Научная статья на тему 'Методика оценки стартапов на начальных этапах становления'

Методика оценки стартапов на начальных этапах становления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1183
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАРТАП / ОЦЕНКА КОМПАНИЙ / ИННОВАЦИИ / ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД / МЕТОД БЕРКУСА / "ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бейзеров Никита Александрович

В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем, связанных с оценкой стартапов, проводится обзор существующих методов анализа деятельности таких компаний с их критикой. Существующие методы оценки стартапов на начальном этапе их существования обладают рядом недостатков, основные из которых рассматриваются в данной статье. Проблема оценки стартапа на его начальном этапе имеет большую значимость, поскольку инвестирование, необходимое для реализации бизнеспланов стартапа осуществляется именно исходя из данной оценки. Финтех стратапы, обладающие рядом специфических свойств, а так же более сильной связью с финансовой сферой деятельности, так же должны быть оценены, и ввиду оказываемых услуг, еще точнее, чем стартапы из сферы техники или обслуживания. Будущая стоимость компании, которая зачастую ставится во главу угла, не только не всегда может быть определена достаточно точно, но и не всегда отражает реальную эффективность компании. Кроме того, оценочная стоимость компании, рассчитываемая при инвестировании, может быть оценена различными способами с различающимися результатами, что, опять таки, приводит к ненадежности такого рода оценки. Ненадежная оценка, а так же высокая рисковость самого проекта приводят к проблемам при инвестировании. Ненадежность инвестиций, хотя и свойственна данному классу проектов, должна быть уменьшена путем точной оценки рисков. Данная статья посвящена рассмотрению существующих распространенных методик оценки и проблемам, присущим данным методикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки стартапов на начальных этапах становления»

Методика оценки стартапов на начальных этапах становления

г-

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Бейзеров Никита Александрович

аспирант, кафедра банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий, Международный банковский институт, [email protected]

В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем, связанных с оценкой стартапов, проводится обзор существующих методов анализа деятельности таких компаний с их критикой. Существующие методы оценки стартапов на начальном этапе их существования обладают рядом недостатков, основные из которых рассматриваются в данной статье. Проблема оценки стартапа на его начальном этапе имеет большую значимость, поскольку инвестирование, необходимое для реализации бизнес-планов стартапа осуществляется именно исходя из данной оценки. Финтех стратапы, обладающие рядом специфических свойств, а так же более сильной связью с финансовой сферой деятельности, так же должны быть оценены, и ввиду оказываемых услуг, еще точнее, чем стар-тапы из сферы техники или обслуживания. Будущая стоимость компании, которая зачастую ставится во главу угла, не только не всегда может быть определена достаточно точно, но и не всегда отражает реальную эффективность компании. Кроме того, оценочная стоимость компании, рассчитываемая при инвестировании, может быть оценена различными способами с различающимися результатами, что, опять таки, приводит к ненадежности такого рода оценки. Ненадежная оценка, а так же высокая рисковость самого проекта приводят к проблемам при инвестировании. Ненадежность инвестиций, хотя и свойственна данному классу проектов, должна быть уменьшена путем точной оценки рисков. Данная статья посвящена рассмотрению существующих распространенных методик оценки и проблемам, присущим данным методикам. Ключевые слова: стартап, оценка компаний, инновации, затратный метод, метод Беркуса, «венчурный фонд».

Стартап, молодая компания (от англ. «startup company», дословно «стартующая» компания) - это предпринимательская деятельность, которая появилась недавно и направлена на быстрорастущий бизнес с целью удовлетворения рынка инновационным продуктом, процессом или услугой [1]. Имеется грань между стартапом и малым бизнесом. Стартап можно воспринимать как одну из стадий развития компании.

На сегодняшний день стартап-компании становятся важнейшим аспектом экономического развития стран-лидеров мирового хозяйства [2], поэтому тема оценки стартапов очень актуальна. Каждая начинающая компания разрабатывает масштабируемую бизнес-модель, которая должна привести основателей нового проекта к поставленной цели, следуя, шаг за шагом от задачи к задаче.

