Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности использования основных фондов с учетом обеспеченности региона трудовыми ресурсами'

Методика оценки эффективности использования основных фондов с учетом обеспеченности региона трудовыми ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FIXED ASSETS / LABOR PRODUCTIVITY / FUNDS / EFFICIENCY / REGIONAL ECONOMY / REGION MANPOWER / DIFFERENTIATION / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов К.В., Митрофанова И.В., Митрофанова И.А.

Авторами предложен методический подход для определения нормативных коэффициентов нижних границ эффективности использования основных фондов с учетом территориальных различий в обеспеченности трудовыми ресурсами. Их внедрение позволит отчасти решить проблему оптимального соотношения фондои трудосберегающего направлений интенсификации производства на территориальном и федеральном уровнях. Авторские предложения направлены на более эффективное использование в регионах ограниченных резервов модернизации и технического перевооружения с учетом территориальной специфики. Эффект применения предлагаемого авторами статьи подхода скажется уже в среднесрочной перспективе и приведет к повышению конкурентоспособности продукции, позволяя выбирать из многообразия мероприятий, форм и направлений интенсификации те, которые наиболее эффективны для конкретного региона в настоящее время. Авторы подчеркивают: для того, чтобы предложенные методические подходы «заработали», следует активнее внедрять систему государственного заказа (особенно для северных и дальневосточных регионов), создавать различного рода фонды как на макро-, так и на мезоуровнях национальной хозяйственной системы, использование которых позволит повысить эффективность интенсификации, а также определить систему наиболее действенных финансово-кредитных и налоговых механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of an assessment of efficiency of use of fixed assets taking into account security of the region with a manpower

Authors have offered methodical approach for determination of standard coefficients the lower bounds of efficiency of use of fixed assets taking into account territorial distinctions in security with a manpower. Their introduction will allow to solve partly a problem of an optimum ratio of fund and labor-saving the directions of an intensification of production at the territorial and federal levels. Author's offers are directed to more effective use on regions of the available limited reserves of modernization and modernization taking into account territorial specifics. The effect of application of the approach offered by authors of article will affect already in medium-term prospect and will lead to increase of competitiveness of production, allowing to choose those which are most effective for the concrete region in the present time from variety of actions, forms and the directions of an intensification. Authors emphasize: in order that the offered methodical approaches were earned", it is necessary to introduce more actively system of the state order (especially for northern and Far East regions), to create different funds both on macro, and at the mesolevels of national economic system which use will allow to increase efficiency of an intensification, and also to define system of the most effective financial and credit and tax.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности использования основных фондов с учетом обеспеченности региона трудовыми ресурсами»

Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент»

№ 3, 2016

УДК 332.055

Методика оценки эффективности использования основных фондов с учетом обеспеченности региона трудовыми ресурсами*

Д-р экон. наук, профессор Павлов К.В. kvp_ruk@mail.ru Камский институт гуманитарных и инженерных технологий 426003, Ижевск, ул. Вадима Сивкова, 12А Д-р экон. наук, профессор Митрофанова И.В. mitrofanova@volsu.ru Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН

344006, Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 41, Волгоградский государственный университет 400062, Волгоград, пр. Университетский, 100 Канд. экон. наук, доцент Митрофанова И.А. mitrofanovaia@rambler.ru Волгоградский государственный технический университет 400005, Волгоград, пр. Ленина, 28

Авторами предложен методический подход для определения нормативных коэффициентов - нижних границ эффективности использования основных фондов с учетом территориальных различий в обеспеченности трудовыми ресурсами. Их внедрение позволит отчасти решить проблему оптимального соотношения фондо- и трудосберегающего направлений интенсификации производства на территориальном и федеральном уровнях. Авторские предложения направлены на более эффективное использование в регионах ограниченных резервов модернизации и технического перевооружения с учетом территориальной специфики. Эффект применения предлагаемого авторами статьи подхода скажется уже в среднесрочной перспективе и приведет к повышению конкурентоспособности продукции, позволяя выбирать из многообразия мероприятий, форм и направлений интенсификации те, которые наиболее эффективны для конкретного региона в настоящее время. Авторы подчеркивают: для того, чтобы предложенные методические подходы «заработали», следует активнее внедрять систему государственного заказа (особенно для северных и дальневосточных регионов), создавать различного рода фонды как на макро-, так и на мезоуровнях национальной хозяйственной системы, использование которых позволит повысить эффективность интенсификации, а также определить систему наиболее действенных финансово-кредитных и налоговых механизмов. Ключевые слова: основные фонды, производительность труда, фондовооруженность, эффективность, региональная экономика, трудовые ресурсы региона, дифференциация.

