Научная статья на тему 'Методика оценки конкурентного потенциала муниципальных образований'

Методика оценки конкурентного потенциала муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1301
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VRIO-АНАЛИЗ / VRIO-ANALYSIS / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / COMPETITIVE POTENTIAL / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPAL EDUCATION / SWOT-АНАЛИЗ РИСКОВ / SWOT-ANALYSIS OF RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахманова Марина Сергеевна

В статье описывается методика оценки конкурентного потенциала муниципальных образований. В ее основе лежит достаточно известная модель VRIO. Ранее нами была предложена модификация данной модели, позволяющая получать количественные оценки степени устойчивости конкурентного преимущества, основанного на обладании ресурсом или способностью. Количественные оценки характеристик базируются на предыдущих этапах стратегического анализа, а именно на анализе внутренней и внешней среды (в том числе анализе соответствия внутренней среды изменениям внешней среды) и конкурентном анализе. В данной статье предложена усовершенствованная методика VRIO-анализа, позволяющая количественно оценить конкурентный потенциал муниципальных образований. Преимуществом является возможность учета результатов SWOT-анализа рисков муниципальных образований при оценке конкурентного потенциала по первой характеристике ценность конкурентного потенциала, что позволяет в конечном итоге получить более объективную оценку конкурентных преимуществ и слабостей муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рахманова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF ASSESSMENT COMPETITIVE POTENTIAL OF MUNICIPALITIES

The article describes the technique of an estimation of competitive potential of municipal formations. It is based on a fairly well-known VRIO-model. Previously we have proposed a modification of this model that allows to quantify the degree of sustainability of competitive advantage based on the possession of resources or ability. Quantitative performance evaluation is based on the previous stages of strategic analysis, namely the analysis of the internal and external environment (including the analysis of the compliance of the internal environment the external environmental changes) and competitive analysis. In this article we propose an improved method VRIO-analysis to quantitatively assess the competitive potential of municipal formations. The advantage is the possibility of accounting for the results of the SWOT-analysis of the risks of municipalities in assessing the competitive potential of the first characteristic value the competitive potential, which enables ultimately to obtain a more objective assessment of competitive strengths and weaknesses of municipalities.

Текст научной работы на тему «Методика оценки конкурентного потенциала муниципальных образований»

Рахманова Марина Сергеевна МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОГО ...

УДК 65.012

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© 2016

Рахманова Марина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», руководитель Центра научных исследований, проектов и программ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: Marina.Rakhmanova@vvsu.ru)

Аннотация. В статье описывается методика оценки конкурентного потенциала муниципальных образований. В ее основе лежит достаточно известная модель VRIO. Ранее нами была предложена модификация данной модели, позволяющая получать количественные оценки степени устойчивости конкурентного преимущества, основанного на обладании ресурсом или способностью. Количественные оценки характеристик базируются на предыдущих этапах стратегического анализа, а именно на анализе внутренней и внешней среды (в том числе анализе соответствия внутренней среды изменениям внешней среды) и конкурентном анализе. В данной статье предложена усовершенствованная методика VRIO-анализа, позволяющая количественно оценить конкурентный потенциал муниципальных образований. Преимуществом является возможность учета результатов SWOT-анализа рисков муниципальных образований при оценке конкурентного потенциала по первой характеристике - ценность конкурентного потенциала, что позволяет в конечном итоге получить более объективную оценку конкурентных преимуществ и слабостей муниципальных образований.

Ключевые слова: VRIO-анализ, конкурентный потенциал, муниципальные образования, SWOT-анализ рисков.

METHOD OF ASSESSMENT COMPETITIVE POTENTIAL OF MUNICIPALITIES

© 2016

Rakhmanova Marina Sergeevna, candidate of economical sciences, docent of «Economics and management», Director of Center of science research, projects and programs» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: Marina.Rakhmanova@vvsu.ru)

Abstract. The article describes the technique of an estimation of competitive potential of municipal formations. It is based on a fairly well-known VRIO-model. Previously we have proposed a modification of this model that allows to quantify the degree of sustainability of competitive advantage based on the possession of resources or ability. Quantitative performance evaluation is based on the previous stages of strategic analysis, namely the analysis of the internal and external environment (including the analysis of the compliance of the internal environment the external environmental changes) and competitive analysis. In this article we propose an improved method VRIO-analysis to quantitatively assess the competitive potential of municipal formations. The advantage is the possibility of accounting for the results of the SWOT-analysis of the risks of municipalities in assessing the competitive potential of the first characteristic value the competitive potential, which enables ultimately to obtain a more objective assessment of competitive strengths and weaknesses of municipalities.