Основатели стартапов поводят исследования, чтобы углубить свое понимание идей, технологий, бизнес-концепций и оценить свой коммерческий потенциал [3]. Оценка необходима для того, чтобы понять, насколько реальны ожидания от стартапа относительного развития его бизнеса. Оценка стартапа важна для обеих сторон процесса венчурного финансирования. Автору проекта, равно, как и инвестору, важно оценить текущую стоимость проекта, его ожидаемую рыночную цену и капитализацию своего проекта [5]. Должны быть оценены такие параметры, как [6]:

1. текущая стоимость проекта;

2. ожидаемая рыночная цена;

3. капитализация проекта.

Оценка имеет значение для предпринимателей, потому что именно они определяют долю компании, которую они должны отдать инвестору в обмен на денежную сумму. На начальном этапе стоимость компании близка к нулю, однако, оценка должна показать, что вложение в новый проект имеет смысл и стоимость компании будет значительно выше нуля.

Стартапы работают в секторах повышенного риска, поэтому им трудно привлечь инвесторов для поддержки и развития продукта/процесса/услуги или для привлечения покупателей. Оценка стартапов необходима на ранних стадиях, но описанные ниже методы не могут быть совершенными. Завышенная оценка может привести к тому, что инвестор на последующих этапах продвижения проекта прекратит инвестирование при более низкой оценке то, по которой он входил в стартап [7]. Заниженная самооценка может привести к потере активов [7].

Существует две группы методик, посвященных оценкам стартапов. Первая группа посвящена вопросам оценки затрат на реализацию проектов, вторая - проблемам оценки деятельности стартапа в будущем, его жизнеспособности.

Оценка рыночной стоимости стартап-компаний базируется исключительно на спросе и предложении, из-за чего довольно условна [4]. Потенциал проекта должен оценить бизнес-эксперт, начиная с идеи автора проекта. На этой стадии он оценивает возможность построения рентабельного бизнеса [5].

В данной статье будут рассмотрены следующие методы оценки стартапов:

1. Затратный (восстановительный);

2. Метод Беркуса;

3. Метод расчета нормы прибыли через forward value или terminal value.

Затратный (его также называют восстановительным) метод основывается на сравнении с аналогом. Такой метод будет брать во внимание стоимость компании как рыночную стоимость всех ее активов за вычетом долгосрочных обязательств [9]. Для определения затрат на реализацию стартапа производится оценка затрат на создание аналогичных или схожих проектов, реализованных в той же сфере. Производится оценка:

1. стоимости труда специалистов, которые будут заняты в проекте;

2. затрат на официальную документацию (патенты, лицензии и прочее);

Таблица 1

Преимущества и недостатки методов оценки стартапов

На зван не Mei ода

Затратный (восстановительный) метод

1. Сравнение е аналогами

2. Позволяет оценить эффективность расходования денежных средств

Метод Б ер куса

Метод расчета нормы прибыли через forward value или terminal value

Преимущества

1. Учитывает

материальные

ценности

1. Сравнение е аналогами

2. Позволяет вычислить долю собственности инвестора при его выходе

I le достатки

1. Расчетные данные будут ЯВЛЯТЬСЯ относительными, так как фактические трудозатраты и сложности, с которыми столкнется проект, могут и будут отличаться от аналогов

2. Не учитывает материальные ценности

3. 1 le дает прогнозов об успешности проекта, а также о продолж и тел ьн ости жизненного цикла_

1. 11е дает прогнозов об успешности проекта, а также о продолжительности жизненного цикла

2. Оценка субъективна, так как имеется неточность эмпирических коэффициентов и ориентированности

на текущую рыночную ¡ситуацию_

1. Не дает прогнозов об успешности проекта, а также о продолжительности жизненного цикла

2. Расчетные данные будут явля гься относительными, гак как фактические трудозатраты и сложности, с которыми столкнется проект, могут и будут отличаться от аналогов

3. затрат на приобретение оборудования, программного обеспечения и про-

ирр1

ТСС]

4. затрат на рекламу;

5. затрат на приобретение уже имеющихся активов стартапа;

6. и другое.