DOI: 10.17586/2310-1172-2016-9-3-42-49

*Статья подготовлена в Институте социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН в рамках НИР «Проблемы демографического и социально-экономического развития Южного макрорегиона»

Technique of an assessment of efficiency of use of fixed assets taking into account security of the region with a manpower

D. Sc. Pavlov K.V. kvp_ruk@mail.ru

Kamsky Institute of Humanitarian and Engineering Technologies 426003, Izhevsk, Vadim Sivkov str., 12A

D. Sc. Mitrofanova I.V. mitrofanova@volsu.ru

Institute of social, economic and humanitarian researches of the Southern Russian Academy of Sciences scientific center

344006, Rostov-on-Don, ave. of Chekhov, 41;

Volgograd State University 400062, Volgograd, ave. Universitetski, 100

Cand. of Economic Sciences Mitrofanova I.A. mitrofanovaia@rambler.ru

Volgograd state technical University 400005, Volgograd, рrosp. Lenina, 28

Authors have offered methodical approach for determination of standard coefficients - the lower bounds of efficiency of use of fixed assets taking into account territorial distinctions in security with a manpower. Their introduction will

42

allow to solve partly a problem of an optimum ratio of fund - and labor-saving the directions of an intensification of production at the territorial and federal levels. Author's offers are directed to more effective use on regions of the available limited reserves of modernization and modernization taking into account territorial specifics. The effect of application of the approach offered by authors of article will affect already in medium-term prospect and will lead to increase of competitiveness of production, allowing to choose those which are most effective for the concrete region in the present time from variety of actions, forms and the directions of an intensification. Authors emphasize: in order that the offered methodical approaches were earned", it is necessary to introduce more actively system of the state order (especially for northern and Far East regions), to create different funds both on macro, and at the mesolevels of national economic system which use will allow to increase efficiency of an intensification, and also to define system of the most effective financial and credit and tax.

Keywords: fixed assets, labor productivity, funds, efficiency, regional economy, region manpower, differentiation

В современных условиях сохраняет свою актуальность экономическая проблему оптимального соотношения между фондовооруженностью труда и ростом его производительности за счет технической оснащенности производства. Одним из важнейших показателей эффективности использования основных фондов является отношение прироста производительности труда к приросту фондовооруженности. Необходимость учета этой взаимосвязи заключается в следующем. Для того, чтобы добиться производительности труда, следует, прежде всего, повышать уровень технической оснащенности предприятий, что, в свою очередь, предполагает соответствующие капитальные вложения, и в конечном счете приводит к росту фондовооруженности. Но было бы неправильно любой величиной экономии общественного труда оправдывать рост его фондовооруженности и фондоемкости продукции [1-4].

Возможны несколько вариантов соотношения производительности труда и фондовооруженности. Нередко имеют место случаи, когда фондовооруженность увеличилась (ДФт > 0) за какой-то период, а производительность труда за тот же период снизилась (ДПр < 0). Однако это не всегда означает, что производительность труда и эффективность капитальных вложений не высокие; бывает, что причина подобного положения дел - в низком качестве хозяйствования.

Вполне реальна и совершенно противоположна ситуация, когда производительность труда увеличивается при прежнем уровне фондовооруженности и даже при ее снижении. Это происходит при использовании имеющихся резервов повышения эффективности производства за счет совершенствования его организации. Причем, при рассмотрении этих двух случаев разной направленности изменения фондовооруженности и производительности труда, при выявлении причин сложившегося положении дел следует учитывать и временной лаг.

Теперь рассмотрим наиболее интересный вариант, когда при росте фондовооруженности происходит увеличение производительности труда. Случай, когда прирост производительности труда превышает прирост фондовооруженности, то есть когда ДПр > ДФт > 0, или дф > 1 отражает ситуацию явно эффективного использования основных фондов, так как здесь растет не только производительность труда, но и фондоотдача, а значит эффект от роста производительности труда дополняется эффектом от роста фондоотдачи. Часто, однако, в действительности бывает ситуация, когда прирост производительности труда меньше прироста фондовооруженности,

Дл^

т.е. когда ДФт > ДПр > 0, или дф < 1.

