Научная статья на тему 'Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся'

Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1296
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА / ФГОС / ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ / EDUCATION / METHODOLOGY / FSES / ICT COMPETENCE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирюлина Надежда Витальевна, Полушкина Гульчачак Форзановна

В статье сосредоточено внимание на системе оценки ИКТ-компетентности обучающихся. Представлены примеры разработанных заданий для обучающихся, нацеленных на выявление практически всех навыков: доступ, управление, интеграция, оценка, создание документа, передача, определение. Сделан вывод о том, что разработанная методика позволяет оценивать и отслеживать эффективность формирования ИКТ-компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирюлина Надежда Витальевна, Полушкина Гульчачак Форзановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фирюлина Н. В., Полушкина Г. Ф. Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186052.htm.

ART 186052 УДК 372.862:004.9

Фирюлина Надежда Витальевна,

учитель физики, информатики и ИКТ МБОУ «Лицей города Кирово-Че-пецка Кировской области», г. Кирово-Чепецк firyulinanv@yandex.ru

Полушкина Гульчачак Форзановна,

старший преподаватель кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», г. Киров gpolushkina@mail.ru

Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся

Аннотация. В статье сосредоточено внимание на системе оценки ИКТ-компетентности обучающихся. Представлены примеры разработанных заданий для обучающихся, нацеленных на выявление практически всех навыков: доступ, управление, интеграция, оценка, создание документа, передача, определение. Сделан вывод о том, что разработанная методика позволяет оценивать и отслеживать эффективность формирования ИКТ-компетентности.

Ключевые слова: ФГОС, образование, формирование ИКТ-компетентности, методика.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

В настоящее время происходит повсеместное распространение современных технологий, что предъявляет особые требования к специалистам [1]. Уже на настоящем этапе современный специалист должен быть стрессоустойчивым, уметь обрабатывать большие объемы информации, владеть навыками критического мышления, ИКТ-компетенциями, быть творческим, инициативным, самостоятельным в принятии решений [2]. В связи с этим «в Федеральных государственных образовательных стандартах указаны требования к активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования. Без овладения умениями применять компьютерные средства для решения определенных задач невозможно формирование творческой личности, самостоятельно решающей современные научные и практические задачи» [3]. Поэтому и к педагогическим отношениям предъявляются новые требования: «обучающиеся подросткового возраста с большим интересом осуществляют поиск, отбор, информации, выведение собственных правил и алгоритмов, им более комфортно на уроке, где учитель уже не единственный носитель истины, а собеседник, помощник в деле открытия и понимания нового» [4].

Под ИКТ-компетентностью обучающихся следует понимать: умелое использование цифровых технологий в образовательной деятельности, инструментов коммуникаций и сетей для доступа к информации; умение работать с информацией; умение выстраивать исследовательскую и проектную деятельность с помощью ИКТ; владение этикой работы в информационно-коммуникативном пространстве.

Несмотря на то что в новых стандартах ФГОС уже заложены требования к формированию ИКТ-компетентности, система оценки ее сформированности пока еще не появилась. Сейчас этот вопрос находится в стадии разработки.

Поскольку методической работой автора является тема «Формирование ИКТ-ком-петентности обучающихся при обучении физике на основе использования различных

Фирюлина Н. В., Полушкина Г. Ф. Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186052.htm.

интернет-ресурсов», то для оценки результатов работы необходимо было разработать методику оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся. На начальном этапе необходимо было проанализировать структуру ИКТ-компетентности, которую составляют познавательные навыки (когнитивные действия), представленные в таблице, и перечень элементов, входящих в нее, прописанных в ФГОС [5].

