Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕЖКУРСОВОЙ ЭТАП / САМООБРАЗОВАНИЕ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ / IN-SERVICE TEACHERS TRAINING SYSTEM / CONTINUING EDUCATION COURSES / THE INTER-COURSE STAGE / SELF-EDUCATION / HEAD OF A GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ANALYTICAL ACTIVITIES / ASSESSMENT AND SELF-ASSESSMENT METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Наталья Николаевна

В статье представлена авторская методика оценки и самооценки уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования. Использование данной методики является необходимым педагогическим условием по созданию системы эффективного сопровождения профессионального развития управленческих кадров в рамках курсов повышения квалификации, в межкурсовой период или в процессе самообразования. Авторская методика включает следующие составляющие: адаптированный тест М. Вудкока и Д. Френсиса «Анализ своих сильных сторон и профессиональных ограничений», две методики по определению уровней мотивации к достижению успеха (по Ю.М. Орлову) и рефлексивности мышления (по О.С. Анисимову), две авторские анкеты и авторский тест; алгоритм определении уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций с помощью метода количественной обработки результатов диагностики; характеристики показателей сформированности исследуемой компоненты. Автор сделал вывод, что методику оценки и самооценки уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций можно развивать и совершенствовать, изменяя перечень и количество показателей мотивационно-целевого, когнитивно-операционного и рефлексивного критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR EVALUATION AND SELF-ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF ANALYTICAL COMPONENTS OF MANAGEMENT ACTIVITIES OF HEADS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article presents the author’s methodology for assessing and self-assessing the level of formation of the analytical component of the managerial activity of heads of general educational organizations in-service teachers training system. The use of this technique is a necessary pedagogical condition for creating a system of effective support for the professional development of managerial personnel in the framework of continuing education courses, during the inter-course period or in the process of self-education. The author’s methodology includes the following components: adapted test of M. Woodcock and D. Francis “Analysis of one’s strengths and professional limitations”, two methods for determining the levels of motivation to achieve success (according to Yu. M. Orlov) and reflexivity of thinking (according to O.S. . Anisimov), two author profiles and author test; an algorithm for determining the level of formation of the analytical component of the managerial activity of heads of educational institutions using the method of quantitative processing of diagnostic results; characteristics of indicators of the formation of the investigated component. The author concluded that the methodology for assessing and self-assessing the level of formation of the analytical component of the managerial activity of the heads of educational institutions can be developed and improved by changing the list and number of indicators of motivational-target, cognitive-operational and reflective criteria.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 378.046.4

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0034

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© 2019

Коваль Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры естественно-математических

дисциплин и методики их преподавания Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования (83001, ДНР, Донецк, ул. Артема, 129а, e-mail: koval_n@hotmail.com)

Аннотация. В статье представлена авторская методика оценки и самооценки уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования. Использование данной методики является необходимым педагогическим условием по созданию системы эффективного сопровождения профессионального развития управленческих кадров в рамках курсов повышения квалификации, в межкурсовой период или в процессе самообразования. Авторская методика включает следующие составляющие: адаптированный тест М. Вудкока и Д. Френсиса «Анализ своих сильных сторон и профессиональных ограничений», две методики по определению уровней мотивации к достижению успеха (по Ю.М. Орлову) и рефлексивности мышления (по О.С. Анисимову), две авторские анкеты и авторский тест; алгоритм определении уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций с помощью метода количественной обработки результатов диагностики; характеристики показателей сформированности исследуемой компоненты. Автор сделал вывод, что методику оценки и самооценки уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций можно развивать и совершенствовать, изменяя перечень и количество показателей мотивационно-целевого, когнитивно-операционного и рефлексивного критериев.

Ключевые слова: система дополнительного педагогического образования, курсы повышения квалификации, межкурсовой этап, самообразование, руководитель общеобразовательной организации, аналитическая деятельность, методика оценки и самооценки.

