Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности реабилитации пациентов с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями шейно-грудного отдела позвоночника'

Методика оценки эффективности реабилитации пациентов с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями шейно-грудного отдела позвоночника Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
260
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ ЛФК / ДЕГЕНЕРАТИВНО-ДИСТРОФИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / МЫШЦЫ / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Бобунов Д.Н., Попов А.Б., Попова Д.Б.

Анатомической особенностью шейного отдела позвоночника является близость к важным нервным и сосудистым структурам. Позвоночные артерии, спинальный нерв и спинной мозг прилегают непосредственно к межпозвонковым дискам. При внезапном ускорении или замедлении движения, резкой ротации, вышеперечисленные структуры могут соударяться с межпозвонковыми дисками, например, при занятиях спортом, пассивных движениях шеи или травмах шейного отдела позвоночника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бобунов Д.Н., Попов А.Б., Попова Д.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности реабилитации пациентов с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями шейно-грудного отдела позвоночника»

Акустико-мнестическая афазия связана прежде всего с дефектами процесса восприятия зрительной и акустической модальности и с нарушением предметных образов. Уменьшение объема восприятия, возможно, связано с дефектами процесса восприятия в звене иконической памяти. Симультанное восприятие заменяется сукцессивным.

Литература:

1. Бабиева, Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева, А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова // Перспективы науки. - 2016. - № 2. -С. 64-68.

2. Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. М: Изд-во: София: Медицина и физкультура, 1970. - 210 с.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2016. - 263 с.

4. Визель, Т. Г. Как вернуть речь. М.: ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001. -224 с.

5. Исаева Е. В., Попкова Е. А. Афазия: учебное пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. - 65с.

6. Коган В.М. Восстановление речи при афазии. М., 1963.

7. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии / Под. ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небы-лицына. М.: Педагогика, 1978. С. 109-139

8. Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. - Л.: Медгиз, 1963. - 108 с.

9. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение: Учеб. пособие для студентов дефек-тол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.

10. Speech and language therapy for aphasia following stroke. / M. Brady, H. Kelly, J. Godwin, P. En-derby // Cochrane Journal Club. - London., 2012.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ДЕГЕНЕРАТИВНО-ДИСТРОФИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ШЕЙНО-ГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

Бобунов Д.Н.

ГБОУ ВПО Северо-Западный медицинский университет им. И.И. Мечникова, к.м.н., ассистент кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины, руководитель научно-практического центра восстановительной медицины и здорового питания

медицинского холдинга «Медика» Попов А.Б.

ФГБУ НИИ гриппа Министерства здравоохранения Российской Федерации,

клинический ординатор Попова Д.Б.

ГБОУ ВПО Северо-Западный медицинский университет им. И.И. Мечникова, студентка VI курса

АННОТАЦИЯ

Анатомической особенностью шейного отдела позвоночника является близость к важным нервным и сосудистым структурам. Позвоночные артерии, спинальный нерв и спинной мозг прилегают непосредственно к межпозвонковым дискам. При внезапном ускорении или замедлении движения, резкой ротации, вышеперечисленные структуры могут соударяться с межпозвонковыми дисками, например, при занятиях спортом, пассивных движениях шеи или травмах шейного отдела позвоночника.

Ключевые слова: упражнения ЛФК, дегенеративно-дистрофические заболевания, мышцы, комплекс упражнений, реабилитация.

За последнее десятилетие реабилитационные мероприятия при лечении цервикальных и торакальных синдромов изменились. Ранее предпочитаемые пассивные методики уступили место междисциплинарному подходу. Массажные техники, ношение воротников и систематические вправления уступили место или применяются с активными, осторожными упражнениями и продолжением физической активности. Купировать болевой синдром можно правильно подобранными упражнениями в сочетании с медикаментозной терапией [2,3,4,5].

Важной составляющей биомеханики шейного отдела позвоночника является явная диспропорция небольших шейных позвонков и сравнительно тяжелой головы. В связи с данной особенностью, вместе с большой амплитудой движений во всех

направлениях, создаются очевидные предпосылки к травматизации.

