Научная статья на тему 'Методика оценки поставщиков в системе управления сельскохозяйственными потребительскими кооперативами'

Методика оценки поставщиков в системе управления сельскохозяйственными потребительскими кооперативами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
756
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПОСТАВЩИК / ОЦЕНКА / МЕТОДИКА / AGRICULTURAL CO-OPERATION / SUPPLIER / EVALUATION / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серёдкин Александр Николаевич

В статье дан обзор подходов к оценке поставщиков продукции. Рассматривается разработанная методика оценки и рейтинга поставщиков сельскохозяйственной продукции. Дано описание информационной системы ранжирования поставщиков продукции в системе управления СПоК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SUPPLIERS EVALUATION IN THE SYSTEM OF AGRICULTURAL CONSUMER CO-OPERATIVES MANAGEMENT

The article deals with the review of approaches to evaluation of products suppliers. Methods of agricultural products suppliers’ evaluation and rating have been developed and are considered. The information system of ranking the products suppliers in the system of agricultural consumer co-operatives management is described.

Текст научной работы на тему «Методика оценки поставщиков в системе управления сельскохозяйственными потребительскими кооперативами»

Методика оценки поставщиков в системе управления сельскохозяйственными потребительскими кооперативами

А.Н. Серёдкин, к.т.н., Пензенская ГТА

В настоящее время наблюдается активное развитие агропромышленного комплекса в чернозёмной зоне России. За последние два года число потребительских кооперативов, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, в частности в Пензенской области, увеличилось в 18 раз. Такой рост сельскохозяйственных предприятий формирует проблему повышения эффективности их деятельности, в результате чего создана система управления сельскохозяйственной потребительской кооперацией (СПоК), состоящая из трёх уровней: 1 уровень, или микроуровень, управления поставляет в систему первичные данные, на основании которых строится управление; 2 уровень — объекты мониторинга и управления, являющиеся основным элементом, составляющим систему управления СПоК; 3 уровень, или макроуровень, управления — высшее руководство СПоК.

Ключевой задачей системы, обеспечивающей стабильность функционирования и эффективность основной деятельности сельскохозяйственных кооперативов, является информационная поддержка сбыта произведённой продукции и закупки качественных товаров и ресурсов для производства продукции и оказания услуг.

Предлагаемые на рынке информационные системы не могут в полной мере использоваться для этих целей по ряду причин (дороговизна, ориентация на специфику определённых отраслей и др.). Поэтому актуальной является задача разработки специализированных приложений, отвечающих требованиям специфики агропромышленного комплекса. Для реализации автоматизированного приложения поддержки сбыта продукции необходима разработка методических основ оценки поставщиков продукции.

Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанных действий. Начальный этап — это составление заявок на продукцию, а конечный — практическое поступление требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением качества в заданные сроки и на приемлемых условиях. Выбор поставщика — это важная компонента успеха и устойчивости как производителей, так и покупателей сельхозпродукции. Разнообразие и большое число потенциальных поставщиков продукции создаёт проблему ранжирования и отбора поставщиков, продукция которых с наибольшим эффектом обеспечит

успешную производственно-сбытовую деятельность сельскохозяйственных кооперативов и системы СПоК.

Решение задачи может быть реализовано в три этапа: I — выявление потенциальных поставщиков, II — анализ выявленных поставщиков, III — определение рейтинга и ранжирование выявленных поставщиков. Сложность завершающего этапа заключается в том, что он слабо формализуется и носит творческий характер. Во-первых, неоднозначным и субъективным является суждение об удельном весе каждого показателя по сравнению с другими показателями, определяющими рейтинг оцениваемого поставщика. Поэтому рациональным решением является оценка удельной значимости в результате проведения независимой экспертизы. Во-вторых, оценка уровня того или иного показателя, характерного для данного поставщика, не может быть рассчитана формализованным методом и определяется как экспертная оценка. Для таких оценок используется балльная шкала.