METHODOLOGY FOR EVALUATION AND SELF-ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF ANALYTICAL COMPONENTS OF MANAGEMENT ACTIVITIES OF HEADS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

© 2019

Koval Natalia Nikolaevna, Senior Lecturer of the Department of Natural and Mathematical

Disciplines and Methods of Teaching Donetsk Republican In-Service Teachers Training Institute (83001, DPR, Donetsk, st. Artem, 129a, e-mail: koval_n@hotmail.com)

Abstract. The article presents the author's methodology for assessing and self-assessing the level of formation of the analytical component of the managerial activity of heads of general educational organizations in-service teachers training system. The use of this technique is a necessary pedagogical condition for creating a system of effective support for the professional development of managerial personnel in the framework of continuing education courses, during the inter-course period or in the process of self-education. The author's methodology includes the following components: adapted test of M. Woodcock and D. Francis "Analysis of one's strengths and professional limitations", two methods for determining the levels of motivation to achieve success (according to Yu. M. Orlov) and reflexivity of thinking (according to O.S. . Anisimov), two author profiles and author test; an algorithm for determining the level of formation of the analytical component of the managerial activity of heads of educational institutions using the method of quantitative processing of diagnostic results; characteristics of indicators of the formation of the investigated component. The author concluded that the methodology for assessing and self-assessing the level of formation of the analytical component of the managerial activity of the heads of educational institutions can be developed and improved by changing the list and number of indicators of motivational-target, cognitive-operational and reflective criteria.

Keywords: in-service teachers training system, continuing education courses, the inter-course stage, self-education, the head of a general educational organization, analytical activities, assessment and self-assessment methods.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- деятельности можно достичь путем реализации допол-

ными научными и практическими задачами. Формиро- нительной профессиональной программы повышения

вание аналитической компоненты управленческой дея- квалификации «Аналитическая деятельность как ключе-

тельности руководителей общеобразовательных орга- вая составляющая управленческой деятельности руко-

низаций в системе дополнительного педагогического водителя общеобразовательной организации» для руко-

образования - процесс непрерывный, охватывающий водителей общеобразовательных организаций в рамках

все этапы работы над профессионализмом руководящих формального образования, а также включения в план

кадров: курсовой (формальное образование), межкурсо- работы с управленческими кадрами межкурсовых меро-

вой (неформальное образование), самообразование (ин- приятий очного и дистанционного форматов по анали-

фомальное образование). В Государственном образова- тической подготовке. При этом осуществление оценки

тельном учреждении дополнительного профессиональ- и самооценки уровня сформированности аналитической

ного образования «Донецкий республиканский институт компоненты управленческой деятельности руководите-

дополнительного педагогического образования» гибкая лей общеобразовательных организаций в рамках курсов

система, выстроенная под обеспечение эффективного повышения квалификации, в межкурсовой период или

и результативного повышения профессиональной ком- в процессе самообразования, считаем, является необхо-

петентности руководящих работников общеобразова- димым педагогическим условием эффективного сопро-

тельных организаций, способна развиваться и меняться вождения профессионального развития управленческих

в зависимости от социального заказа общества. Так, со- кадров.

вершенствование и обновление содержания дополни- В.Я. Синенко [1] утверждает, что система самооцен-

тельного педагогического образования руководителей ки и самоконтроля профессионализма работника образо-

общеобразовательных организаций в области форми- вания является необходимой в условиях модернизации

рования аналитической компоненты управленческой системы дополнительного педагогического образования 106 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Коваль Наталья Николаевна МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ...

и должна сопровождать педагога как в ходе активной части повышения квалификации, так и в процессе всей его профессиональной деятельности.

Проблема отсутствия в системе дополнительного педагогического образования обозначенной, общепринятой методики для оценки и самооценки руководителями общеобразовательных организаций своего профессионализма и, в частности, уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности, является актуальной и требующей разрешения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В работах В.И. Бондаря [2], Г.В. Ельниковой [3], Ю.А.Конаржевского [4], А.А. Коростелев [5, 6, 7], Л.М. Плаховой [8], М.М. Поташника [9], Н.Г. Пудовкиной [10], В.А. Сластенина [11], О.Н. Ярыгина [12] центральное место занимает аналитическая деятельность руководителя и педагога общеобразовательной организации.

В своих исследованиях Л.М. Асмолова [13], Е.А. Ганаева [14], Н.И. Клокар [15], В.С. Лазарев [16], М.М. Поташник [17], Т.И. Шамова [18] указывают на специфику профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций.

