Научная статья на тему 'Методика оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг с учетом влияния спроса и предложения'

Методика оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг с учетом влияния спроса и предложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова И.М., Набока М.В.

В статье предлагается алгоритм оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг, который учитывает влияние, как факторов предложения, так и факторов спроса. Выявляются основные факторы, определяющие уровень развития конкурентной среды регионального рынка страховых услуг. Предлагаются показатели, отражающие влияние спроса и предложения на конкурентную среду рынка страховых услуг. Проводится сравнительная оценка состояния конкурентной среды рынка страховых услуг регионов Дальнего Востока с применением авторской методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг с учетом влияния спроса и предложения»

32 (89) - 2008

Стратегия развития региона

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ

СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

И. м. романова,

доктор экономических наук, доцент М. В. НАБОКА

Тихоокеанский государственный экономический университет

Оценка состояния конкурентной среды отраслевого рынка путем расчета соответствующих индексов и коэффициентов является необходимым этапом анализа и развития конкуренции в отрасли и в настоящее время осуществляется в соответствии с Приказом ФАС от 25.04.2006 №108 [1]. В существующей методике конкурентная среда оценивается на основе определения коэффициентов концентрации, т. е. учитывается только влияние производителей товаров (услуг) на конкурентную среду отраслевого рынка. В настоящее время не существует методики оценки конкурентной среды, которая учитывала бы не только влияние производителей (факторов, действующих со стороны предложения), но и влияние потребителей (факторов, действующих со стороны спроса).

Предлагаем использовать комплексную оценку состояния конкурентной среды, основанную на применении первичной и вторичной информации. Авторский подход к технологии оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг заключается:

• в разработке порядка и процедуры ее проведения с использованием простых для расчета коэффициентов, рассчитываемых по каждой группе факторов;

• в предложении интегрального показателя оценки состояния конкурентной среды на рынке страховых услуг, с помощью которого учитывается влияние как спроса, так и предложения.

Для оценки конкурентной среды разработан алгоритм (рис. 1):

Вначале происходит сбор необходимой для оценки и анализа конкурентной среды статистической информации.

В качестве исходной информации о рынке страховых услуг могут использоваться:

• данные государственной статистической отчетности;

• информация государственных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• сведения об объеме страховых услуг, полученные антимонопольными органами непосредственно от страховых компаний;

• данные информационных агентств и средств массовой информации о состоянии и структуре рынка страховых услуг.

На основе анализа структуры конкурентной среды! рынка страховых услуг можно выделить факторы, оказывающие влияние на состояние конкурентной среды этого рынка: экономические, политические, демографические, географические и др.

При этом необходимо учитывать, что некоторые факторы (контактные аудитории, географическое положение региона и др.) либо оказывают незначительное влияние, либо влияние этих факторов можно выразить через другие факторы. Например, влияние развития рынка потребительского кредитования на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг региона проявляется изменением спроса потребителей, так как чем сильнее развито потребительское кредитование, тем выше спрос на страховые услуги.

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке страховых услуг предлагаем рассчитывать интегральный показатель состояния конкурентной среды Кс , который учитывает и влияние спроса, и влияние предложения, тогда как существующие методики учитывают только влияние предложения:

К =

к :

К

а1

(1)

Рис. 1. Алгоритм оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг

Общее состояние экономики в Российской Федерации или конкретном регионе, в конечном счете, также влияет либо на спрос потребителей на страховые услуги (в период экономических кризисов число потребителей страховых услуг уменьшается, доля бюджета потребителя, расходуемая на страхование, снижается), либо на предложение страховых услуг (в период экономических кризисов число страховых компаний снижается, сокращается предложение страховых продуктов).

Влияние нормативно-правовой среды на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг также проявляется через изменение предложения и спроса на страховые услуги. Например, влияние законодательных инициатив отражается либо на предложении (введение новых требований к уставному капиталу страховых компаний привело к снижению их количества), либо на спросе (введение обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности — ОСАГО — привело к увеличению спроса на соответствующий вид страхования и увеличению числа потребителей страховых услуг).

