Научная статья на тему 'Методика оценки социальной ответственности бизнеса российских строительных компаний'

Методика оценки социальной ответственности бизнеса российских строительных компаний Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
317
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / STAKEHOLDERS / СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ / THE COMPANY''S STRATEGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прокофьев Д.А.

В статье дается ответ на вопрос: каким образом оценивать социальную ответственность бизнеса строительной компании. Такая оценка основана на анализе удовлетворенности стейкхолдеров компании. Методика позволяет определять направления стратегии социальной ответственности фирмы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article we answer the question: how to evaluate social responsibility of the construction company. This estimate is based on an analysis of stakeholder satisfaction. The technique allows to determine the direction of social responsibility strategy firm.

Текст научной работы на тему «Методика оценки социальной ответственности бизнеса российских строительных компаний»

УДК 338

Д. А. Прокофьев

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, стейкхолдеры, стратегия компании.

В статье дается ответ на вопрос: каким образом оценивать социальную ответственность бизнеса строительной компании. Такая оценка основана на анализе удовлетворенности стейкхолдеров компании. Методика позволяет определять направления стратегии социальной ответственности фирмы.

Keywords: corporate social responsibility, stakeholders, the company's strategy.

In this article we answer the question: how to evaluate social responsibility of the construction company. This estimate is based on an analysis of stakeholder satisfaction. The technique allows to determine the direction of social responsibility strategy firm.

В условиях формирования новой экономики страны необходимо построение новой управленческой парадигмы российских на предприятиях, которая предполагает их гармоничное развитие, ориентированное не только на получение краткосрочной прибыли, но и на наиболее полное удовлетворение потребностей всех «заинтересованных лиц» (стейкхолдеров): клиентов, сотрудников, региональных и Федеральных органов власти, собственников, местного сообщества [1, 3]. Таким образом, развитие методологического инструментария реализации социальной ответственности бизнеса является актуальной задачей, стоящей перед современной российской экономической наукой [2]. В частности необходимо ответить на вопрос: Каким образом оценивать уровень социальной ответственности российских предприятий?

Такая оценка направлена на осуществление формализованного контроля запланированных и реализованных мероприятий. Это позволит выявлять отклонения от планов, своевременно корректировать реализуемые мероприятия, определять какая деятельность по достижению цели была наиболее или наименее эффективна.

С позиции предлагаемого подхода, оценку социальной ответственности бизнеса, целесообразно рассматривать как процесс исследования уровня удовлетворенности экономических, экологических, этических ожиданий ключевых стекхолдеров компании (собственников, региональных и Федеральных органов власти, сотрудников, клиентов и местного сообщества).

В соответствии с данным подходом, под оценкой социальной ответственности бизнеса целесообразно понимать комплексное исследование, позволяющее охарактеризовать уровень достижения стратегических целей организации по удовлетворению потребностей стейкхолдеров.

Деятельность по реализации социальной ответственности бизнеса имеет ряд особенностей:

- стекхолдерам трудно определить уровень социальной ответственности бизнеса, чем уровень конкурентоспособности или экономической эффективности функционирования компании;

- уровень социальной ответственности бизнеса имеет субъективный характер;

- оценки уровня социальной ответственности бизнеса может быть проведена на основе сравнений ожиданий стейкхолдеров и их восприятий.

Из этих трех положений видно, что ключевым моментом определения социальной ответственности бизнеса лежат мнения стейкхолдеров, их удовлетворения и восприятия социальной ответственности.

Таким образом, для оценки социальной ответственности бизнеса предлагается использовать, так называемую GAP модель которая предполагает анализ разрыв «ожидания стейкхолдеров - восприятие стейкхолдеров». В основании модели лежит набор разрывов. Уровень социальной ответственности бизнеса с точки зрения стейкхолдеров зависит от величины и направления разрыва между их ожиданиями и восприятием.

Основными направлениями оценки социальной ответственности бизнеса являются:

- уровень ожиданий и восприятий социальной ответственности бизнеса со стороны акционеров организации;

- уровень ожиданий и восприятий социальной ответственности бизнеса со стороны региональных и Федеральных органов власти;

- уровень ожиданий и восприятий социальной ответственности бизнеса со стороны клиентов организации;

- уровень ожиданий и восприятий социальной ответственности бизнеса со стороны сотрудников организации;

- уровень ожиданий и восприятий социальной ответственности бизнеса со стороны местного сообщества.

Предлагаемая методика оценки социальной ответственности бизнеса базируется на проведении двух опросов данных пяти групп стейкхолдеров. Каждый из этих опросов состоит из 22 вопросов. Первый опрос относится к ожиданиям стейкхолде-ров (табл. 1), второй - касается восприятий стейк-холдеров относительно социальной ответственности бизнеса (табл. 2).

Оценка ставится по пятибалльной шкале: 5 баллов означают полное согласие с утверждением, 1 балл - полное несогласие. Остальные значения (2, 3 и 4) отражают степень приближения к той или иной

крайней точке зрения. Помимо формализованного опроса стейкхолдеров, для лучшего понимания сложившейся ситуации можно провести серию глубинных интервью.

