Научная статья на тему 'Методика оценки проекта информационной технологии в стартап для компаний среднего звена'

Методика оценки проекта информационной технологии в стартап для компаний среднего звена Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТАП / ИТ-СТАРТАП / ПРОЕКТ / ОЦЕНКА ПРОЕКТА / ОЦЕНКА СТАРТАПА / МЕТОД ОЦЕНКИ / СТОИМОСТЬ / ВЫГОДЫ БИЗНЕСА / МИНИМИЗАЦИЯ УПУЩЕНИЯ ВЫГОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлец Андрей Владимирович

современный рынок создает запрос на возникновение и развитие стартапов и, как следствие, становится актуальным качественная оценка стоимости стартапа. Существует несколько методов определения оценки проекта в стартап в области информационных технологий, одним из них самым значимым является метод качественной оценки стартапа, целью которой является минимизации упущенных выгод бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки проекта информационной технологии в стартап для компаний среднего звена»

Методика оценки проекта информационной технологии в стартап для компаний среднего звена Михайлец А. В.

Михайлец Андрей Владимирович / Mikhaylets Andrey Vladimirovich - студент, экономический факультет, 3аПИЭ, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, филиал, г. Пятигорск

Аннотация: современный рынок создает запрос на возникновение и развитие стартапов и, как следствие, становится актуальным качественная оценка стоимости стартапа. Существует несколько методов определения оценки проекта в стартап в области информационных технологий, одним из них самым значимым является метод качественной оценки стартапа, целью которой является минимизации упущенных выгод бизнеса.

Ключевые слова: стартап, ИТ-стартап, проект, оценка проекта, оценка стартапа, метод оценки, стоимость, выгоды бизнеса, минимизация упущения выгод.

Сегодня стартап - это процесс реализации за короткие сроки и, как правило, при неопределенных начальных ресурсах задачи или проекта, отличающихся принципиальной новизной для выполнения которых в компании нет разработанных стандартов. Это абсолютно новая задача, которой раньше никто не занимался. Стартап или стартап-компания (от англ. start-up - запускать) представляет собой недавно запущенный проект, цель которого - в самые быстрые строки окупить вложенные в него инвестиции и получить прибыль. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков [4].

Основными составляющими стартапа являются идея, способная принести большую прибыль, квалифицированный и убежденный в возможности реализации идеи персонал и наличие финансов, которые необходимо инвестировать в идею на этапе ее реализации, пока она еще не стала окупаться. Если большинство новых бизнесов идут по проверенному аналогичными проектами пути, используя готовые каналы и инструменты обращения к целевой аудитории, то стартап - это всегда шаг в некоторую неизвестность, хотя и с оцененными заранее рисками. Идея стартапа - в уникальности и отсутствии в большинстве случаев базы аналогов. Однако не всякая идея может стать успешным стартапом [4].

Особенностью развития стартапа в сравнении с плановым проектом является отсутствие последовательного плана действий и наличие рисков. Уникальность идеи не является залогом успешного стартапа, потому что она может оказаться нереализуема, и уже на начальных этапах можно понести огромные убытки. Поэтому важно на начальном этапе определить, какая из идей может стать успешна, какую есть перспектива разрабатывать [1].

Любой ИТ-стартап - весьма дорогостоящее удовольствие. Поэтому, прежде чем выложить кругленькую сумму за реализацию идеи, необходимо выяснить, насколько актуален проект и сколько средств потребуется для его воплощения. Финансовые методы оценки условно можно разбить на 2 группы: классические и затратные методы оценки [5].

Классические методы оценки включают следующие основные показатели:

- показатель чистой приведенной стоимости (Net Present Value, NPV). Отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала бизнеса в случае принятия рассматриваемого проекта;

- индекс рентабельности инвестиций (Profitability Index, PI). Характеризует уровень доходов на единицу затрат, т. е. эффективность вложений: чем больше значение данного показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект;

- внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR). Характеризует максимальную стоимость капитала для финансирования инвестиционного проекта;

- экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA). Суть методики заключается в вычислении разницы между чистой операционной прибылью предприятия и всеми затратами, понесенными предприятием на реализацию ИТ-проекта.

