Научная статья на тему 'Методика оценки характеристик набора высоты вертолета Ми-8'

Методика оценки характеристик набора высоты вертолета Ми-8 Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
428
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Артамонов Леонид Тимофеевич, Озол Игорь Анатольевич

Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным B.C. В статье изложена методика оценивания времени набора высоты и вертикальной скорости для вертолета Ми-8 на этапе набора высоты. Рассчитанные характеристики экземпляра сравниваются с типовыми, представленными в РЛЭ вертолета Ми-8. Полученные оценки позволяют судить о состоянии характеристик набора экземпляра вертолета Ми-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Артамонов Леонид Тимофеевич, Озол Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATE OF FLIGHT CHARACTERISTICS HELICOPTER MI-8 ON ASCENT STAGE

The estimate of flight characteristics is important component of task upkeep flight usability. This article demonstrate estimate technique of flight characteristics helicopter Mi-8 on ascent stage.

Текст научной работы на тему «Методика оценки характеристик набора высоты вертолета Ми-8»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика и прочность

№ 119

УДК 629.73.45: 629.7.016

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ХАРАКТЕРИСТИК НАБОРА ВЫСОТЫ ВЕРТОЛЕТА МИ-8

Л.Т. АРТАМОНОВ, И.А. ОЗОЛ Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.

В статье изложена методика оценивания времени набора высоты и вертикальной скорости для вертолета Ми-8 на этапе набора высоты. Рассчитанные характеристики экземпляра сравниваются с типовыми, представленными в РЛЭ вертолета Ми-8. Полученные оценки позволяют судить о состоянии характеристик набора экземпляра вертолета Ми-8.

Оценка основных летных характеристик является важной составляющей задачи поддержания летной годности воздушных судов. Результатом оценки является сравнение характеристик типа, представленных в Руководстве по летной эксплуатации или полученных в аэродинамических расчетах, с характеристиками экземпляра, полученными в результате обработки записи БУР полетов экземпляров ВС, находящихся в эксплуатации.

При этом довольно значительный опыт обработки записей БУР и САРПП вертолетов, приходящих из эксплуатации, показывает порой существенные отклонения выполненных режимов от заданных в Программе контрольного полета и соответственно от контрольных параметров, содержащихся в РЛЭ вертолета Ми-8, что приводит к необходимости приведения полученных при полетах параметров к заданным.

Описание методики

Теоретические основы приведения летных данных вертолета к стандартным или заданным были разработаны в многочисленных работах А.И. Акимова и обобщенно изложены в работе [1], на базе которых и построена настоящая методика, имеющая целью автоматизировать процесс обработки и приведения результатов фактических полетов вертолетов Ми-8 применительно к частной задаче - оценке характеристик набора высоты.

Исходные формулы для приведения вертикальной скорости выглядят следующим образом (при условии выдерживания постоянной рекомендованной поступательной скорости полета ):

= КУзш +ЯУ,

Уу .

где прив - приведенная вертикальная скорость, м/с;

Ууфакт - вертикальная скорость в фактических условиях, м/с;

^Уу - поправка по скорости м/с, где в развернутом виде:

5уу = 8ууПтк + 5уут + 5ууп + 8уум,

Су

где Птк - поправка по оборотам ротора турбокомпрессоров;

^уут - поправка по температуре воздуха;

^уу п - поправка для оборотов винта;

8уум- поправка по массе.

Рассмотрим более подробно поправку по вертикальной скорости уу:

5V, = A„Nn-, ^ + [а,(Nт -g,, +1)+ V, (g,, - 1)]^-Тн + А,| N„ -3 + 2g,i + V, (з - 2g,, )]^ | +

П тк н

kg,, +V, (1 - g, -)]

5n n

5M

В методике, изложенной в этой статье, поправки по оборотам несущих винтов и температуре воздуха не учитываются. Обоснование выбранного подхода изложено ниже в разделе сравнения характеристик экземпляра вертолета с типовыми показателями, приведенными в РЛЭ Ми-8.

Тогда формулу для расчета поправки к уу можно представить в виде:

5уу=5ууптк +^уум,

где 8уу - поправка по взлетной массе;

8уук - поправка по оборотам;

8уу = Л„Мп„^-[аєС( + уу(1 -gc,)] 8М

q TK l q^Ci ^ \ ‘-'Cl /j -» r

n тк Мвзл

Расчет поправки по массе:

SVYm =-[Aqgei + Vy(l - get )]AdM,

Мвзл

где Aq - коэффициент энерговооруженности несущего винта (см. ниже);

gCt - логарифмический показатель приведения, учитывающий изменения потребной мощности вертолета по коэффициенту Cl (определенный по аэродинамическому расчету), эта зависимость аппроксимируется полиномом (см. ниже)

75* Ne •£

A =_________e__

q Мвзл

e - принимается равной 0.89 [1];

Ne - расчетная (по ВКХ) номинальная мощность, принимается равной 2400 л.с.