По каждому из 22 пунктов рассчитывается показатель социальной ответственности бизнеса путем вычитания значений уровня ожиданий из полученных значений уровня восприятий.

Таблица 1 - Вопросы для балльной оценки стейкхолдерами ожиданий социальной ответственности компании

Номера вопросов Содержание вопросов

Вопросы для определения уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса собственниками (акционерами)

О1 Информация о финансовой и производственной деятельность компании должна быть полностью открыта для всех акционеров

О2 Управленческие решения должны приниматься с учетов мнений миноритарных акционеров

О3 Компания должна соблюдать баланс интересов между долгосрочными инвестициями в стратегическое развитие и размером дивидендов в краткосрочном периоде

О4 Собственники должны быть уверены в отсутствии внутрифирменной коррупции среди управленческого персонала

Вопросы для определения уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса региональными и Федеральными органами власти

О5 Компания должна добросовестно выплачивать налоги в бюджеты всех уровней

О6 Компания должна брать на себя дополнительные (не регламентированные законом) социальные обязательства перед городом и регионом

О7 Компания должна принимать активное участие в решении важных социальных, экологических и экономических проблем региона

О8 Компания должна осуществлять значительную часть своих инвестиций на территории региона

О9 Компания должна осуществлять патронаж объектов социальной инфраструктуры города

Вопросы для определения уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса сотрудниками компании

О10 Компания должна стабильно выплачивать заработную плату своим сотрудниками

О11 Компания должна обеспечивать безопасные и комфортные условия труда персонала

О12 Компания должна осуществлять значительные инвестиции в развитие персонала

О13 Компания должна взять на себя дополнительную социальную нагрузку перед сотрудниками

Вопросы для определения уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса клиентами компании

О14 Компания должна создавать исключительно безопасные продукты

О15 Компания должна использовать прозрачное, понятное для клиентов ценообразование на свои продукты

О16 Компания не должна использовать манипулятивные рекламные приемы

О17 Компания не должна допускать заведомого обмана клиентов относительно сроков и условий поставки продукции и выполнения работ

Вопросы для определения уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса местным сообществом

О18 Компания не должна загрязнять окружающую среду

О19 Компания должна осуществлять застройку с учетом мнений жителей города

О20 Компания не должна осуществлять строительные проекты противоречащие эстетике города

О21 Компания должна участвовать в важных социальных проектах города

О22 Компания должна отдавать приоритет найму местных жителей

ОЛР1 = Р1 - Е1 (1)

где Р1 - уровень (оценка) воспринятой социальной ответственности бизнеса по 1-му фактору (г =1...22), Е1 - уровень (оценка) ожидаемой социальной ответственности бизнеса по г-му фактору (г =1.22).

Таблица 2 - Вопросы для балльной оценки стейкхолдерами восприятия социальной ответственности компании

Номера вопросов Содержание вопросов

Вопросы для определения уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса собственниками (акционерами)

В1 Информация о финансовой и производственной деятельность компании полностью открыта для всех акционеров

В2 Управленческие решения принимаются с учетов мнений миноритарных акционеров

В3 Компания соблюдает баланс интересов между долгосрочными инвестициями в стратегическое развитие и размером дивидендов в краткосрочном периоде

В4 Собственники уверены в отсутствии внутрифирменной коррупции среди управленческого персонала

Вопросы для определения уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса региональными и Федеральными органами власти

В5 Компания добросовестно выплачивать налоги в бюджеты всех уровней

В6 Компания берет на себя дополнительные (не регламентированные законом) социальные обязательства перед городом и регионом

В7 Компания принимает активное участие в решении важных социальных, экологических и экономических проблем региона

В8 Компания осуществляет значительную часть своих инвестиций на территории региона

В9 Компания осуществляет патронаж объектов социальной инфраструктуры города

Вопросы для определения уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса сотрудниками компании

В10 Компания стабильно выплачивает заработную плату своим сотрудниками

В11 Компания обеспечивает безопасные и комфортные условия труда персонала

В12 Компания осуществляет значительные инвестиции в развитие персонала

В13 Компания берет на себя дополнительную социальную нагрузку перед сотрудниками

Вопросы для определения уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса клиентами компании

В14 Компания создает исключительно безопасные продукты

В15 Компания использует прозрачное, понятное для клиентов ценообразование на свои продукты

В16 Компания не использует манипулятивные рекламные приемы

В17 Компания не допускает заведомого обмана клиентов относительно сроков и условий поставки продукции и выполнения работ

Вопросы для определения уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса местным сообществом

В18 Компания не загрязняет окружающую среду

В19 Компания не осуществляет застройку без учета мнений жителей города

В 20 Компания не осуществляет строительные проекты противоречащие эстетике города

В21 Компания участвует в важных социальных проектах города

В 22 Компания отдает приоритет найму местных жителей

Затем они с помощью метода средних значений группируются в пять интегральных показателей социальной ответственности бизнеса (рис. 1)

Isrb owner= GAP1 + GAP2+GAP3+GAP4, (2) где Isrb owner - интегральный индикатор разрывов ожиданий собственников.