Перед тем, как предпринимать какие-либо вмешательства на шейном отделе позвоночника, врачу по лечебной физкультуре следует помнить, что у пациентов пожилого и старческого возраста данный отдел скелета претерпевает естественную, благоприятную, частичную иммобилизацию. Именно поэтому восстановительные мероприятия и методики лечебной физкультуры следует применять не только на шейный отдел, но и работать с грудным отделом позвоночника [1,2,4,5].

Из-за дорсального изгиба грудного отдела позвоночника, вентральные части грудных позво-ночно-двигательных сегментов (далее ПДС) получают наибольшую нагрузку [2,3,4,5].

При физиологическом лордозе шейного отдела позвоночника компрессионная силовая нагрузка переносится в основном за счет межпозвонковых суставов и интерламинарных мягких тканей, но в грудном отделе целиком приходится на тела позвонков и диски.

При поднятии грузов и вращениях основная нагрузка приходится на ТИ8- ТЫ2, т.е. на нижнегрудной отдел, поэтому дегенеративно-дистрофические изменения прослеживаются на рентгенограммах именно в этих сегментах.

Грудные позвоночно-двигательные сегменты даже при их нестабильности в результате дегенеративно-дистрофических изменений физиологически шинированы реберным каркасом посредством ре-берно-поперечных суставов, поэтому клиническая картина не ярко выражена.

Если симптомы дорсопатии грудного отдела позвоночника, спровоцированы компрессией корешков спинномозговых нервов, то повышенная

импульсация приводит к длительным нарушениям кровоснабжения мягких тканей позвоночника и дистрофическим изменениям связок. С течением времени стабильность ПМД компенсируется за счет краевых разрастаний (остеофитов). При этом стабилизация одного ПМД приводит к повышенной подвижности соседних ПМД. Клинически дорсопа-тия грудного отдела позвоночника проявляется болью из-за нарушения соединения ребер с телами и поперечными отростками позвонков через отверстия, в которых выходят спинномозговые нервы.

В 2016-2017 году было обследовано 138 пациентов с дорсопатиями шейно-грудного отдела позвоночника. Из них 83 женщины и 55 мужчин. Всего было обследовано 87 пациентов пожилого возраста (из них 37 женщин и 50 мужчин), а также 51 пациент старческого возраста (из них 18 мужчин и 33 женщины).

Пожилой возраст (55-75 лет) Старческий возраст (75-90 лет) Всего

Мужчины 37 18 55

Женщины 50 33 83

Всего 87 51 138

Таблица 1. Количество пациентов пожилого и старческого возрасты, учувствовавших в исследовании.

Для выполнения упражнений необходимо следующее оборудование: гимнастический мяч, эластичная лента, резиновый амортизатор с руками.

Рисунок 1. Гимнастический мяч

Нестабильность мяча позволяет развить лов- являются размер (диаметр) и степень сжатия (жесткость, гибкость и координацию. Основными крите- кость) (Таблица 1). риями подбора гимнастического мяча для пациента

Таблица 2. Классификация гимнастических мячей по росту пациента:

№ п/п Рост пациента, в см Диаметр гимнастического мяча, в см

1 <150 45

2 150-164 55

3 165-184 65

4 185-200 75

5 >200 85

Эластичная лента для выполнения упражнений подбирается совместно с врачом по лечебной физкультуре в зависимости от состояния пациента, а также от степени сопротивления ленты.

Цветовая маркировка Сопротивление в фунтах Сопротивление в килограммах^

Г Цвет жгута/ленты Увеличение сопротивления в сравнении с изделием предшествующего цвета (при 100% растяжении) 100% Растяжение 200% Растяжение 100% Растяжение 1 200% Растяжение

ТЬега-Вапс! Бежевый - 2.4 3.4 1.1 1.5

ТЬега-Вапс! Желтый 25% 3.0 4.3 1.3 2.0

ТЬега-Вапс! Красный 25% 3.7 5.5

ТЬега-Вапс! Зеленый 25% 1.6 6.7

ТЬега-Вапс! Синий 25% 5.8 8.6 2.6 3.9

ТЬега-Вапс! Черный 25% 7.3 10.2 3.3 4.6

1 ТЬега-Вапс! Серебряный 40% 10.2 15.3 4.6 6,

^ТЬега-Вапс! Золотой 40% 14.2 21.3 6.5 9.5 J

Рисунок 2. Классификация цветовых лент (по степени сопротивления).

