Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ПУБЛИЧНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / PUBLICITY OF MANAGEMENT / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / PRODUCTIVITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КАЧЕСТВО / QUALITY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / СУБЪЕКТЫ РФ / TERRITORIAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илинбаева Е.А.

В статье исследуются институциональные предпосылки решения проблемы учета экологического компонента на современном этапе государственного долгосрочного планирования социально-экономического развития на уровне субъектов РФ. Предложена методика оценки результативности государственного стратегического планирования социально-экономического развития на уровне субъектов РФ, позволяющая интегрировать экологический компонент в процесс принятия долгосрочных социально-экономических решений. Методика апробирована на примере 28 субъектов РФ, характеризующихся высоким уровнем экологической нагрузки. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения научных подходов автора к изучению процессов государственного стратегического планирования, к определению направлений по учету в них экологического компонента, а также для повышения эффективности разработок стратегических и программных документов субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF THE ASSESSMENT OF PRODUCTIVITY OF THE STATE STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AT THE LEVEL OF SUBJECTS OF FEDERATION TAKING INTO ACCOUNT THE ECOLOGICAL COMPONENT

The author examines the institutional preconditions of genesis and extensive research of questions of the accounting of an ecological component at the present stage of the state long-term planning of social and economic development at the level of territorial subjects of the Russian Federation. The technique of an assessment of productivity of the state strategic planning of social and economic development at the level of territorial subjects of the Russian Federation allowing integrating an ecological component into process of adoption of long-term social and economic decisions is offered. The technique is approved on the example of 28 territorial subjects of the Russian Federation which are characterized by the high level of an environmental pressure. The practical importance of the carried-out research consists in possibility of application of scientific approaches of the author to studying of processes of the state strategic planning, to definition of the directions according to the account in them an ecological component, and also for increase of efficiency of development of strategic and program documents of territorial subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Библиографическая ссылка:

Илинбаева Е.А. Методика оценки результативности стратегического планирования социально-экономического развития на уровне субъектов федерации с учетом экологической составляющей // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2015. - №3.- С. 108-122.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

TECHNIQUE OF THE ASSESSMENT OF PRODUCTIVITY OF THE STATE STRATEGIC PLANNING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AT THE LEVEL OF SUBJECTS OF FEDERATION TAKING INTO ACCOUNT THE ECOLOGICAL COMPONENT

В статье исследуются институциональные предпосылки решения проблемы учета экологического компонента на современном этапе государственного долгосрочного планирования социально-экономического развития на уровне субъектов РФ. Предложена методика оценки результативности государственного стратегического планирования социально-экономического развития на уровне субъектов РФ, позволяющая интегрировать экологический компонент в процесс принятия долгосрочных социально-экономических решений. Методика апробирована на примере 28 субъектов РФ, характеризующихся высоким уровнем экологической нагрузки. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения научных подходов автора к изучению процессов государственного стратегического планирования, к определению направлений по учету в них экологического компонента, а также для повышения эффективности разработок стратегических и программных документов субъектов РФ.

The author examines the institutional preconditions of genesis and extensive research of questions of the accounting of an ecological component at the present stage of the state long-term planning of social and economic development at the level of territorial subjects of the Russian Federation. The technique of an assessment of productivity of the state strategic planning of social and economic development at the level of territorial subjects of the Russian Federation allowing integrating an ecological component into process of adoption of long-term social and economic decisions is offered. The technique is approved on the example of 28 territorial subjects of the Russian Federation which are characterized by the high level of an environmental pressure. The practical importance of the carried-out research consists in possibility of application of scientific approaches of the author to studying of processes of the state strategic planning, to definition of the directions according to the account in them an ecological component, and also for increase of efficiency of development of strategic and program documents of territorial subjects of the Russian Federation.

Е. А. Илинбаева

E.A. Ilinbaewa

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Ключевые слова: стратегия, государственная программа, государственное управление, стратегическое планирование, экология, качество жизни, публичность управления, результативность, эффективность, качество, социально-экономическое развитие, субъекты РФ

Keywords: strategy, state program, public administration, strategic planning, ecology, quality of life, publicity of management, productivity, efficiency, quality, social and economic development, territorial subjects of the Russian Federation

Современный период государственного стратегического планирования социально-экономическим развитием Российской Федерации сопровождается развитием институциональных основ, определяющих принципиальные особенности новой системы государственного стратегического планирования. В целом вызванные тенденции в государственном управлении направлены на трансформацию методов оценки программ и проводимых политик для эффективного управления. Кроме этого, были приняты попытки оценки экологической направленности разрабатываемых и реализуемых программ.

Исследование проблемы учета экологического компонента на современном этапе государственного долгосрочного планирования социально-экономического развития обосновано тем, что экологический компонент является составной частью «качества жизни населения», интегрально представляемым показателями здоровья и условий жизнедеятельности человека, как правило, на законодательном уровне устанавливаемым в качестве основного приоритетного направления стратегического развития. Однако особое внимание должно быть уделено системе планирования на уровне субъектов РФ, поскольку разрешение тех задач, которые поставлены перед государством по достижению высоких стандартов благосостояния населения, формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств - все это представляется невозможным без учета территориального компонента.

