Научная статья на тему 'Методика оценки организаторской деятельности должностных лиц авиационной части по предотвращению авиационных происшествий'

Методика оценки организаторской деятельности должностных лиц авиационной части по предотвращению авиационных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактическая работа / авиационные события / авиационный персонал / обеспечение безопасности полетов / оценка безопасности полетов / опасный фактор / производство полетов / preventive work / aviation events / aviation personnel / flight safety / safety assessment / dangerous factor / flight operations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Платонов Александр Александрович, Господ Алексей Алексеевич, Гетман Андрей Валерьевич

В статье представлена методика оценки деятельности руководящего состава авиационных частей (подразделений) по обеспечению безопасности полетов по результатам их деятельности при производстве полетов с использованием информационно-аналитического обеспечения безопасности полетов. Данная методика позволяет корректировать деятельность руководящего состава направленное на своевременное принятие решения для устранения выявленных опасных факторов функционирования элементов авиационной системы. Вовремя выработанные и реализованные решения по выявлению опасных факторов позволят предотвратить авиационное происшествие в воинской части. В методике предусмотрена оценка способности руководящего состава снижать повторяемость ошибочных действий личного состава при производстве полетов. Показана зависимость происходящих авиационных инцидентов в воинской части от качественного исполнения своих обязанностей должностным лицом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Платонов Александр Александрович, Господ Алексей Алексеевич, Гетман Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the aViation unit offiCers orGaniZational aCtiVities eValuation method on PreVention of airCraft aCCidents

The article presents a method for evaluating the activities of aviation units (divisions) officers to ensure flight safety based on the results of their activities in the production of flights using information and analytical safety assurance. This method allows to adjust the activities of the officers aimed at timely decision-making to eliminate the identified dangerous factors in the functioning of elements of the aviation system. Timely developed and implemented solutions to identify dangerous factors will prevent an aviation accident in a military unit. This method provides an assessment of the management team ability to reduce the personnel erroneous actions repeatability during flight operations. The dependence of the ongoing aviation incidents in the military unit on the quality performance of duties by the official is shown.

Текст научной работы на тему «Методика оценки организаторской деятельности должностных лиц авиационной части по предотвращению авиационных происшествий»

УДК 351.814.2

ГРНТИ 73.37.17

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ АВИАЦИОННОЙ ЧАСТИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

А.А. ПЛАТОНОВ

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

А.А. ГОСПОД

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

А.В. ГЕТМАН, кандидат военных наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье представлена методика оценки деятельности руководящего состава авиационных частей (подразделений) по обеспечению безопасности полетов по результатам их деятельности при производстве полетов с использованием информационно-аналитического обеспечения безопасности полетов. Данная методика позволяет корректировать деятельность руководящего состава направленное на своевременное принятие решения для устранения выявленных опасных факторов функционирования элементов авиационной системы. Вовремя выработанные и реализованные решения по выявлению опасных факторов позволят предотвратить авиационное происшествие в воинской части. В методике предусмотрена оценка способности руководящего состава снижать повторяемость ошибочных действий личного состава при производстве полетов. Показана зависимость происходящих авиационных инцидентов в воинской части от качественного исполнения своих обязанностей должностным лицом.

Ключевые слова: профилактическая работа, авиационные события, авиационный персонал, обеспечение безопасности полетов, оценка безопасности полетов, опасный фактор, производство полетов.

THE AVIATION UNIT OFFICERS ORGANIZATIONAL ACTIVITIES EVALUATION

METHOD ON PREVENTION OF AIRCRAFT ACCIDENTS

A.A. PLATONOV

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

A.A. GOSPOD

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

A.V. GETMAN, Сandidate of Military sciences

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article presents a method for evaluating the activities of aviation units (divisions) officers to ensure flight safety based on the results of their activities in the production of flights using information and analytical safety assurance. This method allows to adjust the activities of the officers aimed at timely decision-making to eliminate the identified dangerous factors in the functioning of elements of the aviation system. Timely developed and implemented solutions to identify dangerous factors will prevent an aviation accident in a military unit. This method provides an assessment of the management team ability to reduce the personnel erroneous actions repeatability during flight operations. The dependence of the ongoing aviation incidents in the military unit on the quality performance of duties by the official is shown.

