Научная статья на тему 'Методика оценки эффекта от создания особых экономических зон'

Методика оценки эффекта от создания особых экономических зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
337
122
Поделиться
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ОЦЕНКА / ГОДОВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Божко Татьяна Александровна, Меньщикова Вера Ивановна

В статье представлена авторская классификация особых экономических зон относительно базовых условий для оценки бюджетного экономического эффекта. Разработаны методики оценки годового бюджетного экономического эффекта от создания особых экономических зон разного типа.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Божко Татьяна Александровна, Меньщикова Вера Ивановна,

TECHNIQUE OF THE ASSESSMENT OF EFFECT FROM CREATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

In article author's classification of special economic zones of rather base conditions for an assessment of the budgetary economic effect is presented. Techniques of an assessment of annual budgetary economic effect of creation of special economic zones of different type are developed.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффекта от создания особых экономических зон»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТА ОТ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Т. А. БОЖКО, В. И. МЕНЬЩИКОВА

В статье представлена авторская классификация особых экономических зон относительно базовых условий для оценки бюджетного экономического эффекта. Разработаны методики оценки годового бюджетного экономического эффекта от создания особых экономических зон разного типа.

Ключевые слова: особая экономическая зона, оценка, годовой бюджетный экономический эффект.

В настоящее время существует достаточно большое количество видов особых экономических зон (ОЭЗ), имеющих свои специфические особенности, а для оценки эффекта от их создания, как правило, используется ограниченный ряд показателей, характеризующих количество создаваемых рабочих мест, планируемые объемы производства, частных инвестиций, налоговых платежей, а также затрат на создание инфраструктуры зоны. Этого явно недостаточно, так как необходимы показатели, которые позволят количественно оценить экономическую выгоду от реализации проектов создания ОЭЗ. В связи с этим объективной необходи-

мостью как в научном, так и в теоретическом плане является развитие методического инструментария оценки эффекта от создания ОЭЗ.

В литературе выделяют до 30 различных типов особых экономических зон. Следует отметить, что все имеющиеся классификации учитывают функциональный признак и хозяйственную специализацию зон либо наличие тех или иных льгот (рис. 1). Кроме того, при обосновании проектов создания ОЭЗ зачастую не учитывается реальная обеспеченность резидентами [1, 3], что несколько сужает возможность адекватной оценки эффекта от их создания.

Рис. 1. Классификация особых экономических зон

В связи с этим нами предлагается классификация ОЭЗ в зависимости от обеспеченности резидентами (табл. 1).

Таблица 1

Авторская классификация особых экономических зон

Поскольку в формировании ОЭЗ заинтересован ряд субъектов (государство; регион и муниципальное образование; инвестор; предприятия -резиденты), становится необходимой разработка методики, позволяющей комплексно и целостно оценить эффект от создания ОЭЗ для каждого из субъектов.

На основе изучения и систематизации отечественного опыта оценки эффекта от создания ОЭЗ [1-3], мы предлагаем следующие методики.

Методика 1. Методика оценки годового бюджетного экономического эффекта от создания особых экономических зон, формируемых под конкретные бизнес-структуры (первый тип ОЭЗ согласно авторской классификации).

Данная методика основывается на их бизнес-планах и включает несколько последовательно реализуемых этапов.

1-й этап - расчет величины налоговых поступлений (НП).

Величина налоговых поступлений определяется по формуле:

нп = 1\нщ,

где г - количество потенциальных резидентов, ед;

III- сумма обязательных страховых взносов и налогов по У-му предприятию, руб.

При этом следует иметь в виду, что если в будущем вероятно появление резидентов, участие которых не подтверждено договорами, или расширение бизнеса действующих резидентов, то величину НП предлагается определять о формуле:

нп = р^нщ.

где $уу; - площадь земельного участка, выделяемая под создаваемую ОЭЗ;

$ээз ~ площадь земельного участка, которую займут резиденты.

Следует отметить, что в случае если количество реальных заявок со 100 % вероятностью вхождения бизнеса в ОЭЗ обеспечивает условие < 5’у^. то необходимо осуществить отсев заявок. При этом для каждого резидента необходимо рассчитать следующий показатель:

где ^ - площадь земельного участка, необходимая для размещения У-го предприятия.