В связи с этим необходимо интегрировать вопросы экологического управления в систему стратегирования социально-экономическим развитием государства, особенно на уровне субъектов РФ. Однако лишь в незначительной части стратегий социально-экономического развития субъектов РФ улучшение экологической обстановки относится к приоритетным; более чем в 70 % стратегий не определены целевые экологические показатели и индикаторы развития.

Особенности учета экологической компоненты в государственном стратегическом планировании социально-экономического развития связаны с современными процессами государственного управления.

Во-первых, с развитием научных подходов, направленных на решение вопросов устойчивости социально-экономической системы, эколого-экономической безопасности, экономической оценки ущерба, качества жизни и иных аспектов. Современные представления, сложившиеся как в

Введение

Основная часть

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

зарубежной, так и в отечественной науке, а также в практике государственного управления, характеризуются разноплановостью подходов к пониманию сущности учета экологической компоненты в региональном социально-экономическом развитии. М.Ф. Замятина [13] отмечает важность устранения сложившихся противоречий во взаимоотношениях человека и природы, между экономическим ростом и окружающей средой, а также объединения экономической эффективности, социальной защищенности и экологической безопасности в единую систему. Негативные социальные последствия загрязнения окружающей среды рассмотрены в работах Б.А. Ревич [23], Е.В. Рюмина [25]. Подходы к оценке политики с учетом экологической компоненты рассмотрены рядом авторов (С.Н. Бобылев [14], Ю.С. Власова [7], О.В. Павликовой [19] и др. Ляпина А.А. [16], Балацкий О.Ф. [1]. Голуб А.А., Струкова Е.Б. [8]). Они рассматривают категорию экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды.

Во-вторых, после продолжительной дискуссии показатели экологической компоненты были включены в основные при оценке эффективности деятельности исполнительных органов власти субъектов Федерации.

В-третьих, поиски новой модели развития привели к появлению концепции «зеленой» (экологичной) экономики и более глубокому пониманию того, что «экономика и общество должны вписываться в экологические ограничения» [20]. Тем самым «обсуждаются вопросы включения стратегии зеленого экономического роста в рамках государственных стратегий» [17]. В 2013 году Казахстан принял первую попытку перехода к зелёной экономике, обеспечивающей повышение качества жизни населения и вхождение страны в число 30-ти стран по минимизации экологической нагрузки на социально-экономические системы; определяющей главные ориентиры социально-экономического развития, такие как: к 2050 г. страна должна на 50% использовать альтернативные и возобновляемые источники энергии, что выразится в снижении энергоемкости ВВП в 2 раза [21].

Логическим продолжением исследования является обоснование принципов учета экологического компонента в системе государственного стратегического планирования социально-экономического развития, отражающих:

- долгосрочную результативность. Действенность системы стратегического планирования достигается установлением прямых и обратных связей между качественными и количественными параметрами результативности реализации стратегии социально-экономического развития субъектов РФ. Результативность стратегического планирования, во-первых, зависит от качества уровня целеполагания - постановки цели; во-вторых, определяется качеством выработанных показателей для достижения поставленных целей. Экологические показатели должны быть включены в перечень показателей, отражающих ожидаемые результаты реализации программ и стратегий социально-экономического развития. Помимо этого, содержание экологического компонента увязывается с общей структурой стратегии социально-экономического развития, государственных программ, разрабатываемых на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, а также планов реализации стратегий, определяемых нормативно-правовыми актами в области стратегического планирования и, соответственно, встраиваемых в блоки: целеполагания, аналитический, сценарный, прогнозный, плана мероприятий и оценки результативности реализации стратегии;

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

- структурную преемственность. Учет экологического компонента в стратегическом планировании определяется преемственностью действий уполномоченных органов власти, направленных на увязку целей, задач, планов мероприятий и показателей достижения целевых ориентиров, а также направленностью на решение общих задач по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и гарантии национальной безопасности Российской Федерации;

- публичную ответственность органов власти по достижению поставленных целей. Степень достижения целей и задач государственного стратегического планирования по всем направлениям, в том числе и в сфере экологии, напрямую зависит от ответственности уполномоченных органов власти федерального, регионального и муниципального уровней по достижению общезначимых целей. Включение в оценку их деятельности экологических показателей (управление по результатам) позволит повысить их ответственность за результаты своей работы (по достижению целевых показателей результативности), а также обеспечит эффективность использования ресурсов.

