Научная статья на тему 'Методика оценки уровня диверсификации производства'

Методика оценки уровня диверсификации производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булавка А. Г.

В статье исследованы подходы к оценке уровня диверсификации и предложена методика оценки уровня диверсификации производства. Выполнена количественная и качественная оценка уровня диверсификации производства по предприятиям комбикормовой промышленности Могилевской области. Выявлена прямая зависимость между уровнем диверсификации производства и качественными показателями деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булавка А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION DIVERSIFICATION LEVEL ESTIMATION METHODS

The article examines approaches to assessing the level of diversification and suggests methods of assessing the level of diversification of production. We have made quantitative and qualitative assessment of the level of production diversification at enterprises of mixed feed industry of Mogilev region. We have established direct relationship between the level of diversification of production and quality indicators of the company activity.

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня диверсификации производства»

УДК 338.33

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

А. Г. БУЛАВКА, аспирант УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

PRODUCTION DIVERSIFICATION LEVEL ESTIMATION METHODS

A. G. BULAVKA, postgraduate at Mogilev State University of

Food

В статье исследованы подходы к оценке уровня диверсификации и предложена методика оценки уровня диверсификации производства. Выполнена количественная и качественная оценка уровня диверсификации производства по предприятиям комбикормовой промышленности Могилевской области. Выявлена прямая зависимость между уровнем диверсификации производства и качественными показателями деятельности предприятия.

The article examines approaches to assessing the level of diversification and suggests methods of assessing the level of diversification of production. We have made quantitative and qualitative assessment of the level of production diversification at enterprises of mixed feed industry of Mogilev region. We have established direct relationship between the level of diversification of production and quality indicators of the company activity.

Введение. Предприятия Республики Беларусь ежегодно проводят модернизацию производства. С целью минимизации рисков рекомендуется разработка и использование стратегии диверсификации производства для определения направления модернизации. В процессе разработки данной стратегии и выбора направлений модернизации исследуются проблемы оценки и риска инвестиций в модернизацию. Выбираются стратегические направления модернизации, которые с наибольшей долей вероятности приведут к повышению эффективности производства. С целью исследования влияния диверсификации производства на показатели деятельности предприятия необходимо использова-

ние оценочного показателя уровня диверсификации производства.

Анализ источников. Определенный вклад в разработку вопроса оценки уровня диверсификации производства внесли вклад Б. Боломчук, В. Солдаткин, О. Гребенькова и другие ученые. Уровень диверсификации производства можно оценить по следующим показателям: уровень горизонтальной диверсификации видов экономической деятельности, уровень диверсификации рынков сбыта, уровень вертикальной диверсификации видов экономической деятельности и степень родственности видов экономической деятельности. В основе расчёта вышеназванных показателей лежит классификация видов экономической деятельности посредством ОКЭД РБ [1] и сравнение изменения видов экономической деятельности за исследуемый период [2, 3]. Аналогичного подхода придерживается В. Солдаткин, предлагая рассчитывать показатель уровня диверсификации деятельности, исходя из удельного веса отдельных видов экономической деятельности в общем объёме выручки от реализации, с учётом порядкового номера видов деятельности в ранжированном ряду [4]. Недостатком предлагаемого автором подхода является учёт исключительно видов деятельности, что позволяет использовать данный показатель лишь для расчёта уровня диверсификации деятельности. О. Гребенькова предлагает для оценки уровня диверсификации использовать удельный вес выручки по отдельным видам продукции в общем объеме выручки [5]. Однако предлагаемый автором подход направлен на характеристику специализации-диверсификации внутри агропромышленного формирования, что делает предлагаемую методику сложно применимой для сравнения различных предприятий.

