Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, №4. С. 81-90.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ: ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ
Е.И. РАССКАЗОВА
Рассказова Елена Игоревна — доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник лаборатории позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук. Контакты: [email protected]
Резюме
Работа посвящена разработке и апробации краткой русскоязычной версии Опросника качества жизни и удовлетворенности (Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire), позволяющего диагностировать и сопоставить удовлетворенность и качество жизни в сфере здоровья, эмоциональной сфере, активности в свободное время и социальной сфере. На материале четырех исследований взрослых работающих испытуемых и студентов различных специальностей (всего 440 человек) были показаны достаточные надежность-согласованность, ретестовая надежность и конвергентная валидность методики, а также соответствие факторной структуры методики теоретической модели. Качество жизни и удовлетворенность в различных сферах тесно связаны с оценками счастья и удовлетворенности жизнью, а также такими психологическими факторами субъективного благополучия, как жизнестойкость и оптимизм.
Ключевые слова: Опросник качества жизни и удовлетворенности, диагностика качества жизни, психометрические показатели, удовлетворенность жизнью.
Активный интерес исследователей к проблемам качества жизни, который наблюдается в социологии, психологии, медицине и других
областях (Лебедева, 2012) в настоящее время, сталкивается с целой серией методологических и методических проблем. Во-первых, будучи
В данной научной работе использованы результаты проекта «Позитивная психология как подход к исследованию и экспертизе качества жизни», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 г.
термином, изначально вызванным к жизни требованиями практики, качество жизни используется в разных областях в разном понимании — в нем смешиваются представления о субъективной удовлетворенности жизнью, эмоциональном состоянии, профессиональном статусе, использовании свободного времени, социальных отношениях (Bishop et al., 1999). Методологические трудности приводят к проблемам в диагностике: например, в широко используемом Опроснике оценки качества жизни SF-36 (русскоязычная адаптация: Садальская, Ениколопов, 2001) смешаны характеристики состояния и удовлетворенности состоянием (например, бодрость, здоровье), оценка трудностей, связанных с состоянием (чему и в какой степени мешало физическое или эмоциональное состояние), а также его динамики (как изменилось физическое состояние за год). В связи с этим особую актуальность приобретают выявление различных методологических оснований, лежащих в основе тех или иных инструментов, и сопоставление методик, построенных на разных основаниях. Во-вторых, большинство всемирно признанных методик не имеет надежной и валидной русскоязычной версии, что ставит задачу валидизации соответствующих инструментов. Целью данной работы является разработка и апробация краткой русскоязычной версии Опросника качества жизни и удовлетворенности (КЖУ, Q-Les-Q), широко применяемого в области диагностики качества жизни и субъективного благополучия.
Опросник качества жизни и удовлетворенности (КЖУ, Q-Les-Q) был
предложен для оценки субъективного уровня удовольствия и удовлетворенности в разных сферах жизни (Endikott et al., 1993). В отличие от других методик (например, уже упоминавшегося SF-36), он был выстроен в едином ключе оценки удовлетворенности разными сферами жизни, а не реального уровня функционирования в этих сферах, и быстро «завоевал» достаточно крупную нишу в исследованиях качества жизни. Наиболее широкое распространение он получил в клинической психологии, поскольку позволял оценивать различные аспекты жизни больных психическими заболеваниями. Изначально в состав опросника входило 8 шкал, соответствовавших различным сферам жизни: «Физическое здоровье», «Субъективные переживания», «Работа», «Домашнее хозяйство», «Школа», «Активность в свободное время», «Отношения с людьми» и «Общая активность», а также два дополнительных пункта — удовлетворенность принимаемыми лекарствами и удовлетворенность жизнью в целом.
По данным популяционных исследований, у психически здоровых испытуемых качество жизни и удовлетворенность связаны с уровнем депрессивности и обсессивно-ком-пульсивной симптоматики (Goracci et al., 2005; Goracci et а1., 2007) и субъективной удовлетворенностью жизнью ^^пег et а1., 2005). В клинико-пси-хологических исследованиях было показано снижение качества жизни и удовлетворенности при шизофрении, шизоаффективных и аффективных расстройствах (там же), в том числе при депрессивных расстройствах, даже в тех случаях, когда
симптоматика минимальна (Nierenberg et al., 2010).