Научные труды И.В. Гришиной [19], В.И. Маслова [20], В.В. Олийныка [21], Ю.В. Подзюбановой [22], Е.П. Тонконогой [23] раскрывают методику формирования профессиональной компетентности руководителей школ в системе дополнительного педагогического образования.

Современные подходы к разработке программ дополнительного профессионального образования, моделей обучения руководящих кадров образования отражены в работах И.В. Гришиной [24], М.В. Кларина [25], Г.Л. Коптевой [26], И.М Логвиновой [27], Т.М. Сорочан [28].

Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение методики оценки и самооценки уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Нами осуществлялся педагогический эксперимент по апробации разработанной модели формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования [29] и комплекса педагогических условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование. Проверка эффективности разработанной методики (модель и педагогические условия) формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей школ в системе дополнительного педагогического образования являлась целью экспериментальной работы.

Педагогический эксперимент проводился на базе Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования». Эксперимент проходил в четыре этапа: констатирующий, поисковый, формирующий, контрольный. Формирование аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования на основе разработанной модели и выявленных педагогических условий осуществлялось на третьем, формирующем, этапе. Контрольные и экспериментальные группы были определены из контингента слушателей очных проблемных курсов повышения квалификации, рассчитанных на 72 учебных часа.

Для проверки эффективности выявленного комплек-

са педагогических условий по реализации модели формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в системе дополнительного педагогического образования проводился сравнительный анализ результатов сформированности показателей мотивационно-целевого, когнитивно-операционного, рефлексивного критериев на констатирующем и формирующем этапах. Критерии и показатели уровней (стихийно-эмпирический, эмпирический, теоретический) сформированно-сти аналитической компоненты нами были выделены раннее [30]. Для оценки и самооценки уровня сформи-рованности исследуемой компоненты была разработана авторская методика.

Так, для изучения сформированности мотивацион-но-целевого и рефлексивного компонентов с помощью показателей автором был адаптирован тест М. Вудкока и Д. Френсиса «Анализ своих сильных сторон и профессиональных ограничений» [31] и разработаны анкеты, позволяющие комплексно проанализировать рассматриваемый процесс формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций.

Диагностика «Анализ своих сильных сторон и профессиональных ограничений» позволяет определить руководителю школы свои сильные стороны в роли менеджера и выявить важные области (ограничения), требующие дальнейшего совершенствования и развития. М. Вудкок и Д. Френсис [32, с. 21] основывают определение эффективного управления на одиннадцати факторах: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Из приведенного списка авторы сформулировали одиннадцать соответствующих потенциальных ограничений руководителя [31, с. 21-25]: неумение управлять собой, размытые личные ценности, смутные личные цели, остановленное саморазвитие, недостаточность навыка решать проблемы, недостаток творческого подхода, неумение влиять на людей, недостаточное понимание особенностей управленческого труда, слабые навыки руководства, неумение обучать, низкая способность формировать коллектив.

Для нашего исследования в тесте мы оставили диагностику шести сильных сторон и ограничений, и добавили еще две методики по определению уровней мотивации к достижению успеха (по Ю.М. Орлову [32, с. 427-428]) и рефлексивности мышления (по О.С. Анисимову [33]).

Таким образом, было получено восемь показателей, по четыре из которых относятся к проверке сформиро-ванности мотивационно-целевого и рефлексивного компонентов соответственно (таблица 1).

Адаптированный тест содержит 80 утверждений, по 10 на каждый показатель, и семь вариантов ответа. Руководителям необходимо оценить каждое высказывание в баллах (1 - абсолютно неверно, 2 - неверно, 3 -скорее неверно, 4 - не знаю, 5 - скорее верно, 6 - верно, 7 - совершенно верно), заполняя таблицу, и подсчитать количество баллов по каждому показателю. Среднее арифметическое суммарной оценки позволяет определить личные достоинства и ограничения руководителя, совместно с преподавателем наметить способы корректировки и развития тех параметров, которые оказались недостаточно развитыми для успешной профессиональной деятельности. Определим ранговую шкалу для каждого из восьми показателей: высокий уровень - результат больше 6 баллов, средний уровень - результат от 4-х до 6 баллов включительно, низкий уровень - результат

меньше или равный 4 баллам.