Очевидно, что приоритет необходимо отдать предприятиям с наибольшим значением данного коэффициента. После осуществления данного отбора необходимо определить значение величины НП для окончательного списка резидентов ОЭЗ. Следует отметить, что к числу критериев для отбора резидентов ОЭЗ, наряду с критерием максимального значения налоговых поступлений на единицу площади, могут быть отнесены максимальное количество рабочих мест на единицу площади, уровень прогрессивности средств производства, инновационный характер продукции и т. п.

2-й этап-расчет снижения государственных расходов на содержание безработных (СГРБ).

Для оценки бюджетного эффекта необходимо рассчитать снижение государственных расходов на содержание безработных. Величину данного значения для предприятий 1-го типа необходимо определять по формуле:

СГРБ = Рб1иКрм.е

где Рб - расходы бюджета, связанные с содержанием одного безработного, руб.;

прогнозируемое количество рабочих мест предприятия У-го резидента, чел.

3-й этап - расчет дополнительных поступлений (ДП) за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет от поставщиков работ и услуг.

Создание новых предприятий, безусловно, приведет к росту объемов реализации поставщиков работ и услуг, что, в свою очередь, приведет к увеличению налоговых поступлений. При расчете величины ДП, которая отражает увеличение налоговых поступлений в бюджет от поставщиков работ и услуг необходимо учитывать специфику

о

ж

ж

^ І

0 §

^ ''О

£ з

1 *<

а

*

£

создаваемые под конкретные бизнес-структуры особые экономические зоны, в которой участие резидентов подтверждено договорами или соглашениями

для привлечения инвесторов особые экономические зоны, создаваемые для привлечения потенциальных инвесторов

смешанного типа проекты создания ОЭЗ предполагают участие конкретных бизнес-структур, и в то же время имеются свободные площадки для привлечения дополнительных инвесторов

деятельности резидентов ОЭЗ. Мы предлагаем всех поставщиков разделить на три группы: отечественные предприятия реального сектора экономики; отечественные оптово-розничные торговые организации; иностранные поставщики.

Для повышения качества расчета эффекта от создания ОЭЗ первого типа следует прописать в методических рекомендациях формирования бизнес-планов конкретных предприятий необходимость описания поставщиков и количественных параметров экономических отношений с ними, включающих:

- отрасль и (или) вид экономической деятельности, к которым относится поставщик товаров или услуг;

- предполагаемый объем закупки товаров в денежном выражении.

Исходя из данной информации и данных таблицы «Затраты-выпуск» для поставщиков первой группы рассчитываем прогнозируемые дополнительные объемы налоговых поступлений (ДПО. Таким образом, величина прироста налоговых поступлений от увеличения доходов поставщиков первой группы определяется по формуле:

Дпг = ^Ь*мч

где XV - количество поставщиков первой группы резидентов ОЭЗ;

к1 - коэффициент полных затрат;

М-1 - объем закупки материалов у ¡-го поставщика первой группы всеми резидентами ОЭЗ, руб.

Прирост доходов поставщиков второго типа должен привести к увеличению налоговых поступлений (на величину ДП2). Проведенное исследование существующей статистической базы выявило, что ее невозможно использовать для разработки методических рекомендаций по определению величины ДП2. В связи с этим был проведен опрос руководителей торговых организаций, использующих различные системы налогообложения. Им задавался следующий вопрос: «На какую сумму вырастут отчисления в бюджеты различных уровней, а также во внебюджетные фонды при каждом увеличении выручки Вашего предприятия на 100 000 руб.?»

Таким образом, было получено, что при каждом увеличении прибыли на 100000 руб. налоговые поступления в среднем вырастут на 5374 руб., или приблизительно на 5,4 %.

Отсюда имеем формулу определения величины увеличения налоговых поступлений от поставщиков второй группы:

ДП2 = 0,054 *М2,

где М2 - объем закупки материалов у поставщиков второй группы всеми резидентами ОЭЗ, руб.

Аналогичный показатель для поставщиков третьей группы в основном связан с ростом сбора таможенных пошлин:

где р - количество видов закупаемых материалов,

ед.;

- таможенная пошлина для /-го вида материалов, долей ед.;

М'Л£~ объем ;-й закупки материалов у поставщиков третьей группы всеми резидентами ОЭЗ, руб.

Таким образом, величину увеличения налоговых поступлений в связи с ростом доходов поставщиков работ и услуг всех типов (ДП) необходимо определять по формуле:

ДП = дпл + дп2 + ДПу

Отсюда:

XV Р

ДП = ) к1 * Мч + 0,054 * М-2 + ' * М3£

4-й этап - расчет налоговых поступлений в связи с ростом доходов исполнителей работ по созданию инфраструктуры (ДИ).

