Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Конев К.А., Бармина О.В., Бармин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА»

видео фильмов и их монтаж несомненно требуют владения обучаемыми определёнными знаниями и умениями из смежных дисциплин.

Актуальность внедрения инновационных методик преподавания иностранных языков определяется тем, что они позволяют современным педагогическим технологиям задействовать огромный воспитательный и развивающий потенциал иностранного языка. Обучение иноязычному общению существенно ориентировано на будущую профессиональную деятельность, так как главным принципом в преподавании иностранных языков с применением мультимедийных источников и средств обучения является принцип единства и взаимопроникновения образовательной и параллельной профессиональной деятельности обучаемых, а учебно-методические материалы, используемые в данной технологии определяются интерактивным развивающим характером заданий и отличаются ориентацией на практическую деятельность будущих специалистов.

Наш подход, в котором интегрируются мультимедийные средства обучения, обучение в сотрудничестве, разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциация обучения, отнюдь не универсальный способ решить все сложные дидактические задачи, но, как показывает практика, он вписывается в общую систему профессионально и коммуникативно ориентированного подхода в изучении иностранных языков в неязыковых вузах, постепенно и вполне естественно вытесняя устаревшие формы и методы работы. Компьютеризация обучения делает возможным выработку наиболее оптимального подхода в организации учебного процесса, а использование раннее перечисленных приёмов и методик развития иноязычных речевых интерактивных умений является перспективным направлением в обучении иностранным языкам и нуждается в дальнейшем исследовании.

Конев К.А., к.т.н доцент каф. АСУ Бармина О. В. магистрант каф. АСУ Бармин А. А. ассистент каф. АСУ Уфимский госудраственный авиационный технический университет Россия, г. Уфа

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

ВВЕДЕНИЕ

Современные представления об управлении организацией базируются на том, что её бизнес необходимо идентифицировать, измерять, анализировать и улучшать. Всё чаще в управлении организацией применяется процессный

подход, в основе которого лежит выделение в организации бизнес-процессов (процессов) и управление ими с позиций системного подхода.[1] Современный этап развития российской экономики обостряет множество проблем, важнейшими из которых являются:

- кадровая проблема - экономика испытывает дефицит в специалистах, владеющих теорией и практикой современного менеджмента, в особенности менеджмента качества [2], который является концептуальной основой современного менеджмента;

- проблема эффективности деятельности предприятий - низкая эффективность большинства предприятий в значительной степени обусловлена организационно-управленческими технологиями, слабой ориентацией на удовлетворение запросов потребителей - что объясняется незначительными знаниями или неправильным внедрением методологии и технологий современного менеджмента качества [2];

- проблема развития высоких технологий, прежде всего, информационных и инновационной деятельности[2].

1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, АКТУАЛЬНОСТЬ

Исследованию вопроса управления бизнес-процессами в промышленности посвящено множество статей (см., например, [3, 4]). Рассмотрим состояние вопроса в сфере управления проектами.

Критическим аспектом качества в контексте управления бизнес-процессами является необходимость отражения подразумеваемых требований в содержании проекта. Важно по возможности удовлетворить требования всех групп заказчиков и заинтересованных сторон. К основным принципам менеджмента качества можно отнести:

- Удовлетворение заказчика, обеспечиваемое реализацией как формальных требований заказчика (отраженных в контрактах или нормативных документах), так и неформальных ожиданий конечных пользователей и заказчика от использования ими продукта, услуги или результата проекта.

- Приоритет предотвращения проблем над их устранением, что обеспечивается контролем в течение процесса, а не только по его окончании.

- Непрерывное улучшение, выражаемое в том, что вся команда проекта непрерывно работает над улучшением процессов выполнения проекта и повышением качества продукта, отказавшись от понятия «удовлетворительное качество» как повода для прекращения работ. Основной подход PMI PMBOK к управлению проектом соответствует стандарту качества ISO 9001 и основным современным концепциям качества.