Рассмотрим этот случай более подробно. Отношение годового прироста фондовооруженности к при-

ДФ„

росту годовой производительности труда, исчисляемои по чистои продукции д , можно трактовать, как

своеобразный показатель окупаемости средств, вкладываемых на прирост фондовооруженности. Если, положим, для повышения производительности труда одного работника на 100 руб требуется увеличить фондовооруженность, скажем, на 500 руб., то срок окупаемости этих вложений за счет эффекта от роста производительности труда составит 5 лет (500:100). С другой стороны, это же отношение можно рассматривать, как «цену» прироста производительности труда, показывающую, в какой степени должна вырасти фондовооруженность работника, чтобы новая стоимость увеличилась на 1 руб.

В связи с ограниченностью ресурсов отношение д^ не может быть сколь угодно малым и, следовательно, должно быть не меньше некоторой величины Н, определяющей нижнюю границу эффективности ввода фондов, в определенном смысле норматив, величина которого будет существенно зависеть от отрасли. Таким об-

Дпр

_р_ зтт

разом, получается, что если дф н, то внедрение и использование дополнительных основных фондов на предприятии эффективно.

Этот же вывод следует и из закона применения машин в обществе, когда вопрос о целесообразности внедрения машины решается не тем, сколько оплаченного труда она способна сэкономить, а сколько всего труда экономится вследствие ее использования. Целесообразность применения машин в обществе определяется на основе следующей формулы:

С < (V + т),

где С - затраты труда на изготовление машины; ^+т) - экономия живого труда, полученная в процессе функционирования машины [5].

Поскольку природа текущих и единовременных затрат различна, используется нормативный коэффициент эффективности, позволяющий их сопоставить. Если же в этом неравенстве затраты труда на изготовление машин и получаемую вследствие их использования экономию живого труда рассматривать с учетом количества вовлекаемых трудовых ресурсов, то получим, что использование дополнительных основных фондов эффективно,

Дпр

_р. зн

если . _ н.

Дфп

Однако необходимо заметить, что при определении экономической эффективности ввода дополнитель-

Дпр з

ных фондов на основе соотношения дф- н не учитывались региональные особенности, в частности, различия

между регионами в отношении обеспеченности их трудовыми ресурсами, скажем, различная степень трудодефи-цитности или трудоизбыточности. Так определять эффективность можно лишь для сбалансированных по трудовым ресурсам регионам. При наличии реального дефицита рабочей силы, на наш взгляд, нормативный коэффициент должен быть больше, так как в этом случае и отдача от роста фондовооруженности должна быть также больше, причем, чем выше степень трудодефицитности, тем при прочих равных условиях должен быть больше и нормативный коэффициент. В случае же избытка рабочей силы этот коэффициент соответственно должен быть меньше. Значит этот коэффициент определяется не только отраслевыми, но и региональными условиями [6-10].

Таким образом, в связи с ограниченностью ресурсов при прочих равных условиях важнейшее значение имеет проблема приоритетного распределения наиболее эффективной новой техники в зависимости от степени трудообеспеченности. Проведению такой технической политики будет способствовать, на наш взгляд, разработка в отрасли системы нормативных коэффициентов определения экономической эффективности ввода основных фондов, в которых учитывался бы и уровень трудообеспеченности в разных регионах страны. Правда могут возразить, что в условиях переходного периода проблема насильственного распределения может «отмереть» сама собой. Но ведь и для развития рыночных отношений в регионе необходимо иметь приближенные ориентиры эффективности используемой техники, с другой стороны, далеко не ясны в полной мере фактические возможности реализации принципов регионального рынка для обеспечения эффективного функционирования единого народнохозяйственного комплекса страны, состоящего из большой совокупности «чистых» отраслей. Разработка нормативных коэффициентов хотя бы в качестве элемента информационной базы для реализации принципов регулируемых рыночных отношений будет весьма актуальной. Более точно оценить взаимосвязь между ростом нормативного коэффициента и степенью трудообеспеченности можно следующим образом.

