Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование культуры непрерывного образования педагогов / оценивание / философский закон развития систем / уровневое оценивание / formation of a culture of lifelong education for teachers / assessment / the philosophical law of systems development / level assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дремина Инга Анатольевна

В центре внимания автора научно-теоретическое обоснование уровней, критериев и методов оценивания сформированности культуры непрерывного образования педагогов. Представлено понятие «формирование культуры непрерывного образования педагога». Выделены и научно обоснованы когнитивный, ценностный и деятельностный компоненты предмета исследования. На основе положений философского закона развития систем определены уровни сформированности культуры непрерывного образования педагогов: необходимый, достаточный, оптимальный, прогрессивный. Установлена взаимосвязь между уровнями развития философских систем и сформированности культуры непрерывного образования педагогов. Определены содержательные характеристики критериев оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дремина Инга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR EVALUATING THE FORMATION OF THE CULTURE OF LIFELONG EDUCATION OF TEACHERS

The author focuses on the scientific and theoretical justification of the levels, criteria and methods of assessing the formation of a culture of continuous education of teachers. The concept of “forming a culture of continuous education of a teacher” is presented. The cognitive, value and activity components of the research subject are highlighted and scientifically substantiated. Based on the provisions of the philosophical law of systems development, the levels of formation of the culture of continuous education of teachers are determined: necessary, sufficient, optimal, progressive. The relationship between the levels of development of philosophical systems and the formation of the culture of lifelong education of teachers has been established. The substantive characteristics of the assessment criteria have been determined.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

УДК 37.013.43

DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-43-51

Дремина Инга Анатольевна

научный сотрудник

ГАУДПО «Институт развития образования Пермского края», Пермь, Россия 614068, г. Пермь, ул. Екатерининская, 210, каб. 25, (342) 236-88-60

аспирант

ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 29, (342) 219-84-82 e-mail: dryominasc80@yandex.ru

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Inga A. Dremina

Researcher Professional Education

Professional Education «Institute of Education Development of Perm Krai», Perm,

Russia

614068, Perm, Catherine, 210, room 25

Postgraduate Student

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm National Research Polytechnic University», Perm, Russia 614990, Perm, Komsomolsky Prospekt str., 29 e-mail: dryominasc80@yandex.ru

METHODOLOGY FOR EVALUATING THE FORMATION OF THE CULTURE OF LIFELONG EDUCATION OF TEACHERS

Аннотация. В центре внимания автора научно-теоретическое обоснование уровней, критериев и методов оценивания сформированности культуры непрерывного образования педагогов. Представлено понятие «формирование культуры непрерывного образования педагога». Выделены и научно обоснованы когнитивный, ценностный и деятельностный компоненты предмета исследования. На основе положений философского закона развития

© Дремина И.А., 2020

систем определены уровни сформированности культуры непрерывного образования педагогов: необходимый, достаточный, оптимальный, прогрессивный. Установлена взаимосвязь между уровнями развития философских систем и сформированности культуры непрерывного образования педагогов. Определены содержательные характеристики критериев оценки.

Ключевые слова: формирование культуры непрерывного образования педагогов, оценивание, философский закон развития систем, уровневое оценивание.

Abstract. The author focuses on the scientific and theoretical justification of the levels, criteria and methods of assessing the formation of a culture of continuous education of teachers. The concept of "forming a culture of continuous education of a teacher" is presented. The cognitive, value and activity components of the research subject are highlighted and scientifically substantiated. Based on the provisions of the philosophical law of systems development, the levels of formation of the culture of continuous education of teachers are determined: necessary, sufficient, optimal, progressive. The relationship between the levels of development of philosophical systems and the formation of the culture of lifelong education of teachers has been established. The substantive characteristics of the assessment criteria have been determined.

Key words: formation of a culture of lifelong education for teachers, assessment, the philosophical law of systems development, level assessment.

Непрерывность как глобальная характеристика современного образования затрагивает весь жизненный путь человека. Вступление России в 2000 г. в Меморандум непрерывного образования (Lovelong Learning - «обучение на протяжении всей жизни») определило этот процесс как непрерывное развитие знаний и навыков человека на протяжении всего жизненного пути [15].

На повестке дня остро стоит вопрос реализации непрерывного развития персонала в любой профессиональной среде. Заметим, что в реализации государственной политики в сфере образования к современной педагогической науке предъявляются качественно новые требования в области выявления педагогических условий и эффективных механизмов, обеспечивающих процессы формирования и оценки непрерывного профессионального роста педагогов [12, 13].

