Рассмотрены вопросы организационно-педагогической методики формирования проектной деятельности в предметной информационно-образовательной среде. Предложен способ оценки учебной деятельности в достижении проектной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique of an estimation of a level of readiness of students to design activity

Questions of an organizational-pedagogical technique of formation of design activity in the subject information-educational environment are considered. The way of an estimation of educational activity in achievement of design competence is offered.

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня готовности студентов к проектной деятельности»

смысла распространенных экологических понятий, не умеют правильно проанализировать экологическую ситуацию в крае, пассивны по отношению к охране природы.

Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, объективно доказывают, что формирование экологических знаний на уроках физики в школе проходит стихийно и малоэффектно. Необходимость формирования экологических знаний школьников 7-11 классов на современном этапе обучения обусловлена критическим состоянием экологии страны и края. Наряду с этим в настоящее время актуализируется проблема экологического образования учащихся школ.

Проведенный анализ состояния выявленной проблемы в педагогической теории и практике позволил нам рассматривать экологическое образование на уроках физики учащихся 7-11 классов как деятельность, направленную на формирование экологических знаний, включающую в себя научно-обоснованное планирование, организацию и контроль за знаниями.

Литература

1.Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Игнатова. - Тюмень, 1999. - 380 с.

2.Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

3. Совершенствование содержания образования в школе / под ред. И.Д. Зверева, М.П. Кашина. - М.: Педагогика, 1987. - 272 с.

4.Советский энциклопедический словарь / науч.-ред. совет: А. М. Прохоров (пред.) - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1600 с.; ил.

5.Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике: кн. для учителя /Э.А. Турдикулов. - М.: Просвещение, 1988. - 126 с.

6.Философские проблемы глобальной экологии [Текст]. - М.: Наука, 1983. - 352 с.

7. Экологическое воспитание учащихся в процессе обучения физике / сост. И.Я. Ланина, М.А. Лигай . - Л., 1988.

- 186 с.

References

1.Ignatova V.A. Integrative educational courses as the mean of forming of students’ ecological culture.: dis. of dr. of ped. science / V.A. Ignatova. - Tyumen, 1999. - 380 p.

2.Pedagogics: the manual for students of pedagogical high schools and pedagogical colleges/ ed. by I.Pidkasistyi. - М.: Pedagogical society of Russia, 1998. - 640 р.

3. Perfection of the maintenance of education at school / ed. by I.D.Zverev, M. Р. Kashin. - М.: Pedagogics, 1987. - 272 р.

4.The Soviet encyclopaedic dictionary / scientifically-editorial council A.M. Prokhorov. - М.: Soviet encyclopedia, 1981.

- 1600 р.

5.Turdikulov E.A. Ecological education and education of pupils during training to the physicist: teacher’s book. - М.: Education, 1988. - 126 р.

6.Philosophical problems of global ecology. - М.: Science, 1983. 352 р.

7.Ecological education of pupils during training to the physicist / comp. I.Ya.Lanina, M. A.Ligaj. - L., 1988. 186 р.

УДК 378.146 Т 824

И.С. Тулохонова

Восточно-Сибирский государственный технологический университет Россия, 670013, Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 (в)

Методика оценки уровня готовности студентов к проектной деятельности

Рассмотрены вопросы организационно-педагогической методики формирования проектной деятельности в предметной информационно-образовательной среде. Предложен способ оценки учебной деятельности в достижении проектной компетентности.

I.S. Tulokhonova

East Siberian State Tehnological University Russia, Ulan-Ude, Kluychevskaya str., 40(c)

The technique of an estimation of a level of readiness of students to design activity

Questions of an organizational-pedagogical technique of formation of design activity in the subject information-educational environment are considered. The way of an estimation of educational activity in achievement of design competence is offered.

2008/15

При исследовании проблемы формирования проектной деятельности студентов в информационно-образовательной среде особый интерес представляет уровень проектной компетентности как результативно-целевой основы компетентностного подхода в оценке качества подготовки специалистов. При этом в настоящее время проблема оценки уровня компетентности студентов должным образом не стандартизована, не существует единого мнения определения и оценки проектной компетентности, что является важным при определении ее количественных показателей и качественных характеристик.

