Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ПАО "ЛУКОЙЛ"'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ПАО "ЛУКОЙЛ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1925
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ / ПОКАЗАТЕЛИ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винокур И. Р., Лопурко О. С.

В условиях рыночной экономики важным элементом управления предприятием является проведение оценки своего конкурентного позиционирования. Данный факт позволяет предприятию определить свои достоинства и выявить проблемы в собственной стратегии развития среди конкурентов, а также эффективность применения в своей деятельности экономических ресурсов. Существующая методика оценки конкурентоспособности предприятия универсальна для всех хозяйствующих субъектов. В связи с этим нельзя полноценно оценить деятельность предприятия в определенной отрасли. На основании этого имеется необходимость дальнейших исследований в экономической оценке конкурентоспособности предприятия. Целью данного исследования является формирование комплексной методики, позволяющей оценить конкурентоспособность предприятия нефтегазовой отрасли. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть имеющиеся методики оценки конкурентоспособности организации, составить основные блоки показателей нефтегазовой отрасли, предложить комплексную методику оценки конкурентоспособности нефтегазовых предприятий. В данной работе проводится оценка конкурентоспособности по предлагаемой методике крупного нефтегазового предприятия в РФ ПАО «ЛУКОЙЛ» в сравнении со своими главными конкурентами, такими как ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром». Предметом исследования является комплекс показателей, которые характеризуют данные предприятия нефтегазовой отрасли. Данные показатели являются основой деятельности предприятий нефтегазовой отрасли и показывают среду, в которой она находится. Для удобства в проведении оценки конкурентоспособности предприятия оцениваемые показатели разделены на соответствующие блоки. Таким образом, предлагаемая методика позволяет провести оценку конкурентоспособности нефтегазового предприятия полноценно, оценив его главные показатели, характеризующие ее основную деятельность, а также рассмотрев их графически, на основании построенного многоугольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винокур И. Р., Лопурко О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS ASSESSMENT METHOD FOR AN OIL AND GAS COMPANY: THE EXAMPLE OF PJSC LUKOIL

In a market economy, an important element of enterprise management is the assessment of its competitive position. This fact allows the enterprise to determine the advantages and disadvantages of its own competitive strategy and the efficiency of using economic resources in its activities. Existing methods for assessing the competitiveness of an enterprise are common to all business entities, and therefore it is impossible to fully evaluate the activity of the enterprise in a certain industry. Hence, there is a need for methodological studies in assessing the competitiveness of an enterprise. The aim of this study is to develop a methodology for assessing the competitiveness of oil and gas enterprises. To achieve this goal, the following tasks are set: to consider the existing methods for assessing the competitiveness of an enterprise, to compile the main blocks of indicators of the oil and gas industry, to propose a methodology for assessing the competitiveness of oil and gas enterprises. In this work, competitiveness is assessed according to the proposed methodology of a large oil and gas enterprise in the Russian Federation, PJSC Lukoil, in comparison with its main competitors, such as PJSC NK Rosneft and PJSC Gazprom. The subject of the study is a set of indicators characterizing these enterprises of the oil and gas industry. These indicators are the basis of the activities of the oil and gas industry enterprises and show the environment in which it is located. For convenience in assessing the competitiveness of the enterprise, the evaluated indicators are grouped into appropriate blocks. Thus, the proposed methodology allows one to evaluate fully the competitiveness of an oil and gas enterprise, assessing its main activities indicators, and also representing them graphically by a polygon.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ПАО "ЛУКОЙЛ"»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2022.2.12 УДК 338.242.2:665.6.013

И.Р. Винокур, О.С. Лопурко

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «ЛУКОЙЛ»

В условиях рыночной экономики важным элементом управления предприятием является проведение оценки своего конкурентного позиционирования. Данный факт позволяет предприятию определить свои достоинства и выявить проблемы в собственной стратегии развития среди конкурентов, а также эффективность применения в своей деятельности экономических ресурсов.

Существующая методика оценки конкурентоспособности предприятия универсальна для всех хозяйствующих субъектов. В связи с этим нельзя полноценно оценить деятельность предприятия в определенной отрасли. На основании этого имеется необходимость дальнейших исследований в экономической оценке конкурентоспособности предприятия.