Непрерывное образование педагогов характеризуется нами как самосовершенствование личности и профессиональный рост учителя в течение всей карьеры. Как философская категория процесс непрерывности выступает для нас в виде совокупности относительно устойчивой и изменчивой системы [6].

Анализ научно-теоретической литературы в области теории непрерывного образования педагогических работников (С.Г. Вершловский, И.Г. Долинина, С.И. Змеев, М.В. Кларин, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Т.Ю. Ломакина, А.К. Маркова, А.Н. Новиков, В.Г. Онушкин, Г.С. Селевко, А.В. Хуторской и др.) и практический опыт позволили нам выделить неразработанные вопросы

в осмыслении категории непрерывности образования педагогов с позиции теории культуры.

Целью научного исследования становится разработка, апробация и внедрение структурно-динамической модели формирования культуры непрерывного образования педагогов в процесс повышения квалификации.

Целью исследования является научно-теоретическое обоснование уровней, критериев и методов оценивания сформированности культуры непрерывного образования педагогов.

Определяя теоретические подходы к разработке методики оценивания сформированности культуры непрерывного образования педагогов, остановимся на определении понятия «методика». На основе формулировки Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова [9, с. 132] считаем возможным определить понятие методики оценивания сформированности культуры непрерывного образования педагогов как описание системы научных подходов, способов оценивания, характеристики уровней сформированности исследуемого процесса.

В качестве методологической основы разработки методики мы опирались на следующие научные подходы:

1) культурологический подход, позволяющий выделить условия, детерминирующие процесс формирования культуры непрерывного образования педагогов и соответствующий новой философии образования (В.Л. Бенин, В.В. Давыдов, И.Г. Долинина, И.А. Колесникова, В.Б. Куликов, А.М. Новиков, Р.М. Фатыхова и др.);

2) деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина и др.), на основе которого мы определили механизмы формирования культуры непрерывного образования педагогов;

3) компетентностный подход (С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.И. Субетто, А.В. Хуторской и др.), идеи которого явились основой для определения предметно-профессиональной структуры и содержания изучаемого предмета исследования с позиции профессионализма;

4) личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Н.С. Якиманская и др.) позволил рассмотреть процесс формирования культуры непрерывности образования в контексте целостного развития личности педагога в единстве ценностно-мотивационной, когнитивной, поведенческой сфер и личностных особенностей.

Опираясь на научные подходы профессора И.Г. Долининой, междисциплинарное понятие «культура» понимаем как надбиологические программы деятельности человека, его поведения и общения, которые, несомненно, обусловливают изменения социальной жизни [3].

Философским основанием понятия «культура непрерывного образования педагогов» для нас выступают положения И.Г. Долиной, И.А. Колесниковой о том, что это интегративная динамическая характеристика способности личности обучающего к развитию через взаимосвязь образовательных практик, представленная такими параметрами, как:

- различные виды и формы профессионального взаимодействия;

- индивидуальные способы мышления;

- профессиональные интересы и ценности на основе фундаментальных знаний;

- разнообразные программы деятельности, поведения и общения на основе процессов интериоризации освоенного опыта [3, 10].

В связи с этим определение понятия «формирование культуры непрерывного образования педагогов» рассматриваем в виде целостного, организованного и управляемого процесса развития профессиональной компетентности педагога в решении конкретных педагогических задач, проявляющегося в способности личности к определению цели, содержания, форм и методов обучения на основе профессиональных интересов и ценностей, оценки динамики своего уровня профессионализма [4].

На основе гносеологического принципа дополнительности считаем возможным понимать культуру непрерывного образования педагогов как интегративную характеристику развивающейся способности личности педагога к определению и реализации цели, содержания, форм обучения (формальных, неформальных, информальных) на основе профессиональных интересов и ценностей, оценки личного уровня профессионализма для постоянного развития компетентности в решении конкретных педагогических задач.

Обобщение сущности предмета исследования позволило нам выделить и определить содержание следующих компонентов:

- когнитивный: приобретение знания обеспечения непрерывного образования;

- ценностный: осмысление личных ценностей и профессиональных интересов;

- деятельностный: объединение опыта реализации и обобщения лучших педагогических практик в процессе профессионального взаимодействия [4].

В ходе исследования установлено, что динамика сформированности культуры непрерывного образования педагогов подразумевает изменение значимых показателей процесса в результате осознанной целенаправленной активности педагогов, которая базируется на становлении и развитии профессиональных компетенций. Изменение динамических показателей уровней сформированности культуры непрерывного образования педагогов определяется нами как совокупный результат обучения, представляющий собой комплексную оценку освоенного опыта, теоретических знаний и конвенционального поведения в педагогической среде. Данный подход, несомненно, направлен на развитие субъектной позиции педагогов.

