Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 9 (263).
Экономика. Вып. 37. С. 87-93.
И. В. Рюмин, И. В. Афанасьев
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ
В РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЯХ
Рассмотрены методические подходы к анализу формирования и распределения прибыли, разработан алгоритм оценки процесса формирования и распределения прибыли в российских корпорациях, предложен набор показателей, позволяющих оценить эффективность формирования и распределения прибыли.
Ключевые слова: индекс Херфиндаля—Хиршмана, фондоотдача, фондоемкость, рентабельность, норма прибыли, корреляция.
В условиях трансформации экономических отношений, формирования нового технологического способа производства, формирования адекватной институциональной среды функционирования российских корпораций возникают проблемы в области получения и распределения прибыли. Теория прибыли с позиций экономической теории в условиях российской действительности остается малоизученной проблемой. Исследование проблем прибыли напрямую связано с тенденциями развития конкурентной борьбы между корпорациями, и формы такой борьбы ведут либо к понижению, либо к исчезновению прибыли у корпораций. Но этот процесс имеет свою глубину с той еще точки зрения, что идеальная рыночная конкуренция имманентна рыночным отношениям — ни на одном этапе развития экономической системы не реализуются в полной мере — природа происхождения прибыли и эволюция зависела и зависит от определения исторического этапа, форм рыночных отношений, в которых прибыль как экономическое отношение получает свое движение и развитие в хозяйственной деятельности корпораций. В ее развитии как категории заложены постоянные переходы и видоизменения сущности прибыли, обогащение этой сущности теми новыми признаками, которые привносят субмодели технологического производства и рыночные механизмы. Идет постоянный процесс обогащения категории и возникновения ее новой сущности, отражающей реальные экономические процессы, происходящие в корпорациях.
В настоящее время представляет научный интерес исследование проблем методики оценки качества прибыли российских корпораций.
Изучение понятия прибыли и особенностей ее формирования и распределения в российских корпорациях обуславливает необходимость разработки методики оценки формирования и рас-
пределения прибыли на основе учета факторов, влияющих на объем прибыли.
Представляется возможным использование методики, включающей последовательность этапов оценки формирования и распределения прибыли, которая схематично представлена на рис. 1.
Основными целями предложенной методики являются анализ и оценка возникающих тенденций на основе исследования особенностей формирования и распределения прибыли. Комплексная методика предполагает провести:
1. Оценку взаимосвязи уровня эффективности используемых основных средств (как основы технического перевооружения фирмы) в виде фондоотдачи основных средств (как фактор движения прибыли и рентабельности). На основе полученных данных выявить линейный коэффициент корреляции фондоотдачи средств производства и рентабельности крупных корпораций.
2. Оценку взаимосвязи технического перевооружения: удельного расхода материальных ресурсов, рентабельности крупных корпораций; рассчитать линейный коэффициент корреляции уровня материалоемкости и рентабельности крупных корпораций.
3. Оценить взаимосвязь технического перевооружения (фондоемкости) и индекс роста основных средств как основы роста прибыли крупных корпораций; рассчитать линейный коэффициент корреляции уровня фондоемкости и индекса роста основных средств.
4. Оценить норму прибыли крупных российских корпораций. Для каждой корпорации рассчитать норму прибыли за каждый отчетный год в анализируемом периоде. Рассчитать среднее значение нормы прибыли для всей отрасли, а также для всей рыночной структуры, включающей несколько отраслей.
Рис. 1. Методика оценки формирования и распределения прибыли российских корпораций
5. Оценить взаимосвязь прибыли российских корпораций и влияющих на нее факторов и рассчитать линейный коэффициент корреляции уровня чистой прибыли и факторов, влияющих на прибыль. Среди основных факторов изменения прибыли выделены следующие: объем производства, цена реализации, общая величина затрат корпорации, величина расходов на опла-
ту труда, величина инвестиционных вложений в средства производства, физический и моральный износ средств производства.
6. Оценить рентабельность российских корпораций и рассчитать средние значения коэффициентов рентабельности продаж, рентабельности активов и рентабельности собственного капитала по отраслям и типам рыночных структур.
7. Оценить уровень дивидендных выплат в крупных российских корпорациях и рассчитать средние значения темпов роста дивидендных выплат по отдельным отраслям, а также типам рыночных структур.
