Научная статья на тему 'Методика оценки качества ремонта машин'

Методика оценки качества ремонта машин Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
3098
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ОЦЕНКА / МОДЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / РЕМОНТ / QUALITY / EVALUATION / MODEL / CONSUMER / REPAIR

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Храмцов Николай Васильевич, Скипин Леонид Николаевич, Шиндин Валерий Николаевич

Разработана модель оценки потребителями качества ремонта машин, содержащая два комплексных и восемь единичных признаков. Выявлена степень удовлетворенности заказчиков качеством ремонтных услуг. Использование модели позволяет повысить оперативность получения информации и дает возможность совершенствования взаимоотношений между заказчиками и ремонтным предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF VEHICLES REPAIR QUALITY EVALUATION

The model to evaluate the quality of vehicles repair by consumers was worked out, containing two complex and eight isolated indications. The degree of consumers ’ satisfaction with the quality of repair services is revealed. The usage of the model allows to raise the efficiency of getting information and gives the possibility to improve the relationship between consumers and a repair enterprise.

Текст научной работы на тему «Методика оценки качества ремонта машин»

ТРАНСПОРТ

УДК 621.43

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕМОНТА МАШИН

Н.В. Храмцов, Л.Н. Скипин, В.Н. Шиндин

Разработана модель оценки потребителями качества ремонта машин, содержащая два комплексных и восемь единичных признаков. Выявлена степень удовлетворенности заказчиков качеством ремонтных услуг. Использование модели позволяет повысить оперативность получения информации и дает возможность совершенствования взаимоотношений между заказчиками и ремонтным предприятием.

Ключевые слова: качество, оценка, модель, потребитель, ремонт.

Качество- это соответствие показателей продукции требованиям потребителя. Естественно, что мнение заказчика ремонтных услуг должно быть определяющим при оценке качества ремонта машин.

По моменту выявления показатели качества могут быть приремонт-ными и послеремонтными. При этом ряд признаков, характеризующих машину в процессе ремонта и в начальный период эксплуатации, являются прямыми, а показатели, характеризующие технологический процесс и производственные ресурсы - косвенными, с помощью которых и представляется возможным прогнозировать качество ремонта.

Показатели обладают различной степенью информативности и могут дать оценку при совокупном использовании их. Приремонтные показатели дают лишь частичную информацию, поэтому для более полной оценки качества необходимы послеремонтная оценка надежности или использование прогнозных моделей.

Структуру показателей качества ремонта представляем в виде дерева свойств, начиная с более простых, которые относительно легко оцениваются потребителями, и кончая обобщенными, характеризующими комплексные свойства. Выбор признаков и их иерархия основаны на структуре требований потребителей (табл. 1).

Таблица 1

Структура показателей качества ремонта двигателей

Уровни дерева целей

0 1 2 3 4 *

Интегральный показатель качества ремонта Комплексный показатель качества ремонта Организационные показатели качества ремонта 1.Удобство сдачи в ремонт и получения двигателя

2.Продолжительность ремонта

3. Стоимость ремонта

Т ехнологические показатели качества ремонта 4. Технические показатели отремонтированных двигателей

5.Внешний вид отремонтированных двигателей

6.Степень послеремонтной годности к выполнению транспортных работ

7.Безотказность

8. Долговечность

Экономичность использования отремонтированных двигателей

*- соотношения весомостей 1,2,..,5 уровней свойств составляют 1,0: 0,75: 0,50: 0,25: 0; информация по дифференциации признаков в таблице (п.4) не приведена

Качество ремонта двигателей включает в себя технологические (внешний вид, безотказность и др.) и организационные (стоимость и продолжительность ремонта и др.) признаки.

Самым сложным в оценке качества является определение показателей надежности, которые реализуются через относительно большой срок использования машины, поэтому информация, полученная традиционными методами наблюдений, теряет свою актуальность.

Потребителей в значительной мере интересует комплексный интегральный показатель, отражающий соотношение экономического эффекта от использования машины к затратам на ее ремонт и эксплуатацию.

Оценка качества ремонта и, особенно, прогнозирование надежности двигателей возможны в процессе контроля качества запасных частей, ремонта деталей и обкатки двигателей, когда выявляются и устраняются дефекты предшествующих операций изготовления и ремонта деталей и стабилизируются параметры, характеризующие качество сопряжений, узлов и деталей.

В процессе приемо-сдаточных испытаний отремонтированной машины (агрегата) оценивается внешнее состояние (окраска, крепеж) и про-

веряется соответствие основных технических показателей (мощность, расход топлива) нормативным значениям.