Keywords: VRIO-analysis, competitive potential, municipal education, SWOT-analysis of risks.

Деятельность современных муниципальных образований характеризуется постоянной конкурентной борьбой за формирование наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Муниципальные образования стремятся создать максимально комфортные условия для экономических субъектов и инвестиционного климата. Значительным является и фактор формирования имиджа самого муниципального образования и формирование интереса к нему со стороны различных субъектов, что является достаточно сложным в условиях растущей между муниципальными образованиями конкуренции за инвестиционные, финансовые и кадровые ресурсы. Это побуждает каждое муниципальное образование к стремлению максимально реализовать и приумножить свой социально-экономический потенциал [1]. Однако весьма сложной остается задача выявления и оценки социально-экономического потенциала муниципальных образований, так как существующие методы оценки конкурентного потенциала в основном предназначены для организаций и сложно применимы для деятельности муниципальных образований.

Понятие конкурентного потенциала в научной литературе рассмотрено достаточно многогранно. Многие авторы под конкурентным потенциалом понимают конкурентоспособность организаций [2-5], другие рассматривают его как некие конкурентные преимущества организации [6-9].

Изучив теоретический материал можно заключить, что определение категории «конкурентный потенциал» претерпело существенные изменения - от определения его как совокупности ресурсов и возможностей [10] и «части общего потенциала» [11, 12], к пониманию конкурентного потенциала как набора ключевых факторов успеха и составляющих, обладающих инновационно-стью и адаптивностью [13, 14].

Необходимо четко разграничивать понятия конкурентного потенциала и конкурентных преимуществ.

Конкурентный потенциал как понятие значительно шире конкурентных преимуществ. Оно включает в себя совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов и/или субъектов хозяйствования, позволяющие получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. Другими словами, конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности организации, которые позволяют ей вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов [1].

Муниципальные образования - социально-экономические системы, которые имеют ряд своих конкурентных преимуществ, которые оказывают влияние на конкурентный потенциал в целом. Именно от них зависит принятие мер, сконцентрированных на дальнейшем росте уровня жизни граждан и создание благоприятной экономической среды, повышение привлекательности и конкурентоспособности муниципальных образований.

Под конкурентными преимуществами муниципальных образований нужно понимать способность их территориальной среды «удерживать» в своих границах население и бизнес. Иными словами, конкурентными преимуществами любого муниципального образования являются те свойства, его природно-климатической и социально-экономической систем, которые делают данную территорию привлекательной для населения и бизнеса как своеобразных «потребителей» муниципальной среды [15].

Конкурентные преимущества муниципальных образований - это комплекс всех его характеристик, которые определяют и формируют превосходства над другими территориями. Это играет большую роль в процессе привлечения инвестиций, более квалифицированных кадров, что тоже, в свою очередь, в дальнейшем формиру-

Рахманова Марина Сергеевна I экономические

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОГО ... науки

ет конкурентный потенциал в целом [1].

К конкурентному потенциалу муниципального образования необходимо отнести, помимо внутренних и внешних конкурентных преимуществ, непосредственную возможность использования и применения в долгосрочной перспективе этих преимуществ. Конкурентный потенциал включает в себя не только ресурсы и способности муниципального образования, позволяющие ему занять устойчивое или временное конкурентное преимущество и конкурентный паритет, но и занять соответствующую позицию во внешней среде по отношению ко всем его заинтересованным сторонам с учетом имеющихся у него ресурсов и способностей.

Можно отметить, что основная роль при формировании конкурентного потенциала муниципальных образований принадлежит органам местного самоуправления. Именно в их полномочия и обязанности входит создание на подведомственных им территориях наиболее благоприятной и оптимальной среды для жизни населения и соответствующих условий для развития деятельности бизнес структур.

