Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертьянова А. А., Безукладников К. Э., Красноборова Н. А.

Представлена методика оценивания эффективности программ дополнительного профессионального образования педагогов Пермского края. Дополнительное профессиональное образование нацелено на непрерывное повышение профессиональных компетенций педагога в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения его образовательных и профессиональных потребностей, постоянной адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, на совершенствование его профессиональной квалификации, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности. Авторы статьи делятся разработанной моделью оценки эффективности программ дополнительного профессионального образования, описывают принципы (критериальности, единства подходов к оцениванию, комплексности оценки, вариативности и гибкости форм оценивания, открытости и доступности) и виды оценивания (оценка по субъекту, оценка эффективности обучения исполнителем, оценка эксперта). С целью изучения состояния профессиональной компетентности педагогов после обучения по программе дополнительного профессионального образования, а также оценки эффективности реализации таких программ было проведено анкетирование руководителей и заместителей руководителей 27 образовательных организаций г. Перми и Пермского края. В данной статье приводятся результаты анкетирования с краткими аналитическими комментариями. Результаты проведенного мониторинга на основе обратной связи с конкретными заказчиками позволяют сделать вывод о фиксируемом росте успешности подавляющего числа учителей, прошедших курсовое обучение, что достоверно свидетельствует о его эффективности. Анализ представленного мониторинга дает возможность более эффективно выстроить работу системы повышения квалификации, отвечающую как потребностям педагогических и руководящих работников образовательных организаций, так и требованиям модернизации образования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вертьянова А. А., Безукладников К. Э., Красноборова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING METHODS FOR THE EFFECTIVENESS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS FOR INSERVICE TEACHERS

The article is devoted to the methodology of evaluating the effectiveness of additional professional education programs for the Perm Krai teachers. Additional professional education is aimed at continuous improvement of professional competencies of teachers throughout their lives, inter alia to meet their educational and professional needs, constant adaptation to changing conditions of professional activity and social environment, improvement of professional qualifications, and preparation for performing new professional activities. The authors put forward the model of evaluating the effectiveness of additional professional education programs, describe the principles (criteria, unity of approaches to evaluation, evaluation complexity, variability and flexibility of evaluating forms, openness and accessibility) and types of evaluation (assessment by subject, evaluation of the effectiveness of training by the performer, evaluation by the expert). In order to study the quality of the teachers’ professional competence, as well as to assess the effectiveness of the implementation of such programs, a survey was conducted of the heads and deputy heads of 27 educational organizations in Perm and the Perm Krai. This article presents the results of the survey with brief analytical comments. The results of the monitoring conducted on the basis of feedback from specific customers, allow us to conclude about the recorded increase in the success of the overwhelming number of teachers who have completed course training, which reliably indicates its effectiveness. The analysis of the monitoring makes it possible to organize the work of the professional development system more effectively, the system that meets both the needs of teachers and managers of educational organizations, and the requirements of modernizing education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

Раздел II. ПЕДАГОГИКА

УДК 37.018.4

DOI: 10.15593/2224-9389/2021.2.6

А.А. Вертьянова, К.Э. Безукладников, Н.А. Красноборова

Получено: 29.05.2021 Принято: 15.06.2021 Опубликовано: 12.07.2021

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Российская Федерация

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Представлена методика оценивания эффективности программ дополнительного профессионального образования педагогов Пермского края. Дополнительное профессиональное образование нацелено на непрерывное повышение профессиональных компетенций педагога в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения его образовательных и профессиональных потребностей, постоянной адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, на совершенствование его профессиональной квалификации, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности. Авторы статьи делятся разработанной моделью оценки эффективности программ дополнительного профессионального образования, описывают принципы (критериальности, единства подходов к оцениванию, комплексности оценки, вариативности и гибкости форм оценивания, открытости и доступности) и виды оценивания (оценка по субъекту, оценка эффективности обучения исполнителем, оценка эксперта). С целью изучения состояния профессиональной компетентности педагогов после обучения по программе дополнительного профессионального образования, а также оценки эффективности реализации таких программ было проведено анкетирование руководителей и заместителей руководителей 27 образовательных организаций г. Перми и Пермского края. В данной статье приводятся результаты анкетирования с краткими аналитическими комментариями. Результаты проведенного мониторинга на основе обратной связи с конкретными заказчиками позволяют сделать вывод о фиксируемом росте успешности подавляющего числа учителей, прошедших курсовое обучение, что достоверно свидетельствует о его эффективности. Анализ представленного мониторинга дает возможность более эффективно выстроить работу системы повышения квалификации, отвечающую как потребностям педагогических и руководящих работников образовательных организаций, так и требованиям модернизации образования на современном этапе.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, оценивание, модель, эффективность, педагог, профессиональная компетенция.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