Недостаточное качество ремонта двигателей проявляется низкой наработкой двигателя до первого отказа, которая характеризует степень по-слеремонтной годности двигателя. Значительное количество ресурсных отказов приходится на задиры, схватывание, или выплавление подшипников, причем у некоторых двигателей это проявляется в начальный период эксплуатации.

Для управления качеством ремонта двигателей необходима оперативная обратная связь технологического процесса с результатами использования отремонтированных двигателей, т.е. необходима экспресс- оценка качества ремонта. Здесь более реальными могут быть два направления [1]:

1. Разработка методики прогнозирования качества ремонта, основанной на фактическом уровне технологи.

2. Получение экспертных оценок опросом заказчиков.

По нашему мнению [2] недостаточно используется для оценки качества ремонта двигателей дефектность деталей, сопряжений и узлов, выявляемые в процессах ремонта, обкатки и, особенно, в начальный период эксплуатации автомобилей.

Предлагаемый методический подход реализован и экспериментально проверен для оценки качества ремонта автомобильных двигателей. Сначала группа экспертов выявила комплексные и единичные факторы и ступени единичных факторов, т.е. установила причинно - следственную связь технологического процесса с единичными показателями отремонтированных двигателей, и разработала соответствующие формы опроса.

Качество ремонтных услуг представлено в виде многоуровневой структуры дерева целей. Конечно, дерево целей не может абсолютно адекватно отразить структуру свойств объекта, а отражает только основные его свойства.

Опросом экспертов основной группы и последующей обработкой анкет установили значения коэффициентов весомости комплексных и единичных факторов и их ступеней, а так же среднее квадратическое отклонение о и коэффициент вариации V случайных величин (табл. 2).

Эксперты в анкетах ранжировали комплексные показатели качества, а так же показывали в долях от 1 -го показателя весомость последующих с учетом отклонений в качестве. По каждому показателю находили сумму прямых и обратных рангов. Расчеты коэффициентов весомости и определение степени доверия расчетов проводили по нормализованной матрице рангов. Для удобства дальнейших расчетов после округления полученных значений коэффициенты весомости для принятых пяти уровней составили: очень высокий - 1; высокий - 0.75; средний - 0,5; низкий - 0,25; очень низкий - 0.

Таблица 2

Статистические значения показателей качества ремонта автомобилей и двигателей

№ Показатели Коэффициент весомости, Кв] Удовлетворенность заказчиков, % Значения показателей

о V

1 Удобство сдачи в ремонт и получения машины Кв1=0,062 75,2 0,272 0,36

2 Продолжительность ремонта Кв2=0,061 66,0 0,312 0,47

3 Стоимость ремонта Кв3=0,071 44,7 0,231 0,52

4 Технические показатели отремонтированных машин Кв4=0,160 43,0 0,132 0,42

5 Внешний вид отремонтированных машин Кв5=0,115 47,8 0,273 0,57

6 Степень послеремонтной годности Кв6=0,164 45,6 0.255 0.59

7 Безотказность Кв7=0,183 51,2 0,237 0,46

8 Долговечность Кв8=0,184 41,7 0,216 0,52

В анкетах, разработанных на основе данной таблицы, заказчики отмечают фактический уровень каждого единичного показателя.

Значение коэффициента ] - го показателя уровня ремонта по данным 1 - го заказчика находят по формуле:

Круц = Х?^] Кв]' , где Кв], п - весомость ]-го показателя и их количество; Wzj - коэффициент ъ -го фактического уровня ]-го показателя.

Комплексный коэффициент по данным 1 - го заказчика является суммой по всем ] обобщенным показателям

Кру! = Х™=1 Кру] .

Среднее значение коэффициента уровня ремонта определяют по результатам опроса т заказчиков:

кру = ^2Г=1 кру^ .

Для получения информации с доверительной вероятностью не ниже

0,9 и относительной ошибкой не выше 10 % следует привлекать не менее 25 специалистов, а предельно допустимой для практических целей при степени доверия расчетов (соответственно, 0,8 и 20 %) достаточно 10...12 специалистов.

По разработанной методике было опрошено 147 заказчиков по качеству ремонта автомобилей и двигателей. Табл. 2 и рис. 1 отражают фак-

тические значения, весомость и распределение показателей, а также степень неудовлетворенности заказчиков. Наибольшая неудовлетворенность качеством ремонтных услуг и потери качества наблюдается по более весомым показателям: долговечности (11,4 %), безотказности (9,9 %), годности (9,8 %) и техническим показателям (8,7 %).

