Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ АКТИВНОСТИ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ АКТИВНОСТИ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦИФРОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦИФРОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ / РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЕ ЭФФЕКТЫ / МЕТРИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ / РАНГОВАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левченко К.К., Левченко Т.П.

В современных условиях новой реальности большое внимание уделяется развитию цифровых технологий во всех сферах и видах деятельности. Индустрия туризма, соответственно, и туристские организации - немаловажный элемент любой экономической системы, где результаты цифровизации проявляются особо наглядно и являются достаточно востребованными. В статье представлена методология оценки цифровой активности туристских организаций на основе авторского подхода к понятию цифровая активность туристских организаций, выражаемая через уровень интенсивности процессов цифровизации, степени применения цифрового потенциала и цифровой устойчивости. Цифровая активность субъектов индустрии туризма в данном контексте приобретает особое значение, заключающееся в необходимости получения ими конкурентных преимуществ и более полного удовлетворения динамично изменяющегося потребительского спроса на производимый ими туристский продукт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE DIGITAL ACTIVITY OF TOURISM ORGANIZATIONS

In today's new reality, much attention is paid to the development of digital technologies in all areas and activities. The tourism industry, respectively, and tourism organizations are an important element of any economic system, where the results of digitalization are especially visible and are quite popular. The article presents a methodology for assessing the digital activity of tourism organizations based on the author's approach to the concept of digital activity of tourism organizations, expressed through the level of intensity of digitalization processes, the degree of application of digital potential and digital sustainability. The digital activity of the tourism industry in this context takes on particular importance, namely, the need for them to gain competitive advantages and to better meet the dynamically changing consumer demand for the tourism product they produce.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ АКТИВНОСТИ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

EDN: RBMSKQ

К.К. Левченко - к.э.н., заместитель руководителя территориального органа МИД России в г. Сочи, sochikos@yandex.ru,

K.K. Levchenko - Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Territorial Body of the Russian Foreign Ministry in Sochi;

Т.П. Левченко - д.э.н., профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, lekonst@mail.ru,

T.P. Levchenko - Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Hotel and Restaurant Business, FSBOU VO Sochi State University.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ АКТИВНОСТИ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ METHODOLOGY FOR ASSESSING THE DIGITAL ACTIVITY OF TOURISM ORGANIZATIONS

Аннотация. В современных условиях новой реальности большое внимание уделяется развитию цифровых технологий во всех сферах и видах деятельности. Индустрия туризма, соответственно, и туристские организации - немаловажный элемент любой экономической системы, где результаты цифровизации проявляются особо наглядно и являются достаточно востребованными. В статье представлена методология оценки цифровой активности туристских организаций на основе авторского подхода к понятию цифровая активность туристских организаций, выражаемая через уровень интенсивности процессов циф-ровизации, степени применения цифрового потенциала и цифровой устойчивости. Цифровая активность субъектов индустрии туризма в данном контексте приобретает особое значение, заключающееся в необходимости получения ими конкурентных преимуществ и более полного удовлетворения динамично изменяющегося потребительского спроса на производимый ими туристский продукт.

Abstract. In today's new reality, much attention is paid to the development of digital technologies in all areas and activities. The tourism industry, respectively, and tourism organizations are an important element of any economic system, where the results of digitalization are especially visible and are quite popular. The article presents a methodology for assessing the digital activity of tourism organizations based on the author's approach to the concept of digital activity of tourism organizations, expressed through the level of intensity of digitalization processes, the degree of application of digital potential and digital sustainability. The digital activity of the tourism industry in this context takes on particular importance, namely, the need for them to gain competitive advantages and to better meet the dynamically changing consumer demand for the tourism product they produce.

Ключевые слова: туристские организации, цифровая активность, цифровой потенциал, цифровая устойчивость, методология оценки, результирующие эффекты, метрические соотношения, ранговая корреляция.

Keywords: travel organizations, digital activity, digital potential, digital sustainability, evaluation methodology, resulting effects, metric ratios, rank correlation.