Целью данного исследования является формирование комплексной методики, позволяющей оценить конкурентоспособность предприятия нефтегазовой отрасли. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть имеющиеся методики оценки конкурентоспособности организации, составить основные блоки показателей нефтегазовой отрасли, предложить комплексную методику оценки конкурентоспособности нефтегазовых предприятий.

В данной работе проводится оценка конкурентоспособности по предлагаемой методике крупного нефтегазового предприятия в РФ ПАО «ЛУКОЙЛ» в сравнении со своими главными конкурентами, такими как ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром». Предметом исследования является комплекс показателей, которые характеризуют данные предприятия нефтегазовой отрасли. Данные показатели являются основой деятельности предприятий нефтегазовой отрасли и показывают среду, в которой она находится. Для удобства в проведении оценки конкурентоспособности предприятия оцениваемые показатели разделены на соответствующие блоки.

Таким образом, предлагаемая методика позволяет провести оценку конкурентоспособности нефтегазового предприятия полноценно, оценив его главные показатели, характеризующие ее основную деятельность, а также рассмотрев их графически, на основании построенного многоугольника.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятий, оценка конкурентоспособности, методы оценки конкурентоспособности предприятий, показатели нефтегазовой отрасли, нефтегазовая промышленность.

В настоящее время развитие конкурентоспособности предприятия позволяет эффективно развивать деятельность предприятия в любой отрасли. Для определения конкурентоспособности организации любой отрасли необходимо провести оценку ее конкурентоспособности. Данная оценка позволит изучить конкурентов, выявить преимущества и недостатки оцениваемого предприятия, определить занимаемое положение предприятия на рынке и в дальнейшем позволит выработать собственную результативную конкурентную стратегию [1, 2].

© Винокур И.Р., Лопурко О.С., 2022

Винокур Инна Ренольдовна - доцент кафедры экономики и управления промышленным производством ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].

Лопурко Олеся Сергеевна - магистрант кафедры экономики и управления промышленным производством ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].

На сегодняшний день не существует универсальной методики оценки конкурентоспособности предприятия. Все разнообразие методов можно разделить на две группы: общенаучные и специализированные (табл. 1) [3, 4].

Таблица 1

Систематизация методов оценки конкурентоспособности предприятия

Общенаучные методы Специализированные методы

Аналитические методы Графические методы

Дифференциальный метод Комплексный метод • интегральный метод • многоугольник конкурентоспособности

• оценка на основе рыночной доли • матричные методы

• оценка на основе теории эффективной конкуренции • SWOT-анализ

Общенаучные методы делятся на дифференциальный и комплексный. Данные методы основываются на оценке конкурентоспособности продукции предприятия через параметры, которые характеризуют эффективность потребления товара. К преимуществам данной группы методов относят простоту расчета, а к недостаткам - общую характеристику деятельности предприятия [5].

Вторая большая группа методов оценки конкурентоспособности предприятия - специализированные методы, которые подразделяются на аналитические и графические методы.

К аналитическим методам оценки конкурентоспособности предприятия следует относить интегральный, оценку на основе рыночной доли и оценку на основе теории эффективной конкуренции.

Метод на основе показателя доли рынка показывает, какое положение организация занимает на рынке среди своих конкурентов. Данный показатель выражается процентным соотношением параметров объема продаж к общему объему продаж товаров (услуг) в той же категории на рынке [6, 7].

Метод на основе теории эффективной конкуренции включает в себя систему показателей, в связи с этим данный метод можно разделить на две подгруппы: структурную и функциональную.

Преимуществами аналитических методов являются простота расчета; анализ конкурентов. К числу недостатков относят: экспертную оценку; доступность данных об исследуемом предприятии.

Ко второй подгруппе специализированных методов оценки конкурентоспособности предприятия относят графические методы, в которые входят многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ, матричные методы. Достоинство данной подгруппы методов - наглядная демонстрация занимаемой позиции предприятия на исследуемом рынке, а недостаток - отсутствие количественной оценки [8, 9].