Структура ИКТ-компетентности

ИКТ-компетентность Шифр Когнитивные действия

Определение (идентификация) - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации ОИ Умение понимать и детализировать поставленный вопрос, находить в тексте необходимую информацию, идентифицировать термины и понятия, обосновывать сделанный запрос

Доступ (поиск) - умение собирать и/или извлекать информацию Д Умение отбирать термины поиска, оценивать соответствие результатов поиска поставленной задаче, формировать стратегии поиска

Управление - умение применять существующую схему организации или классификации У Умение выполнять классификацию информации, использовать существующие схемы классификации

Интеграция - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных И Умение выполнять сравнение и сопоставление информации из разных источников, исключать незначимую информацию, обобщать, грамотно и сжато излагать информацию

Оценка - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации О Умение вырабатывать критерии отбора информации, отбирать информационные ресурсы по указанным критериям, определять момент завершения поиска

Создание - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее С Умение формировать рекомендации по решению проблемы на основе найденной информации, определять полезность информации для решения указанной проблемы, обосновывать свои выводы, структурировать информацию для повышения убедительности

Сообщение (передача) - способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении СП Умение выразить информацию в виде, понятном аудитории, цитировать источники, обеспечивать конфиденциальность информации, учитывать этические аспекты, знать правила общения, характерные для определенного стиля, и придерживаться их

Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-ком-петенции обучающихся, можно выделить такие, как выполняемые на уроках [6]; подготовка электронных текстов, таблиц, презентаций; обработка фото, видео; создание аудио и видео; отбор информации в глобальной сети Интернет; общение между учениками и учителем с использованием средств сети Интернет.

О современном состоянии ИКТ-компетентности в России информации недостаточно. Программы тестирования ECDL и Microsoft по определению уровня ИКТ-гра-мотности позволяют говорить об оценке только технологических навыков владения компьютерными технологиями и знании конкретных программных продуктов [7]. Например, в МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области» проводилось тестирование от компании Microsoft. Если говорить о результатах (см. рис. 1), то можно увидеть, что в 9-м классе, который являлся на тот момент экспериментальной группой, уровень ИКТ-грамотности обучающихся был выше.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фирюлина Н. В., Полушкина Г. Ф. Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186052.htm.

Рис. 1

Для того чтобы определить и оценить рост ИКТ-компетентности, а также результативность работы по методике автора, на основе структуры ИКТ-компетентности было разработано задание, нацеленное на выявление практически всех навыков: доступ, управление, интеграция, оценка, создание документа, передача, определение.

Класс делится на группы по два человека. Время выполнения задания составляет 45 минут на уроке и предполагает продолжение выполнения задания в домашних условиях. Учитель наблюдает за работой учеников на уроке и оценивает их работу по приведенной ниже схеме.

Задание группам

Задание 1. Используя поиск информации в сети Интернет, найдите сайты, которые позволят вам в полной мере ответить на все вопросы, представленные ниже:

1. Какие средства поиска предоставляют сервисные службы Интернет?

2. Какие поисковые системы на сегодняшний день являются наиболее используемыми? Перечислите англоязычные и русскоязычные поисковые системы.

3. Оцените наиболее популярные поисковые системы по следующим критериям: а) скорость поиска информации; б) количество индексируемых страниц; в) удобство интерфейса; г) соответствие результатов поиска вашему запросу. Какой системой пользуетесь чаще всего вы и почему?

4. Каков общий алгоритм поиска информации в сети Интернет?

Получите ответы на вопросы, которые занесите в Документ-отчет (со ссылкой на источник).

Задание 2. Самостоятельно выберите наиболее удобный для вас и позволяющий организовать дистанционную совместную работу над документом интернет-сервис.

Создайте в нем Документ-отчет, в котором вы представите ответы на поставленные вам вопросы в задании 1. Ответ на каждый вопрос должен располагаться на отдельной странице. Создаваемый вами документ необходимо оформить с соблюдением всех требований к оформлению.

Задание 3. На основе отобранного материала, используя любой сервис для создания онлайн-кроссвордов, создайте кроссворд по данной тематике. Ссылку на кроссворд разместите на отдельной странице Документ-отчета.

