Научная статья на тему 'Методика оценки синергетического эффекта совершенствования управления экономической устойчивостью холдинговой системы'

Методика оценки синергетического эффекта совершенствования управления экономической устойчивостью холдинговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратюк А. В.

Кондратюк А.В. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ХОЛДИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. Синергетический эффект является совокупным результатом эффектов, возникающих в результате взаимодействия между собой подсистем или при временном объединении рассматриваемой системы с другими системами для достижения общих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kondratyuk A.V. THE METHODS OF THE ESTIMATION SYNERGETRICS EFFECT OF THE IMPROVEMENT OF MANAGEMENT ECONOMIC STABILITY HOLDING SYSTEMS. Synergetrics effect is a total result effect, appearing as a result of interactions between itself subsystems or under temporary association of the considered system with the other system for achievement general integer.

Текст научной работы на тему «Методика оценки синергетического эффекта совершенствования управления экономической устойчивостью холдинговой системы»

ЭКОНОМИКА

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ХОЛДИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

А.В. КОНДРАТЮК, каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ

Синергетика - это научное направление, изучающее связи между подсистемами, которые образуются в открытых системах вследствие их взаимодействия с внешней средой, в неравновесных условиях. Если при этом происходит самоорганизация системы, то есть возрастает степень ее упорядоченности, то энтропия уменьшается, что и означает возникновение положительного синергетического эффекта. Иными словами, как часто встречается в иностранной литературе, синергетический эффект - это эффект «1 + 1 = 3», а применительно к холдинговой системе (ХС) - общая совокупная стоимость ХС будет больше суммы стоимостей отдельных ее участников, то же самое относится и к получаемой прибыли. Такой прирост стоимости, прибыли и других результатов деятельности называется синергетическим эффектом.

Синергетический эффект является совокупным результатом эффектов, возникающих в результате взаимодействия между собой подсистем или при временном объединении рассматриваемой системы с другими системами для достижения общих целей. Его появление связано с возникновением следующих экономических эффектов:

1) эффект масштаба;

2) эффект интеграции;

3) диверсификация;

4) кооперация;

5) другие эффекты взаимодействия. Интегральные свойства системы (например стоимость ХС) не являются простой суммой свойств составляющих элементов.

Холдинговая система Н состоит из К+1 подсистем Н0,..., НК (холдинг Н и К зависимых компаний), тогда синергетический эффект определяется

S(H) = S^H) + Д(Н°,...,Н), где S(H) - синергетический эффект холдинговой системы;

caf-elh@mgul.ac.ru

Sk(Hk) - эффект, достигаемый k-й подсистемой при ее обособленном функционировании (зависимой компанией или холдингом при наличии у него собственного производства, выполнении им финансовых операций или ведении другого самостоятельного бизнеса);

Д(Н°, ...№) - синергетическая составляющая эффекта системы, обусловленная взаимодействием подсистем (зависимых компаний и холдинга).

При формировании бизнес-портфеля топ-менеджеры должны стремиться составить его таким образом, чтобы увеличить величину синергетического эффекта. В том случае, если между участниками ХС отсутствуют связи, то синергетический эффект не возникает. Такая ситуация может возникнуть, например, между зависимыми компаниями ХС в многоотраслевом конгломерате.

Синергетический эффект в ХС возникает вследствие взаимодействия участников внутри ХС и кооперативного взаимодействия с независимыми компаниями.

Синергетический эффект внутри ХС обусловлен вертикальной и горизонтальной интеграцией, координацией конкурентных стратегий компаний группы и их согласованными действиями на рынке.

Достижению этого способствует создание специализированных компаний, осуществляющих свои функции и ведущих бизнесы с наименьшими издержками при большей эффективности. При этом холдинг осуществляет стратегическое управление ЗК.

Источники синергизма по характеру возникновения могут быть разбиты на следующие группы:

1. Финансовый синергизм - возможность перераспределения финансовых потоков, прибыли между дочерними компаниями, например, компенсации убытков на одном из локальных рынков при ухудшении на нем эко-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008

143

ЭКОНОМИКА

номической ситуации или возникновении других негативных причин. Для снижения компанией налогооблагаемой базы и размещения временно свободных денежных потоков могут быть использованы такие способы, как увеличение дивидендных выплат, инвестирование в ценные бумаги, выкуп собственных ценных бумаг, приобретение другой компании.

2. Инвестиционный синергизм является результатом совместного использования сырья, переноса исследований и разработок с одного продукта на другой, общей технологической базы, совместной обработки изделий, использования одного и того же оборудования.

3. Оперативный синергизм является результатом более эффективного использования основных средств и персонала, крупных закупок сырья и материалов, распределения накладных расходов, совместного проведения научных исследований, обучения персонала.

4. Синергизм продаж представляет собой случай, когда для группы товаров или услуг используются одни и те же каналы распределения, управление процессом их реализации происходит из единого центра и т.д. В этом случае ассортимент продукции состоит из совместно реализующихся взаимосвязанных товаров, что повышает эффективность работы торгового персонала. Единая марка, репутация, реклама, условия стимулирования продаж способствуют увеличению полученного дохода.

5. Если при входе в новый бизнес возникающие проблемы во многом аналогичны тем, что встречались ранее, то имеющиеся у менеджеров знания и опыт позволяют им эффективно управлять бизнесом, то есть возникает синергизм менеджмента. В том случае, если возникающие проблемы в новой отрасли являются новыми и незнакомыми, то синергетический эффект будет не только минимальным, он может быть и отрицательным.

