УДК 368.01
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МИКРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН БРИКС)
Н.В. Масленникова
Ивановский государственный химико-технологический университет
Статья содержит методику для анализа и оценки перспектив развития микрострахования в России. Для ее создания нами был изучен опыт стран БРИКС и выявлены основные факторы, способствующие и препятствующие развитию рынка микрострахования.
Ключевые слова: страховой рынок, микрострахование, перспективы развития микрострахования, факторы развития страхового рынка, новый страховой продукт.
Микрострахование - это механизм передачи риска, характеризуемый низкими премиями и низкими лимитами страхования, разработанный для людей с низкими доходами, не попадающих под типичные страховые схемы [6].
Неравномерность развития микрострахования в мире на нынешнем этапе вызывает необходимость использования методики оценки вероятности развития этой разновидности страхового бизнеса в той или иной стране. В российской и иностранной научной литературе нам не удалось найти какие-либо труды, посвященные указанной проблеме. В данной работе нами была разработана методика, позволяющая оценить перспективы развития микрострахования в государстве (т.е. готовность экономики страны, бизнеса, общества, властей к формированию и развитию рынка микростраховых услуг). Для этого мы предлагаем использовать 19 факторов, которые, по нашему мнению, оказывают влияние на развитие микрострахования. Это влияние, в случае с отдельными факторами, разумеется, неравномерно, поэтому мы присваивали каждому из них определенный весовой коэффициент, отражающий степень воздействия фактора на рынок микрострахования. Рассмотрим каждый из факторов:
1. Наличие правительственных программ развития микрострахования. Государство способно активно влиять на распространение микростраховых услуг: оказывать финансовую поддержку, регули-
рующее воздействие на рынок, инициировать реформу страхового законодательства и т.д. В таких странах, как Китай, Индия, ЮАР и Бразилия, микрострахование развивается именно «сверху». Государство в данном случае выступает инициатором и двигателем этого процесса. Целью государства во всех этих случаях является решение проблемы бедности и уязвимости малоимущих домохозяйств от разнообразных рисков.
2. Заинтересованность правительства в развитии микрострахования. Для оценки роли этого фактора необходимо изучить намерения властей в сфере микрострахования, т.е. планируемые реформы, совершенствование законодательства, ожидаемые бюджетные дотации и субсидии. Эта информация косвенно показывает перспективы нового рынка, но вероятность реализации намеченных правительством планов, разумеется, далеко не стопроцентная.
3. Наличие и уровень развития законодательной базы в сфере микрофинансирования и микрострахования. Наличие соответствующих законодательных и нормативных актов, а также уровень их развития, показывают отношение к микрострахованию со стороны государства. Развитая законодательная база упрощает ведение бизнеса, снижает риски страховщиков, страхователей и других участников страхового рынка, регламентирует их деятельность, права и обязанности. Естественно, законодательные нормы не должны носить запре-
тительный характер по отношению к микрострахованию и микрофинансированию в целом.
4. Членство в ВТО предполагает рост конкуренции на рынке финансовых продуктов и заставляет страховщиков повышать эффективность своей деятельности, искать новые рынки и рыночные ниши. Это благоприятно сказывается на развитии микрострахования.
5. Присутствие крупных мировых страховщиков на страховом рынке страны. Сегодня в большинстве стран на рынок микрострахования обращают внимание страховщики с «мировым» именем (Allianz SE, Munich Re, Zurich Financial Services и др.). Эти компании обладают достаточными ресурсами, опытом, масштабом действий, необходимыми для создания и развития нового рынка.
6. Легкость ведения бизнеса. Данный показатель интересен, так как микрострахование является инновационным страховым продуктом, несущим в себе значительные риски для страховщиков. Бюрократические препоны, высокие юридические, политические и иные риски могут привести к отказу страховых компаний от попыток развития данного направления страховой деятельности в стране даже в случае имеющегося перспективного рынка.
7. Уровень инфляции. Высокие темпы роста инфляции негативно влияют на страховой бизнес, приводят к снижению финансовой устойчивости страховых компаний, заставляют их повышать ставки страховых тарифов.
8. Уровень урбанизации. Во многих странах третьего мира доля сельского населения еще очень велика. Поэтому страховые компании, занимающиеся микрострахованием, активно работают в сельской местности, принимая, помимо прочих, очень специфические сельскохозяйственные риски. Но продажа микростраховых продуктов в сельской местности осложнена низкой плотностью населения, традиционной консервативностью сельских жителей и их меньшей грамотностью (по сравнению с горожанами). Это приво-
дит к росту административно-хозяйственных расходов.