На всестороннее отражение экологического компонента в системе государственного стратегического планирования влияет комплекс организационно-методических условий, выявленных автором:

1) институциональные - разработка государственной программы по экологическому развитию, подпрограммы по экологии в рамках государственной программы социально-экономического развития;

2) структурные - разработка экологического блока; включение экологического развития в систему стратегических целей, задач и направлений социально-экономического развития, выработки экологических показателей достижения результатов реализации стратегии;

3) управленческие - выработка механизмов реализации стратегии на основе формирования «дорожных карт» (плана мероприятий) по реализации и достижению запланированных результатов, в том числе и экологических;

4) информационные - открытость и доступность информации по реализуемым стратегическим документам и разрабатываемым проектам в области стратегического планирования; технологические - применение технологии краудсорсинга и привлечение общественно активной аудитории интернет-сообщества к взаимодействию с властью.

Для этого должен быть выработан комплекс действий по направлениям оценки: институциональных условий стратегического планирования; степени проработанности стратегического и программного документа; достижения стратегических целей и задач; доступности информации; наличия форм краудсорсинга (социологические опросы, анкетирования, форумы) в решении проблем государственного стратегического планирования; результативности в достижении социально-экономических и экологических целей и задач.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

В связи с этим необходимо разработать методику оценки результативности государственного стратегического планирования социально-экономического развития на уровне субъектов РФ с учетом экологической составляющей.

Оценка представляет собой аналитическую процедуру, предназначенную для измерения прямых эффектов, результативности и долгосрочных последствий реализации государственных программ, отраслевых политик, ассессмента воздействия, а также программ развития, проектов некоммерческого сектора, корпоративных программ (оценка регулирующего воздействия, оценка воздействия на конкуренцию, оценка воздействия на окружающую среду как направление оценки в области экологии и устойчивого развития, оценка воздействия на бедность), аудит эффективности и т.д. [26]. Оценка стратегического или программного документа помогает сосредоточить внимание исполнителей на достижении конкретных результатов; проанализировать существующие тенденции; обеспечить своевременную корректировку [10, 11].

Существует несколько подходов ведущих регионалистов, экспертных сообществ, оценивающих по параметрам качества, эффективности и результативности стратегические и программные документы субъектов РФ. Вопросы методологии стратегического планирования на основе развития форм социального партнерства разрабатывались рядом авторов (В.П. Виноградов [6], Л.Э. Лимонов, И.А. Карелина [15]). Существенный вклад в разработку методик оценки стратегий внесли Н.Б. Жунда, О.В. Русецкая, Б.С. Жихаревич, Т.К. Прибышин [12]. Б.А. Райзберг сформулировал четыре комплексных критерия соответствия программно-целевому методу управления [22]: постановку проблем, на решение которых нацелена программа и ее связь с системой целеполагания программы; формирование системы целей, задач и мероприятий программы; качество организации управления программой; механизмы контроля и оценки достижения целей и задач программы, ее эффективности и результативности. Оценке эффективности стратегического планирования было посвящено исследование рейтингового агентства «Эксперт» [2,24]. В качестве параметров оценки стратегий они выделяют инструментарий достижения цели и задач; мониторинг хода реализации стратегии, доступность документа и простоту его восприятия сторонним пользователем. Особый интерес представляет совместно разработанный Леонтьевским центром [18] и Н.К. Борисюком [5] методика оценки результативности стратегического планирования, включающая в себя следующие критерии для оценок: процесс стратегического планирования и система стратегического партнерства, содержание стратегии, оформление и продвижение стратегии, результаты процесса стратегического планирования и реализации стратегии. При оценке адаптации региональной социально-экономической политики С.В. Дорошенко [9] разработана методика инновационного аудита стратегии социально-экономического развития региона, основанная на оценке качества взаимодействий, целеполагания, решения задач инновационного развития и выбранного инструментария. Т.Д. Белкина [3] выделяет при оценке управления индикаторы качества планового документа, которые учитывают полноту выполненных подготовительных работ (индикаторы полноты проведения социально-экономического анализа, индикаторы обоснованности определения рейтинга города, индикаторы участия гражданского общества), данную категорию индикаторов автор определяет как качественные [4]. Оценке стратегий городов направлена работа А.И. Татаркина, А.А. Некрасова [27]. Авторами выделены индикаторы оценки доступности, востребованности, наличия каналов обратной связи и удобочитаемости стратегий, авторы

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

представляют методику оценки качества стратегий городов-миллионников, основанную на обратной связи с местным сообществом.

Проведенный анализ и обобщение подходов зарубежных и отечественных ученых к оценке стратегий социально-экономического развития показал, что в существующих методиках не учитывается то, каким образом на уровень результативности стратегического планирования влияет учет экологического компонента в долгосрочном периоде.

Критический анализ понятий эффективности и результативности в управлении показал, что результативность является основным компонентом эффективности и рассматривается в работе как степень достижения стратегических целей и задач, ожидаемого состояния социально-экономического развития субъектов РФ, реализации долгосрочных направлений развития с позиции учета экологического компонента.