Матричные методы основаны на идее рассмотрения конкуренции в динамике. На сегодняшний день существуют следующие виды матричных методов: матрицы, созданные компанией General Electric; матрица Портера; матрица Shell/DPM [10-12].

Изучив на сегодняшний день существующие методики оценки конкурентоспособности предприятия, можно заметить, что конкурентоспособность предприятия может быть определена качественно и количественно, но самым распространенными являются качественные методы. Данный факт связан с тем, что при количественных методах необходимо проводить четкие математические анализы, которые в свою очередь несут определение конкретных числовых значений, их оценку, прогнозирование и составление в конечном итоге математической модели, что достаточно трудоемко.

Авторами данной статьи предлагается методика оценки конкурентоспособности нефтегазового предприятия по блокам показателей нефтегазовой отрасли. Методика заключается в проведении оценки показателей предприятия нефтегазовой отрасли, которые разделены на пять блоков: инновации, конкуренты, потребители, производство, рынок (табл. 2). Выбор данных блоков осуществлялся исходя из дальнейшей информативности анализа и показательности при сравнении нескольких организаций. Каждый показатель, входящий в определенный блок, является характеристикой деятельности предприятия и отражает отрасль, в которой она находится.

Таблица 2

Блоки показателей для методики оценки конкурентоспособности предприятий нефтегазовой отрасли

Инновации Потребители Конкуренты Производство Рынок

НИОКР Доход от дивидендов Качество выпускаемой продукции (сера) Расходы на персонал Доля в добыче в мировой нефти

Экономический эффект от использования результатов НИКОР Дивиденды Объем нефтепереработки Операционные расходы Доля развития компании на отечественном рынке

Количество патентов Количество АЗС в РФ Объем добычи нефти, нефтепродуктов Капитальные затраты Производственные активы

Количество АЗС за рубежом Запасы углеводородов EBTDA

Свободный денежный поток Чистая прибыль

На первом этапе оценки систематизируют экономические показатели нефтегазовой отрасли, публикующиеся ежегодно предприятием и его основными конкурентами, основываясь на табл. 2.

На втором этапе рассчитывают балловое значение для всех показателей по каждому блоку, используя шкалу оценки показателей (табл. 3).

Таблица 3

Шкала оценки показателя

Значение показателя Характеристика показателя Оценка, балл

Очень низкое Предприятие имеет очень низкое значение показателя по какому-либо блоку показателей, которые приравниваются нулевым значениям 1

Низкое Предприятие имеет ниже среднего значение показателя по какому-либо блоку показателей 2

Среднее Предприятие имеет среднее значение показателя в сравнении со всеми его конкурентами по какому-либо блоку показателей 3

Высокое Предприятие имеет выше среднего значение показателя по какому-либо блоку показателей 4

Очень высокое Предприятие имеет самое высокое значение показателя в сравнении со всеми его конкурентами по какому-либо блоку показателей 5

Каждый показатель оценивается с помощью соответствующего балла, рассчитанного как отношение значения /-го показателя для у-го предприятия к значению одного балла для /-го показателя к блоку предприятий:

Ву = г у /

г ^

п

(1)

где Ву - количество баллов, полученное у-м предприятием по /-му показателю; 2ц - значение /-го показателя для у-го предприятия; п - максимальное количество баллов, полученное предприятием по /-му показателю.

На третьем этапе находят комплексное значение для всех предприятий по каждому блоку. Для этого необходимо воспользоваться следующей формулой:

Вуу ср _ ' , (2)

т

где Вуу ср - среднее количество баллов, полученное у-м предприятием по у-му блоку; гуу - значение показателя у-го предприятия по у-му блоку; т - общее количество показателей у блока.

На четвертом этапе строят многоугольник по комплексным значениям для всех предприятий. Многоугольник подразумевает под собой графическое соединение балловых значений по каждому блоку показателей и позволяет провести наглядное сравнение возможностей предприятий. Процедура наложения одного многоугольника на другой позволяет оценить сильные и слабые стороны предприятий относительно друг друга.