2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Отметим, что бизнес-логика процессов управления организацией может быть представлена в различных формах: в виде текста, таблиц, концептуальных аналитических моделей предметной области (онтологии), бизнес-правил, схем алгоритма, графов и диаграмм перехода состояний или моделей бизнес-процессов.

В результате возникает проблема выбора подхода, являющегося наиболее адекватным для описания бизнес-процессов на языках моделирования, что предполагает решение следующих задач:

- описание семантики бизнес-процессов;

- формирование модели бизнес-процессов при помощи одного из предложенных способов;

Для решения поставленных задач необходимо использовать системный подход и методологию структурного анализа и проектирования, математический аппарат теории множеств, анализ и синтез бизнес-процессов. Использование данных подходов позволяет получить достоверную информацию о структуре, состоянии и ресурсах проектируемого бизнес-процесса с необходимой точностью.

3. ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

Модель функций бизнес-процесса ВР может быть представлена в виде упорядоченной четверки множеств:

ВР = ( 1,С,0,М), где (1)

/ - это множество материалов или данных, которые преобразуются или расходуются функцией бизнес-процесса ВР;

С - множество правил, стратегий, процедур, стандартов, которые определяют условия, необходимые функции, чтобы произвести правильный выход 0;

0 - множество данных или материальных объектов, произведенные функцией бизнес-процесса ВР;

М - множество ресурсов (персонал, техника, оборудование), поддерживающих выполнение функции бизнес-процесса ВР. Функция бизнес-процесса ВР определяется как преобразование входных материалов или данных в выходные:

Р (О = 0 (2)

С точки зрения организационного управления модель организационной структуры может быть представлена в виде связанного ациклического графа (дерева):

5 = (0 г д,й), где (3)

От% - множество организационных единиц,

От% ей х й - множество отношений между организационными единицами.

Модель данных бизнес-процесса можно представить в виде ориентированного графа, где узлами выступают сущности, а дугами -отношения между ними:

Ds = (Ed,Rd), где (4)

Ed - множество сущностей предметной области, Rd - множество отношений между сущностями

Каждая сущность модели данных представляется в виде уникального имени и совокупности атрибутов:

Eld = (п, Ак, Ad), где A = AdUAk , где (5)

n - наименование сущности,

A - атрибуты сущности:

Ad - неключевые атрибуты сущности,

Ak - ключевые атрибуты сущности.

В качестве входа I, выхода О и управления С выступают информационные объекты, которые могут быть представлены, как сущности в модели данных, в тоже время в качестве механизма, как частный случай, может быть представлена организационная единица в модели организационной структуры.

{I, О, С} Е Ds (6)

MES

4. ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА И НЕОБХОДИМОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

Качество модели - это сложное свойство модели, характеризующее ее способность замещать исследуемый объект для получения новой информации о замещаемом объекте.

В процессе математической формализации объектов и связей между ними может быть использована теоретико-множественная запись для коэффициентов сходства Жаккара:

= п(ЛПВ) ^ п(ЛПВ)

J ;г(,4) + п(В) — П #)или <4иЯ) Наиболее простым коэффициентом сходства является мера абсолютного сходства, которая по сути является числом общих признаков двух сравниваемых объектов: "(^пВ) При нормировании этой меры значения меры сходства заключены между 0 и 1 и коэффициент известен как «мера процентного сходства» при использовании относительных единиц измерения (в процентах) и как меры пересечения в промежуточных расчетах относительных мер сходства. Определим в качестве эталонной модели модель, определенную СТП или административным регламентом. В качестве сравниваемой модели возьмем модель реального процесса. Все артефакты эталонной модели принадлежат множеству А, артефакты сравниваемой модели - множеству В. На основании коэффициента сходства Жаккара можем сделать вывод о качестве модели бизнес-процесса.

5. МЕТОДИКА АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

При описании деятельности организации в первую очередь строятся концептуальные модели верхнего уровня, к которым относятся мета-онтология, онтологий предметных областей, диаграмма целей компании, дерево продуктов/услуг и процессы верхнего уровня компании. Данные модели являются отправной точкой для последующего, более детального моделирования бизнес-процессов.