Таблица 1 - Сильные стороны / ограничения менеджера и соответствующие им показатели сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций

Сильные стороны / ограничения руководителя, вошедшие в адаптированный автором тест Полученный показатель Критерий

Разумные лнчныеценностн размытые личные ценности Личные ценности Мотивационно-целевой

Четкие личные цели / смутные личные цели Личные цели

Упор на постоянный личный рост .1 остановленное саморазвитие Стремление к саморазвитию

Высокий уровеньмотивации к достижению успеха недостаточныйуроБеньыотивациик достижению успеха Уровеньмотивации к д о стижению у спех а

Навыкрешать проблемы / недостаточность навыка решать проблемы Наличие управленческой Рефлексивный

Изобретательность и способность к инновациям / недостаток творческого подхода

Знание современных управленческих подходов.' недостаточное понимание особенностей управленческого труда

Высокийуровеньрефлексивиости мышления недо с т ат очный ур овень р е флексивно сти мышле ния Ур овень р е флексивно сти

Пятый показатель для мотивационно-целевого компонента определялся с помощью авторской анкеты «Мое отношение к аналитической деятельности». Анкета включает 10 утверждений, для каждого из которых необходимо выбрать цифру, соответствующую варианту ответа (1 - абсолютно неверно, 2 - неверно, 3 - скорее неверно, 4 - не знаю, 5 - скорее верно, 6 - верно, 7 - совершенно верно):

1. Аналитическая деятельность влияет на результативность и качество управленческой деятельности.

2. Моя аналитическая деятельность руководителя школы обеспечивает успешную реализацию всех функций управления: целеполагание, мотивацию, планирование, контроль, организацию.

3. Я осуществляю педагогический анализ личности, педагогических явлений и процессов, обстановки в коллективе системно.

4. Для меня аналитическая деятельность выступает как важнейший компонент педагогического процесса.

5. Аналитический подход к управлению образовательной системой дает мне возможность избежать авторитарности, дилетантства, авантюризма, разрушения системы управления и педагогического коллектива.

6. Анализ обеспечивает меня знаниями о проблемах и причинах фактического состояния управляемого объекта с целью его дальнейшего совершенствования.

7. Мой интерес к аналитической деятельности постоянный, глубокий и осмысленный.

8. Я постоянно стремлюсь к самосовершенствованию своих профессиональных качеств в области педагогического анализа.

9. Я интересуюсь новыми книгами, статьями по педагогическому анализу.

10. Развиваться и повышать свой уровень аналитической подготовки мне помогает разработанная индивидуальная образовательная траектория.

Среднее арифметическое суммарной оценки позволяет определить уровень понимания ценностных сторон и роли педагогического анализа в управленческой деятельности. Результаты больше 6 баллов относятся к высокому уровню, результаты от 4-х до 6 баллов включительно соответствуют среднему уровню, результаты в пределах 4-х баллов включительно свидетельствуют о низком уровне.

Методика самооценивания уровня своей аналитической деятельности (пятый показатель рефлексивного компонента - способность к самооценке и самоанализу) имеет структуру личностного опросника, состоящего из 40 вопросов, на которые требуется дать ответ: 1 балл - почти никогда, 2 балла - иногда, 3 балла - часто, 4 балла - почти всегда. В основу опросника легли показатели качества аналитической деятельности и их индикаторы по Л.И. Фишману [34]. Среднее арифметическое суммарной оценки больше 3-х баллов свидетельствует о высокой самооценке руководителем своих аналитических способностей, результат от 2-х баллов до 3-х вклю-

чительно диагностирует средний уровень, результат в пределах 2-х баллов включительно - низкий уровень показателя.

Итак, мотивационно-целевой и рефлексивный компоненты имеют по пять показателей, для каждого из которых была определена своя методика. Для определения итогового уровня сформированности рассматриваемых компонент присвоим каждому из уровней по каждому показателю определенные баллы (высокий - 3 балла; средний - 2 балла; низкий - 1 балл) и соотнесем суммарное количество набранных баллов с количественными показателями уровней (высокий - 13-15 баллов; средний - 8-12 баллов; низкий - 5-7 баллов).