A.A. Vertyanova, K.E. Bezukladnikov, N.A. Krasnoborova

Received: 29.05.2021 Accepted: 15.06.2021 Published: 12.07.2021

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russian Federation

EVALUATING METHODS FOR THE EFFECTIVENESS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS FOR INSERVICE TEACHERS

The article is devoted to the methodology of evaluating the effectiveness of additional professional education programs for the Perm Krai teachers. Additional professional education is aimed at continuous improvement of professional competencies of teachers throughout their lives, inter alia to meet their educational and professional needs, constant adaptation to changing conditions of professional activity and social environment, improvement of professional qualifications, and preparation for performing new professional activities. The authors put forward the model of evaluating the effectiveness of additional professional education programs, describe the principles (criteria, unity of approaches to evaluation, evaluation complexity, variability and flexibility of evaluating forms, openness and accessibility) and types of evaluation (assessment by subject, evaluation of the effectiveness of training by the performer, evaluation by the expert). In order to study the quality of the teachers' professional competence, as well as to assess the effectiveness of the implementation of such programs, a survey was conducted of the heads and deputy heads of 27 educational organizations in Perm and the Perm Krai. This article presents the results of the survey with brief analytical comments. The results of the monitoring conducted on the basis of feedback from specific customers, allow us to conclude about the recorded increase in the success of the overwhelming number of teachers who have completed course training, which reliably indicates its effectiveness. The analysis of the monitoring makes it possible to organize the work of the professional development system more effectively, the system that meets both the needs of teachers and managers of educational organizations, and the requirements of modernizing education.

Keywords: additional professional education, evaluation, model, effectiveness, teacher, professional competence.

Дополнительное профессиональное образование нацелено на непрерывное повышение профессиональных компетенций педагога в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения его образовательных и профессиональных потребностей, постоянной адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, на совершенствование его профессиональной квалификации, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности [1]. Важную роль в развитии и поддержании на соответствующем уровне профессиональной компетентности педагогов играет дополнительное профессиональное образование.

Стратегия современного дополнительного профессионального образования с учетом реализации оценки эффективности дополнительных профессиональных программ предполагает совершенствование профессиональной компетентности преподавателя, способного к развитию своего творческого

Введение

потенциала, готового самостоятельно находить пути решения профессиональных задач, способного рационально организовывать и планировать свою работу [2, 3].

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» оценка качества освоения и эффективности дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

- соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

- соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

- способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг [4].

Также оценка качества освоения и эффективности дополнительных профессиональных программ проводится в формах внутреннего мониторинга качества образования и внешней независимой оценки качества образования. Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждаются в порядке, предусмотренном образовательной организацией. Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций [4-6].

Методологическое обоснование исследования

Система дополнительного профессионального педагогического образования выполняет важнейшую функцию в отечественном образовательном комплексе, обеспечивая актуализацию знаний и умений работников образования, применение их в новых сферах педагогической деятельности, внедрение достижений современной педагогической науки в образовательную практику.

Оценка качества и эффективности освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения [7, 8].

Основными принципами оценивания эффективности программ дополнительного образования становятся:

- принцип критериальности (контроль, оценка и все мониторинговые процедуры строятся на основе критериев, соответствующих целевым установкам и направлениям деятельности образовательных организаций в рамках реализации приоритетных задач образовательной политика региона и страны в целом);

- единство подходов к оцениванию (разработка единых критериев, дескрипторов, уровней достижения для всех образовательных организаций);

- комплексность оценки (возможность суммирования результатов и осуществления обратной связи);

- гибкость и вариативность форм оценивания результатов;

- открытость и доступность (информация о процедуре, формах, сроках, целях, методах) содержания оценивания эффективности дополнительных профессиональных программ должны быть доведены до образовательных организаций и находиться в открытом доступе) [9].