Задание 4. Создайте файл-отчет по проделанной вами работе в любом текстовом редакторе, в котором поэтапно опишите все ваши действия и ваш вклад в общую работу.

Отчет оформляется индивидуально каждым участником группы!

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фирюлина Н. В., Полушкина Г. Ф. Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186052.htm.

Задание 5. Оцените вклад каждого участника группы (и себя в том числе) в общее дело по шкале:

0 баллов - не принимал участия в работе.

1 балл - принимал малое участие в работе группы.

2 балла - выполнял большую часть работы по заданию других участников группы, но сам не проявлял активности.

3 балла - выполнял большую часть работы, проявлял некоторую активность по организации работы.

4 балла - выполнял всю необходимую работу.

5 баллов - выполнял всю необходимую работу, был инициатором в организации деятельности группы, оказывал помощь другим участникам группы.

Свою оценку с обоснованием оформите в электронном письме.

Задание 6. Составьте и оформите электронное письмо по всем правилам его составления, которое должно включать в себя:

- оценку работы всех членов группы;

- ссылку на Документ-отчет (или файл с Документ-отчетом);

- файл-отчет по проделанной работе, выполненный в программе Word (или другой).

Письмо отправляется каждым участником группы на электронный адрес

proverkaikt@yandex.ru.

Документация для оценивания вашей работы должна содержать:

1. Документ-отчет, оформленный по всем требованиям к оформлению документов, который содержит:

- ответы на поставленные вопросы;

- ссылку на кроссворд или сам кроссворд.

2. Файл-отчет по работе, описывающий каждый ваш шаг при выполнении заданий, созданный в любом текстовом редакторе по всем требованиям к оформлению документов.

3. Электронное письмо, оформленное по всем правилам его составления, которое включает:

- оценку работы всех членов группы с обоснованием;

- ссылку на Документ-отчет (или файл с Документ-отчетом);

- файл-отчет по работе.

Критерий оценивания каждого задания: низкий уровень - 1 балл, средний уровень - 2 балла, высокий уровень - 3 балла.

В результате оценки сформированности ИКТ-компетентности экспериментальной группы были получены следующие данные. На рис. 2 показан средний процент выполнения задания девятиклассниками контрольной и экспериментальной групп.

Таким образом, разработанная методика позволяет оценивать и отслеживать эффективность формирования ИКТ-компетентности. При этом необходимо помнить, что формирование ИКТ-компетентности обучающихся на уроках «может оставаться одной из приоритетных задач, однако ни в коем случае не должно доминировать над формированием учебных действий» [8]. Внедрение современных информационных технологий в образовательную деятельность обеспечивает сочетание высокой эффективности и гибкости учебного процесса, расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых эффективных форм обучения. Сформированные ИКТ-компетентности обучающихся помогут им в их будущей профессиональной деятельности. Такие люди обладают творческим потенциалом, коммуникативными способностями, умением работать в команде.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фирюлина Н. В., Полушкина Г. Ф. Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186052.htm.

Рис. 2

Ссылки на источники

1. Скурихина Ю. А. Методические принципы изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 (апрель). -URL: http://e-koncept.ru/2018/181020.htm.

2. Скурихина Ю. А. Информационная система региона: барьеры и точки роста // Актуальные проблемы современной науки: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Сукиасян; научный центр «Аэтерна». - Уфа, 2014. - С. 69-73.

3. Скурихина Ю. А. Интерактивная доска как ресурс реализации ФГОС // Использование средств интерактивной доски в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС: сб. материалов участников областного науч.-практ. семинара. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. - С. 4.

4. Полушкина Г. Ф. Возможности использования технологий медиаобразования для развития универсальных учебных действий подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 2 (февраль). - С. 14-27. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181005.htm.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

6. Проектирование программы развития универсальных учебных действий (на примере 5-го класса): метод. рек. / Ю. А. Скурихина, Г. Ф. Полушкина, А. С. Корзунина, Л. А. Гмызина; под ред. А. А. Пивоварова. - Киров: КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области», 2016. - С. 42.