Необходимо отметить, что существующие методики оценки уровня диверсификации не дают полной и объективной информации. Высокий уровень диверсификации не даёт гарантии повышения эффективности деятельности предприятия. Более того может иметь место снижение эффективности ввиду усложнения системы управления и невозможности контроля над всеми ресурсами [6-8]. Также возникает проблема оценки уровня дивер-

сификации и обобщения подходов различных авторов к определению степени диверсификации деятельности предприятий. В качестве обобщающего показателя уровня диверсификации предлагается использовать коэффициент широты диверсификации, который имеет практическое значение для сравнения степени диверсификации деятельности нескольких предприятий [9].

В этой связи возникает необходимость оценки уровня диверсификации производства и выявления взаимосвязей и взаимозависимостей в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий АПК.

Методы исследования. Монографический, абстрактно-логический, метод сравнения, табличный и графический метод и др.

Основная часть. Диверсификация производства - это направление развития предприятий, основанное на создании новых высокоэффективных видов производств или модернизации существующих. Для полной и точной оценки уровня диверсификации производства необходимо учитывать изменения номенклатуры производимой продукции, объём выручки от реализации, получаемой по каждому виду продукции, изменение показателей эффективности производства.

В этой связи усовершенствована методика оценки количественного и качественного уровня диверсификации производства. Показатель количественного уровня диверсификации производства отражает, использует ли предприятие диверсификацию производства в своей деятельности. Областью применения данного показателя является сравнение уровня диверсификации производства предприятия в динамике (или сравнение различных предприятий) на предмет использования диверсификации производства в деятельности. Для оценки количественного уровня диверсификации производства (УДкол) предлагается использовать следующую формулу:

УДкол (1 - \ )* |

^ Выр

1=1 ВыДдах

ТГ~ ' (!)

где п - количество видов продукции, производимой предприятием в анализируемом периоде, ед.; Выр, - выручка от реализации

/-того вида продукции, руб.; Выртах - максимальный объём выручки от реализации одного вида продукции предприятия, руб.

В том случае, если предприятие не использует в своей деятельности стратегию диверсификации производства, значение показателя количественного уровня диверсификации производства будет стремиться к нулю. Если предприятие использует стратегию диверсификации производства, значение показателя количественного уровня диверсификации производства будет стремиться к 1.

Расчёт количественного уровня диверсификации производства даёт возможность не только учитывать количество видов продукции, производимых предприятием, но и оценить насколько отличается объём выручки по отдельным видам продукции. Это позволяет более точно оценивать уровень диверсификации производства, так как появление новых видов продукции, по которым предприятие получает минимальную выручку, не будет оказывать сильного влияния на количественный уровень диверсификации производства. На рис. 1 представлена оценка количественного уровня диверсификации производства комбикорма в Могилевской области.

1,0000

0,9500 0,9000

0,8000 0,7500

*-

0,7000

2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. —•— ОАО «Могипевилебопродукт» —■— 1><' >;>; >1 > \ и: к ИИ комбинат хлебопродуктов » —*— ОАО «Климовичский комбинат хлебопродуктов» РДУПП «Осиповичский хлебозавод» ОАО «Алекс ' 11:1 рии. к ,>г 2014 г.

Рис. 1. Оценка количественного уровня диверсификации производства комбикорма в Могилевской области Источник: расчеты автора.

Данные, приведенные на рис. 1, показывают, что основные производители комбикорма в Могилевской области имеют высокую степень диверсификации производства (за исключением РДУПП «Осиповичский хлебозавод»). При этом в динамике уро-

вень диверсификации производства находится на примерно одинаковом уровне, без существенных изменений.

При оценке качественного уровня диверсификации производства следует учитывать рентабельность продаж и использовать данные количественного уровня диверсификации производства. Для оценки качественного уровня диверсификации производства (УДкач.) предлагается использовать следующую формулу:

УДкач. = УДкол,рпрЬ (2)

где Рпр. - рентабельность продаж в отчетном периоде, %; Рпр.сущ. - рентабельность продаж (без учёта новых видов продукции), %.