В последнее время разработана сокращенная версия методики (Ritsner et al., 2005), включающая четыре субшкалы (17 основных пунктов для оценки качества жизни в сфере здоровья, эмоциональной сфере, активности в свободное время и социальной сфере, а также 6 дополнительных пунктов, оценивающих удовлетворенность принимаемыми лекарствами, материальным благополучием и удовлетворенность в целом и за последнюю неделю). Были показаны достаточные надежность-согласованность (а-Кронбаха 0.71-0.78 в норме и 0.71-0.83 при психических заболеваниях), ретесто-вая надежность, факторная валид-ность опросника. Как и ожидалось, шкалы Опросника КЖУ коррелировали с показателями удовлетворенности жизнью (там же), а в клинических исследованиях на выборках больных шизофренией, шизоаффек-тивными и аффективными расстройствами — с меньшей выраженностью психопатологической симптоматики и побочных эффектов от лекарств, а также более высокой самооценкой, самоэффективностью и социальной поддержкой.
Материал и методы
Процедура разработки и апробации краткой русскоязычной версии Опросника качества жизни и удовлетворенности состояла из следующих этапов:
- перевод и подготовка текста методики на русском языке проводились специалистами в области позитивной психологии. Для выявления и
переформулирования двусмысленных и сложных для понимания пунктов русскоязычные формулировки затем обсуждались с 15 испытуемыми;
- сбор данных для оценки психометрических показателей опросника;
- первичный анализ распределения пунктов, надежности и внутренней структуры методики. На данном этапе рассчитывались показатели описательной статистики, выявлялись надежность-согласованность пунктов, ретестовая надежность (по результатам повторного тестирования подвыборки испытуемых) и структура шкал методики (на основе корреляционного и конфирматорно-го факторного анализа);
- выявление связи социально-демографических характеристик (пола, возраста, образования) с качеством жизни;
- оценка конвергентной валидно-сти методики. Были выявлены взаимосвязи шкал методики с другими методиками измерения благополучия и удовлетворенности жизнью (уровня счастья, депрессии), а также психологическими факторами субъективного благополучия (жизнестойкостью и диспозиционным оптимизмом).
В исследовании участвовали 4 группы испытуемых (таблица 1).
1.210 студентов московских вузов медицинских и психологических специальностей. Через 4 недели с целью измерения ретестовой надежности подвыборка из 55 студентов была опрошена повторно.
2. 70 студентов московских вузов других специальностей (как гуманитарных, так и технических).
3. 89 студентов психологических специальностей, получающих второе высшее образование.
Таблица 1
Характеристика групп испытуемых
Выборки N Кол-во (%) мужчин Средний возраст ± а Образование Методики исследования
1. Студенты московских вузов 210 69 (32.5%) 20.4 ± 5.3 года Неоконченное высшее - Ретест ^ = 55) - Шкала счастья С. Любомирски
2. Студенты московских вузов 70 18 (27.1%) 19.1 ± 5.0 года Неоконченное высшее - Тест диспозиционного оптимизма
3. Второе высшее образование 89 24 (27.0%) 23.7 ± 4.7 года Высшее - Шкала счастья С. Любомирски - Госпитальная шкала тревоги и депрессии - Тест жизнестойкости
4. Взрослые работающие испытуемые 71 31 (43.7%) 29.0 ± 6.8 года Среднее и среднее специальное N = 55 (78.6%) Высшее N = 16 (21.4%) - Шкала счастья С. Любомирски
Общая характеристика выборки 440 142 (32.3%) 22.4 ± 6.2 года Среднее и среднее специальное N = 55 (12.5%) Неок. высшее N = 280 (63.6%) Высшее N = 105 (23.9%)
4. 71 взрослый работающий испытуемый.
В целом, выборка апробации составила 440 испытуемых: 142 мужчины (32.3%), 298 женщин (67.7%) в возрас-
те от 15 до 60 лет (средний возраст 22.4 ± 6.2 года)1. Качество жизни и удовлетворенность не различались значимо в разных группах, что позволило нам при анализе надежности и факторной
1 В связи с тем, что возрастные особенности в выборке апробации были представлены неравномерно (так, в студенческих выборках было лишь несколько испытуемых младше 17 лет, а в выборках взрослых работающих испытуемых было немного испытуемых старше 40 лет), оценка возрастных особенностей качества жизни требует проверки в дальнейших исследованиях. Повторное проведение статистической обработки без учета этих испытуемых не приводит к изменениям в направлении и выраженности представленных в статье результатов.