Затратные методы оценки проектов включают [5] :

- совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO). Методика TCO предусматривает оценку затрат на реализацию ИТ-проекта и на отдельные его компоненты;

- совокупный экономический эффект (TEI). Данная методика позволяет оценить проект внедрения того или иного компонента информационной системы предприятия с точки зрения трех показателей -«Стоимость», «Преимущества» и «Гибкость». «Стоимость» вычисляется по методике «Совокупная стоимость владения» (TCO) и является единственной количественной оценкой данной методики. «Преимущества» и «Гибкость» представляют собой качественные оценки.

Любой стартап является проектом, четкий план для которого и построить очень сложно. На каждом этапе реализации появляются новые факторы, влияющие на него. В связи с этим при выборе метода оценки важно остановиться на очень гибкой методике, которая сможет изменяться вместе с воздействующими факторами.

При запуске ИТ-стартапа у автора идеи всегда есть представление о конечной цели и составе блоков работ, которые необходимо выполнить для достижения цели. Но внутри этих блоков задачи могут постоянно изменяться, добавляться, удаляться. Поэтому для наиболее правильной оценки есть смысл каждую из составных частей проекта рассмотреть как набор задач [5].

Перед началом проекта от руководителя проекта обычно требуется ответить на два вопроса:

1. Сколько проект займет времени?

2. Сколько проект будет стоить?

При этом важно понимать, что никого не интересует ответ вида «не раньше чем через полгода». Требуется как раз оценка сверху. В условиях упомянутых ограничений основной задачей руководителя проекта является обеспечить выполнение проекта в заявленный срок, а это непосредственно влияет на его стоимость.

Метод оценки стартапов «сверху-вниз» в области информационных технологий является наиболее подходящим для компаний среднего звена. При реализации этого метода необходимо поставить задачу, решение которой позволит достичь поставленной цели и реализовать имеющуюся идею. Далее происходит разбиение задачи на подзадачи. Оценка каждой подзадачи позволит рассчитать суммарную оценку всего стартапа. Метод «сверху-вниз» можно осуществить с помощью разных подходов. Одним из вариантов является использование автоматизированных средств планирования и отслеживания проекта. Другой подход включает в себя оценку инвестиций в стартап с помощью затратных методов оценки [3].

Методология совокупной стоимости владения (ТСО) - эффективный подход к определению наилучшего соотношения цена/качество на основе рассмотрения таких ключевых бизнес-процессов, как восстановление после сбоев, управление модернизацией и техническая поддержка. В рамках данного подхода предполагается оценка стоимости планирования, разработки, приобретения, администрирования, установки, перемещения и модернизации, технической поддержки и сопровождения, вынужденных простоев и других скрытых затрат. В настоящее время данный подход получил широкое распространение. Методология TCO подходит для подсчета текущих стоимостных параметров, с ее помощью можно достаточно полно проанализировать эффективность выполнения каких-то отдельных функций или набора функций. В сочетании с другими параметрами, применяемыми на практике, она позволяет получить схему учета и контроля расходов на реализацию ИТ-стартапа. Однако методология TCO абсолютно не учитывает риски и не позволяет соотнести производственную технологию со стратегическими целями дальнейшего развития предприятия и решением задачи повышения конкурентоспособности [3].

Методология TEI (совокупный экономический эффект) предназначена для поддержки принятия решений, снижения рисков и обеспечения «гибкости», то есть ожидаемых или потенциальных преимуществ, остающихся за рамками анализа преимуществ и затрат. Анализ стоимости проводится по методу TCO.

При оценке затрат обычно оперируют тремя основными параметрами: стоимостью, преимуществами и гибкостью. Для каждого из них отдельно определяется свой уровень риска. Оценка преимуществ должна проводиться с точки зрения стоимости проекта и стратегических вложений, выходящих за рамки информационных технологий. Гибкость определяется с использованием методологий расчетов фьючерсов и опционов, например моделей Блэка-Шоулза, или оценки справедливой цены опционов (Real Options Valuation). Для инвестиций в информационные технологии анализ рисков должен предусматривать доступность и устойчивость параметров производителей, продуктов, архитектуры, корпоративной культуры, объема и временных рамок реализации проекта. Методология TEI нагляднее работает при анализе двух различных сценариев, особенно если два эти варианта сопряжены с реализацией двух проектов, чьи преимущества и недостатки оценить сложно. Однако достигнуть намеченного можно несколькими путями. Поэтому сравнение альтернативных вариантов возможно также при том, что одним из возможных является вариант «без проекта», другими словами рассматривается не ситуация «до» и «после» проекта, а развитие во времени текущей ситуации без внесения в нее каких-либо изменений. Таким образом, используя оба метода в совокупности, можно получить достаточно достоверный результат оценки ИТ-стартапа. Так как методология ТСО рассматривает только затраты, но полностью игнорирует длительность и риски проекта, имеет смысл использовать модель оценки, которая учитывает эти факторы. Одним из вариантов является разделение проекта на задачи с помощью автоматизированных средств [3].