Предположим, производительность труда на предприятии, расположенном в трудодефицитном регионе, равна Прдеф, фактическая численность работающих Чф, дефицит рабочей силы - ДЧ. Тогда при устранении этого дефицита на предприятии путем завоза рабочих оргнабора было бы получено Прдеф - (Чф + ДЧ) продукции. Однако тот же объем продукции можно получить и при прежней численности, но более высокой производительности труда. Рассчитаем эту производительность Прн:

Выразим ДЧ/Чф через Стр = ДЧ/Чп - 100%, где Стр - степень трудодефицитности; Чп - плановая численность работающих.

Значит, Д_Ч_(1 - Стр) = Стр , Чф 100 100

откуда следует, что ДЧ = С^ : (1 - Стр_3 = _С

Чф 100 100 100 - Стр

Поэтому разность Прн - Прдеф ДЧ = Прдеф Стр .

Чф 100 - Стр

Сп8

Величина Прн - Пр= Пр 1 „ „ характеризует необходимое увеличение производительности труда

1UU- ппб

сравнительно с существующим уровнем для устранения реального дефицита трудовых ресурсов. Поскольку нормативный коэффициент является функцией от ДЧ, т.е. Н = 1-(ДЧ), то именно рн ' рдеф и будет той величи-

Прдеф

ной, на которую норматив, нижняя граница эффективности ввода фондов при наличии реального дефицита рабочей силы при прочих равных условиях должна быть выше аналогичной границы при условии сбалансированности по трудовым ресурсам [11].

Действительно, в условиях трудодефицитности каждый рубль прироста фондовооруженности должен не только приносить как минимум «нормативный» прирост производительности труда, но и устранять так называе-

ДПр

мую потенциально недополученную продукцию. Это будет выполняться, если в соотношении -р > Н ДЧ

ДФт

ДПр

норматив больше, чем норматив Н в неравенстве -— > Н при условии сбалансированности по трудовым

ДФ

С

ресурсам именно на величину_тр_, появляющуюся в связи с тем, что показатель потенциально недополу-

100 - С„р

ченной продукции в условиях реального дефицита трудовых ресурсов отличен от нуля. Таким образом, приходим

С

к выводу, что НДЧ = Н +-тр--

100 - С„р,

Поскольку при увеличении дефицита трудовых ресурсов при прочих равных условиях растет и показатель степени трудодефицитности, а значит нормативный коэффициент, то отсюда и вытекает положение о том, что чем выше степень трудодефицитности, тем эффективнее следует внедрять основные фонды. Поэтому вполне реальна следующая ситуация. На два абсолютно идентичных предприятия, один из которых находится в трудоизбыточном регионе, другой - в трудодефицитном (на Крайнем Севере или Дальнем Востоке), внедряется одинаковое оборудование. Может оказаться, что на первом предприятии ввод такого оборудования эффективен, на втором - не эффективен.

При рассмотрении вопроса о региональных различиях значений нормативных коэффициентов эффективности ввода фондов в случае сбалансированности по трудовым ресурсам и при наличии реального дефицита трудовых ресурсов предполагалось, что уровень производительности труда в этих регионах одинаков. Если же это не так, то различия в значениях производительности труда должны быть также учтены в исследовании по этому вопросу, ибо в противном случае будет отсутствовать возможность сопоставления величин нормативов НДЧ и Н.

Будем исходить из предположения, что различия в уровне производительности труда при прочих равных условиях определяются различной технической оснащенностью. Такое предположение вполне оправданно, так

как НТП является важнейшим фактором роста производительности труда. Пусть —рсб , где Прсб и Прдеф — про-

—рдеф

изводительность труда соответственно в сбалансированном по трудовым ресурсам и трудодефицитном регионах (имеются в виду однотипные производства). Предположим, (скажем, К > 1). Если повысить уровень технической оснащенности производства, расположенного в трудодефицитном регионе, до уровня аналогичного производства, находящегося в сбалансированном по трудовым ресурсам регионе, то в связи с исходным предположением сравняются и уровни производительности труда в обоих регионах. Но, поскольку в этом случае производительность труда на производстве, расположенном в трудодефицитном регионе, возрастет в К раз, это приведет, во-первых, к возможности сопоставления нормативных коэффициентов Н и НДЧ и, во-вторых, к необходимости

С

учета в формуле НДЧ = Н +_тр_ изменения величины реального дефицита трудовых ресурсов в связи

100 - Стр

с ростом производительности труда в К раз.