Данный метод существует для оценки стартовых бизнесов по нескольким различным методикам [5]. Его преимущества заключаются в основном в том, что с помощью него можно оценить эффективность расходования денежных средств. При условии, что основатель проекта будет поддерживаться прогнозам отрасли, в которую планирует внедриться, а также проведет должные исследования и найдет исходные данные, которые применяются в затратно-восстановительном методе, то расчеты денежных потоков и оттоков будут удовлетворять требования инвестора с дисконтированными показателями [8].

Такая оценка позволяет представить затраты на реализацию проекта, но не

позволяет учесть стоимость интеллектуальной собственности, личную инициативность основателя проекта и другие нематериальные ценности [5].

Так как метод основан на сравнении с аналогичными проектами, новый проект в любом случае не будет идентичен предыдущим проектам. Точность такой оценки относительна, поскольку фактические трудозатраты и сложности, с которыми столкнется проект, могут и будут отличаться от аналогов, особенно с ростом инновационности проекта. Более инновационные проекты в большей мере несут риски, а, следовательно, менее похожи на своих предшественников. Кроме того, такой метод ни в коем случае не делает и не может дать прогнозов относительно того, каков будет жизненный цикл проекта, станет ли он успешным на рынке или нет. В рамках данного подхода могут быть оценены только затраты на реализацию проекта. Тем не менее, этот метод служит основой для первичной оценки затрат на реализацию стартапа.

Дополнительно к вышеизложенному можно добавить, что метод достаточно прост, однако, касательно и доходной части нельзя говорить о достоверности данных. Цена продукта на момент планирования стартапа и на момент входа бизнеса на рынок может значительно отличаться. Также и объем продаж можно спланировать исходя из проектной мощности технической стороны проекта, но в действительности рынок может оказаться иным в сравнении с запланированными объемами производства [8].

Метод Беркуса был впервые упомянут в 2001 году в книге «Winning Angels» авторами Девидом Эмисом и Говордом Стивинсоном. С того года метод претерпел ряд модернизаций. Главным изменением стало решение назначить каждому элементу стоимость предприятия. Инвестиционный рынок корректируется с каждым годом. Сам Дэйв Беркус утверждает, что его метод даст ряд противоречивых оценок, если пользоваться многими последующими публикациями метода [11].

Метод Беркуса предназначен для предварительной продажи стартапов [10]. Идея данного метода заложена в учет потенциала стартапа при помощи неких эмпирических коэффициентов к восстановительному методу.

За наличие тех или иных свойств в проекте, стоимость проекта увеличивается на то или иное значение (например, наличие у стартапа работающего прототипа изделия повышает его стоимость на 500 000 долларов США). Такая оценка интересна, но её проблема состоит в том, что коэффициенты, их влияние и итоговая стоимость проекта не формализованы, коэффициенты определяются экспертным путем, и как любая оценка, несет в себе отражение субъективных представлений оценщика о том, какие из коэффициентов наиболее значимы. Кроме того, стартап, в случае заранее заданных и прозрачных критериев, может применить те или иные возможности к специальному подбору параметров, для получения более высоких оценок. Как и предыдущая методика, данный способ оценки старта-па относится к оценке стоимости, но не прогнозирует прибыльность проекта.

Следующие два метода можно отнести к разряду способов прогнозирования стоимости проекта, исходя из ожидаемой прибыли. Это метод расчета нормы прибыли через forward value или terminal value. Они также являются методами венчурного капитала.

Данные методы отличаются друг от друга тем, что метод forward value вычис-

© À

es

5

2 a

7

г-

CS

сч £

б

2 о

ляет будущую стоимость планируемой инвестиции, а метод terminal value - конечную стоимость компании после выхода инвестора [5].

Вычисление значения стоимости через forward value элементарно, и осуществляется по формуле: FV = PV х (1 + r) х N где FV - forward value, будущая стоимость инвестиций (через N лет);

PV - present value, стоимость инвестиций на данный момент;

r - целевая норма доходности (IRR); N - период, в течение которого деньги инвестора работают в проекте (количество лет до выхода инвестора из стар-тапа).

Эта формула, чем-то схожая с формулой сложного процента, покажет ожидаемую стоимость стартапа через некоторое время (точнее, стоимость инвестиций, вложенных в стартап). Опять же, этот метод не содержит в себе методики прогноза состояния стартапа через некоторое время.

