Научная статья на тему 'Методика оценки инновационной активности организации'

Методика оценки инновационной активности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1852
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухонова С. М., Дорошенко Ю. Л.

Под инновационной активностью организации нами понимается комплексная характеристика интенсивности инновационной деятельности, основанная на способности организации к мобилизации инновационного потенциала. Инновационная активность отражает интенсивность использования инновационного потенциала, который выражается через ресурсную и результативную составляющие. Исходя из этих рассуждений и основываясь на проведенном анализе существующих решений в области мониторинга уровня инновационности, представляется возможным применять для оценки инновационной активности организации три подхода: формальный, ресурсно-затратный и результатный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки инновационной активности организации»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

С.М. БУХОНОВА, доктор экономических наук, профессор

Ю.А. ДОРОШЕНКО, доктор экономических наук, профессор Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

Под инновационной активностью организации

нами понимается комплексная характеристика интенсивности инновационной деятельности, основанная на способности организации к мобилизации инновационного потенциала. Инновационная активность отражает интенсивность использования инновационного потенциала, который выражается через ресурсную и результативную составляющие. Исходя из этих рассуждений и основываясь на проведенном анализе существующих решений в области мониторинга уровня инновационное™, представляется возможным применять для оценки инновационной активности организации три подхода: формальный, ресурсно-затратный и результатный.

Формальный подход позволяет разделить все организации на две группы: инновационно активные и инновационно неактивные. Принадлежность к категории инновационно активных определяется по факту выполнения работ (мероприятий), относимых к инновационной деятельности. Следовательно, основная задача исследователя — идентифицировать виды деятельности, которые будут классифицированы как инновационные.

Ресурсно-затратный подход основан на определении величины различных ресурсов в стоимостном выражении, которые организация использует на всех стадиях инновационного процесса. Для реализации данного подхода необходимо определить: а) виды деятельности, классифицируемые как инновационные; б) виды ресурсов и затрат, которые будут учтены при оценке.

С нашей точки зрения, наиболее адекватным является метод, основанный на результатном подходе, в самом названии которого во многом отражается цель инновационной деятельности.

Результатный подход основан на идентификации возможных эффектов, которые получила или получит организация от осуществления инновационной деятельности, и их стоимостной оценке. Для реализации данного подхода необходимо идентифицировать эффекты, которые будут учтены при оценке инновационной активности.

Мы предлагаем использовать две группы эффектов: эффекты экономии затрат и эффекты вклада в рыночную стоимость бизнеса.

Эффекты экономии затрат — это экономия:

а) затрат на производство и реализацию продукции/услуг за анализируемый период как результат технико-технологических инноваций;

б) трансакционных издержек как результат организационно-управленческих инноваций;

в) налоговых платежей по налогу на прибыль (действие налогового щита);

г) выплат, связанных с производственным травматизмом и профзаболеваниями, атакже экологических штрафов как результат социальных инноваций.

Эффекты вклада в рыночную стоимость бизнеса — это вклад:

а) материальных активов, созданных в результате продуктовых и технико-технологических инноваций;

б) нематериальных активов, созданных в результате продуктовых и технико-технологических инноваций;

в) неидентифицируемых элементов интеллектуального капитала (гудвилл), отражающий результат организационно-управленческих и социальных инноваций.

Рассмотрим наиболее существенные, на наш взгляд, виды эффектов.

2

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя -и ЪР/пжгсхА

Категория трансакционных издержек является новой для российской практики управления, поэтому целесообразно рассмотреть вопрос их измерения. Осознание значительности сумм трансакционных издержек и возможности их экономии может подтолкнуть менеджмент организации к внедрению обособленной системы их учета, однако пока такая система не создана, единственной информационной базой для прямого подсчета трансакционных издержек являются данные бухгалтерского учета. Действующий план счетов бухгалтерского учета не позволяет идентифицировать величину отдельных видов трансакционных издержек. Большая часть тех трансакционных издержек, которые находят отражение в бухгалтерских реги-

Наиболее распространенные тра!