W U

Keywords: preventive work, aviation events, aviation personnel, flight safety, safety assessment, dangerous factor, flight operations.

Введение. Авиационные происшествия, в основном, происходят вследствие проявления нескольких опасных факторов (причин). Результаты расследования авиационных происшествий свидетельствуют, что 70-80 % причин авиационных происшествий - ошибки авиационного персонала, вызванные недостатками в профессиональной и психологической подготовке, приводящие к ошибочным действиям в эксплуатации авиационной техники, средств управления и обеспечения полетов. Значительная часть авиационных происшествий связана с нарушениями и упущениями при организации и проведении полетов. При этом ошибки и нарушения связаны с принятием управляющих решений должностными лицами по воздействию на элементы авиационной системы и на процесс производства полетов. Данная методика оценивает деятельность конкретного должностного лица, а не ставит общую (субъективную) оценку деятельности по предотвращению авиационных происшествий авиационной воинской части [1].

Актуальность. Работа по предотвращению авиационных происшествий (АП) проводится во всех авиационных формированиях и заключается, в основном, в определении законности выполнения полетов. Важнейшим направлением обеспечения безопасности полетов (БзПов) является контроль производства полетов, что позволяет не только выявлять существующие, но и постоянно возникающие опасные факторы, и, проводя профилактические мероприятия, устранять их. Данная деятельность напрямую зависит от исполнения руководящим составом своих должностных обязанностей, то есть от эффективности их работы по недопущению авиационных событий. А как же оценить эффективность деятельности должностных лиц? Это возможно произвести по тому, как они выполняют возложенные на них легитимные обязанности в соответствии с действующими правовыми актами.

В настоящее время отсутствует методика по определению качественной составляющей оценки организаторской роли должностных лиц по предотвращению АП.

Ошибочные действия авиационного персонала можно разделить на две группы: ошибки, связанные с индивидуальными, преимущественно отрицательными свойствами конкретных лиц, такими как недисциплинированность, халатность, недоученность, несобранность, невнимательность, то есть ошибки, обусловленные «личностным фактором»;

ошибки, связанные с отсутствием учета возможностей и ограничений, присущих человеку вообще, допущенными при создании и испытании авиационной техники, то есть ошибки, обусловленные «человеческим фактором».

В теории БзПов её оценка при ошибках инженерно-авиационной службы и летного состава, в основном, рассчитывается количественной или качественной оценкой влияния ошибок авиационного персонала на БзПов с помощью вероятности безошибочной работы авиационного персонала [2, 3]. Все эти оценки дают общую оценку состояния обеспечения БзПов и не оценивают деятельность конкретного должностного лица.

Принято считать, что безошибочность - это способность авиационного персонала (летчика, оператора) выполнять возложенные на него функции (действия, работу) в заданных условиях в течение некоторого времени без ошибок. Основным показателем безошибочной работы (действий) авиационного персонала является интенсивность потока ошибок в процессе выполнения работы (действий).

Интенсивность потока ошибок авиационного персонала Рбо определяется отношением [2]

P = -

бо N

(1)

или разностью

ы g

и

^о = 1 -

п

N

(2)

где п - количество действий, выполненных авиационным персоналом без ошибок (до первой из них); N - общее число выполненных действий; Пош - число допущенных ошибок при выполнении N действий.

Не менее важной характеристикой надежности авиационного специалиста является его способность исправлять допущенные ошибки и возвращаться после этого к нормальной деятельности. Такую способность авиационного персонала называют восстанавливаемостью.

Показателем восстанавливаемости является значение вероятности исправления ошибки Рио. Ее величину можно определить, используя следующую формулу

P = P P P

ио инф оби пр 5

(3)

где Гинф - вероятность получения авиационным персоналом информации о допущенной ошибке; Гоби - вероятность обнаружения авиационным персоналом информации о допущенной ошибке; Рпр - вероятность правильных действий авиационного персонала при повторном их выполнении для исправления ошибки.