Цифровая активность представляет собой одну из важнейших категорий в современной экономической теории на макро- и микроуровнях. Цифровая активность в туристском бизнесе обеспечивает не только создание качественно новых бизнес-систем и связей между их структурными элементами, но и трансформацию деятельности туристских организаций в целях воздействия на эффективность их функционирования.

Одной из перспективных форм проявления цифровой активности в туризме может стать технология искусственного интеллекта. Ее возможно применять в основных секторах туристской деятельности, поскольку модель развития туризма, основанная использовании потенциала цифровизации, напрямую зависит как от внутренних технологических возможностей организации, так и от внешних условий окружающей среды. На основе использования искусственного интеллекта осуществляется поиск и бронирование различных туров, в гостиничном бизнесе все более популярными становится умные номера, выявляются факторы соответствия, позволяющие подстраивать окружающую среду под индивидуальные потребности и запросы туристов.

Использование технологий искусственного интеллекта дает возможность практического сокращения времени на ответы по запросам туристов по всему временному отрезку в персонализированном формате.

Еще одной современной формой цифровой активности в деятельности туристских организаций является онлайн-покупка туров, спроектированных самими туроператорами. В качестве примера данной формы можно привести поисковую систему сети туристических бюро «Мой горящий тур», поисковую систему туров Avianta, а также интернет-магазин туров Travelata.ru, систему Trivago.ru и др. Данные системы относятся к российским произво-

дителям, что дает возможность развивать сегменты внутреннего туризма в сегодняшних реалиях и вызовах международной ситуации [1].

Следует также отметить еще одну современную и достаточно универсальную форму цифровой активности сферы туризма - технология блокчейн, позволяющая находить данные о покупках туристских продуктов в едином цифровом пространстве с ориентацией на индивидуальные рекламные предложения [2].

Исследования показывают, что основой цифровой активности являются информация, научные знания и технологии. Прогнозируется, что с 2060 года наступит эпоха метакогни-тивных технологий, начало которой связано с информационной революцией и искусственным интеллектом.

Таким образом, несмотря на особое внимание и интерес к рассматриваемой проблематике, в научно-исследовательском сообществе до настоящего времени не выработан единый подход к категории «цифровая активность» относительно туристских организаций, который учитывал бы специфические особенности их деятельности. Ряд существующих определений ограничивает цифровую активность совокупностью действий по разработке и внедрению онлайн услуг, не отражая при этом эффекты осуществления процессов цифровизации, способность к сохранению определенного уровня цифровых трансформаций и обеспеченность ресурсного комплекса.

По нашему мнению, содержание понятия «цифровая активность» возможно наиболее полно отразить посредством таких индикаторов, как цифровой потенциал, цифровая устойчивость, интенсивность процессов цифровых трансформаций и соответствующие результирующие эффекты (рисунок 1). Данные индикаторы в наибольшей степени характеризуют процессы преобразования различных систем по ключевым компонентам.

ЦП - цифровой потенциал ЦУ - цифровая устойчивость ИЦТ - интенсивность цифровизации основных бизнес-процессов

Цифровые трансформации

Ре зультиру ющие эффекты

Рисунок 1 - Ключевые индикаторы цифровой активности туристских организаций

Подобный подход позволяет использовать соответствующие показатели, количественно и качественно отображающие специфику процессов цифровизации, осуществляемой туристскими организациями.

Величина результирующих эффектов может определяться достижением целевых индикаторов с позиции следующих направлений:

- производственно-технологического;

- инновационно-экономического;

- социально-ориентированного.

Говоря об цифровой устойчивости, обычно имеют в виду способность туристских орга-

низаций обеспечивать эффективную деятельность, выраженную в высоком уровне применения цифровых технологий и он-лайн сервисов под воздействием внешних условий [3].

Цифровая устойчивость подразумевает обеспечение бесперебойного механизма внедрения цифровых трансформаций в организационно-управленческом механизме, выпуске услуг в цифровом формате.