Для определения величины увеличения налоговых поступлений в связи с ростом доходов исполнителей работ по созданию инфраструктуры (ДИ) необходимо обязать потенциальных исполнителей работ предоставить соответствующий бизнес-план. Величина ДИ будет определяться величиной увеличения налоговых поступлений в связи с ростом доходом исполнителей работ по созданию инфраструктуры ОЭЗ.

5-й этап - расчет мультипликационных эффектов в связи с ростом оплаты труда резидентов ОЭЗ (МЭОТ).

Мультипликационные эффекты в связи с ростом оплаты труда резидентов ОЭЗ (МЭОТ) возникают в связи с ростом доходов и, соответственно, расходов населения.

Величину МЭОТ предлагается рассчитывать по формуле:

МЭОТ = ктт * %икрл,- * (ОТср. - Р6\

где к}Ю„, - коэффициент, учитывающий прирост доходов бюджета в связи с увеличением расходов населения, долей ед.;

ОТср - средний размер оплаты труда после уплаты подоходного налога у У-го резидента, руб.

6-й этап - расчет величины реальных налоговых льгот (РНЛ).

Практика привлечения инвесторов в регионы РФ такова, что им, как правило, предоставляются различного рода налоговые льготы. Например, инвестор может рассчитывать на освобождение от налога на имущество и на льготное налогообложение по налогу на прибыль. При таком подходе к предоставлению льгот денежные средства из федерального и регионального бюджетов не расходуются, и реальная нагрузка на бюджет отсутствует. В связи с этим под реальными налоговыми льготами из бюджетов различных уровней необходимо понимать лишь те суммы средств, которые реально выплачиваются резидентам ОЭЗ при ее создании на безвозмездной основе.

7-й этап - расчет величины расходов бюджета на создание инфраструктуры ОЭЗ (ЗИ).

Расходы бюджета на создание инфраструктуры определяются суммой соответствующих затрат (ЗИ), которые планируется профинансировать за счет федерального и регионального бюджета.

8-й этап - расчет величины упущенных выгод бюджета от альтернативного использования земель (АЗ).

Величина упущенных выгод бюджета от альтернативного использования земель (АЗ) зависит от того, под какие цели использовались бы земли в случае отсутствия ОЭЗ. В случае, если земли использовались бы для возделывания сельскохозяйственных культур, необходимо воспользоваться следующей формулой:

АЗ = Пф^,

О'/д-

где Н/х - совокупные поступления обязательных страховых взносов и налогов в бюджеты различных уровней с с/х предприятий региона, руб.;

Бээз - площадь, выделенная под ОЭЗ, м2;

5\д. - площадь, возделываемая с/х предприятиями региона, м2.

В случае, если земли использовались бы в качестве промышленной площадки, в качестве базы сравнения могла бы служить аналогичная площадка того же региона. В этом случае необходимо было бы воспользоваться следующей формулой:

АЗ = Н-,„^,

где Н,п - совокупные поступления налогов и обязательных страховых взносов в бюджеты различных уровней с аналогичной промышленной площаки, руб.;

Бээз - площадь, выделенная под ОЭЗ, м2;

- площадь аналогичной промышленной площадки, м2.

В случае, если земли использовались бы под жилищное строительство, то величина АЗ складывалась бы из дополнительных налоговых поступлений от деятельности строительных организаций и организаций коммунального хозяйства, а также дополнительных поступлений налога на имущество от собственников недвижимости и деятельности (Ятр).

9-й этап - расчет годового бюджетного экономического эффекта от создания ОЭЗ.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными рекомендациями годовой бюджетный экономический эффект от создания ОЭЗ составит:

Э = +рб £1=1 КРЛЧ+^ГЬ * ми + 0,054 * м2 +

+ 2Г=1 * мч+№+Кот * х!=1 К!>лЧ * (отср. - рбу

-0.01 *(РНЛ+ЗИ+КВ)*5г-шах (Н:; Ни,^; И,,,,,).

где sr - ставка рефинансирования, %.

Методика 2. Методика оценки годового бюджетного экономического эффекта от создания особых экономических зон, формируемых для привлечения потенциальных инвесторов.

