УДК - 656.072 АСРИЯНЦ КАРИНЭ ГЕННАДЬЕВНА
к.э.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
РАБАДАНОВ НУГАЙ МАММАКАДИЕВИЧ
студент магистратуры 3 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Аннотация. Предметом работы являются проблемы развития городского транспорта. Цель работы: разработка предложений по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Город Махачкала» по развитию городского транспорта. Методология проведения работы: универсальный философский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Среди общенаучных методов в первую очередь используются системно-функциональный метод и целый ряд общенаучных методов эмпирико-теоретического уровня, а из частно-научных методов — формально-правовой, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический. Результаты работы: проведен анализ методики оценки эффективности деятельности органов муниципального управления в сфере транспорта. Область применения результатов: возможность применения разработанной методики в Республике Дагестан и в целом по России. Выводы. На сегодняшний день в России большое значение приобретают вопросы, относящиеся к повышению эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти, без которой невозможны успешные преобразования в стране, реализация стратегических программ ее развития. Транспортный комплекс выступает в качестве базовой отрасли экономики РФ, которая ориентирована на обеспечение населения услугами, необходимыми для его нормальной жизнедеятельности. Сущность методики оценки эффективности деятельности органов муниципального управления в сфере транспорта в данном исследовании заключается в оценке деятельности органов муниципального управления в сфере транспорта по показателям, которые отражают направления их деятельности в данной сфере, их полномочия.
Ключевые слова: городской транспорт, транспортная сфера, органы муниципального управления.
ASRIIANS KARINE GENNADIEVNA
Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of State and municipal management Dagestan state University,
e-mail: [email protected]
RABADANOV NUGA Y MAMMAKADIEVICH
master's degree student 3 years of study direction "State and municipal administration" Dagestan state University,
e-mail: [email protected]
METHODOLOGY FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF BODIES MUNICIPAL ADMINISTRATION IN THE FIELD OF TRANSPORT
Abstract. The subject of this work is the problems of urban transport development. Purpose: development of proposals for improving the activities of local self-government bodies of the mu-
nicipality "city of Makhachkala" for the development of urban transport. Methodology of the work: a universal philosophical dialectical method of knowledge, which assumes an objective, comprehensive analysis of the actual material. Among the General scientific methods, the system-functional method and a number of General scientific methods of the empirical-theoretical level are primarily used, and among the private scientific methods-formal — legal, comparative-legal, problem-theoretical. Results: the analysis of the methodology for evaluating the effectiveness of municipal government in the field of transport. Scope of the results: the possibility of applying the developed methodology in the Republic of Dagestan and in Russia as a whole. Conclusions. Today in Russia, issues related to improving the efficiency of state and municipal authorities are of great importance, without which successful transformations in the country and the implementation of strategic programs for its development are impossible. The transport complex acts as the basic branch of the Russian economy, which is focused on providing the population with services necessary for their normal life. The essence of the methodology for evaluating the effectiveness of municipal government in the field of transport in this study is to evaluate the activities of municipal government in the field of transport by indicators that reflect the direction of their activities in this area, their powers.
Keywords: urban transport, transport sphere, municipal authorities.
Эффективность - один из основных комплексных критериев, с помощью которого определяется успешность или неуспешность управленческой деятельности в той или иной сфере жизнедеятельности общества [14].
Деятельность любого органа власти должна быть эффективной.
С точки зрения В. В. Слычук, эффективность власти - это прежде всего ее результативность, степень реализации ею своих функций в обществе, политической системе, а также реализации экспектаций граждан [8].
В теории управления эффективность рассматривается как неотъемлемый атрибут деятельности самой системы управления, изменений в ней, и, следовательно, модели этих изменений создаются для определения путей повышения эффективности. В связи с этим эффективность измеряется методами, направленными на оценку соответствия достигнутых результатов прогнозируемым достижениям. Исходя из этого оценка соответствия полученных результатов поставленной цели является основным звеном в списке других критериев и показателей эффективности деятельности органов государственного управления.
Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления - совокупность способов, которые используются для определения результативности деятельности органов местного самоуправления.