Так как нами было представлено, что понятие конкурентного потенциала шире, чем понятие конкурентного преимущества муниципальных образований, необходимо уточнить, из каких параметров состоит это понятие.

При реализации стратегического управления жизнедеятельности муниципального образования необходимо учитывать природно-климатические, географические, экологические параметры, которые характеризуют данную территорию. Именно эти параметры, зачастую, делают деятельность муниципального образования уникальной и своеобразной. При грамотно реализуемом стратегическом управлении эти параметры могут выступать основой для формирования конкурентных преимуществ муниципального образования [16].

Человеческий потенциал и его качество является неотъемлемым параметром при формировании конкурентного потенциала муниципального образования. Качество и количество трудовых ресурсов несет огромное значение для развития территории. Из этого параметра следует и предпринимательская активность субъектов хозяйствования. Развитие этого параметра влечет за собой развитие «бизнес активности», что положительно сказывается процессе развития муниципального образования [17].

В контексте фактора «человеческий потенциал», необходимо отметить и такой параметр как уровень занятости и уровень образования населения. Эти факторы способствуют формированию такого факторов как уровень и качество жизни. С одной стороны, реализация данного критерия являются одной из основных задач органов местного самоуправления; с другой стороны этот параметр является одним из составляющих при формировании конкурентного потенциала муниципального образования [16].

Важно и то, насколько интенсивно муниципальное образование интегрирует свою деятельность с другими муниципальными образованиями. Необходимо обращать внимание так же и на уровень международного кооперирования и взаимодействия, что становится все более актуальным при активном процессе глобализации.

Формирование конкурентного потенциала муниципального образования является процессом сложным и достаточно многогранным. Для качественной и плодотворной деятельности в контексте реализуемой стратегической направленности, необходимо не только формирование конкурентного потенциала, но и его оценка. Именно данные о конкурентном потенциале муниципального образования должны дать полное представление о его сильных сторонах.

Одним из методов оценки конкурентного потенциала муниципальных образований является модифицированный УШО-анализ конкурентного потенциала муниципальных образований. 322

В целом использование VRIO-анализа позволяет достаточно эффективно определить ресурсы и способности, которые являются основой формирования устойчивого конкурентного потенциала [18].

Данный инструмент используется для того, чтобы определить, являются ли отдельные ресурсы и способности слабостью или силой в контексте существующих угроз и возможностей внешней среды. VRIO-анализ позволяет достаточно эффективно определять ресурсы и способности, которые будут являться основой формирования конкурентного потенциала муниципального образования.

Методика VRIO-анализа, предложенная Дж. Барни, представляет собой систему анализа ресурсов и способностей по четырем параметрам: ценность, редкость, воспроизводимость, организованность [19, 20]:

- value - ценность. Возможность отдельно взятого ресурса или способности изучаемой системы противодействовать внешним угрозам. Также, какие возможности открывает, улучшает ли качество товара, сможет повысить эффективность работы и т.д.;

- rareness - редкость. Насколько данный ресурс часто встречается у конкурентов;

- inimitability - трудность имитации или воспроизводимость. Возникнут ли препятствия у конкурентов при имитации этого ресурса или возможность конкурентов получить доступ непосредственно к данному ресурсу;

- organization - организованность. Уровень организованности непосредственно внутри предприятия. Насколько полно организации реализует возможности и ресурсы для максимально выгодного позиционирования себя на рынке.

Анализ в рамках методики VRIO-анализа подразумевает, что все оцениваемые возможности и ресурсы оцениваются бинарно («Да»/«Нет»). Оценка осуществляется по всем указанным параметрам и строго в указанном порядке, т.к. при отрицательном ответе на один из параметров, дальнейшая оценка уже не производится [19, 20] (таблица 1).