Оценка результативности стратегического планирования социально-экономического развития субъектов РФ должна проводиться систематически органами власти федерального и регионального уровня, а также институтами общественных инициатив с привлечением представителей научных и экспертных сообществ, СМИ и гражданского общества. Помимо этого, мнение всех участников процесса оценки должно учитываться при формировании перечня рекомендаций по выработке направлений совершенствования государственного стратегического планирования.

Целью представленной методики является выявление степени влияния экологического компонента на результативность государственного стратегического планирования на уровне субъектов РФ. Достижение цели определяется соблюдением ряда принципов, обеспечивающих единство и успешность процесса оценки: последовательности планирования и комплексности выбранных методов оценивания; соответствия выбранных методов заявленной цели; периодичности осуществления оценки в соответствии с этапами; возможности использования всеми заинтересованными лицами при равных условиях доступа к данным и использования тех же методов; открытость и доступность информации о результатах; своевременности фактического исполнения рекомендаций, адекватности принятых мер и использованных ресурсов.

Методика включает следующие этапы:

1) подготовительный - подготовка организационного плана работы; формирование группы экспертов; подготовка исходных условий оценки, определение ключевых вопросов, критериев оценки и требуемых результатов, а также логистику получения исходной информации; формирование базы данных для оценки;

2) оценочный - включает два последовательных этапа оценки.

Первый этап оценки характеризуется тем, что по результатам анализа и синтеза информации о состоянии стратегического планирования субъекта РФ предложено оценить системное качество стратегического планирования по критериям и показателям, отражающим степень учета экологического компонента в долгосрочном планировании (таб.1).

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

Номер 3, 2015

Таблица 1

Оценочный лист

Критерии и показатели оценки Субъект Субъект Субъект 4. 5. 6.

1... 2.. 3.

Оценка институциональных условий

1. Наличие отдельной действующей программы по экологии

2. Наличие подпрограммы по экологии в рамках программы социально- экономического развития

Оценка отражения стратегических направлений

3. Выделение отдельного экологического направления

4. Включение экологического развития в качестве целей и задач развития субъекта РФ

Оценка степени достижения целей и задач

5. Наличие экологических показателей и индикаторов

6. Соответствие поставленных целей и задач индикаторам развития

Оценка механизмов реализации стратегии

7.Формирование «дорожных карт» по реализации стратегических направлений, в том числе и в сфере экологии

8. Выявленность проблем и перспектив развития в сфере экологии в отчетах реализации стратегии

Доступность информации

9. Открытость информации по реализуемым госпрограммам по экологии

10.0ткрытость информации по проектам и реализуемым стратегическим и программным документам

Наличие форм краудсорсинга

11.0ткрытость информации об установлении обратной связи и его результатам

12. Открытость информации по формам краудсорсинга для решения проблемы стратегического планирования (соцопросы, анкетирование, форумы)

В соответствии с первым этапом оценки автор предлагает оценить каждый из 12 показателей на степень их наличия или отсутствия в системе стратегического планирования социально-экономического развития субъектов РФ. Если определенный показатель присутствует, то присваивается «+», если отсутствует - «-». Далее положительные оценки суммируются между собой. По полученным результатам качественной оценки производится рейтингование субъектов РФ по степени учета экологического компонента в стратегическом планировании социально-экономического развития: A (высокий - 11,9 (12)-9); B (средний - 8,9-6); C (ниже среднего - 5,9-3); D (низкий (2,9-0).

В соответствии со вторым этапом оценки автор помещает в табл. 2 по каждому из полученных групп A, B, ^ D данные о том, есть ли соответствие (+) или несоответствие (-) в достижении стратегических целей и задач. Преобладание положительных (+), отрицательных (-) значений или их равное количество (+-) заносится в матрицу на оси Y (рис. 1). Для этого производится оценка по изменениям экологических показателей: удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации, %; интенсивность выбросов на единицу ВРП, т/млн руб.; интенсивность образования

Вестник Научно-исследовательского центра ц , 2015

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

отходов на единицу ВРП, т/млн руб; доля использованных и обезвреженных отходов, %; доля городского населения, проживающего в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха,%; доля загрязненных сточных вод, в общем объеме сбросов, %.

Показатели «доля городского населения, проживающего в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, %» и «доля использованных и обезвреженных отходов, %» определяет степень достижения такого целевого ориентира, как сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения (установлен Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р.). Относительные показатели, такие как «интенсивность выбросов на единицу ВРП», т/млн руб.; «интенсивность образования отходов на единицу ВРП», т/млн руб. направлены на достижение эффективности государственного управления. Показатель «удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации, %» определяет степень достижения такого целевого ориентира, как масштабное технологическое обновление

производства на основе передовых научно-технических разработок и, в частности, поддержка

Таблица 2

процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики1.