Среди методов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления исследователи [3] выделяют следующие: индуктивный и дедуктивный методы; анализ; метод экспертной оценки; метод систематизации; анкетирование; опрос; структурный анализ; метод сравнения; SWOT-анализ; исследовательское интервью; групповая дискуссия.
Наиболее распространенными при изучении эффективности деятельности органов местного самоуправления являются:
- анкетирование жителей;
- устный опрос населения муниципального образования.
Мнение населения может быть изучено посредством:
- устройства мобильной радиотелефонной связи;
- терминальных и других устройств, расположенных в муниципальных органах власти (при наличии технических возможностей);
- информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Необходимым компонентом оценки эффективности муниципального управления, деятельности его органов является выбор системы критериев и показателей для этой оценки. По мнению Г. В. Атаманчук, в качестве критериев могут служить:
1. Критерий адресности муниципальных органов власти, которая определяется путем оценки их организационной и иной деятельности, их целевой направленности, степени, в которой контрольные действия, осуществляемые ими в направлении объекта управления, соответству-
ют целям на основе их ситуации.
2. Критерий временных затрат на решение управленческих вопросов и совершение управленческих действий, который определяется временем, затрачиваемым органом государственного (муниципального) управления на управленческую деятельность.
3. Критерий организации органа муниципального управления. По мнению исследователей в сфере муниципального управления, сложность организационной структуры органа власти напрямую воздействует на эффективность реализации его внутренних и внешних функций [2].
Кроме того, важным моментом для определения критериев эффективности деятельности органов муниципального управления может быть анализ соответствия использования тех или иных методов, форм, ресурсов в направлении достижения поставленных целей.
Может быть выделен критерий функционирования органов муниципального управления, который предполагает анализ функций субъектов управления в аспекте направлений их реализации (каким образом, в какой мере).
Немаловажную роль в определении качества функционирования органов власти ученые отводят критериям эффективности каждого должностного лица [2].
В работе должностных лиц в качестве критериев эффективности И. Н. Барциц предлагает использовать:
- направления соответствия, которые определены в правовом статусе муниципальной должности, реальному содержанию и результатам управленческой деятельности должностных лиц;
- законность действий должностных лиц, их решений;
- реальность управленческих воздействий;
- содержание актов управления;
- правдивость информации, которая выдается должностными лицами;
- нравственный критерий и др. [3].
На наш взгляд, эти показатели в целом, конечно же, отражают результативность деятельности органов власти, однако не конкретизируют ее относительно того или иного органа муниципального управления.
Мониторинг эффективности деятельности органов муниципального управления осуществляется в соответствии с перечнем показателей для оценки эффективности деятельности органов муниципального управления городских округов и муниципальных районов, который утвержден Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607, а также списком дополнительных показателей для оценки эффективности местного самоуправления в городских округах и муниципалитетах, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1317 [6, 10].
В «Методике мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317, результаты деятельности органов местного самоуправления в сфере транспорта не выделены в качестве предмета оценки, однако показатель «доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения» включен в ряд индикаторов эффективности деятельности муниципальных органов в сфере «экономического развития» [6].
В Указе Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008 № 607 в качестве показателя функционирования муниципальных органов, в частности в сфере транспорта, определена «удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных)» [10].
Рост значения обозначенных показателей или их снижение свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере транспорта.
Методика оценки эффективности заключается в сопоставлении ожидаемых результатов от запланированных мероприятий к реально полученным результатам от проведения последних. В качестве показателей эффективности применяются полученные результаты от проведения
мероприятий, которые запланированы.
В качестве метода обработки данных применяется метод расчета средней арифметической, согласно которому суммируется эффект по каждому из запланированных мероприятий, затем полученная сумма делится на общее число полученных результатов по каждому мероприятию.
На основании вышеизложенного можем заключить, что деятельность органов муниципальной власти в сфере транспорта продолжает испытывать потребность в разработке показателей оценки их деятельности, что позволит активизировать их потенциал на основании объективно полученной информации их функционирования.