Таблица 1 - Схема VRIO-анализа_

V R I О Результат испохьзованияре сурса или способности Сила t слабость Экономический результат

Нет - Нет t t Да Конкурентная слабость Слабость Ниже среднего

Да Нет Конкурентный паритет Сила Средний

Да Да Нет Временное конкурентное преимущество Сила и отличительная компетенция Выше среднего

Да Да Да Устойчивое конкурентное преимущество Сила и устойчивая отличительная компетенция Выше среднего

Нами была предложена модификация данной методики, позволяющая получать количественные оценки степени устойчивости конкурентного потенциала организации, основанного на обладании ресурсом или способностью [21, 22].

Данная методика усоршенствована автором для ее применимости в оценки конкурентного потенциала муниципальных образований. Основной отличительной особенностью данной методики является то, что она позволяет учитывать не только результаты SWOT-анализа деятельности муниципальных образований, но и результаты SWOT-анализа рисков муниципальным образований, так как внешняя среды муниципальных образований является достаточно динамичной.

Следует также отметить, что УШО-анализ является завершающим этапом стратегического анализа муниципальных образований, по итогам которого выявляется его конкурентный потенциал, и на основании выявленного конкурентного потенциала разрабатывается дальнейшая стратегия социально-экономического развития муниципальный образований.

Модификации методики УМО-анализа заключается в том, что производится оценка ресурсов и способностей по каждому из четырех свойств по 10-тибалль-ной шкале. Затем сводится к единому количественному показателю. При этом «0» означает полное отсутствие АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)

Рахманова Марина Сергеевна МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОГО ...

свойства (например, некоторый ресурс абсолютно не редок или очень легко воспроизводим), значение «10», наоборот, свидетельствует о наличии свойства в полном объеме (ресурс абсолютно редок, очень ценен или практически невоспроизводим).

Количественные оценки свойств основываются на предшествующих этапах стратегического анализа, а именно на анализе внутренней и внешней среды и конкурентном анализе.

В данном варианте методики УШО-анализа ценность, редкость, воспроизводимость и организованность ресурсов и способностей определяется следующим образом.

Ценность (V) есть величина прямо пропорциональная взвешенной оценке важности ресурсов и способностей, полученной в итоговой сопоставительной SWOT-матрице, так как ресурс или способность создает конкурентное преимущество, когда он способствует использованию (для достижения целей социально-экономической системы) благоприятных возможностей внешней среды и препятствует ее угрозам. Данная методика подробно изложена в [23, 24]

В рассматриваемой методике УШО-анализа конкурентного потенциала муниципальных образований автор предлагает ценность ресурсов и способностей муниципальных образований рассчитывать исходя не из сопоставительной матрицы SWOT-анализа [Там же], а по результатам оценки показателей социально-экономического развития, полученный в итоговой матрице SWOT-анализа рисков муниципальных образований, разработанной Мазелисом Л.С. и Морозовым В.О. [25].

Ценность равна оценке показателей социально-экономического развития муниципальных образований (Ь) [Там же].

Редкость ресурсов и способностей (К) определяется по результатам конкурентного анализа: чем чаще встречается ресурс или способность у конкурентов, тем меньше его редкость, и наоборот.

Для определения воспроизводимости ресурсов или способностей (I) необходимо применять экспертный способ.

Организованность ресурса или способности (О) может определяться двумя способами:

- если все характеристики УМО-анализа берутся из классического SWOT-анализа, то оценка организованности будет прямо пропорциональна оценке воплощения;

- если все характеристики УМО-анализа берутся из SWOT-анализа рисков, то оценка организованности будет прямо пропорциональна оценке выраженности характеристики.

Для определения показателя УШО необходимо сложить количественные показатели степени выраженности всех четырех свойств.

Данный показатель может иметь следующие численные выражения, лежащие в определенных числовых интервалах:

- «0 - 10» - ресурс (способность) представляет конкурентную слабость;

- «10 - 20» - ресурс (способность) обеспечивает конкурентный паритет;

- «20 - 30» - ресурс (способность) лежит в основе временного конкурентного преимущества;

- «30 - 40» - потенциал ресурса (способности) позволяет обеспечить устойчивое конкурентное преимущество.

Проведя соответствующий анализ, можно отметить, что данный этап стратегического анализа конкурентного потенциала муниципального образования основывается на раннее проведенном классическом, количественном SWOT-анализе и SWOT-анализе рисков.