Качественная оценка уровня диверсификации производства отражает эффективность проводимой стратегии. В том случае, если качественный уровень диверсификации производства будет больше количественного, то инвестиции, направляемые на модернизацию производства, расходуются эффективно, и наоборот. Расчёт качественного уровня диверсификации производства ОАО «Моги-левхлебопродукт» - управляющей компании холдинга ОАО «Мо-гилевхлебопродукт» приведён в табл. 1.

Таблица1. Оценка качественного уровня диверсификации производства ОАО «Могилевхлебопродукт»

Наименование ОАО «Могилевхлебопродукт»

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Количественный уровень диверсификации 0,8448 0,8332 0,8334 0,8306 0,8366

Качественный уровень диверсификации 0,8446 0,8333 0,8767 0,8306 0,8384

Отклонение -0,0003 0,0001 0,0433 0,0000 0,0019

Отклонение -0,0298 0,0162 5,1961 0,0000 0,2251

Источник: расчеты автора.

Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что качественный уровень диверсификации производства в разные периоды времени находится на разных уровнях относительно количественного уровня диверсификации производства.

С целью оценки взаимосвязи качественных показателей деятельности предприятий комбикормовой промышленности Мо-гилевской области и среднего уровня количественной диверсификации производства исследовано соотношение их изменения (изменение среднего уровня количественной диверсификации производства отчетного периода приведено в % к предыдущему периоду) (рис. 2).

8

■ Средний количественный уровень диверсификации производства,

%

—■— Рентабельность продаж, %

Рентабельность производства, °/о

Рис. 2. Оценка взаимосвязи изменения среднего количественного уровня диверсификации производства и рентабельности производства комбикорма в Могилевской области

Источник: расчеты автора.

Данные, приведенные на рис. 2, свидетельствуют о наличии взаимосвязи между показателем количественного уровня диверсификации и показателями рентабельности производства.

На основании проведенной оценки предложен механизм реализации стратегических направлений диверсификации, который состоит из следующих этапов: анализ внешней и внутренней среды, формулировка целей и задач, выбор стратегии диверсификации, описание путей и методов её достижения, расчёт бюджета, описание средств и методов контроля, построение календарного графика реализации стратегии и реализация стратегии и контроль. С практиче-

ской точки зрения, принятие решения о использовании стратегии диверсификации проходит следующие этапы.

Первый этап - сбор идей. В основе его лежит общее собрание управляющего персонала предприятия с целью вынесения различных идей о направлении развития и их первоначальной оценки. На данном этапе проводится анализ собранной информации и постановка целей и задач предприятия в соответствии с его стратегическими планами. Учитывая то, что сбор информации о внешней и внутренней среде предприятия является непрерывным процессом, то выделение сбора информации как предшествующего этапа не является обоснованным.

Второй этап - экономическая и технологическая оценка собранных идей. На данном этапе проводится оценка собранных идей, с точки зрения технологической осуществимости и экономической целесообразности. В результате оценки из первоначальных идей выбирается от 1 до 3-х наиболее эффективных проектов с целью дальнейшей оценки. На данном этапе происходит выбор стратегии диверсификации дальнейшего развития предприятия.

Третий этап - разработка бизнес-планов инвестиционных проектов. По каждому из проектов разрабатывается инвестиционный бизнес-план. В процессе разработки более глубоко анализируется рынок, оцениваются конкуренты, разрабатывается технология, выбирается необходимое оборудование и место его размещения, оценивается потребность в дополнительных ресурсах и прочее, т. е. на данном этапе происходит разработка путей и методов, которые будут использоваться для достижения поставленных целей и задач, или реализации выбранной стратегии диверсификации. Также на данном этапе рассчитывается бюджет, средства и методы контроля и разрабатывается график реализации проектов.

