Научная статья на тему 'Методика оценки и коррекции мотивированности студентов в учебном процессе'

Методика оценки и коррекции мотивированности студентов в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ / TECHNIQUE OF AN ESTIMATION OF AN INVOLVEMENT OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS / FORMATION OF INDIVIDUAL TRAJECTORIES OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тытарь Алим Даниилович

Рассматриваются вопросы оценки мотивированности студентов в учебном процессе. Предложена методика, позволяющая получить обратную связь от студентов по их включенности в учебный процесс, степени мотивированности в личной активности при формировании профессиональных компетенций, и важный материал для преподавателей по коррекции своих технологий преподавания дисциплин и возможной коррекции учебного плана, путём введения дисциплин по выбору и формирования индивидуальных траекторий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF AN ESTIMATION AND CORRECTION OF MOTIVATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS

In article questions of an estimation of motivation of students in educational process are considered. The technique, allowing to receive feedback from students on their inclusiveness in educational process is offered, to motivation degree in personal activity at formation professional компетенций, and an important material for teachers on correction of the technologies of teaching of disciplines and possible correction of the curriculum, by introduction of disciplines for choice and formations of individual trajectories of training.

Текст научной работы на тему «Методика оценки и коррекции мотивированности студентов в учебном процессе»

УДК 378.146/378.147

АД. Т ытарь МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ МОТИВИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Рассматриваются вопросы оценки мотивированности студентов в учебном процес. , включенности в учебный процесс, степени мотивированности в личной активности при формировании профессиональных компетенций, и важный материал для преподавателей по коррекции своих технологий преподавания дисциплин и возможной коррекции учебного

,

обучения.

Методика оценки вовлеченности студентов в учебный процесс; формирование индивидуальных траекторий обучения.

A.D. Tytar TECHNIQUE OF AN ESTIMATION AND CORRECTION OF MOTIVATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS

In article questions of an estimation of motivation of students in educational process are considered. The technique, allowing to receive feedback from students on their inclusiveness in educational process is offered, to motivation degree in personal activity at formation professional , and an important material for teachers on correction of the technologies of teaching of disciplines and possible correction of the curriculum, by introduction of disciplines for choice and formations of individual trajectories of training.

Technique of an estimation of an involvement of students in educational process; formation of individual trajectories of training.

Описание проблемы. Оценка успеваемости в зач ётке не отражает мотивированности студентов в освоении учебного плана, а соответственно и перспектив формирования тех компетенций, которые предполагаются на выходе после изучения курсов учебного плана профессиональной подготовки.

. -чении учебных курсов профессиональной подготовки необходима обратная связь [1. С. 50] по отношению обучаемого к изучаемым учебным курсам и методика коррекции этого отношения в сторону позитивной активной позиции для успешного формирования необходимых профессиональных компетенций.

.

предлагается экспресс опрос по значимым, на наш взгляд, параметрам учебной ситуации с последующим проведением коучинга по проблемным шкалам с целью выявления причин возникновения в учебном процессе проблемной ситуации.

.

бакалавров по тестовому опроснику и проведены сессии коучинга с целью выявления причин возникновения в учебном процессе проблемной ситуации.

Тестовая методика представлена в виде анкеты «Учебная ситуация».

Инструкция 1. Для характеристик выберите оценку от 1 до 7, наиболее полно отражающую ваше мнение, и обведите ее кружком.

1. . связан с выполнением различных функций в будущем и задействует разнообразные ваши навыки и способности?

1............2.........

Мало разнообразен. Учебный процесс заключается в выполнении одних и тех же рутинных операций.

..3...............................4...........................

.

.5...........6............7

.

Учебный процесс вынуждает меня выполнять много разных дел с использованием ряда навыков и .

2. Целостность. Насколько системным является ваше обучение?

Моё обучение носит фрагментарный, разрозненный характер, из которого трудно представить мою будущую .

Моё обучение

.

Я получаю системные

,

складываются в целостную картину моей .

3. .

Относительно все .

Все очень важны для моей профессиональной .

Многие курсы я бы убрал из учебного плана, вряд ли они окажут серьезное воздействие на мою профессиональную .

4. Самостоятельность. Насколько вы самостоятельны в выполнении учебных

заданий?

.

Достаточно

.

Всегда предпочитаю выполнять задания .

5. .

информацию об эффективности вашей профессиональной подготовки?

В очень малой степени. В достаточной степени. В ходе учебного процесса я

осознаю появление у меня новых профессиональных качеств

6. .

соответствуют требуемым затратам для выполнения учебного графика?

В очень малой степени. В достаточной степени.

В учебном процессе я имею возможность планировать своё время.

Инструкция 2.3аполните эту же анкету с позиции преподавателя кафедры, ставя крестик на соответствующей цифре предыдущих шкал. Добавьте свой

.

Варианты результатов опроса, представляющие проблемную ситуацию,

. 1, 2.

Рис. 1. Результаты анкеты «Учебная ситуация» студента В.О. Ряд «ст.» -собственная оценка, ряд «пр.» - оценка с позиции преподавателя кафедры

На рис. 1 результат опроса показал низкую оценку со стороны обследуемого (курсов по значимости) имеющихся у него ресурсов для реализации учебного графика. Одновременно в оценках обследуемого по этим шкалам присутствует значительное расхождение между его оценкой этой ситуации и в его представлении .

Рис. 2. Результаты анкеты «Учебная ситуация» студентаП.Е. Ряд «ст.» -собственная оценка, ряд «пр.» - оценка с позиции преподавателя кафедры

На рис. 2 опрос показал низкую оценку со стороны обследуемого по шкалам разнообразия развиваемых компетенций, значимости курсов и целостной системы учебного плана. Интересным представляется то, что и в его представлении, и со стороны преподавателя оценка учебных курсов невысокая. Следует обратить вни-,

пяти. Эти результаты говорят об очень низкой мотивации студента в учебном процессе при объективно его средней успеваемости.