7. Бурмакина В. Ф., Фалина И. Н. Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетенции школьников. - URL: http://inf.1september.ru/2006/02/03.htm.

8. Полушкина Г. Ф., Пантелеева В. И. Формирование ИКТ-компетентности на уроках иностранного языка в начальной школе посредством работы с интерактивной доской // Использование средств интерактивной доски в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС: сб. материалов участников областного науч.-практ. семинара. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. - С. 9.

Nadezhda Firyulina,

Teacher of Physics and Informatics "Lyceum of the city Kirovo-Chepetsk of the Kirov region", Kirovo-Chepetsk

firyulinanv@yandex.ru

Gulchachak Polushkina,

Senior Lecturer, Subject Fields Chair, Kirov Region Institute of Education Development, Kirov gpolushkina@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methodology for assessing the development of students' ICT competence

Abstract. This article focuses on the system of assessing the ICT competence of students. The authors present the examples of the tasks worked out for the students, aimed at identifying almost all skills: access, controlling, integration, evaluation, document creation, transfer, definition. It is concluded that the worked out methodology allows to evaluate and monitor the effectiveness of ICT competence development. Key words: FSES, education, ICT competence development, methodology. References

1. Skurihina, Yu. A. (2018). "Metodicheskie principy izucheniya robototekhniki v ramkah urochnoj i vneuro-chnoj deyatel'nosti", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'). Available at: http://e-koncept.ru/2018/181020.htm (in Russian)

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фирюлина Н. В., Полушкина Г. Ф. Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186052.htm.

2. Skurihina, Yu. A. (2014). "Informacionnaya sistema regiona: bar'ery i tochki rosta", in Sukiasyan, A. A. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., nauchnyj centr "Aehterna", Ufa, pp. 69-73 (in Russian).

3. Skurihina, Yu. A. (2017). "Interaktivnaya doska kak resurs realizacii FGOS", in Ispol'zovanie sredstv in-teraktivnoj doski v obrazovatel'noj deyatel'nosti v usloviyah realizacii FGOS: sb. materialov uchastnikov oblastnogo nauch.-prakt. seminara, OOO "Tipografiya "Staraya Vyatka", Kirov, p. 4 (in Russian).

4. Polushkina, G. F. (2018). "Vozmozhnosti ispol'zovaniya tekhnologij mediaobrazovaniya dlya razvitiya uni-versal'nyh uchebnyh dejstvij podrostkov", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 2 (fevral'), pp. 14-27. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181005.htm (in Russian).

5. (2011). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya, M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Prosveshchenie, Moscow, 48 p. (in Russian).

6. Skurihina, Yu. A. et al. (2016). Proektirovanie programmy razvitiya universal'nyh uchebnyh dejstvij (na primere 5-go klassa): metod. rek., KOGOAU DPO "Institut razvitiya obrazovaniya Kirovskoj oblasti", Kirov, p. 42 (in Russian).

7. Burmakina, V. F. & Falina, I. N. Kak gotovit'sya k testirovaniyu po proverke IKT-kompetencii shkol'nikov. Available at: http://inf.1september.ru/2006/02/03.htm (in Russian).

8. Polushkina, G. F. & Panteleeva, V. I. (2017). "Formirovanie IKT-kompetentnosti na urokah inostrannogo yazyka v nachal'noj shkole posredstvom raboty s interaktivnoj doskoj", Ispol'zovanie sredstv interaktivnoj doski v obrazovatel'noj deyatel'nosti v usloviyah realizacii FGOS: sb. materialov uchastnikov oblastnogo nauch.-prakt. seminara, OOO "Tipografiya "Staraya Vyatka", Kirov, p. 9 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 02.04.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.04.18

Принята к публикации Accepted for publication 15.04.18 Опубликована Published 08.06.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Фирюлина Н. В., Полушкина Г. Ф., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.