Виды оценивания подразделяются на оценку по субъекту, оценку эффективности обучения исполнителем, оценку эксперта.

1. Оценка по субъекту

Проведение такого вида оценки подразделяется на 2 этапа:

1) персонифицированная оценка исполнителем (преподавателем, руководителем курсов) итогов усвоения программы слушателем.

Для выполнения этого этапа в каждой программе содержится:

а) точно описанный результат усвоения программы слушателем (в предметных категориях), выделение индикаторов результативности;

б) контрольно-измерительные материалы, обеспечивающие актуализацию индикаторов, оценку успешности усвоения содержания программы по данному индикатору, формализацию оценок, представление эффективности усвоения программы на двух уровнях (количественном и качественном).

Основные оцениваемые параметры: изменение профилокального сознания (мышления) - изменение способов профессиональной деятельности - изменение в результатах деятельности (повышение качества образования детей).

В качестве оценщиков (экспертов) выступают непосредственные руководители работников. Непрерывное мониторирование подчиненных, во-первых, является их прямой профессиональной обязанностью и, во-вторых, позволяет им формировать очередной заказ в адрес организации, выполняющей профессиональную переподготовку кадров;

2) оценка эффективности программы дополнительного образования заказчиком. Последний, используя относительно несложные методики, выявляет в практической деятельности слушателя в образовательном учреждении прогнозируемые изменения его профессиональной деятельности и осуществляет оценку степени их прогресса, исходя из начального уровня (уровня до-курсовой подготовки).

Послекурсовые изменения в профессиональной деятельности слушателей имеют латентный характер. Поэтому целесообразно производить отслеживание эффективности курсовой подготовки через промежуток времени от 0,5 до 1 года.

Также целесообразно (исходя из соображений рациональности) назначить «единую неделю обратной связи» между субъектами «исполнитель-заказчик» (например, за 1-2 месяца до очередной кампании по курсовой подготовке педперсонала и управленческого персонала края). Обратная связь осуществляется посредством электронной почты с использованием стандартизированных форм.

2. Оценка эффективности обучения исполнителем:

1) первый аспект оценивания - по индикаторам, которые должны быть четко обозначены в учебной программе и при помощи разработанных КИМов, являющихся неотъемлемой частью программы;

2) второй аспект - интегральная оценка успешности усвоения программы методом выполнения итогового проекта [10].

3. Оценка эксперта (непосредственногоруководителя) слушателя:

1) оценка изменения профессионального мышления. Оцениваются по 3-балльной шкале публичные выступления: доклады на методических объединениях, педсоветах, семинарах, конференциях различного уровня и т.п.; оцениваются изменения в письменных продуктах: программах, методических разработках, публикациях и т. п.;

2) оценка изменений в профессиональной деятельности в работе с обучаемыми (на уроках, иных занятиях): отслеживается появление искомых приемов и способов организации познавательной, воспитательной деятельности учащихся (педагогов, если речь идет об их руководителях); отслеживание изменений в целостной системе урока, занятия, работы подразделения;

3) оценка роста результативности профессиональной деятельности (через рост успешности обучаемых). Инструменты: срезовые работы, тесты, анкеты, отзывы (родителей, сторонних лиц);

4) оценка демонстрационных отчетных мероприятий комплексного характера (обучающий семинар, открытый урок (занятие) и др.);

5) представление итогов реализации индивидуального проекта по теме курсовой подготовки;

6) учет отзывов сторонних лиц и организации относительно положительных изменений профессиональной квалификации работников (родители, организаторы конкурсов, конференций и т.п.);

7) заполнение оценочных листов (шорт-листов) результативности курсовой подготовки сотрудника [11, 12].

В процессе возрастания значимости проектирования современного педагогического процесса и с целью полного представления взаимосвязанных

компонентов реализации оценки эффективности программ дополнительного профессионального образования возникла необходимость создания модели оценивания (рисунок).