С помощью метода terminal value вычисляется конечная стоимость компании, то есть на момент выхода инвестора, и определяется размер доли акционерного капитала, которая должна перейти инвестору в собственность [12]. Метод подразумевает опять же аналоговое сравнение, то есть анализ конкурентной компании (компании аналога); выбирается ключевой показатель или несколько показателей, например, объем продаж, доля рынка, и определяется конечная стоимость. Затем необходимо определить долю собственности инвестора [12].

Метод нормы прибыли основывается на аналогии. Если схожая компания, стоимость которой оценивается в N, приносит на одну единицу стоимости определенный доход, то предполагая доход рассматриваемого стартапа в будущем, так же можно определить его стоимость.

Анализ четырех методов позволил выявить их преимущества и недостатки и изложить выводы в таблице 1.

Есть много способов для прогнозирования стоимости компании, для построения целей ценообразования инвестиций, однако все полагаются на доходы и прибыль, которые представляются в прогнозах для предпринимателей в качестве отправной точки.

Как видно, все эти методы стараются определить стоимость компании на текущем этапе, или в будущем, но они не дают ответа на вопрос - насколько высока вероятность жизнеспособности проекта, насколько данные оценки будут ре-

ализованы, и каковы шансы проекта существовать в будущем.

Данные выводы говорят о несовершенности методов оценки стартапов. В частности повторяются одни и те же недостатки:

1. если метод подразумевает сравнение с проектом-аналогом, то данные не могут быть совершенно точными из-за непредвиденных факторов и рисков, с которыми может столкнуться новый проект;

2. ни один метод не может спрогнозировать успешность компании-старта-па, а также выявить его жизнеспособность в будущем.

Это связано с тем, что стартап не имеет на момент идеи никакой истории финансовой деятельности: нет ни денежных потоков, ни денежных оттоков, никакой операционной деятельности. Финансовые прогнозы, основанные на идее, невозможно построить, так как нет возможности проанализировать хозяйственную деятельность компании. Исходя из этого, невозможно также совершенно точно оценить рыночную стоимость активов компании ввиду их отсутствия [9].

Литература

1. Robehmed N. What Is A Startup? / Forbes. - 2013. - URL: https:// www.forbes.com/sites/natalierobehmed/ 2013/12/16/what-is-a-startup/ #7619f35e4044;

2. Иншаков М.О. Инновационные стартапы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология // М.О. Иншаков, А.А. Орлова. - № 1. - 2014. - С. 66-76;

3. Blake M. 5 tips to grow your start-up using SWOT analysis / Blake, Martin; Wijetilaka, Shehan. - Sydney. - 2015. -URL: http://www.afr.com/it-pro/5-tips-to-grow-your-startup-using-swot-analysis-20150226-13pkj5;

4. Как на самом деле производится оценка стартапа на посевной стадии? -URL: http://www.iidf.ru/media/articles/ money/kak-na-samom-dele-proizvoditsya-otsenka-startapa-na-posevnoy-stadii/;

5. Методы оценки стартапа. Продолжение / Хабрахабр. - 2012. - URL: https:/ /habrahabr.ru/company/findstartup/blog/ 144221/;

6. Черняк Д. Методы оценки стартапа / Readit Club // Д. Черняк, Р. Боков, И. Журавлев, О. Ратунин. - URL: http:// readit.club/metody-otsenki-startapa/;

7. Булгаков Н. Стоимость стартапа:

факторы оценки и частые ошибки. - URL: https://vc.ru/p/company-valuation;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Соболев А.С. Оценка экономической привлекательности инвестиционных проектов на стадии разработки идеи / Вестник Иркутского государственного технического университета// А.С. Соболев. - № 10 (105). -2015. - С. 249-253;

9. Методы оценки инвестиционной привлекательности стартапов / Foykes.

