Научная статья на тему 'Методика отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе на этапах многолетней подготовки'

Методика отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе на этапах многолетней подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / YOUNG ATHLETES / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVE ACTIVITY / ТЕХНИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / TECHNICAL AND PHYSICAL PREPAREDNESS / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / MORPHOLOGICAL INDICES / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / SPORTING SELECTION / МЕТОДИКА / METHODS / КРИТЕРИИ / CRITERIA / MINI-FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Заул Рами М.А.

В статье приводятся данные, раскрывающие инновационную методику отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе, включающую информативные критерии и технологию их применения на этапах многолетней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SELECTION OF YOUNG ATHLETES FOR MINIFOOTBALL SPECIALIZATION AT STAGES OF LASTING MANY YEARS TRAINING

The data revealing innovative methods of the selection of young athletes for the mini-football specialization are shown in the paper. These data include informative criteria and technologies of their application at stages of lasting many years training.

Текст научной работы на тему «Методика отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе на этапах многолетней подготовки»

Выводы. Анализ протоколов матчей позволил выявить некоторые характеристики игровой деятельности команд, участвующих в квалификационных турнирах Кубка Европейских Чемпионов по флорболу. Полученные показатели могут быть использованы при планировании и построении учебно-тренировочного про-

цесса флорбольных команд различной квалификации для подготовки к соревнованиям различного уровня.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Быков, А. В. Флорбол. Правила соревнований: учебное пособие / А. В. Быков. - Северодвинск: Севмашвтуз, 2010. - 56 с.

EFFECTIVENESS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF TOP-LEVEL FLOORBALL TEAMS

A. Bikov, Candidate of Pedagogies, Associate Professor, Master of Sport, Russia N. Trukhin, Coach, Master of Sport in Floorball, Russia

"Northmachtei" branch SEI, HPE "St. Petershurg State Naval technical university", Severodvinsk. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

The analysis of protocol of matches in qualifying tournaments of Euro Floorball Cup between men's and women's teams being held from 1999 till 2010 is shown in the paper. Some indicators of floorball club teams'

game activity taking part in ECC qualifications have been exposed in this paper.

Key words: floorball, qualifying tournaments, Euro Floorball Cup, indicators of game activity, resultativiness.

МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ К СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В МИНИ-ФУТБОЛЕ НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

М. А. Заул Рами.

Контактная информация для переписки: Палестина, Рамалла, тел. +7-988-243-26-66.

В статье приводятся данные, раскрывающие инновационную методику отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе, включающую информативные критерии и технологию их применения на этапах многолетней подготовки.

Ключевые слова: мини-футбол, юные спортсмены, соревновательная деятельность, техническая и физическая подготовленность, морфологические показатели, спортивный отбор, методика, критерии.

В настоящее время в рамках стратегии развития футбо-

ла в РФ, разработанной и реализуемой Российским футбольным союзом, на фоне включения мини-футбола в формате национальных проектов в программу физического воспитания учебных заведений разного уровня, одним из приоритетных аспектов развития игры продолжает оставаться подготовка квалифицированного спортивного резерва для профессиональных мини-футбольных клубов и сборных команд страны [8]. Эффективность этого процесса, как известно, во многом обусловлена качеством спортивного отбора, неотъемлемой составляющей которого является научно обоснованная методика, включающая критерии, обязательно учитывающие специфику конкретного игрового вида спорта

[10]. В то же время в мини-футболе до настоящего времени подобная методика отсутствует, что рассматривается специалистами в качестве одного из факторов, лимитирующих эффективность многолетней подготовки спортивного резерва в целом [1, 7, 11, 12].