Рост производительности труда в К раз при прочих равных условиях эквивалентен снижению дефицита трудовых ресурсов ДЧ на (К - 1) Чф. Это приведет к необходимости замены в правой части формулы

НДЧ = Н+

С

тр

100 - С

второго слагаемого на

С

ТЕ_-(К-1), так как:

100 - С

Таким образом, если —рсб =К^1, то формула связи коэффициентов НДЧ = Н + -^- заменяется фор-

П

мулой НДЧ = Н+[ -

С

рдеф

тр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100 - С

тр

100-С

- (К-1)].

тр

Следует добавить, что таким образом косвенно учитывается и разница в оплате труда в разных регионах, поскольку все это находит отражение в соотношении производительности труда между различными регионами (что весьма актуально для Мурманской области, где, как известно, в фонде оплаты труда значительный удельный вес составляют выплаты по районному коэффициенту и полярным надбавкам). Все проведенные рассуждения применимы к случаю, когда К< 1, с той лишь разницей, что технический уровень производства, расположенного в трудодефицитном регионе, придется «опускать» до уровня аналогичного производства, находящегося в сбалансированном по трудовым ресурсам регионе. В итоге связь между нормативными коэффициентами будет определяться той же формулой.

Экономический смысл последнего равенства в том, что в случае разной технической оснащенности однотипных производств, расположенных в трудодефицитном и сбалансированном по трудовым ресурсам регионах, сначала, для возможности их сопоставления путем преобразований, достигается нивелирование таких различий, а затем с учетом изменившегося вследствие этого уровня производительности труда на производстве, расположенном в трудодефицитном регионе, сравнивают нормативные коэффициенты, при этом учитывая измененное значение показателя дефицита трудовых ресурсов.

В случае трудоизбыточности все эти рассуждения применимы с точностью до «обратного», поэтому результат будет тот же, но с обратным знаком. Таким образом, можно констатировать, что нижние границы эффективности использования фондов соответственно в трудодефицитном или трудоизбыточном и сбалансированном по трудовым ресурсам регионах связаны следующим соотношением:

где Нтр, Н — нижние границы эффективности использования фондов соответственно в трудодефицитном (сумма в формуле) или трудоизбыточном (разность) и сбалансированном по трудовым ресурсам регионах; Стр — степень трудообеспеченности; К - отношение производительности труда в сбалансированном по трудовым ресурсам и трудоизбыточном или трудодефицитном регионах.

Степень трудообеспеченности определяется следующим образом: Стр = ДЧ/Ч, где ДЧ — избыток или дефицит трудовых ресурсов (в зависимости от трудообеспеченности); Ч — численность работающих.

При получении этих выводов авторами не учитывалась возможность увеличения производительности труда за счет совершенствования организации производства, планирования, управления и других факторов, не требующих, как правило, роста фондовооруженности. Важно и то, что увеличение фондовооруженности не всегда связано с повышением технической оснащенности предприятий, а может являться следствием удорожания воспроизводства единицы производственных мощностей, т.е. роста стоимости аналогичного оборудования. Однако такое абстрагирование вполне оправданно, так как основную роль прироста производительности труда дает повышение технической вооруженности предприятий. Так, по данным Института труда, рост производительности труда почти на 3/4 зависит от повышения технического уровня производства и на 1/4 от организации труда и прочих факторов.

Поэтому полученные результаты вполне правомерны. Однако для большей точности во все формулы

ЛП—

в отношении -— можно ввести корректирующий коэффициент М, равный доле прироста производительности

ЛФт

труда, получаемой от повышения технического уровня производства.

В условиях нестабильности и неопределенности экономической среды может показаться, что значение и роль различного рода нормативов существенно снизились. Разумеется, если речь идет о каких-то долговременных нормативах, то при высоком уровне инфляционных процессов, когда ценовые колебания достигают значительных размеров, говорить об эффективности их использования в хозяйственной практике вряд ли целесообразно (например, в нашем случае нижние границы эффективности использования фондов при сильной инфляции преимущественно будут зависеть от роста цен, непосредственно не связанного с ростом производительности труда). Однако и в этом случае можно учесть в нормативах фактор инфляционного роста, не говоря уж о том, что при достижении достаточно высокого уровня развития рыночных отношений наступает определенная стабилизация, при которой использование нормативов весьма эффективно (на что указывает факт широкого использования различного рода нормативов в экономике развитых капиталистических стран). Авторами предложен методический подход для определения нормативных коэффициентов - нижних границ эффективности использования фондов, где при желании можно учесть фактор инфляционного роста. Для оценки нижней границы эффективности ввода фондов в условиях реального дефицита или избытка рабочей силы следует предварительно определить величину нормативного коэффициента эффективности ввода этих же фондов при допущении сбалансированности по трудовым ресурсам. Поскольку такие нормативы пока еще не разработаны, вполне оправданно взять в качестве ориентировочных фактические значения -—, рассчитанные для отраслей и народного хозяйства в це-