Применим данную методику на примере крупной нефтегазовой компании ПАО «ЛУКОЙЛ». Данная компания является крупным вертикально интегрированным нефтегазовым предприятием в мире.

Основными крупными нефтяными конкурентами ПАО «ЛУКОЙЛ» являются ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть».

Компании анализируются в период с 2018 по 2020 г. [8-16]. Всего было систематизировано и оценено 20 показателей. После были рассчитаны средние значения баллов для всех предприятий по каждому блоку.

Проведем пример расчета среднего значения балла по блоку показателей «Рынок» за 2020 г. для ПАО «ЛУКОЙЛ»:

1. Расчет баллового значения по следующим показателям производится по формуле (1):

a) доля в добыче в мировой нефти

В_. = 1.9 / (i9^) = 2;

b) доля развития компании на отечественном рынке

= 14 / (^^) = 1,

c) количество средств, направленных на продвижение

^ = 5922 / ( 23 352 + 23f +15 350 ) = I.

2. Расчет среднего значения по блоку «Рынок» производится по формуле (2):

У (Ва ' Вь ' Вс "I

„р ^ у лукойл' лукойл' лукойл у _

лукойл ср 3 •

В такой последовательности проводится расчет всех оставшихся балловых значений в программе Excel. Рассчитанные средние значения баллов нефтегазовых предприятий по блокам показателей за все года представлены в табл. 4. По полученным данным строятся многоугольники по годам (рис. 1-3).

Рис. 1. Многоугольник оценки конкурентоспособности нефтегазовых компаний за 2018 г.

Таблица 4

Показатели, выраженные в экономических единицах измерения и балловых значениях, исследуемых предприятий нефтегазовой отрасли

Параметр Компании Экспертная оценка

LUKOIL | GAZPROM | ROSNEFT LUKOIL | GAZPROM | ROSNEFT

2018 г.

Блок «Инновации»

НИОКР, млрд руб. 6 13,6 20,2 1 2 3

Экономический эффект от использования результатов НИОКР, млрд руб. 2 12,3 14 0 1 2

Количество патентов за год, шт. 37 26 62 2 1 2

Среднее значение 1 2 3

Блок «Потребители»

Доход от дивидендов, % 5 10,8 6 1 2 2

Дивиденды, млрд руб. 116,2 393,2 120,1 1 3 1

Количество АЗС в РФ, шт. 2544 1853 2557 2 2 2

Количество АЗС за рубежом, шт. 4335 618 66 4 1 1

Среднее значение 2 2 2

Блок «Конкуренты»

Качество выпускаемой продукции (сера), ррш 5,7 7 7,3 2 2 2

Объем нефтепереработки, млн т 67,:3 42,5 103,3 2 1 2

Объем добычи нефти, нефтепродуктов, млн т 85,6 92,8 285,5 1 1 3

Запасы углеводородов, млрд баррелей 15,93 1,6 41,4 2 1 3

Свободный денежный поток, млрд руб. 555,1 257 1142 2 1 3

Среднее значение 2 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блок «Производство»

Расходы на персонал, млрд руб. 199,5 600,8 366 1 3 2

Операционные расходы, млрд руб. 464,5 6181 642 1 4 1

Капитальные затраты, млрд руб. 451,5 1639 936 1 3 2

ЕВТБА, млрд руб. 1115 2599 2081 1 2 2

Чистая прибыль, млрд руб. 619,2 1500 649 1 3 1

Среднее значение 1 3 2

Параметр Компании Экспертная оценка

LUKOIL | GAZPROM | ROSNEFT LUKOIL | GAZPROM | ROSNEFT

2018 г.

Блок «Рынок»

Доля в добыче в мировой нефти, % 4,7 1,4 1,1 3 1 1

Доля развития компании на отечественном рынке, % 14,8 16,5 50,8 1 1 3

Количество средств, направленных на продвижение, млрд руб. 5732 20810 18163 1 2 2

Среднее значение 2 2 2

2019 г.

