Научная статья на тему 'Методика оценки приверженности персонала организации (авторская разработка)'

Методика оценки приверженности персонала организации (авторская разработка) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / EVALUATION METHODOLOGY / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА / STAFF COMMITMENT / ОЦЕНКА ПРИВЕРЖЕННОСТИ / COMMITMENT ASSESSMENT / ВЫСОКАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / HIGH COMMITMENT / СРЕДНЯЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / НЕЙТРАЛЬНАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / NEUTRAL COMMITMENT / НИЗКАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / LOW COMMITMENT / ОТСУТСТВИЕ ПРИВЕРЖЕННОСТИ / LACK OF COMMITMENT / AUTHOR'S METHODOLOGY / MEDIUM COMMITMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Васильевна, Ярушева Светлана Александровна

Приведено описание авторской методики по оценке приверженности персонала к организации. Методика разделена на три блока (блок лояльности, блок вовлеченности, блок идентификации). Данная методика включает в себя выделение сотрудников по зонам в соответствие с результатами анкетирования и выделением показателей эффективности. Также в статье приведены группировки сотрудников в соответствие с их уровнем приверженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Васильевна, Ярушева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Assessing the Commitment of the Staff of the Organization (Author’s Development)

This article describes the author’s methodology for assessing the commitment of staff to the organization. The methodology is divided into three blocks (a loyalty unit, an engagement unit, an identification unit). This methodology includes the allocation of staff by zone in accordance with the results of the survey and the identification of performance indicators. Also, the article shows the groupings of employees in accordance with their level of commitment.

Текст научной работы на тему «Методика оценки приверженности персонала организации (авторская разработка)»

УДК 331.1 ББК 65.050

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ (авторская разработка)

Т. В. Кузнецова, С. А. Ярушева

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Приведено описание авторской методики по оценке приверженности персонала к организации. Методика разделена на три блока (блок лояльности, блок вовлеченности, блок идентификации). Данная методика включает в себя выделение сотрудников по зонам в соответствие с результатами анкетирования и выделением показателей эффективности. Также в статье приведены группировки сотрудников в соответствие с их уровнем приверженности.

Ключевые слова: методика оценки, управление персоналом, приверженность персонала, оценка приверженности, высокая приверженность, средняя приверженность, нейтральная приверженность, низкая приверженность, отсутствие приверженности.

Во многом успех работы компании зависит именно от людей, работающих в ней. При добросовестном выполнении своих обязанностей они способствуют достижению целей компании, а в качестве вознаграждения получают за это заработную плату, ведь работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Это очень сложный и многоплановый процесс, являющийся важным для обеих сторон. Поэтому работа человека и воздействующие формы организации должны быть сбалансированы.

Основной задачей управления человеческими ресурсами становится наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. Для этого необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в наиболее полной реализации своих способностей. Также успешно организованный процесс включения человека в организационное окружение приводит к тому, что у него появляется чувство ответственности за дела организации и устойчивые внутренние обязательства по отношению к ней. Человек, имея определенное представление о себе самом и своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации, имея определенные намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и возможностей предполагает занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получить определенное вознаграждение. Такой сотрудник становится более привержен к организации.

Приверженность персонала — социально-психологическая установка, характеризуемая доброжелательным, корректным, искренним, уважи-

тельным отношением к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанным выполнением сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдением норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия [1. С. 117].

Актуальность изучения проблематики приверженности в организации обусловлено в первую очередь тем, что повышение приверженности со стороны сотрудников влечет за собой повышение эффективности его деятельности, тем самым приверженный персонал повышает в целом эффективность функционирования предприятия.

Современные методы моделирования и оценки организационной приверженности персонала были разработаны и апробированы в зарубежных странах. На данный момент установочный подход к приверженности является более разработанным, а методики, применяемые в рамках данного подхода, — более обоснованными и проверенными. В разных моделях этого подхода приверженность исследовалась как одномерный (Mowday R.T. etal., 1982), трехмерный (Meyer J.P. etal., 1990, 1991, 1993) и даже пятимерный конструкт (Cohen A., 1999). Общепризнанно наиболее важным считается вклад двух коллективов: Моудей — Портер — Стирс и Мейер — Аллен. Все эти модели оценивают психологическое состояние сотрудника, его отношение к организации, коллегам и начальникам. Источником информации служат различные тесты, представляющие собой опросные листы, заполняемые рассматриваемым сотрудником. Как следствие, человек знакомый с этими тестами способен в той или иной мере исказить оценку

в выгодную ему сторону. Авторы каждой из этих моделей предлагают свой инструментарий для измерения уровня приверженности, в первую очередь специальные опросники.

Отечественные модели оценки организационной приверженности появились на рубеже веков как результат перевода и адаптации зарубежных моделей; разумеется, в первую очередь это были работы двух упомянутых выше коллективов. Также отечественные методики изучения приверженности ограничиваются двумя вариантами — это шкала лояльного отношения сотрудника к организации, представленная Л. Г. Почебут и О. Е. Королёвой в 1999 г., а также «Методика измерения лояльности» С. С. Баранской 2011 г., где профессиональной приверженности уделено внимание только в рамках шкалы «Профессиональная лояльность».