ЛФт

лом (производительность труда, рассчитанная по чистой продукции). Актуальность такого подхода к определению величины нормативного коэффициента подтверждается также тем, что именно такой подход лежит в основе определения нормативов абсолютной эффективности капитальных вложений. В связи с различным уровнем тру-дообеспеченности производства разных регионов страны истинность сравнительной оценки определяемых нормативных коэффициентов сохранится, если в качестве исходного взять норматив, рассчитанный на основе среднеотраслевых показателей производительности и фондовооруженности труда.

Но необходимо отметить, что аналогично тому, как мы рассмотрели вопросы оптимального соотношения фондо- и трудосберегающих направлений интенсификации производства и предложили методы их решения на основе нормативных коэффициентов, можно рассмотреть проблемы оптимального соотношения каких-либо двух других направлений процесса интенсификации производства, например фондо- и материалосбережения. И хотя вопросы оптимизации живого и овеществленного труда рассмотрены авторами в зависимости только от ограничения на имеющиеся трудовые ресурсы, подобным образом могут быть учтены и другие ограничительные параметры (по фондам, по природным ресурсам и пр.). Для этого в итоговой формуле вместо степени трудодефецит-ности следует использовать показатель степени дефицитности соответствующего вида ресурса, а вместо показателя соотношения производительности труда в разных регионах — соотношение эффективности использования соответствующего вида ресурсов.

Таким образом, в трудоизбыточных регионах обязательно должно происходить снижение количественных и ухудшение качественных показателей интенсификации и эффективности экономического развития, так как существуют различные направления интенсификации и наряду с трудосберегающим выделяют также фондо -, материало- ,энергосберегающее направления интенсификации и т.д. Хотя совершенно очевидно, что необходимо разработать систему хозяйственных мер, в которых бы учитывалась взаимосвязь показателей, характеризующих уровень безработицы в регионе с показателями интенсификации производства и, прежде всего, с показателями выбытия и обновления основных фондов, внедрения более прогрессивного оборудования и пр. (в противном случае вполне реально возникновение ситуации, когда при высокой безработице массовое внедрение производительного оборудования вследствие автоматизации и комплексной механизации приведет к существенной экономии рабочих мест, т.е. к еще большему росту безработицы и усилению социальной напряженности в обществе).

В условиях различной степени трудообеспеченности разных регионов страны с точки зрения интересов эффективного, оптимального развития национальной экономики в целом целесообразно создание такого хозяйственного механизма, при котором, при прочих равных условиях, внедрение и дальнейшая эксплуатация наиболее производительного с точки зрения экономии живого труда оборудования первоначально и преимущественно должны осуществляться в трудодефицитных регионах. В дальнейшем по мере уменьшения трудодефицитности и, тем более, устранения этого явления целесообразно осуществить внедрение прогрессивного оборудования и в другие регионы. Кроме этого из вышесказанного можно сделать вывод и о том, что в условиях трудоизбыточ-ности более целесообразным является внедрение оборудования, осуществляющего экономию сырья, материалов, энергии, фондов, но не живого труда (т.е. не трудосберегающего, а какого-то иного (иных) направления интенсификации), причем, чем выше трудоизбыточность предприятия или региона, тем, при прочих равных условиях, потребность в реализации этой стратегии увеличивается.

Авторами предложен методический подход для определения нормативных коэффициентов - нижних границ эффективности использования основных фондов с учетом территориальных различий трудообеспеченности.