Такие характеристики надежности авиационного персонала, как утомляемость, напряженность, тоже могут иметь количественные показатели. Однако надежность авиационного персонала по этим характеристикам обеспечивается строгим нормированием или автоматизацией его деятельности.

Приведенные выше показатели надежности авиационного персонала и отдельных ее элементов находят широкое применение в теории и на практике при оценке состояния БзПов, так как обеспечение высокой надежности, как отдельных элементов, так и всей авиационной системы в целом является одним из направлений деятельности по обеспечению безопасности полетов.

Высокая надежность функционирования основных элементов авиационной системы достигается:

авиационной и обеспечивающей техники - постоянным объективным контролем состояния, соблюдением заданных условий и сроков эксплуатации, своевременным проведением всех видов ремонтных и регламентных работ, работ по подготовке к полету;

авиационного персонала - тщательным подбором, всесторонней подготовкой, расстановкой кадров, мотивацией, стимулированием и объективным контролем деятельности, обеспечением комфортабельных условий работы, автоматизацией сложных и трудоемких рабочих процессов, тщательным контролем психофизиологического состояния членов летного экипажа перед полетами;

материальных объектов (искусственного происхождения) - строгим соблюдением требований по условиям эксплуатации, постоянным объективным контролем состояния, систематическим проведением регламентных и ремонтных работ.

Существующая методика, изложенная в статьях [4, 5], показывает один из подходов оценки должностного лица органа военного управления по предотвращению АП. Однако она не позволяет конкретно оценить деятельность должностного лица по предотвращению АП.

Основной составляющей БзПов является обеспечение БзПов. Что понимается под этим термином? Обеспечение безопасности полетов - деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов военного управления, органов БзПов и всего авиационного персонала, направленная на организацию, проведение и обеспечение полетов (производство полетов) без авиационных событий.

Целью обеспечения БзПов является предотвращение АП. Управление обеспечением БзПов заключается в определении рационального пути от исходного состояния к требуемому и

м и

обеспечении изменения объекта на этом пути. Для этого в процессе производства полетов, должностные лица, оказывая управляющие действия, вырабатывают управляющие воздействия, которые должны обеспечить производство полетов без АП.

Под управляющим воздействием понимается влияние на управляемый объект, вызывающее в последнем требуемые изменения его свойств и (или) состояния для достижения заданного результата. Управляющее воздействие осуществляется посредством командной информации от субъекта к объекту управления. Оно отражается в приказах, распоряжениях, указаниях, планах и других документах.

Исходя из выше сказанного, критерий оценки организаторской деятельности должностных лиц авиационной части по предотвращению авиационных происшествий можно представить:

Р х Р штгл х Р, штгл х 100%

1 дл аил (ИТС) офл (ИТС) ;

(4)

где Рдл - безошибочность работы должностного лица летного состава или инженерно-технического (наземного) состава; Раил(ЯГС) - деятельность по предотвращению опасных факторов, приведшим к авиационным инцидентам (АИ); Р^л(ИТС) - способность по устранению

выявленных опасных факторов.

Первым показателем будет безошибочность работы должностного лица летного состава или инженерно-технического (наземного) состава Рдл(итс), который определен его функциональными обязанностями:

N

Р =-

1 дл

N

ВНП 2

- N

НВНП

N

(5)

Пр

где N - количество выполненных пунктов должностных обязанностей по обеспечению БзПов

(организации и проведении полетов); - количество пунктов, выполненных не в полном

объеме (частично), приведшим к авиационным событиям; Nнвнп - количество невыполненных

пунктов, выявленных на полетах, по независящим причинам; - количество пунктов

определенных должностными обязанностями по организации и проведению полетов.

При этом выполненные обязанности не в полном объеме засчитываются за половину их числа.