Маде- взлетная масса;

gCl = 1.097 - 92.606 • Cl + 7552.7 • Cl2;

Ct - коэффициент тяги.

21 аде

Ct =

р{шк )2* жК2 Р

или с учетом соотношения р = 0.04737 — , а также передаточных отношений и геометрических характеристик несущего винта для вертолета Ми-8

а = 0.02356 - Мв3л12нв ;

Рн - п2

Тнв 1 - температура наружного воздуха К° ( Та = + 273 );

п - частота вращения несущего винта принимается равной 95%;

Рн - давление по стандартной атмосфере на фактической высоте полета, мм рт. ст.;

Р = 759.8 + [ -89.577 + (4.108 -0.07597 -Н )- Н]-Н ;

Н - высота [км];

8М = Мвзл -11100.

Расчет поправки по оборотам:

8Уун = А, • N11 „

1

факт

где 1 факт - частота вращения турбокомпрессоров двигателей (фактические обороты);

^тк -логарифмический показатель, характеризующий изменение мощности двигателей в зависимости от частоты вращения турбокомпрессоров. Данный показатель определен в соответствии с рекомендациями [1] и эта зависимость аппроксимируется следующим полиномом:

N1 тк = 0.0197. пприв 2 -4.0135 • ппрт + 211.37; п прив; - приведенная частота вращения турбокомпрессоров двигателей;

_ [288;

1 прив _ 1 факт • Тнв ;

8п 1 макс .доп. 1 факт

1 1 ’

факт факт

1 макс.Доп - максимальная частота вращения турбокомпрессоров двигателей на номинальном режиме, которая может быть установлена пилотом в наборе высоты с помощью общего шага в зависимости от температуры наружного воздуха (рис. 7.5.4 разд. 7.5 РЛЭ вертолета Ми-8).

1 _ 0.000856 • Н + 0.132 • Шв + 94.07.

макс.доп.

Программная реализация Спецификация входных данных в методике расчета набора высоты

Ууфакт - массив фактических значений вертикальной скорости, [м/с]. Данный массив вычисляется на основе данных из БУРа, используя формулу Ууфакт 1=(Н;-Н;-1)/А1, где точки снимаются с шагом А1 =1мин.;

И - массив значений высоты в наборе, [м]. Данный массив берется из БУРа с шагом в 1 мин.;

1:нв 1 - массив значений температуры наружного воздуха, [град. С]. Данный массив вычисляется на основе планшетных данных методом линейной интерполяции с шагом в 1 мин.;

1 факт- - средние фактические значения частоты вращения турбокомпрессоров двигателей [%]. Данный массив вычисляется на основе данных из БУРа, используя формулу

11 +12 .

1 факт, _ -2--- с шагом в 1 мин.;

Мвзл - взлетная масса, [т]. Берется из планшета полета.

1=1. .1 - номер точки.

Фактические точки:

П ользовательские точки:

[м/с]

[Г-1]

[С]

т

Линейная аппроксимация скорости.

N VyFact Hfact 1 Т ernp 1 Nfact 1

1 G. 1 1 80.0 1 4.0 88.0

2 5.8 560.0 11.0 Э1.0

3 7.0 880.0 8.0 87.0

4 5.0 1 ЗЄО.О Є.0 9Є.0

5 G. □ 1 8S0.0 4.0 84.0

Є 5.2 1 8Є0.0 2.0 85.0

7 4.3 2300.0 0.0 85.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S 3.5 2500.0 -1.0 85.0

Э 4.7 28Є0.0 -2.0 84.0

1 □ 2. Є 2880.0 -4.0 83.0

11 2.8 31 60.0 -5.0 84.0

1 2 2.2 3300.0 -Є.0 84.0

1 3 2.5 3460.0 -7.0 Э5.0

1 4 3.5 3840.0 -8.0 85.0

1 5 2. Є 3040.0 -1 0.0 95.0

1 Є G. 8 40S0.0 -11.0 84.0

X 1 7 1 S 1.3 1.3 41 20.0 4240.0 -11.0 ■в 83.0 85.0 -Ч-"

N

Vuser

H user

Є.237 5.7Э7

5.1 3S 4.039 2.Є11

1.1 S2

Э77.636 1 70Є.07 2549.521 3373. S02 41 59.744

Рис. 1. Пример входных данных в программе Оценки ЛТХ Расчет времени набора экземпляра ВС, приведенного к фактическим условиям

На основе данных, полученных из расшифровки записи БУР, пользователь аппроксимирует зависимость И(Ууфакх) и время набора Тнаб. Вид этой аппроксимации задается визуально при помощи линейно-кусочной функции Г(Ууфакт ) = Уу1, поскольку сложно описать характер данной кривой стандартными функциями: линейными, параболическими и т.д.