Существующие методики носят субъективный характер. Они включают в себя только анкету. Это указывают на необходимость создания собственной методики, позволяющей наиболее полно измерять приверженность персонала. Важность разработки методики в том, что она будет носить объективный характер, т. е. включать в себя как тестовые вопросы, так и сравнение с показателями Методика поможет избежать дополнительных издержек, связанных с мотивацией сотрудников, поскольку данная методика покажет, на сколько, сотрудник эффективен и перспективен в организации и есть ли необходимость вкладывать в него деньги.

На основании этого авторами статьи были разработаны блочные анкеты по определению приверженности персонала и выделением оценки, описаны категории приверженности персонала, а также представлены рекомендации по переносу из одной категории в другую более высокую оценку.

В целом анкета будет поделана на три блока в соответствие с составляющими понятия «приверженность»:

• блок идентификации — вопросы направленны на выявление осознанности целей и идеалов предприятия как своих среди персонала;

• блок лояльности — показывает уровень эмоциональной привязанности к организации в которой работает сотрудник, а следовательно, и желание оставаться работать в ней;

• блок вовлеченности — направлен на выявление уровня принятия ответственности и прикладывания личных усилий персонала по достижению целей.

Поскольку большинство авторов в своих научных работах ставят знак равенства между дан-

ными составляющими понятия приверженности, то есть «Идентификация = Лояльность = Вовлеченность», считая их одинаково важными, то при подсчете итоговых результатов анкетирования, это необходимо учитывать. Поскольку в итоге все три блока будут равными между собой, конечный результат анкеты будет рассчитываться как среднеарифметический по данным блоков.

Однако в целом выделение веса каждого из этих блоков можно оставить на рассмотрение группе экспертов организации, поскольку каждая организация может выделить для себя главенствующие показатели, выдвигая их на первое место. Тем самым ранжирование может носить и иной характер, нежели тот, что указан в методике.

Каждый из этих блоков в конечном итоге будет иметь свой определенный вес при подсчете конечного результата анкетирования по каждому из сотрудников. Анкета должна состоять из следующих тем, на основе которых будут разбиты и сформированы вопросы в анкете:

• карьера в организации;

• наличие ответственности;

• отношения в коллективе;

• согласованность между целями компании и целями самого работника;

• творческий подход к решению поставленных задач;

• оборудование рабочего места;

• стимулирование труда.

Данные темы нацелены на определение приверженности персонала по ряду специализаций. Вопросы носят перекрестный характер, то есть используется метод сохранение смысла вопроса, но изменение его формулировки с целью повышения эффективности анкеты. Анкета будет представлять из себя структурированную форму заполнения, состоящая из 42 вопросов. То есть каждый из блоков (вовлеченность, лояльность, идентификация) будут включать в себя по 14 вопросов, связанных с вышеизложенными тематиками. Вопросы будут построены в форме балльной оценки от 1 (самый низкий показатель) до 5 (наивысший показатель). В общей сложности в каждом из трех блоков можно набрать от 14 до 70 баллов. Итоговый результат будет представлять из себя среднеарифметическое этих трех блоков, то есть усредненное значение.

Поскольку в последующем разграничение по группам и построение матрицы базируется на процентах, то после проведения анкетирования, полученный результат необходимо интерпретировать в проценты.

После прохождения теста тот или иной работник будет относиться к одной из групп. Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Разграничение работников по группам исходя их результатов анкетирования

Группа % Описание

Красная группа (отсутствие приверженности) 0—5 % Отсутствие приверженности к организации, группа с которой необходимо провести работы со стороны кадровой службы, для определения причин. Опасность в плане подрыва устоев организации и снижение в глазах работников авторитета начальства. Возможен вариант с увольнением

Розовая группа (низкая приверженность) 5—20 % Низкая приверженность к организации. Не устраивает большая часть из того, что есть в организации, говорят о проблемах не в лицо своему начальству, а за спиной

Желтая группа (нейтральная приверженность) 20—40 % Нейтральная приверженность к организации. Несут нейтралитет. Пограничное состояние зачастую присущие новым работникам недавно пришедшим в организацию. Из желтой группы работники могут перейти как в низ (то есть в розовую или красную), так и вверх (оранжевая и зеленая группа)

Оранжевая группа (средняя приверженность) 40—60 % Средняя приверженность к организации. К данной группе относятся патриоты организации. Делают все, чтобы показать их необходимость организации, если нет ситуаций, в которых они могут себя проявить, могут создать ее самостоятельно

Зеленая группа (высокая приверженность) 60—100 % Высокая приверженность организации. Сотрудники данной группы являются так называемыми фанатиками организации, их устраивает все и есть желание сделать улучшения. Работники этой группы инициативны

Необходимо учитывать тот факт, что переход из одной группы в другую происходит не только снизу-вверх и с нейтральной позиции вниз, но также и сверху вниз, если у сотрудника на то есть причины.