В формализованном виде рейтинг R поставщика определяется выражением

я = ±сх,

/ * г г?

2=1

где п — число показателей оценки рейтинга поставщика;

X — удельный вес показателя (выраженный в долях);

С — балльная оценка величины этого показателя, обеспечиваемая поставщиком. Однако даже при полном доверии к адекватности оценок С;- и X ранжирование поставщиков в соответствии с их рейтингами является лишь дополнительной информацией для лиц, принимающих решение о выборе поставщиков.

Для разработки информационной системы оценки поставщиков в СПоК необходим выбор подхода к оценке поставщиков, наиболее отвечающего специфике сельскохозяйственной продукции. Существует ряд подходов к оценке поставщиков продукции, успешно применяемых в различных отраслях.

Метод доминирующих характеристик состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии) [1]. Таким параметром может быть: наиболее низкая цена, наилучшее качество, график поставок, внушающий наибольшее доверие, и т.п. Достоинство метода заключается

в простоте, а недостаток — в игнорировании остальных факторов (критериев отбора).

Квалиметрическая модель оценки полезности поставщика товаров и услуг формируется в несколько этапов: построение целевой функции полезности поставщика, формирование базы нормативно-справочной информации путём сбора фактографической информации и структуризации данных поставщиков, условий поставок; формирование квалиметрической модели интегральной оценки полезности поставщика на основе применения методологии многокритериального рейтингования [2]. Метод включает процедуры синтеза множественных суждений, оценки приоритетности факторов (критериев) и нахождения альтернативных стратегий и позволяет решать многокритериальные задачи выбора из множества альтернатив. Преимущество метода состоит в сопоставлении качественно разных показателей с различными единицами измерения.

В методике рейтинговой оценки качества поставщиков, применяемой в АО «АвтоВАЗ», рассчитывается интегральная балльная оценка, которая складывается из «взвешенных» частных оценок. По каждому элементарному показателю устанавливается балльная шкала. Чем хуже деятельность поставщика по какому-либо элементарному показателю, тем больше баллов ему присваивается. На основании оценки осуществляются классификация поставщиков путём присвоения ему категории и выбор корректирующего воздействия в отношении поставщика в зависимости от его категории. Достоинством методики является её гибкость, т.е. возможность приспособления к условиям конкретного предприятия. Однако информация о системе является закрытой, поэтому делать выводы о целесообразности использования методики для решения поставленной задачи не представляется возможной.

В системе рейтинговой оценки качества поставщиков ОАО «КамАЗ» оценка поставщиков осуществляется по следующим четырём ключевым показателям: закупка (25%), качество (25%), техника (25%), логистика (25%). На основании оценки поставщики распределяются по четырём категориям: А — отличный поставщик; АВ — надёжный поставщик; В — ненадёжный поставщик; С — неудовлетворительный поставщик.

У каждого показателя рассчитан процент значимости, сумма равнозначных показателей или внутри группы составляет 100%. Интегральная оценка поставщика определяется как сумма частных оценок и может принимать максимальную величину (100 баллов соответствуют полному выполнению поставщиком требований). Достоинство метода заключается в возможности адаптации под специфику конкретного пред-

приятия и многолетней апробации на ряде крупных предприятий различной отраслевой направленности, что позволяет использовать его в качестве основы для оценки поставщиков в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Разработана система критериев для оценки каждого покупателя. В таблице приведён пример системы критериев оценки соблюдения заданного временного коридора (количества отклонений от срока) для поставок относительно количества рабочих дней.

Система критериев оценки соблюдения заданного временного коридора

Баллы Критерии

10 баллов 8 баллов 6 баллов 4 балла 0 баллов соблюдение временного коридора на 100% соблюдение временного коридора от 98% до 99,99% соблюдение временного коридора от 96% до 97,99% соблюдение временного коридора от 94% до 95,99% соблюдение временного коридора меньше чем на 94%

В качестве основы при разработке методики расчёта оценки качества поставщиков сельскохозяйственной продукции взята методика ОАО «КамАЗ». В силу того что базовая методика разработана для оценки поставщиков в машиностроительной отрасли, критерии оценки были адаптированы в соответствии со спецификой сельхозпроизводителей. В частности, были изменены некоторые показатели.