Рис. 2. Пример аппроксимации зависимости И(Уу ф ) и времени набора Тнаб.

Расчет приведенного времени набора высоты экземпляра ВС выполняется путем численного интегрирования отношения И/Г(Ууфакт )по высоте с шагом Б1ерИ = 100м. При этом, в каждой точке, в которой определялось значение Уу1, производится приведение (расчет поправки 8Уу ) к фактическим условиям по изложенной выше методике приведения.

Н2 п

Тннаэкз = I НЩУу факт.) + 5УУі) • ёИ = £ БіерН /(Ууі + 5уу^,

Н1 і=1

где Н1 - точка начала набора;

Н2 - точка конца набора;

п - количество точек в диапазоне (Н1;Н2) с шагом 100м;

8Уу1 - поправка, приводящая вертикальную скорость Ууі к фактическим условиям.

Определение типовых характеристик

Типовые характеристики набора высоты получены на основе регрессионных моделей полученных из номограмм РЛЭ вертолета Ми-8.

1набтип = 0.3669 • Н12 + 2.5997 • Н1 + 0.1327;

Уу тип =-0.206 • Н12 + 0.1819 • Н1 + 4.8387; где Ні - высота, км.

Сравнение типовых характеристик и характеристик экземпляра

В результате проведенных расчетов мы получили приведенные характеристики экземпляра вертолета в фактических температурных условиях , а типовые характеристики в условиях СА.

Рассмотрим возможность сравнения полученных данных.

Располагаемые мощности на номинальном режиме по существующим ВКХ двигателей ТВ2-117 постоянны ( до температуры начала ограничения мощности по температуре газов, которая составляет - около 400 С у земли, около 30° С на высоте 1км, около -20 С на высоте 3 км). По имеющимся результатам испытаний (отчет по летным испытаниям ГосНИИ ГА) минимальная потребная мощность на Н=500м соответствует температуре наружного воздуха около +10 -+200 С на наивыгоднейшей скорости полета и несколько увеличивается при увеличении и уменьшении температуры наружного воздуха от этих величин - на 40 л.с. при увеличении температуры до + 300 С и на 90 л. с. при уменьшении температуры до - 250 С. В предположении постоянной располагаемой мощности на номинальном режиме в этом диапазоне температур скороподъемность вертолета при этом будет изменяться (уменьшаться) на 0.5 м/с при уменьшении температуры до - 250 С и на 0.2 м/с при повышении температуры до +300 С.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что характеристики набора высоты в диапазоне температур от -250 до +300 практически неизменны и совпадают с характеристиками в условиях СА. Таким образом, указанный интервал температурных условий является областью применимости данной методики.

Для определения соответствия характеристик экземпляра на этапе набора высоты можно использовать следующие показатели:

Дінаб = 1на6™" -‘наб,кз» •100%,

*набтип N

д1нна - показатель, позволяющий судить о соответствии характеристик набора высоты экземпляра типовым;

N - номер последней точки в исходных данных (количество точек в диапазоне);

дуу = уу тип- уу;

дУу - показатель, позволяющий качественно судить о скороподъемности вертолета.

Вывод

Данная методика позволяет решить задачу оценивания соответствия летных характеристик на этапе набора высоты вертолета Ми-8. Разработка программного обеспечения на основе данной методики дает возможность осуществлять мониторинг летных характеристик набора высоты экземпляра Ми-8 в процессе эксплуатации, на основе данных полетов, полученных из МСРП. В дальнейшем, при накоплении статистической базы, могут быть выявлены факторы влияющие на изменение ЛТХ в процессе эксплуатации, и получены их количественные оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов и др. Летные испытания вертолетов. - М.: Машиностроение, 1980.

2. Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-8. - М.: МГА.

THE ESTIMATE OF FLIGHT CHARACTERISTICS HELICOPTER MI-8 ON ASCENT STAGE

Artamonov L.T., Ozol I.A.

The estimate of flight characteristics is important component of task upkeep flight usability. This article demonstrate estimate technique of flight characteristics helicopter Mi-8 on ascent stage.

Сведения об авторах

Артамонов Леонид Тимофеевич, 1941 г.р., окончил МАИ (1967), консультант ГосНИИ ГА, автор около 50 научных работ, область научных интересов - аэродинамика вертолета.

Озол Игорь Анатольевич, 1981 г.р., окончил МАИ (2004), инженер НЦПЛГ ВС ГосНИИ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - построение и анализ математических моделей для оценки летно-технических характеристик ВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.