страх, учитываются по дебету сч. 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». Некоторые элементы учитываются и на других счетах, например торговые скидки — на сч. 42 «Торговая наценка», платежи за государственную регистрацию объектов основных средств и прав на нематериальные активы — на сч. 08 «Капитальные вложения», штрафы за нарушение договориых обя-зательств — на сч. 91-2 «Прочие расходы». Предполагая, что ситуация с учетом трансакционных издержек вряд ли скоро изменится, мы сгруппировали отдельные виды затрат, которые можно выделить из первичных документов или аналитических регистров в соответствии с типами трансакционных издержек (табл. 1).

Таблица 1

кционные издержки организаций

Тип трансакционных издержек Виды расходов, отражаемых в бухгалтерском учете

Издержки поиска информации (межфирменные взаимодействия) Платежи за телефонные переговоры и услуги сотовой связи; платежи за услуги (ЩегпеНфовайдеров; амортизация основных средств, используемых в качестве средств коммуникации; расходы отдела маркетинга, связанные с изучением спроса; расходы па справочную, нормативную литературу, периодические издания; расходы на приобретение баз данных о рынках, товарах, поставщиках и т.п.

Издержки поиска информации (внутрифирменные взаимодействия) Расходы на приобретение информационных носителей и расходных материалов; расходы на справочную, нормативную литературу, периодические издания; расходы на приобретение компьютерных программ и баз данных; амортизация основных средств, используемых в качестве инструментов внутрифирменной коммуникации; расходы на содержание служб, обеспечивающих информационное обеспечение управления: программистов, бухгалтерии, планово-экономического отдела и т.п. (включая заработную плату, отчисления в Пенсионный фонд и единый социальный налог, материальные затраты, амортизацию)

Издержки ведения переговоров и заключения контрактов Командировочные расходы; представительские расходы; расходы на участие в выставках, ярмарках и т.п.; почтовые расходы; платежи за телефонные переговоры и услуги сотовой связи; расходы на содержание юридической службы; расходы на содержание службы сбыта; расходы на рекламу; расходы на транспортировку (включая заработную плату, услуги экспедитора, материальные расходы, услуги транспортных организаций, амортизацию транспортных средств и т.д.); расходы на хранение; торговые скидки; штрафы за невыполнение договорных обязательств

Издержки измерения Расходы па содержание лаборатории; амортизация измерительных приборов и техники; расходы на услуги сторонних экспертов

Издержки обеспечения прав собственности Обязательные платежи за регистрацию нрав собственности; " налоги, связанные с реализацией прав собственности (налог на имущество); расходы на приобретение лицензий, если организация занимается лицензируемыми видами деятельности; судебные издержки по защите нарушенных прав; расходы па оформление исключительных прав на интеллектуальную собственность; расходы на содержание юридической службы

Издержки оппортунистического поведения Расходы на создание и содержание службы внутреннего контроля; расходы на охрану; расходы на услуги аудиторской организации

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£оръ& и ъраъжнх*

3

Эффект налогового щита возникает тогда, когда инновационные затраты признаются расходами в целях налогообложения прибыли, иначе говоря, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. В связи с этим практический интерес, по нашему мнению, представляет анализ этих затрат с позиции возможности отнесения на расходы в целях налогообложения прибыли.

Глава 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ) относит к НИОКР расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (ст. 262). Они равномерно включаются в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования результатов НИОКР в производстве и реализации. Если же НИОКР не дали положительного результата, эти затраты также можно отнести в состав расходов, но не более 70% от их фактической суммы.