Перед расчетом конкретных показателей оценки необходимо произвести выбор крупнейших российских корпораций — представителей различных типов рыночных структур и отраслей народного хозяйства. Основной критерий отбора — годовой объем выручки от реализации продукции и услуг компаний. Совокупность компаний может быть разбита по кластерам (типам рыночных структур) на основании такого критерия, как индекс Херфиндаля—Хиршмана, характеризующего распределение рыночной власти между участниками рынка.
Индекс Херфиндаля, или индекс Херфиндаля—Хиршмана (англ. Herfindahl—Hirschman index), используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли:
ihh = S2 + S2 + S32 +... + S2, (1)
где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана; S1 — удельный вес самого крупного предприятия; S2 — удельный вес следующего по величине предприятия; Sn — удельный вес наименьшего предприятия.
В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля— Хиршмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями H = 502 + 502 = 5000, для 100 фирм с долей в 1 % H = 100. Индекс Херфиндаля—Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.
Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и снизу, где n — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли).
С 1982 г. в США индекс сделан законодателями важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «анти-трестового» законодательства: при HHI < 1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при 1000 < HHI < 1800 требуется проверка Департамента юстиции; при 1800 < HHI слияния и поглощения допускаются, если A HHI < 50, и требуется проверка Департамента юстиции, если A HHI > 100.
Коэффициент Херфиндаля—Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля—Хиршмана выделяется три типа рынка.
I тип — высококонцентрированные рынки: при 70 % < СЯ < 100 %; 2000 < НН1 < 10000.
II тип — умеренно концентрированные рынки: при 45 % < СЯ < 70 %; 1000 < НН1 < 2000.
III тип — низкоконцентрированные рынки: при СЯ < 45 %; НН1 < 1000.
Для оценки формирования и распределения прибыли российских корпораций используется комплекс показателей.
1. Коэффициент фондоотдачи характеризует уровень эффективности использования основных фондов предприятия:
где Фо — коэффициент фондоотдачи; ТЯ — годовой объем выручки от реализации продукции в денежном выражении; ОПФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов в денежном выражении.
Фондоотдача — показатель, характеризующий объем валовой или товарной продукции в расчете на единицу (обычно на рубль) основных и оборотных производственных фондов, использование для ее производства; важнейший показатель экономической эффективности производства.
Фондоотдача — обобщающий показатель использования основных производственных фондов. На величину и динамику фондоотдачи влияют многие факторы, зависящие и не зависящие от предприятия; вместе с тем резервы повышения фондоотдачи, лучшего использования техники имеются на каждом предприятии, участке, рабочем месте. Интенсивный путь ведения хозяйства предполагает систематический рост фондоотдачи за счет увеличения производительности машин, механизмов и оборудования, сокращения их простоев, оптимальной загрузки техники, технического перевооружения основных производственных фондов.
2. Коэффициент фондоемкости показывает стоимость основных производственных фондов, которые приходятся на одну денежную единицу выпущенной предприятием продукции; коэффициент, обратный фондоотдаче:
Ф = ОПФ =
е ТЯ Ф„ ’
(3)
1ЪГ'
ОПФ,.
ОПФ,
(5)
где Фе — коэффициент фондоемкости.
Фондоемкость — показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на 1 р. продукции. По предприятиям и объединениям определяется отношением среднегодовой балансовой (без вычета износа) стоимости основных производственных фондов к объему выпущенной за данный период (год) чистой продукции, товарной продукции.
Показатель фондоемкости используется в практике плановых расчетов, при проектировании строительства, определении объема дополнительных капитальных вложений на прирост продукции и в др. расчетах. Улучшение использования производственных фондов является важным направлением повышения эффективности производства, его интенсификации.
3. Коэффициент материалоемкости продукции отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 р. выпущенной продукции:
ТС
М =
(4)
где Ме — коэффициент материалоемкости; ТСм — величина материальных расходов в денежном выражении; Q — объем выпущенной продукции в денежном выражении.
Материалоемкость — один из основных показателей экономической эффективности общественного производства. Материалоемкость характеризует удельный (приходящийся на единицу продукции) расход материальных ресурсов (основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов) на изготовление продукции. Материалоемкость может измеряться в стоимостном и натуральном выражении. Показатель материалоемкости используется при анализе производственнохозяйственной деятельности промышленных предприятий, в частности себестоимости продукции, при сравнительном анализе удельных затрат в различных отраслях промышленности, а также при укрупненных методах планирования материально-технических ресурсов, установления оптовых цен на новую продукцию и т. п.