Достижение целей и задач (за определенный временной период)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группы Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации, % Интенсивность выбросов на единицу ВРП, т/млн руб. Интенсивность образования отходов на единицу ВРП, т/млн руб Доля использованных и обезвреженных отходов, % Доля городского населения, проживающего в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, % Доля загрязненных сточных вод, в общем объеме сбросов, %

A

B

C

D

3) интерпретация результата: значения полученных результатов оценки заносятся в итоговую матрицу (рис. 1), где:

- по вертикали (X) отмечены результаты степени учета экологического компонента в стратегическом планировании субъектов РФ (интервалы А, В, С, D);

- по горизонтали (У) - результаты оценки по изменениям экологических показателей достижения ожидаемых социально-экономических и экологических целей и задач стратегического планирования субъекта РФ.

1В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России» провозглашена цель создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития

Вестник Научно-исследовательского центра ц , 2015

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: еШ1°™@'Уейтк-ки.ги

X

A

I!

C

У

ЗОНА АНТИНОМИИ

ЗОНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ЗОНА ДИДЕРСТВА

ЗОНА АНТИНОМИИ

ЗОНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ЗОНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ЗОНА ПРОВАЛА

ЗОНА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

ЗОНА АНТИНОМИИ

ЗОНА ПРОВАЛА

ЗОНА ПРОВАЛА

ЗОНА АНТИНОМИИ

(+)

Рис. 1. Матрица оценки результативности государственного стратегического планирования

Предложенная методика апробирована на ряде субъектов РФ, характеризующихся высоким уровнем экологического загрязнения. Выбор субъектов оценки осуществлялся по результатам рейтинговой оценки субъектов РФ. По основным экологическим показателям (выбросы загрязняющих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками (тыс. тонн); сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (миллионов кубических метров); образование отходов производства и потребления (тысяч тонн) были сформированы итоговые рейтинговые значения:

_ Яп1+Яп2+Яп3 ( ч

—3— (1)

где: R - итоговое рейтинговое значение;

Rп1 - рейтинговое значение субъекта по показателю 1 - выбросов загрязняющих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками (тыс. тонн);

Rп2 - рейтинговое значение субъекта по показателю 2 - сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (миллионов кубических метров);

Rп3 - рейтинговое значение субъекта по показателю 3 - образование отходов производства и потребления (тысяч тонн).

По результатам рейтинговой оценки выделены три группы субъектов, представленных как: 1 группа - субъекты, рейтинговое значение которых расположено в интервале от 83 до 54 - с высоким уровнем экологического загрязнения; 2 группа - субъекты, рейтинговое значение которых

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

Номер 3, 2015

расположено в интервале от 53,9 до 34 - со средним уровнем экологического загрязнения; 3 группа - субъекты, рейтинговое значение которых расположено в интервале от 33,9 до 0,0 - экологически чистые.

Для апробации методики выбраны субъекты, отнесенные в первую группу, так они представляются интересными для выявления степени учета экологического компонента в долгосрочном социально-экономическом планировании. Значения полученных результатов оценки по двум этапам оценки занесены в итоговую матрицу (рис. 2), где по вертикали (X) отмечены группы субъектов по степени учета экологического компонента в стратегическом планировании (интервалы А, В, С, D), по горизонтали (У) - соответствия и несоответствия в полученных результатах и ожидаемых социально-экономических и экологических целях и задачах стратегического планирования субъекта РФ.

X

A

C

D

Пермский край Оренбургская область Республика Татарстан Республика Карелия

г. Москва г. Санкт-Петербург Воронежская область

Краснодарский край Вологодская область Нижегородская область Ленинградская область Республика Саха (Якутия)

Кемеровская область

Московская область

Ханты-Мансийский АО Республика Коми Ростовская область

Свердловская область Приморский край Хабаровский край

Челябинская область Архангельская область

Иркутская область Мурманская область

Омская область Самарская область

Красноярский край Республика Башкортостан

(+)

У

Рис. 2. Матрица оценки результативности государственного стратегического планирования

субъектов РФ

Пересечение осей X и Yобразует зоны, выделенные цветовым индикатором:

1. Зона антиномии (противоречий) - выделена оранжевым цветовым индикатором, характеризуется стратегическим планированием двух групп субъектов, к которым отнесены: первый А(-); B(-): характеризуется выявленными противоречиями между степенью учета экологического компонента в стратегическом планировании и в достижении целей и задач стратегического планирования. Противоречивость состоит в том, что А(-) и В(- ) имеют совершенную систему стратегического планирования, так как степень учета экологического компонента выше среднего, однако есть несоответствия в полученных результатах и ожидаемых социально-экономических и экологических целях и задачах стратегического планирования субъекта РФ; вторая группа С(+); D(+): характеризуется несовершенной системой стратегического планирования, так как степень учета

B

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

экологического компонента низкая либо совсем отсутствует, однако результаты в достижении целей положительные.

2. Зона возможностей - A(-+); B(-+); B(+). Выделена синим цветовым индикатором: - стратегическое планирование находится на стадии совершенствования, однако выделенные группы имеют возможности для улучшения результативности стратегического планирования в перспективе, но не готовые на данный момент занять лидерские позиции.

