Научная статья на тему 'Методика оценки экономии, полученной от использования аутсорсинга в войсках'

Методика оценки экономии, полученной от использования аутсорсинга в войсках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТ / МЕТОДИКА / РАСХОДЫ / СТОИМОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин Д. Е.

В настоящее время становится актуальной задача определения экономического эффекта, полученного от использования аутсорсинга. Непродуманное применение аутсорсинга в Вооруженных силах РФ может привести не только к неэкономному использованию денежных средств, но и к другим негативным последствиям: потеря опыта; сокращение квалифицированного персонала, имеющего достаточный опыт работы; потеря контроля за переданной на аутсорсинг функцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки экономии, полученной от использования аутсорсинга в войсках»

16 (58) - 2011

Вопросы экономики

УДК 338.01

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТСОРСИНГА В ВОЙСКАХ

Д. Е. БАБУРИН,

адъюнкт кафедры экономики и организации войскового хозяйства и тыла Е-mail: [email protected] Военный университет Министерства обороны РФ

В настоящее время становится актуальной задача определения экономического эффекта, полученного от использования аутсорсинга. Непродуманное применение аутсорсинга в Вооруженных силах РФ может привести не только к неэкономному использованию денежных средств, но и к другим негативным последствиям: потеря опыта; сокращение квалифицированного персонала, имеющего достаточный опыт работы; потеря контроля за переданной на аутсорсинг функцией.

Ключевые слова: аутсорсинг, военная экономика, эффект, методика, расходы, стоимость, эффективность.

Сохранение положительного экономического эффекта от использования аутсорсинга в Министерстве обороны (МО) и Вооруженных силах РФ (ВС) в течение длительного периода времени в настоящее время является важнейшей проблемой. Однако, несмотря на актуальность, в современной военно-экономической литературе в ее обосновании отсутствуют механизмы разрешения.

В действующей методике определения экономии не учтены способы ее расчета, полученные от централизации органов управления, использования аутсорсинга в войсках, внедрения электронного документооборота, электронной системы платежей, использования информационных технологий, обучения личного состава, и другие современные источники образования экономии.

Со времени разработки временной методики организации и планирования экономической работы прошло довольно значительное время [3], в течение которого произошли довольно значительное перемены, в том числе и в вопросах, касающихся военного строительства и облика ВС [1].

Чтобы сравнить расходы МО после передачи части его функций на аутсорсинг в течение всего срока действия контракта, необходимо, по мнению автора, использовать формулу, предложенную доктором наук профессором П. Х. Дженсеном [2]:

| С1(£)еdt <| рЩе^Л, 0 0 где С1(£) — стоимость содержания МО внутреннего подразделения в течение определенного времени t;

г — учетная ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком РФ; р1 — цена за единицу обслуживания в частном секторе;

q1 — количество единиц обслуживания, переданное частному сектору по договору аутсорсинга; dt — подынтегральное выражение. Стоимость выполнения работ по годам выполнения контракта определяется по формуле:

п ТС*

РУ = ССо + У (-),

£ (1 + г-1)

Вопросы экономики

16 (58) - 2011

где РУ1 — цена выполнения работы, оказания услуги; для Вооруженных Сил г = ВС, для аут-сорсера г = А;

ССо — единовременные расходы, понесенные МО при организации конкурса и при заключении контракта (например на оплату юридических консультаций или оплату экономической экспертизы), а также расходы по передислокации военнослужащих, чьи должности попали под сокращение в связи с передачей на аутсорсинг функций ВС за минусом стоимости проданного оборудования, зданий, сооружений и излишествующего имущества ликвидируемой воинской части (учреждения МО); I — срок исполнения контракта (I = 1,...п); п — срок действия контракта; ТС] — общая стоимость предоставленной услуги (выполненных работ) в году I; г — ставка рефинансирования установленная, Центральным банком РФ. Общая стоимость выполненной работы или предоставленной услуги должна включать обоснованные переменные расходы и постоянные операционные расходы, связанные с управлением контрактом. Поэтому общая стоимость будет определяться по формуле:

ТС] _ Щ + УС] + ТС,

где ЕС] — общий размер постоянных расходов в году 1;

УС] — общий размер переменных расходов в году I, г = ВС, А;

ТгС — постоянные операционные расходы. ССо и ТС будут иметь место только при передаче на аутсорсинг некоторых функций ВС, поэтому такие расходы для ВС (РУвс) будут равны нулю. Переменные расходы выражаются формулой

