Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности промышленности Дальневосточного федерального округа в рамках государственной промышленной политики'

Методика оценки эффективности промышленности Дальневосточного федерального округа в рамках государственной промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ-ХИРШМАНА / КОЭФФИЦИЕНТ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПЕРЕЧЕНЬ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ДФО / FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT (FEFD) / METHODS TO ASSESS INDUSTRY EFFICIENCY / BRANCHES OF REGIONAL SPECIALIZATION / INDUSTRIAL POLICY / HERFINDAHL-HIRSCHMAN INDEX / COEFFICIENT OF INDUSTRY LOCALIZATION / LIST OF STRATEGIC ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Наталья Александровна

Приведены результаты исследования в области оценки эффективности промышленности Дальневосточного федерального округа (ДФО) на основании авторской методики количественного и качественного анализа. На первом этапе анализа оценивается степень концентрации промышленности в региональном разрезе страны после расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана за определенное количество лет. Затем проводится группирование отраслей ДФО на основе расчетных показателей (коэффициента локализации промышленности). На втором этапе осуществляется качественный анализ состояния промышленности ДФО. Проанализировано место округа среди разработанного российским правительством перечня системообразующих предприятий РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT INDUSTRY WITHIN THE FRAMEWORK OF STATE INDUSTRIAL POLICY

The paper presents study results on assessing the efficiency of the Far Eastern Federal District (FEFD) industry based on the author's methods of quantitative and qualitative analysis. The first stage of the analysis is devoted to the evaluation of the industry concentration degree in the regional context of the country after calculating the Herfindahl-Hirschman index for a specified number of years with the following grouping of FEFD industries on the basis of estimate indicators (coefficient of industry localization). The qualitative analysis of FEFD industry condition is performed at the second stage. The authors analyze the place of the okrug among the list of Russian strategic enterprises developed by the Russian government.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности промышленности Дальневосточного федерального округа в рамках государственной промышленной политики»

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р -http://government.ru/gov/results/17449/

5. Шукшунов В.Е. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов [Электронный ресурс] // Академия наук высшей школы России (АН ВШ

РФ), 2001 // http://ucp.mrsu.ru/stat/uni_obraz_okruga.htm

6. Глазьев С.Ю. Только государство обеспечит нужную для технологического прорыва концентрацию ресурсов [Электронный ресурс] // Ежедневная электронная газета «Файл-РФ» 01.03.2012 // http://file-rf.ru/analitics/510

7. Сайт НИ ИрГТУ - http://www.istu.edu

УДК 332.14

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

© Н.А. Воробьева1

Дальневосточный федеральный университет,

Школа экономики и менеджмента,

690950, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

Приведены результаты исследования в области оценки эффективности промышленности Дальневосточного федерального округа (ДФО) на основании авторской методики количественного и качественного анализа. На первом этапе анализа оценивается степень концентрации промышленности в региональном разрезе страны после расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана за определенное количество лет. Затем проводится группирование отраслей ДФО на основе расчетных показателей (коэффициента локализации промышленности). На втором этапе осуществляется качественный анализ состояния промышленности ДФО. Проанализировано место округа среди разработанного российским правительством перечня системообразующих предприятий РФ. Табл. 7. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: методика оценки эффективности промышленности; отрасли специализации региона; промышленная политика; индекс Херфиндаля-Хиршмана; коэффициент локализации промышленности; перечень системообразующих предприятий; ДФО.

ASSESSMENT OF FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT INDUSTRY WITHIN THE FRAMEWORK OF STATE INDUSTRIAL POLICY N.A. Vorobyova

Far Eastern Federal University, School of Economics and Management, 8 Sukhanov St., Vladivostok, Russia, 690950.

The paper presents study results on assessing the efficiency of the Far Eastern Federal District (FEFD) industry based on the author's methods of quantitative and qualitative analysis. The first stage of the analysis is devoted to the evaluation of the industry concentration degree in the regional context of the country after calculating the Herfindahl-Hirschman index for a specified number of years with the following grouping of FEFD industries on the basis of estimate indicators (coefficient of industry localization). The qualitative analysis of FEFD industry condition is performed at the second stage. The authors analyze the place of the okrug among the list of Russian strategic enterprises developed by the Russian government. 7 tables. 4 sources.

Key words: methods to assess industry efficiency; branches of regional specialization; industrial policy; Herfindahl-Hirschman index; coefficient of industry localization; list of strategic enterprises; Far Eastern Federal District (FEFD).