Описание бизнес-процессов компании проводится в два этапа:

1. Подразделения организации описывают свои функции до уровня рабочих мест (инструкции), а также те процессы, которые протекают в рамках данного подразделения (стандарты). Результатом этого описания могут быть модели дерева функций отдела, матрицы выбора процесса, модели процессов отдела, а также диаграммы окружения функций;

2. Полученные функции и процессы, выполняемые в рамках отдельных подразделений, объединяются в единый бизнес-процесс, в рамках которого процессы нижних уровней детализируются на основе процессов с верхних уровней.

6. ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИЛОЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Рассмотрим предлагаемую методику на примере анализа бизнес-процессов управления IT-проектом доработки функциональности в рамках внедрения системы управления электронными документами, выполненный по методике управления проектами PMI (эталонная модель) и реальный бизнес-процесс, организуемый на предприятии. Результатами анализа будут являться разработанные модели бизнес-процесса в нотации eEPC, а также оценка качества разработанных моделей.

В соответствии с разработанными мировыми и отечественными практиками внедрения информационных систем (ИС) процесс внедрения СЭД включает несколько этапов работ, в результате выполнения которых разрабатываются соответствующие документы.

Условно можно выделить пять этапов процесса внедрения СЭД:

- инициация и организация проекта;

- предпроектное обследование объекта внедрения СЭД;

- физическая реализация;

- опытная эксплуатация СЭД;

- промышленная эксплуатация СЭД.

Этап инициации включает в себя предварительную оценку всех элементов проекта (содержания проекта, план проекта верхнего уровня, предварительный бюджет проекта, состав проектной группы). Результат этапа инициации документ «Устав проекта».

Рисунок 1 - Мнемоническая схема этапа инициации проекта На этапе планирования определяются все необходимые параметры реализации проекта - продолжительность по каждому из контролируемых элементов проекта, потребность в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроки реализации. Основным результатом этапа планирования является «Сводный план проекта», объединяющий результаты планирования по всем функциям управления проектом и являющийся определяющим при осуществлении проекта.

Рисунок 2 - Мнемоническая схема этапа планирования проекта На этапе предпроектного обследования проводится анкетирование и интервьюирование основных заинтересованных лиц (руководителей подразделений, сотрудников, а также сотрудников службы ДОУ, которые непосредственно должны будут работать в новой СЭД). В процессе работы обычно выполняется:

- Составление списка существующих видов документов в организации и обследование каждого вида документа, разработка схемы движения документов (маршрута) или перечня основных визирующих,

подписывающих и т.д.; описание способа регистрации (формат регистрационных номеров));

- Разработка реестра сотрудников, ответственных за создание документов (кто/какое подразделение и какие виды документов создает).

- Формирование перечня сотрудников, визирующих, подписывающих, утверждающих документы (кто какие виды документов визирует/подписывает; условия, при которых необходима виза/подпись).

- Составление перечисления регистраторов документов.

- Определение видов контролируемых документов (включая контролеров, условия постановки на контроль, условия снятия с контроля и другую необходимую информацию).

- Разработка списка других ответственных за процесс обработки.

- Определение маршрутов движения документов и представление их в виде моделей (ВРМ^ еЕРС).

- Идентификация необходимых отчетных документов (условия создания отчетов и их формы).

- Формирование «Инструкции по ДОУ» (при необходимости).

- Составление «Номенклатуры дел» с указанием сроков хранения и принципов формирования дел (при необходимости).

- Разработка реестра документов с указанием условий предоставления доступа к ним (например, в зависимости от должности).

На основании перечисленной выше информации разрабатываются функциональные требования к СЭД или техническое задание на ее разработку (ТЗ). В частности, Аналитик должен составить требования к формату и составу регистрационно-контрольных карточек (набор и расположение полей в карточке, способы заполнения в СЭД и др.), маршрутам движения документов и другие требования, необходимые для настройки и разработки СЭД.