Наиболее сложной с точки зрения определения величины налоговых поступлений является ОЭЗ, формируемая для привлечения потенциальных инвесторов (второй тип по авторской классификации). Методика оценки годового бюджетного экономического эффекта от создания особых экономических зон, формируемых для привлечения потенциальных инвесторов, аналогично предыдущей методике включает несколько этапов.

1-й этап - проведение маркетинговых исследований среди потенциальных резидентов ОЭЗ.

В ОЭЗ второго типа руководители проекта ее создания должны проанализировать, для какого вида бизнеса будут наиболее благоприятны предлагаемые резидентам условия, льготы и т. п. Потенциальным инвесторам может быть предложена анкета в соответствии с таблицей 2. Ответы на данные вопросы с учетом условий налоговых льгот позволяют спрогнозировать значения обязательных страховых взносов и следующих видов налогов: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль; земельный налог; налог на имущество; транспортный налог; единый налог (для предприятий, применяющих специальный налоговый режим).

Таблица 2

Анкета опроса потенциальных участников ОЭЗ

№ Содержание вопроса Ед. изм. Ответ

1 Какова вероятность размещения Вашего бизнеса в ОЭЗ? %

2 Какова потенциальная величина инвестиций в основной капитал? руб-

3 Какое количество рабочих мест может быть создано на Вашем предприятии? ед.

4 Какова потенциальная среднемесячная з/пл ваших сотрудников? руб-

5 Укажите прогнозируемую годовую выручку Вашего предприятия руб-

6 Какой режим налогообложения будет использовать Ваше предприятие? -

7 Какая площадь земельного участка необходима Вашему предприятию? м2

8 Какие виды продукции Вы будете производить? -

2-й этап - расчет величины налоговых поступлений (НП)

Дополнительные налоговые поступления и обязательные страховые взносы от деятельности 7-го резидента ОЭЗ определяется по формуле:

НЩ = {йДС1 + А1 + НДФЛ1 + НПР1 + НДП1/£ + ЗЩ + ШЮ1 +ТЩ)хЩт^ОСВ1,

где НДС^ - поступления от уплаты налога на добавленную стоимость, руб.;

АI - поступления от уплаты акцизов, руб.;

НДФЛ- - поступления от уплаты налога на доходы физических лиц, руб.;

НПР^ - поступления от уплаты налога на прибыль организаций, руб.;

НДПИ£ - поступления от уплаты налога на добычу полезных ископаемых;

ЗН^ - поступления от уплаты земельного налога,

руб.;

НПО* - поступления от уплаты налога на имущество организаций, руб.;

ТЩ - поступления от уплаты транспортного налога, руб.;

ОСВ1 - поступления от уплаты обязательных страховых взносов на заработную плату работников, руб.;

~ поправочный коэффициент для учета прочих налогов (сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина)1.

Тогда величина НП будет определяться по формуле:

1 Согласно данным поступления администрируемых доходов в консолидириванный бюджет РФ, в том числе в федеральный бюджет (URL: http://www.nalog.ru) данный коэффициент может быть принят на уровне 1,04.

нп = нщ .

где (*1 - вероятность размещения /-го предприятия в ОЭЗ, %;

Следует отметить, что опрошенные потенциальные резиденты могут не обеспечить полной загрузки ресурсных возможностей ОЭЗ. В тоже время возможен вариант, при котором становится очевидным, что потребности потенциальных резидентов в ресурсах существенно превышают возможности ОЭЗ.

В связи с этим, если в будущем возможно появление резидентов, которые не были задействованы в опросе, или расширение бизнеса действующих резидентов, то величину НП следует определять о формуле:

нп = нп .

**ээз

При этом прогнозируемая площадь, которую займут резиденты, должна определяться по формуле:

срез г с,

^ээз I •

В случае, если 5г/г; < Зуу, величину НП необходимо рассчитывать по следующей формуле, так как приход резидентов является вероятностным:

¿?ез

Ш1 = Р*$Ч НЩ.

^ээз

В случае если количество реальных заявок со 100 % вероятностью вхождения бизнеса в ОЭЗ обеспечивает условие Щг)^ < 5П'ру;. то необходимо осуществить отсев заявок в соответствии с рекомендациями, данными ранее для ОЭЗ первого типа.

3-й этап - расчет снижения государственных расходов на содержание безработных (СГРБ).