В связи с вышеизложенным, а также на основании систематизации результатов анализа теоретических основ проблемы многолетней подготовки юных спортсменов в мини-футболе представляется правомерным констатировать наличие противоречия, в основе которого лежит, с одной стороны, очевидная необходимость повышения эффективности процесса, с другой - отсутствие научно обоснованной методики отбора к специализации в этом виде спорта. Подтверждением этого является отсутствие в выпущенной в 2008 году первой в России типовой учебной программе по мини-футболу для детско-юношеских спортивных школ исчерпывающих рекомендаций по методике отбора, в частности - информативным критериям и технологии их применения на этапах многолетней подготовки.

Цель исследования - разработать и обосновать методику отбора юных спортсменов 13-17 лет к специализации в мини-футболе.

Результаты наблюдений за соревновательной деятельностью, а также показатели антропометрии, физической и технической подготовленности юных спортсменов, систематически занимающихся мини-футболом, были подвергнуты корреляционному анализу, на основе данных которого с учетом результатов опроса специалистов были определены критерии отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе. Установлено, что состав этих критериев подвержен возрастным изменениям на этапах многолетней подготовки. Так, в 13 и 14 лет, наряду с показателями эффективности выполнения в условиях соревновательной деятельности таких технико-тактических действий (ТТД), как ведение мяча, обводка соперника, отбор мяча, удары в ворота, наиболее информативны антропометрические показатели - длина тела, масса тела, длина нижних конечностей. В период с 15 до 17 лет в дополнение к показателям эффективности названных ТТД в аспекте критериев отбора к специализации в мини-футболе добавляются показатели разносторонности (%) техники игры и физической подготовленности - уровня скоростных и скоростно-силовых качеств, специальной выносливости.

С учетом выявленных информативных критериев разработана методика отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе.

Из теоретических положений спортивного отбора в различных видах спорта известно, что его методика должна включать следующие компоненты: 1) цель и задачи; 2) средства; 3) методы; 4) методические приемы; 5) критерии; 6) организацию; 7) условия [3, 4, 9, 10].

Опираясь на методологические основы отбора в спортивных играх [2, 5], мы сочли целесообразным представить методику отбора к специализации в мини-

футболе в виде структурной схемы, включающей шесть базовых блоков (рис.).

Блок № 1 - целевой. Включает цель и основные задачи. В частности, целью методики является отбор юных спортсменов к специализации в мини-футболе. Представляется, что эта цель может быть успешно достигнута посредством решения двух основных задач:

1) осуществления комплексной оценки уровня подготовленности отбираемых для специализации юных спортсменов;

2) определения целесообразности занятий мини-футболом.

Блок № 2 - организационный. Он включает традиционно предваряющие спортивный отбор информационные мероприятия, материально-техническое обеспечение и методическую подготовку осуществляющих отбор тренеров.

Материально-техническое обеспечение процесса предусматривает наличие спортивных площадок (одну-две стандартных для игры в мини-футбол), необходимых для оценки соревновательной деятельности, а также - для проведения тестирования технической и физической подготовленности отбираемых. Желательно иметь легкоатлетическую яму для прыжков в длину. Кроме этого, необходимо наличие медицинского или иного кабинета с соответствующим оборудованием для проведения антропометрических процедур. Материально-техническое обеспечение также предусматривает наличие соответствующей аппаратуры: электронный секундомер для измерения времени выполнения тестов, видеокамеру, видеомагнитофон (или иную современную систему типа «Нева-спорт») для регистрации соревновательной деятельности.

Методическая подготовка тренеров предусматривает овладение ими всей программой тестирования, умение показать каждый из тестов, а также умение непосредственно регистрировать и анализировать технико-тактические действия в процессе двусторонних игр, проводимых при отборе.

Блок № 3 - процессуальный. Этот блок предусматривает предписание соблюдения обеспечивающих процесс методических условий и соответствующих технологических особенностей. В частности, предполагается, что юные спортсмены до отбора к специализации в мини-футболе прошли этап начальной подготовки и владеют навыками игры в футбол. Они должны быть заранее ознакомлены с тестами и владеть навыками их выполнения. Последнее, как известно, является необходимым методическим условием объективности оценки при отборе в спортивных играх.