Диагностика когнитивно-операционного компонента аналитической деятельности руководителей общеобразовательных организаций осуществляется с помощью авторского теста. Методика содержит вопросы позволяющие определить уровень владения знаниями и умениями, технологиями и методами педагогического анализа. Тест включает задания соответствующие содержанию очных проблемных курсов повышения квалификации. По количеству верных ответов руководители дифференцируются по уровням: 71%-100% правильных ответов -высокий, 31%-70% правильных ответов - средний, 0%-30% правильных ответов - низкий.

При определении уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций использовался метод количественной обработки результатов диагностики, который позволяет в отношении степени сформированности уровня аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций определить количественный показатель.

Таблица 2 - Характеристика показателей сформиро-ванности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций по уровням

Ко мп о не ты

Мотив ационно-целевой

Когнитибно-опер анионный

сфорМТ-ф!

(S-9 баллов)

- Четкие личные ценности.

- Четкие личные цели.

- По.

------(3-7 баллов)

с амор азвнтню.

— Высокий уровень мотивации достижения

— Отношение к деятельности:

ее ценностных сторон, шубокий и

постоянное стр емленне к самосовершенствованию своих профессиональных качеств г области педагогического анализа.

— Противор! личные ценности.

— Присутствуют;

— Эпизодическое

саморазвитию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Средний уровень мотивации до стяжения

— Отношение к

деятельности:

ценностных сторон, формальный интерес, эпизодическое стремление к самосовершенствованию свонхпрофе качеств в области педагогического s

- На высоком уровне владение знаниями и умениями, технологиями педагогического анализа, необходимыми для

о суще ствл ения аналитической деятельности.

- На высоком уровне

- На среднем уровне владение знаниями и умениями, технологиями педагогического анализа, не о бхо димыми для осуществления

[, методами осуществлять аналитическую деятельность.

деятельности.

— На среднем ура] владение npai навыками, методами осуществлять аналитическую деятельно сть._

- Oipai

управленческого груда.

— Высокий уровень рефлек

- Выраз

генерир ованию новых идей {творческий подход).

— Сформирована способностьк самооценке, самоанализу.

- С формирован навык

управленческого труда.

— Средний уровень

— Слабо выражены способно стих генерированию новых идей {творческий подход).

— Частично сформирована способностьк самооценке, самоанализу.

— Частично сформирован навыкрешения проблем.

деятельности

С тихийио-эмпириче с» {3-4 балла)

— Размытые личные ценности.

— Смутны е личные цели.

— Остановленное

мотивации до стижения

д еят ельно сти: ее ценностных сторон, ела б о е пр оявл ение интер е с а, отсутствует стр емление к самосовершенствованию своих профессиональных качествв области педагогического анализа.

- На низком уровне владение знаниями и умениями, технологиями педагогического анализа, необходимыми для осуществления

ypoi

деятельности.

- На

владение пр: навыками, методами осуществлять аналитическую деятельность._

- Нет

рефле:

— Не выражен способности

генерированию новых идеи (творческий подход).

- Не сформирована способностьк самооценке, самоанализу.

— Не сформнро решения проблем.

Перевод показателей стихийно-эмпирического, эмпирического и теоретический (научный) уровней сфор-мированности каждой компоненты аналитической деятельности осуществлялся путем присвоения каждому из уровней определенных баллов (высокий - 3 балла;

педагогические науки

Коваль Наталья Николаевна МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ...

средний - 2 балла; низкий - 1 балл) и соотнесением суммарного количества набранных баллов по каждому из компонентов (мотивационно-целевой, когнитивно-операционный, рефлексивный) с количественными показателями уровней сформированности (теоретический - 9-8 баллов; эмпирический - 7-5 баллов; стихийно-эмпирический - 4-3 балла). В таблице 2 представлена характеристика показателей сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций по уровням в зависимости от суммарного количества баллов.

Имеем на основе совокупности выделенных критериев и соответствующих им показателей следующие методики исследования сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций (таблица 3).