3. Зона провала - выделена серым цветовым индикатором - стратегическое планирование представлено субъектами-аутсайдерами: С(-); D(-); D(+-). Экологический компонент в стратегическом планировании представлен в качестве «придатка» в обосновании социальных и экономических проблем, что не позволяет отразить триединую направленность системы целей и задач, соответственно и результативность стратегического планирования, что в целом отражается в реальных результатах по достижению целевых установок.

4. Зона неопределенности - С (-+). Выделена красным цветовым индикатором, характеризуется множеством вариантов для развития системы стратегического планирования субъектов, находящаяся между зоной приемлемых процессов (возможностей) и зоной неприемлемых процессов (антиномии и провала).

5. Зона лидерства - (А+). Выделена зеленым цветовым индикатором -стратегическое планирование субъектов направлено на реальное стремление к достижению целей и задач стратегического планирования и высокую степень учета экологического компонента.

Для повышения результативности стратегического планирования субъектов РФ с учетом экологического компонента необходимо совершенствование данного процесса, в особенности это касается субъектов, отнесенных в зону антиномии.

В связи с этим государственное стратегическое планирование социально-экономического развития на уровне субъектов РФ с позиции учета экологического компонента предполагает следующие перспективы развития системы государственного стратегического планирования: обеспечение согласованности по целям, задачам и показателям документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического и экологического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на всех уровнях управления; создание единой методологической и методической базы, определяющего комплексность и согласованность действий компетентных органов власти по достижению стратегических целей и задач социально-экономического и экологического развития; формирование условий для интеграции интересов прямых и косвенных участников стратегического планирования, характеризующихся активными и пассивными действиями по достижению управленческих целей и задач; включение экологического компонента в соответствующие разделы стратегий социально-экономического развития; создание условий публичной ответственности субъектов управленческой деятельности.

* Публикация подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 13-02-00120 «Оценка государственной политики инновационного развития минерально-сырьевого комплекса России»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Список литературы:

1. Балацкий О.Ф. Теоретические и практические вопросы определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Киев: Знание, 1982. С. 15.

2. «Белая магия» стратегий// Эксперт. URL:http://raexpert.m/ratings/regions/2008/part6/ (дата обращения: 09.09.15.).

3. Белкина Т.Д. Ключевые индикаторы и тенденции развития городов России // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. URL: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/belk01 (дата обращения: 09.09.15.).

4. Белкина Т.Д. Управление реализацией стратегических планов городского развития // Проблемы прогнозирования. 2008. №1. С.92-107.

5. Борисюк Н.К. Организационно-методические аспекты стратегического планирования и проектного финансирования социально-экономического развития на региональном уровне. URL: http://www.ach-fci.ru/AKSOR/art1/libart8(дата обращения: 09.09.15).

6. Виноградов В.П. Гражданская составляющая стратегии муниципального развития. URL: http://www.city-strategy.ru/45 (дата обращения: 09.09.15).

7. Власов Ю.С. Эколого-экономическая оценка благосостояния населения в регионах России: автореф. дис. ...канд. экон. наук [Эколого-экономическая оценка благосостояния населения в регионах России: автореф. дис. .канд. экон. наук]. М., 2009. C.182.

8. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-пресс, 1995. С.1888.

9. Дорошенко С.В. Стратегическая адаптация региональной социально-экономической системы к инновационному типу развития: дисс. .док. экон. наук [Стратегическая адаптация региональной социально-экономической системы к инновационному типу развития дисс. док.эконом. наук]. Екатеринбург, 2010.

10. Дорошенко С.В., Нигметов К.К. Оценка стратегий и программ как направление модернизации государственного управления: опыт Республики Казахстан // Модернизация России: ключевые проблемы и решения: матер. XIV межд. науч. конф. М., 2014. URL: http://www.rkpr.inion.ru/inion/items.html?category=100002649 (дата обращения: 09.09.15.).

11. Дорошенко С.В., Ноженко Д.Ю., Соломатин Я.И. Внедрение новых механизмов оптимизации государственного регулирования в российских регионах // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8.С. 53-56.

12. Жихаревич Б.С., Прибышин Т.К. Апробация подходов к изучению содержания муниципальных стратегий// Экономика и социология. 2014. № 2. С. 216-234.

13. Замятина М.Ф. Теоретико-методологические основы экологизации экономического и технологического регионального развития // Экономика Северо-запада: проблемы и перспективы развития. 2006. № 1 (27).

14. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко. М.: ЦПРП, 2001. С. 220.

Вестник Научно-исследовательского центра ц , 2015

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-maU: editors@vestnik-ku.ru

15. Лимонов Л.Э., Карелина И.А. Стратегический план Санкт-Петербурга: механизмы вовлечения стейкхолдеров и населения // Стратегическое планирование в городах и регионах России. URL: http://www.city-strategy.ru/45 (дата обращения: 09.09.15).

16. Ляпина А.А., Экономика, экология, затраты. М.: Теис, 1997. С. 92.