Заказ Министерства образования и науки Пермского края на определение степени эффективности программ дополнительного профессиси-ального образования ПГГПУ (Исполнитель) - разработка модели оцениваний , проведение процедуры диагностирования

Принципа

- систенатим мости

- комплексности -прозрачности и открытости вал иди ости

изучение состояния профессиональной компетентности слушателей до, ао время и после обу4«"1™ на курсах повышения квалификации, э также оценка |ффсКТИ1Н-Ш1:1И реализации Дополнительных п6рлчан»г«льнык программ

Функции:

' НОНГТаТИ ру|ГИ Ц,1Я

- корректирующая

- прогностическая

Объект

процесс повышения квалификации педагогических работников

1

Процедура диагностирования

ПГГПУ и Разработка модели оценинэнмя эффективности программ ДПО 2) Набор инструментов и индикаторов оценивания (анкетирование, наблюдение., анализ документов, работа на сайте дистанционного обучения) 3) Выявление образовательных потребностей педагогов ОУ Пермского Виоднэя диагностика {определение мотивов, целей, урппнн притязаний, уровня ПОДГОЮЙКИ слушателей! Текущая диагностика {наблюдение преподавателей курсов, текущая аудиторная работа слушателей, дистанционная работе) Итогов»« диагностика (эмоциональная 1)Обработка полученных данных 2) Составление

рефлексия, мастер-классы слушателей)

Результат

- определение степени эффективности программ дополнительного профессионального образования на псисглс оценки Исполнителя программ. ДПО (ПГГПУ) и оценки рукоиодитглнми слушателей курса» (диргнгарлми и лам директории ОО) по итогам целенаправленного наблюдения за изменениями профессиональной деятельности учителя в гюслекурсоаой период

Исполнитель программ ДПО (ПГГПУ) 1. Концепция программы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) 2. Набор показателей (3-5} для определения уровня освоения слушателем (учителем] программы ДПО 3. Инструменты для замера уровня освоения программы ДПО слушателем (для внутреннего пользования и обратной связи)

Исполнитель программ ДПО (ПГГПУ} 1. Обобщает все полученные от 00 данные 2. Оценивает эффективность программы ДПО по признаку се практической реализации

Муниципальный орган управления образования: 1. Получает и осмысливает концепцию программы ДПО и показатели освоения слушателем (учителем) данной программы 2. Направляет показатели в образовательные организации [далее - ОО) для проведения работы с учителем в послекурсовой период ДЛЯ отслеживания его профессионального роста / Руководитель ОО (заместитель руководителя): 1. Обобщает данные наблюдений и измерений за профессиональным ростом педагога 2. Передает обобщенные данные Исполнителю программ ДПО (ПГГПУ)

/

Руководитель ОО (заместитель руководителя): 1. Получает и осмысливает концепцию программы ДПО и показатели освоения слушателем (учителем) данной программы 2 Обеспечивает персональную работу с учителем в послекурсовой период и отслеживают динамику профессионального роста по показателям Педагог, прошедший курсовую подготовку по программе ДПО: 1. Реализует содержание программы ДПО 2- ведет самоконтроль собственного профессионалыного роста по показателям освоения слушателем (педагогом) данной программы

Рис. Модель оценивания эффективности программ дополнительного профессионального образования (составлено автором)

Практическое исследование

С целью изучения состояния профессиональной компетентности педагогов после обучения по программе дополнительного профессионального образования, а также оценки эффективности реализации таких программ было проведено анкетирование руководителей и заместителей руководителей 27 образовательных организаций г. Перми и Пермского края, из которых 72 учителя английского языка прошли обучение в 2020 году по программе «Проектирование современного урока как отражение профессиональной компетенции учителя английского языка» в федеральной государственной бюджетной образовательной организации высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (далее -ПГГПУ).