Упражнение № 1. Для выполнения упражнения необходимы гимнастический мяч и эластичная лента

(Рисунок 3).

Исходное положение: пациент садится на гимнастический мяч, таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов. При этом ноги могут находиться на ширине плеч или сведены вместе, в зависимости от степени сложности упражнения. Степень натяжения эластичной ленты пациент выбирает самостоятельно, выбирая средний уровень сопротивления таким образом, чтобы чувствовать напряжение мышц в области лопаток.

Пациент держит в руках эластичную ленту и начинает медленно разводить руки на уровне 1-2 межреберья, чуть ниже ключиц 1-2 см. При выполнении движения необходимо сомкнуть лопатки и удержать это положение на 4 секунды.

Повторяемость упражнений: пациент выполняет 12 повторений с задержкой в 4 секунды. Всего выполняется 3 подхода, с интервалом 30 секунд.

Упражнение № 2. Для выполнения упражнения необходимы гимнастический мяч и эластичная лента (Рисунок 4).

Исходное положение: пациент садится на гимнастический мяч, таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов. При этом ноги могут находиться на ширине плеч или сведены вместе, в зависимости от степени сложности упражнения. Степень натяжения эластичной ленты пациент выбирает самостоятельно, выбирая средний уровень сопротивления таким образом, чтобы чувствовать напряжение мышц в области лопаток.

Пациент держит в руках эластичную ленту и начинает медленно разводить руки на уровне пупочной области, при этом локти прижаты к туловищу.

При выполнении движения необходимо сомкнуть лопатки в нижней точке соприкосновения и удержать это положение в течение 4 секунд.

Повторяемость упражнений: пациент выполняет 12 повторений с задержкой на 4 секунды. Всего выполняется 3 подхода, с интервалом 30 секунд.

Упражнение № 3. Для выполнения упражнения необходимы гимнастический мяч и эластичная лента (Рисунок 5).

Исходное положение: пациент садится на гимнастический мяч, таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов. При этом ноги могут находиться на ширине плеч или сведены вместе, в зависимости от степени сложности упражнения. Степень натяжения эластичной ленты пациент выбирает самостоятельно,

выбирая средний уровень сопротивления таким образом, чтобы чувствовать напряжение мышц в области лопаток.

Пациент держит в руках эластичную ленту, далее медленно разводит выпрямленные руки на уровне мечевидного отростка. При разведении рук и смыкании лопаток ладони должны находиться в

положении максимальной супинации (ладони вверх).

При выполнении движения необходимо сомкнуть лопатки в нижней точке соприкосновения и удержать это положение в течение 4 секунд.

Повторяемость упражнений: пациент выполняет 12 повторений с задержкой на 4 секунды.

Рис.6

Всего выполняется 3 подхода, с интервалом 30 секунд.

Упражнение № 4. Для выполнения упражнения необходимы гимнастический мяч и эластичная лента (Рисунок 6).

Исходное положение: пациент садится на гимнастический мяч, таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов. При этом ноги могут находиться на ширине плеч или сведены вместе, в зависимости от степени сложности упражнения. Правая рука поднята вверх, а левая рука опущена вниз. Степень натяжения эластичной ленты пациент выбирает самостоятельно, выбирая средний уровень сопротивления таким образом, чтобы чувствовать напряжение мышц в области плечевых суставов (дельтовидных мышц).

Выполнение упражнения: пациент держит в руках эластичную ленту, далее медленно выполняет вращательные движения вперед, описывая круг, таким образом, чтобы плечо в верхнем положении вращалось максимально близко к голове, а конт-латеральная конечность в нижнем положении вращалась максимально близко к бедрам.

Повторяемость упражнений: пациент выполняет 12 повторений каждой рукой. Всего выполняется 24 вращения по 4 секунды на круг.