Основываясь на положениях философского закона развития систем [1], который предусматривает последовательные уровни развития: возникновение, становление, период зрелости, преобразование, считаем возможным, выделить следующие уровни сформированности культуры непрерывного образования педагогов: необходимый, достаточный, оптимальный, прогрессивный.

Анализ научных позиций профессора И.Г. Долининой в определении философского содержания понятия систем позволил сделать вывод, что «система - это совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что возникает определенная целостность, единство» [3].

Разработкой уровневого системного подхода к оцениванию личностных достижений в обучении занимались такие ученые, как В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Г.К. Селевко [2, 11, 14]. По мнению ученых, уровневый подход к оцениванию личностных результатов обучающихся позволяет характеризовать разные уровни достижений деятельности и может выступать основой для планирования дальнейшей действий.

Установленная взаимосвязь между уровнями развития философских систем и сформированности культуры непрерывного образования педагогов может быть представлена в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровней развития философских систем и сформированности культуры непрерывного образования педагогов

Уровни развития философских систем Уровни сформированности культуры непрерывного образования педагогов Сущностные характеристики уровней сформированности культуры непрерывного образования педагогов

Возникновение Необходимый Процесс становления и упорядочивания отдельных элементов индивидуальной педагогической системы педагога - знаний, поведения, общения, способов взаимодействия в профессиональной среде в ходе развития профессиональной компетентности в решении конкретных педагогических задач

Становление Достаточный Процесс осознанного преобразования элементов индивидуальной педагогической системы педагога - знаний, поведения, общения, способов взаимодействия в профессиональной среде в ходе развития профессиональной компетентности в решении конкретных педагогических задач

Период зрелости Оптимальный Процесс публичной демонстрации и представления индивидуальной педагогической системы педагога - знаний, поведения, общения, способов взаимодействия в профессиональной среде в ходе развития профессиональной компетентности в решении конкретных педагогических задач

Преобразование Прогрессивный Введение новых элементов и устойчивое развитие индивидуальной педагогической системы педагога - знаний, поведения, общения, способов взаимодействия в профессиональной среде в ходе организованного и управляемого развития профессиональной компетентности в решении конкретных педагогических задач

Таким образом, считаем возможным сделать вывод о том, что уровневый подход к оцениванию сформированности культуры непрерывного образования педагогов по содержанию является целостной динамической системой развития исследуемого процесса и позволяет педагогу узнать и оценить сущностные характеристики личностного уровня развития.

В качестве основы критериев оценивания сформированности культуры непрерывного образования педагогов мы выделяем содержательные характеристики изучаемого педагогического феномена [4, 8]:

- управление личностным и профессиональным развитием;

- наращивание технологичности в реализации образовательной деятельности;

- осмысленность поведения, сферы общения и взаимодействия в профессиональной сфере;

- обобщение успешного опыта и передача мастерства в педагогической среде.

Для оценки динамики сформированности культуры непрерывного образования педагогов на основе выделенных критериев нами определены следующие содержательные характеристики уровней (табл. 2.).

Таблица 2

Содержательные характеристики уровней сформированности культуры

непрерывного образования педагогов

Необходимый Достаточный Оптимальный Прогрессивный

уровень уровень уровень уровень

Стихийные Потребность Управляет личным Осуществляет

механизмы в развитии профессиональным самоменеджмент

профессионального профессионализма развитием в реализации научно-

развития, выражена. посредством педагогических

потребность Разрабатывает самостоятельной исследований

в обучении выражена и реализовывает разработки и инновационной

слабо. Формально индивидуальную и реализации деятельности согласно

повышает траекторию индивидуальной индивидуальной

квалификацию образования траектории траектории

согласно нормативам в процессе образования образования

федерального повышения

законодательства квалификации

За основу С внешней помощью На основе Осознанно

профессиональной определяет самоанализа и устойчиво развивает

деятельности личностные смыслы, оценивает уровень индивидуальную

принимает личный ценностные аспекты профессионализма педагогическую

«педагогический» и цели и определяет задачи систему

опыт профессиональной непрерывного профессиональной

деятельности личностно- профессионального развития деятельности

Окончание табл. 2

Необходимый уровень Достаточный уровень Оптимальный уровень Прогрессивный уровень