Величина СГРБ для предприятий 1-го типа отражает снижение государственных расходов на содержание безработных. Величину данного значения для предприятий 2-го типа необходимо определять по формуле:

г

СГРБ = Рб |

4-й этап - расчет дополнительных поступлений (ДП) за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет от поставщиков работ и услуг.

Оценка величины ДП для ОЭЗ второго типа основывается на принципиально ином подходе, чем при подобных зонах первого типа. Вопросы анкеты не позволяются распределить поставщиков работ и услуг на группы, как было с ОЭЗ первого типа, а добавление вопросов, позволяющих

ау *К

г

рМ.-і

осуществить распределение поставщиков на данные группы, на наш взгляд, нецелесообразно, поскольку для ответа на вопросы о виде поставщика, о прогнозируемых объемах закупки опрашиваемые потенциальные резиденты должны иметь качественные детальные бизнес-планы. Однако это для ОЭЗ второго типа не предусматривается.

Поэтому мы предлагаем прогнозирование величины ДП осуществлять на основе таблицы «Затраты-выпуск». Основой для оценок должны являться ответы на вопрос анкеты: «Какие виды продукции Вы будете производить?». Наименования продукции позволят отнести предприятие к конкретному виду экономической деятельности и определить материалоемкость и энергоемкость производства.

Величина прироста налоговых поступлений от увеличения доходов поставщиков второго типа определяется по формуле:

ДП = * k| * Mi.

где Mi - объем закупки материалов у поставщиков /-й отрасли (вида экономической деятельности) всеми резидентами ОЭЗ, руб.

Величина ДП будет определяться по величине бюджетного эффекта для проекта создания инфраструктуры ОЭЗ.

5-й этап - расчет мультипликационных эффектов в связи с ростом оплаты труда резидентов ОЭЗ (МЭОТ).

Мультипликационные эффекты в связи с ростом оплаты труда резидентов ОЭЗ (МЭОТ) возникают в связи с ростом доходов и, соответственно, расходов населения. Величину МЭОТ предлагается рассчитывать по формуле:

мэот = k><om * ay * крм ^ * (отср. — рб),

где ОТср - средний размер оплаты труда после уплаты подоходного налога у /-го резидента, руб.

6-й этап -расчет величины реальных налоговых льгот (РНЛ).

Расчет величины реальных налоговых льгот аналогичен расчету РНЛ первого типа ОЭЗ.

7-й этап - расчет величины расходов бюджета на создание инфраструктуры ОЭЗ (ЗИ).

Расходы бюджета на создание инфраструктуры определяются как и для первого типа ОЭЗ -суммой соответствующих затрат (ЗИ), которые планируется профинансировать за счет федерального и регионального бюджета.

8-й этап - расчет величины упущенных выгод бюджета от альтернативного использования земель (АЗ).

Методика расчета показателей «Упущенные выгоды бюджета от альтернативного использования земель (АЗ)» аналогична разработанной для первого типа ОЭЗ.

9-й этап - расчет годового бюджетного экономического эффекта от создания ОЭЗ.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными рекомендациями для ОЭЗ второго типа имеем формулу расчета годового бюджетного экономического эффекта:

Э = &і нщ+р^сгі *Крм +Щаг * к, *

Лі I + Дії + Амот *¿=1 ?Щ*Крм, ¿*(ОТср Рб) -о. 01 *(РНЛ+ЗП+КВ) *5г -тах[ )

При осуществлении расчетов для ОЭЗ третьего типа необходимо использовать методический аппарат для первого и второго типов зон.

Литература

1. Агафонова О. А. Оценка эффективности налоговых преференций, предоставляемых резидентам особых экономических зон // Вестник ТОГУ. 2011. № 1 (20). С. 197-206.

2. Капустина Е. С. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в России // Российское предпринимательство. 2011. № 6 (1). С. 168-173.

3. Михеева Н. Н., Ананьева Р. И. Инструменты региональной политики: оценка эффективности использования // Регион: экономика и социология. 2011. №3. С. 39-57.

4. URL: http://www.nalog.ru

* * *

TECHNIQUE OF THE ASSESSMENT OF EFFECT FROM CREATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES

T. A. Bozhko, V. I. Menshchikova

In article author's classification of special economic zones of rather base conditions for an assessment of the budgetary economic effect is presented. Techniques of an assessment of annual budgetary economic effect of creation of special economic zones of different type are developed.

Key words: special economic zone, assessment, annual budgetary economic effect.