Для опроса была разработана анкета определения отсроченных результатов обучения по дополнительным профессиональным программам ПГГПУ. Анкета содержит вопросы, которые помогают оценить следующие аспекты:

1) общий уровень изменений в профессиональной деятельности сотрудника;

2) достаточность полученных знаний;

3) применение компетенций, полученных в ходе обучения;

4) изменения в работе с обучающимися;

5) прогрессивные изменения профессионального мышления педагога после прохождения обучения;

6) рост результативности профессиональной деятельности (через рост успешности обучаемых);

7) наличие положительных отзывов относительно изменений профессиональной квалификации работника [13-15].

Оценка общего уровня изменений в профессиональной деятельности сотрудника, прошедшего курсовую подготовку (табл. 1).

Таблица 1

Оценка общего уровня изменений

№ п/п Содержание ответа Кол-во %

1 Изменения отсутствуют 0 0

2 Изменения слабо выражены 6 18

3 Изменения отчетливо просматриваются, но характеризуют-

ся отсутствием высокого уровня выраженности и неполной 19 56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системностью

4 Все изменения ярко выражены и наблюдаются всегда 9 26

Результаты ответов на первый вопрос анкеты показывает, что большее количество респондентов отчетливо видят изменения в профессиональной деятельности педагогов, прошедших курсовую подготовку, хотя наблюдаются отсутствие высокого уровня выраженности и неполная системность.

1. Оценка применения компетенций, полученных в ходе обучения (табл. 2).

Таблица 2

Оценка применения компетенций

№ п/п Параметры оценки Изменения отсутствуют Изменения слабо выражены Изменения отчетливо просматриваются, но характеризуются отсутствием высокого уровня выраженности и неполной системностью Все изменения ярко выражены и наблюдаются всегда

1 Знает приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в условиях реализации ФГОС, а также в условиях информатизации системы образования 0 9 (26 %) 17 (50 %) 8 (24 %)

2 Умеет проектировать урок с учетом требований ФГОС к обучению 0 6 (18 %) 15 (44 %) 13 (38 %)

3 Адекватно анализирует результативность проведенного урока 0 5 (15 %) 13 (38 %) 16 (47 %)

4 Умеет моделировать и проводить мастер класс 3 (9 %) 9 (26 %) 12 (35 %) 10 (29 %)

5 Умеет методически грамотно использовать возможности ИКТ на уроке; применять в образовательном процессе интерактивное и мультимедийное оборудование 1 (3 %) 4 (12 %) 16 (47 %) 13 (38 %)

Анализируя результаты ответов на вопрос 3, можно утверждать, что в целом руководители отмечают положительный настрой педагогов к приме-

нению компетенций, полученных в ходе обучения в своей профессиональной деятельности. Отмечается динамика развития профессиональной компетенции учителей английского языка, влияющая не только на деятельность педагога, но и на процесс и уровень подготовки обучающихся.

2. Оценка изменений в профессиональной деятельности в работе с обучающимися (табл. 3).

Таблица 3

Оценка изменений в профессиональной деятельности в работе с обучающимися

№ п/п Показатель Изменения отсутствуют Изменения слабо выражены Изменения отчетливо просматриваются, но характеризуются отсутствием высокого уровня выраженности и неполной системностью Все изменения ярко выражены и наблюдаются всегда

1 Изменение способов организации познавательной, воспитательной деятельности учащихся 0 9 (26 %) 18 (53 %) 7 (21 %)

2 Изменение в целостной системе урока 0 8 (24 %) 16 (47 %) 10 (29 %)

3 Внедрение современных образовательных технологий 0 8 (24 %) 17 (50 %) 9 (26 %)

Положительные изменения в профессиональной деятельности педагогов при работе с обучающимися отмечают более 70 % респондентов. Педагоги более уверенно стали использовать новые способы организации познавательной, воспитательной деятельности учащихся; проектировать современный урок английского языка; внедрять современные образовательные технологии в учебный процесс.

3. Оценка прогрессивных изменений профессионального мышления педагога после прохождения курсов повышения квалификации (табл. 4).

Достаточно высоко оценивает заказчик выраженность в профессиональном мышлении педагогов (74 %), в профессиональных приемах работы с учащимися (74-76 %) после прохождения курсов повышения квалификации.