Расходы на приобретение неовеществленных технологий можно разделить на две группы. Одни классифицируются как расходы на приобретение нематериальных активов, другие не формируют стоимости амортизируемого имущества, а относятся к текущим расходам. Нематериальными активами признаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, подтвержденные патентами, свидетельствами, договором уступки (приобретения) патента, товарного знака, другими охранными документами. Затраты на приобретение нематериальных активов формируют их первоначальную стоимость и в течение срока полезного использования включаются в состав амортизации, начисляемой линейным или нелинейным способом (ст. 257). Если же предприятие не обладает исключительным правом на использование той или иной неовеществленной технологии, то расходы могут быть отнесены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264). К ним, в частности, относятся:

— периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, п. I подп. 37);

— расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по лицензионным соглашениям с правообладателем (п. I подп. 26);

— расходы на информационные, консультационные, юридические и иные аналогичные услуги (п. 1 подп. 14, 15).

Основанием к отнесению на расходы затрат на производственное проектирование, подготовку производства и персонала в связи с внедрением продуктовых и технико-технологических инноваций также являются положения ст. 264, согласно которой к прочим расходам относятся:

— расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (п. 1 подп. 34);

— расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления (п. 1 подп. 35);

— расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями в целях повышения квалификации и более эффективного использования подготавливаемого специалиста (п. 1 подп. 23, п. 3).

Затраты на приобретение машин и оборудования, связанные с внедрением продуктовых или технологических инноваций, очевидно, являются инвестиционными и формируют первоначальную стоимость основных средств. Эти затраты включаются в состав расходов опосредованно — в виде сумм амортизации, начисляемой линейным или нелинейным способом (ст. 256 — 258).

Налоговым кодексом РФ предусмотрено включение в состав расходов в целях налогообложения прибыли и затрат, связанных с продвижением новых товаров на рынок. К категории прочих расходов относятся, во-первых, расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров; во-вторых, расходы на рекламу товаров, товарного знака и знака обслуживания (ст. 264 п. 1 подп. 27, 28).

Следовательно, налоговое законодательство позволяет включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, практически все виды инновационных затрат при условии, что они экономически оправданны и документально подтверждены.

Экономия налоговых платежей в результате осуществления инноваций рассчитывается по формуле:

ЭНЩ = 3 С„„, (1)

' иин //// у '

где ЭНЩ— эффект налогового щита; Зшш — затраты на инновационную деятельность; Сип — ставка налога на прибыль.

Таким образом, нужно признать ошибочным широко распространенное мнение о том, что с отменой Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и утратой льготы по освобождению от налогообложения прибыли, направляе-

4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: тхгвРЪЯ ъ 71Р4ХЖ-кЪ4

"¿¿ЯНо&щиоЯЯое

1 (34) - 2005

мой на капвложения, исчезли налоговые стимулы к осуществлению инновационной деятельности. В действительности, если ранее затраты на инновации осуществлялись за счет чистой прибыли, то с введением в действие гл. 25 Н К РФ большая часть этих затрат (за исключением разве что отдельных социальных инноваций), признается расходами в целях налогообложения прибыли.

Обратимся к инновационным эффектам в виде вклада в рыночную стоимость бизнеса. Так, предлагается оценивать вклад неидентифицируемых элементов интеллектуального капитала (гудвилл), отражающий результат организационно-управлен-ческих и социальных инноваций, методом избыточных прибылей.

Под воздействием продуктовых и технико-технологических инноваций происходят изменения в составе как материальных, так и нематериальных активов организации. Материальные активы изменяются: а) за счет обновления основных производственных фондов; б) за счет сдвигов в структуре товароматериальных запасов в результате выпуска новой продукции (услуги). Оценка вклада материальных активов в рыночную стоимость бизнеса может быть осуществлена любым из известных методов. Вместе с тем, допуская, что организация-новатор не собирается прекращать свою деятельность в обозримой перспективе и что инновации осуществляются в целях повышения ее конкурентоспособности, считаем наиболее приемлемым метод дисконтированных денежных потоков. В ситуации, когда рыночные перспективы внедрения инновации еще туманны (начальные стадии реализации инновационного проекта), альтернативой является метод накопления активов.