9. Бедность и социальное неравенство. Вопрос влияния бедности на развитие микрострахования в стране является крайне важным, так как сегодня данное направление страхового бизнеса рассчитано именно на эти слои населения. Количество бедного населения в стране играет решающую роль в развитии микрострахования, так как именно среди этих граждан и находятся потенциальные покупатели микростраховых услуг. Необходимо оценивать долю населения, живущего за чертой бедности, в общей численности населения и абсолютное число подобных граждан (указывается в табл. 1 под номером 9.1).
10. Уровень грамотности населения. Грамотность населения важна для успешной продажи финансового продукта, которым является микрострахование. Низкий уровень грамотности препятствует аквизиции и создает серьезные трудности для повышения финансовой грамотности населения.
И. Уровень финансовой грамотности населения, т.е. насколько популярны массовые банковские, страховые и иные финансовые услуги, предоставляемые населению. Речь идет именно о массовых услугах, популярных среди населения. Для оценки данного фактора необходимо оценить финансовую грамотность, т.е. совокупность знаний о финансовых продуктах и услугах, умение их использовать с осознанием последствий своих действий и готовностью принимать на себя ответственность за собственные решения. Финансово грамотное население более склонно к страхованию своих рисков.
12. Степень доверия населения к финансовым институтам. Степень доверия населения к финансовым институтам является важным фактором в оценке перспектив развития микрострахования. Именно малоимущее население тяжелее всего переносит финансовые кризисы и часто считает себя обманутым после крахов отдель-
ных участников финансового рынка или общего упадка [2].
13. Фактор менталитета (готовность и желание у населения страховать свой риски). В данном случае уместно говорить о страховом рационализме, который мы определяем как понимание населением объективного характера риска и необходимости принятия мер для управления им путем передачи его или его части страховой компании.
14. Наличие альтернативных микрострахованию систем защиты малоимущего населения от различных рисков, их качество и уровень развития (системы государственного социального страхования, обязательного медицинского страхования, кассы взаимопомощи, сильные родопле-менные связи и традиции взаимопомощи и т.п.). Наличие подобных систем во многом препятствует развитию микрострахования, т.к. они являются его субститутами. Из-за сложности данного вопроса необходима экспертная оценка, в которой будут учитываться особенности, характерные для конкретной страны, конкретного общества. Важным фактором, влияющим на развитие микрострахования является система социальной защиты, функционирующая в стране. Неразвитость данной системы, отсутствие доступа к ней у части населения, благотворно влияет на микростраховой рынок.
15. Эффективность и характер системы здравоохранения. Для оценки перспектив развития микрострахования в той или иной стране необходимо проанализировать существующую систему здравоохранения, ее эффективность, доступность для граждан, качество медицинских услуг, наличие системы всеобщего медицинского страхования и т.д. Это позволит сделать вывод о перспективах развития медицинского микрострахования.
16. Доля страховых премий в ВВП. Этот показатель характеризует уровень развития страхового рынка страны.
17. Уровень развития инфраструктуры страхового рынка. Хорошо развитая инфраструктура способствует эффектив-
ной деятельности на рынке микрострахования.
18. Размеры филиальных сетей страховщиков (необходимо обращать внимание на регионы и на равномерность охвата). Этот показатель заслуживает внимания из-за особенностей дистрибуции микростраховых продуктов. Наличие развитых филиальных сетей позволит компаниям, выходящим на рынок микрострахования, сосредоточиться на дешевых офисных программах.
19. Наличие микрофинансовых организаций и их популярность. В том случае, если микрофинансовые организации популярны среди населения какой-либо страны, можно с высокой долей уверенности говорить о том, что новый микрофинансовый продукт - микрострахование, сможет успешно развиваться, изначально имея доступ к клиентской базе, склонной к использованию микрофинансовых услуг.
Еще одной важной особенностью развитой сети МФО является то, что многочисленные и малозатратные офисы подобных организаций являются идеальным местом для организации распространения и микростраховых продуктов (кросс-продажи, аутсорсинг и т.п.).
Мы применили разработанную нами методику для оценки перспектив развития микрострахования в России на имеющихся данных о рынках микрострахования в других странах и сравнения результатов. Для анализа нами были выбраны страны, входящие в БРИКС - группы из пяти быстро-развивающихся стран, схожих по своим социально экономическим параметрам. Мы намеренно не стали использовать для анализа слаборазвитые страны (такие как, например, Уганда или Кения) и страны, существенно отличающиеся от России по различным параметрам (Колумбия, Филиппины, Индонезия и т.п.). Микрострахование в этих странах развивается быстрыми темпами, но существенные социально-экономические отличия от России не позволяют нам использовать их для анализа. Также нами был проведен анализ перспектив развития микрострахования в США.