Таким образом, состояние спроса и предложения в определенный период времени уже отражает влияние государственного регулирования рынка страховых услуг, экономических факторов, контактных аудиторий на состояние конкурентной среды этого рынка.

где Кс — коэффициент влияния спроса на состояние конкурентной среды; Кп — коэффициент влияния предложения на состояние конкурентной среды; а1, а2 — весовые коэффициенты (а1+а2=1), определяемые методом экспертных оценок. Для расчета коэффициентов Кс и Кп необходимо выделить из блоков факторов набор показателей, с помощью которых возможно оценить состояние конкурентной среды рынка страховых услуг (табл. 1).

Коэффициент влияния спроса на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг показывает отношение доли годового дохода потребителя, расходуемой на страхование в регионе, к доле годового дохода, расходуемой на страхование в РФ. Этот коэффициент прямо учитывает расходы на страхование в регионе, среднедушевой ежемесячный доход в регионе и косвенно численность населения в регионе, уровень доверия к страховым компаниям. Данный коэффициент предлагается рассчитывать следующим образом: К

К=

К

(2)

ср. РФ

где Кср рег — доля расходов на страхование в сред-

негодовом доходе потребителя в регионе; Кср. РФ — доля расходов на страхование в среднегодовом доходе потребителя в РФ. Коэффициенты Кср. рег и Кср. РФ предлагается рассчитывать по следующим формулам:

Таблица 1

Показатели, отражающие состояние конкурентной среды рынка страховых услуг

Группа факторов Показатели

Факторы, оказывающие влияние на состояние конкурентной среды со стороны потребителей 1) численность населения в регионе; 2) средние годовые расходы потребителя на страхование

Факторы, оказывающие влияние на состояние конкурентной среды со стороны производителей 1) число страховых компаний; 2) объем страховой премии, собираемой в регионе; 3) концентрация страховых компаний на рынке

К

Е,

ср.РФ

ср.РФ

Д

ср.рф

•12

(3)

где Еср РФ — средние годовые расходы на страхование в РФ на душу населения, руб.; Дср РФ — среднемесячный доход на душу насе-

ления в РФ на душу населения, руб.,

К

Е

Д -12

^ср.рег

(4)

где Еср рег — средние годовые расходы на стра

в анализируемом регионе, к общероссийскому среднему числу страховых компаний, действующих в одном регионе.

Для расчета коэффициента монополизации рынка в регионе рассчитывается доля совокупной страховой премии, приходящаяся на одну страховую компанию в РФ ДРФ, и доля совокупной страховой премии, приходящаяся на одну страховую компанию в регионе Дрег. Коэффициент монополизации рынка в регионе равен отношению Д к

хование в регионе на душу населения, руб.; Дрф. Если данный коэффициент больше единицы,

Дср рег — среднемесячный доход на душу населения в регионе, руб.

Средние годовые расходы на страхование в регионе на душу населения определяются как отношение объема собираемой страховой премии в регионе к численности населения в регионе.

Предлагаем использовать для расчета коэффициента влияния спроса эту формулу, так как она проста, в ней используются все показатели, отражающие влияние спроса на состояние конкурентной среды (см. табл. 1), а исходные данные для расчета являются общедоступными. Указанный коэффициент прост в интерпретации, и, если он принимает значение меньше единицы, то уровень спроса на страховые услуги в регионе ниже, чем в РФ, т. е. спрос потребителей региона влияет на состояние конкурентной среды региона отрицательно; и, наоборот, при значениях больше единицы спрос на страховые услуги в регионе выше, чем в РФ, а это значит, что спрос оказывает положительное влияние на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг региона.

Затем предлагаем рассчитать коэффициент влияния предложения на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг:

(5)

К - Км

где Кпр — коэффициент присутствия страховых компаний в регионе; Км — коэффициент монополизации рынка в регионе. Так как при увеличении концентрации рынка состояние конкурентной среды ухудшается, то Кпр обратно пропорционален концентрации (чем больше страховых компаний в регионе, тем меньше концентрация), а Км прямо пропорционален концентрации (чем выше доля совокупной страховой премии, приходящаяся на одну страховую компанию, тем выше концентрация).