4. Индекс роста основных средств предприятия отражает относительное изменение среднегодовой стоимости основных средств корпорации:
где 1ОС — индекс роста основных средств; ОПФ. — среднегодовая стоимость основных средств корпорации в текущем периоде; ОПФ. _ 1 — среднегодовая стоимость основных средств корпорации в предшествующем периоде.
5. Рентабельность продаж продукции отражает общую экономическую эффективность хозяйственной деятельности корпорации, показывает, какой объем чистой прибыли корпорации приходится на 1 р. годового объема реализации:
Япр = ТЯ ■ 100 %,
(6)
где ЯПР — показатель рентабельности продаж в %; Р/ — объем чистой прибыли корпорации за период в денежном выражении.
Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определенный период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и ее способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают существенное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
6. Рентабельность активов корпорации отражает эффективность использования имущества корпорации, показывает, какой объем чистой прибыли корпорации приходится на 1 р. активов корпорации:
Яд = Тг ■ 100 %,
(7)
где Яд — показатель рентабельности активов в %; А — среднегодовая стоимость активов корпорации в денежном выражении.
Рентабельность активов — один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффици-
ентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств.
7. Рентабельность собственного капитала отражает эффективность использования собственного капитала корпорации, показывает, какой объем чистой прибыли корпорации приходится на 1 р. собственного капитала корпорации:
RCK = P- ■ 100 %, (8)
'ск ск , w
где RCK — показатель рентабельности собственного капитала в %; СК — среднегодовая стоимость собственного капитала корпорации в денежном выражении.
8. Норма прибыли (англ. rate of return или rate ofprofit) — экономическая характеристика, которая является процентным отношением прибыли за некоторый период к авансированному перед началом этого периода капиталу (как правило, продолжительность периода принимают равной году).
Величина нормы прибыли зависит от нормы прибавочной стоимости, органического строения капитала и времени оборота капитала. Межотраслевая конкуренция приводит к установлению средней нормы прибыли на равновеликие капиталы, размещенные в различные отрасли национального хозяйства. Рост органического строения капитала, объективно неизбежный в современных условиях, обуславливает тенденцию нормы прибыли к понижению.
Структура нормы прибыли: стоимость собственного капитала фирмы; средняя норма прибыли по данной отрасли; норма прибыли конкретной фирмы (рис. 2).
Норма прибыли — одна из ключевых категорий рыночной экономики. Ее функциональное назначение в современных условиях заключается в том, что, с одной стороны, монополии используют этот показатель для регулирования цен; с другой,— общество видит в нем наибольшую степень равновесия между спросом и предложением, что происходит в случаях, когда не наблюдается большого разброса нормы прибыли в различных отраслях.
Классическую формулу расчета величины нормы прибыли ввел К. Маркс. Он определял норму прибыли как отношение прибавочной стоимости (обычно годовой массы) ко всему авансированному капиталу, выраженное в процентах. Характеризует эффективность использования капитала, доходность капиталистического предприятия. Может быть выражена формулой
р' = -^- ■ 100 %, (9)
С + V
где т — масса прибавочной стоимости; с — постоянный капитал; V — переменный капитал.
Норма прибыли — превращенная форма нормы прибавочной стоимости. Она маскирует капиталистическую эксплуатацию, поскольку прибыль представляется как порождение всего авансированного капитала, а не переменного.
В свою очередь, масса прибавочной стоимости (т) является произведением нормы прибавочной стоимости и переменного капитала и может быть выражена формулой
т = т’ • V, (10)
где т' — норма прибавочной стоимости.
Соответственно, норма прибыли зависит от трех факторов: нормы прибавочной стоимости, стоимости переменного и постоянного капитала, авансированного в деятельность предприятия:
Норма прибыли
J3L J3L
Стоимость
собственного капитала ■< ►! Норма прибыли
фирмы конкретной фирмы
Средняя норма прибыли по данной отрасли
Рис. 2. Структура нормы прибыли
р = ■ 100 %.