Вторым показателем будет деятельность по предотвращению опасных факторов, приведшим к авиационным инцидентам (АИ) Раил(иитс), который определяется через количество

выполненных полетов без АИ:

для руководящего летного состава

р ^ ^аичф

(6)

для руководящего инженерно-технического состава

Р..

1 ^^ аичф ^^ аиат

(7)

ы

и

где i - количество выполненных полетов; Маичф - количество авиационных инцидентов по человеческому фактору (летного или инженерно-технического состава); Каиат - количество авиационных инцидентов из-за отказов авиационной техники.

Третьим показателем будет способность по устранению выявленных опасных факторов Р^>Л(итс), которая определяется их повторяемостью:

для руководящего летного состава авиационной части:

Р = Р

офл грп

Р хР хР =■

К

устГРП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

устГОК

К К

устИнст устГК

К

К

ТУ" ТУ"

Инст ^ГК

(8)

где Р - способность устранять ошибки летного состава, выявленные группой руководства полетов (ГРП); Рок - способность устранять ошибки летного состава, выявленные группой объективного контроля (ГОК); Ринс - способность устранять ошибки летного состава, выявленные инструкторским составом; Ргк - способность устранять ошибки летного состава, выявленные контролем готовности; К^^П>П - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены группой руководства полетов (ГРП) и устранены до следующих полетов; КустГОК - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены группой объективного контроля (ГОК) и устранены до следующих полетов; КутИнст - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены

инструкторским составом и устранены до следующих полетов; КустГК - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены при проведении контроля готовности и устранены до следующих полетов; Кгрп - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены ГРП; Кгсж - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены ГОК; КИнст - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены инструкторским составом; Кгл. - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые

выявлены при проведении контроля готовности.

Для руководящего инженерно-технического состава

Р = Р

офитс итс

Р

ТУ"

, Р _ устИТС

К

ИТС

ТУ" ТУ"

устАТВ устАТЗ

К

АТВ

К

(9)

АТЗ

где Р - способность устранять ошибки инженерно-технического состава при производстве полетов; Р - способность устранять отказы авиационной техники, выявленные в воздухе; Ратз - способность устранять отказы авиационной техники, выявленные на земле;

- ошибочные действия и нарушения инженерно-технического состава, которые

К

устИТС

выявлены и устранены до следующих полетов; К^тАТВ - отказы авиационной техники, которые выявлены в воздухе и устранены на земле; К - отказы авиационной техники, которые выявлены и устранены на земле; К - ошибочные действия и нарушения инженерно-

технического состава; К

АТЗ

отказы авиационной техники, которые выявлены на земле;

К

отказы авиационной техники, которые выявлены в воздухе.

Исходя из выше сказанного, критерий оценки организаторской деятельности должностных лиц авиационной части по предотвращению авиационных происшествий можно представить:

для руководящего летного состава Ш1л

Ш1л = Рдл Х Раил Х Рофл =

^ +1 ^^ I-N

N

Пр

нвнп 1 - N К К К К

1 1 ^ аичф устГРП ^устГОК ^устИнст ^устГК (10)

Х Х Х Х Х 5 V /

1 ТС ТС ТС ТС

1 ^ГРП ГОК Инст ГК

для руководящего инженерно-технического состава:

N.

Ш = Р х Р х Р

1ИТС дл аиитс офитс

N

ВНП

- N

К,

N

НВНП 1 - N - N К К К

аичф аиат устИТС устАТВ устАТЗ

~ Х Х Х Х

К

К

Пр

К

ИТС

К

АТВ

К

АТЗ

. (11)

Для оценки руководящего состава соединения и объединения можно пользоваться упрощённой формулой:

для руководящего летного состава

^ +

N

ВНП

- N

НВНП 1 - N , N А- N

аичф аичф неустр.аичф

N

Пр

N.

(12)

аичф

N - N

Раичф неустр.аичф

,, _ аил =-—- - способность руководящего летного состава устранять

N.