Коэффициент присутствия страховых компаний в регионе определяется как отношение числа страховых компаний (филиалов), действующих

РФ

то доля страховой премии, приходящаяся на одну страховую компанию в регионе выше, чем в целом по стране, и предложение страховых услуг оказывает негативное влияние на развитие конкурентной среды, а рынок стремится к монополизации.

Далее выявляются качественные показатели, характеризующие структуру рынка страховых услуг:

• наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, возможность их преодоления;

• наличие (или отсутствие) барьеров выхода с рынка для конкурентов, действующих на рынке;

• вертикальная и горизонтальная интеграция страховых компаний и клиентов (потребителей), аффилированность участников рынка страховых услуг;

• адекватность информации (степень информационной доступности; источники информации). Затем мы предлагаем рассчитывать интегральный показатель состояния конкурентной среды на рынке страховых услуг по формуле (1). Этот показатель отражает состояние конкурентной среды рынка страховых услуг и может использоваться для сравнения конкурентных сред рынка страховых услуг различных регионов.

Используя авторскую методику, сравниваем состояние конкурентной среды рынков страховых услуг регионов Дальнего Востока. Сначала рассчитываем коэффициент влияния спроса по формуле (2). Результаты расчетов представлены в табл. 2.

Из этого следует, что спрос на рынке страховых услуг регионов Дальнего Востока существенно ниже, чем средний спрос на страховые услуги в России. Низкий спрос на страхование оказывает отрицательное влияние на развитие конкурентной среды рынка страховых услуг регионов.

Анализируя полученные результаты, можно заметить, что в 2004—2006 гг. спрос на страховые услуги оказывал отрицательное влияние на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг

Таблица 2

Изменение коэффициента влияния спроса на конкурентную среду рынка страховых услуг в регионах Дальнего Востока в 2004 — 2006 гг. *

Регион Коэффициент влияния спроса на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг

2004 2005 2006

Республика Саха (Якутия) 0,2007 0,3347 0,2755

Приморский край 0,5492 0,6380 0,6058

Хабаровский край 0,4193 0,5632 0,4489

Амурская область 0,3792 0,6039 0,3866

Камчатский край 0,1861 0,2437 0,2409

Магаданская область 0,2475 0,3655 0,3000

Сахалинская область 0,4299 0,4007 0,3755

Еврейская АО 0,1537 0,1839 0,2066

Чукоткий автономный округ 0,1132 0,0882 0,1117

*Рассчитано авторами по данным [2—5].

Дальневосточного региона. Наиболее сильное негативное влияние спроса проявлялось на Чукотке. Более благоприятная ситуация в Приморском и Хабаровском краях.

Для дальнейшего анализа необходимо рассчитать по формуле (5) коэффициент влияния предложения на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг (табл. 3).

В большинстве регионов Дальнего Востока (кроме Приморского и Хабаровского краев в 2006 г.) предложение оказывает негативное влияние на состояние конкурентной среды. Так, доля сборов страховой премии одной страховой компании в регионе гораздо больше, чем в целом по стране. При этом в регионе присутствует лишь малая часть от всех страховых компаний, действующих в стране. Только в Приморском и Хабаровском краях предложение не оказывает негативного влияния на конкурентную среду рынка страховых услуг (коэффициент равен 1).

Для расчета весовых коэффициентов а1 и а2, используемых при расчете интегрального коэффи-

циента состояния конкурентной среды, был проведен экспертный опрос 10 руководителей страховых компаний, присутствующих в Приморском крае. Эксперты оценивали степень влияния факторов спроса и предложения на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг. Для определения рейтинга каждой группы факторов им присваивались оценки по 10 балльной шкале (наибольшее влияние — 10 баллов). Далее рассчитывались коэффициенты весомости факторов конкурентной среды (табл. 4).