В ходе исследования установлено, что проектная компетентность определяется уровнем готовности студента к проектной деятельности, его индивидуальными способностями к проектированию, мотивированным стремлением к самообразованию и включает компоненты развития, ключевые компетенции и базовые компетентности проектной деятельности (рис. 1).

Рис.1. Компоненты развития, компетенции и компетентности ПД

Для определения уровня проектной компетентности и оценки учебной деятельности сформулирован и апробирован ряд критериев освоения предметного материала, включающих не только традиционные показатели полноты, глубины и оперативности знаний, но и показатели, адекватные оценке проектной работы в достижении цели деятельности и на соответствие выбранной цели, представленные таблицей.

Таблица

Критерии оценки проектной работы

Основные критерии оценки проектной работы (к) Метод оценки Соответствие выбранной цели (у,)

1. Степень творчества Экспертный Экспертный Соответствие «стартовому» направлению

2. Профессионализм Экспертный Экспертный Удовлетворение ограничениям

3. Трудоемкость Операционно-технологический; Метод прикладного системного анализа; Экспертный Экспертный Адекватность реализации согласно «конечному» направлению

4. Практическая ценность Экспертный Экспертный Результат, направленный на продуктивную творческую деятельность

На основе выявленных показателей введен интегральный показатель личностного коэффициента проектной деятельности, вычисляемый формулой (1).

n

LKJ = 'EV>k>, n = 4 V e [0, 1] k e [1, 9]

1—1 (1)

Это позволяет выполнить количественный анализ проделанной работы для J-го участника проектирования. А также становится возможным определение уровня готовности к проектной деятельности в достижении проектной компетентности для m чисел выборки f -й характеристики компетентности:

m

J = £ LK, ■ f

I-1 (2)

Формулу (2) можно применить и для определения уровня проектной компетентности в группе при х вариантах:

m

J ( Xi) — £ LK, ■ f( x,)

I—1

Для определения достигнутого уровня проектной компетентности воспользуемся следующей формулой:

Pkt — A • a,,

где а1=[0, 40] - низкий, а2=[40.1, 70] - средний, а3=[70.1, 105] - высокий.

Оператор нечеткости A = {Ниже, Выше} отображает процентную или числовую интерпретацию, например A1=a/1,2; A2=a-1,2. Для количественной оценки используются методы тестирования, анкетирования и экспертной оценки.

На этом основании проведен сравнительный анализ ключевых компетенций каждого компонента развития проектной деятельности с учетом динамики развития на начальной и конечной стадиях обучения в достижении проектной компетентности. С учетом приведенных показателей определен уровень достижения проектной компетентности. Его сравнительный анализ в контрольных и экспериментальных группах позволил выявить различие в 7%-20% на разных этапах проектной деятельности с увеличением количественных показателей уровня учебных достижений и улучшение качественного состава ее участников.

Таким образом, представленная методика на основании полученных показателей и достаточно высокий уровнь готовности студентов к проектной деятельности в достижении проектной компетентности в экспериментальных группах предоставляют возможность анализа и адекватной оценки уровня проектной компетентности в предметной области.

Литература

1. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - М., 2004. №3.

2. Тулохонова И.С. Моделирование процесса развития творческой личности в системе обучения / И.С. Тулохонова // Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии: материалы все-рос. науч.-техн. конф. - М.; Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. - С. 44-46.

3. Тулохонова И.С. Методологические аспекты формирования проектной деятельности студентов в условиях предметной информационно-образовательной среды / И.С. Тулохонова, Л.В. Найханова // Управление образовательным процессом в современном вузе: материалы II Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием. - Красноярск, 2008. - С.54-59.

References

1. Tatur Yu.G. Competence in the structure of quality model of specialists training // Higher education today. - M., 2004. №3.

2. Tulokhonova I.S. Modeling of the development of a creative person in education system // Information systems and models in research, industry and ecology. - Tula: The publishing house of Tula State University, 2007. - Р. 44-46.

3. Tulokhonova I.S., Naikhanova L.V. Methodological aspects of forming project activity of students in the conditions of subject informational and educational environment // Management of education in a modern higher educational institution.

- Krasnoyarsk, 2008 - Р.54-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.