Осуществляет профессиональную деятельность на репродуктивном уровне с опорой на методические указания, рекомендации С внешней помощью анализирует теорию и практику собственной профессиональной деятельности, определяя точки роста Реализует методическую, научно- исследовательскую, проектную деятельность на уровне руководителя творческих команд Научно- исследовательская и инновационная деятельность выстроена на основе профессиональных ценностей и интересов

Достижения передового педагогического опыта использует в том случае, если он подробно описан и широко используется коллегами Разрабатывает методические, проектные продукты индивидуально и в проектной команде и представляет результаты успешного опыта в педагогической среде Представляет результаты индивидуальной педагогической системы, результативный опыт в профессиональной среде, имеет публикации РИНЦ, активно участвует в конкурсах профессионального мастерства Является наставником молодых педагогов, преподавателем в системе повышения квалификации, имеет публикации ВАК, РИНЦ, результаты научно- исследовательской деятельности обсуждает в научном сообществе

Обобщая представленные результаты исследования, можно утверждать,

что:

- процесс формирования культуры непрерывного образования педагогов можно рассматривать как целостное, системное, поэтапное, динамическое явление;

- выделенные содержательные показатели уровней сформированности непрерывного образования педагогов: управление личностным и профессиональным развитием; наращивание технологичности в реализации образовательной деятельности; осмысленность поведения, сферы общения и взаимодействия в профессиональной сфере; обобщение успешного опыта и передача мастерства в педагогической среде обоснованы содержательными компонентами понятия «культура непрерывного образования педагогов»;

- развитие уровней сформированности культуры непрерывного образования педагогов предполагает изменение значимых качеств и характеристик профессионализма и закладывает основу формирующего оценивания;

- согласно теории уровневого подхода, в структуре компонентов сформированности культуры непрерывного образования педагогов заложены возможности и механизмы перехода с одного уровня на другой, что позволяет рассматривать процесс в динамике [5, 7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно обоснованный подход к систематизации и оцениванию уровней сформированности культуры непрерывного образования педагогов позволяет констатировать актуальный уровень процесса, определять потенциальные возможности дальнейшего профессионального развития и добиваться положительной динамики в становлении профессионализма педагогов.

Список литературы

1. Аверьянов А.В. Система: философская категория и реальность. - М.: Мысль, 1976. - 188 с.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / Ин-т проф. образования РАО. - М., 1995. - 336 с.

3. Долинина И.Г. Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа: практики: дис. ... д-ра пед. наук. Спец. 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования». - Ижевск, 2011. - 527 с.

4. Дремина И.А. Формирование культуры непрерывного образования педагога в системе повышения квалификации // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XII Межд. науч.-практ. конф.: в 2 ч. (28-29 марта 2019 г., г. Москва, РУДН) / науч. ред. В.И. Казаренков. - М., 2019. -С.367-373.

5. Дремина И.А., Долинина И.Г. Оценка уровня профессионализма педагогов в процессе формирования культуры непрерывного образования // Вестник Оренбург. гос. ун-та. - 2020. - № 3 (226). - С. 57-63.

6. Дремина И.А., Долинина И.Г. Реализация субъектной позиции в процессе формирования культуры непрерывного образования педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: науч.-теор. журн. ЧИППКРО. - 2020. - № 2 (43). - С. 33-43.

7. Дремина И.А., Долинина И.Г. Современные подходы к непрерывному образованию в системе повышения квалификации педагогов // Тенденции развития высшего образования в современном мире: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., г. Сочи, 10 сентября 2019 г. / ОЧУВО «Междунар. инновац. ун-т»; под ред. Г.А. Берулава. - Сочи, 2019. - 236 с.

8. Дремина И.А., Долинина И.Г. Создание семантической матрицы понятия формирование культуры непрерывного образования педагогов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 2. -URL: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN220.pdf (дата обращения: 02.09.2020).

9. Коджаспиров Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - С. 247.

10. Колесникова И.А. Культура непрерывного образования: к основанию понятия [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век: науч. электрон. ежеквартал. журн. - 2014. - Вып. 1 (5). - С. 1-17. - URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2261 (дата обращения: 19.01.2019).

11. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 7.

12. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.p df (дата обращения: 29.12.2019).

13. Распоряжении правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р [Электронный ресурс]. - URL: http://static.govemment.ru/media/files/QOjrSM8iUrAZ2bsImiNyGh0vKn0SjSAF.pdf (дата обращения: 12.01.2020).

14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 2006. - 256 с.

15. EU Memorandum on Lifelong Learning (European Union, 2000) [Электронный ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 03.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.