Блок «Инновации»

НИОКР, млрд руб. 6 19,2 30 1 2 3

Экономический эффект от использования результатов НИОКР, млрд руб. 3 10,5 10 1 2 2

Количество патентов за год, шт. 30 47 64 2 2 3

Среднее значение 2 2 3

Блок «Потребители»

Доход от дивидендов, % 0,088 0,059 0,074 2 2 2

Дивиденды, млрд руб. 242,5 360,8 354,1 2 2 2

Количество АЗС в РФ, шт. 2469 1251 3006 2 1 3

Количество АЗС за рубежом, шт. 2575 612 63 4 1 1

Среднее значение 3 2 2

Блок «Конкуренты»

Качество выпускаемой продукции (сера), ррш 5,9 6,5 7,5 2 2 2

Объем нефтепереработки, млн т 68,7 40,1 110,2 2 1 3

Объем добычи нефти, нефтепродуктов, млн т 85,9 95,7 195,1 2 2 3

Запасы углеводородов, млрд баррелей 15,8 1,6 5,7 4 1 2

Свободный денежный поток, млрд руб. 701,9 378 884 2 1 3

Среднее значение 3 2 3

70 го

< "О

О О

Параметр Компании Экспертная оценка

ШКО!Ь | ОАгРШМ | ШвКЕРТ ыжо1ь | ОАгршм | ШЗОТТТ

2019 г.

Блок «Производство»

Расходы на персонал, млрд руб. 208,4 749,7 402 1 3 2

Операционные расходы, млрд руб. 457,7 6387 715 1 4 1

Капитальные затраты, млрд руб. 450 1776 854 1 3 2

ЕВТБА, млрд руб. 1236,2 1860 2105 1 2 2

Чистая прибыль, млрд руб. 640,2 1,27 708 2 1 3

Среднее значение 2 3 2

Блок «Рынок»

Доля в добыче в мировой нефти, % 1,2 1,5 2,7 1 2 2

Доля развития компании на отечественном рынке, % 14,7 7 34,8 2 1 3

Количество средств, направленных на продвижение, млрд руб. 5947 21882 1295 1 4 1

Среднее значение 2 3 2

2020 г.

Блок «Инновации»

НИОКР, млрд руб. 6 21,4 26,8 1 2 2

Экономический эффект от использования результатов НИОКР, млрд руб. 3 11,2 16 0 1 2

Количество патентов за год, шт. 133 96 67 2 2 1

Среднее значение 1 2 2

Блок «Потребители»

Доход от дивидендов, % 3,5 3,4 1,1 2 2 1

Дивиденды, млрд руб. 147,6 297,1 375,4 1 2 2

Количество АЗС в РФ, шт. 2374 1365 2996 2 1 2

Количество АЗС за рубежом, шт. 2527 435 66 4 1 1

Среднее значение 3 2 2

Окончание табл. 4

Параметр Компании Экспертная оценка

ьикеть | одгршм | М^ОТЕТ ьикеть | ОАгРШМ | ШЗОТЕТ

2020 г.

Блок «Конкуренты»

Качество выпускаемой продукции (сера), ррш 4,9 5,5 5,4 2 2 2

Объем нефтепереработки, млн т 45,5 45,3 104 1 1 3

Объем добычи нефти, нефтепродуктов, млн т 80,1 96 204,5 1 2 3

Запасы углеводородов, млрд баррелей 15,4 3,9 38,6 2 1 3

Свободный денежный поток, млрд руб. 281,1 117,4 425 2 1 3

Среднее значение 2 2 3

Блок «Производство»

Расходы на персонал, млрд руб. 220,5 808 452 1 3 2

Операционные расходы, млрд руб. 440 5666 767 1 4 1

Капитальные затраты, млрд руб. 495 1522 785 1 3 2

ЕВТБА, млрд руб. 687,1 1466 1209 1 2 2

Чистая прибыль, млрд руб. 15 135,3 181 1 2 3

Среднее значение 1 3 2

Блок «Рынок»

Доля в добыче в мировой нефти, % 1,9 1,4 3 2 1 2

Доля развития компании на отечественном рынке, % 14 11 40 1 1 3

Количество средств, направленных на продвижение, млрд руб. 5922 23352 15350 1 3 2

Среднее значение 2 2 3

Рис. 2. Многоугольник оценки конкурентоспособности нефтегазовых компаний за 2019 г.