В результате проведенных расчетов определили коэффициент а1 (0,43) и коэффициент а2 (0,57).

Далее, используя все полученные коэффициенты, рассчитываем интегральный показатель К ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' г г с. к.с'

который будет характеризовать состояние конкурентной среды на рынке страховых услуг региона с учетом влияния факторов спроса и предложения.

Рассчитанный интегральный показатель позволит сравнить конкурентные среды рынка страховых услуг различных регионов Дальнего Востока (табл. 5).

Таблица 3

Изменение коэффициента влияния предложения на конкурентную среду рынка страховых услуг в регионах Дальнего Востока в 2004—2006 гг. *

Коэффициент влияния предложения

Регион на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг

2004 2005 2006

Республика Саха (Якутия) 9 5 2

Приморский край 1 2 1

Хабаровский край 3 2 1

Амурская область 8 6 4

Камчатский край 13 8 6

Магаданская область 14 8 8

Сахалинская область 7 5 3

Еврейская АО 28 17 13

Чукоткий автономный округ 44 39 18

* Рассчитано авторами по данным [2—5].

Таблица 5

Интегральный показатель состояния конкурентной среды рынка страховых услуг в Регионах Дальнего Востока в 2004—2006 гг. *

Таблица 4

Коэффициенты весомости факторов конкурентной среды рынка страховых услуг*

Факторы Номер эксперта Средний коэффициент весомости

конкурентной среды №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10

Факторы спроса 0,6 0,55 0,68 0,45 0,57 0,72 0,41 0,62 0,55 0,52 0,57

Факторы предложения 0,4 0,45 0,32 0,55 0,43 0,28 0,59 0,38 0,45 0,48 0,43

ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

* Рассчитано авторами по результатам экспертного опроса.

Регион Год

2004 2005 2006

Республика Саха (Якутия) 0,1557 0,2798 0,3238

Приморский край 0,6971 0,5760 0,7412

Хабаровский край 0,4006 0,5822 0,5386

Амурская область 0,2412 0,3403 0,3188

Камчатский край 0,1285 0,1873 0,2018

Магаданская область 0,1441 0,2310 0,2045

Сахалинская область 0,2683 0,2949 0,3554

Еврейская АО 0,0822 0,1114 0,1332

Чукоткий автономный округ 0,0570 0,0517 0,0822

* Рассчитано авторами по данным [2—5].

Таким образом, если учитывать влияние как предложения, так и спроса на состояние конкурентной среды рынка страховых услуг, то становится очевидно, что на Дальнем Востоке низкий уровень развития страхования и конкурентной среды рынка страховых услуг. Причем в большинстве регионов негативное влияние на состояние конкурентной среды оказывают как спрос, так и предложение. И только в Приморском и Хабаровском краях предложение практически не оказывает негативного влияния на состояние конкурентной среды и даже несколько компенсирует негативное влияние спроса. Верность выводов подтверждается тем, что согласно официальной статистике, уровень развития рынка страховых услуг Дальнего Востока самый низкий в стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке: Приказ ФАС РФ от 25.04.2006 №108. http://www. fas. gov. ru/competition/goods/7937.shtml.

2. Поступления каждого из Российских страховщиков за 2006 год (по данным Федеральной службы страхового надзора). http://www. insur-info. ru/statistics/ ?year=2006&dec=4.

3. Россия в цифрах. 2005: крат. стат. сборник/ Федер. служба Госстатистики. Ред. кол.: В. Л. Соколин (пред.) и др. — М.: Статистика России, 2005. — 477 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: стат. сб. / Федер. служба Госстатистики. Ред. кол.: И. С. Ульянов (пред.) и др. — Офиц. изд. — М.: Федер. служба Госстатистики, 2007. — 981 с.

5. Россия в цифрах. 2006: крат. стат. сб. / Федер. служба Госстатистики. Ред. кол.: В. Л. Соколин (пред.) и др. — М.: Росстат, 2006. — 462 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.