Определив, к какой группе относится тот или иной сотрудник относительно показателя его приверженности, необходимо определить насколько важен организации тот или иной сотрудник. Выделение сотрудников по степени важности будет происходить на основе показателей КР1.

На основании данных показателей, сотрудники будут разделены на следующие группы:

• ключевые работники — высокая эффективность труда, выполнение основных работ, труднозаменимые;

• сотрудники средней руки — работники средней руки, дают усредненные показатели работы, берут количеством, а не качеством;

• сотрудники с низкими показателями работы — не обладают какими-либо выдающимися особенностями или показателями, зачастую находятся в организации недолго.

По результатам будет составлена матрица, отражающая наглядно нахождения того или иного сотрудника в определенной зоне, что даст возможность анализировать большой объем информации в короткие сроки. Основой для построения матрицы будет являться матрица Бостонской консалтинговой группы (матрица БКГ). Горизонтальная ось — показатель КР1, а вертикальная — показатели приверженность. Матрица будет состоять из четырех зон отнесения

сотрудников, это «Звезды», «Проблемы», «Идейни-ки» и «Груз». Данные представлены в табл. 2.

После анализа матрицы и выделения работников по данным зонам происходит их анализ и разрабатываются меры по переходу из одной группы в другую либо же уход данного сотрудника из организации/отдела. Данные представлены на рис. 1.

На рисунке отчетливо видно, как происходит переход из одной группы в другую в пределах одной организации.

Таким образом, данная методика носит регулярный характер, т. е. предприятие может проводить своевременную оценку приверженности среди сотрудников, мониторинг конечных результатов, «опасных» сотрудников, а также тех, кто называется ключевыми работниками. Выявив две группы и приняв соответствующие меры, можно минимизировать отрицательное влияние работников друг на друга и перевести их в другие зоны в соответствии с методикой. Это позволяет сформировать мотива-ционную политику относительно выдающегося сотрудника либо группы сотрудников с последующем их повышением уровня КР1 (повышение их эффективной деятельности), т. е. своевременная оценка и выявление, к какой зоне относится тот или иной сотрудник поможет в целом повысить эффективность деятельности самой организации. Данная эффективность будет выражена не только со стороны эффективной деятельности сотрудников, но также со стороны минимизации издержек после пересмотра мотивационной политики в организации.

Таблица 2

Матрица зон отнесения сотрудников

Название Состояние Описание

Звезды Высокая приверженность и высокие показатели КР1 Обладают высокими показателями приверженности к организации и таким же показателями КР1. Являются перспективными работниками, с течением времени их показатели снижаются, и они переходят в другие зоны; если не принять своевременно меры, то становятся балластом для организации

Проблемы Высокая приверженность и низкие показатели КР1 В данных сотрудников обычно необходимо вкладывать дополнительные силы в виде проведения обучения, повышения квалификации. Необходимо провести анализ данных сотрудников для определения рентабельности вложения в них временных и денежных затрат для последующего их перехода в зону «Звезд». В целом относительно них картина является неясной

Идейники Низкая приверженность и высокие показатели КР1 Как таковых затрат они не требуют, но тем не менее приносят высокие доходы и их показатели на высоте. Однако есть вероятность, что из-за низкого показателя приверженности данные сотрудники могут уйти из организации в другую, более их интересующую

гРУз Низкая приверженность и низкие показатели КР1 У данных сотрудников оба показателя являются низкими, зачастую они не приносят никакой выгоды, либо минимальную необходимую для их самоокупаемости, перспектив их развития зачастую нет, если в них нет необходимости среди сотрудников и они в целом не нужны организации, по возможности от них следует избавляться

Рис. 1.1. Матрица Бостонской консалтинговой группы

Список литературы

1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами : учеб. пособие / М. Армстронг. — СПб. : Питер, 2012. — 848 с.

Сведения об авторах

Кузнецова Татьяна Васильевна — магистрант кафедры менеджмента факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. tanakuznetsova-94@mail.ru.

Ярушева Светлана Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. yarushevaca@mail.ru.

METHODS OF ASSESSING THE COMMITMENT OF THE STAFF OF THE ORGANIZATION

(author's development) T. V. Kuznetsova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. tanakuznetsova-94@mail. ru

S. A. Yarusheva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. yarushevaca@mail.ru

This article describes the author's methodology for assessing the commitment of staff to the organization. The methodology is divided into three blocks (a loyalty unit, an engagement unit, an identification unit). This methodology includes the allocation of staff by zone in accordance with the results of the survey and the identification of performance indicators. Also, the article shows the groupings of employees in accordance with their level of commitment.

Keywords: author's methodology, evaluation methodology, personnel management, staff commitment, commitment assessment, high commitment, medium commitment, neutral commitment, low commitment, lack of commitment.

References

1. Armstrong M. Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami [The practice of human resource management: textbook]. Sankt-Peterburg, Piter Publ., 2012. 848 p. (In Russ.).

Статья прошла рецензирование и допущена к публикации 25.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.