у;_ж 4+с] д],

где Щ' — часовая ставка за выполнение работ по ремонту в году I, для г = ВС, А рассчитывается по каждому разряду часовой ставки;

b] — количество отработанных часов, а также затраченных на выполнение работ по ремонту в году I для г = ВС, А;

c] — стоимость операций по складированию материальных запасов, рассчитывается по каждому наименованию материальных запасов в году I для г = ВС, А;

д] — количество различных материальных запасов, хранящихся в году I для г = ВС, А. Окончательный расчет экономии, полученной от использования аутсорсинга в войсках, необхо-

димо проводить после окончания срока действия контракта.

Так как военнослужащие привлекаются к парадам, занятиям по физической подготовке и несению службы в нарядах, только половина их рабочего времени приходится на выполнение работ. Представляется очевидным, что из денежного довольствия необходимо исключить такие виды денежного довольствия, как надбавки, выплачиваемые в зоне боевых действий, так как эти выплаты носят непроизводственный характер. Проведенный хронометраж служебного времени военнослужащего показал, что обязанности военной службы и прочие непроизводственные расходы рабочего времени составляют около 40 % фонда служебного времени военнослужащего, следовательно, на эту величину денежного довольствия необходимо уменьшить оставшийся для расчета фонд денежного довольствия.

Таким образом, общая годовая стоимость содержания внутреннего подразделения для ВС составляет:

ТС?С _ ЕС^ + УСВС _ ЕСВС + 0,6ЩМ Ьм + щс Ь, где Шм — средневзвешенное денежное довольствие военнослужащих;

Xм — среднее количество часов, отработанных военнослужащими;

¡Ус — средневзвешенная заработная плата гражданского персонала; Xе — среднее количество часов, отработанных гражданским персоналом. Если объем обслуживания не менялся, то стоимость содержания подразделений по годам расчета будет одинаковой:

ТС вс_ТС ВС_ТС ВС_ТС ВС_ТС ВС_ТС ВС

1 2 3 4 5 п '

тогда общие расходы МО по содержанию внутреннего подразделения в течение всего контракта составят:

ТС В

РУВС _ ТСВС + ТС

ВС 2

ТС3ВС

+-^т +... + -

-1ВС п

(1 + г) (1 + г )2 "' (1 + г )п-1' Стоимость выполнения функции внутреннего подразделения частной фирмой рассчитывается с помощью такого же подхода. Она составит: ТСА _ FC1А + УСА + ТгС1 _ FC1А + Ж1А ¿А + сА дА + ТгС1. Если расходы по контракту будут неизменены,

то

ТСА _ ТС2А _ ТС3А _ ТС4А _ ТСА _ ТСА.

1 2 3 4 5 п

В этом случае общие расходы по оплате услуг аутстсорсера составят:

РУА _ ССо + ТСА +

ТСА

ТСА

ТС,

(1 + г) (1 + г )2

■ +... + -

(1 + г )п

16 (58) - 2011

Вопросы экономики

Экономия от применения аутсорсинга рассчитывается с помощью сравнения формул PVA и Р^С

Если после года исполнения контракта меняется договорная цена, методика расчета экономии от применения аутсорсинга также меняется. Например, стоимость содержания внутреннего подразделения в году изменения контракта (в формуле это второй год) рассчитывается следующим образом:

тс2ВС = ^с2ВС + кс2ВС = ^с2ВС + 0,6 Ж,М ьу + Ж2С ьс2.

Если изменения в условия контракта больше не вносились, то рассчитывается стоимость исполнения контракта по формуле

PVВС = ТСВС + ТС

ВС

+

тсВ

ТСВ

(1 + г) (1 + г )2 "'(1 + г у-1' Общие расходы аутсорсера в году изменения контракта рассчитываются по формуле

ТС2а = FC2А + W2S ¿2 + с2х ) + ТгС2. Если расходы останутся неизменными в остальных годах исполнения контракта, то цена выполнения работ (оказания услуг) по договору аутсорсинга составит:

тсА тсА

PVА = CCo + ТСА +-

+...

(1 + г) (1 + г У-1 '

Экономический эффект от использования аутсорсинга определяется путем сравнения расходов по содержанию внутреннего подразделения с расходами по договору аутсорсинга.