В основу оценки населением деятельности органов муниципального управления в сфере транспорта, на наш взгляд, могут быть положены показатели эффективности, которые отражают направления деятельности органов власти в данной сфере, их полномочия, которые могут быть представлены:
- организацией деятельности относительно проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования;
- обеспечением безопасности дорожного движения на них;
- созданием и эксплуатацией парковок (парковочных мест);
- осуществлением муниципального контроля за безопасностью дорог общего пользования;
- созданием условий для предоставления транспортных услуг жителям и организацией их транспортного обслуживания в границах муниципального образования;
- осуществлением деятельности относительно ремонта автомобильных дорог местного значения, которые относятся к общему пользованию, и элементов их обустройства (среди которых: тротуары, остановочные пункты);
- осуществлением деятельности по ремонту подъездных автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- осуществлением деятельности относительно проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического обслуживания технических средств организации дорожного движения дорог, в том числе: дорожных знаков, светофоров, горизонтальных дорожных разметочных линий и других устройств для регулирования дорожного движения, объектов, предназначенных для освещения дорог, и т. д.
Использование системы оценки эффективности способствует, по мнению ученых, повышению прозрачности деятельности органов управления.
В рамках исследования нами проведена оценка деятельности муниципальных органов в сфере развития транспорта с целью определения эффективности их функционирования.
В опросе приняло участие 100 человек - жителей г. Махачкалы в возрасте от 18 до 60 лет.
Для определения уровня удовлетворенности деятельностью муниципальных органов в сфере развития транспорта жителям предлагалось оценить эффективность деятельности администрации города как «высокую», «среднюю», «низкую».
В основу оценки населением деятельности органов муниципального управления в сфере транспорта положены показатели эффективности, отражающие направления деятельности в данной сфере, а также полномочия, которые представлены:
- организацией мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования;
- обеспечением безопасности дорожного движения на них;
- созданием и эксплуатацией парковок (парковочных мест);
- осуществлением муниципального контроля за безопасностью дорог общего пользования;
- созданием условий для предоставления транспортных услуг жителям и организацией их транспортного обслуживания в границах муниципального образования;
- осуществлением деятельности относительно ремонта автомобильных дорог местного значения, которые относятся к общему пользованию, и элементов их обустройства (среди которых: тротуары, остановочные пункты);
- осуществлением ремонта подъездных автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- осуществлением деятельности относительно проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания технических средств организации дорожного движения автомобильных дорог, среди которых: дорожные знаки, светофоры, линии горизонтальной дорожной разметки и другие устройства для регулирования дорожного движения, объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог.
Ответы следующие:
Эффективность деятельности органов местного самоуправления по показателю «организация деятельности относительно проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования» 8,3 % (22 чел.) оценили как «высокую», 45 % (37 чел.) как «среднюю», 46,6 % (41 чел.) как низкую.
Данные представим графически (рис. 1).
■ ВыСОн^М
■ Средним Нн)КМ
Рис. 1. Эффективность деятельности органов местного самоуправления по показателю «организация деятельности относительно проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования», %.
По показателю «обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах муниципального образования» получены такие результаты: 45 % (41 чел.) оценили эффективность деятельности как «среднюю», остальные 55 % (59 чел.) как низкую. Данные представим графически (рис. 2).
О
■ ч
■ Средняя
■ Ннжан
Рис. 2. Эффективность деятельности органов местного самоуправления по показателю «обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах муниципального образования», %.
По показателю «создание и обеспечение функционирования парковок» ответы распределились таким образом: 3,3 % (12 чел.) дали высокую оценку, 66,6 % (66 чел.) оценили эффективность деятельности муниципальных органов на «среднем уровне», остальные 30 % (22 чел.) как низкую.
Результаты можно представить графически (рис. 3).
Асриянц К.Г., Рабаданов Н.М.
Рис. 3. Эффективность деятельности органов местного самоуправления по показателю «создание и обеспечение функционирования парковок», %.
По показателю «осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог общего пользования» 25 % (15 чел.) отметили высокий уровень, 41,6 % (45 чел.) -средний и 33,3 % (40 чел.) - низкий.
Данные представим графически (рис. 4).
Рис. 4. Эффективность деятельности органов местного самоуправления по показателю «осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных
дорог общего пользования», %.