аичф

авиационные инциденты по человеческому (личностному) фактору; N аичф - повторившиеся

авиационные инциденты по человеческому (личностному) фактору; для руководящего инженерно-технического состава

^ +

Ш1ИТС = ■

N

ВНП

- N

НВНП 1 - N ,- N N - N

аичф аиат аиат неустр. аиат

N

Пр

N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(13)

где Ра

N - N

аиат неустр.аиат

- - способность руководящего инженерно-технического состава

К„„„

устранять авиационные инциденты из-за отказов авиационной техники. N - повторившиеся авиационные инциденты из-за отказов авиационной техники.

неустр.аиат ^ ^

В целях выработки единых подходов оценки эффективности деятельности по предотвращению АП должностными лицами авиационной части, предлагается следующая методика:

1. Необходимо взять перечень специальных обязанностей должностного лица.

При определении эффективности работы необходимо учитывать те специальные обязанности, невыполнение которых в большей степени привело к авиационным событиям, выделяются в тексте курсивом, те пункты, невыполнение которых привели к авиационным событиям, выделяются жирным курсивом.

2. Выполнить анализ полетов за оцениваемый период и определить:

количество выполненных полетов;

количество выявленных авиационных инцидентов по человеческому фактору, на предотвращение которых может повлиять должностное лицо;

количество выявленных авиационных инцидентов из-за отказов авиационной техники, на предотвращение которых может повлиять должностное лицо;

количество ошибочных действий по человеческому фактору (отказов), на предотвращение которых может повлиять должностное лицо;

количество отказов авиационной техники, выявленных в воздухе и на земле, на предотвращение которых может повлиять должностное лицо.

3. Полученные данные внести в формулу: для руководящего летного состава

N +

Ш = -

- N

НВНП

N

1 — N К К К К

аичф устГРП устГОК устИнст устГК тг\г\п/ /1

-х —-х —-х —-х —-х100%, (14)

Пр

1

К

ГРП

К

ГОК

К

Инст

К

ГК

для руководящего инженерно-технического состава

N +

ш =

хИТС

N

НВНП

1 — N аичф — N а

N.

ТУ- ТУ- ТУ-

устИТС устАТВ устАТЗ ,тп, ,Л ,-ч

-х —-х —-х —-х100%, (15)

пр

К

ИТС

К

АТВ

К

АТЗ

где ^ - эффективность выполнения обязанностей по обеспечению БзПов (организации и проведении полетов) должностным лицом за определенный период.

4. Делается вывод об эффективности работы должностного лица по обеспечению безопасности полетов.

Оценка эффективности деятельности руководящего состава авиационных формирований по обеспечению БзПов при производстве полетов определяется по следующим критериям:

85 - 100 % - работа проведена эффективно;

70 - 85 % - работа проведена недостаточно эффективно;

50 - 70 % - работа проведена малоэффективно;

менее 50 % - работа проведена неэффективно.

Необходимо отметить, что если в авиационном формировании допущено АП, серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна, то деятельность должностных лиц по обеспечению БзПов оценивается в соответствии с пунктом 48 Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации [1].

Для раскрытия применения методики оценки эффективности деятельности руководящего состава авиационных формирований по обеспечению БзПов при организации, обеспечении и проведении полетов рассмотрим деятельность конкретного должностного лица.

Пример 1. Рассмотрим эффективность деятельности за учебный год командира авиационной части.

1. Берем перечень должностных обязанностей.

Для организации и проведения полетов определены 44 мероприятия, из них:

определять объем дополнительной подготовки или отстранять экипажи ВС (группы) от полетов, лиц ГРП от управления полетами при неудовлетворительной подготовке летного состава к полетам, лиц ГРП - к управлению полетами;

определять готовность своего и запасных аэродромов, полигонов, площадок, средств управления и обеспечения полетов;

отстранять от полетов летный состав при неудовлетворительной подготовке к полетам, нарушении правил полетов, грубых ошибках в технике пилотирования и эксплуатации авиационной техники;

принимать решение об отнесении того или иного авиационного события к авиационному инциденту, о его классификации и давать указания по организации его расследования;

анализировать материалы ОК в целях выработки мероприятий по предупреждению ошибок и инцидентов, совершенствованию методики летного обучения. (4 мероприятия выполнены неполностью и 1 не выполнено).