структуры методики рассматривать единую выборку апробации.
Все испытуемые отвечали на вопросы Опросника качества жизни и удовлетворенности. С целью проверки конвергентной валидности опросника в разных выборках (см. таблица 1) использовались следующие методики.
1. Шкала счастья С. Любомирски (Осин, Леонтьев, 2008; Lyubomirsky, Lepper, 1999). Применяется для оценки уровня субъективного счастья и благополучия.
2. Госпитальная шкала тревоги и депрессии (Сыропятов и др., 2003; Zigmond et а1., 1983). Направлена на оценку степени выраженности депрессивной и тревожной симптоматики по двум субшкалам.
3. Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова, 2006). Применяется для диагностики системы убеждений, способствующих успешному совла-данию со стрессом. Методика состоит из трех шкал: вовлеченности (убеждения в важности активности и интереса), контроля (убеждения в необходимости борьбы и преодолении трудностей) и принятия риска (готовность действовать и рисковать и учиться на ошибках).
4. Тест диспозиционного оптимизма (Гордеева и др., 2010). Методика оценивает оптимизм, который понимается как обобщенное ожидание того, что в будущем будут происходить скорее хорошие события.
Через четыре недели после исследования 55 студентов из группы 1
повторно отвечали на вопросы Опросника качества жизни и удовлетворенности.
Обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 17.0.
Результаты
Надежность-согласованность. Надежность-согласованность (а-Крон-баха) методики в целом высока во всех выборках и варьирует от 0.86 до 0.92, тогда как надежность-согласованность отдельных шкал средняя и составляет от 0.73 до 0.75. Интересно, что согласованность по шкалам существенно различается в разных выборках: наиболее однородны ответы взрослых испытуемых (группа 4), наименее однородны ответы студентов второго высшего образования (группа 3). Однако в целом шкалы методики демонстрируют достаточную надежность (таблица 2).
Тест-ретестовая надежность. Согласно t-критерию Стьюдента для связанных выборок, результаты первого и повторного тестирования не отличаются значимо друг от друга ни по одной из шкал методики. Обе оценки значимо положительно коррелируют друг с другом, причем коэффициент корреляции составляет для разных шкал 0.44-0.69, что является достаточным показателем.
Факторная структура методики. Соответствие эмпирической структуры методики теоретической модели проверялось при помощи кон-фирматорного факторного анализа2.
2 В отличие от эксплораторного, конфирматорный факторный анализ позволяет проверить применимость конкретной модели к полученным данным, что в большей степени соответствует проверке так называемой факторной валидности готового опросника (Brown, 2006). При этом влияния побочных переменных на факторную структуру учитываются в модели как «ошибки».
Таблица 2
Описательная статистика и показатели надежности шкал Опросника КЖУ
Шкалы Мужчины (среднее/ет) Женщины (среднее/ет) а Тест-ретестовая надежность (N = 55)
Методика в целом 65.33/8.63 65.04/9.36 0.88 (0.86-0.92) 0.66***
КЖ в сфере здоровья 14.89/2.93 14.18/3.06 0.73 (0.6-0.87) 0 49***
КЖ в сфере эмоций 20.08/3.16 20.12/3.34 0.73 (0.68-0.81) 0.54***
КЖ в сфере активности в свободное время 11.17/2.15 10.66/2.40 0.75 (0.69-0.80) 0.44***
КЖ в социальной сфере 19.19/3.29 20.08/3.48 0.73 (0.62-0.82) 0.69***
*** p < 0.001.
При создании модели конфирма-торного факторного анализа каждый пункт опросника был изначально отнесен к соответствующему фактору (рисунок 1). Дисперсия ответов на данный пункт, не вошедшая в «фактор», приписывалась влиянию побочных переменных -«ошибке»3.