По показателю «создание условий для предоставления транспортных услуг жителям и организацией их транспортного обслуживания в границах муниципального образования» 13,3 % (8 чел.) экспертов оценили эффективность деятельность органов муниципального управления на высоком уровне, 45 % (47 чел.) - на среднем и 41,6 % экспертов (45 чел.) - на низком. Данные представим графически (рис. 5).
Рис. 5. Эффективность деятельности органов местного самоуправления по показателю «создание условий для предоставления транспортных услуг жителям и организацией их транспортного обслуживания в границах муниципального образования», %.
Преимущественное большинство респондентов - 51,6 % (51 чел.) - оценили эффективность деятельности системы органов муниципального управления в сфере развития транспорта по показателю «осуществление деятельности относительно проектирования, строительства, ре-
конструкции, капитального ремонта и содержания технических средств организации дорожного движения автомобильных дорог» как среднюю, 23,2 % (24 чел.) как высокую, 25 % (25 чел.) поставили низкие отметки.
Данные представим графически (рис. 6).
Рис. 6. Эффективность деятельности органов местного самоуправления по показателю «осуществление деятельности относительно проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания технических средств организации дорожного движения автомобильных дорог», %.
Таким образом, в результате оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления низкие оценки установлены по таким показателям, как: «создание условий для предоставления транспортных услуг жителям и организацией их транспортного обслуживания в границах муниципального образования» (41,6 %), «организация деятельности относительно проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования» (46,6 %), «обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах муниципального образования» (55 %).
Литература
1. Амиров М. Ш. Единая транспортная система: учебник / М. Ш. Амиров, С. М. Амиров. - 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2016. - 184 с.
2. Атаманчук Г. В. Критерии социальной эффективности управления / Атаманчук Г. В. - Ростов н/Д, 2014. - 234 с.
3. Барциц И. Н. Показатели и критерии оценки эффективности государственного управления / Барциц И.Н. - М.: Дрофа, 2012. - 134 с.
4. Клименков А. Н. Транспортное образование: проблемы и перспективы развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/Admin/Downloads/transportnoe-obrazovanie-problemy-i-perspektivy-razvitiya.pdfhttp://ar.gov.ru/about/index.html, свободный. - Загл. с экрана.
5. Колганов С. В. Полномочия органов местного самоуправления по организации перевозок пассажиров в городах //Автотранспортное предприятие. - 2014. - № 2. - C. 22-24.
6. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 (ред. от 16.08.2018) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"и подпункта и"пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления "(вместе с Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_139508/http://ar.gov.ru/about/index.html, свободный. - Загл. с экрана.
7. Решение от 28 июня 2018 г. № 26-6 «Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Махачкалы на период 2018-2035 годов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550147570http://ar.gov.ru/about/index.html, свободный. - Загл. с экрана.
8. Слычук В. В. Эффективность деятельности органов государственной власти в контексте социально-политических трансформаций российского общества / Слычук В. В. - Саратов, 2012. - 23 с.
9. Транспортное разнообразие Махачкалы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gruzovikpress.ru/article/18302-transportnoe-raznoobrazie-mahachkaly/http://ar.gov.ru/about/index.html, свободный. - Загл. с экрана.
10. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 09.05.2018) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576/http:// ar.gov.ru/about/index.html, свободный. - Загл. с экрана.
11. Устав городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от «07» апреля 2016 года № 8-7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mkala.ru/info/documents/ustav/http://ar.gov.ru/
about/index.html, свободный. - Загл. с экрана.
12. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от.03.08.2018). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=66069-http:// ar.gov.ru/about/index.html, свободный. - Загл. с экрана.
13. Хегай Ю. А. Проблемы автомобильного транспорта в России / Хегай Ю. А. // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 6. - С. 18-25.
14. Эффективность органов власти. Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ar.gov.ru/about/index.html, свободный. - Загл. с экрана.
15. Estimation of rational area of transport district in public passenger transport model. Gorbachov P., Guz-nenkov I. Automobile transport (Kharkov). 2010. No. 26. P. 96-100.
16. Passenger transport system of a trestle type for city electric transport Zhizhkina I.Y. Advanced Materials Research. 2014. Т. 1040. P. 694-698.