Реализации представленных индикаторов позволяет оценить уровень цифровой активность субъектов туристского бизнеса, поскольку позволяет рассчитать эффект операционного рычага, проявляющееся в том, что увеличение любого индикатора приводит к более сильному изменению общего уровня цифровой активности. К примеру, расчет силы воздействия операционного рычага, составившего 6,5, означает, что при возможном росте цифрового потенциала на 5 % цифровая активность возрастет на 32 % (5 х 6,5). Потенциальное уменьшение цифровой устойчивости, в свою очередь, к примеру, на 10 %, сразу же снизит цифровую активность на 65 % (10 х 6,5).

Таким образом, модель развития туризма, построенная на реализации процессов циф-ровизации, должна базироваться на следующих положениях, в наибольшей степени отражающих цифровую активность, цифровой потенциал и цифровую устойчивость к внешним воздействиям:

- повсеместная автоматизация всех секторов и сфер индустрии туризма;

- управление всеми составляющими звеньями производства и реализации туристского продукта должны производиться с помощью независимой системы;

- основные этапы реализации туристских услуг должны обеспечиваться деятельностью функциональных звеньев в формате единого целого, в основе которого заложена система онлайн-режима, настроенная на потоки обратных связей.

Следовательно, цифровая активность - это обобщенная характеристика результирующих эффектов процессов цифровых трансформаций, выражаемая через уровень интенсивности цифровизации основных бизнес-процессов туристских организаций, степень применения цифрового потенциала и величину цифровой устойчивости [4].

Основываясь на разработанном определении, можно сделать вывод о том, что регулирование и развитие цифровой активности необходимо обеспечивать управленческими воздействиями, направленными на реализацию ее индикаторов и показателей посредством соответствующей оценки.

Методология оценки цифровой активности туристских организаций базируется на использовании математических методов исследования, одним из которых является метод ранговой корреляции, основанный на использовании процессов ранжирования, а также выявления и оценки тесноты связи показателей путем построения матрицы корреляций.

Для оценки цифровой активности автором выбраны по два ключевых показателя цифрового потенциала, цифровой устойчивости и интенсивности реализации цифровых трансформаций с наивысшим рангом, а также индикаторы результирующих эффектов по всем трём направлениям. Применение подобного подхода обусловлено рядом преимуществ:

- использование конкретных и практически применимых показателей, дающих наиболее полную оценку фактического уровня цифровой активности туристских организаций;

- системная оценка цифровой активности туристских организаций с использованием наиболее значимых показателей, которые в совокупности отражают уровень цифровизации и достижения соответствующих результирующих эффектов;

- визуализация динамики показателей цифровизации, что позволяет сравнивать деятельность туристских организаций;

- сопоставление как натуральных, так и стоимостных показателей на основе вычисления относительных величин в виде коэффициентов или индексов.

Оценка близости рангов показателей цифровой активности определена на основе использования коэффициента ранговой корреляции по метрическим соотношениям, рассчитываемого по формуле:

6 • УРс2

кр Км = 1~тфт) (1)

где: Рёс - разность рангов каждой пары сопоставляемых индикаторов,

I - объем выборки.

В целях более точного определения уровня цифровой активности туристской организации следует коэффициент ранговой корреляции по инверсиям, который представляет собой разность между вероятностями совпадения инверсии в рангах:

К р Ки = (2)

2

где: сов(х) - число совпадений,

И(у) - число инверсий,

1 - объем выборки.

Апробация предлагаемой методики осуществлена на примере трех организаций туристского бизнеса, являющихся лидерами индустрии гостеприимства в Краснодарском крае.