На этапе Физической реализации осуществляется проектирование и разработка подсистем СЭД согласно техническому заданию или функциональным требованиям и включает в себя:

- разработка структуры БД СЭД;

- проектирование экранных форм и интерфейса;

- разработка механизмов визирования, регистрации, исполнения и

т.д.;

- функциональное и предметное тестирование;

- разработка технической документации на систему, включая «Руководство пользователя», «Руководство администратора».

В процессе опытной эксплуатации выполняются следующие работы:

- установка и настройка ПО;

- обучение персонала и администраторов СЭД;

- устранение ошибок в работе системы;

доработка СЭД по замечаниям и предложениям пользователей (ведение журнала опытной эксплуатации);

- разработка нормативной документации: инструкции по ДОУ, регламенты работы с различными видами документов;

- организация технической поддержки пользователей (консультирование пользователей по вопросам работы в системе). Промышленная эксплуатация СЭД - это использование стабильно работающей и полностью отвечающей требованиям пользователей СЭД в процессе выполнения должностных обязанностей сотрудников организации. Работы, выполняемые в процессе эксплуатации СЭД:

консультирование и обучение пользователей по вопросам работы в

СЭД;

- администрирование справочников (организационная структура, пользователей, маршруты согласования, списки рассылки и др.);

- администрирование сервера и ПО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществление резервного копирования (back-up).

На данном этапе можно инициировать процесс развития СЭД: добавление новых функций, расширение границ проекта внедрения (добавление новых категорий/видов документов, расширение числа пользователей / подразделений / предприятий холдинга, добавление новых функций, интеграция с КИС предприятия).

Эталонная модель управления IT-проектомреализации дополнительной функциональности в рамках внедрения системы управления электронными документами на предприятии может быть представлена на рисунке 3:

Рисунок 3 - Эталонная модель, выполненная на основе анализа стандарта управления проектами РМ1

При сравнении модели-эталона («как должно быть», as to be) и модели «как есть» бизнес-процесса по управлению проектом можно выявить следующие различия:

- в модели «как есть» полностью отсутствует этап «Управление качеством проекта» и все связанные с ним подэтапы;

- все работы выполняются на основе календарного плана проекта;

- при выполнении работ на этапе «Реализация» проекта отсутствуют процессы связанные с управлением изменениями, управлением рисками, управлением идентификационной прослеживамостью.

Модель «как есть» процесса управления проектом по разработке функциональности представлена на рисунке 4:

Рисунок 4 - Модель управления проектом доработки функциональности в рамках внедрения СЭД на предприятии Представим разработаные модели в виде множества В Р = (I, С, О, М), таким образом мы, получим модели «как есть» и «как должно быть» в виде, удобном для дальнейшего анализа. Модель «как есть» может быть представлена следующим множеством: ASIS

= ({календарный план проекта, договор,.. .}, {запросы от пользователя, требования клиента,.. .}, {акт сдачи — приема работ, счет

— фактура,.. .}, { команда проекта, исполнитель проекта,руководитель проекта,.. .} ) , IASISI = ( 1 0, 1 0 , 1 6,12 )

Модель «как должно быть» может быть представлена следующим множеством:

({календарный план проекта, программа качества,.. .}, {требования клиента

программа качества,.. .}, {план урпавления разработкой,

план управления рисками } {команда проекта руководитель проекта

менеджер по качеству проекта,.. .}) , IAST О В El = (16, 1 5 , 2 8 , 17)

Таким образом для вычисления качества модели бизнес-процессов на основе количественных характеристик определим общее число признаков двух моделей следующим образом:

п(А U В) = n(ASIS U ASTOBE) = n((/as¿s U Iastobe) U (Casis U ^astobe) U Chasis и oastobe) и (Mas¿s и Mastobe))

Число общих признаков двух сравниваемых объектов определим следущим образом:

п(А пВ) = n(ASIS n ASTOBE)

— ni.Uasis ^ ^astobe) U Chasis ^ Сastobe) U Chasis ^ Oastobe)

и (Mas¿s n Mastobe))

Выполним необходимые подсчеты и получим К j — ^ ^ — ££ — 4 4 t \ g о/

Таким образом, можно определить степень близости модели «как есть» к эталонной модели и на основе расчетов прийти к следующему выводу:

1. Существующая модель близка к эталонной на 44,19%

2. Степень близости моделей «как есть» и модели-эталона находится в пределах средней близости, это значит, что в модели «как есть» присутствуют сложившиеся за определенный период времени традиции в области управления проектами, управления разработкой.