Методика отбора предусматривает следующий алгоритм выполнения тестирующих процедур: 1) для юных спортсменов 13 и 14 лет - измерение морфологических показателей: длины тела, длины нижних конечностей, массы тела в состоянии покоя; 2) для юных спортсменов 15, 16 и 17 лет, у которых морфологические показатели не определяются: а) выполнение прыжка в длину с места; б) измерение уровня специальной выносливо-

БЛОК № 1 (целевой)

Цель - отбор юных спортсменов к специализации

Основные задачи

-4'---- Комплексная оценка подготовленности отбираемых - »- Определение целесообразности специализации в мини-футболе

БЛОК № 2 (организационный)

Информационные мероприятия

Организация - +

Материально-техническое обеспечение

Методическая составляющая

БЛОК № 3 (процессуальный)

Методические условия и особенности

Технология отбора

Владение «базой» футбола

Владение отбираемых тестовыми заданиями

БЛОК № 4 (содержательный)

Средства

Соревновательные упражнения

Тесты по технической и физической подготовке

Антропометрические измерения

БЛОК № 5 (критериальный)

Эффективность ТТД в условиях игры, разносторонность техники

Критерии — +

Уровеньтехнической и физической подготовленности

Морфологические показатели

БЛОК № 6 (контрольный)

Контроль

Контрольные нормативы втестах, показатели соревновательной деятельности

Шкалы дифференцированных оценок комплекса показателей

Рис. Структурная схема методики отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе

сти в тесте 7х50 м (целесообразней проводить на следующий день); 3) для юных спортсменов всех рассматриваемых возрастных групп: а) пробегание контрольного 30-метрового отрезка с максимальной скоростью (две попытки, учитывается время лучшей из них); б) выполнение теста «КПБЛТ» (комплексный показатель быстроты, ловкости и техники по методике А. П. Золотарева, А. И. Шамардина [6], с учетом времени уже выполненного бега на скорость.

После выполнения тестирующих процедур для всех рассматриваемых возрастных групп отбираемых предусматривается отдых, после которого проводится двусторонняя игра.

На этапах многолетней подготовки юных спортсменов при отборе к специализации в мини-футболе с технологических позиций рекомендуется использовать следующую последовательность применения соответствующего возрасту состава критериев. В первую очередь - это показатель технической подготовленности, определяемый в специальном тесте (тест КПБЛТ), а также показатели эффективности выполнения перечисленных выше ТТД в условиях соревновательной игровой деятельности. Для отбираемых 13 и 14 лет при прочих равных результатах в оценке уровня подготовленности в качестве дополнительных критериев отбора к спортивной специализации в мини-футболе следует учитывать показатели длины тела и длины нижних конечностей. Ввиду низкой информативности антропометрических характеристик для отбираемых 15, 16 и 17 лет необходимо руководствоваться оценкой уровня физических качеств в нормативных тестах учебной программы по мини-футболу.

Блок № 4 - содержательный. Он включает перечень указанных тестирующих процедур, в частности - соревновательное упражнение (игра в мини-футбол), тесты по технической и физической подготовке, антропометрические измерения.

Блок № 5 - критериальный. Содержит критерии спортивного отбора к специализации в мини-футболе, в качестве которых используются: эффективность выполнения основных ТТД в условиях соревновательной деятельности и разносторонность техники игры; уровень технической и физической подготовленности, морфологические показатели.

Блок № 6 - контрольный, включающий разработанные нами шкалы оценок и контрольные нормативы типовой учебной программы.