Иначе говоря, это своего рода нормативы, имеющие преимущественно сравнительную, сопоставимую направленность и различающиеся по разным регионам, внедрение которых позволит решить проблему об оптимальном соотношении фондо - и трудосберегающего направлений интенсификацию производства на территориальном и федеральном уровнях. Как уже отмечалось выше, при желании в этих нормативах можно учесть также фактор инфляционного роста, что позволит в относительно устойчивой среде (т.е. когда нет серьезных изменений в экономической системе, например, кризисов) использовать их достаточно продолжительное время, хотя, разумеется, периодически конкретные их значения нужно будет все равно пересматривать. Аналогичные нормативы можно определить не только для трудосберегающего направления интенсификации общественного производства, но и для любого другого: материало -, энерго -, фондосберегающего и т.д. Наличие такого рода системы территориальных нормативов позволит выявить наиболее приоритетные и первоочередные для конкретного региона мероприятия и направления интенсификации производства и, прежде всего, научно-технического прогресса (напомним, что НТП является важнейшим фактором процесса интенсификации общественного воспроизводства). Приоритетность и эффективность реализации мероприятий какого-то определенного направления интенсификации в данном регионе будет зависеть от многих факторов, особенно от отраслевой структуры территориальной экономики, наличия природных ресурсов, трудообеспеченности (в т.ч. уровня безработицы) и пр. Эти нормативы носят не обязательный, а преимущественно информационно-рекомендательный характер. Учитывая сказанное, а также то, что данные нормативы выявляют приоритетность (т.е. первоочередность) разных регионов с точки зрения внедрения в них передовой, наиболее производительной техники и технологии, более правильным будет называть их нормативными коэффициентами. Использование такого подхода, на наш взгляд, эффективно скажется на состоянии как экономики данного региона, так и экономики страны в целом. В среднесрочной перспективе это приведет к повышению и конкурентоспособности продукции, так как позволит выбрать из большой совокупности мероприятий, форм и направлений интенсификации (а значит выбрать и нужное направление НТП, являющегося ее важнейшим фактором) те, которые наиболее эффективны для региона в настоящее время (можно привести поясняющий пример: в регионе с высоким уровнем безработицы обнаружили большие запасы полезных ископаемых, значит, при прочих равных условиях, в настоящее время здесь более эффективно использование мероприятий материалосберегающего направления интенсификации производства, а не трудосберегающего - все это должно позитивно сказаться и на росте конкурентоспособности продукции, так как интенсификация производства является одной из причин этого роста).

Однако необходимо отметить, что предложенный подход «срабатывает» лишь в общем. Во многих странах мероприятия трудосберегающего направления интенсификации нередко реализовывались и в условиях безработицы (но в этот период уровень ее, как правило, был сравнительно небольшим), так как возникали новые виды деятельности, куда «перетекала» высвобождающаяся рабочая сила. Целесообразность использования предложенного подхода зависит также от многих других факторов (например, инфляционных процессов), не связанных непосредственно с каким-то направлением интенсификации.

Применение данного методического подхода позволит более эффективно использовать по регионам имеющиеся ограниченные резервы модернизации и технического перевооружения российской экономики, т.к. в этом подходе в должной мере учитывается территориальная специфика. Особенно это справедливо для регионов зоны Севера и Дальнего Востока - традиционно трудодефицитных и в то же время обладающих значительными сырьевыми ресурсами. Для этих регионов России в ряде отраслей требуется создание специальной техники и технологии, которая не смотря на, как правило, повышенные затраты на ее создание должна достаточно быстро окупиться в связи с экономией вследствие ее использования сырья и живого труда (меньше потребуется завозить в эти регионы рабочих по оргнабору и работающих вахтовым методом).

Чтобы сделать «действенным» предложенный подход, необходимо шире использовать систему государственного заказа (особенно для северных и дальневосточных регионов), создавать различного рода фонды (как на федеральном, так и на региональном уровнях), использование которых позволит повысить эффективность интенсификации, а также определить систему финансово-кредитных и налоговых механизмов, стимулирующих этот процесс (например, в виде ускоренной амортизации). Необходимо активнее использовать позитивный зарубежный опыт. Необходима комплексная целевая программа «Социально-экономическая эффективность различных направлений интенсификации производства в России и в ее разных регионах», а также аналогичная программа стимулирования научно-технического прогресса как основы формирования инновационной экономики в регионах России.

Литература

1. Вечканов, В.С., ВечкановГ.С. Ускорение и эффективность производства. Л.: ЛГУ, 1989. - 207 с.

2. Дещенко А.Ю. Эволюция теоретических подходов к определению категории «кадровый потенциал» // Крымский научный вестник. 2016. № 1 (7). С. 108-120.