Для создания механизма эффективной промышленной политики необходимо, прежде всего, провести анализ состояния промышленности регионов России. Основываясь на разработанной автором методике оценки эффективности промышленности регионов, был проведен анализ промышленности Дальневосточного федерального округа (ДВФО), содержащий две компоненты - количественную и качественную.

На первом этапе был осуществлен количественный анализ, где с помощью индекса Херфиндаля -Хиршмана (IHH) оценивалась степень монополизации отраслей промышленности регионов за 10 лет - с

2000 по 2009 гг. Для наглядности динамики были взяты показатели за 2000, 2006 и 2009 гг. (2000 г. - действие старой системы ОКОН, 2006 г. - введение новой системы ОКВЭД, 2009 г. - внесение последних изменений в ОКВЭД). Индекс Херфиндаля - Хиршмана, рассчитываемый как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме, позволил определить регионы с высокой, умеренной концентрацией промышленности, а также регионы, имеющие неконцентрированный рынок (табл. 1).

В 2000 г. по всем федеральным округам России,

1 Воробьева Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры мировой экономики, тел.: 79242326708, e-mail: natavladiv@yandex.ru

Vorobyova Natalya, Senior Lecturer of the Department of World Economy, tel.: 79242326708, e-mail: natavladiv@yandex.ru

включая ДВФО, отмечается высокая степень концентрации промышленности, о чем свидетельствует индекс Херфиндаля - Хиршмана. Он также указывает на значительный уровень специализации в нескольких базовых отраслях и неразвитость остальных отраслей промышленности. В 2006 и 2009 гг. высокая степень концентрации промышленности сохраняется только в Уральском федеральном округе (УФО), в остальных федеральных округах (ЦФО, СЗФО, ПФО, СФО, ЮФО, ДВФО) мы видим умеренную степень концентрации промышленности.

Аналогичная ситуация наблюдается и в разрезе регионов Дальневосточного федерального округа: в 2000 г. степень концентрации промышленности высокая по всем регионам округа, с 2006 г. ситуация резко меняется и все регионы округа переходят в группу с умеренной степенью концентрации промышленности (табл. 2).

Очевидно, что в 2000 г. промышленность регионов РФ была высококонцентрированной в конкретных отраслях специализации региона, в то время как другие (неспециализированные) отрасли в регионах малоразвиты. Концентрация промышленного производства в России чрезвычайно велика и продолжает расти: на долю десяти крупнейших по объему производств субъектов РФ до дефолта 1990-х гг. приходилось 45% промышленного производства страны, а в 2007 г. -более половины (в том числе на Тюменскую область с автономными округами - 12%). Рост концентрации промышленного производства происходил в основном в регионах с экспортно-сырьевой экономикой и в крупнейших агломерациях страны, где быстро растут импортозамещающая обрабатывающая промышленность и инфраструктурные отрасли.

С 2006 г. практически во всех федеральных округах, включая ДВФО, степень концентрации промышленности становится умеренной, что свидетельствует о расширении количества базовых отраслей в регионах.

Чтобы дополнить анализ и оценить уровень спе-

циализации регионов, рассчитаем коэффициент локализации промышленности по всем видам экономической деятельности за 2000 г. (система ОКОНХ), 2006 и 2009 гг. (система ОКВЭД) и оценим состояние промышленности федерального округа. Численное значение величины коэффициента локализации позволяет классифицировать отрасли по следующим категориям:

1) отрасли с коэффициентом локализации > 1,25 -это базовые (основные) отрасли региональной экономики, которые обеспечивают экспорт товаров и услуг за пределы региона;

2) отрасли с коэффициентом локализации 0,751,25 - это отрасли регионального значения (местные отрасли региона), обслуживающие преимущественно потребности внутрирегиональных рынков;

3) отрасли с коэффициентом локализации < 0,75 представляют собой отрасли, на которых регион не специализируется в рассматриваемый период времени (импортозамещающие производства, отрасли возможного перспективного развития региона и т.д.).

Первые две категории отраслей в экономической литературе называют отраслями текущей специализации региона, они предназначены для сохранения в регионе стабильности и создают профиль региона (табл. 3).

Говоря об экономическом развитии регионов России, отметим, что с 2000 г. ускорился рост в основных экспортных регионах, особенно нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, в связи с ростом мировых цен на нефть. В 2003-2004 гг. по этой же причине быстро росло производство и в металлургических регионах. Затем благодаря росту реальных доходов населения ускорилось развитие южных регионов и крупных городских агломераций с развитой пищевой промышленностью. Экономический рост был значительным и в депрессивных промышленных областях (Псковской, Ивановской, Пензенской областях и др.), но не отличался устойчивостью.