2. Выполнить анализ полетов за оцениваемый период и определить: 1=277 - количество выполненных полетов;

N = 38 - количество выполненных пунктов должностных обязанностей по обеспечению безопасности полетов (организации и проведении полетов);

^ф = 31 - количество авиационных инцидентов по человеческому фактору;

^внп = 5 - количество пунктов, выполненных не в полном объеме (частично), приведшие к авиационным инцидентам;

N = 44 - количество пунктов определенных должностными обязанностями по

организации и проведению полетов;

= 1 - количество невыполненных пунктов, выявленных на полетах, по независящим

причинам;

КуСтГ?Т1 = 47 - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены

группой руководства полетов (ГРП) и устранены до следующих полетов;

К^^ок = 80 - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены группой объективного контроля (ГОК) и устранены до следующих полетов;

Курнет = 60 - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены инструкторским составом и устранены до следующих полетов;

К^тгк = 20 - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены при проведении индивидуальным и групповым контролем и устранены до следующих полетов;

КГРП = 50 - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены ГРП;

К^с« = 85 - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены ГОК; КИнст = 64 - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены инструкторским составом;

= 20 - ошибочные действия и нарушения летного состава, которые выявлены при проведении индивидуальным и групповым контролем.

3. Полученные данные внести в формулу 14. Получаем:

38+Г51-1

^ = 12> х277-31 х47 х 80х60х 20хШ %.

44 277 50 85 64 20

4. Делается вывод об эффективности работы командира авиационной части по предотвращению АП.

Вывод: работа командира авиационной воинской части по обеспечению БзПов проведена малоэффективно.

Пример 2. Рассмотрим эффективность деятельности за год заместителя командира по инженерно-авиационной службе авиационной части.

1. Берем перечень должностных обязанностей. Для организации и проведения полетов определены 44 мероприятия, из них:

организовывать управление и взаимодействие между подразделениями ИАС при подготовке и проведении полетов, осуществлять взаимодействие между ИАС и другими службами воинской части и воинских частей (подразделений) обеспечения;

организовывать предполетную подготовку ВС, выпуск в полет экипажа-разведчика погоды;

организовывать полноту и качество подготовки к полетам ВС воинской части;

организовывать подготовку ВС к повторному полету;

участвовать в выявлении причин отказов систем и оборудования ВС в полете и определять меры по их устранению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(4 мероприятия выполнены не полностью и 1 не выполнено).

2. Выполнить анализ полетов за оцениваемый период и определить:

1=277 - количество выполненных полетов воинскими частями;

N = 22 - количество выполненных пунктов должностных обязанностей по обеспечению безопасности полетов (организации и проведении полетов);

N

аичф

= 1 - количество авиационных инцидентов по нарушениям ИТС;

N„3! = 22 - количество авиационных инцидентов из-за отказа авиационной техники; N^77 = 5 - количество пунктов, выполненных не в полном объеме (частично), приведшим к авиационным событиям;

N = 28 - количество пунктов определенных должностными обязанностями по

организации и проведению полетов;

^внп = 1 - количество невыполненных пунктов, выявленных на полетах, по независящим причинам;

К

устАТЗ

= 1675 - отказы авиационной техники, которые выявлены и устранены на земле;

КАТВ = 275 - отказы авиационной техники, которые выявлены в воздухе; КИТС = 47 - ошибочные действия и нарушения инженерно-технического состава;

К

устИТС

= 45 - ошибочные действия и нарушения инженерно-технического состава,

которые выявлены и устранены до следующих полетов;

К

устАТВ

= 700 - отказы авиационной техники, которые выявлены в воздухе и устранены на

земле;

К

устлтз = 1500 - отказы авиационной техники, которые выявлены и устранены на земле.

3. Полученные данные внести в формулу 15.