17. Мартынов А. Зеленая экономика: мировой опыт и российская практика// Общество и экономика. 2014. №12. C. 120-142.

18. Методика оценки результативности стратегического планирования в городах России. СПб: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2000. С. 21.

19. Павликова О.В. Методика оценки интегрального потенциала устойчивого развития региона// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2011. №1. С.374-382.

20. Перелет Р. А. Направления стратегии «зеленого роста» // Евразийский экономический обзор, 2011. №1.С. 98-104.

21. Президент Казахстана утвердил концепцию по переходу РК к «зеленой экономике».URL:http://zentralasien.ahk.de/ru/news/nachrichten-kasachstan/ahk-zentralasien-news-aus-kasachstan/artikel/kasachischer-praesident-verabschiedet-konzept-fuer-gruene-wirtschaft/?cHash=b15212e3b4e0c8cba2dbdac21e87dc0a (дата обращения: 09.09.15.).

22. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 191-192.

23. Ревич Б.А. Экологические приоритеты и здоровье: социально уязвимые территории и группы населения// Экология человека, 2010. № 7. С. 3-9.

24. Рейтинг качества стратегий социально-экономического развития регионов России на апрель 2013 года: лидеры планирования. URL:http://www.raexpert.ru/researches/regions/soc_eco_regions_04_2013/ (дата обращения:09.09.15.)

25. Рюмина Е.В. Экономический анализ ущерба от экологических нарушений. М.: Наука, 2009. 331 с.

26. Словарь.URL:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/673/%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B A%D0%B0 (дата обращения: 09.09.15.)

27. Татаркин А.И., Некрасов А.А. Теоретико-методологические подходы к оценке стратегий городов - милионников: роль местного сообщества// Управленец. 2014. №.1. С. 19-25.

References:

1. Balackij O.F. Teoreticheskie i prakticheskie voprosy opredelenija jekonomicheskogo ushherba ot zagrjaznenija okruzhajushhej sredy [Theoretical and practical questions of definition of economic damage from environmental pollution] Kiev: ZnaniePubl,, 1982. P.15.

2. «Belajamagija» strategij ["White magic" of strategy]. Available at: http://raexpert.ru/ratings/regions/2008/part6/ (accessed 09.09.15).

3. Belkina T.D. Kljuchevye indikatory i tendencii razvitija gorodov Rossii [Key indicators and tendencies of development of the cities of Russia]. Available at: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/belk01 (accessed 09.09.15).

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

4. Belkina T.D. Upravlenie realizaciej strategicheskih planov gorodskogo razvitija [Management of implementation of strategic plans of city development]. Problemyprognozirovanija, 2008. no.1. pp.

5. Borisjuk N.K. Organizacionno-metodicheskie aspekty strategicheskogo planirova-nija i proektnogo finamirovanija social'no-jekonomicheskogo razvitija na regional'nom urovne [Organizational and methodical aspects of strategic planning and project financing of social and economic development at the regional level]. Available at:http://www.ach-fci.ru/AKSOR/art1/libart8(accessed 09.09.15).

6. Vinogradov V.P. Grazhdanskaja sostavljajushhaja strategi i municipal'nogo razvitija. [Civil component of strategy of municipal development].Available at:http://www.city-strategy.ru/45(accessed 09.09.15).

7. Vlasov Ju.S. Jekologo-jekonomicheskaja ocenka blagosostojanija naselenija v regionah Rossii diss. kand.jekon. nauk. [Ekologo-ekonomichesky assessment of welfare of the population in regions of Russia diss. kand.jekon. nauk.].Moskow, 2009. P.182p.

8. Golub A.A., Strukova E.B. Jekonomika prirodopol'zovanija [Environmental economics] Moscow, Aspekt-pressPubl, 1995.P. 1888.

9. Doroshenko S.V. Strategicheskaja adaptacija regional'noj social'no-jekonomicheskoj sistemy k innovacionnomu tipu razvitija avtoref.dis. dok. jekonom. nauk [ Strategic adaptation of regional social and economic system to innovative type of development avtoref. dr. econ. sci. diss.], Ekaterinburg, 2010, P. 41.

10. Doroshenko S. V., Nigmetov K. K. Ocenka strategij i programm kak napravlenie modernizacii gosudarstvennogo upravlenija: opyt Respubliki Kazahstan [Assessment of strategy and programs as direction of modernization of public administration: experience of the Republic of Kazakhstan]. Moskva. 2014. Available at: http://www.rkpr.inion.ru/inion/items.html?category=100002649 (accessed 09.09.15).

11. Doroshenko S. V., Nozhenko D. Ju., Solomatin Ja. I. Vnedrenie novyh mehanizmov optimizacii gosudarstvennogo regulirovanija v rossijskih regionah [Introduction of new mechanisms of optimization of state regulation in the Russian regions] //Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013. no.8. pp. 53-56

12. Zhiharevich B.S., Pribyshin T.K. Aprobacija podhodov k izucheniju soderzhanija municipal'nyh strategij [Approbation of approaches to studying of the content of municipal strategy]/'/JekonomikaiSociologija, 2014. no.2. pp. 216-234.