Таблица 4

Изменение профессионального мышления

№ п/п Содержание ответа Кол-во %

1 Изменения отсутствуют 0 0

2 Изменения слабо выражены 9 26

3 Изменения отчетливо просматриваются, но характеризуются отсутствием высокого уровня выраженности и неполной системностью 19 56

4 Все изменения ярко выражены и наблюдаются всегда 6 18

Показатели, благодаря которым респонденты отметили прогрессивные изменения профессионального мышления педагога после прохождения курсов повышения квалификации, представлены в табл. 5.

Таблица 5

Мероприятия, способствующие изменению профессионального мышления

№ п/п Показатели (ранжирование по кол-ву ответов) Кол-во

1 Проведение обучающего семинара или открытых уроков, мастер-классов, круглых столов на школьном уровне 26

2 Доклады на педагогическом совете, методическом объединении учителей 19

3 Собственные методические и дидактические разработки, рекомендации, учебные пособия, применяемые в учебном процессе 13

4 Выступления с докладом на конференциях, семинарах, форумах, педагогических чтениях 11

5 Участие в профессиональных конкурсах, конкурсах педагогического мастерства 11

6 Публикация научных статей 10

7 Создание и использование авторской мультимедиа-продукции 7

Показатели прогрессивных изменений профессионального мышления педагога после прохождения курсов повышения квалификации варьируются от проведения мастер-классов, открытых уроков, круглых столов (26 чел.) до создания и использования авторской мультимедиа-продукции (7 чел.). Как показывают результаты проведенного анкетирования, педагоги испытывают трудности с созданием и работой с мультимедийной продукцией и оборудованием; написанием и публикацией научных статей, учебных пособий, рекомендаций; выступлением с докладами на конференциях, семинарах, форумах. Таким образом, выявлена явная необходимость включать в программы курсов повыше-

ния квалификации очные и дистанционные научно-практические семинары, помогающие слушателям преодолевать вышеуказанные трудности.

Оценка роста результативности профессиональной деятельности

(через рост успешности обучаемых) показана в табл. 6.

Таблица 6

Оценка роста результативности

№ п/п Параметры оценки Изменения отсутствуют Показатели улучшились, в небольшой динамике (на 1-2 %) Показатели улучшились, отчетливо просматривается динамика 3-5 % Показатели улучшились, просматривается динамика более 5 %

1 Показатель промежуточной 6 14 10 4

аттестации учащихся (18 %) (41 %) (29 %) (12 %)

2 Показатель качества обуче- 6 16 9 3

ния (обучающиеся на 4-5) (18 %) (47 %) (26 %) (9 %)

Стоит отметить, что в послекурсовой период улучшились показатели качества образования и успеваемости учащихся от 1 до 5 %, в то же время у 12 педагогов изменения не наблюдаются. Возможные причины отсутствия изменений в успеваемости могут варьироваться от личной мотивации учащихся до качественного уровня организации и проведения урока учителем.

4. Наличие положительных отзывов (устные или письменные) относительно изменений профессиональной квалификации работника (родители, организаторы конкурсов, конференций, организации и т.п.) после окончания обучения до настоящего момента (табл. 7).

Таблица 7

Наличие положительных отзывов

№ п/п Содержание ответа Кол-во %

1 Да, имеются 17 50

2 Нет, отзывы не поступали 13 38

3 Затрудняюсь ответить 4 12

Данным анкетированием было предусмотрено выявление наличия положительных отзывов относительно изменений профессиональной квалификации педагогов после окончания обучения. Результаты показали, что 50 % педагогов имеют в наличии положительные отзывы, которые служат отраже-

нием профессионального мастерства и демонстрируют их готовность и способность к самосовершенствованию и трансляции своего педагогического опыта. В рамках курсов повышения квалификации очень важно напоминать педагогам о том, что все их достижения должны быть занесены в профессиональный портфолио учителя иностранного языка.

Необходимо отметить, что среди ключевых результатов обучения сотрудников образовательных организаций респонденты выделяют следующие аспекты:

- ФГОС и новый подход к проектированию урока;

- анализ своей деятельности, повышение мотивации и аттестация на более высокую категорию;

- технологии обучения, расширение способов и внедрение новых форм профессиональной деятельности, трансляция опыта;

- повышение качества (результатов) обучения учащихся.