Получаем:

W =

22 + - I-1

2 ) 277 -1 - 22 45 700 1500

28

277

— х-х-:

47 725 1675

:100%=76,9%.

4. Делается вывод об эффективности работы должностного лица по обеспечению безопасности полетов.

Вывод: работа заместителя командира авиационной части по инженерно-авиационной службе по предотвращению АП проведена недостаточно эффективно.

м и

Выводы. Данная методика оценки может быть рекомендована руководящему составу авиационных воинских формирований, с использованием информационно-аналитического обеспечения безопасности полетов при проведении разбора и подведения итогов за месяц, квартал и год.

Использование методики позволит разрабатывать приказ по оценке организаторской роли должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий.

Методика позволяет корректировать деятельность руководящего состава, направляя ее на своевременное принятие решения для устранения выявленных опасных факторов функционирования элементов авиационной системы.

В методике предусмотрена оценка способности руководящего состава снижать повторяемость ошибочных действий личного состава при производстве полетов.

В методике показана зависимость происходящих авиационных инцидентов в воинской части от качественного исполнения своих обязанностей должностным лицом.

Предложенная методика позволяет аргументировано определить эффективность работы каждого должностного лица по обеспечению БзПов и ввести персональную ответственность за состояние БзПов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (РПАП-2002). Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2002 года № 390. М.: АО «Красная Звезда», 2016. 88 с.

2. Безопасность полетов. Учебник. / Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018. С. 103-145.

3. Управление безопасностью полетов. Учебник / Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2019. С. 53-58.

4. Методика оценки организаторской деятельности должностных лиц авиационных формирований по предотвращению авиационных происшествий при организации, обеспечении и проведении полетов. Платонов А.А., Господ А.А. Сборник материалов V Всероссийской военно-научной конференции «Актуальные проблемы вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере». Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2019. С. 382-391.

5. Методика оценки деятельности должностных лиц авиационных формирований по предотвращению авиационных происшествий при организации, обеспечении и проведении полетов. Платонов А.А., Романов Н.Н., Господ А.А. Сборник материалов ХХ Всероссийской заочной научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе». Краснодар: КВВАУЛ, 2019. С. 32-38.

REFERENCES

1. Rukovodstvo po predotvrascheniyu aviacionnyh proisshestvij s gosudarstvennymi vozdushnymi sudami v Rossijskoj Federacii (RPAP-2002). Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 30.09.2002 goda № 390. M.: AO «Krasnaya Zvezda», 2016. 88 p.

2. Bezopasnost' poletov. Uchebnik. / Voronezh: VUNC VVS «VVA», 2018. pp. 103-145.

3. Upravlenie bezopasnost'yu poletov. Uchebnik / Voronezh: VUNC VVS «VVA», 2019. pp. 53-58.

4. Metodika ocenki organizatorskoj deyatel'nosti dolzhnostnyh lic aviacionnyh formirovanij po predotvrascheniyu aviacionnyh proisshestvij pri organizacii, obespechenii i provedenii poletov. Platonov A.A., Gospod A.A. Sbornik materialov V Vserossijskoj voenno-nauchnoj konferencii «Aktual'nye problemy vooruzhennoj bor'by v vozdushno-kosmicheskoj sfere». Voronezh: VUNC VVS «VVA», 2019. pp. 382-391.

5. Metodika ocenki deyatel'nosti dolzhnostnyh lic aviacionnyh formirovanij po predotvrascheniyu aviacionnyh proisshestvij pri organizacii, obespechenii i provedenii poletov. Platonov A.A., Romanov N.N., Gospod A.A. Sbornik materialov HH Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe». Krasnodar: KVVAUL, 2019. pp. 32-38.

© Платонов А.А., Господ А.А., Гетман А.В., 2020

Платонов Александр Александрович, доцент кафедры безопасности полетов, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, alalplatonow@rambler.ru.

Господ Алексей Алексеевич, доцент кафедры безопасности полетов, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Гетман Андрей Валерьевич, кандидат военных наук, заместитель начальника кафедры управления авиацией (с пунктов управления), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.