Кроме того, имущество организации может прирастать на величину нематериальных активов, классифицируемых как объекты интеллектуальной собственности, если организация оформила свои исключительные права на них. Известно, что для целей отражения этих результатов инновационной деятельности в бухгалтерском учете используется расчет стоимости объекта методом суммирования фактических затрат (их подробный перечень приведен в положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000). Вместе с тем понятно, что бухгалтерская оценка этих активов и их вклад в рыночную стоимость организации могут существенно различаться. Обладание ими увеличивает рыночную стоимость совокупных активов, но только в том случае, если они приносят или принесут в будущем экономические выгоды.

Поэтому основным подходом к установлению стоимости исключительных прав считается доходный подход. Метод сравнительных продаж и методы затратного подхода могут использоваться лишь в качестве дополнения. Преимуществом доходного подхода является возможность его применения как при оценке уже используемых нематериальных активов, так и при оценке вновь возникших в результате инновационной деятельности прав. Кроме того, учитывается экономический срок службы патента или лицензии, который может быть существенно короче юридического.

Основным видом дохода владельца исключительных прав являются реально получаемые или потенциальные лицензионные платежи (роялти) за использование запатентованного изобретения (или другого объекта интеллектуальной собственности). Поэтому оценку вклада инноваций в рыночную стоимость бизнеса уместно проводить методом роялти. Сущность метода состоит в дисконтировании или капитализации ежегодных денежных потоков роялти по гипотетическому или действительному лицензионному соглашению. Как правило, ежегодные размеры потоков роялти определяются в виде процента от объема продаж продукции, выпускаемой по лицензии.

На размер ставки роялти влияют такие факторы, как техническая ценность объекта лицензии; стадия разработки и готовность к промышленному использованию; объем передаваемых по лицензии прав; инжиниринговое сопровождение; конъюнктура рынка. Большое число ценообразующих факторов порождает проблему выбора и обоснования ставки роялти. Наиболее простой путь — использование таблиц усредненных ставок роялти по отраслям и по группам продукции. Такие таблицы формируются на основе обобщения данных по большому числу сделок.

Для расчета экономически обоснованной ставки роялти проанализируем общий случай приобретения лицензии действующей организацией, которая ранее функционировала по традиционной (базовой) технологии и выпускала традиционную продукцию (услуги). Лицензия приобретается для возможного расширения производства, освоения новой технологии, выпуска новой конкурентоспособной продукции и т.п. и обеспечивает каждой из сторон лицензионного договора возможность получения дополнительной прибыли. Введем следующие обозначения:

Ц — стоимость продукции, выпускаемой по лицензии;

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жворъа -и -ПРА-кж-ихА

5

НяНайациаННае

1 (34) - 2005

Ц = с + проСщ, ПрЙ,+пР<1

С— себестоимость продукции, выпускаемой по лицензии;

Пр0бщ — прибыль от реализации продукции, выпускаемой по лицензии;

Пр6аз — базовая прибыль, т.е. прибыль аналогичного предприятия, работающего по традиционной технологии;

ПР(Ъп — прибыль, дополнительно получаемая от использования новой технологии.

Справедливы равенства:

(2)

общ баз ^ ' ^ ^

В частном случае, когда базовая технология отсутствует и организуется новое производство только на основе предоставленных лицензиаром технологий и оборудования, Пробщ = Праш-

Исходя из концепции справедливого распределения доходов между лицензиаром и лицензиатом, дополнительную прибыль можно представить как:

Пр. =Пр +Пр , (4)

r non r ji-pa r .i-imr 4 '

где Пр , Пр1ш - соответственно прибыль лицензиара и лицензиата.