с + V
(11)
£ (х, - X)(у, - у)
Однако в условиях российской экономики не представляется возможным количественно оценить такой параметр, как норма прибавочной стоимости, поскольку каждый собственник (капиталист) устанавливает конкретную норму прибавочной стоимости либо она формируется под воздействием объективных факторов. В связи с этим нами был отобран показатель, наиболее точно отражающий характер прибавочной стоимости,— валовая прибыль, поскольку ее основным источником является вновь затраченный на производство продукции труд работников предприятия.
С учетом изложенного представляется возможным рассчитать величину нормы прибыли по следующей формуле:
Т/вАЛ
Р =
С + V
или
р =
Т/в
(12)
(13)
ОС+ ОТ
где ОС — величина основных средств предприятия (средств производства); ОТ — величина расходов на оплату труда и социальные выплаты; Р/ВдЛ — величина валовой прибыли.
Принято считать, что норма прибыли (рентабельность) до 50 % вполне приемлема, а свыше 100 % — относится к сверхприбыли.
Коэффициент линейной парной корреляции отражает степень и направление зависимости величины независимой переменной от изменения величины зависимой переменной:
г =
ух
(14)
.£ (X, - х)2 £ (у, - у )2
V ;=1 ;=1
где у. — величина зависимой переменной в /-м
периоде; х. — величина независимой переменной (фактора) для /-го периода; / = 1, ..., п; п — количество лет в периоде; X и у — средние арифметические значения величин зависимой и независимой переменных за весь период.
Для оценки степени зависимости прибыли от факторов, воздействующих на нее, может применяться корреляционный анализ. Для расчета величины влияния независимых факторов на зависимую переменную нами используются два коэффициента: основной — коэффициент парной линейной корреляции и вспомогательный — коэффициент темпа роста.
В качестве факторов, воздействующих на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятий и корпораций, выделены следующие:
1) объем производимой продукции;
2) цена реализации продукции;
3) общая величина затрат;
4) величина инвестиционных вложений в средства производства;
5) физический и моральный износ средств производства;
6) величина затрат на оплату труда.
В качестве зависимой переменной выступает финансовый результат деятельности предприятий — прибыль либо убыток.
В таблице представлена трактовка конкретных значений коэффициентов парной линейной корреляции.
Значения показателей, характеризующих тип связи между темпом роста прибыли компании
и независимой переменной (фактором)
,=1
Значение коэффициента парной корреляции Тип взаимосвязи прибыли и независимой переменной (фактора) Ситуация, характеризующая рыночное положение компании
г > 0,7 г > -0,7 г от 0,5 до 0,7 г от -0,5 до -0,7 г < 0,5 Прямая, сильная Обратная, сильная Прямая, значительная Обратная, значительная Прямая, слабая Расширение деятельности компании, рост инвестиционной привлекательности, увеличение капитализируемой прибыли, повышение социальной ответственности бизнеса Свертывание бизнеса и крупных инвестиционных проектов, снижение долгосрочной платежеспособности Рост финансовой устойчивости и капитализации, рост ликвидности Снижение краткосрочной платежеспособности, свертывание некоторых инвестиционных проектов Рост рыночной устойчивости и капитализации компании
Окончание таблицы
Значение коэффициента парной корреляции Тип взаимосвязи прибыли и независимой переменной (фактора) Ситуация, характеризующая рыночное положение компании
о" 1 V Обратная, слабая Незначительное снижение инвестиционных вложений, снижение финансовой устойчивости без утраты платежеспособности
Таким образом, представленная методика, разработанная на основе исследования особенностей формирования и распределения прибыли российских корпораций, позволяет оценить качество формируемой прибыли, тенденции изменения массы прибыли в российских корпорациях в условиях капиталистического способа производства на различных типах рыночных структур.
Список литературы
1. Букас, В. И. Финансирование технического перевооружения и реконструкции предприятий /
В. И. Букас, М. Х. Лапидус. М. : Финансы и статистика, 1989. 202 с.
2. Дасковский, В. Б. О кризисе процесса воспроизводства основных фондов и хозяйственной деятельности в экономике России / В. Б. Дасковский, В. Б. Киселев // Инвестиции в России. 2009. № 1.
3. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 3. М. : Политиздат, 1983. 905 с.
4. Орлов, Д. И. Эконометрика. М. : Финансы и статистика, 2008. 573 с.