и средних школ малой вместимости (на 108-— 132 учащихся), кооперированных с детским садом, с выделением зон детского сада, школы, совместно используемых зальных помещений, общего административно-хозяйственного блока. Такие комплексы могут найти применение в малонаселенных районах, где в равной степени актуальны вопросы обновления строительного фонда школьных зданий и формирования сети детских дошкольных учреждений.
© А. г. БЕЛИНОВА, УДК 371.7
Важная роль в функциональной диагностике принадлежит информации, получаемой с помощью
разнообразных проб и тестов, что позволяет оценить функциональное состояние организма в целом, уровень его общей физической работоспособности. Общеизвестно, что регулярная физическая активность значительно улучшает состояние организма, однако каждый возрастной период предъявляет свои требования к двигательным режимам, учет которых позволяет исключить состояние перегрузки систем организма. В физиологии физического воспитания наряду с изучением основных закономерностей функционирования организма человека одной из главных задач является разработка вопросов профилактики утомления и перенапряжения организма, особенно детского.
Нагрузочное тестирование детского организма лежит в основе выработки критериев дозирования физической нагрузки и имеет важное значение в организаци режима двигательной активности в школе и дошкольном учреждении. Основными особенностями функционального обеспечения мышечной работы в детском возрасте являются относительно невысокий диапазон резервных возможностей как вегетативных, так и метаболических систем организма, малая эффективность систем вегетативного обеспечения; довольно низкий уровень анаэробно-гликолитического компонента физической работоспособности (т. е. работоспособности в упражнениях с предельным временем работы 0,5—3 мин). При определении двигательной нагрузки детей ориентация лишь на паспортный возраст без учета различий в темпах биологического созревания также считается недопустимой
[1,3,4].
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении резервов двигательной активности детей шестилетнего возраста на основе оценки
Литература
1. Крюкова А. А., Давыдок А. М., Санникова О. Ф., Штайн-ман Г. Р. // Актуальные вопросы медицинского обеспечения агропромышленных комплексов, влияния природных и социально-экономических зон республики на здоровье населения.— Минск, 1987.-—С. 40—41.
2. Крюкова А. А., Давыдок А. М. Фульман. Р. Е. и др. // Гиг. и сан.— 1988.—№ 6.—С. 66—67.
Поступила 17.04.89
общей работоспособности методом тестирования при мотивации «выполнить как можно больше нагрузки». Для определения физической работоспособности детей был использован Гарвардский степ-тест, который позволяет оценить восстановительные процессы в организме, их характер после дозированной мышечной деятельности [2]. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью. В исследованиях определяли изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) после нагрузки через каждые 30 с трижды,-рассчитывали величину индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Содержание нагрузки: дети поднимались на ступень высотой 20 см (соответственно возрасту и росту) в ритме 60 движений в минуту, время нагрузки 2 мин. Физическая нагрузка предъявлялась детям 3 раза с интервалом для отдыха 5 мин. Дети могли добровольно отказаться от нагрузки и прекратить движения, если почувствовали сильную усталость. Всего обследовано 110 детей-шестилеток, посещающих детские сады.
Анализ результатов показал относительно низкую физическую работоспособность детей шестилетнего возраста в целом; показатель ИГСТ равен 36. Повторная физическая нагрузка вызвала еще большее снижение этого показателя, а следовательно, и работоспособности детей (в 75 % случаев ИГСП уменьшился до 33), однако в 25 % случаев значимого снижения работоспособности не выявлено. При опросе установлено, что дети, которые оказались выносливыми, дополнительно посещают гимнастические секции, классы и секции эстетического развития, где имеют значительную двигательную нагрузку. Отказы от нагрузки при повторном предъявлении отмечались
1990
А. Г. Беликова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ
ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Одесский педагогический институт им. К. Д. Ушинского