Рис. 1. Диаграммы коэффициента весомости (-Кв ) и усредненных

фактических значений показателей качества (— Кру) ремонта

автотракторных двигателей (номера показателей соответствуют табл. 1, 2)

Для оценки полученной исходной и уточнения результатов экспертного ранжирования показателей качества ремонта проведен многомерный факторный анализ исходных признаков качества ремонта.

Методом главных компонент и вращением получена факторная модель признаков (рис. 2).

Рис. 2. Факторная модель признаков качества ремонта автомобилей

и их двигателей:

/і - технологический фактор; /2 - организационный фактор

Выделено два фактора:

- технологический fi, формируемый большой группой признаков (4,5,6,7 и 8);

- организационный f2, формируемый 2-мя признаками (1 и 2).

С учетом лишь значимых (больше 0.5) нагрузок выделенные факторы выражаются следующими зависимостями:

f1=0,215x4 +0,219х5 +0,258х6 +0,215х7 +0,247х8; f2=0,513x1 +0,502х2.

Из факторной модели видно, что потребителей меньше беспокоят продолжительность и стоимость ремонта, нежели технические показатели. Экспертная структура дерева целей и факторная модель не противоречат друг другу. Достоинством разработанной методики является оперативность получения информации и возможность совершенствования взаимоотношений между заказчиком и ремонтным предприятием.

Список литературы

1. Бондаренко Ю. Оценка качества ремонта автомобилей // Автомобильный транспорт. 1982. №1. С.40-41.

2. Храмцов Н.В., Королев А.Е., Бай Р.Ф.. Влияние конструкторско-технологических факторов на износостойкость автотракторных двигателей. // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. № 6. С. 127-131.

Храмцов Николай Васильевич, докт. техн. наук, проф., hramnik. tmn @mail. ru, Россия, Тюмень, Тюменский государственный архитектурно - строительный университет,

Скипин Леонид Николаевич, докт. с.-х. наук, проф., зав. кафедрой, Россия, Тюмень, Тюменский государственный архитектурно - строительный университет,

Шиндин Валерий Николаевич, инженер, Россия, Тюмень, Тюменский государственный архитектурно - строительный университет

METHODS OF VEHICLES REPAIR QUALITY EVALUATION N.V. Khramtsov, L.N.Skipin, V.H.Shindin

The model to evaluate the quality of vehicles repair by consumers was worked out, containing two complex and eight isolated indications. The degree of consumers ’ satisfaction with the quality of repair services is revealed. The usage of the model allows to raise the efficiency of getting information and gives the possibility to improve the relationship between consumers and a repair enterprise.

Key words: quality, evaluation, model, consumer, repair.

Khramtsov Nikolai Vasilyevich, doctor of technical sciences, professor, hram-nic. tmn @mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering,

Skipin Leonid Nikolayevich, doctor of agricultural sciences, professor, chief of the department, Russia, Tyumen, Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering,

Shindin Valeriyi Nikolayevich, engineer, Russia, Tyumen, Tyumen State Unversity of Architecture and Civil Engineering

УДК 621. 892.8

СТАРЕНИЕ МОТОРНОГО МАСЛА

Н.В. Храмцов, А.Е. Королев

При работе двигателя происходят качественные и количественные изменения параметров моторного масла: возрастают вязкость и кислотность его, происходит срабатывание присадок и накопление продуктов износа. Установлено, что предельного состояния смазочное масло достигает к 500 часам работы двигателей, а минимальная концентрация бария в моторном масле должна быть не ниже 0,15 %.

Ключевые слова: моторное масло, старение, присадки, щелочное число.

В процессе эксплуатации двигателя изменяются качественные и количественные показатели моторного масла. Качественные изменения обусловлены физическими и химическими процессами, протекающими в двигателе (старение масла). Количественные изменения сводятся к уменьшению запаса масла в маслосистеме (угар масла) и накоплению в нем продуктов износа [1].

Старение масла происходит вследствие двух основных причин: внутренних - обусловливаемых нарушением стабильности масла (испарение, окисление, разложение, полимеризация и др.) и внешних - обусловливаемых загрязнением масла механическими примесями, водой и топливом. В результате старения базового масла возрастают его вязкость и кислотность, частично компенсируемые разжижением топливом и адсорбцией кислых органических соединений на механических примесях и высокомолекулярных соединениях с последующей осадкой образовавшихся конгломератов в масляных фильтрах.

Способность масла противостоять окислению при повышенных температурах характеризуется его термоокислительной стабильностью. В результате окисления масла образуются органические кислоты, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.