Разделение проекта на задачи и подзадачи можно осуществить с помощью различных инструментов, начиная со стандартного Microsoft Excel и заканчивая специализированными программами планирования проекта, таких как LiquidPlanner. Для этих же целей предназначена и программа Microsoft Project. Microsoft Project (или MSP) - программа управления проектами, разработанная и продаваемая корпорацией Microsoft. Она создана, чтобы помочь менеджеру проекта в разработке планов, распределении ресурсов по задачам, отслеживании прогресса и анализе объемов работ. Microsoft Project создает расписания критического пути. Расписания могут быть составлены с учетом используемых ресурсов. Цепочка визуализируется в диаграмме Ганта. Несмотря на внешнюю сложность, MSP очень прост. Он оперирует тремя сущностями - задачи, ресурсы, календарь и связями между ними. По сути - это база данных, пользовательский интерфейс для создания и редактирования сущностей и минимальная, довольно простая автоматизация [3].

Оценка трудозатрат и примерной стоимости ИТ-стартапа начинается с подготовки плана проекта в MSP. Для этого последовательно составляются задачи, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. После того, как список задач подготовлен, выставляются условия переходы от одной

задачи к следующей, назначаются исполнители и выполняется выравнивание загрузки ресурсов. Одним из преимуществ использования MSP является возможность при планировании учитывать влияние рисков на выполнение конкретных задач [2].

Итак, для качественной оценки ИТ-стартапа необходимо:

1. Провести анализ статей затрат на проект.

2. Рассчитать суммы прямых и косвенных затрат с использованием

3. метода расчета совокупной стоимости владения.

4. Разработать план-график работ в среде Microsoft Project.

5. Распределить специалистов на задачи.

6. Определить риски на каждом этапе реализации.

7. Рассчитать длительность и стоимость проекта, исходя из определенных ресурсов и рисков.

8. В качестве итоговой оценки стоимости стартапа принять усредненное значение полученных оценок. Несмотря на все попытки получить стопроцентно точный результат оценки стартапа, это вряд ли когда -

нибудь удастся. Можно лишь приблизиться к этой цифре. Стоимостная оценка, несомненно, влияет на решение о реализации или же об отклонении проекта. Но в любом случае, основываться только на ней нельзя. ИТ-стартап всегда является проектом с высоким уровнем неопределенности. Его успешность во много зависит от маркетинга и конечного потребителя продукта/услуги. Поэтому каждый начинающий стартапер должен понимать, какой бы ни была стоимость проекта, его успех во многом зависит от желания и целеустремленности автора. И если проект действительно рентабельный и перспективный, он всегда окупится и принесет высокую прибыль своим создателям.

Литература

1. Баранчеев В. П. и др. Управление инновациями. Учебник для бакалавров / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. - 711 с. - Серия «Бакалавр».

2. Микаловиц Майк. Стартап без бюджета / пер. с англ. Сергея Филина. Манн, Иванов и Фербер, 2011.

3. Конструктор успеха. Что такое стартап? Конструктор успеха, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constructorus.ru/finansy/chtotakoestartap.html (дата обращения 25.02.15 г.).

4. Методы оценки стартапа. Хабрхабр, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://habrahabr.ru/company/findstartup/blog/144521/ (дата обращения 25.02.15 г.).

5. Показатели эффективности инвестиционного проекта (инвестиций). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mathhelpplanet.com/static.php?p=pokazateli-effektivnostiinvestitsionnogo-proekta (дата обращения 25.02.15 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.