13. Zamjatina M. F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy jekologizacii jekonomicheskogo i tehnologicheskogo regional'nogo razvitija [Teoretiko-metodologichesky bases of greening of economic and technological regional development]//JekonomikaSevero-zapada: problemyiperspektivyrazvitija, 2006. no.1 (27).

14. Indikatory ustojchivogo razvitija Rossii (jekologo-jekonomicheskie aspekty) [Indicators of a sustainable development of Russia (ekologo-economic aspects)]. Moscow, CPRP Publ., 2001. 220 p

15. Limonov L. Je., Karelina I. A. Strategicheskij plan Sankt-Peterburga: mehanizmy vovlechenija stejkholderov i naselenija [Strategichesky plan of St. Petersburg: mechanisms of involvement of stakeholders and population]. Available at: http://www.city-strategy.ru/45 (accessed 09.09.15).

16. Ljapina A.AJekonomika, jekologija, zatraty [Economy, ecology, expenses] Moscow, 1997. P. 92.

92-107.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

17. Martynov A. Zelenaja jekonomika: mirovoj opyt i rossijskaja praktika [Green economy: world experience and Russian practice] // Obshhestvoijekonomika, 2014. no.12. pp. 120-142.

18. Metodika ocenki rezul'tativnosti strategicheskogoplanirovanija v gorodah Rossii [A technique of an assessment of productivity of strategic planning in the cities of Russia]. Available at:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCsQFjAB&url= http%3A%2F%2Fwww.volgadmin.ru%2Fru%2FMPCity%2FStrategyPlanning%2Fspfile.ashx%3Fid 0/03DhK3ffGW0fgCo1vozs5lUPC902ovf7WoW%243bDqbLxfk%24hX560hqgDzsaE7nP4owqrz5p Oyop%248R6%24cJkvclQ0bRuu7%242YEjMDorXeLb2x1YlT0*M%24qo23%24DNDADIMO54h NmVktZsUTyXuByVPUs2dao2j0uY*mzYHLDocwt7aoEg-

&ei=KcJLU7PCK8rf4QS02oGgBw&usg=AFQjCNG5iP3nQuvbwn93Hj0jWBAAL_ktTg&bvm=bv. 64542518,d.bGE&cad=rjt(accessed 09.09.15).

19. Pavlikova O.V. Metodika ocenki integral'nogo potenciala ustojchivogo razvitija regiona [Technique of an assessment of integrated potential of a sustainable development of the region]//Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, jekonomiki iprava, 2011. no. 1. pp.374-382.

20. Perelet R. A. Napravlenija strategii «zelenogo rosta» [Directions of strategy of "the green growth"]// Evrazijskij jekonomicheskij obzor, 2011. no.1. pp.98-104.

21. Prezident Kazahstana utverdil koncepciju po perehodu RK k «zelenoj jekonomike» [The president of Kazakhstan approved the concept on transition of RK to "green economy"]. Available at:http://zentralasien.ahk.de/ru/news/nachrichten-kasachstan/ahk-zentralasien-news-aus-kasachstan/artikel/kasachischer-praesident-verabschiedet-konzept-fuer-gruene-wirtschaft/?cHash=b15212e3b4e0c8cba2dbdac21e87dc0a(accessed 09.09.15).

22. Rajzberg B.A Gosudarstvennoe upravlenie jekonomicheskimi i social'nymipro-cessami [And Public administration by economic and social processes]Moscow: Infra-M, 2009. pp. 191-192.

23. Revich B.A. Jekologicheskie prioritety i zdorov'e: social'no ujazvimye territo-rii i gruppy naselenija [Ecological priorities and health: socially vulnerable territories and groups of the population]. Jekologijacheloveka, 2010,no 7, pp. 3-9.

24. Rejting kachestva strategij social'no-jekonomicheskogo razvitija regionov Rossii na aprel' 2013 goda: lidery planirovanija [A rating of quality of strategy of social and economic development of regions of Russia for April, 2013: leaders of planning]. Available at:http://www.raexpert.ru/researches/regions/soc_eco_regions_04_2013/(accessed 09.09.15).

25. Rjumina E.V. Jekonomicheskij analiz ushherba ot jekologicheskih narushenij [Ekonomichesky the analysis of damage from ecological violations]Moscow, 2009. P.331.

26. Slovar'[Dictionary].Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/673/%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B A%D0%B0(accessed 09.09.15).

27. Tatarkin A.I., Nekrasov A.A. Teoretiko-metodologicheskie podhody k ocenke strategij gorodov -milionnikov: rol' mestnogosoobshhestva [Teoretiko-metodologichesky approaches to an assessment of strategy of the cities - million plus cities: role of local community]. Upravlenec, 2014. no1. pp. 19-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.