3. Тем не менее, полученная количественная оценка близости моделей говорит о необходимости оптимизации бизнес-процесса управления проектом.

Использованные источники:

1. Кирисов С. В. Теория и практика применения процессного подхода к управлению качеством деятельности организации :монография / С.В. Кирисов. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 80 с

2. Конев К.А. Будущее менеджмента качества в свете мирового кризиса // Стандарты и качество № 5, 2009. С. 64-67.

3. Куликов Г.Г., Конев К.А. Методология управления машиностроительным предприятием на основе интеграции его бизнес-процессов // Вестник УГАТУ. 2006. № 2, Т.7. С. 43-47.

4. Конев К.А. Измерение степени формализации бизнес-процессов на основе анализа их организованности // Методы менеджмента качества № 9, 2010. С. 28-32

5. Куликов Г.Г., Старцев Г.В., Бармин А.А. Подход к построению информационно- поисковых систем для систем электронного документооборота //Актуальные проблемы в науке и технике. Том 1. Информационные и инфокоммуникационные технологии. Сборник научных трудов восьмой Всероссийской зимней школы- семинара аспирантов и молодых ученых, 14-16 февраля, 2013 г. / Уфимск. гос. авиац. тех. ун-т. -Уфа: УГАТУ, 2013. - 405 с.

6. Реинжиниринг бизнес-процессов организационно-распорядительного документооборота с использованием динамических моделей,Никулина Н.О.,

Бармина О.В., Бармин А.А. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2012. - No47., -С.68-72.

7. Подход к оценке эффективности внедрения систем совместной работы с документами на основе показателей окупаемости инвестиций,Никулина Н.О., Бармина О.В., Бармин А.А. Подход к оценке эффективности внедрения систем совместной работы с документами основе показателей окупаемости инвестиций // Математические методы и информационные технологий в экономике, социологии и образовании: сборник статей ХХХ Международной научно-технической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. - 164 с., Приволжский дом знаний, - С.40

Манвелидзе А.Б. аспирант

Институт конструкторско-технологической информатики РАН

Россия, г.Москва ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Рассматривается вариант построения интегрированных информационных систем, реализующих концепцию «облачных» технологий и вычислений, особенность которой заключается в использовании сервисно-ориентированной архитектуры в качестве основы для построения системы управления информационными процессами, в том числе, в части координации рабочих компонент прикладной информационной системы. Освещается программная архитектура и особенности реализации концепции сервисных компонент.

Ключевые слова. Интегрированные информационные системы, «облачные» технологии, модульный компонентный подход, сервисно-ориентированная архитектура, сервисный компонент

«Облачные» вычисления представляют собой специализированную форму распределенных вычислений, в которой динамично масштабируемые информационные ресурсы предоставляются удаленно через Интернет. Потребители этих ресурсов, могут вовсе не знать об инфраструктуре, на базе которой осуществляется их поддержка, и не занимаются вопросами ее контроля, поскольку эту функцию выполняет компания, предоставляющая данное программно-аппаратное обеспечение. Пользователь получает, так называемую, «виртуальную среду», которая позволяет осуществлять решение его задач, и динамично расширяться в случае роста информационно-технологических потребностей пользователя [1, 3, 6, 10].

Для поставщика «облачных» вычислительных технологий преимущество заключаются, прежде всего, в экономии средств за счет сокращения масштабов и количества информационных систем, поскольку информационные ресурсы предоставляются конечному пользователю (потребителю) во временное пользование и по его требованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.