Таблица 3 - Методики исследования сформирован-ности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций

Критерий Показатель Методики исследования

Личные ценно ста Ад аггтир о ва нный а вт о р о м т е ст

Личные цели М Вудкока и Л- Френсиса «Анализ

Стремление к саморазвитию своих сильных сторон и

Мотива ционно- Уровень мотивации к достижению успеха включающий методику по опр ед ел ению ур о вня мотивации к достижению успеха по Ю.М. Орлову

Отношение к аналитической деятельности: осознание ее ценностных сторон, проявление заинтересованности, стремление к самосовершенствованию своих профессиональных качестве области педагогического анализа Авторская анкета «Мое отношение к аналитической деятельности»

Копштивно-опер ациошшй Владение знаниями и умениями, технологиями педагогического анализа, не обходимыми для осуществления аналнтнческойдеятельности Авторский тест, задания

Ур овень р е фл екснвности мышления Адаптированный авторомтест

Рефлексивный Наличие управленческойрефлексии: самооценка способностнрешать современные проблемы, творческих проявлений, понимание особенностей управленческого труда М. Вудкока и Д. Френсиса «Анализ своих сильных сторон и включающий методику по опр еделениюуровняр ефтексивноста мышления по О.С. Анисимову

Самооценка собственной аналитической деятельности Само анализ по авторской анкете «Влияет ли анализ на качество моей упр авленческой деятельно ста»

Пример определении уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций приведен в таблице 4. В таблице 4 использовались обозначения показателей: личные ценности - Ц, личные цели -ЛЦ, стремление к саморазвитию - С, уровень мотивации к достижению успеха - М, отношение к аналитической деятельности - ОАД, владение знаниями и умениями, технологиями педагогического анализа - ЗУТ, навык решения проблем - П, творческий подход - Т, понимание особенностей управленческого труда - У, уровень рефлексивности мышления - Р, самооценка собственной аналитической деятельности - САД; Н - начальный уровень, С - средний уровень, В - высокий уровень; аналитическая компонента управленческой деятельности -АКУД.

Таблица 4 - Определение уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций

Мотивационно-целевой критерий Когнитивно-опер ацнонный критерий Рефлексивный критерий

Показатель 1J ЛЦ С м ОАД ЗУТ П I У Р САД

у 1 = Баллы 4,0 4,0 5,0 5,0 37% 4.0 3,0 4,0 5,0 2,6

Уровень Н Н С С С С Н Н Н С С

Уровень С — средний уровень (2 балла) С - средний уровень (2

Уровень АКУД 5 баллов — эмпирический уровень

ё 1 2 Баллы 5,8 6Л 5,4 6Д 63 75% 5,1 4,8 4,5 4,6 3,7

Уровень С В С В в В С С С С В

Уровень компоненты В—'-»ЙУРО.-Р'балла) В-высокий уровень (3 балла) С — средний уровень (2 балла)

Уровень АКУД S баллов - теоретический уровень

Количественная оценка результатов педагогического эксперимента проводилась методом соотношения: по количеству (процентному соотношению) руководителей

общеобразовательных организаций, находящихся на том или ином уровне сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности в начале и в конце эксперимента.

Статическая проверка данных, полученных после проведенного формирующего и контрольного экспериментов (оценка достоверных различий характеристик контрольной и экспериментальной групп), осуществлялась с помощью критерия с2.

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований по этому направлению. Осуществление оценки и самооценки уровня сформированности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в рамках курсов повышения квалификации, в межкурсовой период или в процессе самообразования является необходимым педагогическим условием эффективного сопровождения профессионального развития управленческих кадров.

Разработанная авторская методика позволяет изучить сформированность мотивационно-целевого, когнитивно-операционного и рефлексивного компонентов аналитической деятельности руководителей общеобразовательных организаций. Методика включает адаптированный тест М. Вудкока и Д. Френсиса «Анализ своих сильных сторон и профессиональных ограничений», две методики по определению уровней мотивации к достижению успеха (по Ю.М. Орлову) и рефлексивности мышления (по О.С. Анисимову), две авторские анкеты и авторский тест. При определении уровня сформиро-ванности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций необходимо воспользоваться методом количественной обработки результатов диагностики и характеристиками показателей сформированности исследуемой компоненты.

Методику оценки и самооценки уровня сформиро-ванности аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций можно развивать и совершенствовать, изменяя перечень и количество показателей мотивационно-целевого, когнитивно-операционного и рефлексивного критериев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Синенко В.Я. Модернизация системы дополнительного профессионального педагогического образования / В.Я. Синенко // Сибирский педагогический журнал. — 2012. - № 3. — С. 73-80.

2. Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект / В. И. Бондарь. — К.: Радянская школа, 1987. —157 с.

3. Сльникова Г. Монторинг дiяльностi керiвника школи /Галина Сльникова // Директор школи, лщею, гiмназГi. — 2003. — № 1. — С.97-102.

4. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой. — Челябинск: ЧГПИ, 1978. — 144с.

5. Коростелев А.А. Система повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений: дисс. докт. пед. наук: 13.00.08 — Тольятти, 2009. — 467 с.

6. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.

7. Коростелёв А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 — Тольятти, 2003

8. Плахова Л. М. Курс молодого бойца, или Азбука директора школы. Вып. 3: Практическое пособие. — М.: Просвещение, 2007. — 423с.

9. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования — М.: Новая школа, 1997. — 352 с.

10. Пудовкина Н.Г., Коростелев А.А. Аналитическая деятельность руководителей образовательных учреждений: теория и практика. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 228 с.

11. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. — М. : Педагогта, 1997. — 348 с.

12. Пудовкина Н.Г., Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография. - Тольятти, ТГУ, 2011. — 204 с.

13. Асмолова Л.М. Мотивационный менеджмент как фактор

успешности образовательных организаций в условиях введения ФГОС // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4. С. 33—49.

14. Ганаева Е.А. Теоретико-методологические основы гуманитаризации маркетинговой деятельности образовательного учреждения: моногр. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. 320 с.

15. Клокар Н.И. Уnравлiнськi компетентностi директора шко-ли: сучаст тенденцИ' // Вiсник КНУ iменi Тараса Шевченка. Серiя: Педагогiка. 2018. Випуск 7. С. 28-31.

16. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учеб. пособие. М.: Центр пед. образования, 2008. 352 с.

17. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. — М.: Знание, 1991. — 61 с.

18. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М.: Изд-во «Владос», 2002. - 214 с.

19. Гришина И.В. Методологические основания формирования профессиональной компетентности руководителей школ в системе дополнительного профессионального образования / И.В. Гришина // Интеграция образования. - 2013. - № 3 (72). - С. 43-50.

20. Маслов В.И. Теория и методика организации непрерывного повышения квалификации руководителей школы / Валентин Иванович Маслов. — К., 1990. - 258 с.

21. Олiйник В.В. Концептуальш засади тдготовки педагогiчних та керiвних кадрiв освти Украти в сучасних умовах / Олшник В.В., Даниленко Л.1. //Педагогiчнi iнновацiï : iдеï, реалН, перспективи. — К.: Логос, 2001. — Вип. 4. — С.69—79.

22. Подзюбанова Юлия Владимировна. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: Санкт-Петербург, 2002. 209 с.

23. Тонконога Е.П. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Е.П. Тонконога. — М.: Педагогика, 1987. —168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Гришина И.В. Теоретико-методологические подходы к проектированию модульной программы в персонифицированной системе повышения квалификации руководителей школ // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 3 (23). С. 22—37.

25. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследования мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 с.

26. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Управление процессом профессионального развития руководителя общеобразовательной организации по реализации ФГОС общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4. С. 63—72.

27. Логвинова И.М. Практика проектирования и реализации модульных программ дополнительного профессионального образования руководителей школ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, №2 (38). С. 96—104.

28. Сорочан Т.М. Пiдготовка керiвникiв шкш до управлтсько1 дiяльностi: теорiя та практика. Монографiя / Т.М. Сорочан. — Луганськ: Знання, 2005. — 384 с.

29. Коваль Н.Н. Модель формирования аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 166-174.

30. Коваль Н.Н. Критерии, показатели и уровни сформированно-сти аналитической компоненты управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 146-149.

31. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. — М.: «Дело», 1991. — 320 с.

32. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / О.П. Елисеев. — 4-е изд., пере-раб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 455 с.

33. Анисимов О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук /О.С. Анисимов. — М., 1994. — 86 с.

34. Фишман Л.И., Рогожкина Н.В., Чупин В.Н., Дудников В.В. Сам себе инспектор: самооценка качества управления школой. — М.: Сентябрь, 2005. — 144 с.

Статья поступила в редакцию 03.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.