Результаты проведенного мониторинга оценки эффективности обучения по дополнительным профессиональным программам ПГГПУ на основе обратной связи с конкретными заказчикам позволяют сделать вывод о фиксируемом росте успешности подавляющего числа учителей, прошедших курсовое обучение, что достоверно свидетельствует о его эффективности. Опрос действительно позволил выявить положительную динамику профессионально-квалификационных изменений слушателей курсов.

В целом, анализ проведенного мониторинга дает возможность более эффективно выстроить работу системы повышения квалификации, отвечающую как потребностям педагогических и руководящих работников образовательных организаций, так и требованиям модернизации образования на современном этапе.

Список литературы

1. Попкова А.А., Баикина Ю.О., Калинина А.В. Оценка результативности программ дополнительного профессионального образования // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. - Сургут, 2016. - № 4. - С. 24-28.

2. Бероева Е.А., Каргапольцева Н.А. Возможности дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности преподавателя [Электронный ресурс]. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/110PDMN619.pdf (дата обращения: 25.05.2021).

3. Профстандарт педагога [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80aaaa oadbi1fjidfjfmsf6a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D1%82% D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D0%B4% D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0/ (дата обращения: 13.04.2021).

4. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70440506/ (дата обращения: 17.02.2021).

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_186851/ (дата обращения: 13.04.2021).

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.03.2021).

7. Методические рекомендации Минобрнауки России по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ от 30 марта 2015 г. № АК-821/06 [Электронный ресурс]. - URL: https://politech47.mskobr.ru/ files/documents/base_docs/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D1%80% D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC_AK-821_06.pdf (дата обращения: 24.05.2021).

8. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/ (дата обращения: 13.05.2021).

9. Вертьянова А.А. Пакет учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2020.

10. Коновалова И.С. Технология разработки и оценивания программ дополнительного профессионального педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д, 2007.

11. Красноборова Н.А. Гуманитарно-педагогический университет как центр непрерывного регионального образования // Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й Междунар. конф. Вып. 11, Ч. II. - СПб., 2013. - С. 33.

12. Вертьянова А.А. Организация инновационной деятельности как средство повышения профессиональной компетентности педагогов Пермского края // Система повышения квалификации: инновационные решения в развитии профессионального потенциала педагогов: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Караганда, 2016. - С. 23-27.

13. Вертьянова А.А., Красноборова Н.А. Развитие научно-исследовательской деятельности педагогов Пермского края // Тренер-Education. - Костанай, 2018. -№ 1. - С. 93-101.

14. Юрасова М.В. Разработка критериев эффективности программ дополнительного профессионального образования в вузах России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. - М., 2015. - № 2. - С. 19-20.

15. Мижериков В.А. Инновационные подходы к использованию передового педагогического опыта в повышении квалификации руководителей общеобразовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.

References

1. Popkova A.A., Baikina Iu.O., Kalinina A.V. Otsenka rezul'tativnosti programm dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [Assessment of further vocational education programmes]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, Surgut, 2016, no. 4, pp. 24-28.

2. Beroeva E.A., Kargapol'tseva N.A. Vozmozhnosti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia v razvitii professional'noi kompetentnosti prepodavatelia [Opportunities for additional professional education in the development of professional competence of the teacher]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/110PDMN619.pdf (accessed 25.05.2021).

3. Profstandart pedagoga [Professional standard of a teacher]. Available at: http://xn--80aaaaoadbi1fjidfjfmsf6a.xn--p1ai/profstandart-pedagoga/ (accessed 13.04.2021).

4. Ob utverzhdenii Poriadka organizatsii i osushchestvleniia obrazovatel'noi deiatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam [On approval of the Procedure for organizing and performing educational activities for additional professional programs]. Order of the RF Ministry of Education and Science dated 01/07/2013 No. 499 (rev. 15.11.2013), available at: https://base.garant.ru/70440506/ (accessed 17.02.2021).

5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog professional'nogo obu-cheniia, professional'nogo obrazovaniia i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia" [On the approval of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education"]. Order of the RF Ministry of Labour and Social Protection dated 8/09/2015 No. 608n, available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_186851/ (accessed 13.04.2021).

6. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law dated 29/12/2012 No. 273-FZ, available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 21.03.2021).

7. Metodicheskie rekomendatsii Minobrnauki Rossii po organizatsii itogovoi attes-tatsii pri realizatsii dopolnitel'nykh professional'nykh programm [On the organization of final certification in additional professional programs]. Methodical recommendations of the Ministry of Education and Science of Russia dated 30/03/2015 No. AK-821/06, available at: https://politech47.mskobr.ru/files/documents/base_docs/metod_rekom_AK-821_06.pdf (accessed 24.05.2021).

8. Ob utverzhdenii osnovnykh printsipov natsional'noi sistemy professional'nogo rosta pedagogicheskikh rabotnikov RF, vkliuchaia natsional'nuiu sistemu uchitel'skogo rosta [On approval of basic principles for the national system of teachers' professional development in the Russian Federation, including the national system of teacher development]. Order of the RF Government dated 31/12/2019 No. 3273-r, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/ (accessed 13.05.2021).

9. Vert'ianova A.A. Paket uchebno-metodicheskikh materialov, obespechivaiu-shchikh realizatsiiu programm dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [A package of teaching materials that ensure the implementation of programs of additional professional education]. Perm, 2020.

10. Konovalova I.S. Tekhnologiia razrabotki i otsenivaniia programm dopolnitel'nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Development and evaluation technology for the programs of additional professional pedagogical education]. Ph. D. thesis. Rostov-on-Don, 2007.

11. Krasnoborova N.A. Gumanitarno-pedagogicheskii universitet kak tsentr nepreryvnogo regional'nogo obrazovaniia [Humanitarian and pedagogical university as a center for continuous regional education]. Nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiia. Proc. 11th Int. Conf. Saint-Petersburg, 2013, iss.11, part. 2, p. 33.

12. Vert'ianova A.A. Organizatsiia innovatsionnoi deiatel'nosti kak sredstvo povy-sheniia professional'noi kompetentnosti pedagogov Permskogo kraia [Organization of innovative activity as a means of increasing the professional competence of teachers in the

Perm region]. Sistema povysheniia kvalifikatsii: innovatsionnye resheniia v razvitii professional'nogopotentsialapedagogov. Proc. Int. Acad. Conf. Karaganda, 2016, pp. 23-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Vert'ianova A.A., Krasnoborova N.A. Razvitie nauchno-issledovatel'skoi deiatel'nosti pedagogov Permskogo kraia [Development of teachers' research activities in the Perm Territory]. Trener-Education, Kostanay, 2018, no. 1, pp. 93-101.

14. Iurasova M.V. Razrabotka kriteriev effektivnosti programm dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia v vuzakh Rossii [Development of indicators for the effectiveness of programs of additional professional education in Russian universities]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 20. Pedagogicheskoe obrazovanie, Moscow, 2015, no. 2, pp. 19-20.

15. Mizherikov V.A. Innovatsionnye podkhody k ispol'zovaniiu peredovogo pedagogicheskogo opyta v povyshenii kvalifikatsii rukovoditelei obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii [Innovative approaches to apply advanced pedagogical experience in training the heads of educational institutions]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 1998.

Сведения об авторах

ВЕРТЬЯНОВА Анастасия Андреевна

e-mail: ibo-perm@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

БЕЗУКЛАДНИКОВ Константин Эдуардович

e-mail: konstantin.bezukladnikov@gmail.com

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

КРАСНОБОРОВА Наталья Александровна

e-mail: krasnoborova@pspu.ru

Кандидат психологических наук, проректор по региональному взаимодействию и дополнительному образованию, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

About the authors

Anastasia A. VERTYANOVA

e-mail: ibo-perm@yandex.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

Konstantin E. BEZUKLADNIKOV

e-mail: konstantin. bezukladnikov@gm ail.com

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

Natalya A. KRASNOBOROVA

e-mail: krasnoborova@pspu.ru

Candidate of Psychological Sciences, Vice-Rector for Regional Interaction and Further Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.