Рис. 3. Многоугольник оценки конкурентоспособности нефтегазовых компаний за 2020 г.

По результатам расчетов можно утверждать, что низкий уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия ПАО «ЛУКОЙЛ» определяется низкими показателями в сегментах «Инновации», «Производство» и «Рынок». Данные показатели взаимосвязаны между собой и, как следствие, взаимовлияют друг на друга.

По исследуемым показателям в инновационной области видно, что компания отстает в научно-техническом прогрессе и по эффективности применения данных разработок на практике. На практике инновации являются основным средством обеспечения конкурентоспособности продукции, а также обеспечения фундированного успеха предприятия на рынке. Таким образом, компании необходимо решать задачи в области управления инновационной деятельностью, ведь именно она является составной одним из главных направлений стратегического управления предприятием.

Группа компаний ПАО «ЛУКОЙЛ» преимущественно нацелена на потребителей и потребительский рынок. Она занимает ведущее положение по сравнению с другими компаниями по данной группе показателей. Также компания имеет достаточно высокие показатели в сегменте показателей «Конкуренты».

На основании всего вышесказанного компания ПАО «ЛУКОЙЛ» находится в условиях жесткой конкуренции в связи с тем, что каждое нефтегазовое предприятие направлено на успешное позиционирование себя.

Главной задачей для компании ПАО «ЛУКОЙЛ» необходимо ставить развитие инновационной деятельности и поднимать производственные показатели для эффективного развития предприятия.

Тема исследования оценки конкурентоспособности предприятий рассматривается постепенно - от анализа существующих методов оценки конкурентоспособности предприятий до формирования комплексной методики оценки конкурентоспособности предприятия нефтегазовой отрасли и применения ее на примере оценки конкурентоспособности ПАО «ЛУКОЙЛ». Предложенная методика основывается на определенной выборке показателей, которые в свою очередь систематизируются на блоки. Методика включает в себя следующие этапы оценки конкурентоспособности нефтегазовой отрасли: систематизация экономических показателей нефтегазовой отрасли; расчет баллового значения для всех показателей по каждому блоку; расчет комплексного значения по каждому блоку показателей; построение многоугольника по комплексным значениям. Научная новизна сформирована в рамках оценки конкурентоспособности предприятия нефтегазовой отрасли, подкрепленной применением предложенной выборки блоков показателей деятельности предприятия, с целью определения позиционирования предприятия нефтегазовой отрасли и повышения эффективности его деятельности.

Список литературы

1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 603 с.

2. Портер М.Е. Конкурентное преимущество / пер. с англ. Е. Калинина. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

3. Прахова Т. С. Понятие и сущность конкурентоспособности // Сборник науч. тр. СевКавГТУ. Экономика. - 2005. - № 2. - С. 17-20.

4. Хандакова Э.Ф., Хараджян Л.В. Экономическая конкурентоспособности предприятия (корпорации) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. -№ 08 (082). - С. 589-614.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия // Бизнес и банки. - 2004. - № 1-2. - С. 400-437.

6. Фасхиев А.Х. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 4. - С. 5-6.

7. Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование. - Саратов: Изд-во СГЭА, 1997. - 248 с.

8. Кочетова В.Л. Методы оценки конкурентоспособности продукции // Стандарты и качество. - 2016. - № 8. - С. 88-91.

9. Аблаев А.Р., Аблаев Р.Р. Выбор метода оценки конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] // Вестник СевНТУ. - 2012. - № 130. -URL: http://hdl.handle.net/123456789/5478.

10. Баумгарт Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организации // Маркетинг. - 2005. - № 4. - С. 42.

11. Бирюков А.П. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. - 2013. - № 4. - С. 28-30.

12. Елина Ю.К. Конкурентоспособность предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 10. - С. 10-12.

13. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2019 год [Электронный ресурс]. -URL: https://www.gazprom.ru/f/posts/77/885487/gazprom-annual-report-2019-ru.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

14. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2020 год [Электронный ресурс]. -URL: https://www.gazprom.ru/f/posts/57/982072/gazprom-annual-report-2020-ru.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

15. Годовой отчет ПАО «ЛУКОЙЛ» за 2018 год [Электронный ресурс]. -URL: https://lukoil.ru/FileSystem/9/464119.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

16. Годовой отчет ПАО «ЛУКОЙЛ» за 2019 год [Электронный ресурс]. -URL: https://lukoil.ru/FileSystem/9/469437.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

17. Годовой отчет ПАО «ЛУКОЙЛ» за 2020 год [Электронный ресурс]. -URL: https://lukoil.ru/FileSystem/9/551394.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

18. Годовой отчет ПАО «НК «Роснефть» за 2019 год [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/a_report_2020.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

19. Годовой отчет ПАО «НК «Роснефть» за 2019 год [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/a_report_2019.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

20. Годовой отчет ПАО «НК «Роснефть» за 2019 год [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/a_report_2018.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

References

1. Azoev G.L. Konkurentsiia: analiz, strategiia, praktika [Competition: Analysis, strategy, practice]. Moscow, Center for Economics and Marketing, 1996, 603 p.

2. Porter M.E. Competitive advantage: Creating and sustaining superior performance (Russ. ed..: Porter M.E. Konkurentnoe preimushchestvo. Moscow, Alpina Biznes Buks, 2005, pp. 300-350).

3. Prakhova T.S. Poniatie i sushchnost' konkurentosposobnosti [The concept and essence of competitiveness]. Sbornik nauch. tr. SevKavGTU. Ekonomika, 2005, no. 2, pp. 17-20.

4. Khandakova E.F., Kharadzhian L.V. Ekonomicheskaia konkurentosposobnosti predpriiatiia (korporatsii) [Economic competitiveness of an enterprise (corporation)].

Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2012, no. 08 (082), pp. 589-614.

5. Ivanova E.A. Otsenka konkurentosposobnosti predpriiatiia [Assessment of an enterprise competitiveness]. Biznes i banki, 2004, no. 1-2, pp. 400-437.

6. Faskhiev A.Kh. Kak izmerit' konkurentosposobnost' predpriiatiia [How to measure the competitiveness of an enterprise?]. Marketing v Rossii i za rubezhom, 2003, no. 4, pp. 5-6.

7. Iashin N.S. Konkurentosposobnost' promyshlennogo predpriiatiia: metodologiia, otsenka, regulirovanie [Competitiveness of an industrial enterprise: Methodology, assessment, regulation]. Saratov, Saratov State Vavilov Agrarian University, 1997, 248 p.

8. Kochetova V.L. Metody otsenki konkurentosposobnosti produktsii [Methods for assessing the competitiveness of products]. Standarty i kachestvo, 2016, no. 8, pp. 88-91.

9. Ablaev A.R., Ablaev R.R. Vybor metoda otsenki konkurentosposobnosti predpriiatiia [Choosing a method for assessing the competitiveness of an enterprise]. Vestnik Sevastopol'skogo natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta, 2012, no. 130, available at: http://hdl.handle.net/123456789/5478 (accessed 08.06.2022).

10. Baumgart L.V. Analiz metodov opredeleniia konkurentosposobnosti organizatsii [Analysis of methods for determining the competitiveness of an organization]. Marketing, 2005, no. 4, p. 42.

11. Biriukov A.P. Teoreticheskie modeli konkurentosposobnosti [Theoretical models of competitiveness]. Marketing, 2013, no. 4, pp. 28-30.

12. Elina Iu.K. Konkurentosposobnost' predpriiatiia [Competitiveness of the enterprise]. Marketing v Rossii i za rubezhom, 2013, no. 10, pp. 10-12.

13. Godovoi otchet PAO "Gazprom" za 2019 god [Gazprom Annual Report

2019]. Available at: https://www.gazprom.ru/f7posts/77/885487/gazprom-annual-report-2019-ru.pdf (accessed 10.10.2021).