Затем рассчитывались основные показатели применимости такой модели к данным. Модель считается соответствующей полученным данным (Brown, 2006) при следующих показателях: критерий относительного согласия модели (ramparative fit index, CFI) превышает 0.95 (с точ-
ки зрения многих авторов, допустимы также значения 0.90-0.95), квадратичная усредненная ошибка аппроксимации (root mean-square error of approximation, RMSEA) не превышает 0.05 (допустимыми считаются значения 0.06-0.08), частное и числа степеней свободы менее 2. Мы получили следующие показатели:
- критерий относительного согласия модели CFI составил 0.97, что является высоким показателем согласованности модели;
- квадратичная усредненная ошибка аппроксимации RMSEA составила 0.04, что также свидетельствует о точности модели в отношении данных;
3 Мы допускали корреляцию между факторами и корреляцию между некоторыми ошибками, поскольку это не противоречило авторской модели и соответствовало содержанию пунктов. Например, пункт 7 («Чувствовали, что можете общаться с другими людьми?») и пункт 13 («Искали общения с друзьями или близкими?»), хотя и входят в разные факторы (качества жизни в сфере эмоций и качества жизни в социальной сфере соответственно), содержательно близки. Поэтому в теоретической модели «ошибки» пунктов, не входящие в фактор, считались коррелирующими.
Рисунок 1
Модель конфирматорного факторного анализа опросника КЖУ
- критерий д2 составил 180 при числе степеней свободы 98, а их частное составило 1.8.
Иными словами, концептуальная модель хорошо согласуется с полученными нами данными, а англо-
язычные факторы могут быть использованы как шкалы русскоязычной версии опросника.
Корреляции шкал опросника. Все шкалы методики значимо положительно коррелируют между собой
(г = 0.26-0.62, р < 0.01). Однако корреляция ни в одном случае не достигает 0.8, т.е. шкалы не повторяют друг друга. Качество жизни в сфере эмоций наиболее тесно связано с качеством жизни в социальной сфере и сфере здоровья, тогда как качество жизни в сфере активности в свободное время значительно слабее связано с другими шкалами.
Социально-демографические характеристики качества жизни. Не было выявлено связи между возрастом и образованием испытуемых и их качеством жизни. Однако оценки качества жизни в разных сферах зависели от пола испытуемых. Так, мужчины, по сравнению с женщинами, выше оценивали свое качество жизни в сфере здоровья ^ = 2.3, р < 0.05) и активности в свободное время (£ = 2.1, р < 0.05), но ниже — качество жизни в
социальной сфере (£ = —2.5, р < 0.05). В связи с этим мы рассчитывали нормативные показатели раздельно для мужчин и женщин (таблица 2).
Конвергентная валидность методики. Все шкалы Опросника качества жизни и удовлетворенности связаны как с общей оценкой удовлетворенности и благополучия (в целом и за последнюю неделю)4, так и с уровнем счастья и отрицательно — с уровнем депрессии (кроме качества жизни в социальной сфере), но не связаны с уровнем тревоги (таблица 3).
В соответствии с нашими ожиданиями, шкалы методики качества жизни и удовлетворенности значимо положительно коррелируют с психологическими факторами удовлетворенности жизнью, такими как жизнестойкость и оптимизм. Наиболее высоки корреляции качества жизни
Шкалы Удовлетворенность в целом ^ = 440) Удовлетворенность за последнюю неделю ^ = 440) Шкала счастья ^ = 370) Шкала депрессии ^ = 89)
Методика в целом 0.56*** 0.52*** 0.54*** —0.38***
КЖ в сфере здоровья 0 37*** 0.36*** 0.33*** —0.40***
КЖ в эмоциональной сфере 0.54*** 0.54*** 0.56*** —0.41***
КЖ в сфере активности в свободное время 0.29*** 0.24*** 0.16** —0.26**
КЖ в социальной сфере 0.39*** 0.35*** 0.47*** 0.18
** р < 0.01, *** р < 0.001.
Таблица 3
Корреляции Пирсона шкал качества жизни и показателей субъективного благополучия
4 Удовлетворенность в целом и за последнюю неделю оценивалась при помощи двух дополнительных пунктов Опросника качества жизни и удовлетворенности.