Показатель «Качество» был максимально адаптирован под требования оценки поставщиков, занятых в сельскохозяйственной отрасли, структура показателя приведена на рисунке.

Показатель «Качество» оценивается по следующим критериям: «Качество труда», «Экология», «Качество хранения продукции», «Качество транспортировки», «Качество продукции». Критерий «Качество труда» в свою очередь включает составляющие: «Защита прав рабочих» — оцениваются условия труда рабочих (например, соответствие требованиям безопасности и гигиены, своевременность выплаты заработной платы, уровень защиты прав и интересов; «Качество оборудования» — оценивается качество оборудования, которое непосредственно участвует в производстве и транспортировке продукции оцениваемого предприятия); «Квалификация рабочих» — оценивается кадровая политика предприятия в отношении подготовки рабочих и повышения квалификации.

Показатель «Экология» оценивается по критериям: «Соблюдение норм охраны окружающей среды», в котором оцениваются все вредные про-

Качество труда 40%

Экология

20%

Качество хранения продукции 10%

Качество транспортировки 10%

Качество продукции 20%

Ст

С

ю

й

а

§

&

й

го

20%

о

а

о

ю

с

с

є

о

о

5

40%

Ст

С

ю

й

а

*

й

40%

о

а

и

о

5

ЕЕ

*

а

о

о

и

50%

а

х

с

Л >5 О О « 0 " § ы & с

в

к

ы

а

и

«

о

О

50%

Рис. - Структура показателя «Качество» в системе оценки поставщиков сельскохозяйственной продукции

изводственные факторы на этапе изготовления продукции, и «Содержание вредных веществ в продукте» поставщика. Если содержание вредных веществ в продукции в пределах нормы — присваивается 10 баллов, если имеются любые отклонения — 0 баллов.

Использование критерия «Качество хранения продукции» позволяет оценить организацию качества хранения продукции на предприятии поставщика, критерий «Качество транспортировки» оценивает такие параметры, как способ доставки товара, качество транспорта. Следующим показателем оценки поставщиков в системе управления сельскохозяйственными кооперативами является показатель «Логистика», критерии его оценки соответствуют базовой методике, так как полностью удовлетворяют методике расчёта оценки поставщиков в сельхозкооперации.

Разработанная методика положена в основу алгоритма расчёта оценки поставщиков при проектировании информационной системы управления сельскохозяйственными кооперативами. Информационная система ранжирования поставщиков продукции в системе управления СПоК позволяет регистрировать поставщиков продукции и оценивать их качество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на основе анализа существующих подходов к оценке поставщиков продукции в качестве базовой методики оценки поставщиков в системе управления СПоК выбрана методика оценки, действующая на ОАО «КамАЗ», прошедшая длительную апробацию и используемая в широком ряде отраслей. Базовая методика адаптирована для оценки поставщиков продукции в системе управления СПоК путём изменения ряда критериев, удовлетворяющих требованиям отрасли. Разработан программный продукт для оценки и ранжирования поставщиков продукции в системе управления СПоК. Применение автоматизированного приложения будет способствовать повышению качества оценки поставщиков, снижению финансовых потерь и трудозатрат и повышению эффективности функционирования всей системы управления СПоК.

Литература

1. Ляченков Н.В., Кокотов Г.В., Иванов Г.В. Всесторонняя оценка деятельности поставщика в области качества // Надёжность и контроль качества. 1998. № 8. С. 3—9.

2. Козин М.Н. Квалиметрическая модель оценки полезности поставщика товаров и услуг // Поволжский торговоэкономический журнал. Саратов: Изд-во: РГТЭУ, 2010. № 3. С. 38-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.