Индекс концентрации промышленности Херфиндаля-Хиршмана по федеральным округам РФ*

Таблица 1

*Рассчитано автором по [1-3].

Примечание к табл. 1, 2.

- высокая степень концентрации промышленности;

- умеренная степень концентрации промышленности;

- неконцентрированный рынок промышленности.

Федеральный округ 2006 г. 2009 г. Федеральный округ 2000 г. 2006 г. 2009 г.

Центральный ФО — Уральский ФО Сибирский ФО Северо-Западный ФО ¡ИИв ни! ИИ!

Приволжский ФО — —

Южный ФО — —

Дальневосточный ФО —

Н

Индекс концентрации промышленности Херфиндаля-Хиршмана по регионам Дальневосточного федерального округа*

Таблица 2

Регион ДВФО

2000 г.

2009 г.

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская АО

Чукотский АО

*Рассчитано автором по [1-3].

Таблица 3

Распределение отраслей федеральных округов по группам _на основании коэффициента локализации, 2000 г.*_

Вид экономической деятельности (по ОКОНХ) ЦФО СФО УФО СЗФО ЮФО ПФО ДВФО

Электроэнергетика Топливная промышленность н н н

Цветная металлургия н н н

Химическая и нефтехимическая промышленность н н н н

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Легкая промышленность Пищевая промышленность н н н н н

*Рассчитано автором по [1 -3]. Примечание к табл. 3-5.

- базовые (основные) отрасли специализации (К>1,25) обеспечивают экспорт товаров и услуг;

- отрасли регионального значения (К=0,75-1,25) для внутрирегиональных рынков;

- непрофильные отрасли (импортозамещение) (К<0,75).

н

Промышленный рост ДВФО начался позже и был самым низким среди федеральных округов из-за множества проблем, характерных для удаленных и слаборазвитых территорий страны. Дальний Восток исторически развивался под постоянным патронажем государства, что определяло его развитие. Экономическая специализация ориентировалась на ресурсодобывающие отрасли с экспортным уклоном. Рыночные преобразования усилили тенденции истощения при-родно-ресурсного и социально-производственного потенциала региона. Наиболее болезненным ударом по экономике региона стало разрушение в 1990-х гг. сложившейся системы государственных гарантий поддержания равных условий функционирования социально-экономической системы Дальнего Востока по сравнению с другими территориями страны. Отказ государства от компенсации объективных удорожаний затрат на энергетику, транспорт, заработную плату, инфраструктурное обустройство территории автоматически превратил продукцию дальневосточных производителей в неконкурентоспособную на внутреннем

рынке России и стран СНГ. При этом официальной статистикой не учитывается тот факт, что многие предприятия в силу катастрофического роста тарифов на энергию и транспортные услуги в 1992-1994 гг. не смогли выйти из кризиса позже, когда эти тарифы стали регулироваться государством.

Также следует учитывать такой немаловажный показатель, влияющий на качественную компоненту развития отраслей промышленности, как степень износа основных фондов. Согласно статистике в разрезе всех видов экономической деятельности во всех федеральных округах данный показатель имеет большие значения. Например, в отрасли «Рыболовство», которая является базовой не только в ДВФО, но и в разрезе всей промышленности России, степень износа основных фондов составляет более 70%, это является свидетельством того, что отрасль работает на грани исчерпания своих технологических возможностей. Очевидно, что без продуманной политики государства в области обновления основных фондов промышленности здесь не обойтись.

ДВФО имеет отличительный от всех российских округов набор базовых отраслей: рыболовство, добыча полезных ископаемых, строительство, производство и распределение электроэнергии, цветная металлургия; отраслью регионального значения является пищевая промышленность (табл. 4, 5).

На основании расчетов коэффициентов локализации можно сформировать сводную таблицу отраслей специализации ДВФО (табл. 6). Отметим, что к базовым отраслям специализации округа отнесены отрасли, обеспечивающие экспорт товаров и услуг за пределы региона. К отраслям региональной специализации (местные отрасли региона) отнесены отрасли, обслуживающие преимущественно потребности внутрирегиональных рынков. К непрофильным отраслям специализации - отрасли, на которых регион не специализируется в рассматриваемый период времени (импортозамещающие производства, отрасли воз-

можного перспективного развития региона и т.д.).