Четвертый этап - реализация проектов. На данном этапе на основе оценки разработанных бизнес-планов инвестиционных проектов и имеющихся у предприятия ресурсов или возможностей их привлечения выбираются проекты к реализации. В течение срока их реализации проводится постоянный контроль над соответствием запланированных этапов реализации, затрат, срокам исполнения и получаемым. При необходимости вносятся корректировки и оценива-

ются причины несоответствий, на основании которых делается оценка правильности выбранной стратегии развития. Четвертый этап представляет собой модернизацию производства и является завершающим в реализации стратегии диверсификации.

Заключение. 1. Разработана методика оценки уровня диверсификации производства, включающая в себя расчёт количественного и качественного уровня диверсификации производства. Количественная оценка уровня диверсификации производства отражает, использует ли предприятие диверсификацию производства в деятельности; качественная оценка - оценка эффективности диверсификации производства. Выполненный расчёт показал, что основные производители комбикорма в Могилевской области имеют высокую степень диверсификации производства (за исключением РДУПП «Осиповичский хлебозавод»). Проведена оценка взаимосвязи изменения качественных показателей деятельности предприятий комбикормовой промышленности Могилевской области и среднего уровня количественной диверсификации производства.

2. Предложены стратегические направления диверсификации производства, основными из которых являются: проведение мероприятий по реконструкции и техническому переоснащению действующих мощностей; внедрение новых прогрессивных технологий в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, продвижения ее на внешние рынки и сокращения импорта; внедрение в производство ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий производства. Это позволяет предприятиям разрабатывать стратегический план развития, положив в основу стратегические цели, что даст возможность проводить целевую стратегическую политику диверсификации производства и выбирать и реализовывать наиболее эффективные направления модернизации производства с наименьшими рисками. Проведенные исследования позволяют сделать вывод об использовании стратегии диверсификации производства с целью повышения эффективности производства предприятий комбикормовой промышленности.

Список литературы

1. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Виды экономической деятельности: ОКРБ 005-2006. - Введ. 28.12.06. - Минск: Госстандарт: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2006. - 240 с.

2. Боломчук, Б. В. Влияние диверсификации на эффективность функционирования перерабатывающих предприятий АПК / Б.В. Боломчук // Аграрная экономика. - 2011. - № 5. - С. 23 - 27.

3. Боломчук, Б. В. Механизм управления диверсификацией деятельности перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса (на примере предприятий пищевой промышленности г. Гомеля): автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Б. В. Боломчук ; РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси». - Минск, 2011. - 26 с.

4. Солдаткин, В. А. Развитие диверсификационной деятельности предприятий аграрной сферы экономики (на примере Ленинградской области): автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / В.А. Солдаткин ; АПК ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский гос. аграрный ун-т». - Санкт-Петербург, 2009. - 21 с.

5. Гребенькова, О. А. Диверсификация в агропромышленных формированиях: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / О. А. Гребенькова; ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве РАСХН. - Москва, 2007. - 23 с.

6. Бабаев, В. Ю. Диверсификация как инструмент управления развитием предприятия / В. Ю. Бабаев // Экономика и управление. - 2010. - №4. - С. 29 - 34.

7. Воробьев, В. П. Проблемы управления на российских предприятиях в связи с внедрением бюджетирования / В. П. Воробьев, А. В. Черников // Экономические науки. - 2009. - № 4. - С. 152 - 158.

8. Стрелков, М. А. Управление диверсификацией предпринимательской деятельности российских корпораций: автореферат дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / М. А. Стрелков ; Гос. ун-т управления. - Москва, 2008. - 18 с.

9. Кублин, И. М. Организационно-экономические проблемы диверсификации производства: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / И. М. Кублин ; Саратовская гос. экономическая академия. - Саратов, 1997. - 22 с.

10. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. Л. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - Минск: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.

Информация об авторе

Булавка Александр Геннадьевич - магистр экономических наук, аспирант кафедры экономики и организации производства Учреждения образования «Моги-левский государственный университет продовольствия». Информация для контактов: тел. служ. (0222) 48-24-00, E-mail: slr-vsp@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 27.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.