17. Sustainable transport and passenger transport in a Long-Distance communication. Pshinko O. M., Barash Yu. S., Verkhohlyadova N. I., Korzhenevych I. P., Logvynenko A. V., Loboiko L. M. Вiсник Днтропетровсько-го нацiонального }miверситету залгзничного транспорту iм. академiка В. Лазаряна. 2008. No. 22. P. 254 -257.
References:
1. Amirov M. SH. Edinaya transportnaya sistema: uchebnik /M. SH. Amirov, S. M. Amirov. - 2-e izd., ster. -M.: KNORUS, 2016. - 184 s.
2. Atamanchuk G. V. Kriterii social'noj effektivnosti upravleniya /Atamanchuk G. V. - Rostov n/D, 2014. - 234 s.
3. Barcic I. N. Pokazateli i kriterii ocenki effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya /Barcic I.N. - M.: Drofa, 2012. -134 s.
4. Klimenkov A. N. Transportnoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitiya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: file:///C:/Users/Admin/Downloads/transportnoe-obrazovanie-problemy-i-perspektivy-razvitiya.pdfhttp://ar.gov.ru/about/index.html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
5. Kolganov S. V. Polnomochiya organov mestnogo samoupravleniya po organizacii perevozok passazhirov v gorodah //Avtotransportnoe predpriyatie. - 2014. - № 2. - C. 22-24.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.12.2012 № 1317 (red. ot 16.08.2018) «O merah po realizacii Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 28 aprelya 2008 g. № 607 Ob ocenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov'i podpunkta ""punkta 2 Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 g. № 601 Ob osnovnyh napravleniyah sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya"(vmeste s Metodikoj monitoringa effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139508/http://ar.gov.ru/about/index.html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
7. Reshenie ot 28 iyunya 2018 g. № 26-6 «Ob utverzhdenii Programmy kompleksnogo razvitiya transportnoj infrastruktury goroda Mahachkaly na period 2018-2035 godov». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// docs.cntd.ru/document/550147570http://ar.gov.ru/about/index.html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
8. Slychuk V. V. Effektivnost' deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti v kontekste social'no-politicheskih transformacij rossijskogo obshchestva / Slychuk V. V. - Saratov, 2012. - 23 s.
9. Transportnoe raznoobrazie Mahachkaly. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.gruzovikpress. ru/article/18302-transportnoe-raznoobrazie-mahachkaly/http://ar.gov. ru/about/index. html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
10. Ukaz Prezidenta RF ot 28.04.2008 № 607 (red. ot 09.05.2018) «Ob ocenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576/http://ar.gov.ru/about/index.html, svobod-nyj. - Zagl. s ekrana.
11. Ustav gorodskogo okruga s vnutrigorodskim deleniem «gorodMahachkala» ot «07» aprelya 2016 goda № 8-7. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mkala.ru/info/documents/ustav/http://ar.gov.ru/about/ index.html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
12. Federal'nyj zakon «O transportnoj bezopasnosti» ot 09.02.2007 № 16-FZ (red. ot.03.08.2018). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=66069-http:// ar.gov.ru/about/index.html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
13. Hegaj YU. A. Problemy avtomobil'nogo transporta v Rossii / Hegaj YU. A. // Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya. - 2017. - № 6. - S. 18-25.
14. Effektivnost' organov vlasti. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo upravleniya. Portal administrativnoj reformy. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ar.gov.ru/about/index.html, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
15. Estimation of rational area of transport district in public passenger transport model. Gorbachov P., Guz-nenkov I. Automobile transport (Kharkov). 2010. No. 26. P. 96-100.
16. Passenger transport system of a trestle type for city electric transport Zhizhkina I.Y. Advanced Materials Research. 2014. T. 1040. P. 694-698.
17. Sustainable transport and passenger transport in a Long-Distance communication. Pshinko O. M., Barash Yu. S., Verkhohlyadova N. I., Korzhenevych I. P., Logvynenko A. V., Loboiko L. M. Visnik Dnipropetrovs'kogo nacional'nogo universitetu zaliznichnogo transportu im. akademika V. Lazaryana. 2008. No. 22. P. 254-257.