Оценка эффективности данной методики была осуществлена с участием 210 российских школьников, ранее систематически мини-футболом не занимавшихся, в параллельном в пяти возрастных группах (13, 14, 15, 16, 17 лет) педагогическом эксперименте. В результате установлено, что методика отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе на этапах многолетней

подготовки, основанная на применении адекватного возрасту состава критериев, отражающих уровень технической подготовленности, эффективности соревновательной деятельности, а также физических качеств и антропометрических показателей с использованием разработанных шкал дифференцированных оценок повышает эффективность процесса. Это подтверждается результатами педагогического эксперимента - преимуществом опытных групп над контрольными, в первую очередь, по показателям технической подготовленности, определяемой в тесте КПБЛТ (в зависимости от возраста на 4,2 - 23,5%). При этом наибольшая прогностическая значимость используемого комплекса критериев отбора к специализации в мини-футболе наблюдается в возрасте 13-14 лет.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев, С. Н. Мини-футбол: методическое пособие /С. Н. Андреев, В. С. Левин. - Липецк: Арес, 2004. - 496 с.

2. Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. -М. : Физкультура и спорт, 1982. - 127 с.

3. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.

4. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294с.

5. Губа, В. П. Прогнозирование двигательных способностей и основы ранней ориентации в спорте: учебное пособие / В. П. Губа, Р. Н. Дорохов, В. А. Быков, А. А. Солонкин. - М.: Олимпия Пресс, 2007. - 158 с.

6. Золотарев, А. П. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: методическое пособие / А. П. Золотарев, А. И. Шамардин. - Волгоград: Уни-версал,1991. - 33 с.

7. Золотарев, А. П. Перспективы методологии разработки автономных разновидностей футбола / А. П. Золотарев, Р. З. Гакаме, А. В. Лексаков, С. А. Российский // Теория и практика физической культуры: научно-методический журнал. - М. , 2009. - №7. - С. 36-39.

8. Мутко, В. Л. Мини-футбол - игра для всех / В. Л. Мутко, С. Н. Андреев, Э. Г. Алиев. - М. : Советский спорт, 2008. - 264с.

9. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт,1991. - 543 с.

10. Никитушкин, В. Г. Методы отбора в игровые виды спорта / В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. - М. : ИКА, 1998. - 320 с.

11. Орлов, А. В. Теория и методика мини-футбола: примерная программа дисциплины федерального компонента цикла СД ГОС по специальности 032101- Физическая культура и спорт / А. В. Орлов. - М. : РГУФК, 2005. - 72 с.

12. Чудин, А. Технология поэтапного отбора юных спортсменов 10 и 14 лет, занимающихся мини-футболом / А. Чудин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. - 2006. -№ 6. - С. 29.

METHODS OF SELECTION OF YOUNG ATHLETES FOR MINIFOOTBALL SPECIALIZATION AT STAGES OF LASTING MANY YEARS TRAINING

M. A. Zaul Rami.

Contact information for correspondence: Palestine, Ramalla, tel. +7-988-243-26-66.

The data revealing innovative methods of the selection of young athletes for the mini-football specialization are shown in the paper. These data include informative criteria and technologies of their application at stages of lasting many years training.

Key words: mini-football, young athletes, competitive activity, technical and physical preparedness, morphological indices, sporting selection, methods, criteria

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Аспирантка С. А. Евтых,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье рассматриваются возможности учета религиозных представлений как системообразующего фактора в обеспечении процесса гуманизации обучения и воспитания, формирования личностной физической культуры старшеклассников. Представлена функционально-дея-тельностная модель формирования физической культуры личности старшеклассников, позволяющая адаптировать процесс физического воспитания к потребностям и интересам учащихся с определенной степенью религиозной ориентации.

Ключевые слова: религиозные представления старшеклассников, физическая культу-

ра личности, функционально-деятель-ностная модель, гуманизация, культура, компоненты.

Проблема развития физической культуры как социального феномена неразрывно связана с формированием физической культуры личности, сущность которой видится в единстве физического, психического, нравственного здоровья, интеграции знаний, в умении организовывать занятия физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, содействующий оптимизации работоспособности и повышению активного долголетия [4]. Наряду с ними важнейшими компонентами формирования и развития физической культуры в персонифицированной форме становятся мировоззрение, потребностно-мотивационная сфера личности, а также применение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.