Упражнение № 5. Для выполнения упражнения необходимы гимнастический мяч и эластичная лента (Рисунок 7).

Исходное положение: пациент садится на гимнастический мяч, таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов. При этом ноги могут находиться на ширине плеч или сведены вместе, в зависимости от степени сложности упражнения. Правая рука поднята вверх, а левая рука опущена вниз. Степень натяжения эластичной ленты пациент выбирает самостоятельно, выбирая средний уровень сопротивления таким образом, чтобы чувствовать напряжение мышц в области плечевых суставов (дельтовидных мышц).

Исходное положение: пациент стоит напротив шведской стенки, стопы вместе.

Выполнение упражнения: пациент держит в руках резиновый амортизатор или эластичную ленту, сгибая руки в локтевых суставах, медленно поднимается на носки, подтягивая кисти к поясу, заводя локти за спину, и сводит лопатки.

Выполнение упражнения: пациент держит в руках эластичную ленту, далее медленно выполняет вращательные движения назад, описывая круг, таким образом, чтобы плечо в верхнем положении вращалось максимально близко к голове, а конт-ла-теральная конечность в нижнем положении вращалась максимально близко к бедрам.

Повторяемость упражнений: пациент выполняет 12 повторений каждой рукой. Всего выполняется 24 вращения по 4 секунды на круг.

Упражнение №»6. Для выполнения упражнения необходима эластичная лента или резиновый амортизатор (Рисунок 8).

Повторяемость упражнений: пациент выполняет 12 повторений с задержкой на 4 секунды. Всего выполняется 3 подхода, с интервалом 30 секунд.

Упражнение №°7. Для выполнения упражнения необходима эластичная лента или резиновый амортизатор (Рисунок 9).

Исходное положение: пациент стоит напротив шведской стенки, стопы вместе.

Выполнение упражнения: пациент держит в руках резиновый амортизатор или эластичную ленту, медленно поднимается на носки, заводя руки за спину, и сводит лопатки.

Повторяемость упражнений: пациент выполняет 12 повторений с задержкой на 4 секунды. Всего выполняется 3 подхода, с интервалом 30 секунд.

Каждое упражнение, представленное в данном комплексе, может иметь несколько вариантов выполнения: различные положения тела, тренажеры, рабочие блоки, приспособления, углы, постановка конечностей и т.д.

Комплекс физических упражнений, представленных в данной статье, является основой лечебно-реабилитационной программы, которая в индивидуальном порядке составляется и применяется врачами и инструкторами по лечебной физкультуре, для пациентов с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями шейного и грудного отдела позвоночника.

Применение данного комплекса при работе с подавляющим количеством пациентов с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями шейного и грудного отдела позвоночника нам представляется не рациональным. Основным фактором выбора упражнения является понимание целей и задач

назначаемых лечебных комплексов, грамотный расчет лечебного эффекта и влияние на состояние пациента.

В некоторых клинических случаях подбор вариантов упражнений значительно усложняется и упражнений из данного перечня недостаточно. Данный комплекс упражнений является индивидуальной основой лечебно-восстановительной программы.

Анализ и разбор других вариантов упражнений, не вошедших в представленный комплекс, будет опубликован в учебном пособии и монографии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы

1. Петров Ю.А., Преображенская А.Б., Основы лечебной физкультуры: учебное пособие // Санкт-Петербургская гос. мед. акад. им. И.И. Мечникова. - СПб., 2011. - 62 с.

2. Сурская Е.В., Современные аспекты лечения дорсопатии // Русский медицинский журнал. 2009. Т. 17. № 20. с. 1312.

3. Эрдес Ш.Ф., Медико-социальное значение патологии суставов и позвоночника среди взрослого населения РФ Текст. /Ш.Ф. Эрдес, Е.А. Га-лушко // Боль. 2009. - № 3(24). - с. 19-20.

4. Kraemer J., Intervertebral Disk Diseases, 3rd Edition (2008). -P. -177.

5. Gross J., Fetto J., Rosen E. Musculoskeletal Examination, 3rd Edition (2011), Wiley-Blackwell.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.