Из представленных данных следует, что развитие промышленности регионов ДВФО происходило неравномерно. Основу экономики региона составляют добывающие отрасли, прежде всего, рыболовство и цветная металлургия, а обрабатывающие отрасли и сфера услуг практически не развиты. Обрабатывающая промышленность фактически существует лишь в Приморском и Хабаровском краях. Вид деятельности «Здравоохранение» входит в группу непрофильных отраслей округа, что является неблагоприятным фактором развития социальной сферы региона. Неразвитость транспортной инфраструктуры является еще одной проблемой ДВФО. Отсутствие транспортной системы снижает инвестиционную привлекательность региона и сдерживает потенциал промышленного роста. Кроме того, территориальная разбросанность

Оценка отраслей регионов ДВФО по группам (базовые, региональные, непрофильные) на основе коэффициента локализации, 2000 г.

Таблица 4

Вид экономической деятельности (по ОКОНХ)

Электроэнергетика

Топливная промышленность

Черная металлургия

а я й й

к и и и

и т к к

л б у у к о; с т го й а р с р о й а р

п ч к м к

с а м и

е х а р

Р а С К П

с в

о р

а б а Х

яа ть

аск ст ср а

мур лб мо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я а

кь ск ть

нс аа дл аб га о

я а

кь

ск ть н ст

иа

лл

аб

хо

а

С

б о я а

е р

в

ш

^ 2 О.

Н ° Й тн

Цветная металлургия

Химическая и нефтехимическая промышленность

Машиностроение ботка

и металлообра-

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

*Рассчитано автором по [1-3].

Распределение отраслей ДВФО по группам на основе _коэффициента локализации*

Таблица 5

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД)

2006 г

2009 г.

Раздел А. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

Раздел В. Рыболовство

Раздел С. Добыча полезных ископаемых

Раздел Р. Обрабатывающие производства

Раздел Е. Производство и распределение электроэнергии

Раздел F. Строительство

Раздел G. Оптовая и розничная торговля

Раздел Н. Гостиницы и рестораны

Раздел I. Транспорт и связь

Раздел J. Операции с недвижимостью

Раздел К. Государственное управление

Раздел М. Образование

Раздел N. Здравоохранение

*Рассчитано автором по [1-3].

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

Таблица 6

Распределение отраслей специализации ДВФО по группам, 2009 г.*_

Виды отраслей специализации Отрасли специализации ДВФО (по ОКВЭД) Количество регионов специализации

Базовые отрасли Рыболовство. Рыбоводство 6 из 9 регионов ДВФО

Добыча полезных ископаемых 5 из 9 регионов ДВФО

Производство и распределение электроэнергии 8 из 9 регионов ДВФО

Строительство 8 из 9 регионов ДВФО

Отрасли региональной специализации Гостиницы и рестораны 6 из 9 регионов ДВФО

Образование 5 из 9 регионов ДВФО

Операции с недвижимостью 5 из 9 регионов ДВФО

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 4 из 9 регионов ДВФО

Непрофильные отрасли специализации Обрабатывающие производства 3 из 9 регионов ДВФО

Оптовая и розничная торговля 6 из 9 регионов ДВФО

Здравоохранение 6 из 9 регионов ДВФО

*Составлено на основе расчетов автора на основании табл. 4, 5.

трудовых ресурсов и промышленных производств ведет к росту капиталоемкости труда, которая в регионе выше, чем в среднем по России. Ситуацию усугубляет падение производительности труда. Все это снижает долю ДВФО в экономическом потенциале России в течение последних лет.

На сегодняшний день в регионе возник целый ряд угроз: снижение качества жизни населения, исчерпание природных ресурсов, падение конкурентоспособности местной продукции, отток населения в центральные регионы страны. Эти проблемы требуют срочного государственного вмешательства, построения эффективной, отлаженно работающей промышленной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению, в России не существует единой государственной концепции промышленной политики, отсутствует базовый закон, определяющий политику государства в области развития промышленности. Региональные же концепции промышленной политики не согласуются между собой общими целями и задачами развития российской промышленности, регионы предоставлены сами себе. Промышленная политика страны строится на разрозненных программах поддержки отдельно взятых национальных отраслей экономики, что реализуется в предоставлении субсидий, грантов и др. Однако сложившаяся система субсидирования плохо решает задачу структурной модернизации в большинстве своем из-за направленности данной системы для поддержки проблемных отраслей и ненацеленности на развитие перспективных производств, что вызывает необходимость корректировки мер государственного регулирования российской экономики путем проведения промышленной политики, основная цель которой - структурная модернизация промышленного производства.