Isrb government = GAP5 + GAP6 + GAP7 + GAP8 +GAP9, (3)

где Isrb government - интегральный индикатор разрывов ожиданий региональных и Федеральных органов власти.

Isrb staff = GAP10+GAP11+GAP12+GAP13, (4) где Isrb staff - интегральный индикатор разрывов ожиданий сотрудников организации. Isrb consumer = GAP14+GAP15+GAP16+GAP17, (5) где Isrb consumer - интегральный индикатор разрывов ожиданий клиентов компании. Isrb community = GAP18 + GAP19 + GAP20 + GAP21 +GAP22, (6)

где Isrb communiti - интегральный индикатор разрывов ожиданий представителей местного сообщества.

Этап 1. Оценка уровня ожиданий социальной ответственности бизнеса стейкхолдеров по 5 - балльной шкале (Ei)

ю о о

я я

й

«

s *

О

64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s я

й

«

s *

О

и

т

с

а

л

в

в о О

н 1

а г VI

р о О

х ы

ы н ь л а с о р п о

н

о

и

г

е

р

m

О <-)

И СП

S ^

я О

« I

>у I

сР о

н ,—I

S3 о

64 S Я

й

«

S *

О

о

Ср

с

о

64 О

я -я

Я bQ

Г 1

« я

о

о

Ср

я

о m

f S

§ о

64 Я Я

й

«

Я *

О

о

Ср

я

о m

Этап 2. Оценка уровня восприятия социальной ответственности бизнеса стейкхолдерами по 5 - балльной шкале (Р1)

ю m

о _

64

я

Ср

я о

о

m

я

m ^

2 S

и m ' )

я а\

Я Я I

S 2 ^

я

Я -S "

0J

я

H 64

s о

а i

е Я

О

-С гр

£ я

Я О

sa S о

я о

о

m

0J Ср

® m

0J

я

H 64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я р

я

Л

о

о р

я

„ о

о CQ О ^

m

CQ

0 г-

S «

Я I

§ ^

ss S

1 S

Я о рр

С Я

/2 m

m ^

ю м

О (N

8 m

о I

64

Я р

Я о

о

m

m

i i i i i i i i

Этап 3 Анализ разрывов по анализируемым критериям GAPi = Pi - Ei

Анализ разрывов ожидания собственников Анализ разрывов о жидания органов власти Анализ разрывов ожидания сотрудников Анализ разрывов ожидания клиентов Анализ разрывов ожидания сообщества

Этап 4 Определение интегральных индикаторов разрывов ожиданий стейкхолдеров

Рис. 1 - Алгоритм оценки совд

Нулевые значения показателей свидетельствуют о том, что уровни ожидания и восприятия социальной ответственности бизнеса совпадают, то есть ожидания стейкхолдеров подтверждаются. Негативные и позитивные значения показателей социальной ответственности бизнеса указывают на то, что уровни ожидания и восприятия стейкхолдеров не совпадают. Отрицательное значение означает,

й ответственности бизнеса

что уровень ожидания превышает уровень восприятия (негативное неподтверждение). Положительное значение указывает на то, что уровень восприятия превышает уровень ожиданий (позитивное неподтверждение).

Приближение какого-либо значения показателей к нулевому или положительному значению означает высокий уровень социальной ответствен-

ности бизнеса компании, а отрицательное значение - низкий уровень по данному критерию. Чем меньше негативных значений интегральных показателей, тем выше уровень социальной ответственности бизнеса компании в целом и наоборот.

На основе полученных 22 показателей можно получить общий интегральный показатель социальной ответственности бизнеса компании, который рассчитывается по формуле (8).

ISRB = Isrb owner + Isrb government + Isrb staff + Isrb consumer + Isrb community, (8)

где I SRB - интегральный показатель социальной ответственности бизнеса компании

После того как сбор информации об ожиданиях и восприятии стейкхолдеров завершен, она анализируется, и полученные выводы используются для установления стандартов и разработки мероприятий по развитию социальной ответственности бизнеса компании. Предложенная методика позволяет:

- осуществлять мониторинг реализации всех направлений социальной ответственности бизнеса компании;

- оперативно выявлять отклонения в восприятии социальной ответственности бизнеса компании стейкходерами от их ожиданий;

- разрабатывать ключевые мероприятия, направленные на повышение уровня социальной ответственности компании.

Литература

1. Лапыгин, Ю.Н., Лапыгин, Д.Ю. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / - М.: Эксмо, 2010. - 432 с.

2. Суева Ю.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом. «Вопросы инновационной экономики» № 10 (10) за 2011 год, стр. 25-33.

3. Шушкин, М. А. Развитие отечественных предприятий автомобилестроительной промышленности на основе стратегий индустриального партнерства / М. А. Шуш-кин // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 3. - С. 259-261.

© Д. А. Прокофьев - канд. экон. наук, директор ЗАО «Домостроитель», shushkin79@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.