Мы оценили возможности развития данного вида бизнеса в развитой стране для того чтобы сравнить полученные баллы по США с баллами других, менее развитых стран.
Для расчёта показателя, характеризующего уровень развития микрострахования в той или иной стране (У}, мы использовали следующую формулу:
¥ = + (1)
или
У=%=1Х^, (2)
где - значение ьго фактора, fi - весовой коэффициент соответствующего фактора.
В результате проведенного анализа нами были получены данные, представленные в табл. 1.
Количественная оценка перспектив развития микрострахования
Таблица 1
Номер фактора/Страна Китай Бразилия Индия ЮАР Россия США
1 9 3 6 9 0 0
2 3 3 3 3 1 0
3 6 6 8 8 6 2
4 1 1 1 1 1 1
5 0,75 0,375 0,525 0,45 0,45 1,125
6 2,067 1,587 1,557 2,571 1,824 2,877
7 2 2 0,5 0 0,6 4
8 2,82 5,22 1,8 3,72 4,38 4,92
9 35 13,4 68,6 31,3 12.5 [1] 2
9.1 45,67 4,19 83,69 1,47 1,71 0,69
10 1,84 1,76 1,22 1,72 1,98 1,98
11 1,5 2 0,5 1,5 2 2,5
12 2 1 2 2 1 3
13 2 2 2 2 2 3
14 -6 -6 -9 -9 -9 -9
15 3 2 3 4 2 1
16 1,5 1,6 2,05 6,1 1,2 4,05
17 1,4 2,1 1,4 1,4 2,8 2,8
18 3 2 2 2 3 3
19 9 12 15 9 15 0
Итоговый балл 129,547 60,232 194,842 81,231 51,444 30,942
Первые четыре страны сегодня являются признанными лидерами в сфере развития микрострахования, что подтверждается и высокими набранными баллами. США имеет низкий балл, что доказывает бессмысленность и бесперспективность развития микрострахования для бедных слоев населения в подобных развитых странах. Россия набрала 51 балл, но необходимо учесть то, что более высокие показатели Китая, Бразилии, Индии и ЮАР объясняются отчасти тем, что микрострахование там уже успешно развивается на протяжении последнего десятилетия. Соответственно, эти страны имеют высокие баллы по первым трем факторам. В этих странах имеются правительственные программы развития микрострахования, на-
блюдается заинтересованность властей в использовании этого вида страховых услуг для решения социальных проблем, существует соответствующая законодательная база. Это позволяет им набрать в среднем 10-15 дополнительных баллов.
Более того, Индия и Китай являются признанными лидерами на рынке микрострахования. Это связано со значительным количеством бедных жителей этих стран, которые создают спрос на микростраховые услуги. Наибольшее влияние на итоговый показатель оказывает именно фактор бедности. Это вполне естественно, так как сегодня микрострахование развивается как страховая услуга именно для бедных слоев населения. Значительное число бедных домохозяйств формирует обширную кли-
ентскую базу и активизирует деятельность правительства по развитию микрострахования для решения социальных проблем. Также достаточно важную роль в развитии микрострахования играет популярность микрофинансовых услуг в стране.
Проанализируем текущую ситуацию на рынке микрострахования каждой
из выбранных нами стран. В табл. 2 представлены данные о действительных и потенциальных клиентах рынка микрострахования в четырех странах. Построим гистограмму, отражающую взаимосвязь показателей 1, 2, 5 из табл. 2 и итоговых баллов из табл. 1.
Таблица 2
Показатели развития рынков микрострахования в странах БРИКС (кроме России)
Показатели Китай Бразилия Индия ЮАР
1. Пользователи микростраховых услуг (млн. чел) 25 [3] 19.6 68 [4] 25.6
2. Доля населения, пользующаяся микрострахованием (%) 1.9 10.4 [8] 5.57 54.5 [5]
3.Бедное население (млн. чел) 456.75 41.94 836,9 14,71
4. Доля бедного населения (%) 35 [7] 13.4 68,6 31,3
5. Доля бедных, пользующихся микрострахованием 4.37 19.64 8,12 99
Рис. 1. Взаимосвязь показателей числа клиентов на рынках микрострахования стран БРИКС (за исключением России) и итогового балла, оценивающего перспективы развития микрострахования в конкретной
стране
Мы видим (рис. 1), что количество пользователей микростраховых продуктов соответствует набранным баллам. При этом важно отметить, что в ЮАР практически все бедное население пользуется услугами микрострахования, в Бразилии этот показатель также достаточно высок. В Индии и Китае потенциальный рынок огромен. Абсолютное большинство бедных домохозяйств еще не имеют доступа к услугам микрострахования. В ближайшие годы ожидается экспоненциальный рост числа клиентов, благодаря стимулирующим действиям правительств этих государств.