Величину Пр можно выразить через долю дополнительной прибыли (Д):

^Р /1 - Л/7 ^Р finn fô''

(5)

R

Пр.,

Ц

Учитывая приведенные выше зависимости,

ПрЙ0„Д _ Пр,1тд

R = -

Ц

ПраЫ+С

Выражение (7) можно тождественно преобразовать путем введения в него рентабельности продукции:

Тогда

R = -

Рент =— С

С Рент^Д Рент, Д

(8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СРентввщ+С

Рент, +1

(Рент„»щ ~ Рент,аз)Д Рент11Гщ +1

(9)

л-ра ' ^ дои 1

Специальная литература позволяет получить представление о верхней и нижней границах этой доли. Средняя величина Д в зависимости от ценности технологии и масштабов использования обычно колеблется от 15 до 30%. При исключительной лицензии (передаче всех прав) дополнительная прибыль лицензиара не может превышать 50% от ожидаемой дополнительной прибыли лицензиата (на практике — 30 — 40%). Если объект лицензии еще не готов к промышленному или коммерческому использованию, то Дне превышает 15 — 20% прибыли. Если же объектом лицензирования является промышленно освоенное изделие или технологический процесс, то при исключительной лицензии Дсоставляет 35 — 50%, при неисключительной — 20 — 30%.

По определению, ставка роялти (/?) — это относительная величина периодических отчислений в пользу лицензиара, т.е.:

Выражения (7) и (9) позволяют рассчитать экономически обоснованную ставку роялти. В целом, метод роялти реализуется как последовательность следующих этапов:

1) составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти, на период действия лицензионного договора;

2) определяется ставка роялти;

3) путем перемножения объемов продаж и ставки роялти определяются дисконтированные потоки выплат. Ставки дисконта устанавливаются в зависимости от области применения объекта лицензирования, отраслевых и индивидуальных рисков;

4) дисконтированные потоки прибыли суммируются.

Приравнивая выражения (6) и (9), получаем еще один вариант расчета потока выплат в пользу лицензиара:

Пр,

Рент^ДЦ

Рент,

nfiUi

(10)

Применение метода дисконтирования денежных потоков дает формулу для расчета рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности (РСИС), созданного в результате продуктовой или технико-технологической инновации:

рс Рент,ЬпДпЦ„

ИС ÎTo (1 + Рентобщ )(1 + /„ )" '

(И)

(6)

(7)

где п — порядковый номер года (периода) использования оцениваемого актива, п — 0 соответствует текущему периоду; индекс п, присущий всем элементам формулы, указывает на то, что для каждого года их значения могут отличаться.

Таким образом, предлагаемая методика оценки инновационной активности организации состоит в последовательном применении трех обозначенных подходов, что позволяет поэтапно углублять оценку объекта исследования:

6

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгоръя ъ

Этап 1. Применение формального подхода к оценке инновационной активности. На данном этапе выявляется принадлежность организации к категории инновационно активных и анализируется видовая структура ее инновационной деятельности. Результаты оформляются в виде табл. 2. Примечания:

1. Продуктовые и технико-технологические инновации объединены в одну группу, так как многие стадии инновационного процесса для них совпадают.

2. Реализация новых продуктов/услуг отнесена нами к видам инновационной деятельности, чтобы отразить результат использования инновационного потенциала.

Этап 2. Применение ресурсно-затратного подхода к оценке инновационной деятельности путем расчета следующих критериев:

- доля персонала, занятого инновационной деятельностью, в среднесписочной численности;

- доля стоимости основных фондов, эксплуатируемых в процессе инновационной деятельности, в средней стоимости основных фондов организации;

- удельный вес инновационных затрат в выручке от реализации продукции/услуг либо в создаваемой организацией добавленной стоимости;

- инновационные затраты в расчете на одного работающего в организации.