в эмоциональной сфере, жизнестойкости и оптимизма, наиболее низки — качества жизни в сфере активности в свободное время (таблица 4).
Выводы
Таким образом, краткая русскоязычная версия Опросника качества жизни и удовлетворенности характеризуется достаточной надежностью-согласованностью и ретестовой надежностью. Ее факторная структура полностью соответствует теоретической модели. Конвергентная валид-ность методики определяется ее связью с показателями счастья и удовлетворенности жизнью, а также
психологическими факторами субъективного благополучия (жизнестойкостью и оптимизмом). При использовании методики в исследовательских и психодиагностических целях следует учитывать гендерные особенности качества жизни. К числу психодиагностических преимуществ методики относится единый методологический подход к качеству жизни, позволяющий оценить и сопоставить удовлетворенность разными сферами жизни. Важнейшей задачей дальнейших исследований мы считаем выявление предсказательной возможности различных шкал опросника, а также особенностей качества жизни в клинических выборках.
Таблица 4
Корреляции Пирсона шкал Опросника КЖУ, Теста жизнестойкости и Шкалы оптимизма
Шкалы Жизнестойкость Шкала оптимизма
Общий балл Вовлеченность Контроль Принятие риска
(К = 89) 0) 7 = £
Методика в целом 0 49*** 0.49*** 0.40*** 0.34*** 0.54***
КЖ в сфере здоровья 0.39*** 0.38*** 0.34*** 0.29** 0.40***
КЖ в эмоциональной сфере 0.54*** 0.54*** 0.44*** 0.40*** 0.54***
КЖ в сфере активности в свободное время 0.26** 0.26** 0.24** 0.17 0.20
КЖ в социальной сфере 0.32*** 0.35*** 0.25** 0.21 0.42***
** р < 0.01, *** р < 0.001.
Литература
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 36-64.
Лебедева А.А. Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 3-19.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН; Российское общество социологов, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2010/03/ 15/1228959627/Осин,Леонтьев 2008.pdf.
Садальская Е.В., Ениколопов С.Н. Психологические аспекты оценки качества жизни больных психосоматическими расстройствами // Психосоциальная реабилитация и КЖ: Сб. науч. трудов. Т. 137. СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2001. С. 321-334.
Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н.А., Астапов Ю.Н., Иванцова Г.В. Ранняя диагностика и лечение депрессии в общей медицинской практике. Киев: Гелариум-тест, 2003.
Bishop S.L., Walling D.P., Dott S.G., Folkes C.C., Bucy J. Refining quality of life: validating a multidimentional factor measure in the severe mentally ill // Quality of Life Research. 1999. 8. 151-160.
Brown, T. Confirmatory factor analysis for applied research. N.Y.; L.: The Guilford Press, 2006.
Endicott J, Nee J., Harrison W, Blumenthal R. Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire: a new measure. // Psychopharmacology Bulletin. 1993. 29. 2. 321-326.
Goracci A., Martinucci M, Kaperoni A., Fagiolini A., Sbaragli C, Corsi E, Castrogiovanni P. Quality of life and subthreshold obsessive-compulsive disorder // Acta Neuropsychiatrica. 2007. 19. 357-361.
Goracci A., Martinucci M, Scalcione U, Fagiolini A., Castrogiovanni P. Quality of life and subthreshold affective symptoms // Quality of Life Research. 2005. 14. 905-909.
Lyubomirsky S, Lepper H. A measure of subjective happiness: preliminary reliability and construct validation. // Social Indicators Research. 1999. 46. 137-155.
Nierenberg A. A., Rapaport M.H., Schettler P.J., Howland R.H., Smith J.A., Edwards D, Schneider T., Mischoulon D. Deficits in psychological well-being and quality of life in minor depression: implications for DSM-V // CNS Neuroscience & Therapeutics. 2010. 16. 208-216.
Ritsner M., Kurs R., Gibel A., Ratner Y., Endicott J. Validity of an abbreviated Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire (Q-LES-Q-18) for schizophrenia, schizoaffective, and mood disorder patients // Quality of Life Research. 2005. 14. 1693-1703.
Zigmond A.S., Snaith R.P. The Hospital Anxiety and Depression Scale // Acta Psychiatr Scand. 1983. 67. 361-70.