- URL: http://foykes.com/metody-otsenki-investitsionnoj-privlekatelnosti-startapov/;

10. Nasser S. Valuation For Startups-9 Methods Explained. - 2016. - URL: https:/ /medium.com/@StephNass/valuation-for-startups-9-methods-explained-53771c86590e;

11. Berkus D. The Berkus Method -Valuing the Early Stage Investment. - 2009.

- URL: http://berkonomics.com/?p=131;

12. Чепкасова К.С. Обзор наиболее распространенных методов оценки эффективности венчурных проектов: как понравиться бизнес-ангелу? / Материалы студенческой научно-практической конференции экономического факультета / К.С. Чепкасова. - 2014. - С. 152157.

Technique of an assessment of startups at the initial stages of formation Beyzerov N.A.

International bank institute This article highlights to the startups assessment, an overview and criticism of existing methods of such company's activities analysis are provide d. The existing methods of startups valuation at the initial stage of their existence have a number of disadvantages. The main drawback discussed in this article. The problem of evaluating startups at its initial stage, has a great importance, because the investment required to startups business plans implement is carried out precisely on the basis of this evaluation. Fintech startups should also be evaluated even mo re precise than start ups from the realm of technology or services, due to strong relation to the financial sphere of activity and a number of specific properties. The future value of the company, which is often put at the forefront, not only can not always be determined accurately, but does not always reflect the company's real efficiency. In addition, the estimated value of the company, calculated on investment, can be evaluated in various ways with different results, which again leads to unreliability of this kind of assessment. Unreliable

assessment, as well as high risk of the project itself leads to problems in investing. The insecurity of investments, although inherent in this class of projects, must be reduced by an accurate risk

assessment. This article is devoted to the examination of existing common evaluation methods and problems inherent in these techniques. Keywords: startup, companies valuation, innovations, Cost methods, Berkus method, venture fund. References

1. Robehmed N. What Is A Startup? /

Forbes. - 2013. - URL: https:// www.forbes.com/sites/ natalierobehmed/2013/12/16/ what-is-a-startup/#7619f35e4044;

2. Inshakov M. O. Innovative startups in

Russia: problems of creation and marketing advance / Messenger of the Volgograd state university. Series 3: Economy. Ecology//M. O. Inshakov, A. A Orlova - No. 1. - 2014.

- Page 66-76;

3. Blake M. 5 tips to grow your start-up

using SWOT analysis/Blake, Martin; Wijetilaka, Shehan. - Sydney. - 2015.

- URL: http://www.afr.com/it-pro/ 5-tips-to-grow-your-startup-

using-swot-analysis-20150226-13pkj5;

4. How actually the startup assessment

at a sowing stage is made? - URL: http://www.iidf.ru/media/articles/ money/kak-na-samom-dele-proizvoditsya-otsenka-startapa-na-posevnoy-stadii/;

5. Startup assessment methods. Continuation / Habrakhabr. - 2012. - URL: https://habrahabr.ru/ company/findstartup/blog/ 144221/;

6. Chernyak D. Methods of an assessment startup / Readit Club/ /D. Chernyak, R. Bokov, I. Zhuravlev, O. Ratunin. - URL: http:// readit.club/metody-otsenki-startapa/;

7. Bulgakov N. Startup cost: factors of

an assessment and frequent mistakes. - URL: https://vc.ru/p/ company-valuation;

8. Sobolev A S. An assessment of economic appeal of investment projects at a development stage the idea / Bulletin of the Irkutsk state

technical university/Ampere-second. Sobolev. - No. 10 (105).-2015. - Page 249-253;

9. Methods of an assessment of investment appeal startups / Foykes. - URL: http://foykes.com/ metody-otsenki-investitsionnoj-privlekatelnosti-startapov/;

10. Nasser S. Valuation For Startups — 9 Methods Explained. - 2016. -URL: https://medium.com / @ StephNass/valuation-for-startups-9-methods-explained-53771c86590e;

11. Berkus D. The Berkus Method -Valuing the Early Stage Investment. - 2009. - URL: http:// berkonomics.com/?p=131;

12. Chepkasova K. S. Review of the most widespread methods of an assessment of efficiency of venture projects: how to be pleasant to a business angel? / Materials of a student's scientific and practical conference of economics department / K.S. Chepkasova -2014. - Page 152-157.

О

3

Ю i

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.