Расчет коэффициентов ранговой корреляции по метрическим соотношениям и по инверсиям туристских организаций представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Расчет степени цифровой активности туристских организаций на основе коэффициентов ранговой корреляции

Показатели (ранг) Туристская организация А Туристская организация В Туристская организация С

Темп роста, % Ранговый показатель Метрическое соотношение Инверсия Темп роста, % Ранговый показатель Метрическое соотношение Инверсия Темп роста, % Ранговый показатель Метрическое соотношение Инверсия

Цифровой потенциал Коэффициент цифровизации услуг 0,53 5 2 8 0,62 3 1 5 0,43 6 3 8

Коэффициент оборачиваемости активов 0,27 9 2 6 0,32 6 1 4 0,22 8 3 7

Цифровая устойчивость Рентабельность туристских услуг 0,82 1 1 5 0,73 1 2 6 0,59 4 3 6

Коэффициент цифровой грамотности персонала роста 0,37 8 1 4 0,05 9 3 5 0,27 7 2 3

Интенсивность цифровых транс формаций Доля финансирования цифро-визированных услуг в выручке от реализации 0,48 6 2 3 0,58 4 1 3 0,18 9 3 4

Доля финансирования внедрённых услуг цифрового формата в общем объёме услуг 0,7 3 2 2 0,63 2 3 3 0,84 1 1 2

Производственно-технологический результирующий эффект 0,74 2 2 1 0,35 5 3 2 0,76 2 1 2

Инновационно-экономический результирующий эффект 0,61 4 2 1 0,10 8 3 1 0,64 3 1 1

Социально-ориентированный результирующий эффекты 0,45 7 2 0 0,16 7 3 0 0,53 5 1 0

Сумма метрических соотношений 16 20 18

Коэффициент ранговой корреляции по метрическим соотношениям 0,27 0,45 0,73

Сумма инверсий 30 29 33

Коэффициент ранговой корреляции по инверсиям 0,37 0,61 0,52

Цифровая активность 0,43 0,58 0,66

Показатель оценки цифровой активности (ЦА) туристских организаций, основанный на двух коэффициентах ранговой корреляции для определенного периода времени, возможно определить по следующей формуле:

(1 + КРКм) х (1 + КРКи)

ЦА = -----(3)

4

где: КРКм - коэффициент ранговой корреляции по метрическим соотношениям;

КРКи - коэффициент ранговой корреляции по инверсиям.

По итогам оценки наибольшим уровнем цифровой активности обладает туристская организация С (0,66), наименьший уровень демонстрирует туристская организация А (0,43).

Полученные результаты оценки цифровой активности туристских организаций представим в виде графика (рисунок 2).

Рисунок 2 -Оценки цифровой активности туристских организаций, %

Представленный подход позволяет всесторонне оценить уровень цифровой активности туристской организации. Полученные результаты формируют информационную базу для разработки тактических и стратегических мероприятий по достижению поставленных целей устойчивого развития туристских организаций в условиях современных реалий.

Источники:

1. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. -Москва : ИНФРА-М, 2021. - 567 с.

2. Блокчейн Blockchain // TAdviser.ru : портал. - 2019. - 1 марта. - URL: http://www.tadviser.ru/ index.php/ Статья: Блокчейн_%28В1оскЛат%29.

3. Цифровизация туризма: кто не успел, тот опоздал.» URL: https://www.tourprom.ru/articles/42/ (дата обращения: 22.03.2022).

4. Левченко К.К., Левченко Т.П. Развитие въездного туризма и его влияние на экономику территории: моногра-фия/К.К. Левченко, Т.П. Левченко.- Москва: РУСАЙНС, 2021.-116 с.

References:

1. Ageshkina, N. A. Fundamentals of travel and tour operator activities: textbook/N. A. Ageshkina. - Moscow: INFRA-M, 2021. - 567 pages.

2. Blockchain// TAdviser.ru: portal. - 2019. - March 1. - URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Article: Blockjn % 28Blockchain% 29.

3. Digitalization of tourism: who did not have time, he was late. "URL: https://www.tourprom.ru/ articles/42/ (case date: 22.03.2022).

4. Levchenko K.K., Levchenko T.P. Development of inbound tourism and its impact on the economy of the territory: monograph/K.K. Levchenko, T.P. Levchenko. - Moscow: RUSAINS, 2021.-116 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.