При повышении договорной цены обязательно должна проводиться экономическая экспертиза финансовыми органами МО, в которой необходимо соотносить уровень роста трудоемкости работ с уровнем повышения стоимости контракта в процентах. Иными словами, необходимо проверить, не произошло ли непропорциональное увеличение договорной цены при внесении изменений в условия контракта.

После определения общей суммы экономии, полученной от использования аутсорсинга, определяются источники образования экономии. Экономия может быть получена за счет совершенствования средств производства, изменения технологии, снижения качества предоставляемых услуг, увеличения степени эксплуатации рабочей силы.

Единственным критерием оценки, доступным для исследования стандартов качества, являются ежемесячные докладные записки должностных лиц, контролирующих качество выполнения работ (оказания услуг).

Учитывая критику аутсорсинга из-за ухудшений условий труда и уменьшения оплаты труда,

необходимо проанализировать, как аутсорсинг изменил оплату труда работников и систему предоставления гарантий и компенсаций. Для этого необходимо определить средний размер денежного довольствия и заработной платы в МО и у аутсорсера путем деления полного фонда заработной платы на численность персонала, при этом необходимо учесть изменение численности работников. Для этого определяется средняя стоимость одного часа во внутреннем подразделении ВС и в фирме-аут-сорсере. Среднюю заработную плату рассчитывают по каждому структурному подразделению и отдельно для административно-управленческого персонала. Если объем обслуживания изменился, то изменение заработной платы не является сопоставимым.

При существенном изменении средней заработной платы и трудоемкости работ до и после аутсорсинга необходимо определить влияние каждого из этих факторов на размер экономического эффекта. Для этого необходимо определить отношение экономии бюджетных средств по фондам денежного довольствия и оплаты труда (WВСZBC - WАLA) к общему размеру экономического эффекта (ТСВС - ТСА):

АТР = (WВСLBC - WaLa)/(TCВС - TCА).

Затем, используя стандартную структуру распределения экономического эффекта от передачи государственной функции на аутсорсинг, следует рассчитать влияние других факторов на размер полученной экономии:

АЭ = АТР + АК + АТП, где АЭ — изменение экономического эффекта; АТР — изменение затрат на трудовые ресурсы; АК — изменение капитала;

АТП — изменение затрат на технологическое переоснащение.

Для определения части экономии расходов на заработную плату за счет технического перевооружения или повышения загрузки оборудования необходимо проанализировать сокращение расходов по заработной плате персонала по двум компонентам: сокращение общего количества отработанных часов производственного характера L и сокращение среднечасовой заработной платы W.

Для определения общего сокращения среднечасовой заработной платы необходимо определить изменение по счету «расчеты по заработной плате с персоналом», используя выражение (WВСLB* - WАLa ).

После этого определяют, как изменился фонд оплаты рабочих в общем фонде заработной платы

Вопросы экономики

16 (58) - 2011

после передачи на аутсорсинг функции ВС. Общий фонд оплаты труда (Ж'Е) определяется пропорционально общей стоимости обслуживания (ТС] ). Чтобы определить в фонде оплаты труда долю рабочих, необходимо из общего фонда оплаты труда исключить заработную плату административно-управленческого персонала и заработную плату специалистов.

При расчете экономического эффекта от применения аутсорсинга в МО и ВС информацию о трудоемкости каждой операции необходимо собирать в человеко-часах за последние четыре года, предшествующие заключению договора аутсорсинга. Это позволяет определить общее количество отработанных человеко-часов в каждом структурном подразделении.

Функцию МО РФ целесообразно передавать в частный сектор в том случае, если: - в конкурсной заявке, поступившей из частного сектора, расходы, связанные с оплатой труда, будут на 10 % и более ниже, чем расходы, связанные с оплатой труда в самой эффективной

государственной организации, выполняющей аналогичные работы (оказывающей услуги); - общие расходы по контракту будут на 30 млн руб. меньше расходов, связанных с содержанием существующего внутреннего подразделения в течение всего срока действия контракта. Использование рекомендуемой методики и системы аутсорсинга позволит в кратчайшие сроки обеспечить экономию средств государственного бюджета на военные расходы.

Список литературы

1. Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010 № 146.

2. Дженсен П. Х. Эффективность привлечения третьих лиц для выполнения правительственных работ. Сидней, 2004.

3. О временной методике организации и планирования экономической работы: указание ГУВБ и Ф МО РФ от 12.11.1998 № 180/19/389.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.