14. Godovoi otchet PAO "Gazprom" za 2020 god [Gazprom Annual Report

2020]. Available at: https://www.gazprom.ru/f7posts/57/982072/gazprom-annual-report-2020-ru.pdf (accessed 10.10.2021).

15. Godovoi otchet PAO "LUKOIL" za 2018 god [LUKOIL Annual Report for

2018]. Available at: https://lukoil.ru/FileSystem/9/464119.pdf (accessed 10.10.2021).

16. Godovoi otchet PAO "LUKOIL" za 2019 god [LUKOIL Annual Report for

2019]. Available at: https://lukoil.ru/FileSystem/9/469437.pdf (accessed 10.10.2021).

17. Godovoi otchet PAO "LUKOIL" za 2020 god [LUKOIL Annual Report for

2020]. Available at: https://lukoil.ru/FileSystem/9/551394.pdf (accessed 10.10.2021).

18. Godovoi otchet PAO NK "Rosneft'" za 2020 god [Rosneft Annual Report 2020]. Available at: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/a_report_ 2020.pdf (accessed 10.10.2021).

19. Godovoi otchet PAO NK "Rosneft'" za 2019 god [Rosneft Annual Report 2019]. Available at: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/a_report_ 2019.pdf (accessed 10.10.2021).

20. Godovoi otchet PAO NK "Rosneft"' za 2018 god [Rosneft Annual Report 2018]. Available at: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/a_report_ 2018.pdf (accessed 10.10.2021).

Оригинальность 81 %

Поступила 08.12.2021 Одобрена 20.12.2021 Принята к публикации 28.05.2022

I.R. Vinokur, O.S. Lopurko

COMPETITIVENESS ASSESSMENT METHOD FOR AN OIL AND GAS COMPANY: THE EXAMPLE OF PJSC LUKOIL

In a market economy, an important element of enterprise management is the assessment of its competitive position. This fact allows the enterprise to determine the advantages and disadvantages of its own competitive strategy and the efficiency of using economic resources in its activities.

Existing methods for assessing the competitiveness of an enterprise are common to all business entities, and therefore it is impossible to fully evaluate the activity of the enterprise in a certain industry. Hence, there is a need for methodological studies in assessing the competitiveness of an enterprise.

The aim of this study is to develop a methodology for assessing the competitiveness of oil and gas enterprises. To achieve this goal, the following tasks are set: to consider the existing methods for assessing the competitiveness of an enterprise, to compile the main blocks of indicators of the oil and gas industry, to propose a methodology for assessing the competitiveness of oil and gas enterprises.

In this work, competitiveness is assessed according to the proposed methodology of a large oil and gas enterprise in the Russian Federation, PJSC Lukoil, in comparison with its main competitors, such as PJSC NK Rosneft and PJSC Gazprom. The subject of the study is a set of indicators characterizing these enterprises of the oil and gas industry. These indicators are the basis of the activities of the oil and gas industry enterprises and show the environment in which it is located. For convenience in assessing the competitiveness of the enterprise, the evaluated indicators are grouped into appropriate blocks.

Thus, the proposed methodology allows one to evaluate fully the competitiveness of an oil and gas enterprise, assessing its main activities indicators, and also representing them graphically by a polygon.

Keywords: competitiveness of enterprises, assessment of competitiveness of enterprises, methods of assessment of competitiveness of enterprises, indicators of oil and gas industry, oil and gas industry.

Inna R. Vinokur - Associate Professor, Department of Economics and Industrial Production Management, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].

Olesya S. Lopurko - Graduate Student, Department of Economics and Industrial Production Management, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].

Received 08.12.2021 Accepted 20.12.2021 Published 28.05.2022

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Винокур, И.Р. Методика оценки конкурентоспособности предприятия нефтегазовой отрасли на примере ПАО «ЛУКОЙЛ» / И.Р. Винокур, О.С. Лопурко // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 2. - С. 177-190.

Please cite this article in English as:

Vinokur I.R., Lopurko O.S. Сompetitiveness assessment method for an oil and gas company: The example of PJSC LUKOIL. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 2, pp. 177-190 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.