3. Храброе К.Г. Сравнительный анализ моделей формирования политики занятости: российский и международный опыт // Крымский научный вестник. 2015. № 2 (2). С. 48-58.

4. Бирюков И.Г. Человеческий потенциал как фактор инновационного развития // Крымский научный вестник. 2015. № 5-1. С. 197-203.

5. Ванер И. Теоретические вопросы интенсификации экономических процессов // Известия АН СССР. Серия Экономика. 1981. № 5. С. 41-49.

6. Андреев В.А., Павлов К.В. Интенсификация общественного производства в свете институциональной теории // Общество и экономика. 2006. № 6. С. 152-162.

7. Калинина А.Э. Управление рынком труда посредством иерархического рейтинга эффективности обеспечения занятости // Региональная экономика. Юг России. 2002. № 2. С. 474-491.

8. Калинина В.В., Калинина А.Э. Структурный анализ эффективности обеспечения занятости на основе рейтинговой технологии // Региональная экономика. Юг России. 2005. № 6. С. 369-374.

9. Селютин В.В. Трудовые ресурсы и рынок труда в Южном федеральном округе // Региональная экономика. Юг России. 2011. № 12. С. 271-286.

10. Сущий С.Я. Динамика населения Юга России в постсоветский период (основные тенденции) / С.Я. Сущий // Региональная экономика. Юг России. 2011. № 12. С. 262-270.

11. Павлов К.В. Интенсификация экономики в условиях неопределенности рыночной среды / К.В. Павлов. - М.: Магистр, 2007. - 271 с.

References

1. Vechkanov, V.S. Uskorenie i jeffektivnost' proizvodstva / V. S. Vechka-nov, G.S. Vechkanov. — L.: LGU, 1989. — 207 s.

2. Deshhenko, A.Ju. Jevoljucija teoreticheskih podhodov k opredeleniju kate-gorii «kadrovyj potencial» / A.Ju. Deshhenko // Krymskij nauchnyj vestnik. — 2016. — № 1 (7). — S. 108-120.

3. Hrabrov, K.G. Sravnitel'nyj analiz modelej formirovanija politiki zanjatosti: rossijskij i mezhdunarodnyj opyt / K.G. Hrabrov // Krymskij nauchnyj vestnik. — 2015. — № 2 (2). — S. 48-58.

4. Birjukov, I.G. Chelovecheskij potencial kak faktor innovacionnogo raz-vitija // Krymskij nauchnyj vestnik. — 2015. — № 5-1. — S. 197-203.

5. Vaner, I. Teoreticheskie voprosy intensifikacii jekonomicheskih pro-cessov //Izvestija AN SSSR. Serija Jekonomika. — 1981. — № 5. — S. 41-49.

6. Andreev, V.A. Intensifikacija obshhestvennogo proizvodstva v svete in-stitucional'noj teorii / V.A. Andreev, K.V. Pavlov // Obshhestvo i jekonomika. — 2006. — № 6. — S. 152-162.

7. Kalinina, A.Je. Upravlenie rynkom truda posredstvom ierarhicheskogo rejtinga jeffektivnosti obespechenija zanjatosti / A.Je. Kalinina // Regio-nal'naja jekonomika. JugRossii. — 2002. — № 2. — S. 474-491.

8. Kalinina, V.V. Strukturnyj analiz jeffektivnosti obespechenija zanjato-sti na osnove rejtingovoj tehnologii / V.V. Kalinina, A.Je. Kalinina // Re-gional'naja jekonomika. Jug Rossii. — 2005. — № 6. — S. 369-374.

9. Seljutin, V.V. Trudovye resursy i rynok truda v Juzhnom federal'nom okruge / V.V. Seljutin // Regional'naja jekonomika. Jug Rossii. — 2011. — № 12. — S. 271-286.

10. Sushhij, S.Ja. Dinamika naselenija Juga Rossii v postsovetskij period (osnovnye tendencii) / S.Ja. Sushhij //

Regional 'naja jekonomika. Jug Rossii. — 2011. — № 12. — S. 262-270.

11. Pavlov, K.V. Intensifikacija jekonomiki v uslovijah neopredelennosti rynochnoj sredy / K.V. Pavlov. — M.: Magistr, 2007. — 271 s.

Статья поступила в редакцию 07.09.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.