В завершении методики УШО-анализа необходимо обратить внимание на «лишние» сильные и ключевые слабые стороны. Выделение ключевых слабых сторон

позволяет понять, в какие ресурсы и способности, из-за которых вуз находится в невыгодном по сравнению с конкурентами положении, необходимо осуществлять инвестиции.

Что касается сильных сторон муниципального образования, которые не являются источниками устойчивого конкурентного преимущества, то по отношению к ним возможны два варианта. Во-первых, могут быть сокращены инвестиции в подобные ресурсы и способности; во-вторых, такие сильные стороны могут быть все-таки превращены во временное или устойчивое конкурентно преимущество путем разработки инновационных стратегий.

Особенностью авторской методики является:

- применение количественных оценок параметров ресурсов и способностей;

- VRIO-анализ используется на завершающем этапе стратегического анализа муниципального образования;

- количественные оценки ресурсов и способностей базируются на результатах количественного SWOT-анализа и SWOT-анализе рисков.

Завершая стратегический анализ муниципального образования VRIO-анализом, получаем объективную оценку конкурентного потенциала муниципального образования, на основе которого строится дальнейшая стратегия социально-экономического развития муниципального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.

2. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 400 с.

3. Голубков Е.П. Основы маркетинга. М.: Издательство «Финпресс», 2008. 704 с.

4. Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. № 12. С. 5056.

5. Игольников Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства? // Российский экономический журнал. 1995. № 11. С. 108-112.

6. Лифшиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товара и услуг. М.: Юрайт-М, 2001. 224 с.

7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.

8. Баринов В.А. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6. С. 23-27.

9. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. С. 256.

10. Суска А.А. Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект управления // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 277-279.

11. Войцеховская И.А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности // Проблемы современной экономики. 2006. № 1 (17). С. 23-31.

12. Лисенков М.В. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности // Вестник ТГУ. Вып. 2 (58). 2008. С. 63-65.

13. Ерохин Д.В. Теоретические основы оценки конкурентного потенциала промышленной фирмы // Вестник Брянского государственного технического университета. 2006. № 4 (12). С. 78-81.

14. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. Таганрог, Изд-во ТРТУ, 1995. 93 с.

15. Суворова В.В. Конкурентоспособность российских муниципальных образований: сущность, новые подходы к формированию. Балаковский институт техники, технологии и управления, ГОУ ВПО СГТУ, 2010. 310 с.

Рахманова Марина Сергеевна

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОГО .

16. Николаева Е.А. Формирование и оценка конкурентоспособности муниципальных образований региона: монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. 150 с.

17. Мазелис Л.С., Лавренюк К.И., Морозов В.О. Максимизация степени достижения организацией стратегических целей за счет оптимизации распределения инвестиций в человеческий капитал // Инновации в менеджменте. 2015. № 2 (4). С. 48-55.

18. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. 196 с.

19. Barney J.B. Firm resources and sustained compétitive advantage // Journal of management. 1991. Vol.17, № 1. Р. 99-120.

20. Barney J.B. Gaining and Sustaining Competitive Advantage. 2nd ed. Prentice-Hall: Upper Saddle River. NJ. 2002.

21. Солодухин К.С., Рахманова М.С. Модель оценки конкурентного потенциала ресурсов и способностей вуза как стейкхолдер-компании // Вестник УГТУ-УПИ. 2009. № 3. С. 133-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Лавренюк К.И., Рахманова М.С., Солодухин К.С. Анализ конкурентного потенциала региона на основе количественной модели VRIO (на примере Камчатского края) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 571.

23. Солодухин К.С., Рахманова М.С. Инновационная технология стратегического анализа организации на основе теории заинтересованных сторон // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2009. № 2, том 1. Экономические науки. С. 102-111.

24. Солодухин К.С., Рахманова М.С. Инновационный стратегический анализ вуза как стейкхолдер-компании // Экономические науки. 2009. № 1 (50). С.236-242.

25. Мазелис Л.С., Морозов В.О. Методика SWOT-анализа рисков региона в разрезе основных макроэкономических показателей социально-экономического развития (на примере Камчатского края) [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=16329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.