Этот этап дает характеристику ресурсной составляющей инновационного потенциала и позво-

Таблица 2

Оценка инновационной активности в рамках формального подхода

Тип инноваций Виды инновационной деятельности Число проектов на стадии подготовки Число проектов на стадии реализации

Продуктовые и технико-технологические инновации Научные исследования и разработки, связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов; X

производственное проектирование; X

инструментальная подготовка, организация и пуск производства; X

подготовка и переподготовка персонала в связи с внедрением новых продуктов и технологических процессов; X

пробное производство и испытания; X

маркетинговые исследования по выпуску новых продуктов на рынок; X

приобретение неовеществленных технологий (лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, прав на патенты, беспатентных лицензий, услуг технологического содержания);

приобретение овеществленных технологий (машины, оборудование);

юридическая защита интеллектуальной собственности;

реконструкция, модернизация, техническое перевооружение цехов, объектов, оборудования;

производство и реализация новых продуктов/услуг; X

Организационно- управленческие инновации Нововведения в формах и способах реализации всех стадий управленческого процесса;

нововведения в организационной структуре производства и управления;

нововведения в системе информационного обеспечения;

Социальные инновации Расширение нематериальной составляющей компенсационного пакета работников;

совершенствование системы охраны труда в организации;

проведение мероприятий, направленных на формирование корпоративной культуры;

нововведения в области обеспечения экологической безопасности местного сообщества;

нововведения в области содействия развитию субъектов социально-культурной сферы;

Итого... X У X

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорта 71 -НРАХШЪ-КА

7

-эталонное состояние

-фактическое состояние

фический метод, когда интегральный показатель определяется как площадь многоугольника, число вершин которого соответствует числу принимаемых в расчет частных характеристик.

Пусть х - частные характеристики инновационной активности, / = I, ..., п\ а, — пронормированные значения частных характеристик, где в качестве базы для сопоставления берутся эталонные значения, соответствующие наибольшему значению среди рассматриваемых организаций, либо установленные экспертным путем:

{¡шкт

Графический метод построения интегрального показателя

ляет оценить инновационную активность организаций, еще не получивших явных экономически выгод от инновационной деятельности.

Этап 3. Применение результатного подхода к оценке инновационной активности. В зависимости от вида внедряемых инноваций может быть осуществлена стоимостная оценка следующих эффектов инновационной деятельности: экономии затрат и вклада в рыночную стоимость бизнеса.

Если целью исследования является сравнительный анализ нескольких хозяйствующих субъектов по критерию инновационной активности, в методику может быть введен дополнительный, 4-й этап — комплексная оценка инновационной активности.

Существующее разнообразие критериев инновационной активности и выявление нами при попытке систематизации этих критериев трех подходов к ее оценке позволяет говорить о многогранности рассматриваемой характеристики и возможности моделирования ее интегрального показателя. Он должен, с одной стороны, отражать разные аспекты инновационной активности, но, с другой стороны, не быть информационно перегруженным и измерять только то, что действительно имеет стратегическое значение для организаций.

Существуют различные методы комплексной оценки какого-либо сложного процесса или явления по совокупности разнородных факторов или характеристик. Мы предлагаем использовать гра-

а, =

X,

X,

(12)

Изменение пронормированных значений а. происходит в диапазоне [0; 1]. Единица соответствует высокому уровню инновационной активности, нуль характеризует организацию как неактивную. На основе пронормированных значений строится лепестковая диаграмма, которая является аналогом графика в полярной системе координат и отображает распределение значений относительно начала координат. Пример такой диаграммы, основанной на семи частных характеристиках, представлен на рисунке. Площадь образовавшегося многоугольника отражает уровень текущей инновационной активности организации. Для определения площади многоугольника он разбивается на элементарные фигуры — треугольники, и их площади суммируются. Тогда итоговая формула для определения интегрального показателя инновационной активности следующая:

„ 1 . 360°

л вш-

2 и — 1

2>

Я/.1 +«1

(13)

Графическая интерпретация интегрального показателя способствует лучшему восприятию разнородных характеристик, определяющих интенсивность инновационной деятельности организации и ее специфику. Имея аналогичные данные по конкурирующим или партнерским организациям, можно проводить сравнительный пространственный анализ. А выявляя изменения за несколько смежных периодов, можно давать оценку динамике инновационной активности организации.

8

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жвор-кЯ -и -нракж^ХА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.