Дальнейшая работа с результатами обследования требует уточнения источников проблемной ситуации и возможной коррекции с целью повышения мотивированности студентов в учебном процессе.

Перед проведением сессии коучинга, направленного на решение этих вопросов, мы провели ещё одно обследование по методике, представленной в табл. 1-3. Перечень желаемых компетенций в будущем и ситуации, в которых они будут необходимы, выбирался самими студентами из предложенного списка. Данная методика предлагалась студентам как проект профессиональной подготовки с целью объективации опорных сторон личности в формировании будущего специалиста с рефлексией используемых им компетенций в реальных ситуациях. Выявленная реальная иерархия компетенций на момент обследования использовалась в дальнейшем для проведения сессии коучинга, проводимого студентами в парах с последующим разбором сессии коучинга с преподавателем.

1

Перечень и иерархия желаемых компетенций в будущем студента К.В.

№ Ситуации самореализации Приоритет

6 В разрешении конфликтных ситуаций 360,50 Реальный порядок движения от цели к цели

7 В составлении планов личностного и проф. развития 358,50

4 В организации групповой работы 318,50

2 В выявлении способностей и личных качеств работников 310,50

5 В организации межличностных, групп, орг. коммуникаций 257,50

10 В коррекции своего поведения 233,00

1 В критическом оценивании личных достоинств и недостатков 223,00

3 В постановке целей и выборе путей по её обеспечению 173,00

9 В личностном и профессиональном саморазвитии 135,50

8 В анализе проблемной ситуации 97,00

10 < == Количество целей --- среднее по ценностям ==>

Таблица 2

Ситуации, в которых будут необходимы желаемые компетенции студента К.В.

№ Мои идеальные компетенции-образа себя в будущем

1 Психологическая устойчивость

2 Коммуникабельность

3 Целеустремлённость

4 Мотивирование

5 Креативность

6 Организаторские способности

7 Прогноз будущего

8 Адаптивность

9 интуитивность

10 Эмпатия

Таблица 3

Выявленная реальная иерархия компетенций на момент обследования

студента К.В.

№ Реальная иерархия компетенций на сегодня

1 Психологическая устойчивость

2 Коммуникабельность

3 Креативность

4 Мотивирование

5 Целеустремлённость

6 Интуитивность

7 Прогноз будущего

8 Адаптивность

9 Эмпатия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Организаторские способности

Сложности, с которыми сталкиваются студенты в проведении сессий коучинга, связаны с отсутствием опыта ориентации в процессе направленного выявления причин проблемной ситуации, ресурсов для её изменения и нахождения личного рычага для её трансформации. Для повышения эффективности проведения сессии коучинга с целью трансформации проблемной ситуации и повышения мотивированности в учебном процессе была предложена когнитивная модель сессии (рис. 3).

Рис. 3. Когнитивная модель сессии коучинга студента ПЛ.

Описание когнитивной модели. Предложенная когнитивная модель соответствует работе коуча с клиентом во время сессии, ориентируя их на последовательность целенаправленной совместной работы.

Текущая задача - определяет, в данном случае, направленность на работу над коррекцией проблемной ситуации по определённому аспекту учебной ситуации, выявленной в результате тестирования. Например, над проблемой значимости курсов в профессиональной подготовке.

Оценка ситуации - предполагает исследование факторов ситуации, определивших низкую оценку по этому аспекту. Например, выявленное в процессе коучинга непонимание места ряда дисциплин в будущей профессиональной деятель.

.

Профессиональный ресурс - закладываемый в учебном процессе потенциал профессионального роста, опирающийся на интенциональные характеристики личности студента и наличие компетенций, освоенных на момент коррекционной работы в коучинге. Если интенциональные характеристики не осознаются студентом, что встречается не часто, то требуется дополнительное тестирование. Однако уже в процессе работы над методикой, отражённой в табл. 1-3, обследуемые студенты осознанно отмечают свои сильные стороны, помогающие им в реальной .

Рычаг изменений - это наиболее освоенная компетенция, проявленная ранее в проблемной ситуации. Например, в табл. 3, рис. 3, в результате анализа реальных ситуаций выяснилось, что наиболее проявились: планирование деятельности, самоконтроль и адаптивность. Соответственно при работе с проблемной ситуацией, решаемой в данной сессии коучинга, в сессии необходимо опираться на эти присущие данной личности компетенции.

Текущий результат проводимой сессии коучинга необходимо сравнивать с ожидаемым решением поставленной задачи, что оценивается личным «индикатором», в качестве которого выступает чувство удовлетворённости, снятия напряжения, снятия проблемное™ по этому аспекту и повышение оценки по данной шка-« ».

Заключение. В результате проделанной работы была разработана ориги-,

включенности в учебный процесс, степени мотивированности в личной активности при формировании профессиональных компетенций, и важный материал для преподавателей по коррекции своих технологий преподавания дисциплин и возможной коррекции учебного плана, путём введения дисциплин по выбору и формирования индивидуальных траекторий обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Руководство по применению стандарта ИСО 9001-2000 в области обучения и образования. - М., 2002.

Статью рекомендовал к опубликованию к.т.н., доцент А.В. Адамчук.

Тытарь Алим Даниилович - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: alimdanilovich@mail.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371704; факс: 88634347918; кафедра менеджмента; к.т.н.; доцент.

Tytar Alim Danilovich - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: alimdanilovich@mail.ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371704; fax: +78634347918 the department of management; cand. of eng. sc.; associate professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.