6. Синергизм кооперации возникает в результате создания альянсов с другими компаниями. Вертикальная интеграция позволяет снижать риски при организации снабжения и продаж (сроки и качество), затраты (как за счет использования трансфертных цен, так и вследствие необходимости ведения переговоров для приобретения или продажи сырья или продукции, снижения управленческого аппарата).

Эффект от горизонтальной интеграции представляет собой эффект масштаба, возникающий при взаимодействии компаний, выпускающих однородную продукцию, что позволяет снизить цены при приобретении одной и той же продукции или при поставках от одного и того же поставщика, возможности использования одних и тех же технологий, ноу-хау в нескольких компаниях. Таким же образом происходит экономия затрат на научные исследования, рекламу и маркетинг. Увеличение доли рынка позволяет компании изменить статус рыночного игрока, оказывая большее влияние на рыночную ситуацию, тем самым увеличивая либо объемы своих продаж, либо цены.

Синергетический эффект возникает за счет комбинирования взаимодополняющих ресурсов компаний: финансовых, материальных, информационных, человеческих.

Получаемый синергетический эффект холдинговой системы является совокупным результатом следующих экономических эффектов.

Эффект масштаба достигается за счет увеличения объемов производства, увеличения объемов машинизации лесозаготовительных работ и др.

С = Д П, + Д П3,

где ДП, - прирост прибыли за счет увеличения объема заготовок;

ДП3 - прирост прибыли за счет роста машинизации лесосечных работ. Эффект интеграции достигается за счет оптимизации структуры дочерних предприятий, централизации сбытовой деятельности, а также содержания и ремонта существующих и строительства новых лесовозных дорог дочерних предприятий, централизации материально-технического снабжения и др.

Си = Д П2 + ДП8 + Д П9 +Д Пда

где ДП2 - прирост прибыли за счет оптимизации структуры лесозаготовительных предприятий;

ДП8 - прирост прибыли за счет централизации сбытовой деятельности;

ДП9 - прирост прибыли за счет централизации работ по строительству и содержанию дорог;

ДП10 - прирост прибыли за счет централизации МТС.

144

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

Эффект диверсификации достигается за счет развития производств, не свойственных основному виду деятельности предприятий, оптимизации поставок продукции по видам потребления и др.

С = д и + д и,

где ДИ5 - прирост прибыли за счет оптимизации сортиментной заготовки древесины;

ДИ6 - прирост прибыли за счет увеличения производства сухих пиломатериалов.

Эффект кооперации достигается за счет увеличения взаимных поставок древесины в зимний период, оптимизации объемов предоплат потребителями за поставленную продукцию, оптимизации распределения финансовых потоков и кредитного портфеля и др.

С = Д И4 + Д И7 + Д И„ + Д И12, где ДИ4 - прирост прибыли за счет оптимизация поставок древесины в зимний период;

ДИ7 - прирост прибыли за счет оптимизации предоплат за поставляемую продукцию;

ДИ11 - прирост прибыли за счет оптимизации финансовых потоков;

ДИ12 - прирост прибыли за счет оптимизации кредитного портфеля.

Интегральный синергетический эффект холдинговой системы

С =С+С+С+С.

интегр. м н д к

Ирирост прибыли за счет увеличения объема заготовок

ДЦ = 2. ”3i х K Q / 2. "Q.,

1 г=1 ms-'i .=1 7

где ДИ1 - увеличение прибыли за счет увеличения объемов производства, млн руб.;

Зг - затраты на производство г-го вида продукции, тыс. м3;

ДQ . - рост объемов г-го вида продукции, тыс. м3;

Q - базовый объем -го вида продукции, тыс. м3;

К. - доля постоянных затрат в производстве /-го вида продукции.

Ирирост прибыли за счет оптимизации структуры лесозаготовительных предприятий

ДИ2 = ЗТ х ДЬ х Q,

где Зт - затраты на вывозку древесины, руб./м3 км;

ДЬ - снижение среднего расстояния вывозки, км;

Q - объем вывозки древесины, м3.

Ирирост прибыли за счет роста машинизации лесосечных работ

ДИ = 2 "Ч хЗИ - 2 mT

3 /=1 / / р=1 р

где Ч/ - высвобождение рабочих на /-й операции лесосечных работ в результате машинизации этих работ, чел.;

ЗИ/ - средняя заработная годовая плата на I-й операции лесосечных работ, руб.;

TJ - рост затрат на содержание и эксплуатацию J-й техники на лесосечных работах, руб.

Ирирост прибыли за счет оптимизация поставок древесины в зимний период

ДИ4 = 2/=1ПД/ х K х ДQ х C / 12, где Д/ - объем кредитных ресурсов на создание межсезонных запасов I-го вида продукции (сортимента), руб.;

K - годовой банковский процент за пользование кредитными ресурсами, %;

ДQ - объем поставок I-го вида продукции в зимний период, тыс. м3;

С1 - срок создания межсезонных запасов I-го вида продукции, если эту продукцию не поставлять потребителю зимой, месяц.

Ирирост прибыли за счет оптимизации сортиментной заготовки древесины

ДИ5 = 2/=1«ЗН/ - 2,= 1тЗЛ,,

где З - затраты на заготовку сортиментов;

Н - объем заготовки сортиментов;

З - затраты на заготовку при хлыстовой заготовке;

Л - объем хлыстовой заготовки.

Ирирост прибыли за счет увеличения производства сухих пиломатериалов

ДИ = 2 "ДИ х ДУ - 2 “ДИ хЗ, где Д И/ - увеличение объемов сушки I-го сорта пиломатериалов, тыс. м3;

ДУ/ - увеличение цены реализации I-го сорта пиломатериалов, руб./м3;

З - затраты на сушку пиломатериалов, руб./м3.

Ирирост прибыли за счет оптимизации предоплат за поставляемую продукцию

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.