Преимущества разработанной нами методики заключаются в том, что для ее использования достаточно только тех данных, которые имеются в свободном досту-
пе. Мы рекомендуем использовать информацию из следующих источников: законодательные и нормативные акты, данные официальных государственных органов статистики, официальные программы развития страхового рынка, экспертные оценки, аналитические обзоры, маркетинговые исследования, периодические отчеты страховщиков, СМИ, научная литература, периодическая печать, данные социологических опросов, информация о страховых компаниях, находящаяся в открытом доступе.
Также преимущество методики в том, что она легко поддается корректированию в соответствии с изменениями на страховом рынке конкретной страны и на мировом рынке в целом. Необходимо отметить, что некоторая информация (дан-
ные из СМИ, заявления независимых экспертов, государственных служащих и т.п.) требует критики источника.
В России рынок микрострахования на данный момент не существует. Но, по нашему мнению, его появление и развитие не только возможно, но и необходимо. В условиях снижения качества социальной защиты населения, постепенного перехода системы здравоохранения на рыночную основу, увеличения существующих и появления новых социальных рисков, дальнейшего усиления имущественного неравенства и провала попытки формирования значительного среднего класса, микрострахование может стать эффективным элементом системы социальной защиты граждан. Мы считаем, что для этого необходима заинтересованность и участие государства. Опыт стран БРИКС показывает, что правительство может оказать огромное стимулирующее воздействие на формирование нового рынка. В России существуют и технические условия для развития микрострахования. Страна обладает хорошо развитой инфраструктурой страхового рынка, население достаточно хорошо образовано, большой популярностью пользуются микрофинансовые организации.
Таким образом, микрострахование в России возможно, но решающую роль на начальном этапе его развития должно сыграть государство. Заинтересованность и участие крупных страховых компаний также необходимы.
ЛИТЕРАТУРА
1) Доля бедных людей в РФ снизилась до 12,5% // Финам. - 2012. [Электронный ресурс]. URL:
http://finam.info/news/dolya-bectoih-lyudey-v-rf-snizilas-do-125/ (дата обращения: 26.05.2013).
2) Кузина О.Е. Стратегии финансового поведения российского населения // НИУ ВШЭ. - 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/org/projects/26406602 (дата обращения: 26.05.2013).
3) Gamser М. Microinsurance in China Developing // International Insurance And Healthcare Industry News. - 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalsurance.com/blog/microinsurance-in-china-developing-476420.html (дата обращения: 26.05.2013).
4) Janani A. Ramasubramanian. Low uptake of crop microinsurance in India 2013 Live Mint&The Wall Street Journal. - 2013. [Электронный ресурс]. URL: http ://www. livemint. com/Opinion/DcE5m3Ufrtz8X91Z tnaHCJ/ Low-uptake-of-crop-microinsurance-in-India.html?facet=print (дата обращения: 26.05.2013).
5) McCord M.J. Briefing Note. The Landscape Of Microinsurance In Africa 2012// Munich Re Foundation. -2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.munichre-foundation.org/dms/ MRS/Documents/ Microinsurance/ 2012MILandscape/2012LandscapeMI Africa_E/2013LS _MI_AfricaBrief_E_web.pdf (дата обращения: 26.05.2013).
6) Microinsurance Conference 2007. Making insurance work for the poor, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.agroinsurance.com/files/microinsurance.pdf (дата обращения: 10.06.2013).
7) Taking on mass poverty - Microinsurance in China // Munich Re Foundation. - 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.munichre-founda-
tion.org/home/Microinsurance/Microinsurance_Archive /2008 Microinsurance_Workshop_ Bej-
ing_Summary.html (дата обращения: 26.05.2013).
8) The Landscape Of Microinsurance In Latin And The Caribbean: A Briefing Note // Munich Re Foundation -2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www5.iadb.Org/mif/Portals/0/LACdata/MIF2012_ Landscape-Microinsurance-LAC_Briefing-Note.pdf (дата обращенияАтегюа: 26.05.2013).
Рукопись поступила в редакцию 28.06.13.
RUSSIAN MICROINSURANCE DEVELOPMENT PERSPECTIVES EVALUATION METHOD
(BY BRICS COUNTRIES EXAMPLE)
N. Maslennikova
The article contains methodology of analysis and evaluation of Russian microinsurance development perspectives. For its creation we researched BRICS countries experience and revealed the main factors which promote and impede microinsurance market development.
Key words: insurance market, microinsurance, microinsurance development perspectives, insurance market development factors, new insurance product.