Отметим, что с 2008 г. государство принимает ряд конкретных попыток реализации промышленной политики на территории страны. В частности, государством в рамках проведения промышленной политики был выбран ряд приоритетных отраслей, так называемый «Перечень системообразующих организаций», утвержденный Правительственной комиссией по повыше-

нию устойчивости развития российской экономики 12 мая 2009 г. (далее - «Перечень»). В этот перечень вошли приоритетные объекты поддержки государства в виде одобренных Министерством экономического развития РФ системообразующих предприятий. Поддержание их устойчивости со стороны государства осуществляется путем государственных гарантий, госзаказов, субсидирования процентных ставок, реструктуризации налоговой задолженности и других мер. В 2008 г. таких предприятий было 295, в 2009 г. -304 предприятия [4].

По представленным в «Перечне» предприятиям можно определить отрасли промышленности, которым оказывается поддержка со стороны государства (табл. 7).

Из составленного списка видно, что отрасли поддержки конкретных предприятий отбирались со стороны государства бессистемно. Налицо территориальная неравномерность распределения предприятий поддержки по регионам страны. Например, из общего числа предприятий (304) на ДВФО приходится всего лишь 8, что является недостаточным для данного региона. Очевидно, что данный отбор не имеет ни экономического, ни стратегического обоснования, поскольку не существует единой продуманной концепции поддержания отраслей региона в рамках единой концепции промышленной политики. Как следствие, мы имеем депрессивное состояние промышленности страны в целом.

В итоге можно резюмировать, что промышленный комплекс России является высококонцентрированным на конкретных отраслях специализации региона, в основном это экспортно-сырьевые отрасли. Рост концентрации промышленного производства происходит в двух типах регионов - с экспортно-сырьевой экономикой и в крупнейших агломерациях страны, где быстро растут импортозамещающая обрабатывающая промышленность и инфраструктурные отрасли. Остальные регионы страны являются малоразвитыми. Следовательно, государству необходимо выстроить сбалансированную промышленную политику.

Таблица 7

Перечень системообразующих предприятий промышленности РФ, 2009 г.*_

Отрасли специализации предприятий Число предприятий по РФ Число предприятий по ДВФО

Пищевая промышленность 37 -

Электроэнергетика 36 1 («Якутскэнерго»)

Металлургия и добывающая 34 2 (группа «Амурметалл», Приморский

промышленность ГОК)

Транспорт 30 3 (Дальневосточное морское пароходство, Международный аэропорт «Владивосток», Приморское морское пароходство)

Ракетно-космическая промышленность 19 -

Химическая и нефтехимическая 17

промышленность

Судостроение 13 2 (Амурский судоремонтный завод, ДВЗ «Звезда»)

Нефтегазовая промышленность 11 -

Связь 10 -

Фармацевтическая промышленность 10 -

СМИ 8 -

Оборонно-промышленный комплекс 7 -

Радиоэлектронная промышленность 7

Промышленность строительных 7

материалов

Торговые сети 7 -

Двигателестроение 6 -

Угольная промышленность 6 -

Жилищное строительство 6 -

Автомобильная промышленность 5 -

Энергетическое машиностроение 5 -

Станкостроение 5 -

Лесопромышленный комплекс 5 -

Транспортное машиностроение 4 -

Авиастроение 3 -

Сельхозмашиностроение 3 -

Аптечные сети 1 -

Ювелирная промышленность 1 -

Другие отрасли (Госзнак) 1 -

Итого 304 8

*Составлено автором по [4].

На сегодняшний день основной стратегической целью концепции долгосрочного социально-экономического развития России является создание в стране конкурентоспособной экономики, которую возможно построить лишь на основе опережающего развития промышленности в рамках единой государ-

ственной промышленной политики. Для этого необходимо, во-первых, четко определить цели, задачи и принципы единой национальной промышленной политики, учитывая при этом региональные особенности страны; во-вторых, сформировать эффективный механизм функционирования промышленной политики.

Библиографический список

1. Регионы России. Социально-экономические показатели 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2010. 996 с.

2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2010. 654 с.

3. Промышленность России 2008: стат. сб. М.: Росстат, 2008. 381 с.

4. Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электоронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/ ргеББ/Ьос! 242311886548 (Дата обращения 25.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.